Презентация на тему семья и быт. Семья и быт. социальных норм, санкций

1 слайд

2 слайд

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение,которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

3 слайд

Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи. Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. О.Бальзак

4 слайд

а) репродуктивная - обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. б) хозяйственно-экономическая - ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи. в) регенеративная -означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. г) образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

5 слайд

д) сфера первоначального социального контроля - определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности. е) рекреативная - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

6 слайд

Нуклеарная (ядерная) семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети Многопоколенная (расширенная) семья, где проживают совместно более двух поколений родственников. Семья бездетная Семья с детьми Семья полная -наличие обоих родителей Семья неполная -наличие одного из родителей Семья патриархальная - Мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

7 слайд

Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд. Быт-это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом – это особая сфера культуры. У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. А.Дюма Нет места милее родного дома. Цицерон

«Семейное древо» - А.С. Пушкин. Были ли в роду участники войны? Какое образование имел каждый из предков, кем работал? « … Составление семейной родословной. Семейное древо – память о предках. Как составить родословное древо? Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к истокам, то есть к предкам. В.Песков.

«Современная семья» - В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей. Признаки семьи в современных социально – экономических условиях: Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Основные признаки семьи: «Все мы родом из детства». «Все - хорошее, и плохое - человек получает в семье". Причины разводов: Большое количество разводов.

«Неблагополучные семьи» - Сведения о состоянии преступности. Социально-правовой блок «Мы и наше общество». Программа «Семейное благополучие». Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?». Социально-педагогический блок «Мы и наши дети».

«Быт семьи» - Мама. Монтень М. Цель обеда есть питание и цель супружества - семья. Брачный союз - первая ступень человеческого общества. Семья и Быт. Функции семьи. Тагор Р. Папа. Нет места милее родного дома. Я. Семья начинается с детей. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии.

«Отец папа» - Юмор. …Дети нагрубили маме или бабушке. Какие качества характера можно отнести к маме, а какие к папе. Нежность. Работу выполнила. Как должен поступить хороший отец, если… Любовь. ...Дети стали плохо учиться. …У детей день рождения. Щедрый. Разминка. …Папа заболел. Воспитывать понимание роли отца в семье и воспитании.

«Проблемы в семье» - Существует наследственная предрасположенность и даже генетическая обусловленность ряда психических расстройств конфликты между супругами при выяснении генетической «вины» одной из семейных ветвей. Клинические примеры: семейные конфликты и болезнь нервная анорексия. Проблемы семьи в клинической психологии.

Всего в теме 29 презентаций

ПЗУ темы «Нации и национальные отношения»1В
1. Результаты
взаимодействия
этносов
2. Причины м/н
конфликтов
3. Национальные
ценности
4. Нация (оба)

1. Сущность гуманистического
подхода в урегулировании
м/э конфликтов
2. Пути урегулирования
конфликтов
3. Традиции
4. Национальный менталитет

Семья является предметом изучения многих наук.

Этнография:
Экономика:
Семейное право:
Демография:
Социальная
психология:
Педагогика:
Социологическая
наука:
анализирует своеобразие семейного
быта
выясняет особенности совместной
деятельности членов семьи
рассматривает семью как круг лиц с
правами и обязанностями,
вытекающими из отношений брака
анализирует семейную структуру
населения
закономерности межличностных
отношений в семье
вопросы воспитания детей в семье
дает обобщающее представление о
семье, рассматривая её как малую
социальную группу и социальный
институт.

Семья

основанное на браке,
кровном родстве или
усыновлении
объединение людей,
связанных общностью
быта, взаимопомощью,
взаимной
ответственностью.
Семья как малая группа
объединение, которое
характеризуется
совокупностью
социальных норм,
санкций и образцов
поведения,
регламентирующих
взаимоотношения
между супругами,
родителями, детьми и
др. родственниками.
Семья как социальный
институт

Брак –
признанная
обществом
форма
отношений
между мужчиной
и женщиной с
целью создания
семьи.

Виды брака

Наименова
-ние вида
Его характеристика
Юридический брак
Добровольный, законный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи
Гражданский брак
Длительное открытое сожительство мужчины и
женщины без юридического оформления брака;
сожители не наследуют имущество друг друга;
порождает отношения материнства и отцовства с
определенными правами
Церковный
брак
Брак, который не влечёт юридических
последствий
Регулируется только нормами внутрицерковного
права

«Всякая семья составляет часть государства» Аристотель

Функции семьи.
«Всякая семья составляет часть
государства»
Аристотель
Специфические:
Репродуктивная
Воспитательная (большой труд, личный пример, социальное
наследство)
Неспецифические:
Хозяйственная (ведение домашнего хозяйства)
Экономическая (материальное обеспечение семьи)
Эмоциональная (обеспечение взаимной психологической
поддержки)
Социально-статусная (наследование принадлежности индивида
к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе)
Первичного социального контроля (определение норм
поведения в различных сферах)
Духовного общения и досуга (семейные праздники, походы…)

Факторы, влияющие на семью:

Семья в современном обществе.
Факторы, влияющие на
семью:
Право
Религия
Общественное сознание
Традиции
Характер поддержки семьи
обществом и государством
Общественное развитие

Жизненный цикл семьи

1. Образование
Вступление в брак
семьи
2.
3.
4.
Начало деторождения
Рождение последнего ребёнка
Вступление в брак и выделение из семьи
последнего ребёнка
Смерть одного из
супругов
существование
5. Прекращение
семьи

