Примеры из жизни нравственного выбора дошкольников. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников. Моральный выбор: красота внешняя или внутренняя

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Камышлов, 2016

Сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения/ сост. Э. Емельянова – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016. 17 с.

Рецензент: Устьянцева Л.Д. - преподаватель педагогических дисциплин

Сборник включает в себя ряд педагогических ситуаций, для работы с учащимися 2-3 классов, которые решаются как на уроке, так и вне урока.

Данный сборник может быть использован студентами и так же может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям.

© ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»

1 раздел. «Педагогические ситуации на уроке» 6

2 раздел. «Педагогические ситуации вне урока» 10

3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные» 16

Список литературы 20

Пояснительная записка

О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.

Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:

    Уровень дезадаптации;

    Уровень идентфикации;

    Уровень индивидуализации;

    Уровень социализации;

    Уровень интеграции.

Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке так и вне урока.

Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.

Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:

1 раздел «Педагогические ситуации на уроке», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

2 раздел «Педагогические ситуации вне урока», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные», в котором 10 педагогических ситуаций. Данные педагогические ситуации могут выполняться как на уроке, так и вне урока. Задания могут выполняться не по порядку.

Всего в сборнике представлено …педагогических ситуаций.

Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.

1 раздел. «Педагогические ситуации на уроке»

Ситуация 1. «Испорченная картина»

Что за шум? Говорят сразу:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

Вопросы:

Ситуация 2.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба...

(В. Лившиц)

Вопросы :

    Почему на руки людей надо смотреть с уважением и надеждой?

    Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?

    Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?

Ситуация 3.

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили.

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой...

(Н. Некрасов)

Вопросы:

    Почему дедушке Мазаю «жалко до слез» зайцев?

    Как он относится к окружающей его природе?

Ситуация 4.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:

– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

– Бабушка меня шитью выучила.

– А как она учила тебя?

– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

– Семь раз отмерь – один отрежь.

Вопросы:

    Почему у Синицы получился хороший фартук?

    Что означает пословица: «Семь раз отмерь – одни отрежь»?

Ситуация 5.

Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает:

– Почему Игорь вернул мне букварь?

– Он рваный.

– Что нужно сделать, чтобы букварь был приятен и им можно было опять пользоваться?

– Его надо отремонтировать и бережно с ним обращаться.

Вопросы:

    А кто думает по-другому?

    Кто посоветует Игорю, как надо было поступить?

Ситуация 10.

Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». . .

Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.

Начинаем так:

Кто еще так думает?

Дети еще подняли руки.

А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?

Ситуация 11.

Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были»

Вопросы:

    Не стыдно ли вам отнимать время от урока?

    Правильно ли вы поступили? Почему?

    Как нужно поступить в данной ситуации?

Ситуация 12.

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?

Вопросы:

    Ты считаешь правильным ходить на уроки без тетради?

    Почему ты забыл тетрадь?

    Что следует делать, чтобы не забывать про тетради?

Ситуация 13.

Ученик пришел на урок и не поздоровавшись с учителем сел на свое место.

Вопросы:

    Ребята, правильно ли поступил ученик? Почему?

    Что нужно делать, когда приходишь в класс?

    Для чего мы это делаем?

Ситуация 14.

На уроке литературного чтения дети изучают произведение Ш. Перро «Кот в сапогах». После прочтения первой части произведения учитель вместе с детьми обсуждают.

Вопросы:

    Правильно ли, что младший сын недооценив своего кота? Почему?

    Какой вывод можно сделать?

    Нужно ли помогать своим товарищам, как это сделал кот? Почему?

Ситуация 15.

На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.

Вопросы:

    Ребята, можно ли смяться над этим? Почему?

    Что следовало бы сделать в этой ситуации?

    Будете ли вы так поступать в будущем? Почему?

2 раздел. «Педагогические ситуации вне урока»

Ситуация 1. «Это же нельзя!»

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Вопросы:


Ситуация 2. « Сломали»

Во дворе плачет семилетний Вадим.

–Ты о чем?

Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Вопросы:

    Хорошо ли поступили мальчики? Почему?

    Ребята, разве можно ломать чужие игрушки?

Ситуация 3. «Мне не жалко»

В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!
– У меня их много... Мне не жалко... Захочу – отец завтра еще купит...

Вопросы:

    Разве можно рвать тетради, ведь на них тратит деньги твой отец, а не ты?

