Проект «С чего начинается Родина? Проект "С чего начинается Родина" проект (средняя группа) на тему Проект с начинается родина в доу

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Разработала:

воспитатель Мкртычьян Стелла Степановна.

г.Москва

ГБОУ СОШ 448 ДО ВАО

Оглавление

1. Паспорт проекта…………………………………………………………..……..4

2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»……5

3. Цели и задачи………………………………………………………………….…6

4. Ожидаемые результаты……………………………………….…………………7

5.Этапы реализации проекта ………………………………………………………7

6. Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………….8

7. Распределение содержания по разделам

    «Мой дом моя семья – это Родина моя» ………………………………..…9

    « Мой детский сад – это Родина моя» ……………………………………..10

    «Моя улица, район – это Родина моя»……………………………………..11

    «Мой город Волгоград – это Родина моя»…………………...……………12

    «Моя страна Россия – это Родина моя»…………………………...……….13

8. Литература, интернет-ресурс………………………………………….…..……14

9. Приложение……………………………………………………………………...15

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    дети старшей группы 6

    родители

    воспитатель

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья»

2. « Мой детский сад»

3. «Мое имя»

4. «Символика России»

6. Итоговое

7. Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Актуальность и обоснованность

проекта «С чего начинается Родина»

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

к своей семье, к своему жилищу, к своему

детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

    Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране

    освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

    воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

    Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

    Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», « Мой детский сад», «Мое имя» «Моя Москва», «Моя страна Россия»,»Символика России»

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта

Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

Сентябрь 2015 г.

2 этап

Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

Октябрь2015гг

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

Ноябрь 2015г

4 этап

Презентация результатов деятельности

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

    непосредственная образовательная деятельность;

    совместная деятельность детей и педагогов;

    экскурсия;

    чтение художественной литературы;

    беседы, ситуативные разговоры;

    слушание музыки;

    игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

    презентации

Формы взаимодействия с родителями:

    консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

    сотворчество детей и родителей.

Последовательность работы

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

2. « Мой детский сад – это Родина моя»

3» Мое имя»

4. «Моя Москва»

5. «Символика России»

Итоговое мероприятие

Формы и методы реализации проекта

    «Мой дом моя семья – это Родина моя»

Познавательное занятие «Моя семья»

Беседа «Мой дом»

Составление рассказов на тему: «Моя семья»

Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»

Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»

Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Художественно-эстетическое

развитие

    Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка

    Прослушивание аудиозаписей:

«Разноцветная семья», «Вся моя семья»

Физическое развитие

    Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - личностное развитие

    Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"

    Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

    Психогимнастика «Эмоции моей семьи»

    Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Взаимодействие с родителями

«Три поросенка"постановка с родителями

    « Мой детский сад – это Родина моя»

Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »

Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду

Художественно-эстетическое

развитие

    Рисование: «Детский сад будущего»

    Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»

Физическое развитие

    Хороводная игра «Каравай»

    Подвижная игра «Дружба»

Социально - личностное развитие

    Коммуникативная игра « Кто в домике живет?»

    Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»

    Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Взаимодействие с родителями

    Сотворчество детей с родителями:

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

    «Моя улица, мой район – это Родина моя»

Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»

Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада

Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»

Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»

Художественно-эстетическое

развитие

    Конструирование «Дома на нашей улице»

    Коллаж «Наш Советский район»

Физическое развитие

    Малоподвижная игра «Колечко»

    П/И «Автобусы»

Социально - личностное развитие

    Сюжетно-ролевая игра «Почта»

    Д/И «Улица, на которой я живу»

    Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона

    Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями

    Создание фотоальбома "Акулово"

    «Моя Москва»

Заучивание стихотворения о Москве.

Рассматривание репродукции картины местного художника Н. Барашкова «Зима на набережной»

Презентация «Царицын – Сталинград - Волгоград»

Познавательное занятие «На Мамаевом кургане тишина»

Художественно-эстетическое

развитие

    Рисование: «Салют над городом»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель»

    П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»

Социально - личностное развитие

    Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»

    Дидактическая игра «Заселим реку Волгу»

    Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»

Взаимодействие с родителями

    Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»

    «Моя страна Россия – это Родина моя»

Рассказ воспитателя «Символы России»

Презентация «Символы России»

Чтение стихов о Москве

Рассматривание кукол в народных костюмах

Мини музей »Моя Россия»

    Познавательное занятие «Россия – Родина моя»

    Итоговое занятие «С чего начинается Родина»

Художественно-эстетическое

развитие

    Лепка: «Флаг России»

    Рисование: «Люблю березу русскую»

    Прослушивание: гимна РФ, народных песен

    Выставка рисунка «С чего начинается Родина»

Физическое развитие

    Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»

Социально - личностное развитие

    Д/И «Народные промыслы»

    Режиссерская игра «Армия»

    Просмотр мультфильма « Мы живём в России»

    Чтение русских народных сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»

Взаимодействие с родителями

    Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Литература

    Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»

    Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»

    Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»

    Виноградова Н.Ф. «О родной стране»

    Клосс Л. Т. «Волгогрята»

    Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»

    Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»

    Матеркин А.М. «Волгоград в названиях улиц»

    Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»

    Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина –Волгоград»

Интернет-ресурс

    Электронный научный журнал «Современные

    исследования социальных проблем»

Презентация проекта «С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет». Взаимопонимание семьи и школы – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Свою работу с родителями я строю на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие, говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь мы, учителя, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только учитель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.
В своей работе с родителями использую такие формы, как родительский лекторий, тематические выставки, устные журналы, семейные спортивные встречи, почту доверия, телефон доверия, семейные проекты, где родители работают совместно с детьми под руководством учителя, конкурс семейных талантов, совместные праздники и мн. др. инновационные формы работы с родителями.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья, семья, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
В работе над проектом «С чего начинается Родина?» принимали участие все дети и родители, бабушки и дедушки, многие родственники. Создавали генеалогическое древо, добывали информацию об участниках войны семьи, коллективно оформляли работы, писали сочинения, ездили на родину родителей. Работа получилась очень интересная.
Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи :
Сформировать у детей представления о семье, роде, доме, малой родине, стране России, в которой они живут.
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России, к своей нации, толерантное отношения к представителям других национальностей.
Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв.

