План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе. Публикации

Людмила Фомина
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников»

Тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников »

Пояснительная записка :

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной , уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой , не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей .

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей , развитие экологического сознания , мышления, экологической культуры у взрослых , их воспитывающих , формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания . Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .

Задачи :

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста .

Пути реализации :

Создание условий, экологизация развивающей среды , программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания .

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний .

Дата начала работы над темой :сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой : май 2016 года

Предполагаемый результат :

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей ;

Вторичное использование полезных отходов;

Внедрение новых технологий воспитания , обучения, развития.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Педагоги МБДОУ № 8 не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников .

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги :

Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы» . Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей» ,» Как я провёл лето», «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа :

1. НОД по теме : "Природа нашего края"; "Животный мир Татарстана; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

В течение года.

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. «Птичья столовая»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция :

«Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. День птиц (международная экологическая акция )

7. Весенняя Неделя Добра

8. «Зеленые сказки» -Экология для малышей .

Развлечение для детей

9. Проведение конкурса "Природный уголок" среди возрастных групп.

10. Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир" ("Очистим планету от мусора")

11. Выставка поделок из природного материала «Цветофруктоград»

12. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

13. Экологическая игра «Загадки природы» ,

14. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка . Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Старшие дошкольники активно включаются в природоохранительные акции – социально-значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду совместно педагогами и детьми («Мусор земле не к лицу» , «Весенняя неделя добра» , «Посади дерево» , а в некоторых принимают участие даже родители (конкурс плакатов к международной экологической акции «День птиц» , участие в подготовке к акции «Накормим птиц зимой» и др.). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных : зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Ребёнка окружают интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными : их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .

Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.

Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?

Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.

Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…

Вооружаемся литературой!

Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.

« .RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию . Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.

Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:

«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).


Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?

Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.

Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.

Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.

Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.


Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.

Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.

Задачи экологического воспитания детей:

  • Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
  • Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
  • Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
  • Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
  • Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
  • Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.


Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.

МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №4 «Золотая рыбка»

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

« ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Составила:

Кутайцева Л. А.

воспитатель группы

старшего возраста №6

Пушкино, 2011-2012 учебный год.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Концепция экологического воспитания:

« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

– Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.

– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Как можно раньше и до конца жизни, именно так можно определить границы важнейшей в наше время проблемы – экологического воспитания людей.

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология » – наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:

– всё связано со всем;

– всё куда-нибудь девается;

– всё что-нибудь да стоит;

– природа знает лучше.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Очень важно использовать рационально земельные участки. Здесь можно создать экологическую тропу, «живую Красную книгу», клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами.

Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Отмечу, что не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования. Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это часто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о её самоценности. Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. На занятиях по развитию речи используем картины о природе.

Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

– экологические праздники;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

– экологические сказки;

– инсценировки.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Интересны сказки О. Иваненко «Спокойной ночи» и «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие о неповторимой красоте природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать деревья.

После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать зимой берёзу?», «Как отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя такие сказки: «Берёзку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет», «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках висят засохшие листья». Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьях.

Книга И. Акумушкина «Это всё кошки» ценна тем, что в ней автор знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кошку все хорошо знают, но где и когда и для чего она была приручена, им неизвестно, но все её характерные особенности знакомы. Дети получают интересный познавательный материал о родственниках кошки: диком коте, который, «как прыгнет, как выскочит, зафыркает, зашипит – шерсть дыбом, спина дугой, хвост трубой…». Узнают, что родственниками кошки являются рыси. Из книги П. Онесирева «Как животных цвет защищает» дети узнают о необыкновенной приспособленности некоторых животных к природным условиям. Окраска надёжно скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а самих зверей нет».

В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока.

Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о рыбках, птицах, коте Тишке. Стремимся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в пышной летней зелени. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.

Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, белоствольные берёзки, черёмуха, акация. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.

С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши берёзы! В группе мы причитали детям книгу С. Воронина «Моя берёза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали берёзу на нашем участке. Они отмечали, что веточки у неё гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев – сквозь них даже не просвечивает солнце. Мы обращали внимание ребят на то, что среди зелёных листьев изредка мелькают жёлтые – это первые признаки осени.

Очень украшают наш участок клёны. Осенью одни из них стоят словно золотые, другие – почти красные, а на третьих смешались все цвета. Прочитали стихотворение: «Золотая осень, как же ты красива. В золотом наряде, в свете золотом…». А потом предложили посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравится осень.

Рассказывали детям, что это время года любили многие русские художники, писатели, поэты, например, А. С. Пушкин написал своё прекрасное стихотворение:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!»

После прогулки рассматривали картину И. Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали её с тем, что увидели на участке.

Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно рассматривали снежинки, их узоры и форму, интересовались, как образуется сосулька. Мы прочитали детям загадку:

Что растёт вниз головою,

Растёт не летом, а зимою.

