Праздник холи в индии

Священный праздник весны и любви раскрашивает Индию всеми цветами радуги.

В марте, когда природа расцветает после зимней спячки, индийцы празднуют фестиваль Холи, посвященный победе сил добра над злом. Главные атрибуты праздника – красящий порошок «гулал» и его жидкий эквивалент, заправленный в миниатюрные водометы «пичкари». С самого утра городские улицы становятся полями «цветных боев». Взрослые и дети с криками «Хэппи Холли!» засыпают всех встречных пригоршнями яркой пудры и обливают разноцветными струями. После обеда накал страстей стихает. Переодевшиеся в чистую одежду индийцы отправляются в гости, прихватив с собой традиционные десерты – пирожки «гуджия», лепешки «пуран-поли» и сладкие клецки «малпуры».

Этот обычай возник в незапамятные времена. Легенды связывают появление Холи с историей любви популярного в Индии бога Кришны к своей жене Радхе. Еще один вариант легенды рассказывает о демонической правительнице Холике, которая покушалась на жизнь своего племянника Прахлада – преданного почитателя бога Вишну. Всемогущий Вишну пришел на помощь своему последователю и вместо Прахлада в губительном огне сгорела злая Холика. Сожжение ее чучела с тех пор стало неотъемлемой частью Холи, а цветной порошок изначально изготовлялся именно из пепла этого костра. Согласно менее распространенной версии, первым Фестивалем красок предки индийцев отмечали убийство демона-людоеда Дхунди. Так как победа была достигнута хитростью – после опьянения чудовища бхангом, – многие участники торжеств позволяют себе злоупотреблять этим психотропным напитком.

Фестиваль красок отмечается по всей Индии, однако, самые грандиозные празднества можно увидеть в штате Уттар-Прадеш, в районе Браджа Бхуми («Земля Кришны»). Легендарные города Вриндаван, Матхура, Нандгаон и Гокул, связанные с именем Кришны, становятся в дни Холи местом массового паломничества верующих.




Праздник Холи - это Новый год в индийском понимании. Одной из особенностей Холи является плавающая дата наступления праздника, вспомните большинство христианских праздников и вы поймете о чем я говорю.

Праздник Холи отмечают во время полнолуния месяца Пхалгуны, т.е. наступление Холи следует ждать либо в марте, либо в феврале. Мне посчастливилось застать этот праздник в Удайпуре и он был 6 марта 2015 года, но в 2016 году праздник Холи будет буйствовать 23 марта.

Холи - история праздника

Холи в Индии ознаменовывает приход весны, если делать параллели, то индийский праздник Холи и славянский праздник Масленица - это одно и то же, ведь в обоих случаях люди прогоняют зиму путем сожжения чучел и прославляют языческих божеств.

Но вернемся к Холи, в Индии можно услышать множество легенд о происхождении яркого весеннего праздника, вот одна из них. Холика - это сестра короля Хираньякашипу, что брат, что сестра весьма мутные товарищи. Давным-давно власть короля Хираньякашипу была велика, но он был невластен над собственным сыном, который вразрез отцовской воле стал адептом Бога Вишну и всячески это демонстрировал.

Король Хираньякашипу долго смотрел на этот беспредел и в конце концов принял решение избавиться от своего сына, но сам в этой авантюре участвовать не желал. В качестве исполнителя выбрал свою сестру Холику. Злая демонесса Холика с радостью приняла заказ на убийство Прохлада, именно так звали сына короля.

Холика хитростью заманила Прохлада на костер, предложив проверить его веру в Бога Вишну, хотя сама имела стойкий иммунитет к огню и была уверена что не сгорит. Вместе с Холикой войдя в огонь Прохлад начал воспевать гимны, посвященные Вишну, как ни удивительно но Вишну обратил на это внимание и чудесным способом спас своего поклонника, а магическая сила Холики перестала действовать и она просто-напросто поджарилась в своей же ловушке. Вот такая вот миролюбивая история.

Могу предположить, что праздник Холи весьма молод, в отличие от его истоков, ведь они прямо указывают на элементы первобытных ритуалов, посвященных божествам, силам природы и богам плодородия, которые появились задолго до появления всем привычных религий.

Как празднуют Холи

Вечером перед праздником Холи на улицах индийских городов местные жители начинают мастерить костры, материалом для таких костров может быть все что угодно, лишь бы хорошо горело, но как правило всюду продают сухую солому, из нее и строят костры. Вот как было вечером перед праздником Холи в Удайпуре.

В Удайпуре я видел как буквально за полдня преобразился весь город, на каждой площади спешно построили костры и красочно нарядили деревья, а где площади были побольше там установили сцену и пригласили артистов, которые развлекали всех пришедших. Вечернее представление завершается костром, в котором сгорает злая демонесса Холика. Меня праздник Холи застал в Удайпуре и вот что из этого вышло (было весело).

Примерно одновременно с сожжением Холики на костре стартует всеобщая вакханалия с разноцветными красками, водой и прочими любезностями. Обливание водой тоже имеет свою легенду и связана она с Богом любви Каму. Шива и Кама что то не поделили и Бог Шива недолго думая изничтожил Бога Кама, но любвеобильная жена Шивы вмешалась и попросила своего благоверного о нисхождении. Шива прислушался к словам Парвати и разрешил Богу любви Кама появляться раз в год на три месяца. Вот с тех пор его появление встречают яркими красками и подкрашенной водой, которая в избытке льется друг на друга.

Что пьют на празднике Холи

Издревле индийцы употребляли священный напиток бханг, разновидность которого может быть сколь угодно обширной, но основным компонентом напитка является сок или листья конопли, которые в разных пропорциях добавляют в молочные продукты. Будьте осторожны со всякими бханг ласси, чрезмерное возлияние которых может существенно изменить восприятие окружающей действительности.

В последнее время на праздник Холи индийцы все чаще стали злоупотреблять алкоголем, дурман тот же но никакого просветления, а лишь тяжелое похмелье. В данном случае следует опасаться пьяных индийцев.

Где Холи ярче?

Индия большая страна и в каждой ее части празднование Холи имеет свои особенности. Есть регионы в которых Холи празднуют весьма сдержанно, а есть те в которых Холи всерьез и надолго.

В центральной Индии и на ее севере Холи принято отмечать с размахом. Города украшают в яркие, весенние цвета, здания стараются обновить и выкрасить (ну хотя бы фасад), всюду висят гирлянды из цветов и прочие красивости. Самым покупаемым товаром в эти дни становятся яркие краски и специальные разбрызгиватели воды. Самым шиком считается если краска для праздника изготовлена вручную.

В южных штатах Индии праздник Холи проводят более сдержанно, веселится как правило молодое поколение, люди постарше активного участия не принимают.

На родине Бога Кришны в городе Вриндаван, и соседний с ним Матхуре все превращается в один сплошной яркий фейерверк с тысячами местных и приезжих. Тут Холи длится несколько дней подряд, особенно ярко проявление праздника заметно вблизи храмов, что и понятно.

Как спрятаться от Холи

Несмотря на праздник и всеобщее веселье, не всем туристам нравится происходящее. Как же спрятаться от Холи? Во-первых стоит выбирать маршрут и если в нем будет регион в котором Холи празднуют особенно яростно, то вы обречены. Во-вторых, следует помнить что Холи это не навсегда.

Самое долгое что вас может ожидать - это трехдневное заточение в гостиничном номере, но три дня Холи отмечают не везде, так что можно расслабиться. В большинстве городов Индии праздник развивается по следующему сценарию. Ночь перед Холи, тут празднование, танцы и сжигание соломенных чучел, после которых начинается обливание краской. Далее, наступает день Холи, в этот день с самого утра все улицы города превращаются в район боевых действий, запасайтесь краской и нападайте первыми. Но после обеда (в редких случаях ближе к вечеру) пыл уличного веселья спадает и улицы пустеют.

Будучи в Удайпуре я тоже принимал активное участие в уличных беспорядках, но после нескольких часов буйства силы мои иссякли и я нашел спасение от праздника Холи в спокойном саду Гуляба.

Ну в общем хэппи Холи!!

Ничто так не раскрывает человека, страну и даже целый народ как радость, надежда, вера, любовь и смерть. Их свет (да, это не ошибка, смерть тоже не лишена света) наполняет и проявляет самые потаенные уголки наших душ, показывая нам лица друг друга такими какие они есть на самом деле, он проникает между кирпичиками искусной кладки государственных стен, а за ними…За ними всегда одно. Но чтобы понять это придется пройти множество путей.

