Проект на тему мой город в доу. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Мой родной город - Самара. Занятие «Мой город родной»

Проект для дошкольников «Мой любимый город»
Проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей (старшая группа)

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Заглодина Г. А.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой любимый город»
Направление проектной деятельности : познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Место реализации: группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад.
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
- Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: С 5 сентября 2015г. по 25 мая 2016г.

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействие со специалистами

Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Ожидаемые результаты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.

Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания,
приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Беседы: «Достопримечательногсти Павловского Посада», «Чем помочь родному городу?», «Наши знаменитые земляки».
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Мой плат узорный», «Рассматривание предметов быта русского народа», «Городской транспорт», «Прогулка по Павловскому Посаду»
Дидактические игры: «Поможем матрешке найти заплатку», «Найди свой домик», «Мой плат узорный»

Работа с родителями.
Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «Мы идем в кино», «По дороге в детский сад»
Выставка рисунков .
Презентация.

Завершающий этап.
Оформление папки передвижки.
Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде».
Подведение итогов проекта.

Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Сентябрь
НОД «Город, в котором я живу»
НОД «Прогулка по Павловскому Посаду»
Игры со строительным материалом «Матрешка гуляет по улицам города»
Анкетирование родителей
Октябрь
НОД «Знаменитые земляки»
Беседа «Достопримечательности Павловского Посада»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу»
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Дидактическая игра «Поможем матрешке найти заплатку»
Декабрь
НОД «Мы – павловопосадцы»
НОД «Наши речки Клязьма и Вохна»
Консультация для родителей «Идем с ребенком в магазин»
Январь
НОД Составление рассказов «Как я люблю гулять в городском парке»
НОД «Городской транспорт»
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
Февраль
НОД «Павловопосадский платок» (аппликация)
НОД «Растительный и животный мир Московской области»
Март
НОД «Транспорт» (пластилинографя)
НОД «Рассматривание предметов быта русского народа»
Дидактическая игра «Мой плат узорный»
Апрель
НОД «Павловопосадский платок – гордость нашего родного города»
НОД «Мой плат узорный» (роспись платка)
Консультация для родителей «Мы идем в кино»
Май
Прослушивание песен и стихов о Павловском Посаде
Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде»
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
7. Фоломеева Н.В. Энциклопедия сел и деревень Подмосковья. Земля Павлово-Посадская. ООО "Имидж-Преес", 2004
8. А. Баровский, Платочной радуги узор, Павловский Посад, 2014 г.
9. С.В. Горожанина, Е.В. Куценко, Народные художественные промыслы Подмосковья, Издание Министерства Культуры Московской области, 2006г.
10. Подшивки газет «Павлово-Посадские Известия», «Колокольня», «Павловский Посад», «Истоки», «Посад».

Программное содержание:

  • познакомить с понятиями “Родина”;
  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе;
  • расширить кругозор детей сведениями о достопримечательностях родного города;
  • формировать у детей представление о том, что на земле много стран. Наша страна – Россия, уметь находить её на карте мира;
  • уточнить знания детей о родном городе, находить и показывать его на карте России;
  • воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития;
  • совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, внимания, памяти, развивать наблюдательность;
  • развивать моторику руки;
  • развивать патриотическое воспитание, умственное: формируется познавательный интерес к окружающему миру, к родному городу;
  • нравственно-трудовое: формируются эстетические качества, сочувствие. Готовность оказать помощь, желание посадить дерево, не засорять природное окружение;
  • эстетическое: развивать способность восприятия красоты окружающего мира;
  • активизировать положительные эмоции, гармонирующие внутренний мир ребёнка, создающие ощущения внутреннего комфорта, формировать первичные навыки психической саморегуляции.

Расширить словарный запас:

Пречистинские ворота, Кремль, астраханцы, заповедник, достопримечательность.

