Проблема отцов и детей в современном обществе. Сочинение: Проблема отцов и детей в наше время. Проблема «Отцов и детей

По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Всем известно, что Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались... Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема "отцов и детей" была и будет актуальна всегда. Конечно, дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так в нас заложено. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Вот это, например моя.

Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними это выбрать тот же путь в жизни, что и наши они. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их предки, а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений базаров.

Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не большого ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

В романе "Отцы и дети" мы наблюдаем редкую картину для литературы XVII века - конфронтация мнений разных поколений. "Старики" более консервативны, а молодые- приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.

В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах.

Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делают это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке - сострадания и романтизма. Дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано, например, к Аркадию, а к кому-то поздно к Базарову. Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.

Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир - могила и это чувство - любовь. В романе "дети" очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия.

На свете есть "Отец и дети", отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые. Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема "Отцов и детей" решаема, но не до конца. Самое главное - это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.

Родительские советы, по сути своей - это диктат, принуждение. По мере взросления человек все меньше и меньше желает подчиняться. Если же родители не осознают этого во время и не переключатся на другой, нейтральный, способ подачи информации - конфликтов не избежать.

С детства родители привыкают давать ребенку часть информации, не обращая внимания на слова ребенка. Родители обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за не уважение их мнения. Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. Все это придёт к ним, но позже, когда они научатся чувствовать это, пройдут через многие испытания. Хотя этому могли бы научить их родители, но они с головой заняты рабочими проблемами, многим приходится целыми днями засиживаться на работе, следовательно, на детей у них просто нет времени.

Вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, родители должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. Это намного полезнее и увлекательнее, нежели заниматься критикой. Это воспитывает в человеке сострадание и терпимость к близким людям. «Всё понять означает все простить» не помню, где я это слышал.

Самое трудное в родительской судьбе - это принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями, научиться прощать обиды, неверные шаги, ошибки, смириться с мыслью, что твое дитя когда-нибудь уйдет во взрослую жизнь, у него появятся свои заботы и своя жизнь...

Многие люди, принадлежащие к поколению «отцов» на вопрос: "Ваше отношение к современной молодежи?"- отвечают, что дети - это наше будущее, новая судьба для всего общества. Взрослые пытаются их понимать, только не всегда это получается...

Я считаю, эту проблему очень актуальной для всех поколений. В каждом поколении она возникает в какой-то момент, а потом исчезает, чтобы появиться вновь. Как мне кажется, в наше время, а особенно в нашей стране, она наиболее ярко выражена. Наверное, каждый из нас не раз видел по телевизору, да и сталкивался лично с тем, что люди, проведшие большую часть жизни в коммунистической реальности, не могут понять того, что вдруг возникло вокруг них. Все мы слышали фразу: «А вот при коммунизме было...». И это не потому, что они являются приверженцами этой идеологии, просто они привыкли так жить. И переубедить этих людей, на демократическую точку зрения уже почти невозможно.

Наверное, во многом виноваты те, кто устроил перестройку. На самом деле это очень долгий процесс, должно смениться хотя бы одно поколение, чтобы прийти к нормальному демократическому обществу. Думаю, что эту проблему не решить никакими реформами или государственными переворотами. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе, строит отношение со своими близкими, основываясь на уважении, любви, принятия свободы другого человека...


Преемственность поколений всегда являлась основополагающим звеном в развитии общества. Но во все времена было так, что каждое новое поколение несколько отличалось от предыдущего. Это всегда отражалось и отражается в вечной проблеме отцов и детей.

Как деды и прадеды
Заглянем на минутку в прошлое. 500 лет назад на протяжении жизни нескольких поколений уклад жизни, скачкИ в развитии знаний, умений и навыков, технологий, общественного развития были незначительны. Базовые ценности общества менялась незначительно. Плавно и основательно шла передача тех самых знаний и умений от одного поколения к другому… Разительных отличий между поколениями не наблюдалось. Дети почти не отличались от своих родителей, дедов и даже прадедов.

«Были люди в наше время…»
А вот 150 лет назад стал наблюдаться определенный скачок в научно-техническом прогрессе. Как следствие этого - стали меняться и взаимоотношения внутри общества. В литературе уже стали появляться мысли «Вот были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

Технический прогресс и социальный хаос

За последние 30 лет появились сверхновые технические возможности, но в то же время - хаотичность в общественном миропорядке. Стало очевидным, что важно как взаимоуважение младшими старших, так и старшими младших, а хороший помощник в этом - общие традиции.

