Проблемы отцов и детей в современном обществе. Дети в XXI веке: проблема отцов и детей. «проблема отцов и детей в современном обществе

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Она, пожалуй, одна из самых острых в семейных отношениях

Эта напасть стала повсеместной в XX и XXI веке, хотя еще И. С. Тургенев в своё время поднял такую тему в романе «Отцы и дети». Так может, проблема существовала еще раньше? Конечно!

Еще в 5 в до нашей эры Сократ говорил: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».

Значит, проблема была актуальной и до новый эры. Скромно замечу, что, наверное, она существовала от самого момента зарождения человека. Ведь Господь создал своих детей, Адама и Еву, которые не захотели жить канонами своего отца, не открывая своим детям все тайны мира сего. Их манила запретная тайна неизвестности, познания нового. Не здесь ли зародился движущий философский идеалистический закон развития человечества, который был открыт идеалистом Гегелем и объяснён Фейербахом с материалистической точки зрения? Наверное, здесь. Но эта тайна, в сущности, всегда существовала и существует в природе, только её надо было найти и открыть. Бесконечная природная задача развития общества решается каждым новым поколением. И здесь неизбежно возникает конфликт.

Единство и борьба противоположностей

В природе от сотворения мира существует сила добра и сила зла. Эти силы, пребывая в постоянной борьбе, направляют молодое новое поколение познавать плохое или хорошее. На страже в мировом вселенском масштабе стоит сам Господь, а в земной действительности - родители. Ведь Господь не бросил нас, не разлюбил своих чад после грехопадения. Точно также и родители, не утонувшие сами во зле, до бесконечности любят своих детей. Именно здесь ключ к их пониманию.

Приведу пример из жизни. Допустим, вы пошли в лес за цветами. Но прежде, чем найти хорошие цветы, вам придётся подвергнуться укусам комаров, мошек, ткнуться лицом в паутину, преодолеть бурьян, колючки, буреломы, чтобы, наконец, среди буйного разнотравья найти нужный цветок. Точно так же и молодое поколение, выйдя из дома, попадает в жизненную действительность, где все доброе и хорошее порой скрыто за равнодушием, жестокостью, обманом, сквернословием, алкоголизмом наркоманией и т. д. Зло цепляется, как репьи, как клещ, поражающий мозг, набрасывается на молодое свежее тело и душу. Как же устоять против этой «заразы»? На этот вопрос я отвечу позже.

Я хочу продолжить тему, упомянув о философском законе единства и борьбы противоположностей. В природе, как известно, всё взаимосвязано - добываете ли вы золото, руду, уголь, нефть, идёт ли развитие общества. Все полезные ископаемые имеют единство с землёй и в тоже время в этом единстве существует две противоположности количественного и качественного соотношения. Развитие общества идёт также в единстве и борьбе противоположностей со старым укладом. В любом поступающем создании и развитии необходимо преодолеть этот закон. Даже в поэзии В. Маяковский писал: «Тысячи тонн словесной руды, слова единого ради».

Я не зря стал раскрывать проблему отцов и детей в таком плане. Хотя куда проще было сразу привести проблемные обыденности и сложности между родителями и детьми, которые известны и существуют чуть ли не в каждой семье. Но они - лишь то, что лежит на поверхности, а следует понять всю глубину. Не случайно я коснулся Бога и его чад. Ведь даже когда спросили Вальтера: «Так как по вашему, существует Бог или нет?» вопреки направлению вольтерьянства, его ответом прозвучало: «Если бы его даже не существовало, его немедленно надо было выдумать». В сущности церковь, христианство - это небесная лечебница душ и проблемных противоречий жизни. Если перевести на современный язык, это психотерапия, путь к свету, добру и истине в проблемных вопросах.

Конфликт взглядов

Всё новое рождается в муках - пробивается ли родник через толщу земли или росток, либо корни, работая в земле, питают древо. Этого никогда не надо забывать. И конечно, ребёнок рождается в муках. Все является на свет божий, обновляя мир и выполняя свою предназначенную роль. Таким же образом идёт и развитие общества и семьи - через проблемы.