    Как нужно относиться к своим вещам?

    Как нужно относиться к чужим вещам?

    Зачем нужно так делать?

Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»

Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.

– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.

– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!

Вопросы:

Ситуация 5.

На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.

    Зачем ученик так поступил? Правильно ли он сделал?

    Как следует вести себя на таких мероприятиях?

    Что следует посоветовать этому ученику?

Ситуация 6.

Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:

Петя, почему ты не помыл руки перед едой?

А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.

Почему?- спрашивает учитель.

А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.

Вопросы:

Ситуация 7.

Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.

Вопросы:

    Ребята, разве можно портить растения?

    Вы дома поступаете так же?

    Разве можно портить чужой труд?

    Как нужно относиться к красоте природы? Почему?

Ситуация 8.

Утром, придя в школу, на пороге у входа учительница столкнулась со своими учениками Сашей и Димой. Дима, быстро поздоровавшись, проскользнул вперед учительницы в дверь. Саша же наоборот, открыл перед учительницей дверь, поздоровался и пропустил вперед.

Вопросы:

    Кто из мальчиков поступил правильно и почему?

    Что соблюдал Дима?

    Какие правила этикета вы еще знаете?

    Соблюдаете ли вы их?

    Что можно посоветовать мальчикам?

Ситуация 9.

Во время перемены урока все дети играют в коридоре. Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к учителю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вопросы:

    Правильно, ли поступила Вика? Почему?

    Как нужно поступить в этой ситуации?

    Какие правила поведения вы еще знаете?

Ситуация 10.

– Как не стыдно! – корит классный руководитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина! – Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся». – Это же некрасиво – драться с девочкой. – А что она первая лезет... – Опять он свое! – сокрушается учитель – Она ударила, а я что... – А ты отойди, будь рыцарем! – Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что... – Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель... Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругал классный руководитель. – Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.

Вопросы:

    Почему мальчик так и не стал «рыцарем»?

    Правильно ли он поступил и почему?

    Что следовало бы сделать мальчику? Девочке?

    Как нужно вести себя по отношению к девочкам и мальчикам?

Ситуация 11.

Весь 3 класс собирается в поход на целый день. Всю дорогу девочки усердно несут свои тяжелые сумки, а мальчики весело бегут рядом, даже не пытаясь помочь девочкам.

Вопросы:

    Правильно ли поступают мальчики?

    Что следовало бы сделать мальчикам и девочкам?

    Как нужно себя вести в походе? Почему?

Ситуация 12.

На секции по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, в следствии чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться.

Вопросы:

    Ребята, разве можно так поступать?

    Что надо сделать в этой ситуации?

    Давайте назовем правила поведения с мячом?

Ситуация 13.

Однажды ребята 3 класса вместе со своей учительницей пошли на экскурсию в музей. Ребятам было очень интересно, и они внимательно слушали экскурсовода и смотрели экспонаты. Но пара мальчишек из их класса не стали слушать экскурсовода и бегали от одного экспоната к другому громко их обсуждая и смеясь.

Вопросы:

    Как поступили мальчики? Почему?

    Как нужно вести себя в музее? Почему?

    Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?

Ситуация 14.

Дети 2 класса вместе со своей учительницей садили цветы на пришкольном участке. Как только начали прорастать цветы, девочки очень обрадовались, а затем мальчики пришли и потоптали их.

Вопросы:

    Правильно ли поступили мальчики?

    Можно ли портить цветы?

    Как нужно относиться к природе?

    Могут ли они помочь девочкам? Как?

Ситуация 15.

На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.

Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.

Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.

Вопросы:


3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные»

Ситуация 1.

Учитель просит заранее подготовленных учеников к доске и просит каждую из пар сделать кормушки для птиц. Первая пара ребят с удовольствием начинают делать кормушку, а вторая пара учеников говорят:

Вопросы:

    Правильно, что ребята отказались делать кормушки? Почему?

    Зачем нам нужно подкармливать птиц?

    Что еще мы можем сделать для птиц кроме кормушек?

Ситуация 2.

Заранее подготовленные ребята читают произведение «Федорино горе». Затем вместе с классом проходит обсуждение.

Вопросы:


Ситуация 3.

Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствии чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.

Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами?

У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.

Вопросы:

    Почему мальчик не хочет заниматься спортом?

    А нужно ли заниматься спортом? Почему?