Не бойтесь погружаться в жизнь места в которое вы приехали. Выходить за пределы туристических кварталов, уезжать из курортных городков, есть в обычных местных столовых и в том числе…посещать праздники.

Можно сказать наверняка, что если вы не были ни на одном празднике в любимой вами стране, не посещали там ни одной свадьбы, церемонии погребения и не видели как символически принимают в жизнь нового человека - можно считать что вы просто проехали мимо красивых декораций, может быть и наполненных какой-то жизнью, может быть даже прекрасной, но имеющей самое отдаленное отношение к стране в которую вы приехали.

Самые яркие праздники Индии

Знакомство с праздниками Индии я рекомендую начинать с Холи или Дивали. Дивали и Холи - любимые туристами и самые известные индийские праздники. Их символика будет близка вам даже если вы не интересуетесь индийской культурой и религией. Ведь сложно найти человека, которого оставят равнодушными их два главных элемента - цвет и свет. Популярность Дивали и Холи среди туристов также объясняется тем, что они приходятся на самое комфортное для посещение Индии время - сухой сезон.

Начнем с рассказа о Дивали - Фестивале Огней, символизирующем победу сил света над силами тьмы, стремление и возвращение души к свету.

Если вы с нетерпением ждете конца сезона дождей чтобы наконец отправиться к Индийскому океану (который в вашем случае скорее всего окажется Аравийским морем), то постарайтесь чтобы ваше путешествие выпало конец октября-начало ноября и перед этим не забудьте свериться с календарем индийских праздников на текущий год - точная дата празднования Дивали “плавающая”, она зависит от лунного календаря.

Подготовка к Дивали по масштабам ничуть не уступает европейской подготовке к Новому году и Рождеству. Стоит отметить, что для части индийских общин Дивали на самом деле символизирует начало нового года. За пару недель до праздника рынки наполняют лотки со сладостями, подарками, петардами. Особая прибыль ждет продавцов металлической посуды - ведь именно ее нужно купить, чтобы в следующем году вас ждало благополучие.

В туристических районах, в кафе и ресторанах развешиваются гирлянды и декоративные фонарики с пожеланием “ ”. Накануне праздника принято проводить генеральную уборку, избавляться от мусора и всего ненужного, прощать, отдавать долги.

Дивали — это праздник огней

Во время самого празднования, которое длится пять дней, тысячи огней (недаром второе название праздника Фестиваль Огней) пронизывают тьму, наполняя пространство теплым светом, в небо взлетают петарды, повсюду горят свечи, гирлянды, фонари. Не обходится и без театрализованных представлений и сожжений чучел демонов.

Как и наш Новый Год, Дивали сложно представить без подарков - они могут быть как дорогими и крупными, так и символическими вроде небольших фигурок или монеток с изображениями Лакшми и , олицетворяющими процветание.

В целом хаотичный для случайного зрителя, Дивали традиционен и ритуализирован до мелочей - расписано все: в какой день какому богу делать подношения, в какой делать уборку, когда сжигать чучела и пр.

Многие жители Индии начинают подготовку к Дивали за несколько месяцев до его начала: придерживаются особого поста, совершают ритуалы, медитируют, вспоминают предков, переживая своеобразное символическое погружение во тьму, без которой бы не было прихода света…

Но большинство туристов видит в Дивали всего лишь красивый Фестиваль, что тем не менее, не мешает проникнуться его духом. Мы все инстинктивно чувствуем силу огня, огонь обращается к тому, что есть за пределами наших иллюзий и если мы готовы пустить его туда, если мы достаточно чувствительны - нас ждет удивительное открытие того, кто мы есть, кем были и пребудем всегда.

Во время Дивали по всей Индии в течение пяти дней (2 дня до праздника и 3 во время) совершаются особые праздничные пуджи - красивые подношения богам, наполненные надеждой лица людей также светятся улыбками.

Туристы тоже не избегают обращения из тьмы к свету. Ни одна осенняя хандра не выдержит такого зрелища и если вы приедете на Дивали, победа сил света над силами тьмы не минует и вашу душу. Осеннее настроение развеется моментально! Кто знает, может быть даже до весны)

И если первый, праздник огней Дивали выпадает на середину осени, совпадая с началом туристического сезона, то второй - Холи, наоборот символизирует собой весну и предваряет его завершение. Интересно отметить, что осенний Дивали, символизирующий движение к свету, прежде всего связан с символикой души, а вот весенний “телесный” Холли наоборот предваряет собой движение к тьме…а тьма рождает свет и так до бесконечности.

