Плохое поведение. «Ваш сын был на митинге. За поведение — неуд Поведение неуд

В мире шоу-бизнеса мало быть красивым и талантливым – нужно уметь привлекать к себе внимание. Лучше всего совершить какой-нибудь хулиганский поступок, и некоторые в этом весьма поднаторели. Перед вами – рейтинг голливудских хулиганов

Линдсей Лохан: дрянная девчонка
Любимое занятие Лохан – игра в кошки-мышки с американским правосудием. Сможет алкоголичка выдержать условия испытательного срока или ее вновь посадят – вот и вся интрига. Летом она сбежала из клиники, где проходила принудительное лечение накачалась вином, а когда вернулась, то в ответ на просьбу медсестры «подышать в трубочку» устроила грандиозный скандал. С тех пор актриса продолжает свой алкотур по злачным местам Калифорнии. Скорее всего, беспробудный кутеж закончится общественными работами. Хотя судья намекнул, что одними метлой и совком Лило вряд ли отделается.

Мэттью Фокс: драка с женщиной
В сериале Lost герой Мэттью Фокса хирург Джек Шеппард никогда бы не позволил себе обидеть слабый пол, а вот в реальной жизни – пожалуйста. Сперва актер хорошенько надрался в баре, а потом вышел на улицу, чтобы поймать такси. «Шашечек» в поле зрения Фокса не оказалось, но актер приметил автобус, который, как он тогда подумал, без проблем доставит в нужное место. Женщина-водитель Хизер Борман по списку пропускала людей в салон, когда в дверях появился дышащий перегаром Мэттью. Хизер объяснила, что автобус заказан для частной вечеринки, и попросила актера выйти. В ответ Фокс несколько раз ударил женщину в грудь и низ живота. Тучная Хизер урезонила пьяницу кроссов в челюсть, отчего у Мэттью пошла кровь. Е успел Фокс прийти в себя, как полицейские уже взяли его под руки и доставили в ближайший участок.

Чарли Шин: король жанра
46-летний Чарли Шин уже далеко не тот горячий парень, каким был в молодости. И все же мало кто может сравниться с ним в умении поставить окружающий мир вверх тормашками. Рецепт хорошей вечеринки в стиле Шина элементарно прост: нужно снять номер в отеле, заказать проституток, купить водку, сигары, кокаин и употребить все это в максимально короткие сроки. В феврале подобная оргия чуть не стоила актеру жизни. Чарли приехал в Нью-Йорк, чтобы навестить дочек от первого брака с Дениз Ричардс. Исполнив отцовский долг, Шин отправился в отель Plaza, где склеил в баре порнозвезду Капри Андерсон. Уже в номере к ним присоединились еще четыре проститутки. После 36 часов алкогольно-сексуального марафона санитары вынесли из разгромленного номера тело, которое едва подавало признаки жизни. Но чарли Шин не был тем крутым парнем, каким мы его знаем, если бы не выписался из клиники на следующее утро – бодрый, как огурчик.

Наоми Кэмпбелл: превращение пантеры
Наоми Кэмпбелл следовало родиться дочкой русского помещика лет двести назад. Тогда она имела бы возможность безнаказанно стегать крепостных плеткой и таскать их за волосы. Однако «черная пантера» появилась на свет в ЧЧ веке – после каждой своей выходки она вынуждена не только платить штраф, но и горбатиться на общественных работах. После того, как Наоми мобильником разбила голову своей горничной, суд приговорил модель к мытью полов в гараже для мусоровозов. Пять дней красотка драила «авгиевы конюшни», но сдержанности так и не набралась: припечатала своего водителя лбом о руль, напала на сотрудников аэропорта, исцарапала случайную женщину на улице… Все закончилось в один момент: в 2008 году в Каннах Наоми познакомилась с российским миллиардером Владиславом Дорониным, который сделал с «черной пантерой» невозможное – быстро превратил ее в домашнюю кису, тихую и ласковую.

