Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей" и их устройство. Сироты. Права детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние лица, чьи законные представители не имеют возможности заниматься их жизнью, воспитанием и обеспечением. Причины тому могут быть следующие:

  • Ограничение или полное лишение родительских прав и обязанностей;
  • Официальное признание недееспособности;
  • Наличие заболеваний, которые становятся преградой в содержании и воспитании;
  • Лишение свободы;
  • Безвестно пропавшие;
  • Умышлено уклоняющиеся от обеспечения и воспитания.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии социальной помощи получают новорожденные, оставленные в родильном доме сразу после появления на свет. Иногда родители отказываются от них по истечении некоторого времени, когда понимают, что малыш будет для них обузой.

Так часто поступают семьи, в которых отсутствует экономическое и социальное благополучие или наоборот, они слишком обеспечены и всегда очень заняты. На ребенка просто не остается времени, да и желания, по всей видимости. В таких случаях оформляется официальный отказ. Но некоторые личности не собираются даже оформлять подобные документы, а просто продолжают решать свои проблемы, забыв о ребенке, находящемся в образовательном или медицинском центре.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны забрать несовершеннолетних из той семьи, в которой родители имеют пристрастие к наркотикам и алкоголю, доставив их в детский дом. Несмотря на то, что родители все равно привязаны к своему чаду и периодически проявляют заботу, пребывание в такой обстановке может нанести психологическую травму малышу.

Где регулируются права таких детей?

Сегодня количество несовершеннолетних, оказавшихся в подобном сложном положении, превышает сотни тысяч. Но государство не может закрыть на это глаза и пустить на самотек жизнь брошенных малышей. Поэтому всячески старается оказать им необходимую помощь и поддержку, а также дополнительные меры социальной защиты прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения.

Все это регулируется:

  • Семейным Кодексом РФ;
  • Статьей № 44 Федерального Закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16. 04. 01;
  • Статьей № 159 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях сиротам, оставшимся без попечения родителей» от 21. 12. 96.

После того, как родители отказались от несовершеннолетнего или были лишены соответствующих прав, жизнью малыша занимаются его законные представители, опекуны и попечители или органы опеки.

Сначала ребенок попадает в руки сотрудников попечительского совета, которые незамедлительно должны заняться его устройством. Малыша могут передать в социальные учреждения или поднадзорные семьи. Органы опеки должны постоянно контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Оформление и присвоение статуса социальной сироты

Как уже известно, лишение родительских обязанностей – это далеко не единственное основание признать детей утратившими попечение. Но каким бы оно не было, у органов опеки есть всего один месяц для того, что бы устроить дальнейшую жизнь несовершеннолетних. Отсчет времени начинается с того момента, когда органами было обнаружено, что ребенок остался один.

Статус социального сиротства должен быть присвоен официально. Это нужно в первую очередь для того, чтобы ребенок мог получать льготы и социальную поддержку до того момента, пока ему не исполнится 18 лет. Если должным образом не оформить этот статус, то сирота, по достижению совершеннолетия, вряд ли сможет получить социальное жилье. И это довольно серьезно, так как подобные случаи в жизни уже были.

Кроме того, несостоявшиеся родители несовершеннолетнего часто вспоминают о том, что он у них есть именно тогда, когда ребенок вырастает и добивается колоссальных успехов в жизни. Были и такие ситуации, когда родители, бросившие своих детей в молодости, в старости подают в суд на получение материальной помощи от уже совершеннолетних и обеспеченных родственников. Именно официально оформленный статус может стать преградой в подобном шаге со стороны родителей.

Присвоение статуса: необходимые документы и нюансы

Отметим, что оформить подобный статус намного сложнее, чем присвоить сиротство. Для этого государство предусмотрело своеобразный алгоритм действий. Судебными органами должно быть доказано, что ребенок больше не зависит от родителей или не имеет с ними связи. Подобные дела рассматриваются в суде и требуют определенного перечня документов.

  1. Документ, подтверждающий тот факт, что отец и/или мать были лишены свободы и заключены под стражу. Кроме того, понадобится подтверждение о том, что родитель отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы из УИН.
  2. Документ, подтверждающий изначальное отсутствие родителей. Это может быть свидетельство о рождении, где в соответствующих графах стоят прочерки, официальный отказ от малыша, справки о принятии его в социальные учреждения как подкидыша или найденыша.
  3. Документ, подтверждающий лишение родительских обязанностей.
  4. Бумаги, указывающие на наличие тяжелых заболеваний матери и/или отца, препятствующих воспитанию малыша. Признание недееспособными.

Если это необходимо, суд может разрешить представить дополнительные доказательства того, что несовершеннолетний остался без попечения, например, видео или аудио материалы, а также показания свидетелей.

Кто может выступать инициатором в суде?

Чтобы присвоить несовершеннолетнему статус социального сиротства, требуется инициатор оформления, который будет выступать в суде. На это имеют полное право:

  • В первую очередь органы опеки и попечительства;
  • Родственники малыша;
  • Сотрудники социальных, медицинских и образовательных служб;
  • Сам несовершеннолетний.

