Проект "марийские национальные праздники". Национальный марийский праздник «Семык Марийские народные праздники проектная работа школьников

«Пеледыш Пайрем» - один из главных праздников народов мари. Фестиваль проводят в старинном селе «Троицкий Посад» (полдня):
9:00 - 10:00 - Выезд в село «Троицкий Посад».
10:00 - 12.00 - Посещение певческого конкурса (соревнуются девушки и юноши), после конкурса девушки играют на гуслях.
12:00 - 13:00 - Обед в кафе.
13.00 - 14:00 - Экскурсия по селу, знакомство с традициями мари.
14:00 - 15:00 - Выезд в Йошкар-Олу.
15.00 - 16:30 - Участие в шествии народных ансамблей мари (славятся своей игрой на волынке).
16.30 - 18:00 - Спортивные состязания, марийские «Онары» и «Батыры» (оба слова означают «богатырь). После конкурсы для туристов и национальные угощения.

Фестиваль юмора и сатиры «Бендериада» (г. Козьмодемьянск) 21-22 июля

«Бендериада» - межрегиональный фестиваль и веселый праздник Остапа Бендера. Всегда выступают команды КВН, проводится аукцион «12 стульев», шахматные турниры, шоу и дискотеки под открытым небом.
8:00 - 10:30 - Выезд в г. Козьмодемьянск.
10:30 - 11.30 - Обзорная экскурсия по городу.
11.30 - 12:00 - Экскурсия в музей Остапа Бендера.
12.00 - 13:00 - Экскурсия в музей под открытым небом.
13:00 - 14:00 - Обед в кафе.
14.00 - 19:00 - Участие в «Бендериаде», игры, конкурсы, театрализованные шоу, состязания, вечером – концерт.
19:00 - Выезд в Йошкар-Олу.

День республики ежегодно отмечается в торжественной обстановке: в столице проводятся праздничные концерты, фестивали, выставки художников, смотры-конкурсы народного творчества, торжественные собрания.
9.00 - 10:30
11.00 - 12:30 - Посещение центрального парка, праздничный концерт.
13:00 - 14:00
14.00 - 17:00 - Посещение марийской деревни (Советский район), встреча с хлебом и солью в национальных костюмах.
18:30 - Приезд в гостиницу, свободное время. (вечерний концерт на площади, фейверк).

Это языческий праздник завершения полевых работ, проводятся ярмарки, гуляния, языческие ритуальные обряды.
9.00 - 10:30 - Экскурсия в национальную галерею ремесла народов мари.
11.00 - Выезд в Оршанский район.
12:00 - 13:00 - Участие в приготовлении каши из овсяной крупы и пресных лепешек из муки («Шергинде»).
13.00 - 14:00 - Обед. Ритуал угощения кашей и блинами.
14:00 - 16:00 - Праздничное гуляние под игру гуслей и волынки.
16:00 - 17:30 - Участие в языческом ритуальном обряде (по желанию).
17:30 - Выезд в Йошкар-Олу, свободное время.

Фестиваль «Марийская осень» (октябрь-ноябрь)

«Марийская осень» - яркий праздник для всех любителей искусства, прводится в государственных театрах и филармониях республики Марий Эл
9.00 - 14:00 - Экскурсия на озеро Морской глаз (входит в 100 чудес России).
14.00 - 15:00 - Обед в национальном кафе «Сандал».
15:00 - 17:00 - Открытие фестиваля на сцене марийского национального театра драмы им. Шкетана, концерт с участием всех коллективов.
17:30 - 19:30 - Оркестровый концерт народных инструментов «Марий Кундем».
Уважаемая Наталья, мы проводим все национальные праздники, в этом файле-самые главные праздники народов мари. Есть праздники жертвоприношений, уборочно-полевых работ, обряды снятия табу, цветение хлеба, ритуальные церемонии в роще (привязывают лоскутки к дубу) и др. Звоните, пишите, всегда обслужим на высшем уровне.

Г.Петухова, методист центра марийской культуры

Марийский календарно-обрядовый праздник Ӱярня – это возможность для детей погрузиться в мир народной культуры, постичь эстетические нормы поведения и культурные ценности.

В первую очередь детям необходимо объяснить историю праздника Ӱярня – это древний языческий праздник. Ӱярня мари отмечают «с незапамятных времен» (запись Г.Я. Яковлева, 1857г.) [О.А. Калинина, 2003, с.22]. Это языческий новый год – окончание Зимы и начало Весны. Он соответствует русской Масленице.С этого времени начинается новый отчет времени, когда от труда людей и от природы будет зависеть новый урожай.

Название праздника Ӱярня: у – масло, арня – неделя. Он справляется через семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта и всегда приурочивается к неделе, когда появляется новая луна. Праздничные мероприятия продолжаются в течение одной или двух недель. Первая неделя называется «Кугу Ӱярня» (большая Масленица), вторая – «Изи Ӱярня» (малая Масленица). В местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину – до четверга, именуют «ончыл Ӱярня» (передняя Масленица), а с четверга – «варасе Ӱярня» (поздняя Масленица). Начинают праздновать ее в понедельник и заканчивают в понедельник поздно вечером. Главной особенностью праздника является совершение обрядов, в которых могут принять участие дети.

