План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Великий праздник - Пасха.Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе. Конспект занятия на тему: "Пасха" в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Пасха»

Задачи:
- познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества..
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.
Содержание деятельности:
У нас сегодня необычное занятие.
А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков.

Расскажите, какие праздники вы знаете?
(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.

Светлое Христово Воскресение.
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование – «Христос воскрес!»
В праздник Вам дарю яйцо пасхальное.
Поздравляю, что Христос воскрес!
Наш разлад – явление случайное,
В Светлый праздник след его исчез.
Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес!

А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - на¬учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Иисус Христос воскрес.

Пасха - самый главный праздник для православных христиан.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)

К Пасхе начинали готовиться заранее. - С великого четверга вставали ещё до восхода солнца:"Кто в Великий четверток легко и рано встаёт, встаёт рано во весь год" говорили в народе. Умывались и обливались свежей водой, до первого солнечного луча старались умыть детей, "чтобы быть чистыми весь год". Отсюда и название "чистый четверг".

Мыли и украшали жилище. В красном углу подвешивали разных птиц и соломенные фонари, делали голубочков из яиц и бумаги. Старые украшения выбрасывались, а новые обозначали обновление в природе и душах. С Чистого четверга готовили праздничную еду. Творили тесто для куличей и пирогов, делали сырную пасху.

А что еще готовили на Пасху, вы мне сейчас сами скажете ребята. Для этого вам надо отгадать загадку. Слушайте внимательно.

1. Крепкий круглый пузырек

Цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут,

Расскажите, как зовут. (Яйцо.)

На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.
Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки»).

Я предлагаю вам разрисовать бумажные силуэты яиц. Выбирайте себе любые.
- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках шаблон, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.
-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
- Осмотрите свои работы (выставка)
- Чем замечательны ваши сувениры?
- О чем вы думали, когда готовили их?
- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

НАТАЛЬЯ ФЕДОСЕЕВА
«Пасха - Светлое Христово Воскресение» (конспект занятия в подготовительной группе)

Цель : обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника.

Задачи : пробудить интерес детей к народной культуре. Познакомить дошкольников с празднованием Пасхи, ее историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с ней. Уточнить значение новых слов: пасха, пасхальное яйцо, кулич, воскрешение, колокольный звон. Познакомить детей с особенностями празднования Пасхи в других странах мира.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, народному творчеству.

Подготовительная работа : беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе.

Ход занятия:

Педагог : сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы поговорим о самом главном празднике христианской церкви – Пасхе. Её называют Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

К этому празднику люди готовились 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной.

Послушайте : Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Жестокие, злые люди решили убить Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, и что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.

Мучители на голову Иисуса надели венок из колючих веток. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что любил всей душой народ, хотел ему помочь, научить жить по совести.

Враги до смерти замучили его - прибили гвоздями к кресту - распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса сняли его мертвого с креста и отнесли в пещеру. Легенда гласит: в это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.

Утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес. Этот день стали называть Светлым

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

(Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций)

Как праздновали Пасху

Педагог:

На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек, а особенно дети, имели возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Дети рассматривают иллюстрации пасхальных яиц: из дерева, кости, скорлупы, камня, ниток, фарфора, металла, украшенных бисером, драгоценными камнями и т. д.

Пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи - все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. Хозяйки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, доставали нарядные одежды из сундуков. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко.

Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. Говорили друг другу: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

Дети рассматривают яйца. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".

Поселились птицы в гнёздах,

Снег растаял как свеча.

Пахнет сладким духом воздух,

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И меня целуя, мама

Говорит: «Христос воскрес!»

Воистину воскрес!

Пасхальные игры и развлечения

Педагог : ели крашеные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры: "Катание яиц", «чоканье», «боулинг по - русски», «раскрути яйцо» и др.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасха – один из самых замечательных и светлых праздников. Его отмечают как религиозные люди, так и неверующие. При этом и те, и другие стараются следовать традициям и выполнить обряды, пришедшие к нам еще от дедов-прадедов. Несмотря на то, что суть праздника у всех народов одинакова, обычаи все же немного отличаются.

Праздновать Пасху в Австралии принято с пасхальными яйцами из шоколада или сахара. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента - билби. Этот зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи.

На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо -торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед посещением церкви.

Пасха в Болгарии

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба.

Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Пасха во Франции

Главным символом Пасхи во Франции является колокольчик.

Только во Франции можно встретить пасхальные украшения и подарки в виде рыбок и колокольчиков.

Дома украшают разноцветными гирляндами и красными ленточками

Пасха в Польше

Одна из старых традиций – «мокрый понедельник» – в понедельник все поляки стараются щедро полить друг друга водой. Вода льется на головы отовсюду: из окон, балконов, «взрываются» пакеты наполненные водой на мостовых, в вагонах метро, но все довольны и никто не жалуется.