Разными путями - к одной цели
Будущее нашей цивилизации зависит от сплоченности нашего общества, его разных групп, разных поколений, разных мировоззрений.
Растерянность бабушек и дедушек перед требованиями и скоростью сегодняшнего дня приводит к нарушениям во взаимопонимании между детьми и внуками, а значит, и к нарушениям в воспитании вечных ценностей у последующих поколений. Так считают многие молодые родители, когда на приеме у врача-психотерапевта рассказывают о диссонансе бабушек-дедушек и самих родителей в походах к воспитанию детей, внуков.
А ведь этого быть не должно!
Если на мамино «нет» будет бабушкино «да», то родительский авторитет серьезно страдает.
А ведь формирование стереотипов поведения человека происходит как раз в первые три года!

Такие разные поколения
Могут и должны сосуществовать и взаимодействовать в семье представители разных исторических эпох с различными ценностями и основами миропонимания. Да-да, сейчас мир так быстро меняется, что с каждым поколением практически сменяется и эпоха… Поэтому стремительно растет и разрыв между поколениями.
Например, в одной семейной системе одновременно существуют представители разных исторических эпох. Бабушки и прабабушки родились и воспитывались еще до Великой отечественной войны или сразу после нее, и, конечно, руководствуются в повседневной жизни миропониманием кардинально другого времени.

А их дети уже соприкасались с хрущевской и брежневской эпохами, прочувствовали только отголоски войны, их поведение и восприятие ценностей мира уже зависели от других факторов (дефицит, холодная война и т. д.). Но это воспитание наполнялось «советскими» идеями, что человек друг другу товарищ. Мир объективно был добрее.
«Внуки войны», рожденные до 1988 года, еще посещали советский детский сад, и на раннем этапе развития у них закладывалась гуманитарная модель просоциальности в дальнейшем поведении.

Что случилось далее? В политических и гуманитарных потрясениях родились тревожные 90-е. Молодые родители начала 90-х были тревожны только потому, что впереди кроме неизвестности ничего не представлялось. Тревожность родителей передавалась детям, особенно это проявилось у рожденных в 1990-93 годах.
Затем, до 2000-го года наблюдался «просвет» спокойствия и уверенности: появлялияь вторые, третьи дети у родителей, сформированных еще советской системой.

Поколение NEXT

Среди детей, рожденных после 2000 года увеличилось количество таких ребят, которые ради достижения желаемого результата «топают ножками, бросаются на пол и т. п.» Всё это делается ради манипуляции родителями. Для того, чтобы хоть чуть-чуть передохнуть, родители идут на поводу у детей, обрекая себя и ребенка на нарушение в родительско-детских отношениях. Дать закрепиться такому стереотипу поведения никак нельзя!

Малыш, конечно, «перерастет». Так говорят многие бабушки. Но вот черта характера останется!
Ведь чтобы ребенку стать личностью, необходимо будет пройти длительный путь роста, развития, взросления…
В детях поколения 2000-х отмечается больше агрессии и импульсивности. Врач-психотерапевт это наблюдает не только у себя в кабинете, но и на улице: грубые фразы в транспорте, жестокие отношения во дворе между детьми и по отношению ко взрослым. Кстати, большинство взрослых на подобное поведение рядом склонны не обращать внимание… А могли бы поучаствовать в формировании общественного сознания...

Именно взрослые (их авторитет) должны создавать правила игры в родительско-детских отношениях, а не дети. На сегодняшний день дети видят себя выше своих родителей, и иногда это расстояние в их сознании ужасающее.
Стереотипы жизни формируются до 3 лет, к 5 же годам формируются свои конструкции будущей личности. Если будущая личность вначале своего пути привыкла только потреблять блага, обществу в дальнейшем от такой личности положительной отдачи ждать не приходится. Прабабушки, бабушки и многие родители, сталкиваясь с подобным типом поведения, чаще всего поддаются детским требованиям, чем усугубляют дефект развития будущих личностей. Выполняя необоснованные требования своих чад, взрослые нарушают связь между поколениями, обрекая своих детей на неизвестность и оторванность от корней.

Поколение NEXT NEXT
После 2010 года рождения появляются дети у родителей, личность которых формировалась после развала советской системы. В связи с занижением планки социальной ответственности у детей, рожденных в раннее постсоветское время, нести полноценную ответственность уже за своих детей многие такие родители не в состоянии. Те, кто развивался оторвано от цепи поколений, хаотично, в еще больший хаос погружает своих детей.

Соответственно, дети после 2010-го года рождения еще чаще прибегают в достижении своих целей к асоциальным моделям поведения. Если родители позволяют таким моделям реализоваться и закрепиться, в развитие личности этих детей уже закладывается определенный дефект. Благодаря впитыванию в раннем возрасте асоциальных стереотипов разрешения проблем современные дети 7-9 лет любые конфликты склонны разрешать с применением силы.

А начала такому стереотипу поведения закладывались в те времена еще в раннем детстве при помощи мультфильмов «Том и Джери» и подобного типа продукции иностранного производства. Автор и сейчас пересматривает зачастую советские мультфильмы, в которых постоянно видит прорабатывание эмоциональных детских конфликтов и научение положительным формам поведения. Советские мультфильмы, например, учат искренности, дружбе, взаимовыручке, позитивному взгляду в будущее. В зарубежных мультфильмах, как правило, имеется только экшн, направленный на удержание внимание через сиюминутное удовольствие. А в детях формируются порой опять же асоциальные стереотипы разрешения проблем.

Откуда же берутся предпосылки детской агрессии?

На сегодняшний день дети приходят в этот мир и сразу после рождения попадают в тревожную среду. Если отстраниться от неурядиц бытового характера, а это сделать необходимо, так как бабушки и дедушки нынешних детей росли в гораздо более стесненных условиях, то сразу бросаются в глаза разительные отличия между опытом воспитания наших бабушек-дедушек и тем, что происходит сейчас. Если еще 30 50 лет назад авторитет взрослых имел какую-то ценность для детей и детско-родительские отношения развивались согласно привычной и приемлемой схеме передачи знаний, умений и навыков, то сейчас эти отношения все чаще и сильнее искажаются: дети все чаще манипулируют родителями, полностью подчиняя их и превращая в лиц, удовлетворяющих желания и потребности своих маленьких чад.
Конечно, хныкающего ребенка легче успокоить удовлетворением его прихоти, но взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания.

Масса примеров того, когда адекватный подход одного из родителей нивелируется бабушкой или дедушкой, а бывает, и вторым родителем. Отсюда и всем знакомое «у семи нянек дитя без глазу».
Воспитание не должно быть хаотичным. Ребенку важно иметь конкретное понимание того, кто его «вожак» и на чье мнение ему ориентироваться при принятии своих детских или уже взрослых решений.

На что необходимо обращать внимание при воспитании современных детей?

. Ведущими лицами в воспитании детей должны быть их родители. Бабушки и дедушки - в помощь, а не в подмену родителям!
. Уважаемые родители, Ваш собственный пример взаимоотношений друг с другом, с Вашими родителями, для детей в возрасте до 3 лет станет той матрицей, по которой ребенок будет в дальнейшем строить свои отношения с окружающим миром, и в частности с микромиром своей собственной семьи в дальнейшем.
. Родители должны стать для ребенка проводником в жизнь, а не лицами, исполняющими желания своего чада.
. Родитель должен утешить, когда это необходимо, направить и/или поправить в пути ребенка. Учиться вместе с ним, постоянно передавать свой опыт и опыт своих родителей и прародителей.
. Не поддаваться манипулятивным детским техникам уже в самом раннем возрасте. Ибо когда детско-родительские отношения перестают быть равными по причине верховенства ребенка, это негативно влияет на развитие личности самого ребенка.
. Также негативно влияет и позиция, при которой ведущая роль родителей подавляет волю ребенка. В таких случаях ребенок привыкает быть ведомым, а его инициатива подавляется или извращается.

Всё зависит от стереотипов!
Уважаемые родители! Дети очень быстро растут! К 3 годам жизни они впитывают от Вас стереотипы своего поведения и отчасти формируются сами. Помните, что эти стереотипы поведения будут превалировать в дальнейшей жизни растущей личности.
То, что видят дети в раннем возрасте, воспринимается ими в разрезе наглядно-действенного запечатления. То есть, «что я вижу и как вокруг меня происходят события и есть данность, есть правильно»!
Что видят и слышат наши дети в раннем возрасте, какие перенимают стереотипы поведения, восприятия и понимания действительности, формирует во многом будущую личность.