Паспорт проекта
1. Характеристика проекта
Тип проекта: творческо-поисковый (осуществляется максимально свободный т нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов).
Проект по профилю знаний: межпредметный (предметы: литературное чтение, окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка, ритмика).
Проект по количеству участников: групповой.
По характеру координации: с открытой координацией (учитель-координатор участвует в проекте с собственной функцией, направляет в случае необходимости отдельные этапы проекта).
По уровню контактов: внутришкольный.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца).
По характеру результата: сборник собственных творческих работ (сочинения, рисунки, журналы, доклады), постеры, презентации.
2.Основополагающий вопрос проекта :
«С чего начинается Родина?»
Проблемные вопросы:
- что я знаю о России?
- почему надо изучать историю своей семьи?
- что такое малая родина для меня?
- как людям сохранить то, что создано раньше?
3. Цели проекта :
- развитие социально-значимой личности, любящей свою семью, свой край, свою страну Россию;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитывать уважение к участникам войны, к человеку-труженику, результатам его труда;
- воспитывать уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;
- продолжать развивать навыки работы с разными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения;
- содействовать развитию творческих способностей;
- развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности.
4. Задачи проекта :
- изучить и раскрыть понятия «Родина – Россия» и «малая родина»;
- изучить и раскрыть понятия «Родина», «народ», «род», рассмотреть исторический аспект данных понятий;
- показать значимость чувства любви к своей Родине, к своему роду и окружающим тебя людям, к традициям своего народа, к памяти предков, познанию своих корней.
5. Основное содержание проекта :
I «Мои летние путешествия»
II « Россия – Родина моя»
III «Родословная моей семьи»
IV « Моя малая родина»

Сценарий мероприятия
(Дети входят в зал под музыку песни «Родина моя»)
(Зал украшен синими, красными, белыми шарами, оформлена выставка детских журналов «Мои летние путешествия», на доске географическая карта с флажками, указывающими маршруты путешествий, на стенах постеры «Моя родословная», сочинения детей и родителей «С чего для меня начинается Родина?»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД №1 (заставка)
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её, другую?
(Елена Головных)
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наш разговор о великой и прекрасной стране, в которой мы живём. А называется наша страна (хором) Россия! Российская Федерация! Наша Родина!
3 месяца мы работали над проектом «С чего начинается Родина?», который состоял из 3-х этапов:
1- «Россия-Родина моя»
2- «Моя малая родина»
3- «Родословная моей семьи».
- Что же такое Родина для человека?
С чего она для него начинается? Со страны, где он живёт, с дома, где он родился или с места, где жили его предки?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
У нас у всех одна Родина – Россия.
СЛАЙД №2
Россия – большая, добрая и сильная страна. И очень красивая… Но страна – это не просто лес и поле, города и сёла, где живут люди. Страна – это государство. А чем отличается одно государство от другого?
Об этом расскажет группа учеников, которая искала ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК 1
Государства отличаются языком, на котором разговаривает народ, живущий в них, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Каждое государство обязательно имеет свой флаг, герб и главную песню страны – гимн.
УЧЕНИК 2
СЛАЙД №3
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года – это государственный флаг Российской Федерации.
УЧЕНИК 3
Трёх цветов Российский флаг,
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твёрдость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых ангелов привет
Означает белый цвет.
Трёх цветов Российский флаг.
Многоцветен этот стяг!
Он – в столице над Кремлём
Греет всех своим теплом.
УЧЕНИК 4
СЛАЙД №4
У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на красном фоне. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нём изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад при царе Иване III. Герб – это эмблема государства.
УЧЕНИК 5
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
УЧЕНИК 6
Гимном Российской Федерации стала музыка Александрова на стихи Михалкова. Исполняют Гимн стоя.
Конституция – Основной Закон Российской Федерации.
Величественны и просты слова
Единого Закона всей Отчизны,
Дарующего главные права:
Работать, радоваться жизни.
Мы помним всех, кто, знамя передав,
Нам завещал, что каждый кровно связан
И со строкой добытых в битвах прав,
И со строкою: «Гражданин обязан…»
(А. Бобров)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 5
Россия – самая большая страна на свете. Она окружена и сушей, и морями. Природа её зачаровывает, каких только кладов не скрыто в её подземных, подводных и лесных запасниках.
Наши ребята со своим родителями любят путешествовать по России. Где только они не побывали! Мы составили карту путешествий нашего класса. Начинаются они за Полярным кругом, а заканчиваются в жарких песках тёплого Чёрного моря. В каких только уголках России не побывали ребята со своими родителями! О своих путешествиях они рассказали в альбомах «Мои летние путешествия», которые представлены на нашей выставке.
ВЕДУЩИЙ
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
СЛАЙД №6
УЧЕНИК
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
ВЕДУЩИЙ
Что такое Россия?
УЧЕНИКИ (в презентации использованы фотографии из семейных альбомов)
СЛАЙД № 7
1.Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
СЛАЙД № 8
2.Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли!
СЛАЙД № 9
3.Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
СЛАЙД № 10
4.Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда птицы поют снова в нашем краю,
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую,
Очень нежно люблю!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 11
Я горжусь, что родился в России,
От рождения русским зовусь.
Люблю реки её голубые,
Люблю сердцем я матушку-Русь.
Перелески, холмы и пригорки,
Русской песни протяжный мотив,
И люблю я её поговорки,
И над речкою серый обрыв.
Здесь все запахи смешаны свято,
Лучше роз во дворе лопухи.
Мне цветов полевых ароматы
Не заменят любые духи.
И ромашка на тоненькой ножке,
Голубой как глаза василёк,
И бегущие вечно дорожки –
Разве вас разлюбить я бы смог!