Остаться в этот «мокрый» день сухим, считается крайне плохой приметой – вода приносит здоровье, прибыль в хозяйстве и удачу.

Пасха в Швеции

Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками - желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большую конфету.

Педагог : Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Вы много нового о Пасхе узнали на занятии. Расскажите об этом родителям, поделитесь с друзьями.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

"Воистину Христос воскрес!"

Публикации по теме:

Проведение пасхального утренника в МБДОУ "Детский сад № 16ст. Архонская стало уже доброй традицией. 15 апреля состоялся такой праздничный.

Дорогие коллеги, приближается праздник Светлого Христова Воскресения. Праздник, который считается самым святым. Само слово «пасха» означает.

Конспект занятия «Как все живое растет» (подготовительная группа) Тема: «Как всё живое растет». Программное содержание: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу,.

«Барышня с куличом». Один из самых светлых, добрых, радостных праздников. Христиане празднуют этот день в ночь с субботы на воскресенье.

МДОУ «Рябинка» Подготовили: Шульгинова О.Г. - воспитатель высшей кв. категории Казакова Л.В. – воспитатель высшей кв. категории Баранова О.В. – муз. руководитель. 2015

Цель: познакомить детей с православными обычаями празднования Христова Воскресения.

Задачи:

  1. Развивать речь как средство общения.
  2. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно – нравственной культуры (христиане, храм, колокольня, Бог, Иисус Христос, Воскресение Христово, колокола, молитва) .
  3. Ознакомление с православным праздником как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан.
  4. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики.
  5. Формировать умения работы с материалами творчества.
  6. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями церковной, народной музыки.
  7. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках.
  8. Учить детей совместной творческой деятельности.
  9. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, доброго, гуманного отношения к окружающему миру.
  10. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками.

Оборудование:

Подготовительная работа: проведён творческий конкурс поделок и рисунков тему «Светлый праздник Пасхи» . Беседа о Пасхе, просмотр видеофильмов. Чтение рассказов из УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей»

Звучит музыка. Дети входят в группу. Встают полукругом.

Здравствуйте, гости. Скоро весь православный мир будет отмечать самый светлый и главный праздник Воскресение

Христово, Пасху. В каждой семье готовятся к этому празднику. Дети, расскажите, как в вашей семье будут отмечать Пасху? (Будем печь куличи, красить яйца, убираться в квартире и т.д.)

Ведущая. К празднику Пасхи христиане готовятся: стараются стать добрее, больше помогают слабым, больным, бедным людям, соблюдают пост. Сегодня мы с вами познакомимся с православными традициями празднования Пасхи.

1 Ребенок.

Вот и пасха к нам идёт -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принесёт,
И печали унесёт.

Над лугами и полями,
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

2 Ребенок.

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.

3 Ребенок.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет полна чудес.

4 Ребенок.

Весна идет,
Капель журчит, звенит, поет,
Цветы и травы появляются,
Весной природа просыпается.

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели.
В гости Пасха к нам идёт.

5 Ребенок.

В день апрельский мы с весною
Пасху красную встречаем
И на волю всей семьей
Божьих птичек выпускаем.

Песня "Пасха пришла".

(под фонограмму)

6 Ребенок.

Птички радостно взлетают,
Птичью песенку поют,
Нас с весною поздравляют
И приветы с неба шлют.

Оркестр свистулек

(под фонограмму)

Презентация «Пасха»

1слайд «Титульный»

Праздник пасхи самый радостный и светлый христианский праздник. Это праздник спасения всех людей от зла.

Бог так возлюбил людей. Что пришёл в мир для их спасения. Он принял на Себя все плохие поступки людей.

Но злые люди не хотели. Чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили.

Но Христос победил смерть. Он Воскрес из мёртвых.

Поэтому все люди особенно радуются в этот светлый день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес» А им отвечают: «Воистину Воскрес!»

Дети особенно радуются в эти дни. В Пасху их пускают на колокольню храма и позволяют звонить в колокола.

Колокольный звон разносит радостную весть: «Христос Воскрес!»

Праздничный Пасхальный звон.

Рассказ о поделках к Пасхе

Ведущая: К Пасхе, вы ребята, вместе с родителями готовите поделки. Расскажите, кто что выполнил. (3-4 работы)

Ведущая: А играть мы будем?

Самые быстрые. Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Игра – хоровод «Золотые ворота»

Правила игры. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх) . Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами» . Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки.

Игра «Покрути яйцо»

Двое детей выходят перед детьми и крутят два яйца. У кого дольше прокрутится яйцо, тот и выиграл. (3 раза)

Ведущая: На Пасху все христиане будут христосоваться, поздравлять друг друга с Воскресением Христовым и трижды целоваться. Мы с вами, дети, как православные христиане тоже будем христосоваться, но только на Пасху.