Подготовка праздника. Празднику всегда предшествует подготовительная неделя – это уборка помещений, подбор праздничных нарядов, подготовка Масленичной горки – Ӱярня курык иӰярня вара.

В подготовке Ӱярня вара (другие названия – Йолвара, Йолкурык) – горки из двух или трех параллельно соединенных жердей традиционно принимают участие мальчики, подростки, мужчины. Процесс изготовления такой горки подробно описали марийский ученый А.Е. Китиков в работе «Марийские народные игры» [А.Е. Китиков, 1990, с.39] и марийский карт В.М. Мамаев в книге «Марийские религиозные обряды и праздники» [В.М. Мамаев, 2014, с.26].

Начало праздника . Праздничные развлечения начинаются в первый день праздника – в понедельник рано утром с катания с Ӱярня курык – горы. Необходимо напомнить детям наказ предков, что масленичное катание приносит счастье на целый год. При этом необходимо громко произносить звукоподражательные слова: «Ӱярня йор-йор!»... Катания с горки продолжаются в течение всей недели. Во время катания всем разрешается рядиться в маски Ӱярня кува, кугыза (Старик масленица и старуха).

После всеобщего катания начинаются праздничные гуляния с карнавальными шествия во главе с масками Ӱярня кува и Ӱярня кугыза.

Раньше дети катались на ледяных корытах – ийвол. Это забытое приспособление для катания с масленичной горы. Фольклорист А.Е. Китиков предлагает использовать ледяные корыта для состязания: «Кто прокатится дальше?», «Кто прокатится быстрее?» «Кто вдвоем (втроем, вчетвером) прокатятся дальше?», «Кто вдвоем (втроем, вчетвером) прокатятся дальше и вместе быстрее поднимутся на горку?» [А.Е. Китиков, 1990, с.16].

Вечером катания продолжались на Ӱярня вара. К этому времени замерзали накануне срубленные жерди – «иле кож, иле нулго». Народ собирался на горку в нарядной праздничной одежде.

Завершение праздника. В последний день праздника, в воскресенье или понедельник совершался обряд прощания с Ӱярня кува – Масленицей.

Снимали жерди с горы, собирали хлам: солому, доски, приспособления для катания – и сжигали с криками: «Ӱярня каен! Вес ийлан адак тол!». Желающие прыгали через костер. Зола разбрасывалась по полю.

СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ

Руководителям и организаторам необходимо выбрать форму проведения календарно-обрядового праздника. Это может быть театрализованная игра – разыгрывание в лицах специально написанные инсценировки; посиделки – беседы, вечерки; представление – спектакль; праздник – увеселительное, развлекательное мероприятие. От выбранной формы зависят детали будущей постановки, оформления, выбор персонажей.

Местом проведения мероприятия может стать центральная площадь, близлежащий парк, большой двор.

О календарно-обрядовом празднике нужно известить заранее объявлениями, красочными плакатами, пригласительными билетами. В программе праздника может быть выставка-продажа изделий мастеров ДПИ.

Участники фольклорного коллектива, пока народ собирается на праздник, могут предложить поиграть в несложные народные игры.

Народные игры

В праздник Ӱярня была популярна игра «Карта» (типа салок). Веревку длиной 5-6 метров вмораживали в снежный холмик, у подножия которого складывали кучу деревянных чурбачков (наподобие городошных). Водящий, держась за конец веревки, сторожил чурбачки, и, бегая по кругу, пытался салить играющих. Игроки старались выпинывать чурбачки за пределы досягаемости водящего. Осаленный игрок становился водящим. Когда выбивали последний чурбачок, всеобщий возглас: «Карта!» означал окончание игры.

Калинина, О.А. Марийские праздники: справочник / О.А. Калинина. – Йошкар-Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Республиканский центр марийской культуры, 2006. – 52 с.

Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: Сб. материалов. – Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. – 286 с., ил.

Китиков, А.Е. Марийские народные игры / А.Е. Китиков. – Йошкар-Ола, 1990. – 60 с.

Мамаев, В.М. Марий юмынйӱла да пайрем-влак / В.М. Мамаев.– Йошкар-Ола, 2014.– 64 с., ил.

Марийцы: историко-этнографические очерки. – Издание 2-е, дополненное. – Йошкар-Ола, 2013. – 482 с., ил.

Тойдыбекова, Л.С. Марийская мифология. - Этнографический справочник / Л.С. Тойдыбекова. - Йошкар-Ола, 2007. – 312 с.

Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009. – 872 с., ил.

Сӱрем приходился в полный расцвет природы, отмечался после трехнедельной поры цветения и колошения хлебов. На это время устанавливались строгие запреты тревожить землю, которая была как бы беременна и нуждалась в покое. Считалось, что их несоблюдение может навлечь людям всякие беды - бурю и град, грозы и ливни. Дабы отвести их, как предполагал Т.С.Семенов, Сюрем вобрал в себя множество очистительных обрядов. Он разделял в его отношении взгдяды своих наставников в этнографии - С.К.Кузнецова, увязавшего Сюрем с культом зеленой растительности, и С.Н.Смирнова, выводившего праздник «из культа деревьев». Но вот название празднества для всех троих так и осталось неразгаданным.

Выяснить его уже с помощью ученика Т.С.Семенова по черемисской начальному училищу Казанской инородческой учительской семинарии Ф.Е.Егорова попытался финский ученый-религиовед Уно Хольмберг(Харва), совершийвший летом 1913 года этнографическую поездку в Уржумский уезд и в качестве опорного пункта выбравший село Сернур, где тот состоял священником. Он стал первым из зарубежных ученых, взавшихся за составление календаря проведения марийских земеледельческих и языческих праздников. Ему представилась возможность самому наблюдать некторые летние и осенние празднества.

«Прекраснейшее время начала лета марийцы называют «сынса жап»,- подметил У.Хольмберг,- начало которого считают от новолуния, падающего на время цветения хлеба. В это время, по поверью марийцев, нельзя делать никакой тяжелой работы, по крайней мере, работы, сопровождаемые шумом: например, нельзя пахать, строить, нельзя поднимать из земли камни, валить деревья, обжигать кирпич, ни прясть, ни ткать. Запрещается также возка навоза и смолокурение, как и всякая другая работа, сопровождаемая резкими запахами. Не позволяется также мять рожь в поле, срывать некоторые цветы, красить пряжу, плавать, стирать белье, в особенности пользоваться в каком-нибудь деле золой, запрещается даже пить прямо из бутылки. Всякий, провинившийся в этом отношении, дает тем самым повод для пагубной грозы и града. Самое строгое время продолжается две недели, в особенности опасен полуденный час».

На этот период зенита сил природы приходилась самая большая летняя жара, и опрашиваемые в один голос назвали его наиболее опасным для людей, особенно в «отношении болезней». Чтобы уберечь себя от напастей, люди на глазах У.Хольмберга принимались «гасить огонь во всех очагах деревни и зажигать новый, полученный путем трения». «От этого огня за деревней зажигали костер из сухой травы, через который прыгали люди и даже прогоняли скот,- писал он, -из этого костра, который нередко горит два или три дня» любой домохозяин мог брать головню и окуривать ею свой скотный двор, зажечь «новый огонь в своем очаге».

Время цветения ржи «Сынса жап» завершался празднованием Сюрема. «К ритуалу Сюрема относится изгнание черта, - заключал финский ученый.- С ним же связана, как особый обряд, игра на трубах тюретпуч из липовой коры, длиной в локоть и более. Эти трубы обматываются тонкой берестовой полоской. Игра на трубах имеет целью изгнание злого духа или дурной погоды. В то время, когда одни хлещут прутьями по стенам домов, по дверям и воротам, другие одновременно дуют в трубы под окнами, чтобы выгнать черта из дома. Деревенская молодежь проходит вдоль улицы и перед каждым домом повторяет одинаковую процедуру. В качестве вознаграждения гонителей черта угощают едой и выпивкой. Ритуал Сюрема кончается так называемым «бросанием труб на дорогу».

Руслан Бушков, кандидат исторических наук


Тема урока: Марийские народные праздники. 5 класс
Цель урока: Познакомить обучающихся с функцией и годовым циклом календарных праздников мари.
Задачи:
Обучающие: Научить учащихся вести беседу о праздниках
Развивающие: 1. Развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой
2. Развивать сплоченность, самостоятельность, смекалку.
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к национальным праздникам
Оборудование: Выставка книг, проектор, компьютер.
Опережающее индивидуальное задание (по желанию):
1. Подготовить выступления к уроку:
А) «Шорыкйол(овечья нога)»
Б) Агавайрем В) “Кугече (пасха)»
Г) Ϋдырсий
Ход урока
1.Организационный момент (Выявить готовность учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач, отметка отсутствующих)
-Улыбнитесь другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад и это стихотворение:
Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
И тогда увидите вы картины светлые,
Облака небесные, легкие, несмелые
- А когда у человека на душе бывает радостно, спокойно?
- Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на наш урок?
- Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашем классе сегодня? (теплая, добрая, прекрасная)
-Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе не только до конца урока, но и гораздо дольше. Ну а сегодня в конце нашего урока вы попробуете словами выразить чувства, которые остались в вашей душе.
2. Актуализация знаний по теме «Основы религиозной культуры РМЭ
Православие Ислам Язычество
Храмы Мечеть Богослужители (кто проводит службу) Батюшка
Последователи религии язычники
Священные книги Символ веры 3. Новая тема.
Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым красивым и светлым праздникам марийского народа. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами.
- Итак, тема нашего урока -Марийские праздники (слайд1, см. Презентацию)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Ребята, а какие марийские праздники вы знаете?
Корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа- это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.
Шорыкйол (Святки) – «Овечья нога». Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
(стук в дверь. Заходит ученик в костюме Васлий Кугыза)Учитель: Дети, вы не знаете кто это? (ответы детей)
Учитель: У нас в гостях главный персонаж марийского праздника Шорыкйол пайрем - дедушка Васлий. Дедушка Васлий расскажет нам о празднике Шорыкйол пайрем. (слайд 3)
Учитель: Васлий кугыза пришел с сюрпризом. Он хочет показать нам отрывок проведения праздника «Шорыкйол пайрем» (Фильм отрывок)
- А в какой праздник пекут блины?(ответы детей)
Учитель: правильно, ребята, у русского народа этот праздник называется Масленица, а у мари-Ϋярня пайрем.
Но не только в Масленицу марийцы пекут блины,пекут и во время Конта Пайрем (Праздник печки). Отмечается он 12 января. Хозяйки готовят национальные блюда, приглашают гостей на обильные застолья. (сообщение ученика)
Ϋярня (Масленица). Широко отмечается 15-22 февраля. В этот день большую роль играет праздничное застолье. Одно из главных блюд застолья - блины. Приходят гости и с другими угощениями, поют обрядовые песни. Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.
3. Физминутка (Барашеньки крутороги.)
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (показывают, как на дудочке играют),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
Учитель: На зимних праздниках мы с вами порезвились, отдохнули.
- Скажите, а какие весной проходят народные праздники? (ответы детей)
4. Правильно, Юля нам расскажет о марийском празднике Кугече (рассказ ученицы, слайд5)
Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Многобожие не мешает его носителям уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. Одна из традиций праздника- катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.
Учитель: Сегодня на уроке мы слышали о том, что вовремя праздника «Кугече» молодежь проводила разные игры. Сейчас мы поиграем в игру «Муным пöрдыктен модмаш»(Катание яйца) сначала еще раз послушаем, как играли в эту игру, а потом поиграем и сами.
- Ознакомление условиями игры (Дети собирались на полянку, приносили яйца, и каждый желающий поиграть вложил на серединку полянки яйцо. Затем по очереди катали следующее яйцо по земле. Если яйцом попали на другое яйцо, забирали его, а если яйцо прокатилось мимо, отдавали свое, и выходили из игры.)5. Игра
6. Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые связаны с культом предков, растительности, с семейно-брач-ными отношениями. В прошлом все они были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению
7. Сÿрем (Очищение). Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями - изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах. Отмечается 9-12 июля.
8 . Угинде - первый праздник осеннего календарного периода, с него начинается цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами - жатвой, обмолотом хлеба и с его потреблением. Главная идея праздника - поблагодарив богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.. 9 . Ϋдырсий (девичник; девичий праздник с угощением) Сообщение ученика.
10 . Итог урока
- А теперь посмотрим, как хорошо запомнили марийские народные праздники
Хозяевами какого праздника являются Васли кува и Васли кугыза?
В какой праздник совершалось катание на лошадях с колокольчиками вокруг деревни?
Какие праздники входят в весенний календарный цикл?
Какой праздник знаменует собой наступление лета?
В какой праздник хозяин трубил в ритуальную трубу?
Какой праздник завершает осенний календарный цикл?
11. Рефлексия попробуйте словами выразить чувства, которые остались в вашей душе от нашего урока. Спасибо,ребята, за работу на уроке
9. Домашнее задание на выбор.
1. составить кроссворд она тему «Марийские праздники»
2. оформить один марийский праздник в альбомном листе.

Комитетом Марий Эл по туризму подготовлен Календарь туристских мероприятий на 2017 год. В подборку основных туристских событий вошло более 70 разнообразных мероприятий, которые заинтересуют ценителей всех видов туризма.
Сформированный событийный календарь представляет собой список мероприятий, который направлен на продвижение туристского потенциала региона.
Как сообщили в комитете, использование календаря является одним из наиболее удобных способов планирования туристских поездок, который позволяет гостям и жителям республики совмещать знакомство с объектами турпоказа региона с участием в мероприятиях, проводимых на его территории.
Информация о наиболее масштабных мероприятиях республики будет размещена на официальном портале каталога «Национальный календарь событий» и сайте Национального туристического портала Russia.Travel, которые реализуются Федеральным агентством по туризму.

Календарь туристских мероприятий в Республике Марий Эл на 2017 год

Дата проведения Название мероприятия Место проведения Организаторы мероприятия
4-8 январь Международные соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях ФСОиСТ Республики Марий Эл
6 января Рождественская сельскохозяйственная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль
7 января Марийский календарно — обрядовый праздник «Шорыкйол» («Рождество») д.Мари –Купта,
д.Мари Китня Мари-Турекский район
13-15 января Чемпионат и первенство России по синхронному катанию на коньках г.Йошкар-Ола, Ледовый

Дворец «Марий Эл»

Министерство спорта России,

Федерация фигурного катания на коньках России,

25-28 января Открытые Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на лыжных дистанциях г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» ФСОиСТ Республики Марий Эл
01 января-31 декабря «Марий Эл: традиции и современность» — постоянная экспозиция произведений изобразительного искусства Республики
Марий Эл
27 января Праздник валенка дер. Карай Волжского района Редакция молодежной газеты

«Кугарня»

январь-февраль Фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера» г. Йошкар-Ола, Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева
10-12 февраля XXXI республиканские соревнования среди обучающихся по лыжному туризму г. Йошкар-Ола Минобрнауки Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
11 февраля Всероссийская лыжная гонка
«Лыжня России-2017»
г.Йошкар-Ола,

УТБ «Корта»

Министерство спорта России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

21 февраля Посиделки «Душа моя, Масленица» Замок
Шереметева
24-25 февраля Межрегиональный турнир по дзюдо памяти Героя России уроженца Республики Марий Эл Евтюхина г.Йошкар-Ола,

ФОК «Спартак»

Федерация дзюдо Республики Марий Эл
25 февраля Республиканский календарно-обрядовый праздник «Ӱярня мелна» («Праздничные блины») Центральный парк культуры
и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
23-26 февраля Чемпионат России по настольному теннису среди ветеранов г.Йошкар-Ола

ФОК «Спартак»

ФНТР, ФНТ Республики Марий Эл, Министерство спорта Республики Марий Эл
26 февраля «Барыня Масленица» народно-обрядовый праздник Республиканский центр русской культуры, Информационно-туристский центр,

«Царевококшайский Кремль»

26 февраля Сельскохозяйственная ярмарка «Масленица-2017» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
февраль Межрегиональный турнир по боксу памяти Воинов — Интернационалистов г. Йошкар-Ола Федерация бокса Республики Марий Эл
9 марта Встречи у камина. Вечер русского романса «Я помню чудное мгновенье» Каминный зал замка Шереметева Замок
Шереметева
13-17 марта Первенство России по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

13-17 марта Всероссийские соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

18 марта Фестиваль
эстрадной песни «Чолга шÿдыр» («Яркая звезда»)
г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы
19 марта Обрядовый праздник тюркских народов «Навруз» г. Йошкар-Ола, Республиканский центр татарской культуры Республиканский центр татарской культуры
30 марта-
2 апреля
Международный конкурс-фестиваль исполнителей танца
и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей»
г. Йошкар-Ола,

Дворец культуры имени ХХХ-я Победы

21-27 марта Фестиваль
«Йошкар-Ола театральная»
г. Йошкар-Ола,

Им. Э.Сапаева

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Академический русский театр драмы имени Г.Константинова

30 марта — 01 мая Персональная выставка «Жизнь народа мари: Быт и занятия. Праздники
и обряды. Астральный культ
и мифология»» Т.В. Мартьяновой
Республиканский музей изобразительных искусств
март-апрель Фестиваль искусств «Йошкар-Ола весенняя — 2017» г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы ДК им. Ленина

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
21-22 апреля Чемпионат и Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях Советский р-н ФСТиСО Республики Марий Эл
21-22 апреля Чемпионат и Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ по спортивному туризму на средствах передвижения (вело) г. Йошкар-Ола ФСТиСО Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

21-22 апреля Открытое Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
23 апреля Пасхальная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайс-кий Кремль Царевококшайский Кремль совместно с Йошкар-Олинской и Марийской Епархией
25 апреля Календарно-обрядовый праздник «Кугече» («Пасха») Центральный парк культуры и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
28 апреля – 1 мая VI республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «Весенний призыв» пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Минобрнауки Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля – 1 мая Всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСТ России

ФСО и СТ Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Чемпионат Российского студенческого спортивного союза (РССС) по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

РССС,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Международные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл

апрель Фестиваль балета в честь великой русской балерины Г.С. Улановой Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева
29 апреля Межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Наследие» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Царевококшайский кремль
07 апреля – 21 мая Выставка «Групповой портрет на фоне мира» Юрия Роста, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Мультимедиа Арт Музей, г. Москва) г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
1-15 мая Концертная акция «Оркестр под открытым небом» г. Йошкар-Ола, у Русского драмтеатра (или на площади Ленина)

(место уточняется)

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
20 мая Культурная акция «Ночной музей», посвященная Международному дню музеев Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева и его филиалы Национальный музей Республики Марий Эл им.Т.Евсеева,

