Пенсия изменения в пенсионной реформе. Чего ждать от новой пенсионной реформы. Временная государственная социальная помощь

Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614 . Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом - с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст

Постепенное повышение требований к стажу

Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м - 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году - от 15 до 25 лет, с начала 2019-го - от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

Пенсионный возраст для женщин

Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех - 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Но в соответствующую статью добавили условие - для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами - в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

Для остальных действует такой график:

  • 55,5 года - для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
  • 56 лет - для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
  • 56,5 года - для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
  • 57 лет - для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57,5 года - для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
  • 58 лет - для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
  • 58,5 года - для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
  • 59 лет - для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59,5 года - для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.

Досрочные пенсии

Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы - мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, - в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону "О пенсионном обеспечении" , также смогут ее получить.

Особенности вычисления страхового стажа

Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить - за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

Размер пенсий

Пенсии будут пересчитаны задним числом - с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014-2016 годы "с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%", сказано в законопроекте, а в течение 2018 года - средний показатель за 2016-2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30-35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов ("О Кабинете Министров Украины", "О госслужбе", "О судоустройстве и статусе судей" и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою "старую" пенсию.

В 2019-2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

Накопительные пенсии

С 2019 года в Украине вводятся накопительные пенсии - это второй уровень системы, который должен дополнить первый - традиционные солидарные пенсии. Норма законопроекта предусматривает, что украинцы будут отчислять на государственный счет деньги, из которых потом получат дополнение к пенсии. Отказаться от этого смогут те, кому на 1 января 2019 года до пенсии остается меньше 10 лет. Для того, чтобы накопительная система заработала, законопроект предписывает Кабмину до 1 июля 2018 года создать для этого "институционные компоненты функционирования".

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Россиянам предложат копить на пенсию самостоятельно, рынок обязательного пенсионного страхования будет демонтирован, а деньги молчунов трансформируют в баллы ПФР

Замглавы министерства финансов Алексей Моисеев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Минфин и Банк России на Московском финансовом форуме в пятницу, 23 сентября, впервые представили детальную версию реформирования российского пенсионного рынка.

Минфин хочет дать россиянам возможность активного управления будущим пенсионным капиталом, заявил замглавы министерства финансов Алексей Моисеев. Власти признают, что заморозка пенсионных накоплений на протяжении трех лет подорвала доверие к пенсионной системе, сказал он. Тем не менее, он отметил, что видит готовность и желание россиян накапливать на пенсию. Поэтому Минфин хотел бы модернизировать действующую пенсионную систему, сказал чиновник.

«Граждане будут формировать свой пенсионный капитал самостоятельно», — сообщил Моисеев.

Согласно концепции, работодатели перестанут отчислять обязательные страховые взносы на накопительную часть пенсии (сейчас на это перечисляется 6% от фонда оплаты труда, остальное уходит в Пенсионный фонд России), рассказал замглавы Минфина. Вместо этого граждане смогут направить часть своего заработка в выбранный НПФ и копить себе на пенсию самостоятельно. Причем при желании откладывать на старость можно будет и значительно больше 6% от заработка. ​

Он отметил, что в течение двухлетнего переходного периода будущий пенсионер сможет подать заявление о переводе накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Если он останется ​«молчуном», то его пенсионные права автоматически перейдут в страховую часть, которую формирует Пенсионный фонд России (ПФР), сказал замминистра.

Для людей, отчисляющих пенсионные накопления, предполагается установить льготу в виде снижения налогооблагаемой базы, сказал Моисеев. По его словам, определенная налоговая мотивация будет предусмотрена и для работодателя.

В новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор, который будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав, сообщил Моисеев. По его словам, это будет коммерческая организация. Сейчас функции по учету пенсионных прав осуществляет Пенсионный фонд, напомнил он.

Взносы будут удерживаться работодателем из зарплаты работника и направляться в НПФ напрямую или через пенсионного администратора, рассказал Моисеев. Он добавил, что работник не будет обязан возвращать изъятые деньги в НПФ.