Классификации семьи

Основание
классификац
ии
Число детей
Виды семей
Многодетные
Малодетные
Характер
Традиционная
распределени Власть и ответственность за
семью у мужчины,
я дом
обязанностей Дом обяз-ти у женщины
Родственная
структура
Тип
воспитания
Бездетные
Коллективистская
Нуклеарная
Расширенная
Полигамная
/родители +дети/
/родители + дети +
родственники/
/1жена + мужья или
1муж + жёны/
Авторитарная
Либеральная
Демократическая
/на авторитете
родителей/
/самоопределение
личности вне
традиций/
/воспитание
сопричастности к
судьбам других/

Полигамная семья

В зависимости от места человека в семье:
родительская - это семья, в которой
человек рождается
репродуктивные - семья, которую человек
создаёт сам
В зависимости от проживания семьи:
матрилокальная - молодая семья,
проживающая с родителями жены,
патрилокальная - семья, проживающая
совместно с родителями мужа;
неолокальная - семья переезжает в
жилище, удалённое от места проживания
родителей.

Гендерное поведение

Ге́ндер (gender, от лат. genus «род»)
- социальный пол, определяющий
поведение человека в обществе и то,
как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение,
которое определяет отношение с
другими людьми: друзьями,
коллегами, одноклассниками,
родителями, случайными прохожими
и т. д.

Семейные ценности:

Супружества
Демократизация отношений в семье
Родительства, воспитания в семье
Родственных связей
Саморазвития
Коммуникации
Профессиональной занятости

Изменения, происходящие в современной семье:

Становление нового положения женщины как
распорядительницы семейного бюджета
Установление в большинстве семей равноправных
отношений между супругами и их взаимной
ответственности
Разрушение многопоколенной семьи, переход к семье
нуклеарной
Разделение институтов семьи и брака, рост числа
фактических, но документально неоформленных и
рожденных в них детей
Снижение рождаемости
Доминирование ценности материального
обеспечения семьи над духовным общением
родителей и детей
Ориентация на культ потребления
Девальвация моральных ценностей, в т.ч. норм
сексуального поведения

Причины развода:

Неудовлетворенные потребности в
положительных эмоциях
Пристрастие одного из супругов к
чрезмерному удовлетворению своих
потребностей
Отсутствие взаимопомощи в быту
Различия в интересах
Неуважение супруга…

требуется около 300 ч.
в год – у женщин 40%
времени, идущего на
ведение домашнего
хозяйства + 58 ч в год
на стирку и глажение +
500 ч в год на покупку
товаров для семьи.
Обязанности супругов:
17% мужей готовят
обед
55% стирают бельё
35% гуляют с детьми
16% сопровождают
детей в детский сад
80% закупают
продукты
58% моют посуду
9% посещают школу и
проверяют уроки
Домашний труд:
Женщины – 36 ч в неделю
Мужчины – 13 ч в неделю
1/3 молодых мужей и 1/5 среднего возраста не занимаются домашними делами

Культура топоса – культура нашего места жительства.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Семья и быт

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год.

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2010).

Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

Выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

Определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

Продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

Продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;

Развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.

Семья-это кристалл общества.

Ход урока.

  • Организационный момент:
  • Проверяется готовность учащихся к занятию;

    Учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока.

    II. Изучение нового материала.

  • Что такое семья.
  • Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

    Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

    Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

    Семья исследуется в 2-х аспектах:

  • Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  • Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
  • Функции семьи.
  • «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Хозяйственно-экономическая

    Духовное общение и досуг

    Эмоциональная

    Первичная социализация

    Социально-статусная

    Первичный социальный контроль

    Поддержка физического здоровья родителей и детей

    Сообщение ученика: «Стили воспитания». Вопросы по сообщению:

    Какие подходы к воспитанию детей были названы?

    Какой вам кажется предпочтительнее и почему?

    Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  • Этапы становления брачно-семейных отношений.
  • Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

    Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    Кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    Парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

    1. патриархальная (традиционная)

    2. демократическая (партнерская)

    4. Патриархальная семья.

    Работа с источниками Вопросы к документам:

    -каковы основные черты патриархальной семьи?

    -почему раньше возникает именно такой тип семьи?

  • В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
  • Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
  • Пример патриархальной семьи из истории России:

    Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение ученика).

    5.Современная семья.

    Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту:

    - Какие черты современной семьи называет автор?

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»:

    Раздельное проживание родителей и детей;

    Сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

    Ослабление связей с родственниками;

    Возросшая социальная активность женщин.

    «Мозговой штурм»: работа в группах:

    - Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

    - Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»

    Положительные последствия:

    Экономическая самостоятельность;

    Удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

    Многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

    Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

    Отрицательные последствия:

    Мало детей;

    Ослабление внутрисемейных связей;

    Совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

    Некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

    Проблемный вопрос:

    - Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

    6.Кризис современной семьи.

    Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

    Проблемные вопросы:

    - Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться?

    - Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

    Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем:

    Рост числа разводов;

    Увеличение числа неполных семей;

    Увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

    Взаимное отчуждение членов семьи;

    Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

    Увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

    Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.

    Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

    Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

    Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

    Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

    Выводы:

    Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

    Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

    III . Подведение итогов урока:

    Закрепление:

  • Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
  • Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
  • Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.
  • Взаимопроверка и выставление оценок.
  • Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.

    Используемая литература:

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

    Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.

    Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2010


    Лукьянчикова Елена Васильевна