(дети садятся на стульчики, артисты переодеваются в костюмы)

Ведущий: каждое воскресение христиане идут в церковь, молиться Богу. Послушайте, о чём молится ребёнок.

Стихотворение

Пускай дожди проходят мимо,
Пусть солнце каждый день встаёт
Лучами яркими над миром,
В сердцах растапливая лёд…

Пусть мама нежно улыбнётся,
А папа рядышком всегда
С семьёй своею остаётся…
Пусть не стучится к нам беда…

И пусть спокойным будет небо,
Цветы в лугах и детский смех,
И в доме пахнет свежим хлебом,
Благослови нас, Боже, всех!»

Сценка «Писанки для Алёнки»

Пасхальная сказка

Ведущий: Сцена раскрывается,

Сказка начинается!

Два Зайчика веселых
По лесу бежали,
И на лесной лужайке
Друг друга повстречали.

2 ой ЗАЙЧИК: Ты куда бежишь, Ушастик?

1 ый ЗАЙЧИК: Скоро Светлый Пасхи праздник

Нужно писанки купить –

Славной девочке Аленке

Я хочу их подарить.

2-й ЗАЙЧИК:

Скоро в церковь понесут

Пасху, писанки святить,

А ты крашенки Аленке опоздаешь подарить

1-й ЗАЙЧИК:

Опоздаю? Как же быть?

Кого помочь мне попросить?

2-й ЗАЙЧИК:

Ты же знаешь, в дождь и зной

Рядом я всегда с тобой!

Писанки есть у Сороки,

Нашей тетки Белобокой,

Тетка наша - мастерица,

Ей заказы шлет столица!

Ведущий:

Так два Зайчика, два друга

Побежали друг за другом.

Вот дом тетки на пути,

Как бы мимо не пройти!

А Сорока-Белобока

Уж закончила работу,

Писанки все разложила,

Их на солнышке сушила…

1-й ЗАЙЧИК: Здравствуй, тетушка Сорока.

2-й ЗАЙЧИК: Выручай нас, Белобока!

СОРОКА: Что же нужно Зайкам славным? (за уши треплет одного)

Ты же прибегал недавно…

ВМЕСТЕ: Писанки нужны нам очень!

СОРОКА: Шустрые, гляжу, вы очень. Деньги есть?..

1-й ЗАЙЧИК:

Мы… между прочим…

Думали, без денег можно..

СОРОКА: Нет! Без денег невозможно!

2-й ЗАЙЧИК: Эй, ау-у! Друзья лесные, Выручайте, дорогие.

(Прибегают Мишка, Лиса, Белочка)

1-ый Зайчик: Чтобы писанки купить,

Нужно деньги заплатить

Как без писанок Аленке?

Огорчится очень-очень

МИШКА: Да, задача, что сказать? Нужно Зайку выручать

(дает Сороке бочонок меда) :

На тебе, Сорока, меду,

Бери целую колоду,

Писанки мне дай взамен,

Самых ярких штук, так, семь.

БЕЛОЧКА:

Подарю тебе платочек,

И в придачу, вот, грибочки,

Бусы яркие примерь,

Да на шею их надень.

СОРОКА:

Вы мне радость подарили,

Я про деньги уж забыла,

Писанки мои берите,

Девочке своей несите,

Денег ваших мне не надо,

Зайцев выручить я рада.

Ведущий:

Зайки с горки на мосток

С писанками прыг да скок…

И к Аленке на пути

Захотелось им зайти

((Входят Зайчики, дают корзину с писанками)

1-й ЗАЙЧИК:

Здравствуй, милая Аленка,

2- ой Зайчик: Вот тебе, Аленка,

эти писанки в награду!

Ведущий:

И счастливая Аленка

В храм корзиночку несет

Благовест гудит повсюду:

Пасха Красная идет!

Солнце весело играет,

Небо - синие шелка!

Скоро Пасха! Скоро Пасха!

Долгожданная весна.

(дети уходят переодеваться)

Пальчиковая гимнастика

(со взрослыми) .

Заповеди для маленьких детей

10 пальчиков указывают нам на эти заповеди:

  1. Душа, всегда молись.
  2. Умеренно постись.
  3. Никого не осуждай.
  4. Никогда не унывай.
  5. За все благодари.
  6. Богатства, славы, денег – не ищи.
  7. И не гордись.
  8. И не ропщи.
  9. Но всех вокруг себя люби.
  10. И за собой всегда следи.

Ведущий: уважаемы взрослые, если мы с вами будем выполнять эти заповеди, то мы приблизимся к Богу.

