Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ
Сентябрь
Мой город
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Рассматривание почтовых открыток, конвертов. Составление письма заболевшему товарищу. Целевая прогулка к почтовому ящику. Просмотр видеофильма «Наш город любимый». Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?». Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом». |
Сюжетно-ролевая игра «Почта». Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка». Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона». |
Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним. Экскурсия на почту за посылкой. Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали». |
Изготовление атрибутов к игре «Почта». Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу. Аппликация «Почтовый ящик». |
Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая». Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон». |
Художественная литература |
«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская) |
Октябрь
Природные и культурные объекты города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Река Кама». Слушание рассказа «Наши реки». Экскурсия на набережную Кама. Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
Волшебные картинки «Улица города». Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки». Лото «Город», домино «Мой город». |
Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города. Наблюдение за работой дворника. Уборка листьев. Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) . Помощь дворнику в уборке территории детского сада. |
Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки». Конструирование моста из строительного материала. |
Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны. |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин) |
Ноябрь
Город и село
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». Беседа о труде хлеборобов. |
Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни». |
Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия. Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома. Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине. Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине. |
Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица». «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе». |
Песня «Строим дом». Прослушивание записей народных мелодий. Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка». |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) . |
Декабрь
Транспорт нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям». Сравнение автобуса и трамвая. Наблюдение за светофором. Слушание рассказов о транспорте. Целевая прогулка по улице. Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города». Наблюдение за работой транспорта. Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?». Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…». |
Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи». |
Наблюдение за трудом шофера. Беседа с шофером детского сада. |
Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик». Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками». Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта. Конструирование транспорта из строительного материала. |
Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) . Инсценировка с правилами дорожного движения. Досуг «Знай правила дорожного движения». |
Художественная литература |
«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) . |
Январь
Архитектура нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?». Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». Экскурсия к строящемуся дому. |
Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?». |
Наблюдение за трудом маляра, строителя. Беседа по картине «Маляр». |
Аппликация «Строим дом». Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику». Конструирование «Домик из бревнышек». Рисование «Домик для куклы». Конструирование из строительного материала «Домики». |
Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) . Развлечение «Кто в домике живет?». |
Художественная литература |
«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире». |
Февраль
Воинская слава россии
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах». Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия». Слушание рассказа о российском флаге. Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам. Посещение музея боевой техники. |
Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?». |
Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. |
Рисование «Портрет папы». Лепка «Значок в подарок». Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет». Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) . |
Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) . Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) . Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) . Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) . |
Художественная литература |
«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
Март
Русская матрешка
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Такие разные матрешки». Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) . |
Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». |
Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) . |
Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки». Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Разноцветные матрешки». Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка». |
Частушки о матрешке. Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) . Развлечение «Матрешка ждет гостей». |
Художественная литература |
«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
Апрель
Городская и сельская природа
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения». Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) . Наблюдения за катерами, лодками. Просмотр видеофильма о природе города, села. Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе. Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк. Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе. |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы». Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички». Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку». |
Уборка мусора на участке. Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу. |
Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе». Лепка «Мы гуляем», «На лугу». Конструирование из природного материала. |
Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) . Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!». Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) . Развлечение «Солнышко - ведрышко». |
Художественная литература |
Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) . |
Достопримечательности нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов». Экскурсия по городу. Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов». Просмотр видеофильма о городе. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов». |
Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) . |
Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города». Аппликация «Флажки для украшения летнего участка». Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) . |
Слушание музыкальных произведений о родном городе. |
Художественная литература |
«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова) |
Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО
Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :
Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :
Отношение к себе как личности;
Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
Дом, в котором он живёт;
Родную улицу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;
Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );
Рассказ воспитателя ;
Беседы о родном городе, стране, её истории;
Наблюдение за изменениями в облике родного города;
За трудом людей в детском саду и в городе, селе;
Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;
Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
Организация тематических выставок;
Участие в общественных и народных календарных праздниках;
Конкурс чтецов;
Участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :
Анкетирование; консультации (информация) для родителей;
Родительские собрания;
Беседы за круглым столом;
Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Лилия Багманова
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Сентябрь : Тема «Моя семья»
1 неделя – Рассказы детей о членах семьи . Рассмотрение альбома «Моя семья»
2 неделя - Чтение стихов и рассказов о семье.
3 неделя - Рисование на тему «Моя семья»
4 неделя - Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Октябрь : Тема «Мой любимый детский сад»
1 неделя – Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду . Чтение стихов о детском саде.
2 неделя – Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
3 неделя – Труд по уборке листьев на участке детского сада.
4 неделя – Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Ноябрь : Тема «Мой город, в котором я живу»
1 неделя – Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе .
2 неделя – Прослушивание песен и стихов о родном городе. Рассказ о знаменитых людях города.
3 неделя – Изготовление альбома «Природа моего края»
4 неделя – Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь : Тема «Новый год у ворот»
1 неделя – Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о встрече Нового года.
2 неделя – Рисование на тему «Новогоднее представление»
3 неделя - Составление письма Деду Морозу.
4 неделя – Аппликация «Ёлка»
Январь : Тема «Наша Родина – Россия»
1 неделя – Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Объяснение значения пословиц о Родине.