Материал к занятию:

  • иллюстрации с изображением родного города, заповедника;
  • красная книга;
  • портреты художника Бориса Кустодиева, поэта Велимира Хлебникова, оперной певицы Максаковой, киноактёров Бориса Невзорова, Владимира Меньшова…
  • настольная игра-пазл “Пречистинские ворота”;
  • иллюстрации, фотоснимки;
  • карта мира, карта России.

Ход занятия

Дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: Мы с вами много “путешествовали”, но всегда возвращались домой, к себе на Родину. Куда мы возвращались?

Дети: В детский сад, в свой город, домой.

Воспитатель: У каждого человека есть своя родина. А что такое Родина?

Дети: Место, где мы живём, место, где мы родились.

Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Любить Родину – это значит стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо; это значит защищать, жалеть её, когда ей трудно. Наша Родина – это страна, которая называется Россией. Кто поможет показать её на карте мира?

(дети показывают на карте мира, где расположена Россия)

Послушайте мелодию (дети слушают). Вы вспомнили эту песню?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как называют жителей города Астрахани?

Дети: Астраханцы.

Воспитатель: значит и вы астраханцы.

Дети: Я – астраханец, я – астраханка.

Воспитатель: Покажите наш город на карте.

(дети показывают на карте России город Астрахань)

Древен город Астрахань, но ещё древнее его название. Почему так назвали город?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Вы уже знаете историю о девушке, пленённой красавице богатого хана, которую звали Астра. По преданию в честь неё был назван город, который носит теперь удивительно красивое имя – Астрахань. Давайте ласково произнесём это имя – Астрахань.

(дети произносят)

Издревле слово “город” означало “огороженное место”. В 1558 году город переносится на остров “Заячий” или “Долгий” безопасный от нашествия врагов, и с этого времени начинается новая история города. Здесь быстро выросла сильнейшая на Волге твердыня – Астраханская крепость, сначала деревянная, а затем каменная. Какие достопримечательности родного города вы знаете?

Дети: Лотос

картинная галерея

река Волга

Лебединое озеро

Вечный огонь

Площадь Ленина

Театр Юного Зрителя

Музыкальный театр

Спортивный комплекс "Звёздный"

Парк "Планета"

Воспитатель: Мы – Астраханцы, гордимся своим городом, любим его. Наш город неповторим. Кто знает стихотворения о нашем городе?

Кремлёвской, зубчатой стеною
Наш город над Волгой стоит
И вместе с великой рекою
О Родине память хранит.

Городов в моей стране
Знаю, очень много
Только нет дороже мне
Города родного!

Люблю тебя, мой дивный город
Люблю и летом, и зимой.
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной!

Люблю я в городе каналы
И башни древнего кремля
И Волги великие разливы
Родная Астрахань! Я люблю тебя!

За руки возьмёмся, встанем в круг
Каждый человек, человеку друг
За руки возьмёмся, и пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!

(исполняется хоровод “Родная Астраханская сторонка”, затем дети садятся на стулья)

Воспитатель: Чудесные стихи вы знаете, замечательную песню поёте.

Давным-давно 452 года назад родился наш город. Наш город носит удивительно красивое имя – Астрахань. Ребята, мы уже говорили о том, что сначала крепость была построена из дерева, а затем из камня. В Кремле находятся удивительные памятники старины. Какие?

Дети: Главная башня Кремля – Пречистинские ворота и наверху колокольня. На этой башне находятся часы. Это самая высокая башня, её видно отовсюду.

Воспитатель: Главная проездная башня Кремля – Пречистинские ворота. Покажите её.

(дети показывают её на фотографиях)

Пречистинские ворота и Успенский собор

Рядом с главной башней возвышается, какой памятник старины?

Дети: Успенский Собор. Он стройный и высокий. Имеет пять куполов и лобное место, где читали указы.