УЧЕНИК
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе…
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию,
Нет России другой!
УЧЕНИК
О России петь –
Что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить,
Что бессмертным быть.
(ДЕТИ ИСПЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 12
-Ребята, а где всего прекрасней на Земле?
(ВЫХОДЯТ УЧЕНИК И СОЛНЫШКО)
УЧЕНИК
Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
-Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на Земле?
И какой понравился народ?
СОРЛНЫШКО
-Всякий, - шепчет солнышко, - хорош!
Не могу обидеть никого!
А где ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 13
Если скажут «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
ВЕДУЩИЙ
-О какой разной Родине читали ребята?
УЧЕНИК
У каждого человека есть ещё своя маленькая родина, место, где он родился и вырос.
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас?
(ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ, ПОКАЗ СЕМЕЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)


ВЕДУЩИЙ


А сейчас я прочту наше коллективное сочинение «С чего начинается Родина?»
(Учитель зачитывает сочинение 4 «А» класса «С чего начинается Родина?»)
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ПЕСНЯ О РОДНОЙ СТОРОНКЕ»)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а откуда произошло слово «родина»? Послушаем детей, который нашли ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК
Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово «род» обозначает древнейшего Бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).
УЧЕНИК
Родина – это Отечество, страна и место рождения человека.
От слова «род» произошло слово «народ». Народ – это нация, народность, жители страны.
Есть ещё много слов с корнем –род- : родить, родители, родной, родословная.


ВЕДУЩИЙ
Ребята провели интересную поисковую работу, поинтересовались у родителей, дедушек, бабушек, своей родословной и вот, что они узнали. Теперь они могут рассказать о своём роде, о своих предках.
(УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ, ПОКАЗЫВАЮТ ПОСТЕРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ)

После рассказа об участниках войны стихотворение читает ученик:
Война была суровым испытаньем…
Познали мы и горе и печаль.
Сказать мы можем с полным основаньем:
Для Родины и жизни нам не жаль!
Отчизна нам и мир дороже жизни.
Свободу отстояв в своей стране,
Избавили Европу от фашизма
И мир провозгласили на Земле!

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а что всех нас с вами объединяет?
УЧЕНИКИ
Всех нас объединяет наша малая родина – Подолье.
СЛАЙД № 18
УЧЕНИКИ
1.Все места в Подмосковье красивы,
Где Отчизны весь путь озарён.
Ты – частица великой России,
Славный, милый Подольский район!
2.На полях твоих рожь колосится
И в зелёном наряде леса.
И подольской землёю гордится
Наш народ, что творит чудеса.
3.Мы гордимся, мы славим Подолье,
Сердцу милые с детства места.
Нам близки красота и приволье,
Вера наша светла и чиста!
4.Мне дороже и ближе на свете
Край, в который душою влюблён.
Процветай! Славься, милый и светлый,
Наш прекрасный Подольский район!
ВЕДУЩИЙ
Сейчас я представляю победителей конкурса рисунков «Моя Родина»
(Выходят дети с рисунками, читают стихи)

1.На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя!
2.На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке Родина моя!
3.На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя!
(П. Синявский)
УЧЕНИК
Родную песню полюбили с детства,
Из дальней дали долетела к нам,
Её, как драгоценное наследство,
С годами я потомкам передам.
Поём и мы задумчиво, неброско…
Про то, как с незапамятных времён
Стоит во поле русская берёзка,
Замёрз в сугробе тот замёрзший клён…
Весь пляшет мир под русскую «Калинку»,
А на гулянье кто взметает пыль?
- Кто с нами? Выходи на серединку!
Затеем вместе русскую кадриль!
СЛАЙД № 19
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»)
СЛАЙД № 20
ВЕДУЩИЙ
-Когда вы вырастете, ребята, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы наша Родина стала ещё сильнее и краше.
Но это – потом. А сейчас самая главная ваша работа – хорошо учиться. И ещё. Нужно с детства любить свою Родину. Ведь это всё равно, что любить свой дом, своих родителей, своих друзей. Кто этому научится – будет счастливым человеком. На всю жизнь.
УЧЕНИК
-Учитель, а с чего начинается Родина для Вас?
УЧИТЕЛЬ
Для меня?
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С Герба, Гимна, Российского Знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви…
Школьной парты, цветистых букетов,
Что учителю вы принесли.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут,
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
ВЕДУЩИЙ
Сегодня, я думаю, мы ответили на вопрос «С чего начинается Родина?»
Давайте ответим на этот вопрос ещё раз все вместе словами песни «С чего начинается Родина?»
СЛАЙД № 21
(ДЕТИ И ГОСТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»)
СЛАЙД № 22
ВЕДУЩИЙ
Спасибо за внимание!

Проект «С чего начинается Родина?»

Актуальность

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Бездуховность, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. В отличие от взрослых, которые чаще всего делают свой выбор осознанно, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, в котором живут, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение. Не даром этот год провозглашён годом истории России. В качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины, её историческому прошлому.

Знакомство с историческим прошлым родного города, со знаменитыми земляками духовно обогащает ребёнка, делает его гражданином своей страны, воспитывает гордость за свой город, край, желание больше узнать о его истории.

Цель проекта и основные задачи, решаемые в его рамках

Полной региональной программы по краеведению для детей дошкольного возраста, отвечающей всем требованиям пока ещё нет. Те же программы, технологии, пособия, которые уже существуют, в нашей воспитательно-образовательной работе используются, но их постоянно приходится пополнять собственным материалом. Очень не хватало всегда в работе с детьми по краеведению информации о городе Краснодаре, о памятниках и монументах, посвящённых Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годах, о наших знаменитых земляках. Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования нашего учреждения, а именно раздел «Региональный компонент», я предложила для проведения непосредственно образовательной деятельности по краеведению свой собственный практический материал. Для его сбора и систематизации потребовался не один год. На эту мысль натолкнули меня сами воспитанники, задавая вопросы об улицах, которые носят имена знаменитых людей, героев войны. Так возникла идея подобрать серию рассказов «Их именами названы улицы». Для дошколять ближе и понятнее то, что их окружает, так называемая зона ближайшего окружения, и вполне закономерно начинать знакомить ребёнка дошкольного возраста с историей нашей страны, с улицы, на которой он живёт, на которой расположен его детский сад, с памятника, мимо которого он ходит каждый день, держась за папину руку. Каждый год при подготовке к празднованию Дня Победы, Дня Защитника Отечества, Дня города и т. д. воспитатели рассказывают о воинах, сражавшихся с фашистами в Великую Отечественную войну, по традиции для детей организовывается автобусная экскурсия по памятным местам Краснодара, детей знакомят со знаменитыми людьми Кубани, земляками, прославившими нашу малую Родину. Всё это требует доступной и интересной для детей дошкольного возраста информации, которую из года в год приходится пополнять. Первоначально был оформлен сборник рассказов для детей по двум темам: «Их именами названы улицы города Краснодара» и «Памятники воинской славы» к 65-летию Дня Победы. Много интересного и нового материала было собрано в связи с празднованием 75-летия Западного округа города Краснодара. Так постепенно сформировалась ещё серия рассказов для дошкольников «Выдающиеся люди Кубани» (писатели, поэты, композиторы, космонавты, спортсмены). В результате проделанной работы был собран довольно интересный материал, которым с удовольствием пользовались педагоги нашего учреждения. Чтобы окончательно систематизировать накопленный материал и придать ему логическую завершённость, было решено создать ещё одну серию рассказов для дошкольников под названием «Быть здесь граду». Эта серия рассказов является вводной и решает следующие задачи:

    Познакомить дошкольников с историей переселения казаков-черноморцев на кубанские земли и возникновением города Краснодара - Екатеринодара;

    Рассказать как появилась и развивалась в городе Краснодаре главная улица Красная, об истории возникновения Чистяковской рощи.

Основные задачи проекта:

    Дать старшим дошкольникам первоначальные знания об истории родного края, города.

    Воспитывать чувство патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

    Воспитывать чувство гордости за своих земляков, выдающихся людей, прославивших Кубань.

Научность

Выдающиеся русские психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец доказали возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. (1) Одним из средств, обеспечивающих эту возможность является ознакомление детей с историей. Исторические факты служат эффективным средством формирования положительного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с историей входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлён отбор рассказов, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств. При отборе исторического материала я руководствовалась общими принципами: соответствие возрастным особенностям детей; доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. К серии рассказов был подобран наглядный материал: иллюстративный, фотоматериал, как на бумажном, так и на цифровом носителе, который можно использовать для мультимедийной презентации.

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, то использование такой формы работы как экскурсия, целевая прогулка является существенным дополнением к рассказам.

Исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям её прошлого и современности зависит от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.(2) Поэтому проект включает в себя взаимодействие педагогов и родителей, а именно нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников – домашнее задание (посетить вместе с ребёнком памятные места, достопримечательности нашего города).

Новизна этого проекта заключается в удачной комбинации элементов опубликованных методик.

Основное содержание проекта

Весь проект состоит из двух частей (I часть для детей старшей группы, II - для детей подготовительной к школе группы), которые включают в себя по две серии рассказов:

I часть. Первая серия рассказов «Быть здесь граду».

Цель: познакомить с историей переселения казаков-черноморцев на Кубань и возникновением города Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.

В эту серию входят рассказы:

    Как казаки на Кубань переселялись

    История возникновения города Екатеринодара

    Улица Красная – главная улица города Краснодара

    Чистяковская роща

Вторая серия рассказов «Их именами названы улицы»

Цель: дать представление детям о том, что многие улицы города Краснодара названы в честь героев Великой Отечественной войны, рассказать об их подвигах.

    Улица им. П.М. Гаврилова

    Улица им. Братьев Игнатовых

    Улица им. Г.Т. Невкипелого

    Улица им. Н.Ф. Гастелло

    Улица им. В. Талалихина

II часть. Первая серия рассказов «Выдающиеся люди Кубани»

Цель: познакомить детей с выдающимися людьми Кубани, прославившими свою малую Родину творчеством, талантом, достижениями в своей профессиональной деятельности.

    «Григорий Фёдорович Пономаренко»

    «Виктор Гаврилович Захарченко»

    «Детский писатель Владимир Дмитриевич Нестеренко»

    «Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб»

Вторая серия рассказов «Памятники воинской славы»

Цель: воспитывать чувство гражданского патриотизма, уважение и память к воинам освободителям, ветеранам Великой Отечественной войны.