Всех проблем не перечислишь. Я думаю, не стоит останавливаться на бытовых аспектах. А вот на проблеме конфликтов интересов, взглядов на жизнь, развитие личности, следует остановиться. Что может быть трагичнее, когда самые близкие друг для друга люди становятся по каким-то причинам самыми отстраненными и чужими? В жизни ребенка (подростка) в определенный момент наступает период, когда его взгляд на мир начинает идти в разрез со взглядами отца и матери. Он не только теряет уважение и авторитет к родителям, но и зачастую испытывает враждебность и ненависть по отношению к ним. Жизненным учителем, несущим мудрость, становится кто угодно: двор, друзья, школьная учительница или интернет. Но только не родители, которые со слезами в душе не могут понять - в чем их ошибка? Почему, несмотря на их искреннюю любовь и заботу, сын или дочь всё больше отдаляется и отчуждается?

Родители беспокоятся о чаде, и естественно, пытаются оградить и беречь его от проблем. Отцы запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, с осторожностью и напутствиями отпускают с ночевкой к подруге, постоянно дают какие-то нравоучения. Естественно, что отец и мать не хотят, чтобы с их чадом произошло что-то нехорошее. Их намерения благи и чисты, потому что вызваны особой, родительской любовью. Это - оправданная, объективная осторожность. Казалось бы, это очевидно. Но почему же ребенок не понимает этого? Потому, что ему постоянно требуются новые впечатления. И когда родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить, неважно, из каких побуждений это делается - он восстает против них.

Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он тоже не хочет доставлять боль и слезы. Но в то же время у него есть внутренний порыв - он ищет новых чувств и переживаний, хочет развиваться и не желает отставать от сверстников. Главное, чтобы эти чувства были благие - вот где основная точка проблемы. Здесь-то и появляются разногласия, итогом которых становится формирование прямо противоположных систем поведения в одной и той же ситуации. Приведу пример. Если раньше женщины, будучи беременными, старались скрыть живот под просторным покроем платья, то теперь не редкость, когда молодая беременная особа выставляет обнаженный живот напоказ - на пляже или на модной фотосессии. Здесь имеет место несовпадение манеры поведения разных поколений. Проблемных ситуаций тысячи и тысячи, и кажутся они все разными, а на самом деле они обладают единством и борьбой противоположностей.

Что делать, или Сила слова

Сегодня сила религии утратила свое первоначальное значение, которое было первоосновой в любой семье. Она давала с рождения ту нравственность, которая несла свет святого жития (не случайно в мусульманском мире религия есть основа семейной жизни). Поэтому необходимо начинать с себя, то есть - быть примером для своих детей. Имея крепкий дух, необходимо приступать к укреплению тела. Не зря говорят: «В здоровом теле здоровый дух». Имея такое богатство, как крепкое и здоровое тело, сформированное в процессе своего спортивного труда, ваше чадо никогда не променяет его на сомнительные удовольствия, наркотики, алкоголь и т. д. Хотя бы в этом плане проблема отцов и детей будет решена.

Но как же преодолеть различные разногласия? И вообще - возможно ли их преодолеть? Возможно, а вот избежать вряд ли удастся - все новое вступает в противоречие со старым. Этот диалектический закон природы, родителям необходимо понимать. А главным орудием в разрешении этих проблем является Слово. Недаром говорят: «В споре рождается истина». Только диалог на равных способен решить проблему разногласий. Для этого «отцы» должны стараться отставать от детей, не зацикливаться на ранее достигнутом. Ну и конечно, быть примером в семье. Чтобы было взаимопонимание, чтобы не возникало отчуждения, главным условием в первую очередь является требование - не отдаляйтесь от детей, прикрываясь работой, проблемами выживания! Основой основ является в первую очередь духовное воспитание. Какое семя посадишь в душу ребёнка, такое и взойдёт, но даже доброе зерно без полива отцовской влагой добра может взойти, не дав доброго урожая. А семена, взращённые любовью, будут залогом будущего урожая семьи, общества и государства.

Не стоит особенно надеяться на молодежь и ждать от нее инициативных действий в плане налаживания взаимопонимания. Здесь преимущества на стороне старшего поколения - на их стороне жизненный опыт и мудрость. Поэтому, для того, чтобы найти общий язык с молодежью, нужно выйти из рядов «старой гвардии», откинуть в сторону стереотипы. Понимание - вот залог успеха. Именно оно способно расположить к себе. А для того, что понять другого, необходимо поставить себя на его место.