Микки Рурк: в ад и обратно
Микки Рурк с малых лет вращается в среде уличных хулиганов, проституток, сутенеров и наркоманов. «В детстве детства у меня не было. Второе детство наступило, когда я получил первый большой гонорар. Гулянка затянулась на десять лет – я пил, пил, пил, не слезая с любимого мотоцикла. И тратил заработанные деньги на штат ассистентов, телохранителей, бухгалтеров и парикмахеров», При этом актер очень страдал от имиджа голливудского красавчика и в итоге ушел в бокс, где искалечил лицо и надорвал здоровье. Целое десятилетие актер прожил в нищете. По сути, «Рестлер» Даррена Аронофски – это не только фильм-возвращение Микки Рурка в большое кино, но и удивительно точная биография самого актера. В жизни тот, кого в наши дни называют Брэдом Питтом 80-х, напортачил с лихвой. Со слезами на глазах Рурк говорит: «Я был на самом дне, но смог вновь стать человеком, который умеет отвечать за себя и свои поступки».

Мэл Гибсон: посредник святого духа
Антисемит, гомофоб и алкоголик – вот три «темный» ипостаси Мэла Гибсона. Примечательно, что все три «болезни» Мэл получил в наследство от отца, ревностного католика. Первый крупный скандал произошел летом 2006 года, когда «безумного Макса» арестовали за вождение в пьяном виде. Гибсон тогда заявил полицейскому, что евреи являются причиной всех войн в истории, а холокост – сионистская выдумка. Подобные высказывания в Голливуде, где каждый второй продюсер еврей, не могли остаться незамеченными. Мэл долго извинялся и переводил стрелки на свой якобы помутившийся рассудок. Когда же его раскритиковали за гомофобские высказывания, актер проявил характер: «Если ад замерзнет, тогда я перед ними извинюсь». Громким скандалом сопровождался разрыв Мэла с Оксаной Григорьевой. Не желая платить алименты, он ударил женщину в лицо и выбил ей зуб. Тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер сравнил Гибсона с нефтяным пятном, которое нужно «нейтрализовать» любой ценой как можно скорее. Мэл лишь пожимает плечами: он убежден, что только Бог имеет право его судить. «Фильм «Страсти Христовы» снимал через меня Святой Дух, а я был просто регулировщиком на дороге» - так опальный актер объяснил журналистам свою богоизбранность.

Кортни Лав: веселая вдова
Пик хулиганства Кортни Лав пришелся на 1994 год. То ли она пыталась забыться после самоубийства мужа, то ли, наоборот, почувствовала себя наконец свободной. В любом случае, такой сумасшедшей оторвы мир музыки еще не видел. Речь сапожника и злой взгляд, измазанный яркой помадой рот и вечно подтекающая тушь – на следующий день после смерти Кобейна Лав проснулась королевой гранжа, а пресса нарекла ее альтернативной Мадонной конца 90-х. Сейчас Кортни 47 лет, но менять рон-н-ролльный образ жизни на нечто более спокойное она не планирует. Веселая вдова одевается как портовая шлюха, закуривает новую сигарету от бычка предыдущей и продолжает, как в молодости, показывать налево и направо свои гофрированные сиськи. «Рок остается в основном мужской забавой. По иронии, все наши попытки выразить женскую сексуальность более всего смахивает на нелепое стрип-шоу», - резюмировала Кортни, объясняя журналистам феномен своего успеха.

Рассел Брэнд: опасные шутки
К 27 годам Рассел Брэнд перепробовал все популярные наркотики, выпил тонны алкоголя и переспал с двумя тысячами женщин, после чего завязал с разгульной жизнью и стал кришнаитом. Однако хулиганские замашки британцу искоренить не удалось. Не следующий день после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке он пришел в студию MTV, недев костюм Бен Ладена. В другой раз Брэнд зачитал в прямом эфире порнографический рассказ, в третий – раскрутил посетителя общественной уборной на маструбацию и сделал из этого сюжет вечернего телешоу. А самый крупный скандал разгорелся три года назад. В одном из выпусков авторской передачи комика на Би-би-си Рассел не дождался в гости 78-летнего актера Эндрю Сакса и решил ему отомстить. Не выходя из прямого эфира, Брэнд позвонил Саксу и оставил на автоответчике сообщение, что он якобы переспал с его внучкой Джиорджиной Бейли, участницей танцевальной группы «Сатанинские шлюхи». От грязных подробностей у почетного старика едва не случился инфаркт. Последовал шквал звонков от возмущенных слушателей, к тому же поведение ведущего лично раскритиковал британский премьер-министр Гордон Браун. Когда Рассела уволили, он заявил: «Я научился не шутить над людьми, не имеющими чувства юмора, потому что за это они могут тебя уволить».

В последнее время увеличилось количество подростковых преступлений.

Чем «грешат» некоторые представители молодого поколения, каковы последствия их действий, кто в ответе за молодежь, и какой должна быть профилактика - обо всем этом корреспондент газеты «Жыццё Палесся» беседовала с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Мозырского районного исполнительного комитета Ольгой Федоровной РЕУТСКОЙ.

Надо сказать, правонарушения, преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних - явление не новое. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. И основной задачей субъектов системы профилактики является минимизация причин и условий, которые способствуют совершению несовершеннолетними противоправных действий, - рассказывает Ольга Федоровна. - Предупреждение правонарушений и преступлений - одно из важнейших направлений в работе комиссии по делам несовершеннолетних, ИДН, отдела образования, спорта и туризма, сферы здравоохранения, сельских исполнительных комитетов, управления по труду, занятости и социальной защите, а также других заинтересованных служб.

- Тем не менее, количество противозаконных поступков, совершенных подростками, увеличилось…

Да, это так. За 6 месяцев 2014 года несовершеннолетними совершено 28 преступлений (за аналогичный период 2013 года их было 16). Надо отметить, что 8 из них произо-шло еще в 2013 году, 1 преступление - в 2006 году. К сожалению, произошел рост таких преступлений, как мошенничество (с 0 до 1), хулиганство (с 1 до 4), грабежи (с 2 до 3), нарушения правил дорожного движения, повлекшие причинение тяжких телесных повреждений потерпевшему (с 0 до 1), количество краж осталось на прежнем уровне (10 случаев). Значительно возросло количество фактов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, - с 2 до 8.
Знакомлюсь со сводкой преступлений, совершенных подростками совсем недавно. «Избил», «причинил телесные повреждения», «из киоска похитил бутылки с напитками», «похитил чугунную ванну и садовую тележку», «похитил чугунную радиаторную батарею отопления», «открыто похитил мобильный телефон», «похитил имущество», «в ходе транспортного происшествия причинил тяжкие телесные повреждения» - так описываются действия молодых людей. К слову, вторая по «популярности» (после хищений) строка в сводке - «сбыл марихуану», «задержан с марихуаной».

- Кто обычно является участниками преступлений?

В последнее время «лидерами» по количеству совершенных деяний являются учащиеся средних специальных учебных заведений. Всего за последние полгода их 13 человек. Семеро являются учащимися Мозырского лицея строителей, пятеро - Мозырского лицея строителей №2, один учится в Калинковичском аграрном лицее. Также среди участников преступлений - ученики школ. Их пятеро: двое - из СШ №12, один - из СШ №11, один - из Скрыгаловской СШ, один - из Творичевской СШ. Трое подростков, совершивших преступление, не заняты учебой или трудом.

- Связано ли каким-то образом увеличение количества преступлений с летними каникулами?

Нет, не связано. В летний каникулярный период вообще преступления не происходили. Большее число их было в учебное время. А вообще, 75% всех деяний совершалось на улице: с 24.00 до 6.00 было одно преступление, с 12.00 до 18.00 - 8 преступлений, с 18.00 до 24.00 - 19 преступлений. О чем это говорит?
О том, что в большей степени контролировать то, как проводят время дети, должны их родители. В принципе, одной из главных причин роста детской преступности можно назвать безответственное отношение родителей к своим детям, пьянство и аморальное их поведение. Конечно, не всегда только лишь дети из неблагополучных семей становятся на скользкий путь, такое случается и во внешне благополучных ячейках общества, но все же, судя по анализу фактов детской преступности, большее их количество совершается детьми из «трудных» семей. Хотелось бы отметить, что оба родителя несут одинаковую ответственность за воспитание и содержание своих детей. Ведь бывает так, что родители разведутся, и кто-либо из них начинает абстрагироваться от воспитания, «сваливая» все на бывшую вторую половинку. Такого быть не должно.

