Правовое воспитание и образование школьников. Подпрограмма по правовому воспитанию. Формы правового воспитания

Школьный возраст — время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель — сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

— организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Правовое воспитание — совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение — передача, накопление знаний;
  • пропаганда — распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность — она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Правовая воспитанность — основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Главной задачей правового воспитания школьников является формирование правового сознания и культуры учащихся. Организацию правового воспитания могут проводить как социальные работники, так и обычные учителя. Можно сказать о том, что немаловажную роль в формировании правового сознания играют сторонние личности. Сюда можно отнести влияние родителей, одноклассников и дворового окружения ребенка. Поэтому необходимо знать, присутствуют ли в классе дети из асоциальных семей, и какое влияние они оказывают на других учащихся.

Формы правового воспитания

Правовое воспитание школьников может быть реализовано посредством различных форм работы. Наиболее популярными являются викторины и ролевые игры, например «Суд над Королевой». Чтобы обсудить права и обязанности человека отлично подойдут такие формы работы как беседа или дискуссия. Наиболее спорные вопросы можно оставить на диспуты.

Изучение Конвенции о правах ребенка

Особое внимание следует уделить Конвенции о правах ребенка. В настоящее время существует множество разработок и упражнений, чтобы дети запомнили свои права и обязанности. Наиболее интересный вариант информирования младших школьников об их правах и обязанностях представляет собой «конвенция ». Детям гораздо проще запомнить права в виде визуальных образов, чем на словах. Отличным вариантом формирования правовой грамотности можно назвать такое упражнение как «Нарушение прав в сказках». Дети, обсуждая тот или иной сюжет всеми известной сказки, вдруг понимают, что права героя были нарушены. Это довольно забавная форма правового воспитания, которая надолго запомнится всем школьникам.

В книге Ларисы Смагиной «100 уроков по правам ребенка» приведен довольно интересный проект, который могут осуществить не только педагоги, но и родители. «Игрушечный паспорт» - это то, что ожидает юных школьников в подростковом возрасте. Ребята оформляют паспорт так, каким хотели бы его видеть. В документе также можно указать свои права и обязанности. В какой-то степени, он может служить своеобразной памяткой на все случаи жизни.

Правовое воспитание школьников включает в себя и такую задачу как формирование активной гражданской позиции ребенка. Для успешного становления мировоззрения личности рекомендуется приглашать на открытые уроки людей, чья профессия тем или иным образом связана с обеспечением прав человека. Это могут быть сотрудники полиции, ГИБДД, работники суда или юристы.

Одна из основных функций учителя истории является формирование правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека.

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый. В бесправном государстве не может быть разговора о каких-то правах ребёнка. Казахстан также подписал Конвенцию о правах ребёнка.

Изучение прав человека - процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с младшего школьного возраста. В шутливой игровой форме на доступном уровне детям преподносим серьёзные истины человечества, которые могут пригодиться в любое время.

Человечество давно пришло к осознанию того, что права человека надо защищать. Дети должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты.

Обязательным справочным пособием для всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) являются материалы «Правовые основы участников образовательного процесса». Здесь есть выдержки из казахстанских и международных правовых документов не только о защите прав ребёнка, но и обязанности родителей за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.

Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

Для решения поставленных целей в своей работе использую материалы различного характера:

На бумажных носителях (учебная литература, педагогическая периодика, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий);

На оптических СД-дисках;

Интернет-ресурсы.

Считаю, что очень важно в современных условиях использовать ИКТ на уроках права. Это позволило бы:

Реализовывать перспективные культурно-образовательные и информационно-технологические программы;

Входить в большие базы данных;

Накапливать информационные данные по различным темам и направлениям;

Создавать банк педагогической информации;

Комбинированный мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов позволяет учащимся получать более глубокие знания.

В работе обязательно применяются тексты основных документов, принятых мировым сообществом по защите прав ребёнка (Законы, нормативные правовые акты в области защиты прав детей - см. Памятку «Для детей и родителей о правах ребенка»).

Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Для защиты своих прав, школьники должны знать телефоны доверия и адреса служб, способных оказать ребенку помощь. Это департамент по защите прав детей Алматинской области. Департамент расположен по адресу:

телефон доверия: 8 7282 27 17 76

e-mail: а[email protected]

Детская общественная приемная расположена по адресу:

040000, Алматинская область, г.Талдыкорган, ул.Жансугурова, 111,

телефон 8 7282 39-04-13

В течение нескольких лет работаю с детьми по теме «Мир права вокруг нас» и собираю самую необходимую информацию о праве. В настоящее время наша работа заключается в консультациях на злобу дня. Предлагаю Вашему вниманию наиболее насущные вопросы:

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Как быть, если моя точка зрения не совпадает с учительской?

Я слышал, что принудительный труд запрещен. Не является ли привлечение школьников к труду эксплуатацией?

Может ли школа заставить ученика заплатить за испорченную им вещь (школьное имущество)?

Правда ли, что за прогулы и хулиганство могут отправить в какую-то спецшколу?

По каким основаниям, помимо болезни, я имею право не присутствовать на занятиях?

Что мне делать, если я опоздал на урок?

Что делать, если учитель ставит плохие оценки не за знания, а за поведение?

По этим и другим наиболее животрепещущим вопросам был составлен справочник «Права учащихся в вопросах и ответах» на электронных носителях.

Права во всем мире неотделимы от выполнения обязанностей. Какая же ведется работа в этом направлении? Живой пример (невыполнение дом. задания). Помимо этого, пример несоблюдения своих прямых обязанностей бывшего ученика нашей школы.

В настоящее время идет сбор материала и составление:

Сборника афоризмов о праве «В мире мудрых мыслей »;

Словаря правоведческих терминов «Шпаргалка»;

- сборника «Права и обязанности ребёнка»;

Календаря правовых дат;

Альбома «Краткий перечень основных прав ребёнка ».

К ребёнку должно прийти понимание того, что я - основа всего. Понимание того, что права человека - священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.

Моя душа и мысли - это тайна

Я их открываю только Богу

Волнения, сердечную тревогу

Таю в себе от зрителей случайных.

В моей душе весь мир и целый космос,

Соприкоснуться с ней не так-то просто.

И лишь тому, кому я доверяю

Откинуть я завесу позволяю.

Да, тайна личной жизни - это свято.

Никто не вправе вторгнуться туда,

Где прошлое таится без возврата,

Где с бытом уживается мечта.

Чужую жизнь и ты не разрушай

И тайну личной жизни уважай!

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти

Плутарх

В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школь­ников, должны решаться следующие задачи:

  1. воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость;
  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
  4. формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
  5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;
  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов

Основной целью гражданского и право­вого воспитания школьников является формирова­ние правосознания и правовой культу­ры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Понятия нравственности и гражданственности в аспекте воспитания детей младшего школьного возраста можно представить в виде взаимосвязи, отражающей основные направления воспитания обучающихся.

Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граж­дан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отно­шений, ростом ответственности человека за свою судьбу.

Гражданско-правовое образование предполагает созда­ние системы обучения и воспитания, направ­ленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивает­ся лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включа­ет в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нор­мы права и не выходя за рамки закона.

Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребе­нок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных цен­ностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведе­ния других людей с позиций добра и зла. Обла­дание правовыми знаниями способствует накоп­лению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценност­ных ориентаций должно способствовать фор­мированию у младших школьников таких свойств личности, как:

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  • требовательность к себе, ответствен­ность;
  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  • протест против любых проявлений наси­лия, стремление защитить свою честь;
  • жизнестойкость, уверенность в себе;
  • самообладание при промахе, ошибке;
  • умение не падать духом при неудачах;
  • умение радоваться жизни;
  • вера в добро, в справедливость.

Нравственные и правовые предписания очень тесно взаимосвязаны, однако правовые нормы обладают своей спецификой, их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие. Знакомство обучающихся с правовыми норма­ми позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение систе­мы прав, предоставляемых гражданам, спо­собствует развитию чувства собственного до­стоинства, а изучение обязанностей - форми­рованию ответственности. Ознакомление с си­стемой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле. Угроза наказания (непосред­ственного или обращенного на родителей) мо­жет стать немаловажным фактором преду­преждения совершения детьми общественно опасных действий.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практичес­кую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизне­деятельности и к новым социальным ролям.