Потребности молодых тоже можно использовать для налаживания контактов. Ведь молодость - это сплошные потребности, мечты, желания, цели. Пожилому поколению иногда стоит поинтересоваться, чего хотят дети и внуки. Может быть, вспомнить себя в 20 лет. Ведь юношеская пора во все времена - это любовь, друзья, амбиции, поиск себя. И сегодня актуально все то же самое, только окружающая обстановка другая.

Дипломатичный стиль общения, вежливость, умение слушать всегда помогают найти общий язык, а вот грубость и высокомерие умудренного опытом человека отталкивают надолго. Похвала должна быть в порядке вещей. И еще следует поискать общие интересы. Они всегда есть, было бы желание таковые обнаружить. Ну и самое главное - желание стать другом.

Что же касается «полезных советов», которые так любят давать старшие, то их следует давать именно как советы, а обязательные установки или руководства к действию. И не стоит забывать, что молодые люди тоже имеют свои особенности, вкусы, индивидуальность, и развивать их - только на пользу.

По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Всем известно, что Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались... Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема "отцов и детей" была и будет актуальна всегда. Конечно, дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так в нас заложено. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Вот это, например моя.

Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними это выбрать тот же путь в жизни, что и наши они. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их предки, а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений базаров.

Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не большого ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

В романе "Отцы и дети" мы наблюдаем редкую картину для литературы XVII века - конфронтация мнений разных поколений. "Старики" более консервативны, а молодые- приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.

В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах.

Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делают это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке - сострадания и романтизма. Дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано, например, к Аркадию, а к кому-то поздно к Базарову. Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.

Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир - могила и это чувство - любовь. В романе "дети" очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия.

На свете есть "Отец и дети", отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые. Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема "Отцов и детей" решаема, но не до конца. Самое главное - это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.

Родительские советы, по сути своей - это диктат, принуждение. По мере взросления человек все меньше и меньше желает подчиняться. Если же родители не осознают этого во время и не переключатся на другой, нейтральный, способ подачи информации - конфликтов не избежать.

С детства родители привыкают давать ребенку часть информации, не обращая внимания на слова ребенка. Родители обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за не уважение их мнения. Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. Все это придёт к ним, но позже, когда они научатся чувствовать это, пройдут через многие испытания. Хотя этому могли бы научить их родители, но они с головой заняты рабочими проблемами, многим приходится целыми днями засиживаться на работе, следовательно, на детей у них просто нет времени.

Вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, родители должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. Это намного полезнее и увлекательнее, нежели заниматься критикой. Это воспитывает в человеке сострадание и терпимость к близким людям. «Всё понять означает все простить» не помню, где я это слышал.

Самое трудное в родительской судьбе - это принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями, научиться прощать обиды, неверные шаги, ошибки, смириться с мыслью, что твое дитя когда-нибудь уйдет во взрослую жизнь, у него появятся свои заботы и своя жизнь...

Многие люди, принадлежащие к поколению «отцов» на вопрос: "Ваше отношение к современной молодежи?"- отвечают, что дети - это наше будущее, новая судьба для всего общества. Взрослые пытаются их понимать, только не всегда это получается...

Я считаю, эту проблему очень актуальной для всех поколений. В каждом поколении она возникает в какой-то момент, а потом исчезает, чтобы появиться вновь. Как мне кажется, в наше время, а особенно в нашей стране, она наиболее ярко выражена. Наверное, каждый из нас не раз видел по телевизору, да и сталкивался лично с тем, что люди, проведшие большую часть жизни в коммунистической реальности, не могут понять того, что вдруг возникло вокруг них. Все мы слышали фразу: «А вот при коммунизме было...». И это не потому, что они являются приверженцами этой идеологии, просто они привыкли так жить. И переубедить этих людей, на демократическую точку зрения уже почти невозможно.