Каждый день по телевизору войны и катаклизмы. Скорость речи дикторов сравнима скорости стрельбы из автоматического оружия в фильме, который смотрит старший брат или даже папа. А в ребенке, который все это видит, формируется стереотип разрешения конфликтов путем применения грубой силы и агрессивного поведения.
Такой стереотип записывается в подсознании и легко переносится в жизнь. То же самое ребенок видит и в виртуальной жизни, которая у него перед глазами в компьютерных играх. В итоге в детях формируется искаженное понимание действительности и подавляется инстинкт самосохранения. Кроме этого, стирается возможность понимания того, что и другому может быть больно.
Или наоборот, внушается мысль, что причиняя боль другим, можно достичь доминирования над ними.

Начнем с себя!
Нужно помнить, что воспитание своих детей начинается с воспитания себя!
Для этого необходима замена своих привычек, пристрастий и негативных черт на позитивные. Ведь именно родители, их поведение, отношение друг к другу, интонации в речи являются как основным примером для подражания на протяжении всей жизни, так и основным фактором в формировании детско-родительской привязанности...
И если ко всему процессу воспитания детей подходить ответственно и основательно, то тотального разрыва между поколениями можно избежать, не смотря на очень быстрые изменения, которые несет с собой время…

Проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем. Почему же у подростков происходят разногласия с родителями? Конечно, подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут не нравится ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей. Да, подростковые годы могут быть волнующим временем, но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей, но и для подростков. Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы. Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети двигатели прогресса, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жил его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит время с другими принципами и идеалами. Отцы и дети смотрят на мир с разных точек зрения. Дети, по мнению отцов, ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных. Отцы, по мнению детей, торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть. Со временем дети становятся отцами. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов. В противостоянии отцов и детей есть свой смысл: отцы сдерживают прогресс, вызываемый детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко. Не существует проблемы, а существует явление отцов и детей.

Классный час “Проблема отцов и детей в современном мире” проходил в форме философского стола. В обсуждении проблемы приняли участие студенты 201-202 группы, родители, священнослужители, педагог-психолог. В ходе дискуссии стало ясно одно: и родители, и подростки готовы к общению. При подготовке к классному часу был проведен социологический опрос студентов и родителей.

Ярким моментом стало использование фрагмента из фильма “Беседы о семье”, сценок, музыки, зажженной свечи.

  • помочь студентам научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями и одногруппниками;
  • сплочение учебных групп;
  • формирование коммуникативных компетенций;
  • способствовать формированию у студентов уважительного отношения к семье, родителям и одногруппникам.

Форма проведения: философский стол

Средства:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • тематическая выставка “Всему начало – отчий дом”;
  • доска;
  • экран;
  • свеча;
  • мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение;
  • раздаточный материал (памятка для детей, памятка для родителей).

Предварительная подготовка:

  • социологический опрос “Взаимоотношение в семье между родителями и детьми”;
  • подготовка и оформление презентации “Слово о семье”;
  • оформление выставки;
  • составление памятки для детей и родителей.

Материалы к классному часу подготовили классные руководители: Т.М. Стрельникова, О.Г. Петрунина.

Ход классного часа

Вступительное слово классных руководителей:

– Добрый день дорогие друзья, мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме философского стола и зажжем свечу, как символ живой мысли (зажигаем свечу ).

1 Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Мы сегодня посвящаем наш классный час проблеме всех времен и народов…..

2 Ведущий. Проблеме отцов и детей. Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом (зачитывается цитата).

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).

1 Ведущий. Проблему отцов и детей затронул в своем произведении Тургенев. (Инсценирование отрывка из романа И.С. “Отцы и дети”)

2 Ведущий. Как видите проблема отцов и детей существовала и во времена Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня.

2 Ведущий.И мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы: разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадем в ловушки семейного общения.

1 Ведущий. В зале присутствуют: родители, студенты, педагог – психолог, священнослужители.

(Внимание на экран-презентация). Приложение 1

2 Ведущий. Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.

1 Ведущий. Вопрос для студентов и родителей

1. Что такое конфликт?
2. Каковы его причины? (записываем на доске).

