Почему мальчик ведет как девочка. Девчонка-сорванец. Сильные женщины рядом

психолог-консультант, кандидат психологических наук Елена Виноградова

ОШИБКА СИСТЕМЫ

Люда — системный администратор. Дальше можно не продолжать, само слово« сисадмин» уже говорящее: перед глазами возникает образ патлатого юноши, одетого в то, что утром первым выпало из шкафа. Он на «ты» с компьютером и на «вы» с расческой. Представим вместо юноши девушку, и получится Люда. Она ходит с неизменной прической — две тонких косички, в одной и той же одежде — джинсах и серой майке, хочет говорить только о собаках и софтах. «Гарри Поттер» для нее — это компьютерная игра, аборт — аварийное завершение программы, а здоровается она словом« ку!». А еще у нее любящий муж и столько друзей-мужчин, сколько не снилось ни одной« нормальной» девушке, например мне. Кстати, Люда может легко починить компьютер и подтекающий кран, прибить полку, а при виде мыши… нет-нет, я не о компьютерной — при виде обычной живой мыши упадет в обморок, скорее, ее супруг. Словом, подруга относится к так называемым маскулинным девушкам, в которых преобладает мужское начало.

И что же в этом плохого? «Ничего, — уверяет психотерапевт Александра Золотницкая, — мы живем в эпоху, когда можно примерить разные манеры поведения. Иногда свобода переходит в крайности: девушки соревнуются с мужчинами, пытаются подчинить их себе. Проблемы начинаются там, где мужские качества, приобретенные, вступают в конфликт с женскими, заложенными природой». То есть между Людой-компьютерщиком, Людой-хозяином в доме и Людой-потенциальной мамой троих детей могут возникнуть разногласия. И все же конец ХХ века породил множество маскулинных девушек, которым не нужен классический женский образ жизни вообще. Почему? Психологи считают: дело может быть…

…В СЕМЬЕ

« Я росла с тремя старшими братьями, и мне не хотелось играть в куклы, когда рядом шла „войнушка“ или бегали пираты. Со временем я влилась в компанию, друзья братьев стали и моими, научили меня разбираться в компьютерах, машинах и спорте, ну, а я, понятно, старалась соответствовать. Было бы нелепо заявиться на футбольный матч в кружевах, поэтому джинсы и кроссовки вытеснили в гардеробе юбки и платья. К тому же наша семья не могла себе многого позволить, поэтому мне приходилось „донашивать“ игрушки и увлечения старших. Потом я сделала короткую стрижку: так было удобнее. И срослась с мальчишеским образом. Думаю, так получилось еще из-за того, что родители никогда не подчеркивали, что я девочка. Наоборот, мне внушали, что нужно быть сильной. Никогда не понимала, чем макраме лучше картинга и почему я должна выглядеть нежно, если мне нравится спортивная одежда. Между тем оказалось, что молодым людям нравятся девушки не только в розовых рюшечках: я никогда не жаловалась на отсутствие внимания и рано вышла замуж. Кстати, супруг одобряет мой внешний вид и не жаждет видеть на мне платья и туфли на каблуках. При этом я отзывчивая и ласковая, за мной ухаживают мужчины, у меня много подруг. Могу сказать, что жизнь у девиц в кедах складывается не хуже, чем у особ на шпильках!» АРИНА, 25

Комментарий эксперта: «Бывает так, что люди следуют ожиданиям родителей, даже не осознавая этого — как в случае с нашей героиней. Поведение Арины абсолютно нормально: джинсы и традиционно мужские увлечения не отнимают у нее возможности по‑своему проявлять женственность. Судя по тому, что в семье все хорошо, можно предположить, что девушка умеет быть заботливой и внимательной, а это важнее внешнего вида. Положительный опыт общения с братьями научил ее выстраивать гармоничные отношения с людьми(и да, с мужчинами), и если она не любит кокетничать или разговаривать об одежде, в этом нет беды. А вот перемена стиля только в угоду общественным стереотипам может вылиться в пониженную самооценку и даже невроз».

…В АМБИЦИЯХ

« Не представляю романтичную дамочку в нашей профессии. Я работаю юристом уже больше 10 лет, а в этой сфере нужны жесткость, собранность. Никаких сантиментов! Бойцовские качества родители воспитывали во мне с детства. В 6 лет отдали в секцию легкой атлетики. Особого успеха в спорте я не добилась, но характер закалился. Строгий тренер только смеялся над нашими неудачами: „Упала? Ничего страшного, каждый синяк — шаг к победе!“ Выносливость пригодилась и в работе. Я прошла долгий путь в банковской сфере — от специалиста до руководителя юридической службы. Потом ушла из банка и открыла консультационную фирму. У меня пять сотрудников, и от каждого я требую полной отдачи. Если вижу, что человек не готов выкладываться, задерживаться на работе, конкурировать, предпочитаю распрощаться. Слабакам у нас не место. Благодаря такой политике затраты окупились в первый же год. Да, пока бизнесом управляют мужчины, мы должны разговаривать с ними на одном языке, и я предпочитаю пробиваться с помощью их же приемов. Глупо было бы общаться с китайцами на испанском и надеяться при этом, что тебя правильно поймут. В семье я тоже заняла активную позицию, все бытовые вопросы решаю сама. Муж занят своей работой, он доволен расстановкой сил, а хозяйственные заботы никогда его не интересовали. Недавно я сделала ремонт в нашей новой квартире, лично договаривалась с бригадой, следила за ходом работ. Зато для мужа это был огромный сюрприз, и никаких хлопот!» ЖАННА, 34

Комментарий эксперта: «Поведение героини нормально настолько, насколько позволяет ей реализовывать себя и свои желания в других жизненных сферах. Избавляться от женского ради успехов в бизнесе не всегда эффективно: феминный стиль лидерства позволяет быть достаточно гибкой. И советую не забывать о том, что когда у деловой леди нет в жизни ничего, кроме работы, счастье от одержанных ею побед будет неполным. Если же, как в случае с Жанной, дама-управленец переносит рабочий стиль общения на дружеские и семейные отношения, это может вызывать неприятие. Если она использует командный тон не только с подчиненными, но и дома, то сама создает нездоровый климат в семье. Правильнее будет сочетать мужские и женские качества и гибко проявлять их в соответствии с ситуацией».

…В СТЕЧЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

« В школе я была типичной „барышней“: короткие юбочки, красивые туфельки. До тех пор пока, возвращаясь под утро с выпускного, не встретила возле дома двух пьяных парней. Им приглянулась моя сумочка и, подозреваю, кое-что еще. Пять утра, все спят. Рассчитывать на помощь было бесполезно, и я поняла, что придется самой защищать себя. Сделав вид, что слушаюсь, я протянула грабителям сумку, а потом изо всех сил ударила одного из них тяжелым зонтиком, который, к счастью, был у меня в руке, и, сбросив туфли, пустилась наутек. Хорошо, что я быстро бегаю! Потом долго просила родителей встречать меня, чувствовала себя беззащитной. Я перестала носить туфли на каблуках, стала выбирать невзрачную одежду, записалась в секцию карате. Так спокойнее. Мужчинам в современном обществе живется легче, чем женщинам. Почему бы не научиться у них тому, что делает жизнь проще и интереснее? Когда я изменила манеру одеваться, заметила, что со стилем изменился и характер. Я стала спокойнее, рассудительнее, не принимаю решения под влиянием эмоций, исхожу из логики. Думаю получить второе высшее экономическое образование: мне кажется, там мои новые качества найдут отличное применение. Я не перестала быть девушкой, я просто взяла лучшее у противоположного пола». МАРИЯ, 22

Почему некоторые девочки своими повадками очень напоминают мальчиков , а мальчики изо всех сил пытаются быть похожими на девочек? Давайте рассмотрим причины, по которым дети хотят вести себя как противоположный пол. Как выявить нездоровые отклонения в поведении ребенка ?

Не такие как все

Специалисты из области имеют свою терминологию на таких « особенных» деток. Мальчиков , которые ведут себя как девочки называют феминными (от латинского слова- femina- женщина), а « непохожих» на себя девочек - маскулинными (от латинского слова - masculinus - мужской).

Каждый человек является индивидом. Анатомическое не определяет его истинный пол. Это относиться как к детям, так и к взрослым. У ребенка пяти лет должно быть уже полностью сформирование понимание своей роли и половой принадлежности. Но бывает так, что случается некий сбой. Причиной может стать нарушение в эндокринной системе или особенности воспитания в семье.

Легче исправить ситуацию, когда дело в неправильном воспитании. К примеру, мальчика воспитывали в « женской компании», или мама, очень ждавшая дочку, но родившая сына так и не смогла смириться с истиной. Все гораздо хуже, когда причина в гормональном фоне ребенка - несоответствии гормонов.

Маскулинность девочки и феминность мальчика часто являются предвестниками нетрадиционной ориентации в будущем. Если у вас есть подозрения, что ваш ребенок имеет некие отклонения от обычного развития - обратитесь к специалисту- эндокринологу. Не откладывайте визит на потом, возможно ребенку понадобиться лечение гормональными препаратами.

На формирование половых центров мозга влияет центральная нервная и эндокринная системы. Эти центры вырабатывают гормоны, которые соответствуют половой принадлежности человека. Но бывает так, что из-за ряда нарушений половые гормоны не совпадают с половым строением человека. В детстве очень сложно поставить правильный диагноз, поскольку все дети развиваются индивидуально, кто-то быстрее созревает, а кто-то позже. В пубертатном (подростковом) возрасте ситуация немного выравнивается, и стает понятно, что у ребенка есть отклонения в половом развитии .

Странные мальчики

Некоторые родители начинают беспокоиться, смотря на своего сына, который играет в дочки-матери, любит куклы и предпочитает девичью компанию. Это беспокойство напрасно, такое поведение скорее говорит о том, что малыш вырастит хорошим семьянином, он умеет налаживать отношения с противоположным полом. Тревожным звоночком можно назвать отсутствие « мужских игр» у ребенка, а также, если малыш всегда выбирает роль « мамы», а не « папы».

Очевидным фактом того, что мальчик феминный стает его тяга к переодеванию в женскую одежду. Признаком феминности стает нездоровый интерес к женской парфюмерии и косметике, такие мальчики просто обожают носить мамины туфли, при этом долго разглядывают свое отражение в зеркале. Если это единичный случай, то не пугайтесь - это обычное детское любопытство. Но в случае, если такие моменты повторяются довольно часто - пора родителям задуматься.

Феминные мальчики не любят грубые мужские компании , предпочитая находится в женском обществе. Характер у большинства из них очень мягкий и спокойный,они очень любят участвовать в девичьих разговорах. С мужчинами ведут себя игриво и женственно, стараясь даже пококетничать.

Внешне такие мальчики не очень отличаются, но вот манера разговора, грациозная походка, очень сдержанная речь говорит об их особенности. Феминный мальчик имеет свое представление об « идеальной» девочке , и старается этому образу соответствовать.

В своих сновидениях эти мальчики часто видят себя девочками . Это подтверждают тесты психолога. На просьбу специалиста нарисовать человека, феминный мальчик обязательно нарисует девочку .

Если такие проявления случаются у вашего ребенка, но это не является системой, то не стоит беспокоиться. Вас должно насторожить постоянное нетипичное для мальчика поведение , которое усиливается с возрастом. Если ребенок заводил разговор о том, что он хотел бы родиться девочкой , а не мальчиком , или шла речь о смене пола- это явный признак конфликта сексуальной идентичности. К сожалению, жизнь такого мальчика будет очень нелегкой.

Непонятные девочки

Здесь все в точности наоборот. Маскулинные девочки не проявляют даже малейшего интереса к играм типа « дочки-матери», к мягким игрушкам и всяким бантикам. Зато с удовольствием побегают с мальчишками во дворе в «войнушку». Как вы, наверное, уже поняли, ее роль в этой игре будет чисто мужской, а не роль медсестры или женщины-воина. В любых играх они выбирают только мужские персонажи.

Свой внешний вид маскулинные девочки также стараются подкорректировать к более мужскому. Они с выраженным негативом относятся к ленточкам-бантикам, платьям и юбкам. Их стрижки короткие, не требующие особого ухода, безо всяких заколочек. В одежде эти девочки выбирают шорты, штаны, широкие футболки, носят их, подчеркивая мужской стиль. Но пристрастие к мужской одежде сегодня не является признаком конфликта сексуальной идентичности, ведь многие подростки выбирают нынче популярный стиль одежды - « унисекс». Как отмечают социологи, сегодня общество « маскулинно ориентировано», которое поощряет женскую эмансипированность. Да, в современном мире трудно быть « принцессой »- в бальном платье с рюшами и лакированных туфельках. В таком наряде сложно прыгать, бегать, вести подвижный образ жизни. Поэтому большинство девочек и девушек выбирают более удобную одежду в виде джинсов и футболок.

Маслулинные девочки на дух не переносят « телячьи нежности»- поцелуи и обнимания с матерью или другими родственниками, они дружат исключительно с мальчиками и изо всех сил пытаются быть похожими с ними. Но еще в довольно раннем возрасте проявляют свою влюбленность к женщине (будь- то актриса или певица). Свои чувства проявляют достаточно активно и даже агрессивно, на подобие мужчинам.

Движения этих девочек лишены всякой женственности, они напористы и резковаты. В разговоре часто встречаются грубые выражения, свое поведение они характеризуют как « идеального мальчика ». На просьбу психолога изобразить человека маскулинные девочки обязательно нарисуют мужчину. Их интересы прикованы к различной технике, самолетам, машинам, это же они рисуют и в своих картинках. Начиная с раннего детства, девочки просят называть их мужскими именами, игнорируя свое собственное имя. На вопрос прохожего - « Как тебя звать?», малышка может назвать себя Володей или Андреем. А смотря на короткую стрижку и шорты, окружающие верят, что перед ними не девочка , а шустрый мальчик.

