План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе "Волшебная вода". Конспект открытого занятия "тайны воды"

Тема: «Свойства воды»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи :

Образовательная

Дать понятия «жидкость», «лед», «пар»; исследовать вкус, запах и цвет воды, познакомить со свойством «прозрачность»

Развивающая

— развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; учить делать сравнение, обобщение, анализ; развивать познавательный интерес к предмету, активизировать речь, мышление, внимание, память.

Воспитательная

— воспитывать бережное отношение к воде и водоемам.

Материалы : демонстрационный материал, вода, одноразовые стаканы, одноразовая тарелка, молоко, сок, лед, камни, термос с кипятком, зеркало, раскраски, краски, кисточки, поднос, стаканчики с водой для рисования.

Ход занятия :

Сегодня утром, когда я поливала наши комнатные растения ко мне на ладошку попала Капелька .

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. И поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Д: Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

В: Капелька из чего состоит? (Из воды) . И живет она где? В воде.

Молодцы.А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Д: Человеку, растениям, животным. Для чего? Правильно!(воспитатель показывает картинки с примерами)

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с водой.

Опыт №1 «Жидкость»

В:Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Один с водой, а другой пустой. Я буду переливать воду из стакана в стакан, а вы понаблюдайте. Слышите, как вода льется, журчит? Вода жидкая. Значит вода – это жидкость.

А хотите знать в каком еще виде бывает вода?

Опыт №2 «Лед»

В:Посмотрите, что вы видите на тарелке?

В: Подойдите, возьмите каждый по кусочку льда и погрейте его в ладошках. Что мы наблюдаем?

Д: Лед тает и превращается в воду.

В: Да, действительно, лед – это замороженная вода.

Опыт №3 «Пар»

В:Перед вами термос. В нем очень горячая вода. Ее еще называют «кипяток». Что мы можем наблюдать, если откроем термос?

Д: Из термоса идет пар!

В: Сейчас мы проведем еще один интересный опыт и узнаем, из чего же состоит пар.

Я подержу над паром небольшое зеркало. Что появилось на зеркале?

Д: Капельки воды!

В: Значит пар состоит из воды.

Ребята, а как вы думаете, можно ли такую горячую воду («кипяток») пить, купаться в ней, поливать цветы?

Д: Нет, ей можно обжечься, цветы погибнут.

В: Да, действительно, в некоторых ситуациях вода может приносить не только пользу, но и вред.

Игра «Хорошая и плохая вода»

В: Я буду называть вам различные ситуации. Если вода приносит пользу – вы будете хлопать, а если вред – топать.

  1. Дождик поливает огород.
  2. Дождик не дает детям гулять.
  3. Пожарные потушили пожар водой.
  4. Старенькая бабушка забыла закрыть кран с водой и затопила соседей.
  5. По реке плывет корабль.
  6. Мальчик промочил в луже ноги и заболел.

В: Итак, ребята, мы с вами убедились, что вода может приносить человеку и пользу, и вред. Как же надо обращаться с водой?

Д: Аккуратно, внимательно, осторожно.

В: А хотите знать, какими свойствами обладает вода? Тогда проходите к столу.

Перед каждым из вас стоят стаканчики. Как вы думаете, что в них?

Д: Вода и сок.

В: Молодцы, догадались.

Опыт №4 «Определение запаха воды»

В:Возьмите стакан с соком и понюхайте. Чем пахнет сок?(ответы детей) А теперь понюхайте воду в стакане. Чем пахнет вода?

Д: Вода не имеет запаха.

Опыт №5 «Определение вкуса воды»

В: Возьмите стакан с соком и попробуйте его. Какой по вкусу сок?(ответы детей) А теперь попробуйте воду в стакане. Какой вкус имеет вода?

Д: Вода не имеет вкуса.

Опыт №6 «Определение цвета воды»

В: Перед вами два больших стакана. Догадайтесь, что в них?

Д: Вода и молоко.

В: Давайте положим в стакан с водой камушки. Видно их? Почему?

Д: Да, потому что вода прозрачная.

В: А теперь такие же камушки мы положим в стакан с молоком. Видно их?

Д: Нет, потому что молоко белое.

В: А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

Д: Вода не имеет цвета.

В: Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

Вывод:

1.Вода необходима для жизни человека, животных и растений.

2. Вода может быть в трех состояниях: «жидкость», «лед», «пар».

3. Вода не имеет запаха, вкуса и цвета.

4. Воду нужно беречь.

(Все выводы сопровождаются наглядными картинками и символами)

В: Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Ей очень понравилось у нас в гостях. Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали, и я приготовила для вас сюрприз. Это раскраски. Все они разные, но на каждой из них изображена вода. Я предлагаю вам раскрасить их акварельными красками. Проходите за столы. (на столах заранее приготовлены краски и кисточки, но нет стаканчиков с водой). Ну что ж, ребята, приступайте, а я потом посмотрю, какие красивые рисунки у вас получились!

Д: А где же вода? Без воды рисовать не получится!

В: Ой, ребята, спасибо что напомнили! Я же приготовила стаканчики с водой, а поставить их совсем забыла! Извините, сейчас принесу!

Воспитатель выносит поднос со стаканчиками и читает стихотворение:

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Заявляю вам, друзья,

Без воды прожить нельзя!

Цели:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.

Оборудование:

Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.

Предварительная работа:

Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой...

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? (Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)
Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

Пристань «Где вода – там жизнь»

1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

Пристань «Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
- И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе.

Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

А мы продолжаем наше плавание.

Пристань «Драгоценная капелька»

Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Плывем дальше.

Пристань «Исследователи»

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей).
Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла?
Проверьте, растворяется ли в воде песок.

Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)

Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода? (Ответы.)

Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.

Пристань «Так в народе говорят»

На этой пристани мы узнаем поговорки, приметы, потешки и загадки о воде. Вы можете прочесть их на листочках, которые лежат у вас на столах.

Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.

Пристань «Вредная и полезная»

Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?
Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.

Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. На этом наше плавание закончено.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цель занятия в детском саду

  • развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материал для занятия в детском саду

  • стаканчики с водой;
  • емкости с песком и сахаром;
  • чайные ложечки;
  • термос с кипятком;
  • зеркало;

Ход занятия в детском саду

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?

Опыт 1:

В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.

— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)

— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?

Загадки о воде

1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/

2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/

3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/

4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/

5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/

6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/

7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/

Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.

Опыт 2:

Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.

— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?

Опыт 3:

Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.

— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)

— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Цель : совершенствование представления детей о разнообразных свойствах

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Речевое развитие»

Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

Обогащать словарный запас детей (гейзеры);

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование:

пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности - только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель - А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети - Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь - этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети - Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети - Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети - Нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети - Да.

(подводим детей к правильному ответу- какой цвет у воды?)

Воспитател ь - А что можем сказать о цвете воды?

Дети - Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети - Вода - бесцветная.

Первое свойство - вода без цвета (схема).

Опыт2. Вода прозрачная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком - нет.

Воспитатель - Какой делаем вывод?

Дети - Вода - прозрачная.

Второе свойство - вода прозрачная (схема).

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети - Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство - вода меняет цвет (схема).

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель - Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети - Сладкий, соленый.

Вывод : Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство - воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети - Вода ничем не пахнет.

Воспитатель - Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство - воде можно придать запах (картинка).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети - В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети - Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети - Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство - вода растворитель (схема).

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель - Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети - Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод : Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали - тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда ). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети : В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд «Круговорот воды в природе»)

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети - Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод : Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!