Плетение корзин из бересты. Виды ручек для берестяных изделий

В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.
Слово о берёсте

Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище.
Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева.
Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.) Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток. Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут. (Литература 7)

Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.

Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание.

Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока.

Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.

Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью. (Литература 14)

Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.
Фактура - обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия.

Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны.
Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в нашей стране растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.

Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…
Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).

Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1 Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2 Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3 Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.

Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки.
Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно.

Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна.

Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

Утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности.

Срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

Единство обрабатываемого материала и технических приемов.

Традиционность форм и опыта.

Коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

Предельная экономия художественных средств.

Близость к детскому творчеству.

Нарядная декоративность, праздничность впечатления.

При малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты.

В этом состоит их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше.
В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус.
Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства.

Рабочий инструмент и принадлежности

1 Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, "щемильцы" для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

2 Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола

Сейчас такая оригинальная поделка может стать частью интерьера квартиры, дачи или офиса. Если подойти к этому занятию очень ответственно, то из бересты можно сделать: кошельки, сумочки, корзины, солонки, шкатулки, вазочки, .
Плетение на бересте – самый древний вид промысла. На Руси из этого материала изготавливали посуду, кухонную утварь, лукошки для грибов и ягод, корзинки и . Прошло много десятилетий, а этот промысел так и остается самым востребованным.

Подготовка материала

Снимать бересту необходимо острым ножом, только с «погибших» деревьев (упавших, обломившихся). Сделайте на дереве небольшой надрез, убедитесь, что древесина еще крепкая. Чтобы нарезать бересту аккуратно и ровно, для работы потребуется нож с острым и тонким лезвием. Ширина одной полосы не должна превышать 10 мм. На первый взгляд этот материал может показаться очень хрупким, но если с ним обращаться аккуратно, он почти не ломается и не трескается. Чтобы полоски были ровными, можно воспользоваться линейкой.

Этапы плетения

Разложите перед собой 6 ровных полосок, длина одной не должна быть короче 400 мм. Расстояние между каждой полоской (лентой) не более 6 мм.
Переплетаем горизонтально одну заготовку со всеми вертикально расположенными лентами. И так продолжаем далее. Плетение будет напоминать шахматную доску. Лычки укладываем аккуратно, не оставляя между ними пробелы и отверстия. Чем аккуратнее вы выложите ленты, тем изящнее будет выглядеть ваша корзина. От этого так же будет зависеть долговечность и прочность вашей поделки.

Коврик из лычек может быть следующих размеров: 12*12, 24*24. Осторожно стягиваем лычки, фиксируем канцелярскими скрепками. Как только вы увидите, что ленты заканчиваются, подсуньте следующие, и продолжайте плести корзину. Так вы сможете создать форму корзинки. Оставшиеся концы лычек начинаем прятать, аккуратно подгибая под основное плетение.

Для того, что бы корзина имела одинаковые пропорции, необходимо иметь макет (это может быть полено или пластмассовая бутылка). С помощью макета стенки вашей корзины будут ровными. Если корзина имеет заостренные углы, скреплять их можно вспомогательными средствами: нитками, проволокой или прозрачным клеем (момент).

Ручка

Каждая корзина имеет одну, уплотненную ручку. Соберите в руку несколько лент из бересты, аккуратно сложите в одну стопку. Теперь другой лентой плотно обмотайте стопку. Концы зафиксируйте.

Методы плетения

Существует несколько техник плетения декоративных корзин:

  • «в шахматку»;
  • «ступеньками»;
  • «пояс».

Применение

Если вы хотите хранить конфеты, фрукты, орехи в такой корзине, то дно можно укрепить или уплотнить плотным картоном, фанерой или тканью. Если хотите оставить подделку в качестве декора, то можно подумать и об украшениях. Чаще всего мастера используют ленты. Берестяные изделия можно украсить красками, для этого можно использовать только масляные материалы. Профессиональные мастера умеют украшать корзины сквозными узорами и отверстиями.

Создания множества видов предметов различного назначения, а также некоторых элементов изделий из других материалов.

О возникновении берестоплетения

Ничего толкового про историю возникновения берестоплетения сейчас не скажешь, я думаю. Другое дело, что о применении самой бересты засвидетельствовано не мало фактов, потому как найдены фрагменты бересты, которые применялись для письменности, например. Но согласитесь, эти новгородские письмена, датируемые XI веком, не были плетёными изделиями. Возникновение именно берестоплетения, как ремесла, по разным источникам относят в XVIII - XIX векам, а это уже не такое далёкое прошлое.