Дети рассматривали деревья, покрытые инеем. Однажды мы прочитали детям стихотворение Л. Квитко. Там есть слова:

«Ветер веет, веет, веет,

Тёплым снегом сеет, сеет…

Пух да пух – бело вокруг.

Сразу тихо – тихо стало,

Снег лежит как одеяло».

А затем задали несколько вопросов: «Почему снег называют тёплым? Почему его сравнивают с одеялом? С чем ещё можно сравнить снег?» Предложили детям подумать, что можно сделать из снега? (Горку для санок, снежный дом). Ребята вспомнили, что снегом можно укрыть стволы деревьев и стали носить его на лопатках, возить на санках.

В один из январских дней дети вышли на участок и остановились, словно завороженные. Все деревья и кустарники были опущены белым инеем. Мы словно попали в мир сказки. Когда подошли к берёзкам мы прочитали ребятам стихотворение С. Есенина «Белая берёза»:

«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром».

Свои впечатления отражали в рисунках: кончиком кисти рисовали старательно гибкие, тонкие веточки берёзы.

Зимой мы наблюдали за воробьями и воронами. Объясняли детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину. Дети знакомились с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем использовали их в своих рассказах.

В детском саду на участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьёв, галок, сорок, синиц. Мы объясняли детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая молодая трава. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающих листьев наполняет воздух. Сколько ярких впечатлений, сколько разговоров об увиденном! Мы внесли в группу срезанные ветки тополя и поставили их в воду на окно. На улице деревья ещё стояли голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки. Прочитали детям четверостишие И. Токмановой:

А у нас, у дошколят

На окне зелёный сад,

Тут листочкам не до сна,

Тут уже пришла весна.

Прошло несколько дней. На улице потеплело, под тополями вся земля была усыпана липучками с почек: они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам. Прилетели скворцы и громко распевали свои песни. Мы сказали детям, что птицы поселятся на участке детского сада, если для них сделать домики – скворечники. Изготовить скворечники нам помогли родители и прикрепили их к тополям, самым высоким деревьям на участке. Прочитали детям следующее стихотворение:

На дворе тепло и весело

Лёд ломается в реке

Птичий домик мы повесили

На тополином сучке.

Во время прогулки обратили внимание ребят на то, что в каждом скворечнике живут по две птицы. Дети сами сказали, что это папа – скворец и мама – скворчиха. Объяснили детям, что папа – скворец собирает червяков, мошек и гусениц с деревьев и кормит маму – скворчиху, когда она высиживает скворцов. Ведь ей нельзя улетать из гнезда, иначе маленькие скворчата в яйце погибнут. Рассказали, что скворцы и другие птицы полезны, потому что они уничтожают вредителей сада, огорода и леса.

Ежедневно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родителям советовали сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.

Разрабатывая систему методов и приёмов, способствующих решению задач экологического воспитания, организовали своё исследование областью ознакомления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно. У ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроте того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения, труд по уходу за птицами на участке детского сада, игры экологического содержания, чтение художественной литературы.

С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки «героями», которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба, сало. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организуем для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, сад, река, луг. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Каждое знакомство с природой стараемся превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

С наступлением тепла посещали лесопарк, где можно было найти первые весенние цветы. Уже при первой встрече с весенними цветами напомнили детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать, объясняя это тем, что они будут радовать своей красотой других людей. С большим интересом знакомились дети с цветком мать-и-мачеха, рассматривали большие листья и слушали рассказ В. Берестова «Одуванчик». С изнанки листья мягкие, светлые, бархатистые, потрёшь о щёку – и станет тепло. – Это мать,– говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. – Это мачеха,– объясняют люди. Осторожно срезали листочки и прикладывали к щеке. Дети убеждались в достоверности сказанных слов. Рассказали, что с давних пор люди стали использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. Весной можно аккуратно, чтобы не повредить корни, срезать листья, высушить их и сдать в аптеку.

Во время первой экскурсии на луг разрешили детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напомнили, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята отдохнули, прочитали им стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг», и предложили ответить на вопрос:

На большом листе бумаги

Ты рисуешь дом с трубой

Ярко – красной краской флаги,

Небо – краской голубой.

Жёлтой краской поле летом,

Белой – парус на волне…

Ну а луг, – какого цвета?

Можешь ты ответить мне?

Все дети отвечали, что зелёный. Прочитали им рассказ М. Пришвина «Золотой луг», в котором он называется зелёным, жёлтым, золотым. Напомнили детям, что одуванчик – лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. Ребята с нетерпеньем ждали новых экскурсий. Однажды, отправляясь на луг, обратили внимание на растение у самой дороги. В связи с этим загадали следующую загадку, а именно: Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит

У него согнулись ноги,

Неприметен его вид (подорожник).