Наверное, во многом виноваты те, кто устроил перестройку. На самом деле это очень долгий процесс, должно смениться хотя бы одно поколение, чтобы прийти к нормальному демократическому обществу. Думаю, что эту проблему не решить никакими реформами или государственными переворотами. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе, строит отношение со своими близкими, основываясь на уважении, любви, принятия свободы другого человека...


Всем известно, что Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались... Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема "отцов и детей" была и будет актуальна всегда. Конечно, дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так в нас заложено. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Вот это, например моя.


Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними это выбрать тот же путь в жизни, что и наши они. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их предки, а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений базаров.


Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не большого ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.


В романе " Отцы и дети" мы наблюдаем редкую картину для литературы XVII века - конфронтация мнений разных поколений. "Старики" более консервативны, а молодые- приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.


В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах.


Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делают это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке - сострадания и романтизма. Дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано, например, к Аркадию, а к кому-то поздно к Базарову. Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.


Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир - могила и это чувство - любовь. В романе "дети" очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия.

На свете есть "Отец и дети", отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые. Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема "Отцов и детей" решаема, но не до конца. Самое главное - это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.


Родительские советы, по сути своей - это диктат, принуждение. По мере взросления человек все меньше и меньше желает подчиняться. Если же родители не осознают этого во время и не переключатся на другой, нейтральный, способ подачи информации - конфликтов не избежать.

С детства родители привыкают давать ребенку часть информации, не обращая внимания на слова ребенка. Родители обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за не уважение их мнения. Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. Все это придёт к ним, но позже, когда они научатся чувствовать это, пройдут через многие испытания. Хотя этому могли бы научить их родители, но они с головой заняты рабочими проблемами, многим приходится целыми днями засиживаться на работе, следовательно, на детей у них просто нет времени.


Вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, родители должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. Это намного полезнее и увлекательнее, нежели заниматься критикой. Это воспитывает в человеке сострадание и терпимость к близким людям. «Всё понять означает все простить» не помню, где я это слышал.

Самое трудное в родительской судьбе - это принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями, научиться прощать обиды, неверные шаги, ошибки, смириться с мыслью, что твое дитя когда-нибудь уйдет во взрослую жизнь, у него появятся свои заботы и своя жизнь...


Многие люди, принадлежащие к поколению «отцов» на вопрос: "Ваше отношение к современной молодежи?"- отвечают, что дети - это наше будущее, новая судьба для всего общества. Взрослые пытаются их понимать, только не всегда это получается...


Я считаю, эту проблему очень актуальной для всех поколений. В каждом поколении она возникает в какой-то момент, а потом исчезает, чтобы появиться вновь. Как мне кажется, в наше время, а особенно в нашей стране, она наиболее ярко выражена. Наверное, каждый из нас не раз видел по телевизору, да и сталкивался лично с тем, что люди, проведшие большую часть жизни в коммунистической реальности, не могут понять того, что вдруг возникло вокруг них. Все мы слышали фразу: «А вот при коммунизме было...». И это не потому, что они являются приверженцами этой идеологии, просто они привыкли так жить. И переубедить этих людей, на демократическую точку зрения уже почти невозможно.


Наверное, во многом виноваты те, кто устроил перестройку. На самом деле это очень долгий процесс, должно смениться хотя бы одно поколение, чтобы прийти к нормальному демократическому обществу. Думаю, что эту проблему не решить никакими реформами или государственными переворотами. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе, строит отношение со своими близкими, основываясь на уважении, любви, принятия свободы другого человека...

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Преемственность поколений всегда являлась основополагающим звеном в развитии общества. Но во все времена было так, что каждое новое поколение несколько отличалось от предыдущего. Это всегда отражалось и отражается в вечной проблеме отцов и детей.

Как деды и прадеды
Заглянем на минутку в прошлое. 500 лет назад на протяжении жизни нескольких поколений уклад жизни, скачкИ в развитии знаний, умений и навыков, технологий, общественного развития были незначительны. Базовые ценности общества менялась незначительно. Плавно и основательно шла передача тех самых знаний и умений от одного поколения к другому… Разительных отличий между поколениями не наблюдалось. Дети почти не отличались от своих родителей, дедов и даже прадедов.