Кстати, по иронии судьбы и логике вещей - Холи это еще один новый год (ну весна же!), поэтому если вы планируете провести в Индии весь сезон (c октября по апрель), Новый Год вам удаться отметить аж трижды, включая европейский.

Как и “осенний новый год” Дивали, Холи не обходится без сжигания чучел. На этот раз, в виде жертвы выступает вполне конкретная демоница - Холика. По одной из версий, название праздника связано с ее именем. Другая же версия, рассказывает о том, что огонь был направлен вовсе не на демоницу, а на бога желания Каму, пытавшегося помешать медитации Шивы.

Но не так важно кто в итоге кого победил (любители индуизма и легенд могут обратиться к первоисточнику, мы-то знаем что побеждать некому и некого) - не огнем единым, а точнее совсем не им Холи так известен всему миру. Прежде всего это праздник красок и любви.

В этот день принято обсыпать друг друга цветным порошком на основе трав и красками, обливать водой, танцевать и вообще предаваться всяческим дионисийским безумствам. Дополнительный оттенок гедонизма празднику также придает традиция пить особый напиток - бханг, содержащий каннабиноиды. .

То, что Холи праздник красок понятно, а вот при чем здесь любовь? Потому что весна? Ну не только поэтому, есть еще несколько объяснений.

Во-первых, по одной из версий Шива в итоге все-таки воскресил бога любви и желаний Каму (естественно тут не обошлось без требований жены!), дав ему силу аж на 3 месяца в году. Во-вторых, наличие любви в символике Холи также подтверждается главной темой праздничных танцев и еще одной символической отсылкой - к играм Кришны с пастушками. Подробнее про .

Тут следует сделать ремарку, когда речь идет об Индии, в большинстве случаев сложно определить какому богу посвящен тот или иной индийский праздник - зачастую сами индийцы тут значительно расходятся во мнениях. Зато нам удобно - всегда можно выбрать наиболее подходящую нашему состоянию и мировоззрению версию, что и делают многочисленные любители Индии.

Один раз влюбившись в эту страну, многие продолжают отмечать ее праздники, даже после возвращения домой. Или так и не выходят из состояния праздника, что тоже бывает.

И если празднование Холи на улице (да и дома) представить довольно сложно (кошка испачканная акварелью будет выглядеть странно), то украсить квартиру свечками и гирляндами в темном октябре-ноябре совсем не сложно и уж точно очень приятно. В общем, что еще можно сказать - счастливого возвращения от тьмы к свету и наоборот! ;)

Жизнь в современном мире была бы слишком скучной без народных традиций и гуляний. Именно поэтому так популярен праздник Холи в Индии и сегодня. В этот день забываются нормы современного поведения. Веселье стирает все грани – социальные, экономические, религиозные. Все шутят, смеются, обливаются водой и обсыпаются цветными порошками.

Проводиться фестиваль с древнейших времен на смене зимы и весны. Этот день определяют по лунному календарю в конце февраля – начале марта, в день полнолуния. Веселье продолжается два дня. Для большинства – это символ победы Добра над Злом, пробуждения природы.

Происхождение праздника объясняется в нескольких вариантах. Наиболее популярной является легенда о царе Хираньяке, который требовал, чтобы его признавали богом. Царский сын, юноша Прахлад, почитал лишь бога Вишну. Хираньяка не стерпел такого отношения к себе и приказал своей сестре Холику сжечь непокорного. Повелительница огня взошла на костер с юношей, зная, что уцелеет. Однако вмешательство Вишны спасло Прахлада и погубило Холику. В честь победы над демоном люди сжигают на кострах чучело или кусок коровьего навоза.

По другой версии, праздник Красок проводят в честь Кришны, который играл с девушками. Однажды из-за шалости Кришна помазал лицо своей возлюбленной Радхи краской. Девушка не смывала ее весь день, воспринимая такой жест как знак любви. Но со своими подружками гопи, Радха решила проучить юношу палками. Именно в этот день девушки могут бить мужчин палками, а те в ответ лишь осыпают их красками.