Многие дети знали лекарственное растение – подорожник, который называется так потому, что растёт у дороги. Рассказали о том, что листья подорожника оказывают лечебное действие. В лесу мы наблюдали за муравейником. Рассказали детям, что муравьи очень полезны: они уничтожают многих вредителей леса – тлей, гусениц. Не оставили без внимания и деятельность муравьёв. Дети долго и внимательно наблюдали за муравейником. Их удивляла трудоспособность этих насекомых. Также наблюдали за бабочками, пчёлами. Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в уголке природы. За лето мы собрали гербарий «Лекарственные растения», «Растения луга», благодаря которому закрепили знания дошкольников о растениях. Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. И, конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломал ветки, не разорял гнёзда, таким образом, у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.

Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание , ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопережзивания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющее существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить соблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер.

Мы уже упоминали о прогулках и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

Цель:1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда : иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

(Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

(Одуванчик).

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красной одёжке.

(Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.

Анастасия Караганова
План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе»

Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий»

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтом необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.

План работы на год

Изучение методической литературы:

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях»-2002.

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»-2001

Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н. А. Рыжова

Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко

Работа с детьми

Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада.

Экскурсия в парк. Подборка дидактических игр.

Гербарий «Растения нашего города».

Беседа по теме «Человек и природа»

Изготовление поделок.

Выставка поделок из природного материала «Подарки осень».

Участие в окружном конкурсе творческих проектов «Я исследователь»

Акция «Открытие птичьих столовых», наблюдение, кормление птиц. Вывешивание кормушек на участке детского сада.

Акция «Берегите елочку»

Изготовление поделок из природного бросового материала «Животные леса». Выставка поделок. Выступление агитбригады «Росточек".

Экскурсия в «Зимний сад» в детском саду

Выступление агитбригады «Росточек» «Сохраним мир зеленым»

Выставка рисунков «Заповедный символ»

Уход за цветами в природном уголке.

Чтение стихов, исполнение песен.

Среднесрочный проект «Вырастим огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями.

Акция «Очистим мир вокруг себя»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Уборка и благоустройство территории детского сада.

Акция «Украсим мир вокруг себя цветами» Высадка рассады цветочных растений и уход за цветами.

Работа с семьёй

Консультация «Экологическое воспитание детей» Текст консультации в родительском уголке.

Привлечении родителей к участию в акции «Очистим мир». Уборка территории детского сада от опавших листьев.

Выпуск родительской газеты

Организация выставки «Животные леса» из природного материала.

Привлечение родителей к участию в акции «Не рубите елочку, берегите елочку".

Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых» Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц.

Привлечение для участия в акции «Вырастим огород на окне».

Акция «Очистим мир вокруг себя». Работа по уборке и благоустройству территории детского сада.

Привлечение к акции «Украсим мир вокруг себя цветами».

Участие родителей в природоохранных акциях.

Экскурсии совместно с детьми. Высадка рассады цветочных растений, уход за клумбами.

Самореализация

Участие в III Окружном конкурсе творческих проектов «Я исследователь».

Оформление выставки поделок «Подарки осени»

Выставка рисунков «Заповедный символ». Презентация экологических проектов

Акция «Не рубите елочку, берегите елочку».

Акция «Открытие птичьих столовых».

Изготовление поделок из природного материала «Жители леса».

Разработка конспекта для открытого занятия. Изготовление буклетов

1. Участие во Всероссийских творческих конкурсах для педагогов.

2. Участие в конкурсе «Эколидер -2015»

3. Участие в конкурсе педагогического мастерства

4. Международный образовательный портал «Мир учителя», МААМ, сайт д/с «Сказка»

5. Экскурсии в лес, парк.

6. Отчёт по теме самообразования.

7. Выпуск методического пособия «Животные особо охраняемых природных территорий Самарской области".

План самообразования по теме :

" Экологическое воспитание

детей дошкольного возраста".

Балабановой Нины Александровны

воспитателя первой квалификационной категории

МБДОУ№1 пгт Актюбинский

Азнакаевского муниципального района

на 2015 - 2020 учебный год.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

п/п

Тема

Сроки

Форма

распространения

опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педчасов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников

Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Январь-май

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать карты мониторинга.


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II . ЭТАП - внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Март

Просмотр деятельности педагога

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Апрель

Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

III . ЭТАП - представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Сентябрь

статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Азнакаево и Азнакаевского района.

Обобщение опыта.

Май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV . Работа с семьёй

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"

2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»

Выставка

Ноябрь

Март

Семейных творческих газет «С днём рождения, детский сад»

Фотовыставка «Я и мой воспитатель»

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

День открытых дверей

Ноябрь

Апрель

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

Фотоотчет

Июнь

Июль

Август

О летней оздоровительной работе «Вот оно какое – наше лето!»

V. Мероприятия для детей

«Волшебный сундучок осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей

«Дети о родном саде»

Ноябрь

Выставка детских рисунков

"Земля - наш дом родной"

Ноябрь

Экологическое мероприятие

«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка»

Апрель

КВН и викторины по экологии

«Цветок моего настроения»

Апрель

Экологическая игра-наблюдение

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа .