Подчинение мужу: шесть ошибочных мнений. Психолог посоветовал избегать мужчин, любящих в женщине слабость, и вот почему

Вопрос психологу:

Здравствуйте. У меня отношения с мужчиной 33 лет. У нас разное социальное положение - я более обеспечена, у него нет квартиры и машины. Более того, что важно для меня, у него нет образования, работал грузчиком, потом крановщиком. Но я в разводе. У меня и у него есть дети с прошлых отношений (по одному ребенку). Но он часто выходит из себя. Постоянно требует внимание (считает, видимо, что в офисе работники не работают), постоянно отвлекает меня своими смс или звонками. По вечерам тоже требует звонка. Во время звонков часто выходит из себя, что-то не так сделала или сказала. Не получается встречаться. Я всегда виновата в том, что он выходит из себя. Он говорит, что он идеальный, и что он ведет себя так только из-за моего якобы поведения. Я пытаюсь заглаживать углы, но он постоянно пытается выяснять отношения. Говорит, что любит, соседи по комнате тоже говорят, что он любит. Ночами не спит, думает обо мне. Однажды сотку на работе оставила, он устроил сцену ревности, от него посыпались смс с гадким текстом типа "ну что натра***ась, шл*ха?". Сейчас вроде уже такое себе не позволяет, но тоже требует внимание. Меня удручают отношения с ним очень сильно. Он торопит меня с браком. Сказал своей матери обо мне. Хочет, чтоб я ей позвонила. Поговорила. Я не хочу этого пока. Я не уверена в нем. Он хочет сильно своих детей. Старшего сына он бросил со своей гражданской женой еще 12 лет назад. Тоже меня немного настораживает. Красиво поет. Но я почему-то не верю ему. Не знаю, сердце ничего не подсказывает, разум тоже в неопределенном положении по отношению к нему. Говорит, что хочет жениться. Говорит, что я не подчиняюсь его правилам. Он мусульманин, я светский человек, Имеется хорошее образование и работа. Хочет, чтоб я вошла в Ислам. Хочет, чтоб я его безоговорочно слушала в мелочах. Жалуется друзьям, что я не подчиняюсь ему.

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.

София, здравствуйте!

В общем-то, из Вашего письма видно, чего хочет Ваш мужчина, а чего хотите Вы?

У Вас есть сомнения в ряде вопросов, но не написано, чего хотите Вы. Это опасно, поскольку в выигрышной ситуации оказывается тот человек, который лучше осознаёт свои желания и цели, а тот, кто сомневается, часто идёт на поводу цели другого человека.

Для чего Вы находитесь в этих отношениях?

Что дают Вам отношения с этим мужчиной

К чему стремитесь и нужен ли Вам официальный брак?

Чего Вам не хватает, если есть сомнения в целесообразности узаконивания отношений?

Кокой человек Вам лучше всего подходит, в котором Вы не сомневались бы?

Для того, чтобы было комфортно двоим, находящимся в неравных условиях (по соц.статусу, уровеню дохода, возрасту, образованию, религиозным взглядам и др. критериям), важно наличие любви (не страсти или влюбленности, а любви), с долей мудрости и уважения, именно тогда происходит безболезненное принятие другого человека, который может быть успешней в социальном плане, обеспеченней.

Иначе, то поведение, о котором Вы написали в отношении Вас - не только не исчезнет, но скорее всего - усилится.

Вас не понимают сейчас и с чего вдруг поймут потом?

Ваш мужчина оценивает Вас из своих представлений и по-другому он вряд ли сможет. Он хочет быть хозяином положения, для этой роли, брак будет решением в достижении его целей. Но, подходят ли Вам его жизненные ориентиры? Что интересно Вам? Если от Вас хотят подчинения "во всем" и Вы задумываетесь - нужно ли продолжать отношения, то продолжив их, Вам придётся подчиниться. Вы готовы?

Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины пытаются требовать от мужчин любви. Должно быть не так, считает протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", отец девяти детей.

Православный муж говорит жене: я тебе запрещаю работать, ты меня должна слушаться. Расти детей, вари борщ и поменьше высказывай свое мнение, особенно в Церкви. Это по-церковному?

Муж не имеет права ничего подобного своей жене сказать, если он настоящий православный мужественный мужчина. В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее.

А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача -- умереть на кресте, если у него жена будет непослушная.

У Клайва Льюиса на эту тему есть прекрасный афоризм. Он говорит, что никто не может отнять у него право быть сораспятым со Христом собственной женой. И непослушная жена не может это право отнять, а лишь утверждает мое уподобление Христу в Его страданиях от непослушания людей. Поэтому правильное христианское отношение в семьях вовсе не подразумевает деспотизма со стороны мужа и попыток загнать жену на кухню.

Правильное отношение подразумевает любовь, когда мужчина и женщина совместно определяют, кто из них и как будет зарабатывать деньги, кто будет готовить ужин и так далее. Ни в Священном Писании, ни в предании Церкви я не встречал ни слова о том, что жена должна готовить ужин, а муж, придя с работы, должен сесть, например, с газетой у телевизора. Я знаю множество православных семей, где муж предпочитает готовить и мыть посуду, а жена зарабатывать деньги.

Как, утверждая в Церкви мужественность, не впасть в презрительное отношение к женщинам и женоненавистничество? Ведь есть, кажется такая проблема, что раз первая роль в Церкви у мужчины, то на женщину, якобы, можно смотреть свысока.

По настоящем мужская ответственность развивается, когда мужчина начинает отвечать за свою семью. Если мы вспомним, то основой традиционной русской демократии был семейный человек. На деревенском сходе право голоса имел мужчина, выделивший хотя бы одного сына в самостоятельное хозяйство. А Достоевский говорил, что готов выступать за демократию, если бы право голоса имели только многодетные отцы. То есть настоящая мужественность сопряжена с тем, что мужчина на деле отвечает за свою семью. Какое здесь может быть женоненавистничество, мне даже в голову не приходит.

Это как раз отсутствие мужественности, когда мужчина не осознает себя по-настоящему мужчиной, не отвечает ни за что, и в этой связи испытывает комплекс мужской неполноценности, который обратной стороной выливается в женоненавистничество. Поэтому наоборот, чем больше у нас в Церкви будет мужественности, тем больше женщины будут защищены от пренебрежительного отношения к своей женской сути.

-- Православие – это мужественная религия? А если да, то в чем заключается мужественность?

Я не понимаю этого словосочетания «мужественная религия». Но можно сказать, что Православие требует от человека мужества. Нужно сперва понять – что такое мужественность. В нашем языке слова исконно многозначные, а в современном словоупотреблении к нему еще прилипают самые разные ассоциации. Под словом мужественность часто подразумевают какой-то мачизм, мускулинность, и еще нечто подобное. Но мужественность, это в принципе нечто другое. Мужественность, это прежде всего ответственность, и способность к рефлексии, то есть осознанию себя и происходящего вокруг. Но прежде всего ответственность. Настоящий мужчина отвечает за то, что он делает и как он живет, за себя, свою семью и работу.

Мужественность, это не синоним слова «сила». Если мы скажем, что Православие – это вера сильных людей, то мы можем войти в противоречие с апостолом Павлом, который говорит «не много среди вас сильных», обращаясь к христианам.

Если взять двух слабых людей и попытаться понять, кто из них мужественный, то немужественный пойдет и выпьет, или уколется, или пустится во все тяжкие, чтобы забыться. В конце концов включит телевизор или компьютер и скажет «не хочу ничего знать». Как крайний вариант – шагнет в окно. Это будет крайне немужественный поступок. Очень часто современные мужчины стараются убежать от проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.

А мужественность – это попытка ответить на вопросы жизни, ответственно найти выход из ситуации, в которой человек находится. Поэтому мужественность в этой ситуации не будет противоречить слабости. Очень часто достаточно сильные сами по себе люди, оказываясь в ситуации мировоззренческого кризиса, не зная, как поступить, приходят в Церковь от осознания собственной беспомощности. Именно от осознания. Потому что, как я уже сказал, мужественность связана с рефлексией. И это тоже мужественный поступок.

Но, к сожалению, иногда люди приходят в Церковь не от ответственности за свою жизнь, а желая полностью переложить всю ответственность, скажем, на батюшек. И тогда возникает не совсем здоровое явление псевдо-послушания. Псевдо в том смысле, что человек вроде бы отрекается от своей воли, но не для того, чтобы узнать волю Божию, а чтобы не отвечать за то, что он делает.

-- Почему в Церкви мужчин меньше, чем женщин, и меньше, чем в мечети.

Могу предположить, что мужчина ищет действия. Он не ищет утешения, тем более если это сильный мужчина. Он часто даже не ищет руководства, потому что это часто гордый мужчина. Но он ищет действия, чтобы ему сказали – что делать. К сожалению часто он не находит в Православии ответа на этот вопрос. Он может услышать ответ – ты молись, борись с грехами. Но этот ответ ему кажется недостаточным, надо же что-то делать. В этом частично может быть кроется ответ на ваш вопрос.

Но я московский священник, и, честно говоря, у себя на приходе не наблюдаю, чтобы мужчин было намного меньше. У меня вообще ощущение от московской церковной жизни, хотя я специально этот вопрос не исследую, что все происходящее в храмах находится в вопиющем противоречии с данными официальной статистики. У нас в храмах происходит много крестин, даже летом – несколько крестин в неделю. И я вижу постоянно приходящие новые семьи, везде на крестинах присутствует отец. Более того, когда во время таинства крещения священник отдает ребенка обоим родителям, чтобы его потом причастить, ребенка часто берет отец. Причем я говорю скорее о захожанах, чем о прихожанах. Я вижу более ответственное отношение мужчин к Церкви и происходящему здесь и к своей жизни. Поэтому я не могу сказать, что в церковной жизни происходит преобладание женщин. По крайней мере, в Москве.

-- Стали ли Церковная жизнь, Церковь, более женственной? Или, грубо говоря, обабилась?

Я могу сказать, что церковная жизнь за последние два десятилетия для многих в значительной степени обмирщилась. Это связано во многом с тем, что ощущения катастрофические, ожидания распада России, если не конца света, господствовавшие в 1990-е у многих церковных людей, серьезно стимулировали отказ от мира и посвящение себя церковной жизни.

Сейчас таких настроений, как мне кажется, намного меньше. Люди относятся к своей жизни очень спокойно. Это проявляется, например, в том, что в 1990-е воцерковленные христиане в качестве школы для своих детей видели только православную школу, а в качестве ВУЗа только ПСТГУ или Иоанно-Богословский Университет. А сейчас многие совершенно спокойно учатся в светских школах, поступают в светские вузы, и не видят в этом противоречия со своей духовной жизнью.

А чтобы церковная жизнь «обабилась»? Не знаю, мне это не очень заметно. Поскольку для меня в значительной степени мужественность ассоциируется с ответственностью, то мне как раз кажется, что у мужчин постепенно происходит возврат к тому, что у них было отнято весь XX в.

Одной из главных причин мужского кризиса в сегодняшней России было то, что в СССР мужчин лишили возможности отвечать за себя, за свою жизнь, за свои семьи, была отнята собственность, не было возможности твердо стоять на ногах на этой земле. А сейчас такая возможность у многих вновь появляется. Даже если люди живут бедно, то ощущение, что они могут чего-то добиться, что-то сделать, присутствует намного сильнее, чем раньше. С этим я связываю рост числа ответственных мужчин в Церкви. Они, с одной стороны, уже отвечают за себя, но они понимают, что без помощи Божией их усилия не могут увенчаться полным успехом.

Жена должна повиноваться мужу. Об этом написано в 1 Пет. 3:1-6. Но чем не является подлинное подчинение мужу? Джон Пайпер приводит шесть ошибочных мнений на этот счет.

Когда около двадцати лет назад я проповедовал на эту тему, одна женщина призналась, что очень рада этому вопросу (чем не является истинное подчинение мужу), потому что мы привносим в библейский текст разные мнения, исходя из своего опыта. Полагаю, вы слышали разные точки зрения насчет повиновения – с некоторыми вы согласились без труда, а некоторые, возможно, просто ужаснули вас.

Когда мы вкладываем в библейский текст то, чего там нет, некоторых это может оттолкнуть – «О нет, это не для меня!» Но, отказываясь исполнять этот текст, мы «вместе с водой выплескиваем из ванночки ребенка». А это очень грустно. Поэтому я записал шесть вещей, которые в действительности не являются тем подчинением мужу, о котором говорит Петр (1 Пет. 3:1-6).

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

  1. Повиноваться – не значит во всем соглашаться

Подчинение мужу не означает постоянное соглашение. Яркий пример – вопрос веры. Предположим, муж – неверующий. И он говорит: “Я запрещаю тебе быть христианкой. В нашем доме мы поклоняемся ИГИЛ (или чему-либо иному)”. Вполне возможно быть покорной и в то же время отвергать то мышление или убеждение, которое навязывает вам муж. Без этого принципа данный отрывок (1 Пет. 3:1-6) теряет смысл. Вы поклялись верности Иисусу. Теперь Иисус является вашим Господом и Царем. Да, вы стали чужой в своей семье. Даже отверженной – потому что муж поклоняется другому богу, а вы призваны жить с ним. Не добивайтесь развода из-за религиозных различий. Если муж говорит: “Я не хочу, чтобы ты была христианкой” – что вы можете сделать? Просто скажите: “Я люблю тебя. Хочу быть послушной женой. Но в этом вопросе у меня нет выбора. Я принадлежу Иисусу”. Муж может выгнать вас. О такой возможности говорится в 1 Кор. 7. Когда неверующий муж требует развода, это может стать большой трагедией для него.

Повиновение не означает, что вы должны всегда соглашаться с вашим мужем – даже если речь идет о такой фундаментальной и серьезной вещи, как христианская вера. Бог дал вам разум. Способность думать. Вы – личность, а не просто тело или машина. Вы – мыслящее существо, способное самостоятельно понять, истинное ли вам предлагается евангелие или нет. И если – истинное, то примите его. Если же муж говорит “не верь этому”, вы смиренно и покорно не соглашайтесь.

  1. Повиновение не означает, что нужно «оставить мозги у алтаря» (во время венчания)

Возможно, этот пункт дублирует предыдущий, но его следует рассмотреть с несколько иной стороны. Всякий муж, говорящий “в моей семье думать должен только я”, является в духовном смысле больным и придерживается искаженного понимания авторитета и власти (как мужа). Как-то мне пришлось иметь дело с одной семейной парой. И жена призналась мне, что муж требует от нее, чтобы она просила у него позволения даже на посещение туалета. Да, да, я не шучу. Я посмотрел на ее мужа и сказал: “У Вас серьезные проблемы. У Вас невероятно извращенное представление о жене, сонаследнице Божьей благодати. Вы не понимаете сути Библии. Вы взяли такие слова, как “власть”, “авторитет”, “лидерство” и “повиновение”, и наполнили их тем смыслом, каким сами захотели. Ваше мнение не имеет ничего общего с Библией ”.

Подчинение ни в коем случае не означает, что жена должна «оставить свои мозги у алтаря». Муж должен понимать, что на протяжении всей семейной жизни рядом с ним есть «независимый мозговой центр», рождающий свои собственные мысли, к которым стоит прислушаться. Именно такой подход служит единству, достижению гармонии «одной плоти». Лидерство не означает, что вы не должны прислушиваться к мнению супруги. Лидерство даже не означает, что за мужем всегда последнее слово. Правильное лидерство часто признает свои ошибки: “Ты была права, а я был неправ ”.

Лидерство – значит брать инициативу в свои руки. Иногда я задаю парам вопрос: “Кто из вас чаще всего предлагает «а давай мы…» – «Давай пойдем ужинать ». «Давай приведем в порядок финансы». «Давай пойдем в следующее воскресенье в церковь ». И т.д.

Итак, кто чаще использует слово «давай»? Если – жена, то у семьи проблемы. Точнее, проблемы у мужа. Если – муж, то, вполне возможно, жена довольна тем, что ей не приходится снова и снова брать инициативу на себя. Жены не особо любят все время тащить мужа на буксире – «ну давай». Если говорить в общем (я понимаю, что обобщаю), то хорошее лидерство означает такую инициативу мужа, под покровом которой жена расцветает. Это не диктат. Не «никого-не-слушание». Ни даже право на «последнее слово».

Если вы спросите мою жену, что означает для Пайпер повиновение жены, то, возможно, она скажет следующее: “Мы еще в первые годы нашего брака установили правило: если мы начинаем из-за какого-то вопроса ссориться, Джон идет кому-нибудь звонить ”. Это действительно важно. Но сейчас такого почти никогда не происходит. И одна из причин этому – мы уже долго вместе и знаем, что думает другой. Еще одна причина – я часто соглашаюсь с женой. У меня нет потребности быть всегда правым или все всегда делать по-своему. Или требовать, чтобы последнее слово было всегда за мной.

  1. Подчинение не означает, что вы не должны пытаться влиять на своего мужа

Повиновение не означает, что вы должны оставить всякие попытки влиять на мужа или пытаться в чем-то его изменить. Общий смысл рассматриваемого отрывка заключается в слове “приобретаемы”. Жена посвящает свою жизнь тому, чтобы ее неверующий муж стал верующим. Вспомните те случаи, когда кто-то, призывая женщину к повиновению ее мужу, говорит: “Перестань пытаться изменить своего мужа!” Я, конечно, понимаю, что в этом случае подразумевается (постоянные придирки, «пиление» и т.д.). Но, с другой стороны, трудно представить, чтобы вы выбрали позицию пассивности, если ваш муж – тот, кого вы любите – живет в грехе. Кому-то покажется, что попытки влиять на мужа – это проявление непокорности. Но в действительности этот подход является библейским.

  1. Подчинение не означает, что вы должны ставить волю своего мужа выше воли Божьей

Повиновение не означает, что вы должны на первое место ставить волю своего мужа, а не Христа. Христос теперь является вашим Господом. Вы должны повиноваться мужу РАДИ ГОСПОДА, но ваш муж – не ваш господь.

Таким образом, всякий раз, когда стоит выбор между мужем и Господом, жена должна выбирать Господа. Если, например, муж предложит жене какую-нибудь аферу или групповой секс, ее выбор должен быть категоричным – в пользу Христа. Она может объяснить мужу, что ее отказ мотивируется не высокомерием. Она может отказать ему в духе кротости, подчинения с любовью и глубоким сердечным желанием, чтобы он… не делал всех этих плохих вещей, и тогда она могла бы гордиться им как хорошим лидером в семье. Вы понимаете, в чем дело? Жена как бы говорит мужу: “Я не буду подчиняться тебе в этом. Но не из упорства или гордости. Мое желание – чтобы ты увидел, что я очень хочу тебе подчиняться – но не в этом и не таким образом”.

  1. Подчинение не означает полной зависимости от мужа в духовном росте

Повиноваться мужу – это не значит получать духовную силу только через него. В рассматриваемом нами тексте не сказано, что муж наделяет жену духовной силой. При этом, она обладает многими духовными благословениями. Ее надежда в Боге. Возможно, она идет в церковь в воскресное утро, когда муж еще спит. И свою духовную силу черпает в ином месте. И в ином месте формирует свое мировоззрение.

  1. Подчинение не означает жизнь в страхе

Жена, боящаяся Бога, ничего не боится.

Я люблю Писания. И я сторонник «взаимодополнения». Я верю, что мужчина призван к уникальной роли: быть лидером в семье. Я верю также, что женщина призвана к уникальной роли: подчиняться мужу. И я уверен, что обе эти роли чудесным образом дополняют друг друга, когда муж и жена служат друг другу в любви. Если мы глубоко копнем Писание, то увидим, что многие его тексты о браке и семье могут потрясающе помочь нам в построении брака, хотя и были написаны в совершенно другие времена.

Итак, в свете всего того, о чем я писал в этой статье (чем не является подлинно библейское подчинение жены мужу), можно дать повиновению следующее определение: жена призвана почитать и поддерживать своего мужа как лидера, чтобы, таким образом, помогать ему в лидерстве через свои дары.

Ж ена должна повиноваться мужу. Об этом написано в 1 Пет. 3:1-6. Но чем не является подлинное подчинение мужу? Джон Пайпер приводит шесть ошибочных мнений на этот счет.

Когда около двадцати лет назад я проповедовал на эту тему, одна женщина призналась, что очень рада этому вопросу (чем не является истинное подчинение мужу), потому что мы привносим в библейский текст разные мнения, исходя из своего опыта. Полагаю, вы слышали разные точки зрения насчет повиновения – с некоторыми вы согласились без труда, а некоторые, возможно, просто ужаснули вас.