Начинается праздник ночью в полнолуние, люди собираются семьями, зажигают костры, в которых сгорает все Зло, накопившееся за год. Оставшийся пепел считают священным, его наносят на лоб от злых духов. Недогоревшие угли забирают домой, чтобы сжечь их в своем очаге. Это оберегает дом от болезней и скверны.

Ранним утром женщины готовят ритуальные кушанья и ждут гостей. Церемонию проводит жрец или старший мужчина семьи. Его задача развести красящий порошок в воде и обрызгать им присутствующих. Затем это же делают все остальные. Если нет традиции осыпать друг друга краской, ее вручают старшим членам семьи в небольших пакетиках.

Не обходится празднование холи в Индии без подарков. Матери дарят своим замужним дочерям новую одежду. Зятья и невестки получают на счастье символические деньги. Невестка в шутку может запереть родителей мужа в комнате и не выпускать пока те не предложат ей украшение или новое сари. Свои требования молодая женщина должна пропеть.

Далее все веселье и шутки перемещаются на улицу. Любого прохожего могут окатить водой из пожарной машины, столкнуть в бассейн с грязью, который заранее выкапывают для этих шалостей. Со всех сторон кричат: «Холи, хай!»

Все люди, животные, статуи богов превращаются в ярких разноцветных участников праздника Красок. У стен домов можно встретить продавцов гулала – красящих порошков. Они прижимаются к стенам с большими металлическими тарелками, на которых лежит гулал разных цветов.

Каждый штат, территория или округ Индии имеет свои традиции в проведении праздника. В Западной Бенгалии действие сопровождается декламацией стихов и песен Рабиндраната Тагора. В Джайпуре проводят конкурсы красоты слонов. В Гуджарате молодые люди строят живую пирамиду, на которую забирается младший участник и разбивает глиняный горшок с пахтой, подвешенный между домами на высоте 10 м. Одержать победу юношам мешают девушки, которые осыпают их красками.

Современная столица Дели также в этот день наполняется красками и шутниками. Хотя основные мероприятия проводятся за городом. Фестиваль Holi Cow славиться своей музыкой и бханг-ласси (молочным напитком с коноплей), всеобщим сумасшествием и яркими красками. На празднование холи в Индии съезжаются знаменитые музыканты, артисты и ди-джеи, задача которых развлекать участников.

Туристы испытывают незабываемые впечатления в эти дни. Для веселья лучше надеть ненужную одежду, которую не жалко будет выбросить. Если нет желания быть участником праздника красок, можно наблюдать за всем происходящим из салона автомобиля, который вскоре станет разноцветным.

Если праздник вовсе не вызывает положительных эмоций, лучше не выходить из гостиничного номера до вечера. После захода солнца над Индией воцарится тишина, люди будут отмечать победу добра, разжигая костры. Все участники готовятся к следующему дню, смывая краску. Делать это очень не просто.
В древние времена для гулала использовали листья растений. Такие натуральные красители применяют и сегодня в деревнях. По-другому дело обстоит в городах. Там рынок переполнен химическими смесями. Они вредят коже и отравляют водоемы.

При выходе на улицу многие покрывают свое тело кунжутным маслом. Оно защищает кожу от проникновения в нее токсичных веществ. Набирает обороты экологическое движение, которое призывает использовать натуральные красители. Активисты обучают процессу изготовления цветных порошков. Например, ярко кранный цвет можно извлечь из дерева бутия, который в народе называют «лесным пламенем».

В душе каждого человека живет проказничающий ребенок, который мечтает пошалить без последствий и наказаний. Праздник Холи дает такую возможность каждому, кто окажется в Индии. Все что потребуется это запастись красками, водой, вырыть грязевую яму и ждать с нетерпением прохожих, которым можно преподнести сюрприз с пожеланиями счастливого Холи!

Индия подарила миру, пожалуй, самый яркий праздник в мире, имя которому Холи – один из старейших праздников, он упоминается даже в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах, в Нарада Пуране, в Бхавишйа Пуране, Джаймини Миманса. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до н.э.

Считается, что в древности это был один из специальных ритуалов, во время которого замужние женщины поклонялись полной луне для привлечения счастья и благополучия в свои семьи.

Празднование Холи символизирует собой приход весны и начало нового года.

