Патриотическое воспитание на уроке истории. Выступление «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. Пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

« Любит ли свое дерево зеленый листок

Просто он лишь с ним связанный,-

Лишь ему принадлежит.

И пока связан, пока зелен, пока жив-

Должен верить в свое родное дерево».

(Михаил Осортин,1924 г.)

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи, силою обстоятельств, ставшей первым поколением новой России. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного цивилизационного государства, на протяжении тысячелетия сформировавшей уникальную культуру, добившейся многих высот в области науки и технике. Молодежь - носители будущего великого государства, каким только может быть Россия. Учитывая, что процесс становления и воспитания молодежи, происходит в условиях разнообразных кризисов, наблюдается неуклонный рост показателей патриотизма и гражданственности, потребности молодежи в проявлении социальной активности и молодежных организациях, которые защитили бы права молодых.

Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания. И в этом значительную роль играет школа, как один из социальных институтов государства. История, обществознание и право – это те школьные предметы на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст.2 Закона РФ «Об образовании»). Воспитать достойного гражданина своего Отечества без знания своей истории невозможно. Ведь прошлое нам дано для будущего, и как знать, может, падение России было бы менее болезненным, если б мы лучше знали и помнили свою историю.

На своих уроках я применяю все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помогая ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Мои предметы открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего города, микрорайона, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Задача учителя – научить ребенка мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Ее воспитательная роль неоспорима!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются опыта родителей, у которых своя «история». Но вышесказанное касается не только уроков истории. Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Курс права направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриота своей Родины. Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д. Эффективное использование новейших педагогических технологий развивает личность школьника, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Правовой возраст», «Я- гражданин» и.т.д; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Идеология – за и против»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Неформалы»; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.

Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.

Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс.

Тема: "Права детей. Международные документы о правах детей"

Цель : 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.

2. Развивать аналитическое и критическое мышление.

3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.

Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка", жетоны.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).

Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)

Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).

Снова играем! (Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).

Что вам не понравилось в ходе игры?

Почему вам показалась игра нечестной?

Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?

Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. (На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).

Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?

Что наша жизнь – игра… И на уроках обществознания вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основные направления в системе патриотического воспитания:

Духовно-нравственное.

Историко-краеведческое.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Социально-патриотическое.

Военно-патриотическое.

Героико-патриотическое.

Спортивно-патриотическое.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, встречи с ветеранами.

Немало возможностей имеются во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, классные часы (празднование историко-юбилейных дат, день защитника Отечества, день Победы и т.д.), воспитательские мероприятия.

Большое значение имеют создаваемые учителями педагогические ситуации, которые включают в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция патриотизма.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. На темы, касающиеся семьи проводятся классные часы.

«Шежере. Моя родословная», НПК, посвященная году семьи, где ребята составляли родовое древо своей семьи, собирали фотографии, изучали семейный архив.

К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура» в 9–11 классах, на уроках литературы.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Понятие патриотизма и гражданственности

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества . Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Библиографический список

1. Сайт фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Издательский дом "Первое сентября" 2003-2009. – Режим доступа: http://festival.1september.ru , свободный.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212с.


Воспитание патриотизма на уроках истории.

(из опыта работы)

Патриотизм – это не значит только

одна любовь к своей родине. Это

гораздо больше... Это – сознание

своей неотъемлемости от родины и

неотъемлемое переживание вместе с ней

её счастливых и несчастных дней.

Толстой А.Н.

Сегодня, в век новой техники, новых технологий, мы можем наблюдать снижение общего уровня культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. В обществе теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности.

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из связующих факторов, помогающих преодолеть трудности и невзгоды, направленным на сплочение народа, был патриотизм.

Патриотизм – любовь к родине, Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Мой предмет – История Отечества - открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит патриота, гражданина.

И в это непростое время, время перемен, моя задача – задача учителя истории - сохранить в душах детей уважение к истории своей страны, семьи и родного края; воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности. Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Прекрасным примером патриотизма для ребят на уроках истории служат подвиги героев Отечества, героическая борьба народа против иноземных захватчиков, достижения ученых, таланты – соотечественники.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

В шестом классе при изучении темы «Куликовская битва» весь урок пронизан чувством глубокой преданности своей Родине, делу служения Отечеству. На этом уроке я обращаю внимание на настоящего патриота своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Урок интересно и увлекательно проходит в форме исторической реконструкции. Дети заранее получают задание – изготовить прямоугольники двух цветов (для схемы сражения) – работают по группам.

Во время урока выстраиваем полки великого князя и его противника:

«Обратите внимание, какую хитрость приготовил великий князь! (Показать на засадный полк)

Мудро поступил князь Дмитрий, расставив так полки. А в чем мудрость? Полк правой руки, посмотрите, что у вас справа (реки на схеме). А полк левой руки? (Тоже реки).