Кроме того, согласно проекту, будущий пенсионер сможет досрочно изъять часть накопленных пенсионных денег — не более 20% от суммы счета, — потратив их по своему усмотрению. В Минфине и ЦБ также раздумывают, чтобы разрешить досрочно снимать всю сумму накопленных пенсионных денег тем, кто оказался в «сложной жизненной ситуации», например, из-за болезни или временной потери трудоспособности.

Еще один стимул накапливать на будущую пенсию для россиян — это сохранение системы гарантирования, которая сейчас действует для пенсионных накоплений, сообщил на форуме зампред Банка России Владимир Чистюхин. Согласно опросам ЦБ, более 80% респондентов сказали, что им нравятся стимулы, которые предлагает новая пенсионная система, 50% заинтересованы накапливать на пенсию в рамках предложенной системы пенсионного капитала, рассказал Чистюхин.

Новая пенсионная система имеет преимущество, особенно для граждан со средним и высоким доходом, сказал глава совета Центра стратегических разработок ​Алексей Кудрин, также выступающий на форуме. По его словам, существующая система пенсионных накоплений для таких россиян неэффективна.

Он добавил, что примерно 60% населения, кто имеет доход ниже трех прожиточных минимумов и тратит деньги на еду, выйдут из системы добровольного пенсионного страхования. «Мы существенно сократим индустрию пенсионных взносов», — заявил Кудрин.

Анонсировал разработку новой пенсионной концепции осенью прошлого года первый зампред ЦБ Сергей Швецов. В начале этого года представители Минфина неоднократно рассказывали о готовящейся реформе пенсии. В частности, в мае Алексей Моисеев , что новая пенсионная система России, концепцию которой разрабатывают Минфин и ЦБ, будет аналогична той, что существует в Австралии и Новой Зеландии: граждане с высокими зарплатами должны будут думать о пенсии сами. Тогда он прогнозировал, что с новой системой государство сможет обеспечить пенсию в 40% от прежнего дохода для граждан, получавших небольшие доходы. «Начиная с 45-50 тыс. зарплаты вы можете копить на пенсию сами», — добавил он.​

За прошедшие 20 лет система выплат пенсии менялась несколько раз, и вот, наконец, два года назад произошла пенсионная реформа, которая устанавливает принципиально новый порядок начислений, в котором несведущий человек с наскока может и не разобраться. Изменения в пенсии коснулись всех параметров, ранее учитывавшихся при определении размера пенсионного обеспечения – стажа, среднего заработка, порядка начисления.

Суть пенсионной реформы

Последние новости для пенсионеров звучат неутешительно – в стране происходит старение населения, все больше категорий людей становятся не способными полноценно трудиться, и их обеспечение становится обременительным для пенсионного бюджета. Ранее назначение пенсионных выплат было простым и зависело от стажа, условий работы и зарплаты будущего пенсионера. Такой порядок мог применяться в следующих обстоятельствах:

  • доля занятого в разных сферах экономики населения значительно превышала число пенсионеров;
  • все работники официально платили пенсионные взносы.

В последние годы ситуация кардинально изменилась – около 40 млн граждан России являются пенсионерами, и их число в 30 гг. нашего века сравняется с совокупным числом тех, кто обеспечивает текущие отчисления в бюджет. Пенсионная реформа была вынужденной мерой, которую пришлось ввести Минфину, чтобы обеспечивать растущее количество пенсионеров деньгами. Сложность расчетов по нынешним правилам коррелирует с непопулярностью реформы среди населения.

Пенсионная реформа, разделенная на несколько этапов, призвана максимально облегчить нагрузку на работающих в данный момент граждан и, одновременно, создать для них все условия по выплате причитающихся денежных средств по достижении этим людьми пенсионного возраста. Кроме этого, гибкая система сочетания солидарной и накопительной программ снижает инфляционные и страховые риски для пенсионеров.