Республиканский музей изобразительных искусств,

Царевококшайс-кий Кремль

май Межрегиональная акция «Салтак солык» («Солдатский рушник») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
10 июня Опера «Акпатыр» ТК «Раздолье», Килемарский район, д. Алешкино Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
12 июня Праздник русской культуры «Русская березка» г. Йошкар-Ола
17 июня Межрегиональный праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
17 июня Балет «Лебединое озеро» г. Козьмодемьянск Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
24 июня Сельскохозяйственная ярмарка «Праздник цветов» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
июнь Межрегиональный праздник песни «Пеледыш айо» («Праздник песни») Горномарийский район
д.Сиухино
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности,
Отдел культуры Горномарийского района
июнь-июль Фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны» Патриаршая площадь г.Йошкар-Олы, Туристический комплекс «Раздолье»,
г. Козьмодемьянск
Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
2-4 июля IV открытое Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях среди обучающихся ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
8 июля Фестиваль народных умельцев Республики Марий Эл г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
8 июля Межрегиональный фольклорно-этнографический праздник
«Земля предков»
Килемарский район
с.Арда
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
22 июля Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по горному бегу в рамках Гран-при России д.Шиндыръялы Горномарийского района,

гора «Аламнер»

Министерство спорта Республики Марий Эл
22 июля Межрегиональный фестиваль сатиры

и юмора «Бендериада»

г.Козьмодемьянск Администрация
г. Козьмодемьянска, при поддержке Министерства культуры, печати
и по делам национальностей Республики Марий Эл
27-29 июля Чемпионат Республики Марий Эл по туризму среди инвалидов по зрению г. Йошкар-Ола МРКСРЦИ ВОС
11-15 августа Чемпионат России по спортивному туризму – спорт слепых г. Йошкар-Ола Министерство спорта России, Министерство спорта Республики Марий Эл
12-15 августа Республиканская праздничная ярмарка «Медовый Спас» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Царевококшайский кремль
17 августа-24 сентября Выставка фотографий «Гималаи. Тибет» МОО «Центр духовной культуры» (г. Самара) г. Йошкар-Ола, Республиканский музей изобразительных искусств Республиканский музей изобразительных искусств
30 августа-01 октября Выставка «От Античности к Средневековью: монеты Древнего Рима
и Византии из коллекции М.А.Российского» (г. Москва)
г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
6-11 сентября Всероссийские соревнования по спортивному туризму на комбинированных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

8-10 сентября Фестиваль воздухоплавания «Легкие люди» г.Йошкар-Ола Клуб воздухоплавателей «Легкие люди», (Йошкар-Ола)
23-24 сентября IV фестиваль «Роза ветров», посвященный Всемирному дню туризма ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
27 сентября Летнее спортивное ориентирование памяти Е.Матюковой в честь Дня туризма Картуков. пов. Горномарийский муниципальный район
29 сентября – 1 октября Открытые республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на водных дистанциях «Осенняя Кокшага» г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща», р.М.Кокшага ДЮЦ «Роза ветров»
6-7 октября Открытый Чемпионат
Республики Марий Эл по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» Министерство спорта Республики Марий Эл,

ФСОиСТ Республики Марий Эл

14 октября Покровская сельскохозяйственная ярмарка «Золотая осень Марий Эл-2017» г.Йошкар-Ола, площадь им. В.И.Ленина Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
25 октября Этнофестиваль «Ӱдыр сий» («Девичий пир») Республиканский центр марийской культуры
октябрь Межрегиональный конкурс национального костюма «Марий вурегм пайрем унала ужеш» («Праздник марийского костюма приглашает в гости») г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
октябрь –ноябрь Фестиваль искусств «Марийская осень-2017» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Марийская государственная филармония
им. Я.Эшпая
октябрь-декабрь Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Национальные и современные украшения» п. Медведево
Историко-художественный музей
Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности
3 ноября Культурная акция «Ночь искусств» г.Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея, Национальная художественная галерея,

Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева,

Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана

11 ноября Фестиваль «Кузьминки. Курьи именины» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
15-19 ноября Всероссийский фестиваль театров кукол «В гостях у Оле Лукойе» г.Йошкар-Ола, Республиканский театр кукол Республиканский театр кукол
21-27 ноября Международный фестиваль русских театров России и зарубежных стран «Мост Дружбы» г.Йошкар-Ола, Академический русский театр драмы им. Г.Константинова Академический русский театр драмы им. Г.Константинова
ноябрь Международный фестиваль русской культуры «Корнями в России» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканский центр русской культуры
декабрь Молодежный новогодний бал-маскарад г.Йошкар-Ола Минкультуры Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл

Начало Нового года, и зима берет свои права, солнце поворачивает на лета, а январь – на мороз!
У русских в эти дни идут Святки, у древних татар и чувашей (булгар) – праздновался Нардуган, а марийцы издревле праздновали Шорыкйол!!!
Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа.
Одним из таких праздников является Шорыкйол (Овечья нога). Праздник имеет несколько названий. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января).

В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой. Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья.