«Были люди в наше время…»
А вот 150 лет назад стал наблюдаться определенный скачок в научно-техническом прогрессе. Как следствие этого - стали меняться и взаимоотношения внутри общества. В литературе уже стали появляться мысли «Вот были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

Технический прогресс и социальный хаос

За последние 30 лет появились сверхновые технические возможности, но в то же время - хаотичность в общественном миропорядке. Стало очевидным, что важно как взаимоуважение младшими старших, так и старшими младших, а хороший помощник в этом - общие традиции.

Разными путями - к одной цели
Будущее нашей цивилизации зависит от сплоченности нашего общества, его разных групп, разных поколений, разных мировоззрений.
Растерянность бабушек и дедушек перед требованиями и скоростью сегодняшнего дня приводит к нарушениям во взаимопонимании между детьми и внуками, а значит, и к нарушениям в воспитании вечных ценностей у последующих поколений. Так считают многие молодые родители, когда на приеме у врача-психотерапевта рассказывают о диссонансе бабушек-дедушек и самих родителей в походах к воспитанию детей, внуков.
А ведь этого быть не должно!
Если на мамино «нет» будет бабушкино «да», то родительский авторитет серьезно страдает.
А ведь формирование стереотипов поведения человека происходит как раз в первые три года!

Такие разные поколения
Могут и должны сосуществовать и взаимодействовать в семье представители разных исторических эпох с различными ценностями и основами миропонимания. Да-да, сейчас мир так быстро меняется, что с каждым поколением практически сменяется и эпоха… Поэтому стремительно растет и разрыв между поколениями.
Например, в одной семейной системе одновременно существуют представители разных исторических эпох. Бабушки и прабабушки родились и воспитывались еще до Великой отечественной войны или сразу после нее, и, конечно, руководствуются в повседневной жизни миропониманием кардинально другого времени.

А их дети уже соприкасались с хрущевской и брежневской эпохами, прочувствовали только отголоски войны, их поведение и восприятие ценностей мира уже зависели от других факторов (дефицит, холодная война и т. д.). Но это воспитание наполнялось «советскими» идеями, что человек друг другу товарищ. Мир объективно был добрее.
«Внуки войны», рожденные до 1988 года, еще посещали советский детский сад, и на раннем этапе развития у них закладывалась гуманитарная модель просоциальности в дальнейшем поведении.

Что случилось далее? В политических и гуманитарных потрясениях родились тревожные 90-е. Молодые родители начала 90-х были тревожны только потому, что впереди кроме неизвестности ничего не представлялось. Тревожность родителей передавалась детям, особенно это проявилось у рожденных в 1990-93 годах.
Затем, до 2000-го года наблюдался «просвет» спокойствия и уверенности: появлялияь вторые, третьи дети у родителей, сформированных еще советской системой.

Поколение NEXT

Среди детей, рожденных после 2000 года увеличилось количество таких ребят, которые ради достижения желаемого результата «топают ножками, бросаются на пол и т. п.» Всё это делается ради манипуляции родителями. Для того, чтобы хоть чуть-чуть передохнуть, родители идут на поводу у детей, обрекая себя и ребенка на нарушение в родительско-детских отношениях. Дать закрепиться такому стереотипу поведения никак нельзя!

Малыш, конечно, «перерастет». Так говорят многие бабушки. Но вот черта характера останется!
Ведь чтобы ребенку стать личностью, необходимо будет пройти длительный путь роста, развития, взросления…
В детях поколения 2000-х отмечается больше агрессии и импульсивности. Врач-психотерапевт это наблюдает не только у себя в кабинете, но и на улице: грубые фразы в транспорте, жестокие отношения во дворе между детьми и по отношению ко взрослым. Кстати, большинство взрослых на подобное поведение рядом склонны не обращать внимание… А могли бы поучаствовать в формировании общественного сознания...

Именно взрослые (их авторитет) должны создавать правила игры в родительско-детских отношениях, а не дети. На сегодняшний день дети видят себя выше своих родителей, и иногда это расстояние в их сознании ужасающее.
Стереотипы жизни формируются до 3 лет, к 5 же годам формируются свои конструкции будущей личности. Если будущая личность вначале своего пути привыкла только потреблять блага, обществу в дальнейшем от такой личности положительной отдачи ждать не приходится. Прабабушки, бабушки и многие родители, сталкиваясь с подобным типом поведения, чаще всего поддаются детским требованиям, чем усугубляют дефект развития будущих личностей. Выполняя необоснованные требования своих чад, взрослые нарушают связь между поколениями, обрекая своих детей на неизвестность и оторванность от корней.