Когда мы вкладываем в библейский текст то, чего там нет, некоторых это может оттолкнуть – «О нет, это не для меня!» Но, отказываясь исполнять этот текст, мы «вместе с водой выплескиваем из ванночки ребенка» . А это очень грустно. Поэтому я записал шесть вещей, которые в действительности не являются тем подчинением мужу, о котором говорит Петр (1 Пет. 3:1-6).

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

1. Повиноваться – не значит во всем соглашаться.

Подчинение мужу не означает постоянного соглашательства. Яркий пример – вопрос веры. Предположим, муж – неверующий. И он говорит: “Я запрещаю тебе быть христианкой. В нашем доме мы поклоняемся ИГИЛ (или чему-либо иному)” . Вполне возможно быть покорной и в то же время отвергать то мышление или убеждение, которое навязывает вам муж. Без этого принципа данный отрывок (1 Пет. 3:1-6) теряет смысл. Вы поклялись верности Иисусу. Теперь Иисус является вашим Господом и Царем. Да, вы стали чужой в своей семье. Даже отверженной – потому что муж поклоняется другому богу, а вы призваны жить с ним. Не добивайтесь развода из-за религиозных различий. Если муж говорит: “Я не хочу, чтобы ты была христианкой” – что вы можете сделать? Просто скажите: “Я люблю тебя. Хочу быть послушной женой. Но в этом вопросе у меня нет выбора. Я принадлежу Иисусу” . Муж может выгнать вас. О такой возможности говорится в 1 Кор. 7. Когда неверующий муж требует развода, это может стать большой трагедией для него.

Повиновение не означает, что вы должны всегда соглашаться с вашим мужем – даже если речь идет о такой фундаментальной и серьезной вещи, как христианская вера. Бог дал вам разум. Способность думать. Вы – личность, а не просто тело или машина. Вы – мыслящее существо, способное самостоятельно понять, истинное ли вам предлагается евангелие или нет. И если – истинное, то примите его. Если же муж говорит “не верь этому”, вы смиренно и покорно не соглашайтесь.

2. Повиновение не означает, что нужно «оставить мозги у алтаря» (во время венчания)

Возможно, этот пункт дублирует предыдущий, но его следует рассмотреть с несколько иной стороны. Всякий муж, говорящий “в моей семье думать должен только я” , является в духовном смысле больным и придерживается искаженного понимания авторитета и власти (как мужа). Как-то мне пришлось иметь дело с одной семейной парой. И жена призналась мне, что муж требует от нее, чтобы она просила у него позволения даже на посещение туалета. Да, да, я не шучу. Я посмотрел на ее мужа и сказал: “У Вас серьезные проблемы. У Вас невероятно извращенное представление о жене, сонаследнице Божьей благодати. Вы не понимаете сути Библии. Вы взяли такие слова, как “власть”, “авторитет”, “лидерство” и “повиновение”, и наполнили их тем смыслом, каким сами захотели. Ваше мнение не имеет ничего общего с Библией”.

Подчинение ни в коем случае не означает, что жена должна «оставить свои мозги у алтаря». Муж должен понимать, что на протяжении всей семейной жизни рядом с ним есть «независимый мозговой центр», рождающий свои собственные мысли, к которым стоит прислушаться. Именно такой подход служит единству, достижению гармонии «одной плоти». Лидерство не означает, что вы не должны прислушиваться к мнению супруги. Лидерство даже не означает, что за мужем всегда последнее слово. Правильное лидерство часто признает свои ошибки: “Ты была права, а я был неправ”.

Лидерство – значит брать инициативу в свои руки. Иногда я задаю парам вопрос: “Кто из вас чаще всего предлагает «а давай мы…» – «Давай пойдем ужинать». «Давай приведем в порядок финансы». «Давай пойдем в следующее воскресенье в церковь» . И т.д.