2 неделя – Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
3 неделя – Рисование на тему «Моя Родина»
4 неделя – Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Февраль : Тема «Москва – главный город нашей родины» .Наши защитники
1 неделя – Экскурсии по Кремлю, Красной площади. «Прогулки по Москве» (по иллюстрациям)
2 неделя – Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины»
3 неделя – Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества»
4 неделя – Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой»
Март : Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1 неделя – Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»
2 неделя – Изготовление подарков маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой» .
3 неделя – Пение песен о маме, чтение стихов.
4 неделя – Рисование портрета «моя мама»
Апрель : Тема «Наши космонавты»
1 неделя – Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
2 неделя – Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты» . Конструирование космического корабля.
3 неделя – Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
4 неделя – Рисование на данную тему.
Май : Тема «Этот День Победы»
1 неделя – Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Встреча с фронтовиком.
2 неделя – Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
3 неделя – Экскурсия к Вечному огню.
4 неделя – Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.
Мячина Любовь Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №394"
Населённый пункт:
город Самара, Самарская область
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе"
Дата публикации:
09.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Перспективное планирование по патриотическому
воспитанию в соответствии с ФГОС в средней
группе.
Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья»
Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных
отношениях родных людей.
2. Чтение стихов и рассказов о семье.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях,
об обязанностях членов семьи.
3.Рисование на тему «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их
портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования
фломастерами и гуашевыми красками.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь
к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять
кругозор детей.
2. Чтение стихов о детском саде.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его
предназначении, людях работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: Формировать
знание
детей
с
профессиями
и
их
обязанностями
работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения
к
работникам
нашего
сада
и
стремиться
к
общению
и
взаимодействию;
воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду,
друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников
детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? »
Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать
представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине,
чувство гордости за свою страну.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков
нашей Родины.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края
3. «Флаг России»
Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность
расположения
цветных
полос
на
нём.
Воспитывать
уважение
к
государственным символам России.
4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить
знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси
– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о
русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных
мест города Самара.
Цель:
Систематизировать
и
обобщать
знания
детей
о
городе:
названии,
достопримечательности.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
2. История названия города Самара.
Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с
историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения
красотой родного города;
3 Прослушивание песен и стихов о родном городе.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского
сада)
Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке)
закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится.
Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к
своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм»
Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и
мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты,
онучи, лапти, кокошник, передник;
2. Рисование «Укрась сарафан»
Ц е л ь: развитие
художественных
навыков,
творчества,
познавательной
активности.
3. «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с
предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло,
зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми
словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль: «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера»
Цель:
Расширить представление детей о народных промыслах.
Воспитывать
интерес
к
народному
быту
и
изделиям
декоративно-
прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.
2.«Наша матрешка»
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из
которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные
ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к
народному творчеству.
3. «Защитники Отечества».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества.
Воспитывать
патриотизм,
уважительное
отношение
к
армии
и
людям,
которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.
4.Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям,
которые защищают нашу страну.
Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою
маму. Как я помогаю ей»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме,
заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание
ей.
2. Изготовление подарков маме.
Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя
природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая
о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать
навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе,
внимательное, отношение к маме.
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т.
д).
Формировать
умение
детей
поддерживать
беседу,
выражать
положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о
маме.
4. Рисование портрета «моя мама»
Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её
индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать
свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
Цель:
Познакомить
детей
с
историей
возникновения
праздника
День
космонавтики.
Словарь:
космос,
планеты,
космический
корабль,
Юрий
Гагарин.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».
Конструирование космического корабля.
Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира.
Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации
игровых движений.
4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах;
познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании;
уточнить
пространственное
расположение
геометрических
фигур.
Совершенствовать
изобразительные
умения
и
навыки.Воспитывать
любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае.
Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям
Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне,
празднике Победы, используя ИКТ.
2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.
Цель:
Побуждать
уважительно,
относиться
к
подвигу
наших
соотечественников.
Воспитывать
уважение
к
памяти
воинов-победителей,
любовь
к
Родине;
традиции преемственности поколений.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края,
умение
делать
выводы.
Воспитывать
чувства
гордости,
любви,
ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Елена Гузынина
Патриотическое воспитание в средней группе
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом ».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание . Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию : это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет .
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви , уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .
Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
Целевые прогулки;
Экскурсии;
Личный пример;
Праздники, утренники;
Игры-занятия.
1. Познавательные НОД :
Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т. д.
«Наш город» и т. д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся о брядовые праздники : «Рождественские колядки» , «Масленица» , «Посиделки» ; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в музей города, в музей костюма;
Тематические досуги «Мой край» , «Моя семья» , «Мой папа» , «Моя мама лучшая» , «Русское народное творчество» .
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как :
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания , во время которого организуются :
- «Герои войны – наши земляки» .
-«Занятия мужества» , на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая :
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника . Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся :
Выставки рисунков, поделок : «Моя мама лучше всех» , «Моя семья» , «Мой город» , альбом «Преданья старины глубокой»
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок» , «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО ;
Методическая литература;
Репродукции картин;
Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город» ;
«Моя семья» ;
Художественная литература;
Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
Карты, атлас Брянской обл. ;