Праздник Холи отмечается ранней весной, в конце февраля – начале марта: начинается в день полнолуния (последний день) в месяце пхалгун (февраль – март), продолжается на следующий день – первый день месяца чайтр (март – апрель). Бенгальский Новый год по индуистскому календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа. И праздник Холи посвящается наступлению весны, наполненной солнечным светом и расцветающей природой. В 2015 году праздник Холи в Индии проходил 6 марта, в 2016г. это произойдет 23 марта.

Праздник Холи посвящается божествам и силам плодородия очень популярен не только в Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш (где известен, как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «Весенний фестиваль»), а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

Последнее время этот праздник набирает большую популярность и в странах бывшего Советского Союза: Белоруссии, Украине, России. Проводят его в летнее время, так как наши природные особенности не позволяют проводить его весной, и называется он Фестиваль красок Холи.


Этим летом впервые в Мариупольской ятре будет праздноваться этот чудесный, весёлый, красочный праздник, который, в первую очередь, будет устраиваться для наших Божеств.

Мы надеемся, что Фестиваль красок Холи станет нашим самым любимым летним фестивалем!!!

История праздника Холи

Откуда взялась эта дата, кто и когда впервые отметил ее - теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в глубину веков.

Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и Холи . В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего - на юге. И даже на вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи , каждый район страны дает свой ответ.

Возникновению праздника предшествовало несколько легенд, которые на протяжении сотен лет переходили из поколения в поколение.

По одной из легенд, Вишну дал четырём сословиям общества четыре праздника - по одному на каждое. Холи достался - шудрам, то есть земледельцам, рабочим, слугам. Однако именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех сословий и почти у всех народов, населяющих Индостан; не случайно популярна поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья». Действительно, Холи в отличие о многих других торжеств, имеющих общественные или религиозные ограничения, рассматривается, как общенародный праздник, для которого не существует каких-либо границ и препятствий. Так как в этот день не проводится специальной службы (пуджа) в храме или перед домашним алтарем, то неиндусам легче присоединиться к празднованию, которое широко отмечается и сикхами, и мусульманами и даже иностранцами. Во время Холи, говорят индийцы, даже враги становятся друзьями.

Легенда о Холике

По одной из легенд, название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада - сын злого царя Хираньякашипу, поклонялся Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом. Тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось, не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя Бога. К всеобщему изумлению, Холика сгорела, а Прахлада, спасенный Вишну, вышел невредимым.


В память об этих событиях накануне праздника Холи сжигают чучело злой Холики, олицетворяющей зло и зимний холод. Её чучело делают из соломы, в костер также обязательно добавляют солому - это напоминает о собранном урожае и о начале нового сельскохозяйственного цикла. На юге Индии иногда вместо чучела Холики на праздничном костре сжигали особое украшенное дерево, причем разные селения или сословия состязались за овладение висящими на нем предметами. Этот день называется «Пуно», когда изображения Холики сжигаются в соответствии с легендой о Прахладе и его преданности Богу Вишну. В индийских деревнях вечером жгут большие костры, жители собираются вместе у огня, насыщая воздух народными песнями и танцами. Славяне порадуются, узнав масленичные гуляния.

За несколько дней (примерно за две недели) до начала праздника на северо-восточном конце деревни, на перекресте дорог, устанавливают остов – основа для будущего костра. Чаще всего им становится ствол акации бабул, так как это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Его установкой занимаются представители средней сословия(в некоторых случаях – портные) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, бетелевый орех, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание ствола. Это символическое дерево украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до празднования Холи

В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи, они бросают в огонь костра, что символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни.

Розжиг праздничного костра происходит в строго определенное время – благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после десяти часов вечера, а веселье длится далеко за полночь. По старой традиции первым зажигал костер возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносился по простым жилищам. Эта часть празднования редко происходит чинно и строго, везде исполняются народные песни и танцы, считаются нормальными шутки, смех, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье.

Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. По другой примете: в пламени огня нужно обязательно опалить пучок или небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы (это зерно затем едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года). Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. В южной части страны в некоторых селах для магического очищения люди прыгали через костер, проходил по горячим углям сгоревшего костра и даже прогоняли по ним скот.