1. Нет согласия, равноправия
2. Несовпадение интересов.
3. Непонимание.
4. Недоверие, насмешки.
5. Излишняя опека.
6. Не умение слышать друг друга.
7. Равнодушие.
8. Неуважение к личности.
9. Ложь и неискренность.
10. Вредные привычки.
11. Досуг.
12. Поведение.

2 Ведущий. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни.

Ситуация 1.

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Ситуация 2.

Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.

Ведущий. Слово педагогу-психологу Бударковой Татьяне Михайловне. Она даст анализ ситуации с точки зрения психологии отношении.

Ведущий1. Слово Отцу Вениамину.

Ведущий 2. Какую линию поведения избрать? Наверное придерживаться каких то правил.

– Давайте их назовем. И в конце нашего разговора составим свод правил “Отцов и детей”.

Внимание на экран “Свод правил отцов и детей”. Приложение 2.

1 Ведущий.

Когда ты день рожденья справишь,
И соберется вся родня
Ее ты с гордостью представишь:
“Вот это всё – моя семья!”
А если вдруг на праздник даже
Нагрянут невзначай друзья
О них ты тоже точно скажешь:
“Вот это всё – моя семья!”
Кольцо невесте надевая,
Чувств сокровенных не тая,
Ее с любовью называешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И вот детишек стая,
Как колокольчики звенят,
За них ты гордость не скрываешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И в жизни ты не мало сделал,
Чтобы цвела земля твоя,
Теперь сказать ты можешь смело:
“Моя страна – моя семья!”
У нас у все одна забота,
Чтобы жила страна моя.
Моя семья – семья народов,
Моя страна – моя семья!

2 Ведущий. Лев Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Одна из заповедей Христа гласит: “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”. В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

– Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

– Видите, как много зависит от вас, ребята?

– Сегодня, когда придет домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

1 Ведущий. Сегодня мы увидели, что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше могли понять друг друга.

2 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые гости, что вы откликнулись и пришли к нам на классный час.

1 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые родители за то, что вы, отложив все свои домашние дела, работу, пришли сюда вместе со своими детьми.

Природой каждому из нас уже при рождении дается определенный набор психических и физических качеств, а также инстинктов. Они помогают выживать в этом сложном мире. Все остальное напрямую зависит от того воспитания, которое мы получили в раннем возрасте. Дети, обладающие своими чертами характера, просто не могут постоянно соглашаться с родителями. Это связано с тем, что каждый человек является личностью и обладает собственной, определенной точкой зрения.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества:

В семье;

В трудовом коллективе;

В целом в общественной формации.

С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него.

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов.

Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание.

Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны.

Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела.

Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями. Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».

О проблеме «отцов и детей» в современном мире

О проблеме «отцов и детей» чаще всего мы, взрослые, задумываемся тогда, когда наши дети перестают поступать так, как нам хочется. Мечтая воспитать в своем ребенке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда мы обращаемся за помощью к друзьям, соседям, педагогам или психологам, не понимая, что проблему эту создаем сами с того момента, когда наш любимец появляется на свет.

Давайте вместе вспомним, как растили ребенка наши предки. Наверное, нам есть чему у них поучиться. Ведь еще сто-двести лет назад отец и мать были для человека непререкаемым авторитетом на протяжении всей жизни. Понятия «Дом для престарелых» просто не существовало. Никому не приходило в голову выбросить состарившихся родителей на улицу или желать им смерти из-за квадратных метров жилой площади. Так что же изменил в своей жизни «человек разумный», от чего, складывавшегося веками, отказался, приблизив себя к пропасти непонимания?

В старой русской семье дитя воспитывалось чаще бабушками, а не мамами. Не потому ли, что жизненного опыта, мудрости житейской у них много больше, чем у молодых родителей? После того как «любая кухарка» оказалась способной управлять государством, воспитывать детей тоже стало считаться делом нехитрым. Чтобы водить машину, нужно выучиться, получить права; чтобы работать учителем, врачом, экономистом, необходимо закончить высшее учебное заведение, пройти практику, постоянно повышать квалификацию; чтобы стать воспитателем своего ребенка, сегодня ничего не нужно. Разве что его родить. И бабушки, к сожалению, учить этому искусству своих чад не хотят, чаще всего живут от детей и внуков отдельно, в гости ходят редко, так как предпочитают «работать, пока хватит сил». Желая сохранить таким образом свою независимость от детей и внуков, они не замечают, как постепенно становятся непонимаемыми, а затем и просто одинокими.