У меня нет ни цели, ни желания выяснять, когда же было сплетено первое изделие из бересты и когда это стало мейнстримом, ну в смысле, когда это ремесло получило широкое распространение.

Могу только сказать, что многие свидетельства о действительно древних ремёслах документированы на основании возраста найденных изделий из очень долговечных материалов, коим береста не является, или на основании возраста инструментов, применявшихся в производстве. Например, гончарное дело принято считать очень древним, так как найдены фрагменты керамических изделий возрастом порядка 8 тысяч лет. Сюда же отнести ткачество, потому как самый древний ткацкий станок имеет историю в 6 тысяч лет.

Но вот что интересно, если глянуть на простейшую ткань, то можно увидеть перпендикулярные нити, переплетённые между собой. Несложно заметить, что аналогичный приём лежит в основе плетения из бересты, где вместо нитей - ленты. Когда имеет место такой принцип переплетения, ничто не мешает распространить его на другие материалы, а значит почему бы не возникнуть берестоплетению, как только человеком найдено белоствольное древо. В любом случае, это всего лишь предположение и бездоказательная лирика.

Берестоплетение как ремесло

Исходя из определения ремесла (мелкое ручное производство), плетение из бересты однозначно попадает под такую трактовку. Если учесть, что берёзы широко встречаются в северной части Евразии и Северной Америки, то можно сделать выводы о приблизительной площади распространения берестоплетения, ведь когда есть материал - найдётся тот, кто будет его использовать. Иной разговор, что не каждый вид берёз пригоден для плетения, но это совершенно другая история. На нашей земле наиболее широко использовалась береста жителями Сибири и Дальнего Востока, как утверждают некоторые открытые источники.

Позволю себе ещё одно предположение о плетении из бересты: украшения из бересты, различного рода сувениры, игрушки и прочее возникли позже утилитарных изделий. Думаю, что изначально производилась посуда, обувь и может быть элементы мебели, то есть то, что позволяет сделать жизнь крестьянина комфортнее.

Для сыпучих предметов можно было сплести тару с крышкой, для сбора ягод и грибов - корзину или короб. Любой крестьянин мог на коленке сплести себе лапти или их починить прямо во время движения от деревни к деревне, если говорить об обуви. Для хранения вещей могли быть сплетены или оплетены сундуки и шкатулки. Не удивлюсь, если какой-нибудь мастер тех времён придумал головной убор из бересты.

Позже, скорее всего, стали появляться игрушки и какие-нибудь ритуальные предметы, обереги, что могло быть на прилавках ярмарок.

Если не рассматривать применение бересты в качестве плетения, то тут-то вообще изобилие: от строительства до рыболовных поплавков. Об этом можно почитать в статье про свойства бересты .

Береста могла продлить жизнь, например, расколотому керамическому изделию, если оплести его, сохранив целостность.

Плетение из бересты хорошо сочетается и с другими видами обработки бересты . Например, внешний слой туесов может быть частично или полностью сплетен, а также выигрышно дополнен тиснением и резьбой по бересте.

Чуть хуже, на мой взгляд, сплетённые элементы выглядят на изделиях, допустим, из лозы. Я бы старался воздерживаться от такого скрещивания, но это, возможно, дело вкуса. С утилитарной точки зрения совершенно не важно какие материалы применены в изделии - тут важна его конкретная прикладная польза. Лучшим решением будет компромисс между практичностью и эстетикой.

Плетение из бересты XXI

Сейчас плетение из бересты ещё живо кое-где в виде школьных кружков, живёт среди редких старых мастеров без преемников, почти не живёт на уровне предприятий, занимающихся потоковой реализацией изделий. Много сейчас на этом не заработаешь, а реализовать себя проще в областях отличных от умирающих ремёсел. Я же стараюсь в свою очередь сохранить сведения о плетении из бересты на страницах Интернета.

Конечно, можно со мной не согласиться и, набрав в Яндексе словосочетание "плетение из бересты", показать множество источников, где есть и мастера, и даже интернет-магазины с невероятным ассортиментом плетёных изделий. Да, кто-то все ещё серьёзно этим занимается, но точно не молодёжь, а значит ремесло стареет, и когда-нибудь наверняка будет потеряно.

Можно много рассуждать о причинах такого положения вещей с ремёслами в целом и плетением из бересты в частности, но только это рассуждение - бесполезное занятие. Изучив какое-нибудь рукоделие, вы или я сделаем гораздо больше, чем просто сотрясая воздух о том, что мир стал синтетическим и ничего в нем натурального не осталось.