Локальные названия праздника.
Шортйол (Медведевский, Советский, Оршанский районы РМЭ), Шартял, Шачял (горные марийцы), Сорыкйол (кировские марийцы), Васли вады (нижегородские марийцы).

Распространение.
Распространен у всех групп марийцев. В традиционной форме продолжает сохраняться в северо-восточных районах РМЭ.

Сроки и время проведения.
Шорыкйол традиционно отмечается в период зимнего солнцестояния (22 декабря), после нарождения новой луны. Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (Рошто). Однако при этом первым днем праздника остается пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая приходится за несколько дней до Рождества или после него, а иногда совпадает с ним. Проведение праздника в разное время объясняется тем, что по старому календарному стилю Шорыкйол отмечался в одни сроки с Рождеством.
После перехода на новый стиль, дни праздника оказались сдвинутыми и марийцы, придерживающиеся православной религии, стали справлять Шорыкйол в более позднее время. В настоящее время Шорыкйол повсеместно возрождается.

Значение праздника.
Праздник Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий.
У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия - дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Однако, такие названия, как Шортйол, Шачял, переводимые как рождение нового года - шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник - в преддверии наступающего нового года.
В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпрепровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

Обряды праздника.
В дни праздника Шорыкйол проводятся всевозможные обряды, магические действия, гадания, игры и ряженья, моления. Они направлены на обеспечение хозяйственного и семейного благополучия, увеличения в новом году урожайности полей, приплода скота. Основные обрядовые действия приходятся на первый день праздника. В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов, чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба. В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод. Дергание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец. Гадания были связаны с предсказанием судьбы, благополучием хозяйства. По погоде судили о том, какими будут весна и лето.
В каждом доме в честь праздника Шорыкйол и «хозяина» дома кудорт проводились семейные моления. Выполнялись обряды, связанные с разведением скота. В первый день совершали подворный обход дети и девушки-участницы обряда Удырсий* (Девичий пир). Они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец. Хозяева угощали их ритуальным супом из конопляных семян (кыне шур), орешками и сладостями. Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Василием и его старухой - Васли кува-кугыза. Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, т.к. предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавлении семейства, увеличении поголовья домашнего скота. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали.
Другие дни праздника проходили в веселом времяпрепровождении. Разделившись на группы по возрасту и полу, сельские жители собирались в доме «шорыкйол порт», специально нанятый на период праздника. Там они устраивали различные представления, играли в традиционные игры, например, «Сокыр тага», «Ний кучен», девушки гадали, пожилые рассказывали сказки, истории из жизни.
Во время праздника соблюдались некоторые запреты: остерегались стирать белье, шить и вышивать, не выполнялись тяжелые виды работ. Существенную роль играла обильная обрядовая еда, она предполагала достаток на предстоящий год.

Годовой праздничный цикл у народа мари (Акцорин В.А.)
Годовой праздничный цикл у народа мари начинается с праздника Шорыкйол, что в переводе на русский язык означает "овечья нога". Этот новогодний праздник, как отмечает фольклорист В.А. Акцорин, наши финно-угорские предки отмечали еще шесть тысяч лет тому назад.
Наиболее древнее название его осталось в фольклорных текстах в таких транскрипциях, как "Шочйол", "Шартял", "Шачъял". Семантический анализ этих слов позволяет говорить о том, что "шоч", "шач" - это краткая форма причастий "шочшо", "шачшы" - "рожденный"; "йол", "ял", "йыул", "йоул", "йул" в родственных финно-угорских языках (эстонском, финском), а также в шведском и норвежском означает "Новый год" (по-марийски: У ий). Отсюда, Шорыкйол, Шочйол, Шачъял означает "Шочшо у ий" - "Рожденный новый год" и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок.

Древние лунные календари мари, найденные археологами в могильниках Поволжья и Приуралья, датированы II тысячелетием до н.э. В.А. Акцорин указывает на то, что круглые оловянные пластинки с изображением таких календарей носили финно-угорские женщины в качестве украшений на груди, шее и даже на лбу.
Такие календари основывались на смене фаз луны и были довольно точными. Лунные циклы напрямую связывались с функционированием человеческого организма. Мари и сегодня считают, что все серьезные дела, требующие ума, сил, здоровья, следует начинать к полнолунию, в том числе и зачатие ребенка, поскольку прибывающая луна несет с собой расцвет, а убывающая - угасание энергии. Лечебные процедуры с применением пчел, пиявок, муравьев и т.д. считаются наиболее эффективными в дни новолуния и полнолуния. Современная медицина не отрицает того, что колебания биортима организма человека находятся в определенной корреляции с фазовыми изменениями луны.

По всей видимости, тогда же был известен и солнечный календарь. Об этом свидетельствует изображение разницы между солнечным и лунным календарями в 11 дней на вышеназванных женских украшениях. По этой причине праздник Шорыкйол приходился либо на конец декабря, либо на начало января в приложении к современному григорианскому календарю. Впоследствии с принятием христианства праздник Шорыкйол совпал с Рождеством и в некоторых местах проживания мари стал называться Рошто.
К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.