Воспитатель: Успенский Собор был построен крепостным крестьянином Дорофеем Мякишевым. Широкая лестница, соединяет Успенский Собор с круглой постройкой, ограждённой каменной стеной – парапетом. Это лобное место, которое служило в древности для оглашения народу царских указов. Ребята, вы знаете много об Астраханском Кремле, а теперь подойдите к столам и соберите из пазлов главную башню Кремля – Пречистинские ворота.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Так нежно шелестит камыш,

О чём-то шепчут плески волн,
И крик прекрасных лебедей
Не нарушает тишины.

О каком знаменитом месте города говорится в этом стихотворении?

Дети: Лебединое озеро…

Воспитатель: Вы хорошо знаете это место. Приятно лююбоваться на лебединое озеро со спокойно плавающими, гордыми белоснежными красавицами. Давайте с вами будем любоваться природой нашего края, будем беречь её и сохранять для других людей. Мы можем не только любоваться красотой нашего города, но и гордиться его богатством. А чем богат наш край, вы знаете?

Дети: Заповедник

газ, нефть

чёрная икра.

Воспитатель: Верно! Но самое большое наше богатство – это река Волга. Люди ласково её называют Волга – матушка. Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. А Волга – мать русских рек, Волга – река труженица, вниз и вверх по реке везут корабли разные грузы. Какие?

Дети: Лес, нефть, хлеб…

Воспитатель: Волга кормит страну рыбой, снабжает водой города.

1-й ребёнок:

Есть на свете река, глубока, широка
К синему морю бегущая долго.
Далеко-далека, да сердцу близка,
Потому что, река эта – Волга!

2-й ребёнок:

Плывут по Волге пароходы,
Стучат волною в берега
Ты нам дороже год от года,
Родная, милая река!

(звучит музыка плеск воды – на релаксацию)

Воспитатель: Наш Астраханский край называют заповедником. Там где Волга впадает в море и находится заповедник. В какое море впадает река Волга?

Дети: В Каспийское море.

Воспитатель: И живут в этом заповеднике диковинной красоты птицы, звери. А на воде цветёт цветок. Какой?

Дети: Лотос.

Воспитатель: Что вы знаете об этом цветке?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Людей издавна притягивала, изумляла и радовала красота цветков лотоса. В легендах и преданиях цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. Лотос всегда кормил и лечил людей. Из семян и корневищ лотоса изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Лотос растёт, где тепло и много солнца. Листья у лотоса покрыты восковым налётом, и вода скатывается с него, как капельки ртути. Цветы очень хрупкие. С давних времён люди почитают этот цветок священным, чистым. Считается, чтобы стать таким же чистым, красивым и здоровым, как лотос, надо победить в себе ненависть, и научиться любить друг друга. Давайте улыбнёмся и посмотрим друг на друга.

Словно в сказке поднялись лотоса цветы
В дельте Волги выросли прямо из воды.
Лепестки раскрылись, огоньки горят
И меняют цвет они в день сто раз подряд.

“Алые цветы” пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

Ладони соеденены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются; затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания “головкой” цветка.

Воспитатель: А какие великие люди родились и жили в нашем городе?

Дети: художник Борис Кустодиев,

поэт Велимир Хлебников

оперная певица Максакова

драмматическая актриса Барсова

киноактёры Борис Неврозов

Владимир Меньшов

Воспитатель: Всё правильно ребята. Эти люди своим трудом прославили наш родной город. И в наше время с нами живут замечательные люди, которые дороги нам, но самое главное, что растёт новое поколение, которое продолжит славные традиции Астраханцев. Это вы, ребята!

(раздача воздушных шаров)

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. В астраханском крае, живут люди разных национальностей, их больше ста, но живут они в мире и согласии. Будьте всегда милыми, гостеприимными и доброжелательными. Хочу предложить вам пройти в группу и нарисовать ту достопримечательность нашего Астраханского края, которая вам больше всего нравится.

Програмное содержание:

Формировать знания детей о родном городе. Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где они живут. Показать детям расположение города Карталы на карте Челябинской области. Расширять знания детей о гербе, символе нашего города. Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города.