Как начислялась пенсия в 2015 году

С начала 2015 года люди, вступившие на порог достижения пенсионного возраста (для мужчин это 60 лет, для женщин – 55), столкнулись с новыми методиками расчета. Для многих они были непонятными, поскольку, после реформы, размер денежных выплат исчислялся не в рублях, а в неких коэффициентах, и пенсии при этом напрямую зависели от следующих параметров:

  • Срока обращения гражданина за причитающимися ему деньгами. Государство старается стимулировать как можно более позднее обращение человека за пенсионными выплатами.
  • Цены ИПК (индивидуально рассчитываемого пенсионного коэффициента). Его назначает правительство страны. В 2015 году он составлял 64 руб.
  • Официально задекларированного дохода человека и отработанного стажа.

Изменения пенсии с 2015 года

Пенсионная реформа, согласно федеральному закону, гласит, что денежные суммы, на которые может с 2015 года претендовать гражданин по достижению возраста, установленного законодательством, будут финансироваться из следующих источников:

  • отдельной суммы, зафиксированной государством на данный период времени;
  • страховой части пенсии;
  • накопительной части.

Фиксированные минимальные выплаты устанавливаются гражданину одновременно со страховой частью, а вот за финансовую долю пенсии от накопительной части отвечает он сам, поскольку эта часть платежей, хотя и является обязательной при отчислении работодателем взносов в ПФ, но инвестируется работником самостоятельно, в любой фонд, распоряжающийся подобными отчислениями.

Формирование страховой пенсии и накопительной пенсии

Чтобы знать, как формируются пенсионные средства, нужно себе представлять их источники. Работодатель с лицевого счета работника производит отчисления каждый месяц в размере 22 процентов в ПФР. Из них 16% идет на создание будущих пенсионных выплат труженика. Согласно реформе, работник может самостоятельно решить, разделять эти деньги на накопительную и страховую часть или нет.

Если работник решил обеспечить себе спокойную обеспеченную старость и делать накопительные взносы, то эти 16% делятся следующим образом – 6% идут на накопительную часть, и 10% – на базовую или страховую. Если же никаких распоряжений от работника не поступало, то все 16% поступают в страховые взносы. Человек, делающий такие платежи, должен четко представлять, что от этих распоряжений будет зависеть особый балл, или коэффициент.

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

Поскольку право на получение денег после реформирования обеспечивает специальная единица, именуемая коэффициентом, нужно знать, как ее рассчитывать. Она должна быть равной 30, чтобы человек имел возможность получать пенсию по итогам трудовой деятельности. Рассчитывается он за каждый год трудового стажа, а потом все значения суммируются, причем баллы, которые сложились до 2015 года, рассчитываются особо. Общая же формула годового ПК выглядит так: годовые страховые выплаты работника (16%) делятся на максимальную сумму страховых взносов и умножаются на 10.

Как рассчитать пенсию по баллам в 2019 году

Пенсионная реформа определяет принципы расчета страховой части, зависящей от баллов. В 2019 году нужно удовлетворять следующие требования, чтобы получать от государства денежные пособия:

  • иметь число лет общего трудового стажа более или равным 8 годам;
  • количество баллов при этом не должно быть менее 11,4;
  • возраст человека должен соответствовать установленному законодательством.

Что учитывают при расчете пенсии

Формула расчета выглядит так – ОРП = СБ х ЦИК х ПК + ФВ х ПК, где:

  • ОРП – общий размер пенсии;
  • СБ – сумма всех баллов;
  • ЦИК – цена индивидуального коэффициента;
  • ПК – установленные реформой премиальные коэффициенты, которые тем больше, чем позже человек обращается за пенсионными выплатами;
  • ФВ – фиксированные платежи.

Коэффициент СБ подсчитывается так – СБ = СВ/СВмакс х 10, где:

  • СВ – страховые взносы (16% от доходов работника, если он не решил иначе);
  • СВмакс – максимальная сумма этих взносов, которая ежегодно повышается, коррелируя с инфляцией.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Согласно положениям реформы, кроме общего трудового стажа баллы учитывают определенные моменты жизни человека, когда платежей в ПФ не осуществлялось:

  • отпуск по уходу за детьми, инвалидами, лицами старше 80 лет;
  • срочная армейская служба;
  • временная недееспособность, подтвержденная больничными листами;
  • необоснованное нахождение в местах лишения свободы;
  • пребывание жен военных, дипломатов, консулов вместе с ними там, где они не могли устроиться на работу;
  • время, когда человек состоял на учете по безработице.

Стоимость 1 пенсионного коэффициента в 2019 году

Баллы постоянно пересчитываются – к исходной, принятой в 2015 году цифре 6,6 каждый год прибавляется 2,4. Кроме этого, коэффициент увеличивается с колебанием цен. За один год пересчет происходит дважды – 1 февраля, когда у правительства есть доклад об инфляции прошлого года, и 1 апреля, при утверждении общего бюджета ПФ. Согласно этим данным, ЦИК в 2019 году достиг 77 рублей, но будет постоянно расти и индексироваться.

Министерство финансов и Центробанк разработали новую реформу российской пенсионной системы. Ведомства предлагают ввести тариф отчислений в обязательную страховую часть пенсии - 22%, а для накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. По оценкам экспертов, подобная схема выгодна только лицам с доходом выше среднего. Об этом сообщает « Коммерсантъ ».

В 2018 году в России может быть запущена новая пенсионная система, в рамках которой накопительная часть пенсии будет формироваться добровольно. Ее суть будет заключаться в упразднении модели обязательных отчислений в Пенсионный фонд, которые сейчас делают работодатели, и заменой ее добровольными платежами, совершать которые будут сами работники.

Сейчас работодатели отчисляют в Пенсионный фонд 22% зарплаты каждого сотрудника. Эти деньги делятся на три части. Базовая часть (6%) идет в счет выплаты (в будущем, по выходе на пенсию) фиксированной суммы, которая составляет сейчас 4559 рублей. Страховая часть (10%) перечисляется на индивидуальный лицевой счет работника. Данные отчисления также расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам. И накопительная часть (6%) призвана увеличиваться благодаря различным финансовым инструментам. Этой накопительной частью должны управлять независимые пенсионные фонды ежегодно дополнительные проценты, таким образом, повышая капитал и будущую пенсию для работающих граждан. Именно эту часть и забирает правительство последние годы. Впервые «временный мораторий» на части пенсии был введен в 2014 году. Затем он был «временно продлен» на 2015-й. В 2016-м взносы также «были временно заморожены.

По новой схеме 22% страховых отчислений будут направляться только в страховую часть пенсионной системы. Для формирования накоплений ЦБ и Минфин предлагают механизм автоматической подписки. В первый год отчисления с зарплаты работника составят 0%, во второй год - 1%, в третий - 2% и так далее - до 6%. Предусмотрен отказ от выплаты этого взноса на пять лет.

Эксперты считают, что данная схема не выгодна россиянам со средними или низкими доходами. По их мнению, для формирования накоплений требуется доход 50-60 тысяч рублей, тогда как средняя зарплата по стране составляет 31 тысячу рублей. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% граждан России, так как весь доход они тратят на текущие нужды.

Как отметил глава аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, схема добровольных накоплений может работать только в случае, если Минфин сможет предложить ее участникам полное обнуление НДФЛ.

23 сентября Минфин выступил с инициативой тем, чей доход превышает 500 тыс. или 1 млн руб. в год, и не платить часть пенсии тем, чей доход выше 2,5 прожиточного минимума в месяц.

23 сентября «Красная Линия» сообщала, что россияне предложением Минфина не выплачивать пенсии.

23 августа правительство вторую индексацию пенсий в 2016 году разовой выплатой. Единовременная выплата составит пять тысяч рублей.