Танец с фонариками

Ведущая: пусть этот свет символизирует Свет Божий.

Продуктивная деятельность

Изготовление пасхальных коробочек.

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.


Разинькова Наталья Александровна
Воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 55»
2016г. г. Воронеж
Конспект ОД в подготовительной группеТема: « Пасхальное яйцо»
Цель:
Продолжать знакомство детей с русским народными традициями, с мастерством миниатюрной росписи.
Задачи:
Учить рисовать традиционные элементы;
Уточнить предоставление об элементах декоративной росписи яйца;
Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве;
Продолжать учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
Развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Предварительная работа
Знакомство с праздником «Пасха». Рассматривание иллюстраций сизображением яиц. Игра в мини-музей писанок. Беседа о том, что в разныхвидах декоративно-прикладного искусства часто встречается одинаковыеэлементы декора.
Оборудование, материалы, инструменты:
Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники,звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые волнистые изигзагообразные линии), шаблоны в форме яйца с орнаментальными сетками;игра «Найди пару» - шаблоны в форме яйца с различными росписями. Яйца -писанки. Фотографии с изображением пасхальных яиц.
Запись колокольных звонов с пением птиц.
Аудиозапись «Арабеска».
Вода в баночках, кисти 3 шт. № 1, 2, 3 - белка, гуашь в палитре - яркиецвета, умные палочки, простые карандаши, подставки салфетки.
Корзина в ней шаблоны в форме яйца в цвете, конфеты, рушники.
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
«Справа друг и слева друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть.
Ребята на прошлой неделе мы с вами праздновали один из величайших христианских праздников. А что это был за праздник? Что обозначает слово «Пасха» (избавление, освобождение). В этот день мы празднуем победу жизни над смертью. Победу добра над злом. Это праздник торжества жизни. А что в этот праздник вы слышите повсюду (слышен звон колоколов)?
Включается аудиозапись - «Звон колокола и пение птиц»
Ребенок читает стихотворение
«Колокол дремавший
Разбудил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная Земля
Тихая долина
Разгоняет сон,
И за лесом синим
Замирает звон!
В какое время года это происходит (всегда весной, когда пробуждается природа)? А в какой день недели бывает этот праздник? Какое поверье раньше было у людей (на главную площадь люди ставили качели, а кто выше раскачается, будет самым счастливым и богатым в этом году, водили хороводы - это напоминало движение солнца, они верили, что это поможет быстрому приближению тепла)? Какая примета была в пасхальный день (если погода солнечная, то это к хорошему урожаю к жаркому лету)? Как праздновали? Что готовили? Что являлось главным символом стола? А почему? Яйцо - символ жизни, воспевание солнца как источника жизни на Земле. Что делали люди с яйцами? Как они их называли? Какие они яйца раскрашивали? Затем как стали называться яйца? Почему? Что с ними делали? Для чего их расписывали? Какой обычай был и есть в наше время? Что говорят люди друг другу на «Пасху»?
Показ яиц с росписью мастерицами.
Дети давайте рассмотрим вот эти яйца. Какую использовали мастерицы роспись? А какую роспись вы еще знаете? А какие элементы узора вы знаете?
Солнечные: круг, круг с прямыми и волнистыми линиями, сочетание кругов, круги с точками. Какой цвет?
Растительные мотивы: листья, ветки, цветки, деревья, венки.
Воздушные элементы: снежинки, дождинки, радуга.
Бесконечники: напоминают восьмерку, завиточки символизируют бесконечность жизни, возрождение природы
Зооморфорные: изображение птиц, животных (или только рожки).
А что помогало мастерицам в росписи яйца (орнаментальные схемы-сетки)?
Чем они облегчали труд (её делили на части, чтобы со всех сторон был виден ритмичный узор). А элементы можно разместить внутри участка и на пересечении линий. На основе орнаментальных сеток можно создавать множество композиций.
Игра «Найди пару»
Молодцы как вы много знаете, сегодня, когда я пришла в д/с, почтальон передал мне посылку из города Москва от детей д/с №3. Они пишут нам, что они научились только раскрашивать яйца, а расписывать еще не умеют. Но узнали, что в нашем детском саду настоящие художники и просят вас помочь им расписать яйца. Мы справимся? Тогда поспешите, порадуйте малышей научите их мастерству.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю, между пальчиков кручу
Непременно каждый пальчик, быть послушным - научу.
Поднимаюсь вверх, опускаюсь вниз, рисовать сейчас начну.
Практическая работа детей под музыку «Арабески»
Анализ
Кто хочет рассказать о своей работе? Какой у тебя узор? Цвет? Почему? Вы все молодцы, вам понравились ваши работы? Вы настоящие художники. А за то, что вы потрудились, для вас есть угощенье.