На сайте «СПЛЕТЕНО.РУ» вы можете увидеть множество мастер-классов по плетению из бересты, где рассматривается прежде всего основы берестоплетения , позволяющие создавать самостоятельно сложные утилитарные или художественные изделия. Среди мастер-классов встречаются обучающие материалы по выполнению отдельных элементов, из которых строятся плетённые изделия, а также статьи о выполнении полноценных популярных предметов от начала до конца.

Очень надеюсь, что читателю понравятся и пригодятся сведения из статей, а ещё рассчитываю, что вы поддержите автора добрым словом в комментариях или покажете результаты своих трудов, чтобы пополнить галерею фотоматериалов.

Напоминаю, что на сайте действует система отправки ошибок, и, хотя я очень стараюсь писать доступно и грамотно, переписываю периодически некоторые статьи, получается не всегда и не так хорошо, как хотелось бы, поэтому помощь читателей в улучшении ресурса тоже не будет лишней. Спасибо всем, кто уже мне помогает сделать сайт более грамотным.

В статье использованы некоторые материалы сайта muz-school9tihvin.eduface.ru

Данный мастер-класс открывает цикл обучающих статей по плетению из бересты , благодаря которым вы изучите фундаментальные основы этого ремесла и сможете накопить опыт, достаточный для создания собственных уникальных изделий. Начать стоит понимания принципа берестоплетения, в основе которого всегда лежит «ячейка» - клетка.

Планирование и подготовка

Ранее уже рассматривалось, как подготовить материал и рабочее место . Но прежде чем приступить к плетению, необходимо представить себе изделие: форму, размер и назначение.

На этом мастер-классе я выполню изготовление примитивной салфетки, которая будет служить подставкой под кружку с горячим напитком, а вы, повторяя за мной, постарайтесь усвоить главный принцип берестоплетения и основные приёмы переплетения лент.

Итак, будущая салфетка будет представлять собой плоский квадратный многослойный коврик со стороной в восемь клеток и шириной не более 10 см. Береста является неплохим теплоизолятором, поэтому утилитарное назначение такого изделия имеет место быть.

Чтобы было проще ориентироваться, в статье размещены фотографии и схемы, изображающие технологию выполнения некоторых элементов.

Подготовка лент

Пресловутая ячейка в берестоплетении образуется краями двух перпендикулярно пересекающихся лент. В большинстве случаев используются ленты одинаковой ширины, что на пересечении даёт простую геометрическую фигуру - квадрат.

Иногда применяется и разная ширина лент, и, благодаря такому приёму, изделию придаётся интересный декоративный вид, но сильно сужается разнообразие форм и плотность плетения.

Для изготовления салфетки со стороной восемь ячеек необходимо приготовить минимум 16 лент. Лучше учесть вероятные ЧП и запастить ещё двумя-четырьмя дополнительными лентами. О длине лент рассказывается в отдельной статье.

В идеале, ленты должны быть из эластичной бересты с неповреждённым лицевым слоем. Ширина и толщина тоже должна быть одинаковой. Для обучения же подойдёт и низкосортная береста или даже бумага, но тогда ожидайте неприятностей.

Далее необходимо согнуть все ленты пополам, чтобы определить центр. Не обращайте внимание на то, что ленты могут быть разной длины и уж тем более не стремитесь нарочно подогнать их по длине - это совершенно лишнее действие, которое приведёт только к бОльшему расходу бересты. Главное, чтобы ленты были длиннее, чем ширина задуманного коврика. В крайнем случае полосы можно нарастить.

Набор коврика

Практически каждое плетёное изделие из бересты начитается с набора коврика. Коврик здесь не обязательно станет донцем, он представляет собой некую ячеистую плоскость, которую при помощи различных манипуляций можно превратить даже в ёмкость интересной формы. Так, например, два противоположных края коврика можно сомкнуть, образовав цельный цилиндр.

Набор любого коврика начинается с четырёх переплетённых лент, которые образуют четыре ячейки. Вот и весь принцип плетения из бересты - поочерёдное переплетение лент, расположенных перпендикулярно друг к другу.

Обратите внимание на фотографии: при каноническом плетении из бересты все ячейки финального изделия квадратные и одинаковые. В процессе плетения могут возникать ситуации, когда ячейке необходимо быть прямоугольной, перекрывать две-три соседних полоски, но это временно и на этапе набора коврика таких ситуаций быть не должно.

С самого начала следует позиционировать набираемые полоски бересты таким образом, чтобы их середина, предусмотрительно отмеченная линией сгиба, всегда совпадала с линией сгиба соседней параллельной ленты. Делается это для симметрии, чтобы концы каждой ленты были равноудалены от центра. В этом случае не возникнет ситуации, когда вдруг кончится одна из лент, ещё не выполнив свой манёвр переплетения.