Материал: Карта Челябинской области, фотографии достопримечательностей города Карталы.

Воспитатель:

Край отцовский! Край родной

Дорого и любо

Пахнут, свежею сосной

Солнечные срубы.

Забродил в бочонке квас,

Отцвела смородина

Есть у каждого из нас

Маленькая родина.

О чём говорится в стихотворении? (о Родине).

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(Ответы детей).

Воспитатель:

Как называется наш город? (Карталы).

Ребята Карталы - это частица Челябинской области и нашей великой Родины - России.

Ребята посмотрите на карту Челябинской области (показ карты):

Обратите внимание, что всего лишь маленькой точкой на карте обозначен наш город Карталы.

  • Города, как и люди, имеют свою историю и биографию. У каждого города есть своё прошлое

Город расположен на месте основанного в 1843 году казачьего посёлка Полтавский (позже — село Полтавка , административный центр Полтавского района). Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги . 1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. С 17 апреля 1944 — город, с 1963 — город областного подчинения, районный центр.

У каждого города есть свой символ, герб.

  • Какой же герб у горда Карталы? Что на нём изображено? (ответы детей).

Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник "Пионер" и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.

Город наш украшен тополями
Речкой тихой - Карталы-Аят,
И зовется просто - Карталами,
День и ночь здесь поезда не спят.
Скоро праздник у нас в Карталах.
Город так по весеннему светел,
Карталы, вот тебе шестьдесят,
Как отлично, что есть ты на свете.

Из всех российских городов,
Из всей истории их славной,
Любимый - город Карталы
И для меня он - самый главный.

О чём говорится в стихотворении? (о Родине, о городе)

  • У каждого человека на земле есть Родина.
  • - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Ответы детей.
  • (где человек родился, живёт, ходит в детский сад, на работу; там, где живут его родные и близкие люди; где его родной дом, улица).
  • - Правильно, родной край близок и дорог каждому из нас. Знать историю родного края - значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
  • - Как называется наш родной край? (Челябинская область).
  • - Как называется наш город? (Карталы)
  • Мы с вами каждый день ходим по нашему городу Карталы. А сейчас я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие по фотографиям и вспомнить все достопримечательности нашего города.
  • Но прежде чем отправиться я предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить правила дорожного движения.
  • Игра: «Светофор» Зелёный - дети шагают, красный - дети стоят, жёлтый - дети хлопают в ладоши.
  • Откуда мы начнём своё путешествие? (Ответы детей: -Детский сад "Березка»).
  • - На какой улице он расположен? (Ответы детей).
  • Скажите ребята, где в нашем городе дети и взрослые могут посмотреть кинофильмы, мультфильмы (ответы детей) показ фото.
  • - Ещё в нашем городе есть центральная площадь (показ фото). Какое здание расположено на площади? (ответы детей). Администрация, вокзал.
  • Ребята подумайте и скажите, где дети учатся? (ответы детей) показ фото.
  • Хорошо молодцы!
  • Ещё в нашем городе есть школа, где дети учатся рисовать. Как она называется? (ответы детей).Чему здесь учатся дети? (ответы детей).
  • - Обратите ваше внимание на следующее фото. Что это? (Музей.) (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали, посетив музей? (ответы детей).
  • - Ребята скажите, где проходят смотры художественной самодеятельности и другие выступления детских коллективов? (ответы детей) показ фото. Что ещё там часто бывает? (ответы детей). Приезжают с выступлениями артисты цирка.
  • У нас в городе есть памятник (показ фото). Как он называется? (ответы детей). Монумент Славы. В чью честь был воздвигнут этот памятник? (ответы детей).
  • У памятника горит вечный огонь в память о погибших на войне солдатах. Каждый год 9 мая в «День Победы» люди несут цветы к памятнику, и благодарят героев за освобождение нашей Родины.
  • А теперь давайте пройдём на свои места.
  • Скажите ребята, как называется центральная улица нашего города? (ответы детей).
  • Хорошо это вы знаете. Давайте проверим, как вы знаете свой домашний адрес (бросаю ребёнку мяч, в ответ называет домашний адрес).
  • Ребята сегодня мы с вами говорили о прошлом нашего города и настоящем, а теперь я вам предлагаю помечтать и представить будущее нашего города Карталы. Каким бы вы хотели его видеть (ответы детей).
  • Молодцы!Я предлагаю вам нарисовать наш красивый город.

Тематическая неделя в старшей группе "Мой город"


Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов.
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о родном городе; развивать творческие навыки; воспитывать любовь к родному городу и краю.
Перспективное планирование:
Понедельник
1 половина дня
Беседа " Мой любимый северный город" - закрепить знания детей о родном городе, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать чувство гордости за свой город.
Чтение стихотворений: Елена Шибаева "Любимый город северный", Лидия Смородина Лучше нет, Лабытнанги тебя."
Подвижная игра «Собери ягоды» (дети собирают ягоды в корзиночку, проговаривая их названия)
А в лесу растет черника,
голубика и брусника,
чтобы ягодку сорвать,
надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
Работа по материалам лепбука "Мой город - Лабытнанги"


2 половина дня
Дидактическая игра "Что растет в родном краю" - закрепить знания детей о растениях нашего края.
Наблюдение на прогулке за цветущим Иван - чаем - познакомить с цветущим травянистым растением Иван - чай, разобрать его строение, поговорить о пользе цветка.
Художественное слово: Виктор Боков"Иван - чай"
Ничего я не знаю нежней иван-чая!
Своего восхищенья ни с кем не делю.
Он стоит, потихоньку головкой качая,
Отдавая поклоны пчеле и шмелю.
Узнаю его розовый-розовый конус,
Отличаю малиновый светлый огонь.
Подойду, осторожно рукою дотронусь
И услышу мольбу: "Не губи и не тронь!
Вторник
1 половина дня
Беседа "Мой город строится" - уточнить и расширить знания детей о строительстве города, воспитывать любовь к родному городу.
Наблюдение на прогулке "Строительство дома" - активизировать в речи детей названия строительной техники, учить грамматически точно составлять предложения, формулируя вопросы и ответы по данной теме.
Художественное слово (загадка)
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы? (подъёмный кран!)
2 половина дня
ИЗО деятельность "Строительство города" - формировать знания о родном городе; формировать технику рисования гуашью, толстой и тонкой кисточкой; развивать творческое воображение, чувство композиции.





Среда
1 половина дня
Чтение стихотворения Ирины Токмаковой "Десять птичек – стайка" - уточнить и расширить представления у детей о птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Целевая прогулка в городской сквер (предложить детям покормить голубей, понаблюдать как птицы клюют корм) - обобщить и систематизировать знания детей о жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
2 половина дня
ИЗО деятельность с использованием нетрадиционной техники - коллажа (коллективная работа) - развитие детского творчества.


Четверг
1 половина дня
Беседа "Что такое поход. Правила поведения в походе. Собираемся в поход." - разъяснить детям, что такое поход; обсудить правила поведения в походе; разработать маршрут; воспитывать интерес к туристической деятельности.
Дидактическая игра "Наш походный рюкзачок" - формировать у детей жизненно необходимые знания, умения, навыки, научить детей правильно укладывать рюкзак.
Поход в лесную зону - обобщить представления детей о жизни растений и животных нашего края; развивать экологические представления; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; предложить детям собрать растения для составления гербария; природного материала для изготовления поделок.
2 половина дня
Чтение ненецкой сказки "Олешек и мышка" - развивать в детях лучшие качества: высокую духовность, доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, бережное отношение к животным, прививать любовь к ненецким сказкам.
Подвижная игра народов севера "Хейро" (солнце) - закрепить правила игра, способствовать развитию двигательной активности, воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ямала.
Пятница
1 половина дня
Беседа "Наша река Обь" - закреплять знания детей о значении реки для нашего города, воспитывать бережное отношение к природе.
Игра "Путешествие по реке Обь" - формировать игровые умения, воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.