Поколение NEXT NEXT
После 2010 года рождения появляются дети у родителей, личность которых формировалась после развала советской системы. В связи с занижением планки социальной ответственности у детей, рожденных в раннее постсоветское время, нести полноценную ответственность уже за своих детей многие такие родители не в состоянии. Те, кто развивался оторвано от цепи поколений, хаотично, в еще больший хаос погружает своих детей.

Соответственно, дети после 2010-го года рождения еще чаще прибегают в достижении своих целей к асоциальным моделям поведения. Если родители позволяют таким моделям реализоваться и закрепиться, в развитие личности этих детей уже закладывается определенный дефект. Благодаря впитыванию в раннем возрасте асоциальных стереотипов разрешения проблем современные дети 7-9 лет любые конфликты склонны разрешать с применением силы.

А начала такому стереотипу поведения закладывались в те времена еще в раннем детстве при помощи мультфильмов «Том и Джери» и подобного типа продукции иностранного производства. Автор и сейчас пересматривает зачастую советские мультфильмы, в которых постоянно видит прорабатывание эмоциональных детских конфликтов и научение положительным формам поведения. Советские мультфильмы, например, учат искренности, дружбе, взаимовыручке, позитивному взгляду в будущее. В зарубежных мультфильмах, как правило, имеется только экшн, направленный на удержание внимание через сиюминутное удовольствие. А в детях формируются порой опять же асоциальные стереотипы разрешения проблем.

Откуда же берутся предпосылки детской агрессии?

На сегодняшний день дети приходят в этот мир и сразу после рождения попадают в тревожную среду. Если отстраниться от неурядиц бытового характера, а это сделать необходимо, так как бабушки и дедушки нынешних детей росли в гораздо более стесненных условиях, то сразу бросаются в глаза разительные отличия между опытом воспитания наших бабушек-дедушек и тем, что происходит сейчас. Если еще 30 50 лет назад авторитет взрослых имел какую-то ценность для детей и детско-родительские отношения развивались согласно привычной и приемлемой схеме передачи знаний, умений и навыков, то сейчас эти отношения все чаще и сильнее искажаются: дети все чаще манипулируют родителями, полностью подчиняя их и превращая в лиц, удовлетворяющих желания и потребности своих маленьких чад.
Конечно, хныкающего ребенка легче успокоить удовлетворением его прихоти, но взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания.

Масса примеров того, когда адекватный подход одного из родителей нивелируется бабушкой или дедушкой, а бывает, и вторым родителем. Отсюда и всем знакомое «у семи нянек дитя без глазу».
Воспитание не должно быть хаотичным. Ребенку важно иметь конкретное понимание того, кто его «вожак» и на чье мнение ему ориентироваться при принятии своих детских или уже взрослых решений.

На что необходимо обращать внимание при воспитании современных детей?

. Ведущими лицами в воспитании детей должны быть их родители. Бабушки и дедушки - в помощь, а не в подмену родителям!
. Уважаемые родители, Ваш собственный пример взаимоотношений друг с другом, с Вашими родителями, для детей в возрасте до 3 лет станет той матрицей, по которой ребенок будет в дальнейшем строить свои отношения с окружающим миром, и в частности с микромиром своей собственной семьи в дальнейшем.
. Родители должны стать для ребенка проводником в жизнь, а не лицами, исполняющими желания своего чада.
. Родитель должен утешить, когда это необходимо, направить и/или поправить в пути ребенка. Учиться вместе с ним, постоянно передавать свой опыт и опыт своих родителей и прародителей.
. Не поддаваться манипулятивным детским техникам уже в самом раннем возрасте. Ибо когда детско-родительские отношения перестают быть равными по причине верховенства ребенка, это негативно влияет на развитие личности самого ребенка.
. Также негативно влияет и позиция, при которой ведущая роль родителей подавляет волю ребенка. В таких случаях ребенок привыкает быть ведомым, а его инициатива подавляется или извращается.