Сегодня школа обязана обучать пра­вовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель дол­жен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпи­мость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индиви­дуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.

Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения.

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

При осуществлении гражданско-правового воспитания необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы при этом будут являться:

  1. уроки мужества,
  2. классные часы,
  3. экскурсии в музеи,
  4. анкетирования,
  5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества»,
  6. часы общения,
  7. внеклассные мероприятия,
  8. конкурсы.

Эти формы работы направлены на полноценное изуче­ние таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен­ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.

В классе могут быть проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России» и другие, викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «История родного села».

Интерес у обучающихся и их родителей вызывают и наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотоальбом «Счастливое мгновенье»

Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.

На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начиная знакомство детей с малой родиной – селом и городом, где они живут, необходимо постепенно подводить их к пониманию того, что их село и город - часть большой страны, а они, дети, – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности.

Огромное значение для достижения положительных результатов по воспитанию достойных граждан страны имеет то, что в школе есть Музей боевой и трудовой славы. Дети имеют возможность общаться с ветеранами Великой Отечественной войны, работниками тыла. Понимают, что их с каждым годом становится все меньше и меньше.

На уроках и внеклассных мероприятиях у обучающихся формируется уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к взрослым, с которыми они общаются, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга.

Работа по гражданско-правовому воспитанию школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника школы:


Похожая информация.


Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи.

Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки.

Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Наиболее эффективно такую правовоспитательную работу среди молодого поколения можно проводить в учебных заведениях, поэтому нами рассмотрены теоретические организационные основы, социально-психологические особенности формирования правосознания школьников.

Правовое воспитание школьников

Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений.

Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, "взрослости" и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь, которая растлевающе влияет на развитие сознания молодежи, толкает известную ее часть на путь равнодушия и подлости.

Главное, что нужно сделать в этом направлении, - добиться максимального включения подростков в общественную деятельность, привлечения к правовому воспитанию подготовленных к этому людей. Большое значение имеет научная разработка педагогических методов индивидуальной правовоспитательной работы, ибо перенесение центра тяжести в правовом воспитании молодежи в область индивидуальной работы с сохранением общего коллективного правовоспитательного фона вырисовывается в качестве определенной тенденции всей воспитательной деятельности среди подрастающего поколения.

Правовое воспитание старшей части молодежи - юношества - должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.

Правовое воспитание школьников осуществляется прежде всего школой, другими учебными заведениями, входящими в систему образования страны. Правовое воспитание в школе должно способствовать тому, чтобы подросток начинал задумываться над своими поступками, оценивать их, сдерживать в необходимых случаях свои порывы, учиться управлять собственными побуждениями, противостоять отрицательным влияниям, проводить различие между детскими проказами и противоправным поведением. Недооценка значимости формирования уважительного отношения к законам, к правилам общежития в воспитательной работе с учащейся молодежью приводит порой к серьезным последствиям. В качестве примера можно привести ложные телефонные звонки школьников в органы милиции о якобы заложенных в помещениях школ Казани взрывных устройствах, приведшие к срыву занятий в учебных заведениях и привлечению к административной ответственности родителей этих подростков.

Изучение источников информации школьников о праве выявляет разнообразный, в основном, стихийный характер получения правовой информации. Все это не может не сказаться отрицательно на дисциплине и поведении учащихся в школе и за ее пределами.

Некоторые взрослые, родители глубоко заблуждаются, полагая, что если они будут скрывать от детей те или иные факты нашей жизни, в том числе негативные, то дети сами о них не узнают. Многочисленные исследования ученых-юристов, педагогов, социологов свидетельствуют о том, что наибольший объем информации по различным вопросам права школьники до сих пор получали не от родителей, не от учителей, а от товарищей, друзей, некоторых взрослых в сфере свободного общения. К сожалению, эта сфера не только находится вне педагогического и родительского контроля и руководства, но и организованно никак не управляется. Но именно в кругу "уличных" товарищей, в условиях неформальных микрогрупп подросток нередко получает сведения о важных сторонах жизни, о правилах социального поведения. Причем эта информация порой бывает существенно искаженной и даже противоречащей нормам морали и права.