В подростковом возрасте маскулинные девочки часто говорят о том, что хотели б сменить пол. Некоторые из них так и поступают. Но не стоит родителям беспокоиться, если их дочь выявляет желание быть независимой, имеет четкую цель достичь высокого карьерного рост а, откладывая создание семьи и рождение детей на потом. Это, скорее всего, влияние современного « маскулинно ориентированного общества», а не признак неполадок в эндокринной системе девушки.

Мамы обычно эту тему между собой не обсуждают, и, тем не менее, если ребенок ведет себя несоответствующим его половой принадлежности образом, это определенно вызывает беспокойство у родителей. В первую очередь, мама и папа переживают о том, что их дитя может вырасти с так называемыми нетрадиционными сексуальными предпочтениями и, как следствие, начинают ребенка перевоспитывать, заставлять вести себя, как «нормальный», по их мнению, человек. Но правильно ли это? Всегда ли нестандартное поведение ребенка может быть связано с какими-либо психическими отклонениями? На эти вопросы журналу GLOSS ответила социальный педагог и эксперт в области зависимостей и рискованного поведения Юлия Кашина.

Почему так происходит?

Гендерная идентичность и половая принадлежность - это довольно сложные биосоциальные процессы, которые включают в себя осознание принятие своего тела, отождествление себя с определенным полом, представления о половых ролях, закрепленных в обществе, а также положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Родители довольно часто задаются вопросом, почему ребенок переодевается в одежду, предназначенную для детей противоположного пола и почему играет не с «теми» игрушками. На самом деле, зачастую дети дошкольного возраста играют в переодевание просто для того, чтобы почувствовать, каково это - быть мужчиной или женщиной, папой или мамой. Подобные игры помогают ребенку лучше познать и понять мир вокруг себя. Однако могут быть и другие причины:

  • Дети считают, что родители предпочитают именно противоположный пол для ребенка. Возможно, младший ребенок другого пола имеет особый статус или к нему по-другому относятся. Ребенок считает, что родители хотели ребенка не его пола, поэтому старается завоевать их любовь путем переодевания в одежду подходящего пола.
  • У детей нет близкого человека их пола в окружении, почему они не могут перенимать какие-то привычки в поведении и в стиле одежды. Отцы бывают слишком заняты или работают вдали от дома, или же в семье просто нет отца.
  • Некоторые мальчики счастливы быть мальчиками, но не любят слишком жесткие, мальчишеские игры - им нравится нечто другое.
  • Некоторые девочки в восторге от всех гонялок-стрелялок, которыми заняты мальчики, даже если большинство других девочек не видит в таких играх ничего привлекательного.
  • Мальчик, растущий с сестрами, может думать, что в платье он сможет привлечь больше внимания родителей. Возможно, у него не складываются отношения с отцом или мама постоянно говорит что-то плохое о мужчинах.

Совет родителям: предоставьте равные возможности своим детям. Пусть мальчик играет в менее мальчиковые игры, например, в куклы, парикмахера, занимается творчеством, поет, участвует в театральных постановках. Не отказывайте девочке в мальчишеских занятиях, если ей это нравится: футбол, баскетбол, борьба, машинки, в конце концов. Многие девочки, и даже женщины, играют в компьютерные игры-стрелялки, оставаясь при этом вполне себе прекрасным полом!

Всегда ли такое поведение ведет к гомосексуальности?

Разумеется, многие родители, оказавшись в такой ситуации, желают узнать, не ведет ли такое поведение ребенка к гомосексуальности?

Существуют различные точки зрения на происхождение этого явления. Считается, что причины возникновения гомосексуальности могут быть биологические и психологические. В первом случае его основы видят во врожденных нарушениях функционирования мозговых структур, генетической запрограммированности или в нарушении баланса гормонов. Во втором - основной причиной называют нарушенные отношений в семье, ошибки воспитания и неблагоприятные микросоциальные условия в подростковом периоде.