    Что мы можем посоветовать мальчику, чтобы воспитать спортивный дух?

Ситуация 4.

Учитель на классном часу учитель спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них.

Вы разве не знаете, когда была война?

Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников.

Вопросы:

    Ребята, правильно ли, что мальчик не является патриотом страны? Почему?

    Что можно сделать, чтобы развивать чувство патриотичности?

    Что мы можем посоветовать мальчику?

    Нужно ли любить свою страну? Почему?

    Зачем нам быть патриотами?

Ситуация 5.

Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его.

Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Вопросы:

    О чем здесь говорится?

    Важен ли труд для человека? Почему?

    Нужно ли беречь труд других?

    А вы любите трудиться? Как вы трудитесь?

Ситуация 6.

Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Вопросы:

    Правильно ли ведет себя ученик? Почему?

    Почему, как вы думаете, он нарушает дисциплину снова?

    Как нужно вести себя в школе? Почему?

    Что нужно посоветовать мальчику?

Ситуация 7.

Однажды учитель пошел в поход с учащимися 4 класса. Учитель всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова, сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились…

Вопросы:

    Правильно ли поступил Вова? Почему?

    Нужно ли помогать товарищам? Зачем?

    А вы любите помогать? Кому вы помогаете?

Ситуация 8.

Учитель просит каждого из учеников написать свои нравственные качества, перед эти объяснив, что такое нравственность и нравственные качества. Затем идет обсуждение.

Вопросы:


Ситуация 9.

На перемене две ученицы 3 класса решили почитать книжку со сказками. Первая взяла книгу Таня, Оле тоже хотелось почитать эту же книгу. Оля подошла к парте Тани:

Таня, дай мне эту книгу, - попросила Оля.

Нет, не дам, я же первая ее взяла, - ответила Таня.

Если не дашь книгу, я заберу твою ручку, - сказала Оля.

Вопросы:

    Ребята, что можно сказать про девочек?

    Хорошо ли быть жадными? Почему?

    Как должны были поступить каждая из девочек?

    А вы любите жадничать? Почему?

    Какими нужно быть по-отношению к друзьям? Взрослым?

Ситуация 10.

Учитель 3 класса со своими ученицами садили цветы на пришкольном участке.

После уроков один из учеников дарит учителю один из тех цветов, которые они сегодня садили.

Зачем ты сорвал цветы, которые сегодня садили девочки?- спросила учительница.

Я хотел сделать вам приятно, - виновато ответил ученик.

Спасибо, но больше так не делай, - ответила учительница.

Вопросы:


Список литературы

  1. Морозова И.О. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. Смоленск, 2001. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_po.html
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- 2009. - с.5

    Нравственное воспитание детей в современной начальной школе. URL: http://diplomba.ru/work/100466

    Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993.

    Тамбовкина Т.И. Педагогические ситуации // Начальная школа. 2006. № 16

    Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей всё чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Концептуальная идея А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада.

С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

Образовательная ситуация-это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость, честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература. Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершенствования нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника – это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу собственного поведения.

Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении. В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил? и т.д.).

Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности – творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки.

Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей. Инсценировка – знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру. Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую -нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное – донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

Творческий пересказ от лица литературного героя помогают детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию. Уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний, способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя. Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?», способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник», способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

Режимный момент: «Хвастунишки».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

Режимный момент: творческие этюды по произведению.

Цель: развивать умение мимикой. Жестами и позой передавать эмоциональное состояние и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы. В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности: помощь дежурным, помощь воспитателю в подготовке к занятиям, помощь малышам, изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким либо праздником, составление плей-листа для малышей, сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала, подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада и т.п. Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет). Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя»

Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

Самостоятельная деятельность: «Винни- Пух в гостях у Кролика»

Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что-то приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

Содержание: приглашаем малышей на мини-спектакль по сказке «Три медведя». Предварительная работа: распределение ролей и подготовка мини-спектакля, изготовление приглашения. Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это ещё не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций. Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети всё чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети всё больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами её предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим. Таки образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомством с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

Литература

  1. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2002.
  2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб., 2002
  3. Бабаева Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – СПб., 2008.

Нравственное воспитание детей.

Беседа на тему: "Что такое дружба?"

Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.

Ход беседы

Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?

Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.

Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.