    Мемориальный комплекс «Памяти героев»

    «Военно-братский мемориальный комплекс», «Всесвятское кладбище»

    «Памятник воинам-освободителям»

    «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Кубанского Политехнического института, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны».

    «Памятник 500 советским воинам и мирным жителям, погибшим от рук фашистских захватчиков».

К рассказам подобран иллюстративный материал, фотографии с видами, достопримечательностями города Краснодара. Часть материала включена в перспективный план непосредственно образовательной деятельности по разделу «Социальный мир», часть – используется в совместной деятельности воспитателя и детей. Всё это позволило воспитателям нашего учреждения более содержательно проводить образовательную деятельность, использовать технические средства (мультимедийный проектор) при ознакомлении детей с достопримечательностями и памятными местами города Краснодара. Рассказы воспитателей о жизни и деятельности наших знаменитых земляков сопровождаются чтением художественных произведений, мультимедийной презентацией.

Наши воспитанники любят свой город, и во время целевых прогулок и экскурсий педагоги показывают им, что с каждым годом он становится лучше. В связи с тем, что педагоги дошкольного учреждения не всегда и не везде могут отправиться с воспитанниками на экскурсию, я предложила использовать такую форму работы с родителями как «домашнее задание». Обращаясь к родителям с просьбой посетить тот или иной памятник, музей со своим ребёнком, мы предлагаем вначале историческую справку, информацию об этом объекте для того, чтобы посещение не было исключительно созерцательным. Многие родители относятся к этому с интересом, приносят фотоматериал.

Основные этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации этого проекта два года. Первые две серии рассказов включены в перспективный план по краеведению для детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Вторые две серии – для детей подготовительной к школе группы.

Механизмы реализации

Серии рассказов, посвящённые героям Великой Отечественной войны («Их именами названы улицы», «Памятники воинской славы»), проводятся во второй половине учебного года для того, чтобы проведение занятий на эту тему совпало с празднованием Дня Защитника Отечества, освобождением Краснодара от фашистских захватчиков, Днём Победы. Занятия по краеведению проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности - один раз в месяц. Между занятиями проводятся другие формы работы (целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, домашнее задание родителям воспитанников), которые педагоги планируют в своём календарном плане. Так как проект включён в региональный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, контроль осуществляется в рамках контроля за непосредственно образовательной деятельностью педагогов учреждения.

Результаты, достигнутые к настоящему времени

Вот уже третий год педагоги нашего учреждения внедряют в педагогическую практику проект «С чего начинается Родина?». В конце учебного года в подготовительной к школе группе дети имеют представление о стране, в которой родились и живут, о Краснодарском крае, как малой Родине, о национальном составе жителей Кубани. Легко могут объяснить, что им нравится в родном городе, рассказать о памятнике, и в честь кого он был установлен, о выдающихся людях Кубани. Что соответствует высокому уровню развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате использования данного проекта дети получат больше информации о таком периоде нашей истории как Великая Отечественная война, что особенно проблематично в работе с дошкольниками.

Программа самообразования

По данной теме были изучены опыты работ:

    О родном крае. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по кубановедению./ составители Т. И. Беляева, А.Т. Бережная. – Краснодар. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 231»

    Воспитание у дошкольников любви к малой Родине./В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова. – Краснодар: «Традиция», 2007.

    Музейная педагогика – воспитание гражданина XXI века: Сборник материалов межрегиональных конференций/ Отв. ред. А.И. Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примерах народных героев и великих подвижников земли русской. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Краснодара в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»/Творческая группа педагогов МДОУ «Детский сад № 215» города Краснодара, 2004.

В дальнейшем планируется:

    Участие во II Краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»

    Подготовка материала по теме для внесения в городской банк данных результативного инновационного педагогического опыта.

    Планируется добавить ещё одну серию рассказов «Архитектурные памятники города Краснодара» и увеличить количество рассказов по каждой серии до 12, чтобы распределить их на календарный год. Так как в течение лета с детьми дошкольного возраста проще организовать экскурсию, то рассказы о родном городе будут очень кстати.

Список литературы:

    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг./под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

    Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    В граните и бронзе. (Очерки о памятниках Кубани). Сост.: Н.Т. Ганенко и В.Ф. Латкин. Краснодар, Кн. Изд-во, 1975.

    Их именами названы улицы/Н.А. Белых, Н.С. Вертышева, Н.Т.Ганенко и др.; Сост.В.Ф. Латкин. – Краснодар: Кн. Изд-во, 1980.

    Улицы Краснодара рассказывают…История города в рассказах об улицах, площадях, скверах./ Г. Шахова. – ООО «Полиграфист», 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I часть

Первая серия рассказов

«Быть здесь граду»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель : познакомить с историей переселения Черноморского казачьего войска на Кубань и возникновения города Екатеринодара -Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Конспект № 1

Тема: «Как казаки на Кубань переселялись»

Цель: познакомить детей с историей переселения Черноморских казаков на Кубань

Оборудование : иллюстративный материал («На приёме у императрицы», «Памятник казакам-переселенцам», «Улицы Екатеринодара»)

Рассказ воспитателя:

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь.

Российская императрица Екатерина особой грамотой за верную службу пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между рекой Кубанью и Азовским морем. Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Прощаясь, он сказал: «Мы воздвигнем города, населим сёла, сохраним безопасность пределов (границ). Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами (Черноморское войско). Черноморское войско было многочисленным (более 12000 человек). Перевезти столько людей и имущества – дело непростое. Путь предстоял неблизкий. С наступлением тепла начали расселяться по кубанской земле.

Места для первых 40 станиц определились жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Одно из первых поселений было названо Екатериненским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» И провели борозду казаки в дикую степь, обозначив центральную улицу города - Красную.