Существует две техники плетения: прямое и косое. Определиться с выбором следует уже на этапе задумки изделия, но набор коврика одинаков для обеих техник. На этом мастер-классе я познакомлю вас с прямым плетением.

Важный момент: при наборе коврика для салфетки прямого плетении лучше самые длинные ленты расположить по краям салфетки. Они будут использованы при образовании кромки и их длина для нас будет очень критична.

Береста имеет неприятное свойство: скручиваться. Когда ленты сильно скручены, необходимо выпрямить их. Это можно сделать, протащив ленту в руках через край ножниц или другого предмета таким образом, чтобы принудительно заставить бересту скрутиться в другую сторону, скомпенсировав естественный изгиб. Будьте осторожны, чтобы не испортить нежную лицевую поверхность бересты. Некоторые сорта бересты очень ранимы, и можно наблюдать трещины на поверхности и рваный край по бокам лент и чечевичек.

Набирать коврик можно несколькими способами:

  • беспорядочно,
  • поочерёдно с каждой стороны,
  • поочерёдно попарно с каждой стороны.

Я рекомендую последний способ, так проще отслеживать линию сгиба полос по центру коврика. Посмотрите на фотографии: коврик состоит из чётного количества лент, размер каждой стороны увеличивается на две полосы за проход симметрично от центра (2 - 4 - 6 - 8 полос, всего четыре итерации для данного изделия).



Следите за плотностью плетения. Чем меньше размер просветов в углах клеток, тем качественнее и ценнее изделие, и тем сложнее его изготавливать. Для плетения могут применяться скрепки, которые предотвратят расползание лент при росте коврика и прочих манипуляциях. Скрепки также очень пригодятся, если вы решили отложить плетение на какой-то срок.




В итоге коврик симметрично набран и имеет форму квадрата. От центра коврика всегда должно отходить равное количество лент с каждой противоположной стороны. Для некоторых изделий может быть сделан прямоугольный коврик, но это все решается на стадии задумки изделия.

Плетение кромки

Следующий этап в нашем первом уроке плетения из бересты - создание края. Выполнение кромки и перенаправление лент на образование следующих слоёв - это тот момент, когда коврик оформляется в финальное изделие. На этом важном этапе может быть совершено множество ошибок, некоторые из них мы рассмотрим в процессе обучения и научимся их исправлять или вовсе не допускать.

Переверните коврик лицевой (жёлтой) стороной вниз. При прямом плетении салфетки оба торца каждой полоски во время образования кромки загибаются в противоположное направление и встречаются друг с другом.

Для удобства описания пронумеруем одни ленты Цифрами (вертикальные), а другие Литерами (горизонтальные). Ячейки будем обозначать как в прямоугольной таблице: на пересечении лент (A1...D8).

Чтобы правильно и при этом с наименьшими проблемами заплести кромку при прямом плетении, необходимо работать сразу по всему периметру изделия. Этот процесс сложно описать в рамках статьи, поэтому буду рассматривать формирование кромки на одной стороне салфетки с упором на то, что читатель самостоятельно будет проводить аналогичные действия сразу с четырьмя сторонами.

Главной кромка-образующей лентой здесь послужит лента A. Определите с какого края коврика эта лента перекрывается перпендикулярной полоской. В моем случае в ячейке A8.

Теперь загните конец ленты A (в ячейке A8) в обратную сторону белым слоем вовнутрь. При этом она перекроет крайнюю перпендикулярную ей ленту 8. Такие же манипуляции сделайте с тремя оставшимися углами.

Очень важный момент: буквенно-цифирное обозначение, которое я ввёл, не привязано к конкретной ленте и работает для каждой стороны. Повернёте коврик на 90 градусов по часовой стрелке, и лента 1 предыдущего положения станет лентой A в текущем положении. Исходя из этой поправки следует, что при загибании ленты A третьим слоем, эта самая лента A в конце своего пути должна лечь под такую же ленту А на другом углу. Надеюсь вы поняли.

У вас должно получиться, что в угловых ячейках по четыре слоя бересты, и при этом конец каждой полоски A в каждой угловой клетке находится на третьем слое(!).

На примитивных схемах показан срез ленты A, параллельный краю салфетки на разных этапах формирования кромки. Пишите в комментариях, насколько полезно такое схематическое изображение.