Наиболее популярным психологическим объяснением происхождения гомосексуальности остается психоаналитическая теория, основы которой были заложены Зигмундом Фрейдом. Гомосексуальность, согласно этой теории, может быть вызвана серьезными нарушениями раннего развития. Например, чрезмерной эмоциональной фиксацией на матери, что приводит к поискам объекта, которого можно любить, как это делала мать. В качестве причин указывали также на нарциссизм, страх кастрации, зависть к старшим братьям и отсутствие сильного отца как объекта для идентификации. Как результат нарушенных семейных отношений рассматривали появление страха перед противоположным полом и невозможность контактов с ним. Экспериментальные попытки проверки психоаналитической модели не всегда свидетельствуют в её пользу. В одних исследованиях многие гомосексуалисты демонстрировали большую враждебность и меньшую эмоциональную привязанность и к матери, и к отцу по сравнению с контрольной группой.

И, тем не менее, многие семейные факторы способствуют гомосексуализму у женщин: они вырастают в семьях с враждебной доминантной матерью и отстраненным, не уверенным в себе отцом, в то время как другие имеют интенсивные соблазняющие отношения с отцами, а их матери зациклены на себе и отстранены. Девушка также может избегать мужчин из-за детского чувства вины перед матерью и страха разочарования и отвержения отцом, если она отважится обратиться к нему. Она может одинаково бояться того, что отец удовлетворит ее потребности и того, что он отвергнет ее. Большинство авторов обращают особое внимание на недостаточность раннего общения с матерью и недоступность отца для компенсации этого дефицита. В результате возникает сильнейшее неосознаваемое двойственное отношение к обоим родителям, и девочка либо непосредственно ищет хорошую мать, на которую она могла бы быть похожа, либо в поиске матери становится похожей на отца.

Исследователи утверждают, что у гомосексуальных мужчин в семье присутствовал враждебный отец, который не установил доверительных поддерживающих отношений с сыном и подавляющая мать, которая могла вести себя соблазнительно, вовлекая сына в чрезмерную близость. В том случае, если есть любящий адекватный отец, то есть возможность предупредить развитие гомосексуализма у сына. Если семейные отношения серьезно нарушены, и родители не имеют между собой удовлетворительных отношений, а фокусируют все внимание на гомосексуализме сына, то в данном случае на психосексуальное развитие мальчика влияют оба родителя.

Необходимо помнить, что даже если есть какие-то предпосылки для формирования гомосексуализма или возможные нарушения, которые, как нам кажется, могут привести к нему, решающий момент и окончательный половой выбор человека возникает только после наступления половой зрелости и зависит от многих, не поддающихся учету факторов . Окончательно понять, является ли человек гомосексуалистом, можно только после его выбора партнёра для жизни, объекта любви и привязанности во взрослом возрасте. Таким образом, все эти переодевания, «не те» игры, немальчишеское или недевчоночье поведение могут, но не должны стать предпосылками для развития гомосексуальности ребёнка. Они могут просто указывать на возможные ошибки в воспитании, недостаток внимания к ребёнку и его потребностям, подавлению его чувств или желаний, непринятию его особенностей, а также гендерным стереотипам родителей. Прежде всего необходимо понять причины такого поведения у ребёнка, пересмотреть своё отношение к ребёнку.

Обращение к мамам

Мама - это наш первый мир, наша первая жизнь, земля обетованная. Все самое важное и основополагающее связано с нашей мамой. Мать имеет безграничное и глубокое влияние на душу ребёнка в любом возрасте. Всё, что транслирует мать, сразу уходит в бессознательные пласты нашей психики. Рядом с любящей матерью ребёнок чувствует себя спокойным, уверенным, счастливым - он в безопасности. И, наоборот, когда мать отвергает ребёнка - жизнь для него теряет смысл. Отверженные дети получают от матери бессознательное послание: «Не живи!», и ребёнок его реализует. Например, постоянно болеет, находится в депрессии, отказывается иметь друзей и т.д.

Отношение отца к ребёнку и ребёнка к отцу тоже формирует мать. Она - единственный посредник между ними. И от того, разрешит ли она в своей душе отцу и детям любить друг друга, будет зависеть жизнь не только самих детей, но и внуков, и правнуков. Теряя связь с мужским (отцом, дедушкой, другим значимым взрослым), мальчик теряет главные для его выживания качества: способность самостоятельно принимать решения, не зависеть от отношения к нему окружающих, отстаивать открыто свои границы, принципы, интересы, ценности. Охранять и защищать свою семью и территорию. Он может не стать гомосексуалистом, но не сумеет сформировать все эти качества, если мать всё берёт на себя - решает, наказывает, ограничивает, запрещает.

Как мама относится к своему ребёнку в душе? Может ли она любить своего ребёнка безусловной любовью: принимать таким, какой он есть, соглашаясь с его особенностями и судьбой?

И ещё много чего хочется сказать мамам, чтобы он воспитали настоящих женщин, настоящих мужчин - уверенных в себе, целеустремлённых, способных любить и быть любимыми, способными вступать в отношения с противоположным полом и продолжать род. Но об этом еще много можно говорить. Поэтому обойдусь коротким посланием мамам.

Любите своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким хотелось, чтобы он был! Тогда у него откроется путь к возвращению к своей спонтанности. Тогда, возможно, он поймёт, что прекрасно быть девочкой или мальчиком - тем, кем он родился. А может он решит по другому, но сам, не стремясь чего то избежать или кому то угодить. В любом случае, возможно счастье. Задайтесь вопросом, что вас тревожит, почему вы не можете быть счастливы, каковы ваши отношения с противоположным полом? Обратитесь к специалисту и попытайтесь прежде всего понять, принять и полюбить себя и своего партнёра.

Чем раньше родители спохватятся и начнут работать над собой, тем больше возможностей будет у ребёнка построить свою счастливую жизнь.

В подготовке данной статьи были использованы следующие материалы:

Фэйрчайлд Б.Хейворд Н. (1989) «Теперь Вы знаете: Что должен знать каждый родитель о гомосексуализме»

Бибер, Х.Дейн, О.Динс, М.Дрелич, Х. Гард, Р. Гандлек, М.Кремер, А.Рифкин, К. Вильбер, Т. Бибер «Гомосексуальность: психоаналитическое исследование». Нью-Йорк. 1962г

Шон Берн.2004 «Секреты психологии мужчины и женщины».

— Мамочка, купи мне куклу Барби! — просит маленький мальчик.
— Ты же мальчик, давай я куплю тебе машинку.
— Нет, я не хочу машинку... Ну тогда розового пони!.. Ой, я хочу вон то красивое платье принцессы! Ну купи, пожалуйста, мамочка!

Женщина в ужасе представляет, что скажет ее муж, если узнает, что она купила сыну куклу или платье. Достаточно того, что мальчик уже примеряет ее одежду, туфли на каблуках и танцует перед зеркалом!


— Он должен в футбол играть, а не танцевать! Мужик растет или кто?! — возмущается муж.

Сына часто принимают за девочку — он такой милый и нежный с красивыми выразительными глазами и длинными ресницами. Да он и сам предпочитает играть в компании девочек или остаться дома один со своими любимыми мягкими игрушками. А среди мальчишек ему некомфортно — они дерутся, толкаются, кричат. А он совсем не такой! Чуть что — сразу в слезы и бежит домой.

В чем причина такого поведения сына?

«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана поможет ответить на этот вопрос.

Мальчик с нежной душой

Мальчик с тонкой душой и хрупким телосложением является носителем кожно-зрительной связки векторов . Он эмоциональный, нежный, чувственный, сострадательный, человечный. У него близки слезы. Из него никогда не вырастет «настоящий мужик» в привычном обывательском смысле. Он другой по своей природе.

С раннего детства, сравнивая себя с другими, он видит, что он не такой, как остальные мальчишки. В то время как они играют в войну или казаков-разбойников, лазают через забор и по деревьям, его это пугает, для него это большой стресс, а они, чувствуя это, бессознательно толкают его, бьют, обижают. Он, конечно, играет с ними, но ему всегда страшно, и тогда он бежит домой, ища защиту, а там грубый отец или властная мать, которые грозятся «добавить», если еще раз увидят слезы. И ребенок с чувствительной, тонкой натурой вмиг лишается чувства защищенности и безопасности , у него появляется жуткий страх.


Папа орет:
— Что ты как девка! Надо быть мужчиной! Ты мужик или баба?! Дай сдачи ! Не реви!
Мальчик старается не плакать, сдерживается изо всех сил, потому что папа суровый и рука у него тяжелая — так страшно! А еще он понимает, что сдачи никогда не даст — просто не сможет ударить другого.

Этот страх — первая эмоция, с которой рождается кожно-зрительный человек. А потом он развивается и его эмоции идут на усложнение — он становится чувственным, способным к сопереживанию и сильной любви. А пока ему страшно, и он бессознательно ищет способ снять этот страх, и находит. Одеваясь в женское платье , маскируясь под девочку, на которую он так похож внешне, он вдруг ощущает себя в безопасности — в эти моменты его страх уходит.

Мальчик в женской одежде — как реагировать?

Постарайтесь не реагировать эмоционально, не нужно его стыдить, ругать за это и бить! Такое поведение ребенка является сигналом того, что его мучают страхи, поэтому необходимо дать ребенку ощущение полной защищенности и безопасности — и дома, и вне его.

Правильное воспитание — вот залог того, что кожно-зрительный мальчик не станет трансвеститом.

Необходимо создать доверительные отношения и спокойную обстановку в семье. Не нужно запрещать ребенку плакать и проявлять свои эмоции, потому что он такой эмоциональный от природы. А если запрещать ему плакать, он так и останется в страхе за свою жизнь.

Прививка от страха — это воспитание чувств чтением вслух классической литературы. Оно развивает психику ребенка, формирует образное мышление, воображение, вкус, развивает таланты и способности. Телевизор и интернет не могут заменить человеческих чувств и эмоций, которые ребенок переживает, когда родители читают ему вслух. И если родители не читают детям, то между ними не формируется глубокая эмоциональная связь, и тогда ребенок чувствует себя одиноким, уязвимым, незащищенным. В процессе чтения следует обращать внимание на гендерные модели поведения людей — показывать, как должен вести себя мальчик.

«В пианиста не стреляют, он играет как умеет!»

Чтобы на фоне других мальчиков он не чувствовал себя «не таким», нужно определить кожно-зрительного мальчика в танцевальную или театральную студию, где приветствуется и поощряется выражение чувств и эмоций, а это значит, что будут развиваться его основные кожно-зрительные свойства и таланты. Кроме того, среди девочек он почувствует себя мальчиком, если объяснить ему, что девочек надо защищать, потому что он сильнее их, им надо уступать место, придерживать за руку, подать пальто, помочь присесть. Так он станет самым галантным и желанным кавалером!

Вокал и игра на музыкальных инструментах (гитара, фортепиано, скрипка) не только помогут развить ребенка и творчески реализоваться, но и могут благотворно повлиять на его судьбу. Ведь в школе мальчик, который поет и играет на гитаре, пользуется большой популярностью у девочек, ребята такого уважают, а это значит, что никто не будет его обижать, а будут любить и защищать. Нужно научить других детей видеть талант вашего ребенка, ведь дети идут за взрослыми.

Кожно-зрительный мальчик обладает талантом певца, танцора, актера, это потенциальная звезда, он может стать в наше время секс-символом. Именно таких мы видим на сценах театров и киноконцертных залов, именно они выполняют важнейшую роль — вызывают эмоциональный отклик у масс людей, поднимают настроение, вытаскивают людей из смертной тоски, возбуждают чувственность, сопереживание, сострадание.

«...У нас со старшим сыном разный векторальный набор, поэтому, естественно, я его не понимала. Уже дошло до состояния неприятия. Я начала его «ломать», чтобы «построить» себя. Он - кожно-зрительный мальчик - чувственный, слабый, плаксивый, но в то же время добрый, ласковый и сострадательный мальчик. Мне всегда казалось, что он психует и плачет по мелочам. Я ему ставила себя в пример - девочки, которая никогда не плакала. Говорила: «Я девочкой, была в 100 раз сильнее тебя и в 10 раз сильнее любого другого мальчика (конечно, я говорю не о физической силе), в кого ты ТАКОЙ?» В общем, смотрела и оценивала его поступки «через себя». Это и было главной ошибкой.

Оказалось, что тема детей просто необходима! Не только для родителей, дети которых на них не похожи, а для всех! Ведь сейчас дети не такие, как были наши бабушки, и даже не такие, какими были мы. Они другие. С гораздо большим объемом психического. И воспитывать их необходимо в соответствии с их векторальным набором, а не дедовским способом - ремнем и криком… Дети - наше будущее. Что мы из них слепим, то и получим в дальнейшем ...»

«... "Ты, наверное, так хотела дочку, что сынок получился как девочка " — это утверждение я неоднократно слышала по поводу сына. И не столько внешность, сколько его нежность, чувственность, впечатлительность заставляли окружающих говорить это. Я переживала, что это моя вина - своей чрезмерной любовью и гиперопекой я сделала его таким…

Вопросов по воспитанию ребенка было очень много. Я давала ему безграничную любовь и ласку, но опасалась, что он не вырастет сильным… Свекровь упрекала меня, что так мальчиков воспитывать нельзя. Она была повергнута в шок, когда увидела, как Саша увлеченно играет в куклы своей старшей двоюродной сестрой. Разговоров и тревог об этом случае было много. Плюс ко всему, он растет худеньким - ведь по-прежнему не ест мясо, рыбу и яйца. Когда подрос и узнал о происхождении этих продуктов, то сказал: «Я не ем то, что жило». Как вовремя я попала на тренинг по системно-векторной психологии! Прослушав лекцию Юрия Бурлана про кожно-зрительных мальчиков, я поняла, что это о моем сыне. Он очень впечатлительный, глубоко чувствующий, часто плачущий мальчик. Иногда даже истерики бывают.