В 1920 году Екатеринодар был переименован в город Краснодар.

Конспект № 2

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «История возникновения города Екатеринодара»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, архитектурными достопримечательностями.

Материал: открытки, фотографии, аудиокассеты с записью кубанских песен.

Рассказ воспитателя :

Город Краснодар - столица Кубани. Краевой центр. Он был основан в 1793 году казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Екатерина даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот поэтому и войсковой град получил название Екатеринодар. Это была настоящая военная крепость. Казаки насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала кре­пость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Внутри крепости казаки построили курени из камыша, бревен и глины. А в центре небольшой площади поставили походную Свято-Троицкую церковь. Наряду с хатами, покрытыми соломой и камышом, стали строить деревянные дома. Улицы мостили булыжником, а тротуары делали деревянными. Освещались улицы в тёмное время керосиновыми фонарями. Так началась история кубанской столицы.

В середине девятнадцатого века войсковой град стал областным граждан­ским городом. Екатеринодар быстро рос, строился, развивался. Было открыто же­лезнодорожное движение, в городе появились водопровод, электричество, теле­фон, а 10 декабря 1900 года побежал по рельсам первый трамвай. В городе одно за другим появлялись красивые здания: театры, училища, торговые дома, особняки. Житель Екатеринодара Федор Акимович Коваленко ос­новал в городе картинную галерею и разместил в ней свою коллекцию картин, монет и старинных вещей. Горожане любили бывать в зимнем и летнем театрах, по воскресеньям и праздникам гуляли в городском саду и Чистяковской роще. С 1920 года город носит новое имя - Краснодар. В нем построены заводы, фабрики и институты.

В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал: когда 12 февраля 1943 года воины-освободители вошли в Краснодар, то увидели почти сплошные руины. Фашисты разрушили лучшие здания города, институты, школы, ограбили знаменитую Пушкинскую библиотеку. Много пришлось потрудиться краснодарцам, чтобы восстановить свой город и сделать его ещё краше.

Сейчас Краснодар настоящий красавец, город - сад. Гордо высятся совре­менные здания. Спешат по утрам на занятия школьники, лицеисты, гимназисты, студенты институтов, университетов и академий.

Гостеприимно распахнуты двери музеев и театров, концертных и выставоч­ных залов.

Неповторимую прелесть городу придаёт его зелёный наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники... Вот какие строки родному городу посвятил поэт Виктор Подкопаев.

Слышу в тополях весёлый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар...

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар!

Конспект № 3

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Улица Красная – главная улица города Краснодара»

Цель: рассказать об истории возникновения главной улицы Краснодара

Материал: открытки, фотографии с достопримечательностями улицы Красной

Рассказ воспитателя :

Почти в каждом кубанском городе или станице есть улица, которая называ­ется Красной. Это имя носит и главная улица краевого центра - города Краснода­ра.

По преданию, в дикой степи на берегу бурной Кубани казаки плугом прове­ли первую борозду и атаман Захарий Чепега сказал: «Нехай це будэ Красна!» (Пусть это будет Красная)

Жители города всегда любили свою главную улицу, заботились о её благо­устройстве. Одноэтажные деревянные торговые лавки сменились нарядными особняками. Многие старинные дома были разрушены во время войны, но неко­торые сохранились и до сих пор радуют глаз краснодарцев и гостей города. Кто не знает, например, старого здания пушкинской библиотеки или на­рядного, словно кружевного, «дома Шарданова», где находится художественный музей. А как же красив знаменитый «зелёный дом», когда-то принадлежавший купцам Богарсуковым! Утром 12 февраля 1943 года горожане увидели на его ба­шенке красный флаг и так узнали, что Краснодар освобождён от фашистских за­хватчиков.

После войны на месте разрушенных зданий выстроили новые, и Красная снова обрела облик главной, парадной улицы города. Сейчас она утопает в зелени клёнов, лип, ясеней. Даже в июльскую жару здесь прохладно. Красная всегда полна народу. Люди спешат по своим делам. Забегают в многочисленные магази­ны, но многие просто гуляют, любуясь красотой зданий, скверов, фонтанов. Очень любят краснодарцы свой город. Пожалуй, точнее всех выразил чув­ства краснодарцев поэт Николай Доризо:

Краснодарская улица Красная,

У меня ты на свете одна.

Чем же, Красная, ты прекрасная?

Тем, что мне отовсюду видна...

Конспект № 4

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистяковская роща»

Цель: познакомить детей с историей появления Чистяковской рощи и её роли в жизни горожан.


актуальны и сегодня. Только сейчас, ... Барто, Маршака, Чуковского». С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ «РОДИНА» Новое здание сыктывкарского кинотеатра в стиле... кинотеатр по проекту архитектора Изотова (инженерную часть проекта исполнил...
  • Проект « г о р о д с к и е п а м я т н и к и » творческое название «что память наша с трепетом хранит…»

    Документ

    Детей. ВИД ПРОЕКТА : ИНФОРМАЦИОННО - ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ Актуальность темы: Работа над проектом должна познакомить... города Астрахани, звона колоколов, песни «С чего начинается Родина» ,песен Об Астрахани. Воспитатели, музыкальный...

  • Актуальные проблемы современного образования

    Документ

    Сельскохозяйственный институт» Актуальные проблемы современного... деятельность учащихся», «проект» , освещает типологию проектов по Е.С. ... 1999 – №2-3. – С. 246-250. Киракосян А. С чего начинается Родина ? // Народное образование. – 1995. – №8-9. – ...

  • ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”

    Проект:

    Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

    Участники проекта:

    Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

    Актуальность темы:

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
    Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной , могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
    Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
    Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

    Задачи патриотического воспитания:

    Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

    Цель:

    Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

    Гипотеза:

    Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

    Предполагаемый результат:

    Дети должны знать и называть:

      Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

    Презентация проекта:

    Оформление творческого пакета. Представление проекта.

    Основные направления реализации проекта:

    Разработать проекты:

      “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”; “Мой город и область в которой я живу”; “Россия – Родина моя”; “Земля – планета на которой мы живём”.
    Разработать и провести циклы занятий:
      “Мой дом – моя семья”; “Хорошо у нас в саду”; “Улицы родного города”; “Мой город на Ангаре”; “Моя Родина – Россия”; “Москва – столица нашей Родины”. Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России , Сибири “Защитники отечества”; “Мы – дети Земли”; “Береги свою планету” .
    Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:

    1. Проведение праздников в детском саду:

      “День защитников отечества”; “9 мая – день Победы”; “Мамин день”; “Праздники по народному календарю”.

    2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:

      “Славься Край Сибирский!”; “Город Братск – глазами детей”.

    3. Деятельность Центра народного творчества детей:

      Оркестр народных инструментов. Театр русского костюма.
    Физкультура и здоровье:
      Организация дней здоровья. Спортивные развлечения, праздники, эстафеты. Экологические походы, поездки на море. Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
    Акции:
      “Покормите птиц зимой”. “Зелёный патруль”. “Памятник”. “Озеленение территории детского сада”.
    Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
      Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т. д. Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись г. Братска, “Москва – столица России” и т. п. Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Братска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”. Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
    Работа с родителями:
      Знакомить детей с семейными реликвиями. Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”. Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”. Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи. Помощь в снятии видеофильмов. “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой). Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
    Социальное развитие:
      Встречи с почетными людьми города. Экскурсии. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки.

    Актуальность темы:

    В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.

    Проблема:

    Поверхностные знания детей о Родине, о культуре родной страны, ее достопримечательностях.

    Гипотеза:

    Мы предположили, что при систематической работе над темой происходит:

    повышение уровня мотивации к непосредственно образовательной деятельности;

    последовательное формирование элементарных представлений о родине, о ее истоках и культуре;

    воспитание патриотического отношения к Родине;

    развитие творческой, активной, самостоятельной личности;

    вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.

    Цель проекта:

    Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через учебную и игровую деятельность дошкольника. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с детским садом в вопросах патриотического воспитания детей.

    Приобщение к истокам и культуре родной страны, ее достопримечательностям.

    Задачи проекта:

    Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

    Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

    Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.

    Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

    Повысить компетентность родителей по данной теме.

    Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы

    Проект: информационно – творческий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «С чего начинается Родина?» (подготовительная группа)

    Актуальность темы:

    В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.

    Проблема:

    Поверхностные знания детей о Родине, о культуре родной страны, ее достопримечательностях.

    Гипотеза:

    Мы предположили, что при систематической работе над темой происходит:

    повышение уровня мотивации к непосредственно образовательной деятельности;

    последовательное формирование элементарных представлений о родине, о ее истоках и культуре;

    воспитание патриотического отношения к Родине;

    развитие творческой, активной, самостоятельной личности;

    вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.

    Цель проекта:

    Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через учебную и игровую деятельность дошкольника. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с детским садом в вопросах патриотического воспитания детей.

    Приобщение к истокам и культуре родной страны, ее достопримечательностям.

    Задачи проекта:

    Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

    Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

    Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.

    Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

    Повысить компетентность родителей по данной теме.

    Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы

    Проект: информационно – творческий.

    Предполагаемый продукт проекта: Проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Результатом освоения данного проекта является:

    Расширение знаний и представлений детей о родной стране, городе, о культуре русского народа, его творчестве.

    Повышение интереса к истории России, государственной символике.

    Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности.

    Формирование правового сознания.

    Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

    Литература:

    Н. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», СПБ, 2010г.

    Н. Г. Зеленова «Мы живем в России».

    Т. Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества». Производитель: Корифей. Серия: Детский сад. 2010г.

    Н. В. Алешина «Мое Отечество Россия». М. : Сфера, 2011г.

    М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;

    Е. К. Ривина «Российская символика». Год: 2005 Издание: АРКТИ.

    Программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание».

    О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры».

    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    Агапова И. А., Давыдова М. А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

    Натарова В. И., Карпухина Н. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

    Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий,- М. : ТЦ «Сфера», 1999.

    Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).- М: ТЦ Сфера, 2003.

    Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-правовое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство Скрипторий» 2003.

    В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

    Интернет-ресурсы.

    Этапы работы над проектом

    I этап. Подготовительный

    Провести мониторинг детей по данной теме;

    Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по теме проекта «С чего начинается Родина»;

    Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

    Подобрать образцы русских народных промыслов;

    Подготовить материал для изобразительной деятельности;

    Подобрать музыкальный репертуар;

    Подобрать материал по правам ребенка.

    Провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;

    Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д. ;

    Оформление коллекции магнитов «Города России»;

    Проведение литературно-музыкального праздника «Что мы Родиной зовем?»

    II этап. Реализация проекта

    Сентябрь

    Мониторинг детей.

    Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание детей» социальный педагог.

    Тема: «Игрим – мой поселок родной»

    Дидактическая игра «Мой город». «Загадочная викторина».

    Экскурсия по поселку «Достопримечательности поселка»

    Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по городу».

    Выставка совместных рисунков детей и родителей «Игрим - мой поселок родной»

    Праздник «День поселка».

    Участие родителей в мероприятии, посвященном дню города «Кросс наций»

    Октябрь

    1-я и 2-я неделя

    Тема: «Наша страна Россия»

    Рассматривание карты России, энциклопедии «Наша Родина Россия».