Еще совсем недавно бабушки (а порой и мамы) пели своему любимому чаду колыбельные песни, сказывали сказки. И ребенок, будучи полуголодным, причмокивая губами вместо материнской груди смоченный в молоке кусочек тряпицы, слыша нежный голос, напевно о чем-то рассказывающий, вдруг замолкал. Малыш не понимал еще слов, составлявших песню; не знал ничего об окружающем мире, но, слыша волшебную поэтическую речь, замолкал, очарованный ею. Вероятно, это был именно тот язык, который новый человек не мог не услышать. Не с ним ли вместе упустили мы ниточку, связывающую нас с нашими детьми?

Кто сегодня может на ночь рассказать (именно рассказать, не прочесть!) ребенку сказку? Да так, чтобы она лилась плавно, складывалась в таинственный мотив. Много ли слышат наши дети колыбельных песен? Приучая ребенка спать в отдельной комнате, пусть и заполненной яркими игрушками, мы изолируем его, учим жить отдельно от нас. Ненамеренно преувеличивая важность самостоятельности, мы исключаем себя из его жизни, а потом прилагаем максимум усилий, чтобы вернуть то, от чего сами отказались.

Отдавая ребенка в детский сад, мы преследуем благую цель – познакомить маленького человека с окружающими его людьми, научить жить в обществе. Это важно, необходимо. Но, едва приняв ребенка из рук воспитателя, мы должны окружить его такой любовью и нежностью, чтобы ребенок почувствовал (понимание придет позже), что идти домой – это праздник. Даже если ты только что был в раю.

Особый разговор – о папах. Часто приходится слышать, что такой-сякой отец не принимает участия в воспитании детей. Об этом говорят подруге, соседке, учителю в школе, когда возникает необходимость найти виноватого в том, что ребенок делает что-то не так.. Эти отнюдь не поэтические речи часто слышит нерадивый воспитанник. О каком уважении к отцу, к старшим может идти речь, если не исключена возможность говорить о главе семьи пренебрежительно и даже агрессивно?

Мужчина - прежде всего добытчик. Даже если он не читает ребенку сказок, не целует его пухлые щечки, его авторитет должен быть непререкаемым. В семье, где не считаются с сильным мужчиной, намеренно подчеркивая его слабости, никогда мальчик не станет достойным мужем. Стена непонимания, которую женщина так бездумно сооружает между отцом и детьми, в какой-то момент непременно окажется непреодолимым препятствием для нее самой. Причем, в отношениях как с ребенком, так и с мужем.

Мало кому из детей военного и послевоенного времени довелось получить достойное образование, даже просто окончить школу: нужно было работать наравне с взрослыми, чтобы младшие дети в семье не умерли от голода. Если кого-то отец отпускал в школу, это воспринималось как награда за послушание и старание к учению. Сегодня возможность учиться есть у каждого. Зато возможность заработать большие деньги имеют не все. Потому ценности сместились. И ребенок, изначально мечтавший о школе как о неком неизведанном, таинственном мире, слыша постоянные упреки в том, сколько потрачено на него денег, перестает любить школу, еще не ступив на ее порог.

А родители требуют, чтобы любил, чтобы хорошо учился, чтобы вел себя как надо. Папе и маме очень хочется идеального ребенка. Только ведь ребенок не виноват в том, что он не идеален. В неудачах своих он все еще ищет поддержки у родителей, но натыкается на полное непонимание – оскорбления, упреки сопровождают его на протяжении всей школьной жизни. И потому, выпускаясь в жизнь взрослую, он думает только об одном – куда бы уйти, чтобы почувствовать себя человеком, полноценным и достойным уважения.

И уйдет. И, возможно, в своем завтрашнем дне не найдет места «отцам». Да только кого винить, если они сами, отказавшись от многих жизненных ценностей своих предков, забыли об их уроках?

Сегодня мы вновь пытаемся изобретать велосипед в поисках новых методов воздействия на «неблагодарную молодежь», позабыв в пустой суете о том, что метод этот только один и он давно найден – детей нужно просто любить! Любить в момент успеха и неудачи, радости и печали. Бабушки, дедушки, мамы, папы могут дать ребенку столько любви, что потом, в момент нахлынувшего вдруг на них одиночества, тепла ее хватит на всех.