Последний вариант подразумевает достижения ребенком возраста 14 лет. В этом возрасте несовершеннолетний имеет право просить опеку в письменном виде изъять его из семьи или лишить его родителей прав на дальнейшее воспитание. Но в этом случае только государственные органы могут принять решение о судебном рассмотрении дела.

Важно! Если служба опеки получила сообщение о том, что условия жизни детей не соответствуют положенному, социальные органы обязаны проверить жилье несовершеннолетних в течение трех суток.

Каковы формы устройства детей без попечения?

После оформления и присвоения соответствующего статуса, государственные органы и опека обязаны устроить несовершеннолетнего для дальнейшего проживания в детский дом или приемную семью. Опека устанавливает, куда пристроить ребенка. Существует несколько форм устройства детей, предусмотренных Семейным Кодексов РФ:

  1. Удочерение либо усыновление;
  2. Опекунство и попечительство;
  3. Приемная семья;
  4. Патронатное воспитание;
  5. Гостевая семья;
  6. Детский дом семейного типа.

Государственные органы, устраивавшие несовершеннолетнего, обязаны учитывать многие факторы. Например, принадлежность к культурам и религиям, этническое происхождение, родной язык.

Удочерение либо усыновление

Эта форма остается в приоритете на протяжении уже долгих лет. Ребенка принимают в семью на правах кровного, дают ему свою фамилию и он получает все права, а родители обязанности, аналогичные настоящей семье. Таким образом, несовершеннолетний имеет право на получение алиментов, в случае развода родителей, так же как и родители, будучи в пожилом возрасте имеют право на получение алиментов с уже взрослого ребенка. Кроме того, чадо имеет право претендовать на имущество родителей на правах наследника, а имущество, которое уже было в собственности до усыновления/удочерения, продолжает оставаться у него.

Опекунство и попечительство

Такая форма очень распространена и действует на безвозмездной основе. Несовершеннолетнего принимают в семью на правах воспитанника, но фамилия остается прежней. В обязанности опекуна и попечителя входит воспитание, образование, содержание, защита интересов и прав ребенка.

В большинстве случаев опеку оформляют близкие и дальние родственники малыша. И зачастую такой вариант является временным, до усыновления или удочерения. Установить опеку можно над детьми до 14 лет, если старше – устанавливается попечительство . Согласие несовершеннолетнего на установление опекунства требуется только в том случае, если ему уже исполнилось 10 лет.

Приемная семья

В случае с приемной семьей – заключается договор о сроке содержания несовершеннолетних в семье. Ребенка берут на правах воспитанника, его фамилия остается прежней и он не имеет право претендовать ни на какое имущество приемных родителей. Такая форма называется: опека и попечительство на возмездной основе. Приемная семья получает деньги от государства за выполнение обязанностей, прописанных в договоре.

Какие виды помощи предлагает государство для социальной поддержки?

Государство дает гарантии оказании социальной помощи и правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Помощь в решении вопросов жилья;
  2. Содействие в получении образования;
  3. Медицинское обслуживание;
  4. Трудовые гарантии.

Кроме того, семьи, взявшие опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, получают от правительства ежемесячные и единовременные выплаты, пособия и льготы. Что касается пенсии по потере кормильца, то она полагается только тем детям, чьи родители погибли или были признаны умершими судом, а на самом деле – пропали без вести.

Образование несовершеннолетних

Государство выделяет финансовую помощь на получение образования таким ученикам. Они получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Питание для таких учеников в школах должно быть бесплатным.

Кроме этого, несовершеннолетние получают бесплатные путевки на отдых в детских лагерях, за исключением проезда.

Социальные пособия они продолжают получать даже при поступлении в высшие учебные заведения. Государство оплачивает все дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего. Стипендия на 50% повышается.

Жилье и ЖКХ

Дети, брошенные родителями, по достижении совершеннолетия могут претендовать на получение собственного жилья от государства. Квадратные метры предоставляются только в том случае, если:

  • Отсутствует социальное жилье и собственная недвижимость;
  • Размеры жилья родственников не позволяет прописать социального сироту;
  • Имеющаяся недвижимость, в которой он проживает, не отвечает должным нормам.

Проживая в доме опекуна, на ЖКХ распространяются льготы, но только на долю квадратных метров несовершеннолетнего. При собственном жилье коммунальные платежи вообще платить не требуется.

Медицинские услуги

Бесплатная помощь гарантирована в государственных учреждениях. Несовершеннолетние могут рассчитывать на путевки в санатории и обеспечение лекарственными средствами при наличии на то показаний. Для инвалидов, в зависимости от группы, список бесплатных услуг расширяется.

Стоит учитывать тот факт, что нажиться на содержании детей, оставшихся без попечения родителей, опекунам не удастся. Органы социальной защиты постоянно контролируют проживание каждого брошенного ребенка.

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. передача в приемную семью,

4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Условия и порядок усыновления

внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

Неизвестны,

Признаны судом недееспособными,

Лишены судом родительских прав,

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

Злоупотребления этими правами,

Жестокого обращения с усыновленными,

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

2. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

Возвращение несовершеннолетнего родителям,

Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

2. Какие источники семейного права применяются в России?

3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

вступления брак и процедуру его заключения.

4. Основания признания брака недействительным.

5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

судебном порядке.

6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.