Примеры из жизни нравственного выбора дошкольников. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. методическая разработка (старшая группа) на тему. Рассказ о дружбе

Аниса Фадитовна Сабирова
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств , или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития.

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать «плохое» и «хорошее» . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития .

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия оценки других мы проводим в детском саду следующие игры , и игровые ситуации , которые можно рекомендовать и родителям. Для выявления самооценки и восприятия оценки других детей можно поиграть в такие игры : «Лесенка» , «Беседа о друге» , «Жизнь в лесу» , «Разговор через стекло» и другие.

Вашему вниманию я представлю несколько игр :

«Закончи рисунки»

Дети садятся кругом. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку.

По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем нравственноевоспитаниедетей : воспитание чувств , формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : «В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары : «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить, бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла – девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы, и заботиться о ней. Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т. д. При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети меняются ролями.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Взрослый : «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов. Выигрывает тот , кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться ? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.

Наблюдения показали, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг , стали чаще участвовать в совместных играх.

1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения: «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением» .

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация - это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,

в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт .

Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные) элементы.

«Проблемная ситуация» означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «Начало мышления - в проблемной ситуации» . Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.

Общим правилом при создании проблемной ситуации являются противоречия в информации, способах действий, выявляются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и существует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Приведем основные способы создания проблемных ситуаций:

Сообщение информации (опорные знания);

Сопоставление фактов (с одной стороны... с другой...);

Анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. .

Наиболее подробно теорию проблемного обучения в начальной школе раскрывает С. И. Брызгалова . Основные понятия концепции проблемного обучения представлены в следующей последовательности: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.

Определим место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.

С. Г. Якобсон пишет: «Работа по моральному воспитанию отличается от работы в других областях дошкольной педагогики… Для обозначения законченного смыслового отрезка такой работы мы предлагаем термин воспитательная ситуация…Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям» .

Е. А. Лобанова подчеркивает: «Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение» .

В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова отмечают что в «воспитании культурного поведения особенно важны действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение». Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

М. Ю. Стожарова, анализируя проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника, отмечает: «Одним из компонентов «школьной зрелости» является познавательная и социальная мотивация, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Л. А. Венгер, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Г. А. Урунтаева)» .

В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить следующие группы:

Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

Учебно – познавательные мотивы: интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому;

Оценочные мотивы: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

Для развития познавательной мотивации у дошкольников предлагается использовать несколько методов, один из которых - моделирование игровых проблемно-практических ситуаций [Там же, с. 33 – 34]. В методике моделирования проблемно-практических ситуаций, по мнению автора, должны присутствовать следующие моменты:

Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

Свертывание репродуктивной деятельности;

Перенесение акцентов на поисковую деятельность;

Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

Определение детьми ролевых функций участников деятельности;

Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Схема моделирование игровых проблемно-практических ситуаций выглядит следующим образом: Название, Проблемная задача, Материал, Игровая ситуация

Р. С. Буре, анализируя формирование представлений о нормах морали у дошкольников, пишет: «Еще более сложными для ребят оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе как «ситуации морального выбора» (У. Колберг, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, А. Д. Кошелева и др.) .

А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» .

Таким образом, мы проанализировали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, которые могут быть использованы, на наш взгляд, и при воспитании культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

1.3 Выводы по первой главе

Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.

При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были выполнены следующие задачи:


2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев. Детский сад работает по программе...

Крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения Подготовительная к школе группа. Сентябрь 1-я неделя. В конце занятий, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить...

Литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА»
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик: воспитатель
Олеся Алексеевна Миселёва
Барнаул, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6
Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11
Ситуации с противоречиями……………………………………………………13
Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15
Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………....20
Методическая основа…………………………………………………………....22
Введение
«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности»
Рубинштейн С. Л.
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Пояснительная записка
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Задачи:
1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.
Используемые методы:
- игровой;
- эвристический (частично-поисковый);
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративный.
Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном). 1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Ситуации с огнём3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуации с водой5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? 6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Ситуации с природой
7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
11. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
12. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
13. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
«Грибы»
15. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
«Транспорт»
16. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
«Дома», «Свойства материалов»
17. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
«Фрукты»
18. Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
«Свойства материалов»
19. В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
« Язык мимики и жестов»
20. Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
« Погодные условия»
21. Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
« Свойства металлов»
22. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
«Стороны света»
23. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
«Объём»
24. Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
«Погодные условия»
25. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
« Измерение длины»
26. Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
« Выше, ниже»
27. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
«Лекарственные растения»
28. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
«Почва»
29. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
« Свойства дерева»
30. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
« Часы»
31. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
«Свойства воздуха»
32. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
«Увеличительные приборы»
33. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Средства связи»
34. У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
«Свойства бумаги»
35. Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
Свойства копировальной бумаги»
36. Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
«Свойства магнита»
37. Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
«Дружба красок»
38. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов
«Кот в одном сапоге»1. Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?«Вот так игра»2. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»3. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?«Помоги Золушке»4. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?«Подготовка к празднику»5. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? «Рассеянный Петя»6. Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? Ситуации на нахождение внутренних ресурсов«Открытки для Дины»1. Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?«Красная Шапочка»2. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?«Помоги Оле»3. У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.«Молочные проблемы кота Матроскина»4. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?«Корзинки для козлят»5. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
6. В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?«Жители города Кисельска»7. С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель, а его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.«Варенье для Карлсона»8. Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Ситуации с противоречиями
Дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм. На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
1. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос.Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
2. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие: ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
3. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
4. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
5. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие: Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
Ситуации межличностных отношений сверстников
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
1. - Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь? - А я видела, как Соня сломала цветок. Что можно сказать о поступке Сони? Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
2. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал.
- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
3. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации?
4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Анатольевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
6. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
7. Светлана Владимировна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Светлана Владимировна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Светлана Владимировна Наташе?
8. Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
9. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?
10. Рита и Саша дежурные в мини-центре природы. Саша сказал:- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?
11. В приемной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
12. Света выходит в приемной и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой. Почему обиделась Света?
13. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит:- Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

14. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю:
- Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?
15. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал:- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
Ситуации к НОД
1. В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?
а) засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
3. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
4. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
5. В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: «Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?
а) так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».
6. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»
1. «…люди не знали об опасности»
Задачи: Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
2. «…в детском саду объявили тревогу»
Задачи: Способствовать умению дошкольников правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «…съесть незнакомую ягоду»
Задачи: Познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; развивать умение высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; способствовать воспитанию чувства меры.
4. «…собака напала на ребенка»
Задачи: Способствовать умению детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; развивать умение выражать свои мысли полными предложениями; способствовать воспитанию любви к животным.
5. «…взлететь высоко, как птица»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием птиц, развивать умение понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь.
6. «…питаться только сладостями»
Задачи: Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме.
Методическая основа
Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: nsportal.ru.
Интернет.

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять