Признание катерины в измене островский. Душевная драма катерины в пьесе "гроза". Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Одной из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года может оказаться тема «Верность и измена».

Ошибочно школьники начинают при написании работы рассматривать и сопоставлять эти два понятия – верность и измену – исключительно с точки зрения романтических отношений. На самом деле они весьма широки и универсальны. Верность – это не только стойкость в чувствах, но и выполнение своих обязанностей и долга, ответственность, стойкость, преданность и постоянство. А измена – не только нарушение верности любимому, но и в целом предательство, неверность, вероломство, отступничество.

В сочинении, как того рекомендует ФИПИ, следует сравнить верность и измену как противоположности, а рассматривать их можно с любой точки зрения: этической, философской, психологической. Шанс повысить оценку имеют те ученики, которые не ограничатся лишь скупыми рассуждениями, но и приведут в сочинении разнообразные жизненные, исторические и литературные примеры. Последнее будет несложным: верность и измена встречаются в сюжетах множества произведений. Повысит оценку и использование цитат. Причем цитировать можно, как мыслителей древности («Только один раз мы теряем жизнь и доверие» – древнеримский поэт Публилий Сир), так и современных авторов. К примеру, можно привести слова барда Владимира Высоцкого: «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится».

О чем может быть ваше сочинение на тему «Верность и измена»? Можно рассматривать эти два понятия в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к любовной сфере. Возможно, кто-то захочет писать о верности своей Родине и государственной измене, а другой решит описать эти чувства по отношению к друзьям или просто человеку, который вам доверился. Конкретные темы такого сочинения могут быть и максимально узкими: о верности и измене по отношению к самому себе, своим целям, моральным принципам, религиозным убеждениям, а также, к примеру, о верности домашних животных своим владельцам.

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Верность и измена"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Верность и измена А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – верна своей любви, верна своему мужу, верна себе.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев (верен отцовскому наказу), капитан Миронов (верен долгу), супруга капитана Миронова (верна мужу), Маша Миронова (верна своей любви и готова ее защищать), Швабрин (измена долгу, дружбе).
М. Ю. Лермонтов «Беглец» Беглец , покинувший поле боя достоин только презрения.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» Господин Желтков (верен любви).
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита" Иешуа Га-Ноцри (верность своим убеждениям), Маргарита (верность своей любви).
А. Н. Островский. «Гроза» Катерина (верность своей любви, измена мужу).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова (верность своим убеждениям, бескорыстная помощь окружающим).
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба , Остап – верность товариществу, верность родине. Андрий – предательство ради любви.
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Жилин – верность долгу, дому, надежда только на себя. Костылин – трусость и ожидание помощи от других (письмо матери с просьбой о денежном переводе для выкупа).
И. Бунин «Темные аллеи» Надежда (верность своей любви к Николаю).
А. Грин «Алые паруса» Ассоль (верность мечте).
М. Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов (верность Родине, себе и своим представлениям о чести).

Другие направления итогового сочинения.

Сочинение №1

Человек, который пошел на измену, неизбежно оказывается наказан. В первую очередь, он теряет покой. Совесть – самый жестокий судья изменнику. Предательство может не только убить отношения, но иногда и людей, а также стать ударом для интересов целого государства. Если это так опасно, что же может мотивировать на такой поступок? Должна быть очень серьезная причина. Вопрос этот сложный и многоаспектный, поэтому часто затрагивался в литературе.

Катерине, героине драмы А.Н. Островского «Гроза», после замужества жилось несладко. Ее правдивая, чистая и мечтательная натура стремилась к чему-то высокому, настоящему, правдивому. А в доме мужа ее окружали ханжество и произвол со стороны свекрови. А сам супруг Тихон был попросту жалок. Женщине хотелось вырваться из этого круга, хотя бы в мыслях. Она влюбилась в человека из «другого» мира: образованного, одетого на европейский манер, ласкового и смиренного Бориса. И изменила мужу. Это была страшная ошибка не только из-за того, что измена – страшный грех, что для верующей Катерины ужасно, но и из-за того, что Борис так же жалок, как и Тихон. Катерину на измену толкнула любовь, такая необходимая в этом сером и жестоком мире вокруг нее. За это героиня и поплатилась: она не могла скрывать греха, призналась, а потом совесть и свекровь добили ее, и она утопилась. Значит, причинами предательства могут быть страсть и ненависть к тому, чему надо бы хранить верность.

Гораздо хуже измены в любви измена Родине, пусть и ради столь же прекрасного чувства. Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», был мечтательным, ранимым, жаждал чувств и страстей – совсем не похож на сурового казака, для которого во главе угла интересы Запорожской Сечи. Андрий же ждал любви. И она настигла его на войне, герой был очарован польской панночкой, ради нее перешел на сторону врага, говоря: «Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну». Его толкнула на измену любовь. Вот, почему нельзя ставить женщину выше Родины, именно такой завет давал ему отец Тарас Бульба.

Часто на измену толкают обстоятельства, которые оказываются сильнее нас. Часто в результате измены вырисовываются заманчивые перспективы. Часто именно измена кажется спасением от всего, что надоело и замучило в жизни. Однако предательство – наихудший выход из любой ситуации.

Сочинение №2

Понятие измены довольно широкое. Можно изменить себе, Родине, близкому человеку. Для каждого определенного случая есть свои причины. Конечно, оправдать предательство нельзя, но можно хотя бы понять его причины. Ничего в жизни не происходит просто так. Иногда человеку не хватает любви, поддержки, тогда он предает близкого человека. Разочаровавшись в своем государстве, он идет на измену Родине. Я ни в коем случае не оправдываю такие поступки, просто пытаюсь разобраться, что же толкает человека на измену и как этого избежать в своей жизни.

В литературе были описаны практически все виды измен: любимому человеку, Родине, себе. Если говорить о предательстве в любви, то сразу приходит на ум роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Женщина вышла замуж за старика, никогда не любила его, изменила с другим мужчиной и за это поплатилась собственной жизнью. Такая модель встречается не только в данном конкретном произведении, но и в «Грозе» Островского.

Обеим женщинам, Анне Карениной и Катерине Кабановой, не хватало любви и внимания от их мужей. Они обе встретили молодых людей, влюбились без памяти и совершили грех. Авторы несут очень важную мысль: не построишь крепкий брак без чувств, ведь внезапно нахлынувшее чувство может погубить жизни. Еще можно сказать, что две этих женщины не имели четких жизненных принципов, если подались велениям сердца.

Например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» тоже любила главного героя, но ей пришлось выйти замуж за другого человека. Но женщина не решилась на измену, потому что она не могла предать свои нравственные идеалы. Моя точка зрения в этом весьма сложном вопросе такая: только слабый духом человек может допустить предательство.

Измена Родине — это довольно часто случающаяся ситуация в литературе. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин показан настоящим предателем. Его презирают, потому что он предал не только Родину, но и любимую девушку. Он пресмыкается перед врагом, чтобы не умереть и чтобы не бороться. Я думаю, что страх – это основная причина его поведения. Он боится трудностей, боится умереть за Родину и не имеет чести, в отличие от Петра Гринева.

Измена – это очень сложная ситуация, которая довольно сильно влияет на окружающих. Люди должны быть верными друг другу, лучше сразу признаться в свои намерениях, чем нагло предавать того, кто верит тебе.

Сочинение №3

Что такое измена? И почему люди изменяют друг другу? Это сложные, философские и достаточно жизненные вопросы, над которыми, наверное, задумывался каждый. На мой взгляд, измена- это предательство, вероломство, нарушение верности кому-нибудь. Я знаю, что люди идут на измену по разным причинам. У одних- это новые ощущения, у других- материальная выгода, у третьих- чувство влюбленности и страсти. Но я считаю, что измена- это грех. Человек не должен изменять тем людям, которые его любят, чтят и уважают. Это разрушит все, что так долго строили влюбленные.

Множество писателей обращались к этой теме в своих произведениях. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» заставляет читателя задуматься о взаимоотношениях между влюбленными людьми. Одной из главных героинь произведения является молодая девушка Наташа Ростова.

Она довольно прозорливая, игривая, чувственная, нежная и романтичная натура. Наташа Ростова мила и добра со всеми, всегда готова прийти на помощь каждому. Такую обаятельную девушку сложно не заметить. Именно поэтому в нее влюбляется главный герой произведения Андрей Болконский. Он недолго ухаживает за Наташей, ведь она испытывает к нему ответные чувства. Их любовь прекрасна, чувственна, нежна. Но не все так просто. Молодым людям приходится перенести свадьбу на год, потому что Андрею Болконскому требовалось лечение за границей. Наташа долго ждала своего избранника. Уже близилось время встречи. Но вдруг девушка поняла, что она хочет любить прямо сейчас, сию минуту. И, как назло, в ее жизни появляется Анатоль Курагин, светский лев, покоривший множество женских сердец. Ему приглянулась Наташа Ростова, и он решил ее влюбить в себя. А она, глупая и доверчивая, повелась на сладкие речи, страстные поцелуи и красоту героя. Наташа Ростова влюбилась в Анатоля Курагина и изменила своему избраннику. Девушке хотелось любви, ласки, нежности, объятий, поцелуев, ведь она такая натура, она живет чувствами. Поэтому из-за долгой разлуки с Андреем Болконским, Наташа не смогла устоять перед натиском опытного и лживого Анатоля Курагина. Ее потребность любить оказалась сильнее верности любимому человеку. Наташе Ростовой требовалось кому-то отдать свои нежные чувства, именно поэтому она пошла на измену. Предательство девушки разрушило ее отношения с Андреем Болконским, и в итоге она осталась одна.

Приведу аргумент из другого литературного произведения. Это сентиментальная повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней писатель рассказывает о двух молодых людях: небогатой девушке Лизе и довольно состоятельном молодом человеке Эрасте, который вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал. Они встретились, когда Лиза продавала цветы на рынке, и почти сразу влюбились друг в друга. Молодые люди довольно много времени проводили вместе, часто гуляли, много разговаривали. Лиза была очень счастлива с ним. Но со временем все переменилось. Эраст стал по-иному относиться к Лизе. Однажды он сообщил ей, что его призывают в армию и им придется расстаться на несколько месяцев. Однако обещает любить ее и надеяться на новую встречу. Лиза поверила его словам, надежда поселилась в ее сердце. Но через несколько месяцев в городе Лиза увидела Эраста, ехавшего в роскошной карете. Она тут же бросилась к нему в объятия. Но он молча отвел ее в кабинет и рассказал о том, что все переменилось, и теперь он помолвлен с богатой женщиной. Это поразило бедную Лизу. Ведь Эраст клялся в любви и верности. Она надеялась на его чувства. Но оказалось, что молодой человек предпочел деньги любимой девушке и предал ее. Лиза не выдержала предательство любимого и покончила с собой. Но Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние, поэтому и женился. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и терзал себя мыслями, что это он убил Лизу. Эраст много раз жалел о том, что изменил Лизе, их прекрасной любви, что выбрал деньги, а не искренние чувства. Ведь предательства никогда не приводят ни к чему хорошему.

Подводя итог всему вышесказанному, сделаю вывод: измена- это порыв от безысходности каких-либо ситуаций, ведь причин на это множество. Но главное в этом поступке то, что многие люди даже не задумываются о последствиях этого поступка. Ведь ломать проще, чем строить.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Верность – незаменимое качество, на котором строятся человеческие отношения. Чувство, когда ты знаешь, что есть человек, которому можно довериться, раскрыть все душевные тайны и знать, что он ни за что не предаст, наверное, одно из самых важных. Все-таки есть в этом переменчивом мире что-то надежное. Это тот тыл, где все стабильно, где всегда уютно и комфортно.

Но такую красочную картину можно легко изменить. И меняет ее предательство. Измена вмиг выбивает почву из-под ног, лишает душевного баланса. Предателей не любят нигде: ни в обществе, ни в личных интимных взаимоотношениях. Проблема нравственного выбора между долгом и изменой имеет под собой психологическую и моральную основу.

Эти две категории «верность» и «измена» всегда вызывают особый интерес, тем более у писателей, которые ищут темы для своего творчества. Поэтому они встречаются чуть ли не в каждом втором произведении.

Не стала исключением и пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». В ней эти два понятия ставятся в самом центре.

Автор предлагает нам проследить за судьбой простой женщины Катерины, которая не имеет четких жизненных убеждений и принципов, да и в чувствах своих она не может разобраться. Складывается такое мнение, будто они у нее еще недостаточно развиты. Но жизнь предлагает множество испытаний и заставляет женщину оценить то, что она творит.

Очень похож на Катерину. Нет, конечно, не внешне. А именно этим отсутствием взрослой ответственности за свои поступки, какой-то будто недозрелостью и неполноценностью личности. Они оба не могут принимать решения, и будто все время находятся в каком-то подвешенном состоянии.

Такая наивность и детскость обоих персонажей выставляется автором буквально напоказ. Мы вместе с ним следим за тем, как в Катерине и Тихоне только зарождаются зачатки личности.

Островский – хороший психолог, для того, чтобы раскрыть человека, он предлагает ему испытание. знакомится с Борисом и забывает о том, что она жена. Она готова пойти на предательство и измену.

Молодая женщина слаба духом, сказывается еще и постоянная травля . Катерина не видит никакого другого выхода, кроме как совершить над собой убийство. Она считает это единственным решением всех проблем. И даже свое вспыхнувшее к Борису чувство она предает.

Такой поступок очень эгоистичен. Мы в ужасе наблюдаем за тем, как человек относится к собственной жизни. У него нет ответственности, нет желания и сил принять твердое решение, нет убеждений. И это страшно. Финал пьесы трагичен, но предсказуем.

Произведение Островского написано в прошлом столетии, но поднятая в нем тема актуальна и в настоящее время. И она будет значима всегда, потому что поднятые в ней проблемы вечны.

Автор призывает нас к тому, что необходимо взрослеть, уважать себя, иметь свое слово и быть ему твердым, следовать утвержденным в обществе правилам и нормам. Только таким образом удастся повзрослеть и стать личностью, умеющей брать ответственность за поступки и дорожить своей жизнью.