Дидактическое упражнение "Собери пазл" (рыба ЯНАО) - развивать быстроту реакции, сообразительность.
2 половина дня
Чтение долганской сказки "Старик рыбак и ворон"- расширять знания детей о своеобразии жизни народов севера, воспитывать любовь к сказкам, чувство уважения к жизни и традициям других народов.

Конспект образовательной деятельности «Самара – мой город родной» (старшая группа)

Автор :Корнилова Светлана Васильевна,воспитатель МБДОУ Детского сада № 347 г.о. Самара

Проблема :В последнее время тревогу вызывает деятельность, связанная с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России.
Актуальность темы: Закладываемое в дошкольном возрасте эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. У детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине, поэтому так важно не упустить это время.

Предполагаемый результат: В результате у детей формируется устойчивый интерес к культуре родного края, воспитывается любовь к своей малой родине, появляется желание сделать родной край ещё красивее и богаче.

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, познание художественное творчество, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация.

Программное содержание :
Образовательная задача: Познакомить с символами города, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, уточнить знания детей о родном городе.
Развивающая задача: воспитывать любовь и интерес к истории родного города, развивать любознательность, чувство восхищения красотой родного края.
Воспитательная задача: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к родному городу.
Словарная работа: активизировать в речи обобщающие слова: достопримечательности города, ввести в пассивный словарь описание города: дорогой, светлый, родной.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций родного города, экскурсии по городу.Беседа с каждым ребенком о улице на которой он живет. Заучивание наизусть детьми стихотворений о родном городе. Рисование детьми рисунков на тему «Мой город».

Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки, фотографии, мячик. Выставка детских рисунков на тему «Мой город». Герб и флаг города Самара.

Ход мероприятия: звучит песня гимн Самары (сл. В.Бурыгиной, музыка Ю.Банковского)

Беседа:
Дети, что мы называем Родиной? (ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем ее, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем е красоту.
Не зря ведь пословицы гласят:
На чужой сторонушке рад своей воронушке,
Человек без родины - что соловей без песни.
Родная земля и в горсти
Береги Родину как зеницу ока.
Всякому мила своя сторона.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
А теперь послушайте стихотворение о Родине.(рассказывает ребенок)
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Воспитатель: В каком городе мы с вами живем? (г.Самара) Послушайте стихотворение про наш город (рассказывают дети)
Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет - нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых,
Нам видеть и помнить дано навсегда!
Самара, ты в сердце огонь разжигаешь!
Отчизне своей мы готовы служить.
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить!


Воспитатель:
Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят
– Десять, двадцать, сто подряд
– И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
Воспитатель:

Какие они? (широкие, длинные, красивые, светлые)

В большом городе живу,
Очень я его люблю.
Улицы широкие,
Все дома высокие.

Воспитатель:
Какие дома в нашем городе?
(ребенок читает стихотворение)
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
– Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые,
Красивые такие,
Полезные, прекрасные, -
Дома бывают разные.

Воспитатель:
Давайте поиграем в игру: «Что есть в доме? » (воспитатель по кругу дает детям мячик, а дети, передавая, его друг другу называют: окна, стены, потолок, пол, двери и т. д.)
- Молодцы!

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игра: «Что может быть этой формы? »
Цель: повторить формы геометрических фигур.
Треугольник - крыша.
Квадрат - пол, потолок, окно, дверь, ковер, балкон.
Круг - окно, стол, глазок, крыша.
Прямоугольник - дверь, окно, труба.

Воспитатель:
- Ребята, вы сказали, что дома в нашем городе разные.
Как мы назовем дом из кирпича – кирпичный,
из камня – каменный, из стекла – стеклянный,
из дерева – деревянный.
- Молодцы!
- Где обычно стоят дома? (вдоль улицы) . Правильно, в нашем городе много улиц разных и названия у каждой улицы свое. А вы знаете, на какой улице вы живете?
(Дети: , Мориса Тореза, Аврора, Аэродромная и т. д.)