Вопросы после чтения

Как можно назвать Олега и Гришу?

– Почему их можно назвать друзьями?

– Почему Олега можно назвать хорошим другом?

– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?

В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,

поступки, высказывает к ним свое отношение.

называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о

которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или

подругами.

Вопросы после чтения

– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до

первого дождя!"

– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему

Нельзя?

– Как надо было поступить Маше?

Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда

выручай".

Беседа на тему: "Кто такой друг?"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.

Ход беседы

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.

Вопросы после чтения

– Что увидел Коля в окошке?

– Откуда появился шарик?

– Зачем ребята принесли Коле шарик?

– Как можно назвать этих ребят?

– Какие эти ребята?

– Почему их можно назвать хорошими друзьями?

– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили

его в беде?

– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете

Им.

– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?

Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и

дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.

Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить

и работать.

Можно сказать детям, что умение дружить –

хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.

Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с

детьми объяснить ее понятие.

Беседа на тему: "Чуткость "

Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?

Вопросы после чтения

– Кто из детей вам понравился?

– Почему понравился Олег?

– Как можно назвать Олега? Какой он?

Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег

добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,

Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому

Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда

его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.

– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о

нем?

– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?

Сделать вывод о том, что от хороших поступков

всегда бывает всем приятно.

– Почему вам не понравилась Катя?

– Как надо было поступить Кате? Почему?

– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?

– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?

Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости

быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать

сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,

помогать так, чтобы сверстники не обиделись.

Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о

помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".

Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.

Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".

Беседа на тему: "Доброжелательность"

Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости

чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить

правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не

жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в

окошке". Послушайте его внимательно.

Вопросы после чтения

– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?

Какие они?

Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно

назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.

– Почему их так можно назвать?

Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".

– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?

– Как в книге об этом говорится?

Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям

высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает

очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их

об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,

когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".

Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",

написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом

скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.

Вопросы после чтения

– Как отнеслась Муся к Вале?

– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?

– Как надо было поступить Мусе?

– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.

Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять,

Чтобы быть хорошим, чутким другом.

Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру

инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".

Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.

Вопросы после чтения

– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?

– Как поступила Светлана?

– Как ее можно назвать? Какая она?

– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?

– Что такое чуткость?

Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".

Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а

после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы

правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь

моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не

укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у

детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"

– Что такое скромность?

Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда

дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,

потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо

говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь

ждать, когда тебя похвалят другие".

– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?

Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким

хорошо и быть скромным тоже хорошо.

Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.

А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.

Беседа на тему: "Правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"

Вопросы после чтения

– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?

– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

– Что такое правдивость?

Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение

человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда

не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее

неприятно, трудно".

– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать

людей?

– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?

Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно

всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это

красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.

Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.

Вопросы после чтения

– Почему случилась беда в этой семье?

– Как нужно было поступить Мише?

Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.

Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.

Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представление детей

о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям

(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и

особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;

помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.

Ход беседы

– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с

– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими

праздниками.

Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что

сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их

поздравили с праздником?

– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым

приятным подарком папам и мамам?

– Как надо себя вести, чтобы доставить радость

родителям, не огорчать их?

Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.

– Что такое, по–вашему чуткость?

– Что такое правдивость?

– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.

Беседа на тему: "Скромность"

Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;

уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного

поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной

нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к

скромности как к норме поведения.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали

рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.

– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется

рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот

рассказ?

– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно

назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?

– Скромность и чуткость – это одно и то же или

разное?

– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто

написал этот рассказ?

– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?

– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?

– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".

Вопросы после чтения

– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?

– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?

Обобщить высказывания детей.


Вопросы морального, нравственного воспитания дошкольников - одни из самых деликатных. Поэтому вместо советов предлагаем просто познакомиться с несколькими экспериментами отечественных психологов 1980-90-х годов.

Моральное развитие происходит в ситуациях выбора.