    Дидактическая игра «Найди на карте…»

    Чтение: В. Степанов «Моя Родина - Россия».

    Разучивание песни Г. Струве «Моя Россия».

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на самолете».

    Праздник «Улыбнитесь, бабушки и дедушки!»

    3-я неделя

    Тема: «Государственная символика России»

    Чтение: «Мать Земли» Я. Абидов;

    Дидактическая игра «Узнай наш герб».

    4-я неделя

    Тема: «Государственный флаг России»

    Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

    Аппликация «Флаг России».

    Праздник «Осенины»

    Ноябрь

    1-я, 2-я неделя.

    Тема: «Главный город нашей страны»

    Рассматривание иллюстраций и книг о Москве.

    Чтение:«Страна, где мы живем» С. Баруздин «Родные просторы» С. Тетерин;

    Знакомство с песнями о Москве.

    Чтение В. Лебедев-Кумач «Москва»;

    Н. Носов «Метро»;

    Рисование: «Спасская башня».

    Дидактическая игра «Назови достопримечательности Москвы».

    Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Москве».

    3-я неделя

    Тема: «Я – гражданин России»

    Дидактическая игра «Наши имена»; «Если чужой стучится в дверь»

    Рассматривание папки «Конвенция о правах ребенка».

    4- я неделя

    Тема: «С чего начинается Родина?»

    Чтение «Родина» М. Исаковский;

    «Праздник дружбы» А. Митяев.

    Пословицы о Родине».

    Слушание песни «Наш край» сл. А. Пришельца.

    Дидактическая игра «Назови полным именем»,

    Праздник «День Матери».

    Декабрь

    1-я и 2-я неделя

    Тема: «Быт русского народа»

    Беседы: «Русская печка; тройка;гармошка».

    Дидактическая игра «Назови праздники»

    «Собери узор» (кубики).

    Подвижная музыкальная игра «Плетень».

    Консультация «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции».

    3-я и 4-я неделя

    Тема: «Всё о валенках»

    Беседы: «Как делают валенки»;

    «История появления валенок».

    Дидактическая игра «Собери валенок»;

    «Найди пару».

    Чтение: С. Тетерин «Символы России».

    Рисование «Валенки для Деда Мороза».

    Лепка «Валенок».

    Аппликация «Украшаем валенок».

    Праздник «Новогодний бал у царя Гороха»

    Январь

    2-я и 3-я неделя

    Тема: «Ты откуда русская зародилась музыка?»

    Беседы: «От ложек до дров»; «Народный оркестр»;

    «Льется песня над простором, песня русская»

    Дидактическая игра «Узнай и назови»

    Чтение стихотворения поэта Г. Серебрякова «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

    Игры на музыкальных инструментах.

    Подвижная игра «Горелки».

    Консультация «Как приобщить ребенка к русской культуре».

    4-я неделя

    Дидактическая игра «Узнай и назови».

    Декоративное рисование «Русская матрешка» «Хохлома».

    Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Сувениры»;

    Чтение: Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.

    Викторина «Русские узоры».

    Февраль

    1-я неделя

    Тема: «Русские народные промыслы»

    Декоративное рисование: «Это голубое чудо - Гжель»;

    «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

    Чтение «Как Тит ложку искал».

    Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Игрушки».

    2-я и 3-я неделя

    Тема: «Климатические зоны России»

    Беседы: «Животные России»;

    «Полезные ископаемые»;

    Чтение: «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка.

    Лепка «Моё любимое животное».

    Сюжетно – ролевая игра «В зоопарке».

    Игра – конкурс «Знатоки природы».

    Рисование «Природа моей страны».

    4-я неделя

    Тема: «Голубые реки России»

    Разучивание и исполнение танца «Река Волга»

    Чтение: «Язык змей» - марийская народная сказка.

    Рисование «Речка-реченька».

    Подвижная игра «Заря-заряница».

    Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Волге».

    Праздник «День Защитника Отечества».

    Март

    1-я и 2-я неделя

    Тема: «Какие народы живут в России»

    Беседы: «Кто живет в нашем городе»;

    Дидактическая игра «Чей костюм?»

    Чтение «Айога» - ненецкая народная сказка.

    «Девушка на луне» - чувашская сказка.

    Декоративное рисование «Русская матрёшка».

    Подвижная игра «Тюбетейка».

    Разучивание танца «Баня».

    3-я и 4-я неделя

    Тема: «Города России»

    Дидактическая игра «Назови города России

    П. Воронько «Лучше нет родного края»

    «По щучьему веленью» - русская народная сказка.

    Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»;

    Оформление коллекции магнитов «Города России»;

    Апрель

    1-я и 2-я неделя

    Тема: «Слава хлебу на столе»

    Беседа «Сколько лет хлебу?»

    «Как выращивают хлеб».

    Чтение: Каюм Тангрыкулиев «Хлеб и хан» - туркменская сказка;

    Заучивание пословиц о хлебе.

    Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Хлебобулочные изделия».

    3-я неделя.

    Тема: «Герб моей семьи»

    Рисование: «Герб моей семьи»

    Чтение: «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка».

    Создание герба семьи совместная работа с родителя

    Консультация «Как создать свой семейный герб».

    Выставка «Герб нашей семьи».

    4-я неделя

    Тема: «Мы – дети разных национальностей» (о праве на культурную и национальную самобытность, родной язык).

    Литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовем?».

    Презентация проекта «С чего начинается Родина».

    III этап. Итоговый

    Оформление уголка «Наша Родина - Россия»;

    Выставка семейных гербов;

    Коллекция магнитов «Города России»;

    Презентация проекта;

    Литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовем ?».