В период наиболее интенсивного формирования мировоззрения подросток стремится к самостоятельному осознанию окружающей его жизни, в том числе и теневых ее сторон. Для этого, естественно, он использует наиболее доступные ему источники, в частности, и "познания" сомнительных друзей. Изучение личных дел учащихся спецшкол, спецучилищ и колоний для несовершеннолетних нарушителей, а также судебно-следственная практика показывают, что некоторые взрослые (организаторы правонарушений, подстрекатели, пособники), пользуясь тем, что подростки не знают законов, умышленно искажают сущность действующего законодательства. В частности, вовлекая детей в преступные группы, они нередко дезинформируют их, односторонне освещают закон и практику его применения, утверждая, например, что несовершеннолетних наказывать не будут в силу малолетства.

Бывает и так, что случайно совершив незначительный проступок, подросток не может освободиться от влияния взрослых преступников, которые неправильно информируют его о равной ответственности как за одно незначительное, так и за серию серьезных правонарушений по формуле: "семь бед - один ответ". Не зная законов, несовершеннолетние часто верят таким "наставникам". Нередко взрослые преступники уговаривают подростка, а то и требуют от него взять вину за совершенное преступление на себя, не называть на следствии и в суде взрослых организаторов, подстрекателей и других соучастников преступления. Все это формирует у подростков искаженное представление о законах, о деятельности государственных органов, в целом о нашем государстве. Тем самым ослабляются воспитательное воздействие закона и профилактическая деятельность государства, а подросток попадает в беду, иногда существенно меняющую его нормальное развитие.

Принципиальное положение права состоит в том, что незнание закона не освобождает от ответственности за правонарушение. В реальной же действительности несовершеннолетний часто узнает о существовании закона лишь тогда, когда нарушен закон и возникает вопрос об ответственности. Причем большинство опрошенных считает, что незнание права освобождает их от ответственности. Среди неустойчивых подростков широко распространены мнение о том, что состояние опьянения исключает ответственность или смягчает ее, и убежденность в собственной безнаказанности в силу малолетнего возраста и обязательности родительской "выручки".

Поэтому задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.

Изучение вопросов права в школе создает для учащихся возможность получения интересующей их правильной правовой информации и позволяет педагогам скорректировать направленность их правовых интересов. Но все же преподавание в школе правовых курсов - это лишь некоторые звенья системы правового воспитания школьников. Необходимо добиться всестороннего, комплексного подхода к нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения, охватывающему целую серию воспитательных мероприятий, иначе говоря, в процессах правового воспитания и обучения в школе нельзя ограничиваться лишь изучением Конституции, хотя это очень важно и необходимо делать в первую очередь, а нужно ориентировать учащихся на изучение других конкретных законов, их обязательных статей и положений, важнейших нормативных актов, например, об ответственности за хищение личного, государственного и общественного имущества, о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и разъяснения их основных положений и т.д.

Однако при этом следует учитывать, как уже было сказано выше, что получение знаний о праве - это только часть дела. Подлинный смысл правового воспитания подростков состоит в формировании не только знаний законов, но и уважения к последним и необходимости их соблюдения.

Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи нам хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд. При ознакомлении с биографиями различных писателей, поэтов, композиторов, художников, как правило, обходится стороной вопрос о том, какое место занимало право (многообразная правовая действительность) в их жизни и творчестве. Между тем многие выдающиеся русские литераторы, художники, музыканты закончили юридические учебные заведения или собирались стать правоведами, но по разным причинам не завершили юридического образования, для многих служению музам предшествовали изучение права и правовая практика или она совмещалась с художественным творчеством. Интересные сведения о таких знатоках права, как А.Н. Радищев, А.С. Грибоедов, А.С.Пушкин, А.Н. Островский, В.В. Стасов, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский.

Отмечаются недостаток правового осознания жизненных явлений формирующейся личностью, слабое знание педагогов в области юриспруденции, а юристов - в области педагогики. Это обстоятельство настоятельно требует постоянного теснейшего сотрудничества педагогов и юристов на всех уровнях, начиная с разработки планов работы школы по проведению индивидуальных бесед с педагогически запущенными подростками. В формировании правосознания ШКОЛЬНИКОВ важная роль принадлежит правовому воспитанию, и необходимость правовоспитательной деятельности обусловлена, в первую очередь, возрастанием роли права в процессе строительства правового государства.