Действительно, Куликово поле со всех сторон окружено естественными преградами, что защищало русских от обхода с флангов).

Как произошла сама битва, мы узнаем из «Сказания о Мамаевом побоище» (раздаю карточки с текстом). Московский князь Дмитрий после победы получил славное прозвание Донской. Подвиг воинов на Куликовом поле всегда вдохновлял россиян, поднимал на Защиту Земли Русской». Преимущество такой формы урока в том, что ребята получают возможность участия в великой битве и победе, переживают чувство гордости за свой народ, великого полководца.

В седьмом классе мы изучаем тему «Смута». Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляю­щая, которая побуждает со­чувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источ­никами, в которых выделяются патриотические идеи, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обра­щение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». При изучении данной темы важно помочь ребятам глубже осознать, что в такие трудные годы перед народом встает выбор – объединиться на основе любви к своей родине и начать спасение своего Отечества или потерять независимость. Для изучения этой темы предлагаю обучающимся поработать над презентациями на тему: «Герои русской истории – Минин и Пожарский», «За свободу! За Отечество!», «День народного единства и согласия»; изобразить на рисунках события этого времени.

На уроке в десятом классе в ходе изучения темы «Борьба Руси с иноземными захватчиками. Роль Александра Невского» ученикам читаю стихотворение А.Н. Майкова «В Городце в 1263 году». В классе тишина, тихо играет музыка, создавая определенный настрой учеников на восприятие стихотворения.

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идет торжество:

В келье ж игуменской зрелище скорби и слёз…

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам

Князь Александр, черной схимой покрыт…

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Словно как свет просиял над его головой –

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Вопрос классу – что означают слова «Наше солнце зашло?»;

«В чём величие Александра Невского, его роль и место в истории России?»

Строчки стихотворения заставляют учеников сопереживать в этот момент всей Руси, вызывают тревогу о дальнейшей её судьбе.

Военные события в истории нашего государства, полководческое искусство героев крупнейших битв и сражений, мужество всего русского народа являются мощным основанием для воспитания патриотизма.

На уроке «Отечественная война 1812 года» воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной. Здесь очень благодатная почва для самостоятельной работы обучающихся: изучение документов, дополнительной литературы, подготовка презентаций – все это помогает провести урок в форме исследования. Предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.

Великая Отечественная война – особая страница в истории нашего государства.

Цена Победы.

За нас сражались прадеды и деды,

А в награду боль и ордена

Они всегда, безвинно умирая,

Шептали наши имена.

Цена Победы – души на распятьях

И лица жен, умытые в слезах,

Отряд солдат в поношенных пилотках

В атаку шли, с надеждою в глазах,

Ведь восемнадцать – это восемнадцать,

Но ко всем неуловима смерть,

Ушедшие навек отцы и братья –

Быть похоронен, должен каждый человек…

Цена Победы – Гордая Россия

Ни перед кем не отдавала честь,

Цена Победы – инвалиды мира

Цена Победы – такова, какая есть,

Ведь через много лет в глазах любимых,

Проявят свет в кинокартинах

И отблеск зарев, колыханье дыма

В концлагерях – жестокие насилья,

Кто был в плену – того уж нет!

Ты знаешь, какова Цена Победы?

А сколько душ война та унесла?

И чем же платим нашим ветеранам?

Лишь в день победы вспоминаем их…

Подумай, как дошли они до Берлина?

И бомбы сверху сыпались на них,

А сколько их встречают в день Победы?

Ведь их совсем немного и осталось…

Те ветераны, те седые деды,

Которые нам в будущее дали свет:

Ты береги их сердцем и душою.

Ты береги их, как самого себя.

Цена Победы – что это такое?

Это Победа – и забыть ее нельзя!

Стихотворением «Цена Победы» (автор Мишина Юлия, моя ученица) я начинаю тему в девятом классе «Великая Отечественная война». Акцентирую внимание на том, что для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Уроки по этой теме – это исследовательская работа обучающихся, работа детей над проектами: «Война в истории моей семьи», «Награды моего деда», «Село Пузачи в истории войны», «Односельчане – участники Курской битвы», «Труженики тыла», «Строительство железной дороги: Ржава – Старый Оскол». Свои работы ученики представляют в форме презентаций, очерков, сочинений. Формы проведения уроков по данной теме различны: урок – встреча с ветеранами, урок – просмотр видеофильма с дальнейшим обсуждением, урок – заочная экскурсия, уроки – экскурсии в школьный музей Боевой славы, школьный краеведческий музей, экскурсии по боевым местам - мемориал в Прохоровке, посещение музея «Третье ратное поле», посещение села Пузачи Мантуровского района.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма

к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.

В своей работе на уроке по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе история родного края, села: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека», а учитель должен правильно «повернуть этот ключик», чтобы воспитать настоящего патриота и сына Отечества.