Всё зависит от стереотипов!
Уважаемые родители! Дети очень быстро растут! К 3 годам жизни они впитывают от Вас стереотипы своего поведения и отчасти формируются сами. Помните, что эти стереотипы поведения будут превалировать в дальнейшей жизни растущей личности.
То, что видят дети в раннем возрасте, воспринимается ими в разрезе наглядно-действенного запечатления. То есть, «что я вижу и как вокруг меня происходят события и есть данность, есть правильно»!
Что видят и слышат наши дети в раннем возрасте, какие перенимают стереотипы поведения, восприятия и понимания действительности, формирует во многом будущую личность.

Каждый день по телевизору войны и катаклизмы. Скорость речи дикторов сравнима скорости стрельбы из автоматического оружия в фильме, который смотрит старший брат или даже папа. А в ребенке, который все это видит, формируется стереотип разрешения конфликтов путем применения грубой силы и агрессивного поведения.
Такой стереотип записывается в подсознании и легко переносится в жизнь. То же самое ребенок видит и в виртуальной жизни, которая у него перед глазами в компьютерных играх. В итоге в детях формируется искаженное понимание действительности и подавляется инстинкт самосохранения. Кроме этого, стирается возможность понимания того, что и другому может быть больно.
Или наоборот, внушается мысль, что причиняя боль другим, можно достичь доминирования над ними.

Начнем с себя!
Нужно помнить, что воспитание своих детей начинается с воспитания себя!
Для этого необходима замена своих привычек, пристрастий и негативных черт на позитивные. Ведь именно родители, их поведение, отношение друг к другу, интонации в речи являются как основным примером для подражания на протяжении всей жизни, так и основным фактором в формировании детско-родительской привязанности...
И если ко всему процессу воспитания детей подходить ответственно и основательно, то тотального разрыва между поколениями можно избежать, не смотря на очень быстрые изменения, которые несет с собой время…

Проблема отцов и детей существовала всегда. Она извечна как сама жизнь. Другое дело, что в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Так, в период существования традиционного общества с присущей ему строгой иерархией в семье, когда точка зрения старшего поколения была решающей, молодежь, как правило, не могла свободно высказывать свои мысли. Хотя и тут были исключения. Достаточно, например, вспомнить выдающееся произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

С развитием общества и распространением либерализации, в том числе и на внутрисемейные отношения, количество конфликтных ситуаций в семье начинает возрастать. В настоящее время конфликты между родителями и детьми вспыхивают намного чаще.

Вместе с тем сказанное характеризует лишь внешнюю сторону проявления конфликта. Если же говорить о причинах возникновения разногласий между молодым и старшим поколением, то следует отметить, что они имели, и будут иметь место вне зависимости от общественного строя. Такое положение вещей обусловлено, кроме прочего и психическими процессами, протекающими в организме людей. Так, в подростковом возрасте, в котором и наиболее остро и начинают проявляться недопонимания между родителями и детьми, характеризуется крайней противоречивостью. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости - представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Кроме того, повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Естественное желание родителей, желающих уберечь своих чад от ошибок, предполагает различного рода беседы, которые нередко преподносятся в виде наставлений. Такая форма бесед, по большей части, всегда отвергается подростком, который считает себя уже достаточно взрослым. При таких обстоятельствах возникновение конфликта, порой неизбежно.

Молодой человек желает сам принимать решения и отвечать за свои поступки. И хотя он не застрахован от ошибок, следует помнить, что именно с этими ошибками и приходит жизненный опыт. Кроме того, любознательность и познание, стремление к новому и неизведанному являются мощным рычагом двигающим человечество вперед в его развитии.

Жизнь предлагает каждому из нас сначала выступать в роли детей, а несколько позже примерить роль родителей. Только после того как у человека появляются собственные дети, он начинает все больше понимать своих родителей, придерживаться в воспитании их линии поведения. Все повторяется снова.

Проблема отцов и детей многолика и многогранна. Она обусловлена самой жизнью. Здесь нельзя однозначно утверждать кто прав, а кто виноват. Ах, если б молодость знала, если б старость могла…