У меня больше нет опасений, что я своей лаской превращаю его в неженку. Наоборот, я поняла, что интуитивно многое делала правильно. Для него очень важна наша эмоциональная связь, его уверенность в том, что родители его любят. Теперь и папа не ограничивает себя, может обнять, поцеловать… А раньше так сдерживал себя, боясь вырастить из сына «бабу». А ведь многие отцы, не зная особенностей своего ребенка, видя, что тот слишком чувствительный, робкий, стараются воспитать обратные качества, «закалить» его, принимая чуткость зрительного вектора за слабость, чем естественно, наносят непоправимый вред развитию ребенка. Пытаясь из зрительного мальчика вырастить настоящего мужика (в их понимании), они загоняют его в состояние страха, не давая развиться зрительному вектору. А тут требуется совсем иной подход. Зрительному ребенку нужно развивать эмоциональную сферу, научить его сопереживать другим, выносить свой страх наружу. Научившись любить, он сможет полностью освободиться от страха и перестанет отказываться от мяса, ведь вегетарианство это одно из проявлений страха в зрительном векторе…

На тренинге Юрия Бурлана я получила для себя бесценную информацию, я поняла все особенности моего сына, которые раньше вызывали много вопросов, поняла, что и как развивать в нем. Например, записала его в секцию Ушу. Там занимаются мальчики и девочки. Красивые яркие костюмы, плавные движения, в которых надо чувствовать и соблюдать особый ритм, дисциплина, частые соревнования и выступления на праздниках… Как раз то, что надо, чтобы развивать кожный вектор и помогать наполнять зрительный! ...»

Узнать больше о том, как воспитывать кожно-зрительного мальчика, можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием

Прошло время, и ваша девочка сменила розовые платьица в рюшечках на мешковатые брюки и просторные футболки. Должно ли это вас обеспокоить?

Совсем необязательно. О своем поле ребенок изначально узнает от окружающих его взрослых. И уже потом возникает какое-то ощущение себя. Первые идеи, связанные с осознанием своей половой принадлежности, могут появиться где-то к трем годам . И с этого возраста ребенок может начать диктовать вам свои вкусы в выборе одежды.

Затруднения с осознанием пола могут возникнуть у тех детей, родители которых ожидали ребенка другого пола и продолжают, например, одевать девочку как мальчика. Но все равно эти затруднения особенно ярко начинают проявляться именно в , когда нужно интенсивнее общаться со сверстниками, а для этого нужно позиционировать себя в половой роли уже достаточно активно.

Подростки очень часто начинают придерживаться стиля «унисекс» , широко рекламируемого, кстати, многими подростковыми марками одежды. Кроме того, возможно ваша дочь всегда была немного «пацанкой» и даже могла ненавидеть платья. И это совсем не означает, что у нее скрытые . Пройдет немного времени, и ее стиль может смениться на абсолютно противоположный – женственный и сексуальный.

Тем не менее, выбор просторной бесформенной одежды может означать, что ваша дочь испытывает определенное беспокойство по поводу своей развивающейся женственности и под одеждой пытается скрыть признаки своего взросления . Период часто воспринимается подростками как катастрофа. Очень многие девочки в этот период жизни признаются, что чувствуют себя так, будто они выставлены на всеобщее обозрение. И когда у них наступает менструация, им кажется, что это заметно всем и каждому. Девочка так же может быть психологически не готова к сексуальному вниманию мальчиков, с которыми раньше просто дружила. И нет ничего удивительного или необычного в том, что в раннем подростковом возрасте ее пугает все, что касается взаимоотношений полов.

И хотя, в общем-то, ничего страшного в чересчур мальчишеской одежде нет, но такой имидж почти всегда является признаком того, что девочка или девушка преодолевает тот или иной трудный период в ее жизни. Например, выбор такой одежды может быть вызван еще и напряженными отношениями между девочкой и матерью , тем, что она не хочет быть похожей на вас самих. Если мать девочки-пацанки одевается очень женственно, то выбор мальчишеской одежды может являться своеобразным вызовом и провокацией. А может оказаться, что она отвергает не вас, а очень сексуальный , навязываемый обществом и средствами массовой информации.

Как бы то ни было, уважайте ее выбор . Не вмешивайтесь в выбор ею одежды, каким бы некрасивым вам ни казался этот наряд, до тех пор, пока эта одежда не выходит за рамки приличия. Чем больше вы будете критиковать, тем больше риск, что мальчишеский имидж зафиксируется надолго. Как правило, склонность к такой одежде со временем полностью или частично проходит. И если девушка не демонстрирует мужскую модель поведения, то проблем во взаимоотношениях с мужчинами у нее возникнуть не должно.