Далее необходимо закрепить новый слой концами лент 3,5,7. Для этого нужно загнуть их в противоположное направление, перекрыв верхний слой ленты А, и проплести под ближайшей перпендикулярной лентой (под лентой C в ячейках C3-C5-C7 соответственно). В ячейках A3, A5, A7, как и по углам, будет четыре слоя бересты. Сгибы лент на схеме показаны полупрозрачными прямоугольниками.

Когда лента не лезет под ячейку, необходимо увеличить щель между слоями с помощью кочедыка. Говоря начистоту, тут может помочь любой предмет, имеющий подходящие размеры. Мне иногда попадались под руку канцелярские скрепки, обеденные приборы или шило и т.д. Тут самое главное не порвать верхнюю поперечную ленту.

Когда конец рабочей ленты "распушился" или погнулся, можно его снова обстричь в виде трапеции и вернуть упругость.

В ячейке A1 необходимо обрезать отработавший конец ленты A вровень с краем салфетки. Убедитесь, что все четыре стороны у вас выглядят одинаково по расположению и очерёдности слоёв лент.

Пришло время воспользоваться вторым торцом ленты A. На всех четырёх сторонах следует провести такие же действия, как и с первым концом ленты A, но только в обратную сторону.

Итак, нужно загнуть конец поверх предыдущих слоёв и закрепить уже лентами 2-4-6, проплетя их под полоской B в ячейках B2-B4-B6 соответственно.

На финальной стадии кромки мы имеем шесть слоёв бересты по углам салфетки (A1 и A8) и пять слоёв на промежуточных клетках (A2-A7).

Стоит заменить, что при выполнении такой же салфетки по технологии косого плетения, количество слоёв в крайних ячейках может быть не более четырёх, в то время как уменьшение слоёв бересты прямого плетения приведёт к расслоению края.

Если говорить о выполнении кромки при прямом плетении для некой ёмкости, то главное условие отсутствия расслоения - наличие среднего слоя, который будет зажат между слоями соседних ячеек.

Завершение плетения

Когда кромка заплетена, следует приступить к наращиванию новых слоёв в каждой ячейке. В процессе завершения плетения вы неминуемо столкнётесь с двумя задачами:

  1. Стыковка и иссечение лент
  2. Выбор рабочего слоя

Дополнительно может возникнуть ситуация с наращиванием лент. Однако, обзор всех нюансов никак не укладывается в рамки данного мастер-класса, поэтому вынесу их в отдельные статьи.

На данном же этапе требуется заплести все торчащие концы равномерно в ячейки нашей салфетки. Следует стремиться к минимальному расхождению в количестве слоёв на всех клетках, а также к формированию равномерной фактуры поверхности.

Для завершения первого изделия достаточно закрыть все "белые" клетки лицевым "жёлтым" цветом.

Итак, вплетаем ленты оставшиеся концы между слоями, закрывая белые ячейки, пока не встретятся оба торца полоски бересты. Тогда один из концов обрезается, а второй конец вплетается поверх первого новым слоем. На выходе оставшийся конец иссекается в месте выхода по самому краю ячейки, чтобы не оставалось видимой части.

Рекомендуется отсекать один из встречающихся концов с остаточной длинной в ширину ячейки. Тогда этот обрезок будет упираться в место выхода второго конца, который свободно проплетётся между обрезком и верхним слоем ячейки.

Если длины ленты недостаточно - требуется вплести (нарастить) новую ленту аналогичной ширины на место предыдущей. Разумеется, длины новой ленты должно быть достаточно для закрытия всех "белых" участков.

При плетении моей салфетки получилось так, что все ленты оказались слишком коротки, но я без проблем нарастил их без ущерба эстетике и прочности.

Завершение изделия всегда является ответственным моментом, потому как формируется внешний вид изделия, и необходимо оставлять как можно меньше дефектов. По устранению таких дефектов тоже постараюсь сделать отдельную статью.

Заключение

Изготовление первого изделия - очень важный шаг в освоении технологии плетения из бересты. При создании примитивного изделия - салфетки под горячую кружку - были задействованы почти все основы берестоплетения.

Несмотря на примитивность салфетки, её простую квадратную форму, исполнение этого изделия по технологии прямого плетения является сложным процессом. Если вы сможете разобраться с формированием кромки, наращиванием лент и при этом не нарушить принцип плетения, соблюдая необходимую плотность, то в дальнейшем уже не встретите проблем с освоением этого ремесла.

Напоминаю, что при возникновении вопросов я всегда готов ответить на них в комментариях, личной переписке или даже развёрнутым ответом в виде статьи. Дополнительно прошу активнее оставлять корректные и положительные комментарии, ведь именно такая форма поддержки автора будет лучшим двигателем развития ресурса: вам не сложно, а мне приятно. :)