Как подчеркивается в научной литературе, все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.
Рано утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних "соков", что предотвратит общее замерзание.

В праздник Шорыкйол мужчинам полагалось проверить свое охотничье снаряжение и рыболовные снасти, а также плуг и другое весенне-летнее снаряжение. Женщины на специально изготовленных шестах развешивали готовые изделия: вышивки, домотканые полотна, шерстяные клубки ниток, шитые и вязаные вещи. В свою очередь, и дети готовились к демонстрации своих поделок. Жизнь крестьянина нелегка. Надо быть готовым ко всем поворотам судьбы, капризам суровой природы, надо уметь делать все необходимое для жизни с детства. Это есть магия первого дня, следовательно, так будет и в последующие дни, месяцы, целый год, ибо все происходит в первый день нового рождения солнца.
Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: "Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!" Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи. Дети ползали по полу, "бодались" друг с другом и кричали: "Кум пача! Кум пача! Кум пача!" - "Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!" Тем же хозяевам, кто мало угощал детей, они говорили: "Ик пача! Ик пача! Ик пача!" - "Один ягененок! Один ягненок! Один ягненок!" и убегали в соседний дом. Хозяева сердились, ругали детишек, но уже ничего нельзя было поделать: магические слова из уст детей произнесены. Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.
Следует особо подчеркнуть: важнейшему моменту обряда Шорыкйол - подношению даров - мари придавали особое значение. Пекли ÿяча (шаньги), в ряде мест печенье в виде птиц и коня, делали пура (пиво), припасали пÿкш (орехи), а также деньги. Некоторые наши информанты передавали воспоминания своих родителей о том, что благополучие жизни они ставили в зависимость от розданных даров. Очевидно, раздачу даров следует понимать как позднюю форму умилостивительной жертвы духам-покровителям, а самих участников ритуального действа (славильщиков) - заместителями духов.
Участие детей в обходе домов служит примером карпогонической (продуцирующей) магии, без которой немыслим праздник Шорыкйол.

Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных во главе с Васли кугыза - дедом Василием (иногда может быть Васли кува - бабушка, жена деда Васли). Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. А затем Васли кугыза просит показать свое мастерство каждого члена семьи. Особое внимание уделяется молодым. Если это девушка, то она должна продемонстрировать свое рукоделие: сколько же она сама приготовила приданого, как искусно вышила свою праздничную одежду и т.д. Если же это парень, то он хвастливо показывал необычным гостям приготовленную собственными руками хозяйственную утварь, охотничьи и рыболовные принадлежности; одним словом, все то, от чего зависит материальное благополучие крестьянской семьи.
Нетрудно догадаться, как нелегко приходилось в таких случаях ленивцам, ведь их имена тут же узнавала вся деревня, и смыть такой публичный позор фактически было невозможно до следующего праздника. Поэтому каждый, включая детей, старался, как мог, составить о себе добрую славу. Этот пример свидетельствует о том, что традиционный праздник - это не только веселье и народное гулянье. Это - один из древнейших оценочных инструментов, позволяющих очень тонко регулировать межличностные взаимоотношения в традиционном обществе. Древний марийский обычай запрещал в течение некоторого времени после семейной ссоры браться за изготовление вещи. Согласно верованиям, не каждая береза и не каждому мастеру давала согласие на снятие с нее бересты. Мари всегда полагали, что человек, выполняющий все требования традиции, не может сделать плохую вещь. Плохую вещь старались не иметь, чтобы не обретать черт плохого человека.

Описываемый обычай народа мари имеет еще одну поразительную сторону: несмотря на внешнюю одинаковость вещей во всех домах, они при внимательном осмотре Васли кугыза и всеми ряжеными оказывались разными по своему стилю, почерку, мастерству. Так со временем узнавали изготовителя, а опытный глаз Васли кугыза определял также его физические данные и даже некоторые черты характера. В этом случае высвечивается еще одна сторона традиционных устоев: несмотря на слитность, нераздельность человека с обществом, личность никогда не была полностью растворенной в обществе. Если единое мировоззрение способствует интеграции, то вещи, материальный мир, наоборот, способствуют дифференциации, проявлению индивидуальности. В данном случае речь идет о той отправной точке, от которой начинается движение в сторону обретения свободы творца, художника.

Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.
Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. Когда молодые ребята заходили в овчарню (в одежде из белого самотканного сукна - материала из овечьей шерсти), они говорили следующие слова: "Шорык йол, шочыкто" - Овечья нога, дай расплод!". Об этом же говорит и такой факт - горные мари и поныне ходят угощать тех, у кого купили или получили в подарок овцу (горномар. : "шарык тäpӹм йÿктäш кеäт"). От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть - на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу. Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

_________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://aboutmari.com/wiki/Шорыкйол
Книга: Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003.
http://www.mariuver.info/
http://www.mincult12.ru/