- Есть и другие причины, кроме родительской безответственности?

Среди других факторов, способствующих увеличению преступлений в молодежной среде, можно назвать незанятость их в свободное от учебы и работы время, падение нравственных устоев. Нужно констатировать и недоработки субъектов системы профилактики: несвоевременную организацию профилактической работы, отсутствие контроля со стороны администрации учреждений образования по вовлечению в общественно-полезную деятельность подростков. Также несвоевременно выявляются факты семейного неблагополучия, из-за чего трудно сразу оказать помощь подростку и его семье в сложной жизненной ситуации. Все это значит, что заинтересованные службы должны плотнее работать друг с другом, работа с подростками ни в коем случае не должна сводиться к переписке между службами.

Какую роль в системе противодействия подростковой преступности играет комиссия по делам несовершеннолетних?

Основная форма работы комиссии - рассмотрение административных дел. За текущий период было проведено 8 заседаний комиссии, из них 5 - выездных. Большее количество рассматриваемых дел связано с нарушением антиалкогольного законодательства, т.е. распитием несовершеннолетними спиртных напитков в общественных местах. Существенным наказанием является штраф. Возраст ответственности несовершеннолетних - 16 лет, до этого ответственность за них несут законные представители (родители или опекуны), поэтому штрафуем их. Конечно, если материальное положение семьи шаткое, стараемся штрафом не усугубить ситуацию.

Ольга Федоровна, каковы, на ваш взгляд, слагаемые успеха в профилактике правонарушений среди юного поколения?

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних может стать действенной только в том случае, если инициатива по ее осуществлению будет исходить не только от специалистов, работающих в системе правопорядка и правосудия, но станет одной из основных задач многих государственных и общественных организаций. Активную роль в воспитательной работе с трудными подростками играют волонтеры молодежных общественных организаций. Следует также, на мой взгляд, не только искать новые формы организации занятости детей и подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, но и обновлять, совершенствовать уже существующие. Например, есть клуб «Подросток» при ИДН: думаю, основными задачами его должны быть приобщение детей к поиску смысла жизни, формирование привычки реально оценивать свое поведение, желание стать активным участником общественной жизни. С целью профилактики противоправных действий подростков проводятся многие мероприятия. Среди них - комплекс мероприятий в рамках межведомственной программы «Забота», в которой задействованы все заинтересованные ведомства региона. Уверена, что успех в работе и в дальнейшем будет достигаться только в нашем тесном взаимодействии.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Неуд … Орфографический словарь-справочник

Банан, неудовлетворительно, плохо, двойка, пара, два Словарь русских синонимов. неуд см. двойка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

неуд. - неуд. не удалось договориться назначена ёбка у декана оценка в зачётке студ. образование и наука, фольклорн. неуд. неудовлетворительно оценка … Словарь сокращений и аббревиатур

неуд - НЕУД, а, м. Что л. плохое, дурное. Из шк., сокращ. «неудовлетворительно» (оценка) … Словарь русского арго

М. разг. Отрицательная оценка знаний или поведения учащихся; неудовлетворительно I; двойка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неуд, неуды, неуда, неудов, неуду, неудам, неуд, неуды, неудом, неудами, неуде, неудах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

неуд - н еуд, а …

неуд. - неудовлетворительно (оценка) … Русский орфографический словарь

неуд - (2 м); мн. не/уды, Р. не/удов … Орфографический словарь русского языка

А; м. Разг. Неудовлетворительно (отрицательная оценка знаний и поведения учащегося). Получил н. за контрольную. За поведение всё время неуды ставят … Энциклопедический словарь