Моральный выбор: красота внешняя или внутренняя

В исследовании участвовали 10 девочек и 10 мальчиков 5-5,5 лет. Вначале каждому ребенку предлагали выбрать из двух одну куклу для игры - нарядную или невзрачную (куклы одного пола с ребенком). Все выбрали красивую. Затем все стало усложняться. Девочкам прочитали сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про царя Гороха, царевну Кутафью и царевну Горошинку, а мальчикам "мужскую" версию этой сказки. Дети хорошо поняли, что красавица имеет скверный, злой нрав, а простушка добра и милосердна. Куклы были точь-в-точь как иллюстрации сказки, и детям снова предложили выбор. Только 3 ребенка выбрали для игры невзрачных и добрых персонажей, остальным внешняя красота затмила внутреннюю. Потом сказку смотрели в кукольном театре, сами ребята играли спектакль, беседовали с героями, и все же в конце эксперимента оставались дети (3-4), которые выбрали куклу - иллюстрацию злого, но красивого героя сказки. Интересны муки выбора - колебания, попытки взять обеих кукол, решения и комментарии детей. А если такой выбор повторится с друзьями и рядом с ребенком окажется уайльдовский "мальчик-звезда" - красивый, вероломный и злой?

Моральный выбор: честность или приз

С детьми 3-7 лет побеседовали о честности, обсудили пример, который через короткое время с ними же и проиграли. Надо было переложить шарики из одного ведерка в другое, пользуясь лопаткой и не трогая руками. Приз - конфета. На словах все дети сказали, как следует поступить. Однако в эксперименте лопатку сделали выпуклой, так что по-честному задача не решалась. Большинство детей, пользуясь тем, что психолог как бы случайно вышел, схитрили и переложили шарики руками. Малыши радостно съели приз, а у многих пятилеток возник эффект "горькой конфеты". Обман отравил радость, что проявилось в невербальном поведении. Самые старшие сразу признали, что задача не решаемая. Эксперимент продолжили с вариациями и оказалось, что честному поведению способствовало поручение ребенку 5-6 лет побыть "воспитателем" и объяснить правила младшим. После этого большинство детей не стали пользоваться отсутствием контроля, чтобы схитрить. Радость от своей честности близка удовольствию чувствовать себя взрослым.

Моральный выбор: сострадание или удовольствие

Детей попарно приглашали в игровую комнатку, где каждому давали задание (нарисовать или вырезать что-то), выполнив которое, он мог поиграть с игрушками. При этом у одного из детей задание было намного труднее, так что когда один ребенок уже мог играть, другой пыхтел над своей задачей.

Среди 30 детей старшего дошкольного возраста выявилось три способа поведения.

  1. Содействие. 6 детей не бросали сверстника, помогали ему практически. Никто не успевал поиграть, но была радость от совместных действий, даже если задача не решалась.
  2. Сочувствие. 15 детей, справившись с легкой задачей, шли играть, но не могли, постоянно возвращались к сверстнику, высказывали сочувствие, давали советы, подбадривали. Снова пытались играть. Иногда сердились, покрикивали на отстающего, маскируя чувство вины под упреки.
  3. Безразличие. 9 детей спокойно шли играть. В рамках принципа "это твои проблемы" такое поведение может найти одобрение взрослых, пока проблемы не касаются их чада.

Не все дошкольники видят выбор в ситуациях, подобных описанным.

  • Малыши 3-х лет, не колеблясь, следуют инстинктам, ищут максимальной личной выгоды и стараются не попадаться, избежать наказания.
  • Старшие дошкольники 6-7 лет также без колебаний следуют моральной норме, за редкими исключениями.
  • Муки совести - удел пятилетних, которых инстинкты влекут к удовольствию, а первые представления о справедливости побуждают к отказу от наслаждения.

Игры, сказки в сюжетах которых добро и зло предстают в разных обличьях, помогут детям создать свою галерею образов для отождествления в спорных ситуациях. Игровое проживание роли справедливого героя вызывает реальные эмоции, в том числе, моральное удовлетворение. Это повышает вероятность нравственного выбора в последующих жизненных ситуациях.

Моральный выбор. Ситуация морального выбора (модуль «Основы светской этики»; урок 9)