-А вы знаете на какой реке расположен наш город?
(дети:Волга)
. И кстати в Самаре самая длинная в России набережная.
- Дети, какие достопримечательные места нашего города вы знаете?
(ответы детей: Дворец спорта; Площадь Куйбышева; Монумент Славы и т. д.) .
Воспитатель:
- В центре нашего города возвышается Монумент Славы, который находится на площади Славы. (показ фото) .Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны.
На 40-метровом пьедестале - 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолёт - штурмовик Ил-2, который называли «летающий танк».
Рядом с памятником перед символическим барельефом Родины-матери, горит Вечный огонь. Сюда возлагают венки на 23 февраля и в День Победы, а по выходным к Вечному огню приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться здесь на память.
Сама площадь - одна из лучших смотровых площадок города, с неё открывается обширный вид на Волгу и правый берег. Расходящаяся лестница ведёт от монумента Славы к набережной, Волжскому проспекту.С площади Славы прекрасно виден фонтан в честь Победы-А теперь отдохнем и потом посмотрим какие еще есть достопримечательности в нашем городе.

Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Ктоподпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

(Показ фото Ж/Д вокзала)
Воспитатель:
Современное здание железнодорожного вокзала было построено в 2001 году. Высота вокзала превышает отметку в 100 метров и на данный момент является самым высоким транспортным зданием во всей Европе. Новое здание вокзала является вторым за всю городскую историю. Первый железнодорожный вокзал Самары был открыт в 1876 году, который служил городу около 120 лет. В августе 1996 года, в преддверии Дня железнодорожника, началось строительство нового здания вокзала.
-Посмотрите как выглядит вокзал новый и старый. Еще я вам хочу рассказать о памятнике Чапаеву и стеле Ладья. (рассматривание фото)
Установка стелы была совершена в 1986 году и посвящена 400-летию Самары. Данную стелу можно увидеть на Октябрьской набережной со стороны улицы Челюскинцев. Главная достопримечательность обладает внушительными размерами, поэтому даже гостю, впервые посетившему город, будет очень легко найти этот монумент даже на карте,в высоту она составляет 20 метров. Стела изготовлена из бетона. Дети вы все наверно видели Ладью, когда ходили на салют.
- Памятник известному полководцу и его армии был установлен в 1932 году. Перед памятником Чапаева и его армии находится Самарский драматический театр, а с площади Чапаева открывается прекрасный вид на реку Волгу. Кстати, площадь, на которой расположен памятник, также носит название в честь великого полководца. Весь монумента составляет 12 тонн.
- В городе есть парки, Дворец культуры, и много различных заведений, где люди отдыхают. В Самаре все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними.
А еще наш город славится тем, что у нас находится
известная на всю страну шоколадная фабрика "Россия". Как вы думаете что она производит?
В нашем городе живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город. Послушайте стихотворение о дружбе народов
(читает ребенок)
Живем в согласье мы семьей одной
И на душе бушует счастья май.
На радость нам цвети, как сад весной,
Самара наша, сердцу милый край!

Воспитатель: -
Я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:
О, родина, край не забвенья!
Тебя я всем сердцем люблю,
Твою красоту дорогую
Всю жизнь я в душе сберегу.

Литература:
1.Адаменко С. Воспитываем патриотов России. Дошкольное воспитание, 2005, №4
2.Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика- Синтез, 2010
3.Кукушин С. История Самары. М.: Просвещение,1996
4.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010.
Прокофьева А.А.Избранные пословицы и поговорки.-М.,1957
5.Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»О. Л. Князева, М. Д. Моханева, СПб., 2002.
6.Снигирев С.Ф. Улицы Самары. Самара, Сфера.2004.