В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прохлада, и, как вариант, символ мирового дерева и нового земледельческого цикла. На следующий день после ритуального сожжения Холики дети посыпают золой пол в доме и всех его жителей; эту же золу также намазывают себе на лоб – на счастье в предстоящем году, эта традиция нашла свое отражение в другом названии праздника Холи – Дхувалд, от корня dhul - «пепел». Кострище может оставаться на своем месте еще несколько дней, а потом золу и угли убирают.

Легенда о Камадеве

Кроме того, праздник Холи связывают с историей о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Камадеву, который пытался вывести его из медитации,нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами после чего Камадев остался бестелесным (и с тех пор зовется Анангом). Но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камадевы богини Рати Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году. Вот в честь этого возвращения и устраивают Холи. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает, и счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви. Расцвет природы символизируется обливанием подкрашенной водой и цветными порошками, и чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий. И теперь много людей поклоняются Камадеве в дни Холи, принося ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

История о Радхе и Кришне


Когда Кришна был юношей он все время приставал к своей матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Яшоде надоели эти вопросы и она посоветовала ему нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. Радха и ее подружки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Тот убежал от них в свой родной Нандаграм (Нандгаон). Эта игра вошла в традицию, которая до сих пор существует в Барсане и Нандгаоне.

Брызгание красками

Эта игра холи проводится в роще Лалиты на площадке, выстеленной драгоценными каменьями. Пол разрисован изящными узорами из рисовой пасты. По бокам стоят золотые кувшины с красками, такими как мускус, кункума, агуру и сандалом, разведенными на воде. Рядом приготовлены золотые шприцы. Есть особые бомбочки из камфары, кункумы, мускуса и агуру, скреплённые снаружи слоем лака. Всё это благоприятные вещества, и когда их бросаешь в другого, с любовью, он испытывает блаженство. Бомбочки такие нежные, что разлетаются прямо в воздухе, осыпая противника красками. А для снятия усталости рядом приготовлены ещё пан, душистая розовая вода и цветочные гирлянды.

Вринда раздаёт всем белые одежды, гирлянды, пан и украшает их пастой чанданой. Кришна с друзьями на одной стороне площадки, Радха с подружками - на другой. Сладкая атмосфера любви кружит голову. Под флагом Купидона разворачивается захватывающее сражение: Кришна и гопи пускают друг в друга цветные жидкости и стрелы любовных взглядов.

Вскоре на лбах гопи проступают капельки пота. Их волосы приходят в беспорядок, рассыпаясь по плечам, из кос выпадают цветы. Они то брызгают из шприцев, то достают из передников бомбочки и бросают в мальчиков. Чтобы усилить дух любви, гопи поют романтические песни.

Когда Кришна брызгает из шприца, струя через некоторое время разделяется на сотни маленьких струй, потом на миллионы, и на гопи опускается дождик из цветных капель. Иногда бомбочки падают на землю и, взрываясь, обдают облаком ароматной пыли.

Одежды участников развлечения вскоре промокают, и краски прилипают к ним ещё сильнее. Ранее белые одеяния становятся радужными. Некоторые гопи незаметно обходят Кришну сзади и обдают струёй из шприца. Все девочки не могут удержаться от смеха, когда кто-нибудь из гопи, подкравшись сзади, закрывает Ему глаза ладошками. Тут же они окружают Его и забрасывают душистыми красками. Кришна, пользуясь возможностью, обнимает и целует подруг. Особенно легко это Ему удаётся, когда Он вынуждает их зажмуриваться от красок, брошенных им в лицо. Во время всего этого развлечения девочки и мальчики дразнят друг друга и шутят.

Праздник Холи также часто связывают с играми Кришны с пастушками, которые нашли отражения и в земном мире. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи - излюбленная тема для танца. Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест - берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.

Город Вриндаван и соседний с ним Матхура в это время принимает тысячи любителей Холи. Громадные храмовые ступени превращаются в своеобразные места для танцев и веселья, где несколько дней подряд проходит празднование.

Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и юность, Холи связывают именно с Кришной.


В дни Холи Божества Кришны и Радхи, раскачивают на качелях, отсюда и другое название праздника - Доладжатра («Праздник качелей»). Качание на качелях - не простое развлечение, издревле оно понималось как магическое средство для стимуляции роста растений, в первую очередь посевов. Древние обряды культа плодородия и сейчас воспроизводятся во многих селениях.