Ситуации морального выбора Твои примеры ситуаций морального выбора
Выбор между нравственным и безнравственным поведением
Выбор между своими интересами и интересами других людей
Выбор между различными обязанностями.
Для оптимизации работы с текстом большое значение имеет формирование у школьников умения задавать вопро-сы к тексту . П.Н. Груздев отмечал: «Постановка вопросов нередко отражает активность мысли ученика, глубину и пра-вильность понимания, стремление к большей ясности и чет-кости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить». Стимулирует постановку вопросов и активизирует смыс-ловую догадку такая стратегия, как «чтение с остановками». В работе с вопросами часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
    Простые вопросы . Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информа-цию. (Например , кто такие жрецы ? Что такое иерархия в хри- стианской церкви ?) Уточняющие вопросы . Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что... ?», «Если я правильно понял, то... ?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он толь-ко что сказал. (Например : правильно ли мы поняли , что ты считаешь , что «золотое правило нравственности» имеет мно- жество различных формулировок ?) Объясняющие вопросы . Обычно начинаются со сло-ва «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. (Например : почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках - поло- жительной и отрицательной ?) Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, пред-положения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось, если бы... ?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» { Например : что изменилось бы в жизни людей , если бы не было совести ?)
    Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явле-ний, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Например : чем дружес- кие отношения отличаются от других отношений ? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста - «Все для меня , все во имя меня» ?) Практические вопросы . Они направлены на установ-ление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?» (Например : что значит «посту- пить по совести» ?)
Еще большей ценностью обладают те вопросы, которые вскрывают проблемы или побуждают учащихся рассуждать, давать оценку или делать выводы, искать и находить путь решения (Усачева, Ильясов, 1986). Такие вопросы побужда-ют учащихся к самостоятельной творческой исследователь-ской деятельности, которую они реализуют уже в своих про-ектах. (Расскажи о ситуации , которая соответствует смыслу одной из пословиц : «Сам погибай , а друзей выручай» , «Не имей сто рублей , а имей сто друзей» , «Дружба дружбой , а табачок врозь» , «Друг познается в беде» , «Дружба дружбой , а служба службой» ? Всегда ли надо говорить правду ?) Понятие «проблемные текстовые ситуации» является важнейшим для понимания психологического содержания текста (Доблаев Л.П., 1987). Автор рассматривает чтение и понимание текста как процесс решения задач. Понимание текста есть компонент мышления, который состоит в выяв- 11

лении и разрешении скрытых вопросов в проблемных ситуа-циях с опорой на имеющиеся знания и применении специ-альных приемов для усвоения новых знаний.

Текстовый субъект обозначает то, о чем говорится в тек-сте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, дей-ствии). И субъект, и предикат могут быть выражены целыми предложениями или частями текста. Целостность восприя-тия текста может быть скорректирована в процессе выявле-ния их содержания: предикат может быть раскрыт через от-веты на вопросы о том, что это значит, как это объясняется, в чем это заключается; а субъект - через вопросы о том, о чем это говорит, какая мысль этим обосновывается и т.д. Безусловно, такая работа может быть организована с тек-стами, которые специально подбираются учителем к урокам, адаптируются им для решения конкретной обучающей или воспитывающей цели. Перечень основных проблемных текстовых ситуаций 1 . Новизна текстового субъекта и сложность его
предиката
. В этом случае нередко читатель воспринимает
субъекта фрагментарно, нарушая его единство, и, соответ-
ственно, не воспринимает связи предиката и субъектом. Детям предлагается, например, следующий текст.

Путники и медведица

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыха-ние, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких прияте-лей, которые бросают в беде!»