Книги

  • Чернодырье , Николай Кокурин. Быть или не быть - что лучше? Небытие, из которого все вышли в Бытие, - это Рай, в который мы должны вернуться, или Ад, куда возвращаются только получившие «неуд» по поведению? Или же скорби…
  • Осторожно! Злой препод! , Александра Мадунц. Мы все учились понемногу... или помногу - это уж как кому повезло. Помните свою первую учительницу? А злобную математичку, влепившую вам первый "неуд" в институте? Конечно, да. Интересно…

В развитии успешных теннисистов родители играют определяющую роль — это аксиома. Шансы, что игрок раскроется полностью, еще больше возрастают в тех случаях, когда родители юного спортсмена сотрудничают с тренером. К сожалению, нередки случаи, когда родители, желая своему ребенку только блага, замедляют его развитие. Разберемся в этом более детально.

Людям свойственно ошибаться. Игроки делают ошибки, тренеры допускают обидные промахи, родители, как правило, тоже не безгрешны. Самой распространенной проблемой многих родителей является отсутствие знаний . Они тратят кучу денег на профессионального тренера, едут на турнир и … благополучно гробят всю работу, проделанную игроком. Причем делают это неосознанно.

Взрослые забывают, что турнир — это стрессовый опыт для каждого игрока и своими действиями они, порой, только усиливают это давление. Теннис — во многом умственная игра, в которой эмоциональный контроль и способность справляться со стрессом, являются важнейшими навыками. Родители, которые этого не понимают, похожи на невидимого противника за пределами корта, с которым их ребенку необходимо регулярно сражаться.

Неверный язык тела Игроки учатся вести себя правильно между розыгрышами и многим родителям не помешало бы сделать так же. С точки зрения игрока, правильный язык тела помогает сосредоточиться, контролировать эмоции и создавать сильный образ для противника. С другой стороны, язык тела является решающей формой поддержки, которая нужна теннисисту в сложные моменты матча. Правильно вести себя во время просмотра поединка — это навык, который отсутствует у многих родителей. Взгляните на тренеров профессиональных теннисистов — они никогда не демонстрируют разочарования или недовольства игрой своего подопечного. Только поддержку и уверенность, но никак не гнев!

Бессмысленные наставления Турнир — это тест всех навыков, приобретенных игроком во время занятий. Теннисисты ежедневно впахивают на корте, чтобы получить больше преимущества над противником. Роль тренера как раз и заключается в том, чтобы научить игрока ответственности, умению самостоятельно найти решение, когда ход поединка складывается не в его пользу. Многие родители этого не понимают и начинают давать ненужные советы прямо во время матча.

На самом деле — это обман. Суть теннисного матча — увидеть, кто имеет больше навыков и кто может воспользоваться ими более эффективно, чтобы выиграть встречу. Если же родители начинают сыпать рекомендациями во время каждого перехода, то, таким образом, автоматически отучают детей самостоятельно искать решение собственных проблем. Подобная “поддержка” — поможет игроку выиграть матч, но не улучшит его навыков в долгосрочной перспективе. Отсутствие такой опеки сразу же сказывается на игроках, когда они начинают путешествовать сами. Без помощи родителей они не в состоянии выиграть ни одного матча, поскольку у них нет ответственности и навыков решения проблем. Чтобы не повторять эту ошибку, говорите со своими детьми после матча. Не делайте этого во время поединка, потому что так вы только вредите собственному ребенку!

Пока он выигрывает — ему можно все Еще одно неправильный шаблон поведения, которым грешат многие родители. Пока их чадо выигрывает матчи, ему позволено ломать ракетки, вести себя по-хамски или есть нездоровую пищу. Разделение игры на “победы-хорошо, поражения — плохо” чревато серьезными проблемами в будущем. А все потому, что эта оценка не объективна. Игрок может проиграть матч, но при этом оставить на корте все силы. Разве стоит его наказывать за это? Научите своих детей выкладываться по максимуму в каждой игре, независимо от результата. Поражение не будет таким горьким, если теннисист будет понимать, что сделал все, что в его силах.