Итак, кто чаще использует слово «давай»? Если – жена, то у семьи проблемы. Точнее, проблемы у мужа. Если – муж, то, вполне возможно, жена довольна тем, что ей не приходится снова и снова брать инициативу на себя. Жены не особо любят все время тащить мужа на буксире – «ну давай». Если говорить в общем (я понимаю, что обобщаю), то хорошее лидерство означает такую инициативу мужа, под покровом которой жена расцветает. Это не диктат. Не «никого-не-слушание». Ни даже право на «последнее слово».

Если вы спросите мою жену, что означает для Пайпера повиновение жены, то, возможно, она скажет следующее: “Мы еще в первые годы нашего брака установили правило: если мы начинаем из-за какого-то вопроса ссориться, Джон идет кому-нибудь звонить” . Это действительно важно. Но сейчас такого почти никогда не происходит. И одна из причин этому – мы уже долго вместе и знаем, что думает другой. Еще одна причина – я часто соглашаюсь с женой. У меня нет потребности быть всегда правым или все всегда делать по-своему. Или требовать, чтобы последнее слово было всегда за мной.

3. Подчинение не означает, что вы не должны пытаться влиять на своего мужа.

Повиновение не означает, что вы должны оставить всякие попытки влиять на мужа или пытаться в чем-то его изменить. Общий смысл рассматриваемого отрывка заключается в слове “приобретаемы”. Жена посвящает свою жизнь тому, чтобы ее неверующий муж стал верующим. Вспомните те случаи, когда кто-то, призывая женщину к повиновению ее мужу, говорит: “Перестань пытаться изменить своего мужа!” Я, конечно, понимаю, что в этом случае подразумевается (постоянные придирки, «пиление» и т.д.). Но, с другой стороны, трудно представить, чтобы вы выбрали позицию пассивности, если ваш муж – тот, кого вы любите – живет в грехе. Кому-то покажется, что попытки влиять на мужа – это проявление непокорности. Но в действительности этот подход является библейским.

4. Подчинение не означает, что вы должны ставить волю своего мужа выше воли Божьей.

Повиновение не означает, что вы должны на первое место ставить волю своего мужа, а не Христа. Христос теперь является вашим Господом. Вы должны повиноваться мужу РАДИ ГОСПОДА, но ваш муж – не ваш господь.

Таким образом, всякий раз, когда стоит выбор между мужем и Господом, жена должна выбирать Господа. Если, например, муж предложит жене какую-нибудь аферу или групповой секс, ее выбор должен быть категоричным – в пользу Христа. Она может объяснить мужу, что ее отказ мотивируется не высокомерием. Она может отказать ему в духе кротости, подчинения с любовью и глубоким сердечным желанием, чтобы он… не делал всех этих плохих вещей, и тогда она могла бы гордиться им как хорошим лидером в семье. Вы понимаете, в чем дело? Жена как бы говорит мужу: “Я не буду подчиняться тебе в этом. Но не из упорства или гордости. Мое желание – чтобы ты увидел, что я очень хочу тебе подчиняться – но не в этом и не таким образом”.

5. Подчинение не означает полной зависимости от мужа в духовном росте.

Повиноваться мужу – это не значит получать духовную силу только через него. В рассматриваемом нами тексте не сказано, что муж наделяет жену духовной силой. При этом, она обладает многими духовными благословениями. Ее надежда в Боге. Возможно, она идет в церковь в воскресное утро, когда муж еще спит. И свою духовную силу черпает в ином месте. И в ином месте формирует свое мировоззрение.

6. Подчинение не означает жизнь в страхе.

Жена, боящаяся Бога, ничего не боится.

Я люблю Писания. И я сторонник «взаимодополнения». Я верю, что мужчина призван к уникальной роли: быть лидером в семье. Я верю также, что женщина призвана к уникальной роли: подчиняться мужу. И я уверен, что обе эти роли чудесным образом дополняют друг друга, когда муж и жена служат друг другу в любви. Если мы глубоко копнем Писание, то увидим, что многие его тексты о браке и семье могут потрясающе помочь нам в построении брака, хотя и были написаны в совершенно другие времена.

Подписывайтесь:

Итак, в свете всего того, о чем я писал в этой статье (чем не является подлинно библейское подчинение жены мужу), можно дать повиновению следующее определение: жена призвана почитать и поддерживать своего мужа как лидера, чтобы, таким образом, помогать ему в лидерстве через свои дары.