Уроки.

Дождь. Грязь. Слякоть. Кошки не хотят мочить лапы в уже холодных лужах, а потому забираются ко мне в душу и скребут, скребут, словно пытаются найти там что-то, чего уже давно нет. Мне тоже не хочется мочить свои дорогие сапоги, и я любуюсь осенью из окна. Почему-то (видимо, из солидарности) силюсь заплакать. Ищу повод. Вспоминаю давнюю любовь, которой в сущности и не было, рисую банальную киношную сцену прощания и наслаждаюсь собственной болью. Только слез почему-то нет, лишь осадок на душе. То ли оттого, что со слезами ничего не получилось, то ли от этих упрямых кошек, которые, несмотря ни на что, продолжают скрести. И я даже слышу этот противный звук от лап, закапывающих что-то в моей душе. Ловлю себя на мысли, что и мне самой хочется избавиться от этого «что-то», но Богу угодно, чтобы помнила.

Как славно начинался этот день. Проснувшись рано утром от не по-осеннему ослепительного солнечного света, заполнившего все уголки нашего гнездышка, мы сразу решили – идем гулять. Мы летали по комнатам, совершенно друг другу не мешая ни в маленькой ванной, ни в игрушечной спальне. А кухню и вовсе миновали: для чего нам завтрак, коль душа просится летать, ибо в ней весна, которая по календарю давно уже прошла.

Мама, я надену розовое платье! – сообщил мне задорный, ликующий голос дочери.

И тут что-то произошло. Моя душа грохнулась с небес прямо на этот темно-коричневый линолеум; вероятно, ушибленная, воспротивилась:

Сейчас я понимаю, что все и началось-то именно с этого «нет», но тогда мне казалось, что ничего правильнее, логичнее я сказать не могла. Как можно надеть платье, предназначенное для утренника?! Мыслимо ли отправиться потом на праздник в уже поношенном наряде: могут подумать, что у нас нового нет! И я говорю все это своим ровным учительским голосом, глядя тебе прямо в глаза. Я вижу, как рушится в них целый мир, как разбивается красивая мечта о нашем празднике… Я все вижу, но разве можно меня остановить, когда я думаю, что права. И я упиваюсь правильностью своей речи – я воспитываю!

Думается мне, ты и половины умных слов моих не поняла тогда, только для меня это не было главным: я не искала понимания, я учила… А твои глаза сначала потемнели, потом в них что-то блеснуло, и я услышала:

Я даже не помню, на какую из моих фраз ты бросила это «нет!», потому что и это не было для меня важно; я вовсе не желала разбираться в сути спора, необходимо было лишь подавить мятеж, и тут все средства хороши. Я говорила жестко и громко. Ты сначала что-то лепетала в ответ, потом нахмурила лоб и замолчала: ты уже тогда все поняла. А я, такая взрослая, имеющая высшее педагогическое образование, чтобы не проиграть бой, решила воспользоваться нокаутом и бросила тебе в лицо:

Если что-то не нравится, иди на улицу и ищи себе другую мать. Мне такой непослушный ребенок не нужен.

И ты пошла. И, вытирая слезы, стала застегивать своими тоненькими дрожащими пальчиками сандалии. Сердце вдруг запрыгало где-то внутри меня, как будто пытаясь разбудить во мне что-то человеческое. Но я стояла в позе и ждала, когда же мне споют эту фальшивую ноту: «Больше не буду».

И вдруг ты (опять ты, не я), покончив наконец со второй застежкой, подняла на меня глаза… В них не было ни злобы, ни упрямства. Это был взгляд человека, потерявшего вдруг все, весь мир…

Милая, славная моя девочка, хрупкий, нежный ребенок, ты спишь сейчас в своей мягкой постели; отдыхают на безмятежном лице уставшие ресницы, по теплым детским губам порхает улыбка. Ты все простила и забыла. Поверив моим объятиям и слезам больше, чем громким словам, ты с радостью приняла меня обратно в свой мир.

Я гляжу на тебя, и из души уходит осень. И совсем не хочется возвращаться к окну, о чем-то думать, о ком-то вспоминать. И уже сквозь сон слышу, как где-то, словно убаюкивая, мурлыкает кот. Где?