В качестве итога отметим, что теннисистам очень сложно построить успешную карьеру без участия и поддержки родителей. Отношения с ними иногда бывают хорошими, иногда плохими, но поддержка семьи игрокам нужна всегда. Только так они могут сосредоточиться на спорте и в полной мере раскрыть собственный потенциал.

Практически во всех образовательных организациях (которые, повторяю, должны не только обучать, но и воспитывать) оценивают только способность учащихся приобретать знания, то есть их обученность, умение решать задачи, выполнять тесты, писать без ошибок. Воспитанность же не оценивается никак. То есть вообще. В итоге же получается, что успешность всего образовательного процесса у нас выражена именно в отметках за успехи в одной, менее важной его составляющей, а вторая, более важная, полностью выпадает из процесса оценивания.
«Да, но как оценить воспитанность? Это же просто невозможно! Обученность - совсем другое дело, оценить наличие или отсутствие знаний по конкретной теме куда проще, чем выяснить, насколько человек воспитан, к тому же не существует понятных всем критериев воспитанности, это полная чушь!» - примерно такие аргументы можно услышать от тех, кто убежден: ничего менять не нужно, надо оставить все как есть.
Сторонники гуманистического пути развития нашего образования также воспринимают предложение оценивать уровень воспитанности в штыки, но при этом заявляют, что оценка вообще вредна, даже по предметам, и надо в принципе отказаться от отметок, которые только портят, мешают детям расти свободными творческими личностями.
Безусловно, оценить уровень воспитанности довольно сложно. Это вам не тройка по математике или пятерка за диктант. Но, по мнению целого ряда специалистов, можно. И доказательством тому служат многочисленные методики, позволяющие этот уровень определить (а значит, и оценить). Доводы же, что воспитанность невозможно шкалировать и что не существует единиц измерения воспитанности («в чем вы ее собираетесь измерять - в метрах? градусах? граммах?»), также не выдерживают критики. В конце концов единицы измерения тревожности тоже нет, а методики определения уровня тревожности (тест Тейлора, шкала Спилберга - Ханина) есть, и ими пользуются во всем мире.
Чтобы вернуть разговор в русло понятных всем материй, напомню, что и в гимназиях царской России, и в школах СССР существовали отметки за поведение и прилежание. Которые есть не что иное, как проявление воспитанности. Грубо говоря, воспитание человека проявляется в его действиях, поступках, стремлениях, а это, как ни крути, и есть поведение (сознательное и ответственное отношение к своим обязанностям) и прилежание (мера ответственности учащегося за учение, степень его добросовестности, старания, усердия и исполнительности).
То, что этим показателям, существующим независимо от знаний, умений и навыков по отдельным предметам, всегда уделялось огромное внимание, говорит тот факт, что нормой считалось поведение учащегося не ниже «отлично». Все остальное было отступлением от нормы и было чревато определенными мерами воспитательного воздействия.
Вот как об этом пишет Аркадий Гайдар в повести «Школа»:
«Старичок, училищный доктор, приложил ладонь к моему лбу и, даже не измерив температуры, поставил вслух диагноз: «Болен острым приступом лени. Вместо лекарства советую четверку за поведение и после уроков на два часа без обеда».
Инспектор с видом ученого аптекаря одобрил этот рецепт и, позвав сторожа Семена, приказал ему отвести меня в класс.
<...>
Через два дня мне сообщили, что за самовольный побег из школы учительский совет решил поставить мне тройку за поведение. Тройка обычно означала, что при первом же замечании ученик исключается из училища».
Не грех вспомнить и знаменитую повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Там все поступки учащихся заносились в специальный «штрафной» журнал, что, разумеется, очень не нравилось нарушителям дисциплины. Между тем хочу отметить, что кондуиты впервые были введены в Германии еще в XIX веке, и автором этой инициативы был основатель научной педагогики Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ и психолог. То есть звезда первой величины.
После революции от всех этих пережитков прошлого решили отказаться. Тогда все были уверены, что советские школьники - народ сознательный, советские педагоги - люди гуманные, они вполне способны обойтись мерами убеждения. Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский постановлением «Об отмене отметок» запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Но прошло время, и страна была вынуждена вернуться к опыту царской России. В 1943 году нарком просвещения РСФСР Потемкин утвердил «Правила для учащихся», а еще через год подписал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». В этом эпохальном документе было сказано:
«Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы. В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.
Выдача свидетельств аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении».
Иными словами, было не в абстрактной форме, а на бумаге, четко и понятно расписано, как должен себя вести советский школьник и что будет, если он не захочет этого делать. И дисциплина странным образом резко улучшилась. В дальнейшем гайки были ослаблены. Так, утвержденная в 1970 году министром просвещения СССР Михаилом Прокофьевым Инструкция о выставлении оценки поведения учащимся средней общеобразовательной школы информировала, что поведение теперь следует оценивать не по пятибалльной системе, а словами: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».
При этом оговаривалось, что «Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся. Оценка «примерное» должна выставляться лишь той части учащихся, поведение которых может служить примером для других школьников.
Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, определенные Правилами для учащихся, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Эта оценка характеризует поведение значительной части школьников. Выставление ее не должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие.
Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами для учащихся, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобщественных поступков, имеющих характер правонарушений».
Чем же грозил школьникам этот самый «неуд» по поведению?
В постановлении Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года №749 «Об Уставе средней общеобразовательной школы» на этот счет сказано:
«Учащиеся выпускных классов, имеющие годовую неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к экзаменам, они получают справку о том, что ими прослушан курс средней общеобразовательной школы. Экзамены на аттестат о среднем образовании они могут сдавать в последующие три года в установленном порядке после представления положительной характеристики с места работы».
То есть стимул вести себя хорошо и соблюдать правила поведения был более чем весомым.
Но в конце 80-х, в эпоху перестройки, отметки за поведение и прилежание были официально упразднены письмом Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 №10135/25. Еще через несколько лет было едва ли не официально провозглашено, что школа должна только обучать, воспитывать не ее дело.
А теперь давайте вспомним о том, что за последние четверть века ситуация с дисциплиной учащихся, поведением детей в классе и на перемене, мягко говоря, не улучшилась. И есть все основания полагать, что это стало следствием отсутствия обратной связи, выраженной в постоянной оценке педагогом поведения и прилежания каждого школьника, а также полной безнаказанностью за совершенные проступки.
В этих условиях довольно сложно говорить о повышении статуса учителя и образовательной организации. Ведь ученики прекрасно понимают - что бы они ни вытворили, им все сойдет с рук, ведь двойку же за плохое поведение теперь не ставят, а если и поставят, то только как отметку по предмету, и ее всегда можно оспорить, причем учитель в этом будет виноват на 100 процентов. Ну а записи в дневнике и пресловутые характеристики выпускников вообще никто не читает.
Но ведь нелишне напомнить о том, что в каждой школе есть устав, где прописаны правила поведения школьников. И каждый педагог обязан следить за неукоснительным соблюдением этих правил, потому что дисциплина - основа нормального функционирования любого учреждения. Следить и оценивать, кто и как себя ведет.
«А судьи кто?!» - негодуют противники этой идеи, намекая, что у каждого учителя субъективный взгляд на мир, что поведение можно расценить по-разному, и совсем не хочется, чтобы у взрослых появилась еще одна палка для наказания ребенка, еще один повод для страха, и вообще нужно действовать не кнутом, а пряником...
Да, верно: судьи - те же самые люди, которым вы доверяете выставлять отметки за знания по физике, биологии, физкультуре, информатике. И они как профессионалы обязаны мастерски владеть любым инструментом оценивания, будь то отметка по предмету или по поведению. В противном случае, если вы им не доверяете в одном, не стоит доверять и в остальном.
Но лучше все-таки доверять.

От редакции

А как вы считаете, нужно ли вернуть в школу отметку за поведение? Если нет, то почему, если да, то как это поведение следует оценивать?
Свои предложения направляйте по адресу: vim@сайт