    Подберите к этой притче подходящие по смыслу по-словицы. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу? Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».
2. Противоречивость содержания текстовых субъек-
тов
. Здесь читателю необходимо увидеть это противоречие
как объективно существующее и найти ему объяснение. Детям предлагается, например, следующий текст. Щедрый подарок Приехал отец из города. Привез сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». - А как это - щедро? - спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть от-дай Пете. А меньшую оставь себе». - Лучше я отдам медовик Пете,- сказал Вася. - Пусть он
делит его щедро. Если ученик не сумел самостоятельно сформулировать незаданный вопрос: «Почему Вася отдал медовик Пете?», то ему задаются вопросы:
    Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чем это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий?
3. Неполнота содержания текстового субъекта как проблемная текстовая ситуация включает варианты:
    осознание неполноты субъекта и его мысленное вос-полнение при ограничении предмета речи с указанием, что изложенное есть его первоначальная или последующая часть. Например, «Во-первых...», «С одной стороны...», «Теперь...», «Во-вторых» и т.д.; при изложении первой части предмета нет указания на то, что далее последует вторая часть. Это требует от читате-ля самостоятельного поиска и выделения всех частей тек-стового субъекта и их объединения в единое целое.
12 Прочитайте текст. В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта баш-ня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрас-тался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от не-бес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. (Предъявленный в таком виде текст, на первый взгляд выглядит законченным. Однако при осмыслении его идеи неизбежен вывод о том, что недостает части информации. Не разъяснен итог ситуации и ее последствия. На этом эта-пе детям может быть предложено задание предположить, чем заканчивается история, и лишь после выдвижения гипотез следует их познакомить с окончанием текста). Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться. 4. Неполнота текстового предиката , требующая от читателя обнаружения его неполноты и восполнения соот-ветствующих элементов предиката. Послушайте притчу «Мышь полевая и мышь городская»
Полевая мышь пригласила к себе городскую подругу и угостила ее самым лучшим кушаньем, каким только могла. Городская мышь, презирая деревенскую пищу, повела сель-скую с собою в город. { Они приходят на обильное пир-шество ). Во время обеда услышан был стук у дверей и лай собак. { Они обе затряслись и пустились бежать , особливо сельская мышь , которая , не зная дороги , с трудом могла спастись ). И так, когда она возвратилась домой, то сказала: «Я лучше хочу жить бедно, но безопасно, нежели в изоби-лии, соединенном с такою заботою».
    Распространите ее. Какие подробности вы могли бы внести?
А теперь послушайте притчу «Мышь полевая и мышь
городская», распространенную Горацием. Некогда деревенская мышь бедно угостила городскую у себя в пещере, так как старинный гостеприимец старинно-го своего друга. С великим трудом сыскав пищу, несмотря на свою скудость, ласково потчевала она своего гостя. Чего ж больше? С усердием уделяла она товарищу своему часть собранного гороха и крупного овса, неся во рту высушенные зерна и до половины съеденные кусочки ветчины; предлага-ла все, желая разными съестными припасами преодолеть отвращение своего гостя, который немного ел, но и то с гор-достью и презрением. В то время сам хозяин дома, отдыхая на свежей соломе, ел хлеб и пшено, не прикасаясь к лучшим кушаньям. Наконец городская мышь сказала деревенской: Друг мой! какая тебе польза проводить такую бедную жизнь здесь при подошве высокой горы? Не лучше ли бы для тебя было предпочесть людей и город сим пустым мрачным лесам? Поверь мне, пойдем со мною, приятельница! Тебе, конечно, известно, что твари на земле проводят жизнь, под-верженную опасностям, и ни одна из них, ни великая, ни малая, не избегнет смерти. - И так пока еще есть время, то живи счастливо в приятных наслаждениях и помни, сколь краток век твой. Сии слова подействовали на деревенскую мышь, и она с веселой бодростью выскочила из своего жи-лища; тут обе пустились в назначенный путь, желая достиг-нуть ночью до городских стен. Уже светило ночное блистало среди неба, как они обе вступили в пребогатый дом, где в одной комнате пурпуровое покрывало лежало на кровати, сделанной из слоновой кости; и там находилось множество кушаний, оставшихся от большого пиршества и принесен-ных туда за день до сего в разных блюдах. И так, когда го-родская мышь посадила свою деревенскую на пурпуровом покрывале, то хлопотливо начала бегать по всем местам, беспрестанно приносила новые кушанья и мастерски отправ-ляла должность слуги, отведывая все, что ни приносила. Де-ревенская мышь, нежась на ковре, восхищается переменою своего состояния и в таком счастливом положении является

самым веселым гостем - как вдруг страшный стук у дверей их обеих согнал с кровати. Они с ужасом стали бегать по всей комнате, и тем более задрожали, когда лай больших собак раздался в огромном доме. Тогда сказала деревенс-кая мышь: «Я не имею нужды в такой жизни - прощай! Лес и пещера, удаленная от опасностей, утешат меня небольшим количеством овощей».

    Сравните варианты текстов, предложенные вами и ва-шими одноклассниками, и текст Горация. Изменилась ли мораль притчи? Чем интересен каждый вариант?
5. Отсутствие выражения текстового субъекта . Это выражено в «беспредметности» рассказа, а решение дан-ной проблемной ситуации состоит в поиске предмета мысли («О чем здесь говорится?») Каждый из нас отличается от других людей и в то же вре-мя имеет с ними много общего. Это общее - некоторые оди-наковые черты, объединяющие нас в большие группы. Что это за черты, признаки? Во-первых, наш внешний вид - цвет кожи, глаз, волос. Все это так называемые расо-вые признаки (основные расовые группы: негроидная, евро-пеоидная и монголоидная). Во-вторых, язык, на котором мы говорим от рождения, родной язык. В-третьих, религиозная принадлежность, или вероисповедание, особенности веры в высшие силы, в Бога. В-четвертых, культура - обычаи, особенности поведения, пищи, одежды и т.д. Население России представлено двумя большими расо-выми группами людей. [Европеоиды - светлокожие, светловолосые, в основном с серыми или голубыми глазами. Монголоиды - смуглые, темноволосые, темноглазые.] Но среди нас, россиян, много и таких, в которых по-разному сочетаются разные расовые черты. Есть, например, блондины с карими глазами и серо-глазые брюнеты (черноволосые), синеглазые смуглянки и белокожие люди с темными волосами. Вариантов может быть очень много, потому что народы не живут изолированно друг от друга, и часто люди разных рас и народов создают семьи, дети в которых наследуют черты обоих родителей. Основные группы верующих в нашей стране: христиане, мусульмане, иудеи и буддисты. Совершенно недопустимо, чтобы представители одной расы называли себя более достойными по сравнению с людь-ми другой расы, чтобы люди одной национальности считали себя выше других, чтобы люди одной веры преследовали, враждовали, с пренебрежением относились к иноверцам. Русский писатель В.Г. Короленко (ты, наверное, знаешь его рассказ «Слепой музыкант», повесть «Дети подземелья» и др.) писал: «Никто не должен нести наказание за свою веру, потому что верность религии, пока человек не убежден в ее ошибочности, есть достоинство, а не порок». (Чутко Н.Я. Я -гражданин России. Учебник-хрестоматия для 3 класса). После прочтения текста следует задать вопрос: «Что
вы можете сказать об этом тексте?». Важно, чтобы кто-то из
учеников озвучил мысль о том, что в тексте имеется смысло-
вой пропуск. Далее возникают варианты восстановления тек-
ста, затем читается авторский вариант. Последующая рабо-
та с текстом ведется исходя из целей и задач урока,
к которому он был привлечен. Обучение приемам самостоятельной работы с учеб-ником , с книгой конкретно раскрывается в обучении ори- ентировке в тексте (подготовка к выборочному чтению, использование оглавления для поиска необходимого мате-риала, просматривание материала с выборкой фрагментов текста по указанной проблеме для подготовки сообщения и пр.). Этому содействуют задания-игры, например: «К ответу готов ! » . Класс делится на группы. Каждая груп-па работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообще-ние на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый. По его рассказу оцени-вается качество подготовки группы. Обучение приемам работы с дополнительной лите- ратурой . Работа ведется в группах. По оглавлению выбран-ной книги, статьям «Введение» и «Заключение», при беглом просматривании материала ученики должны определить сте-пень соответствия данной книги указанной теме, учесть воз-можность использования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказыванием выбранных фрагментов (не более 1 минуты). Еще одна игра - «Экзаменаторы» . Она проводится индивидуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подго-товить вопросы для класса по изученной теме. Работа по группам в приведенных выше играх помогает формированию взаимной ответственности, взаимопомощи, сотрудничества. Записи при чтении Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непремен-ное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика. Неслучайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке». Ведение записей способствует луч-шему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику. Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно на-блюдать, как выписывание тех или иных данных из книг пре-вращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимаю-щее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма. В качестве первого требования следует повторить то, что уже было сказано в отношении обязательности их ведения. Иногда считают, что записями сопровождается чтение книг, только наиболее важных для работы. Это неверно. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специаль-ной литературы, а обучиться этому младший школьник мо-жет, только работая с текстами учебника. Ведение записей - обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать на потом. Следует работать над формированием у ученика умения читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немедленной и обя-зательной записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результа-том ассоциаций, которые в других условиях не возникнут. Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться. Для этого прежде всего нужно стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений. Большую экономию времени дает также применение услов-ных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т.д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки. Более того, ребенок может по ходу чтения зарисо-вать ассоциативно возникший образ, своего рода пикто-грамму, которая поможет ему при дальнейшей работе с текстом. Стремление к лаконизму должно, разумеется, иметь оп-ределенную меру. Нужно помнить, что всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык», становятся со временем столь же трудно читаемыми, как письменность майя. Иногда бывает легче второй раз прочесть текст, чем разобраться в небрежных записях.