Как отмечается праздник красок Холи?

Подготовка к Холи начинается заранее за несколько недель до праздника, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь - февраль). До первого дня Холи в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты (прославляется победа Вишну или оплакивается смерть Камы), идет сбор денег и подготовка материала для большого праздника (например, собираются горючий материал для костра: дрова, хворост, мусор, тряпки для праздничного костра). Особой доблестью считается взять его, не спрашивая на это разрешения. В вечер Холи костры зажигаются, и в них сгорает злая Холика (считается, что огонь помогает прогнать холода и злых духов, которые остались после зимы), а люди продолжают праздновать, бросая в огонь зерна и плоды. Неподалеку выступают местные знаменитости, веселя народ.

« Ц в е т н о й п о р о ш о к »



Празднование длится два дня; одно из названий второй части торжества Рангапанчами («Праздник пяти разноцветных дней ») и Гулал («Цветной порошок »).

Данное наименование прекрасно передает смысл одного из наиболее ярких ритуалов этого торжества: во второй день Холи представители всех сословий, мужчины и женщины, старики и дети, посыпают друг друга цветным порошком – гулал, сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета (однако в настоящее время также используются и искусственные красители).


Старший член семьи (мужчина) начинает празднование с того, что обсыпает цветным порошком каждого члена семьи. Затем тоже проделывают остальные члены семьи.

В этот день все – не только люди, но и автомобили, и слоны, и священные коровы, и даже собаки, окрашиваются разноцветными красками. Один из главных цветов праздника – красный, который несет в себе остатки древней аграрной магии и солярного культа, а также реликты древних свадебных торжеств.


Очень весело праздник проходит в Махараштре и Гуджарате, где проводится игра под названием «Разбить горшок». Мужчины образуют огромную человеческую пирамиду, и тот, кто на самой ее верхушке, пытается разбить своей головой, высоко подвешенный горшок. Эта игра уходит своими корнями в историю о том, как Кришна, будучи маленьким, воровал масло, из высоко подвешенных горшков, в каждом доступном доме.

В Харьяне праздник носит название Дуланди Холи. В день Холи братья жены – бхабхи, бьют младших братьев мужа – деверей, расплачиваясь с ними таким образом за их проделки и шалости в течение года.


На юге Индии третий день праздника Холи часто ознаменовывался торжественной процессией во главе с «царем»: в прежние времена именно правитель считался ответственным за плодородие полей и процветание своей страны, что нашло отражение в этом обычае.

Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, как знаки судьбы, тем больше хороших пожеланий направленно в его адрес и тем больше удачи ему это принесет.



Заканчивается Холи, как правило, неожиданно.

Сразу же после полнолуния, в шестнадцать часов, безудержное празднование идет на спад, улицы начинают пустеть. Довольные, но усталые люди разбредаются по домам, для того чтобы привести себя в порядок. Некоторые из них направляются для смывания красок на реку. На юге люди устремляются к реке, приносят жертвы божествам воды, бросая в волны фрукты и другие подарки, молятся, танцуют и поют. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством – в зависимости от достатка. Сумасшествие прекращается. Впереди – трудовые будни упорной работы для хорошего урожая. Считается, что если традиции Холи соблюдены, как следует, то живительные муссоны не заставят себя долго ждать. А после них придет и хороший урожай.

На второй день - Дхалунди, праздник весны Холи продолжается походом в гости друг к другу и распитием особенного национального напитка - бханга. Основой напитка являются молочные продукты и сок или листья конопли. Существует много разновидностей бханга: на основе йогурта, молока, специй, миндаля и других добавок.

Трехдневный праздник Холи – это фестиваль хорошего настроения, которым жители Индии встречают наступление весны. В это время забываются кастовые различия, все индийцы становятся равными. Им разрешается вести себя максимально раскрепощенно, совершая самые необычные поступки. Жизнерадостность и радушие жителей Индии, прославляющих в эти дни плодородие, надолго запомнятся каждому человеку, побывавшему на праздновании Холи.

Это просто великолепно, что в современном сером потоке будней есть такие вот солнечные просветы, как празднование Холи.

Ведь именно вот так, раскрепощаясь, люди показывают, как они умеют радоваться всему яркому, необычному и, конечно же, доброму.




Весёлого всем праздника ХОЛИ !