ПРОЕКТ «ТВОЙ ВЫБОР»
Ничипоренко
Елена Станиславовна,
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ №153
Т . 89137770933,
эл. почта: kat 68@ mail . ru
НОВОСИБИРСК, 2016
Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность проекта
«Ничто так плохо мы не знаем,
как то, что каждый должен знать, - закон»
Оноре де Бальзак.
Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствия стремления отстаивать свои права у основной части населения.
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое решение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.
В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:
Правовая неграмотность
Правовой нигилизм.
Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.
При анализе ситуации в данном направлении по школе №153, возник закономерный вопрос:
Каким образом сформировать систему правового просвещения и воспитания в школе, чтобы эта деятельность была понятной и интересной детям, была практической и ориентированной на результат?
Мы пришли к выводу, что для формирования у школьников гражданской ответственности, способности к успешной социализации и правовому действию необходимо выстроить систему правового просвещения и воспитания через деятельностный подход к формированию правосознания несовершеннолетних.
Так в учреждении родилась идея долгосрочного проекта «Твой выбор» по правовому воспитанию и образованию школьников.
Цель проекта : обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий, необходимых для развития гражданско-правового образования школьников, формирования современного правового мышления; повышение правовой компетенции обучающихся МБОУ СОШ №153, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи проекта
Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.
Формирование осознанного правового поведения молодежи.
Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.
Популяризация идей Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий
Мотивация участников проекта на изучение документов о правах человека, законов, на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности
Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации проекта. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.
Интеграция участников деятельности по реализации проекта в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.
Выстраивание совместной образовательной и творческой деятельности участников проекта
Распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания
Механизм реализации проекта
Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных групп и с привлечением социальных партнеров школы.
Основные направления проведения мероприятий - этико-правовое, нравственно-патриотическое.
Методы работы предусматривают проведение бесед, обзоров, часов информации, правовых уроков, обсуждение книг и статей правовой тематики, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, юристами, специалистами, проведение конкурсов рисунков, оформление стендов, правовых уголков, создание и выпуск малых форм библиографии (памятки, буклеты, брошюры, закладки и т.д)
Условия реализации проекта
Создание в школе модели гражданско-правового образования
Создание условий внедрения модели
Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования
Разработка и проведение отдельных событий и акций
Создание целевой системы социального и образовательного партнерства
Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования
Ожидаемые результаты реализации проекта
Создание эффективной модели гражданско-правового образования.
Создание адекватного ресурсного обеспечения функционирования и развития модели.
Позитивные изменения в характеристиках личности участников проекта (учащихся, педагогов).
Повышение квалификации педагогических кадров в области права.
Критерии эффективности проекта (мониторинг его реализации)
Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования .
Наличие образовательной деятельности, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана школы).
Сформированность у обучающихся интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).
Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.
Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования)
Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)
Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию (ТОС «Заря», ОМС Дзержинского района, Совет ветеранов Дзержинского района и др.)
Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.
Успешное участие учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)
Циклограмма мониторинговых процедур
Раздел 2.
МБОУ СОШ №153
уважения к праву,
Сферы реализации проекта
Раздел 2. Структура гражданско-правового образования
МБОУ СОШ №153
Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у школьников
уважения к праву,
собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,
компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.
Сферы реализации проекта : урочная и внеурочная деятельность, социальная практика.
Характеристика структ у рных элементов модели гражданско-правового образования.
Учебная деятельность:
Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве
Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания
Внеурочная деятельность
Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся школы по гражданско-правовому образованию в школьном научном обществе учащихся,
Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания как одного из направлений деятельности: проведение классных часов, акций, КТД
Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии
Проведение со старшеклассниками деловых игр, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов
Реализация в школе программ гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности («Я – гражданин России», «Возрождение»).
Включение в реализацию проекта:
Совета учреждения
Органов ученического самоуправления (ДУОС «Новая Эра»)
Членов ОМС Дзержинского района – учащихся школы
Раздел 3. Механизм реализации проекта
3.1. Этапы реализации проекта:
I этап. 2055-20016 учебный год. Проектирование и апробация программы.
Разработка и введение курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.
Создание модели гражданско-правового образования учащихся,
Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.
Совершенствование модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.
Разработка мониторинговых процедур.
II этап. 2016-2018 годы. Продуктивная реализация проекта.
Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.
Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.
Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.
III этап. 2018-2019 учебный год. Анализ реализации проекта . Коррекция модели
Анализ результатов реализации проекта.
Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Активная демонстрация педагогического опыта
3.2. Для реализации проекта гражданско-правового образования в школе используются следующие механизмы:
- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года»Диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам
Классные руководители
Внесение корректив в программу воспитания учащихся, с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей
Родители учащихся
- Формирование родительского заказа на изучение общественных дисциплин
Участие в разработке и реализации социальных проектов
Сопровождение детей в образовании
Повышение собственной гражданско-правовой компетентности
Литература
Воспитать человека. Составители: В.А. Березина, Л.И. Виноградова. Москва: «Вентана-Граф», 2003г.
Правовая неотложка. Методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. (Практикум. Выпуск 7)
Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3.
Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально- гуманитарные знания. – 2011.
Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск: Университетское, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по правовому воспитанию
МБОУ СОШ №153 на 2015-2016 учебный год
Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.
Задачи:
Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОПДН) в работе с подростками, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,
Конвенции ООН «О правах ребенка»,
Семейного Кодекса РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),
Уголовного кодекса РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках)
В течение года
Организация взаимодействия администрации школы с
классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,
инспекторами по делам несовершеннолетних,
комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Дзержинского района,
наркологическим диспансером,
психологическими службами города и района
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Работа с учащимися
Первый уровень:
индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Учителя начальных классов
Второй уровень:
профилактические беседы,
классные часы о воспитании личности в
коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.
В течение года
По необходимости
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Классные руководители
Третий уровень:
индивидуальные разъяснительные и
профилактические беседы,
классные часы о нравственном воспитании
личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Я –
гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.
индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
В течение года
По необходимости
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Учащиеся, состоящие на различных видах учета
оформление картотеки,
подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
групповая работа психолога с учащимися (психологические тренинги),
посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью проблемных подростков,
большие и малые педсоветы в особо трудных случаях,
посещение учащихся на дому,
беседы с родителями.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Опекаемые дети:
оформление картотеки,
вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций, студий, факультативов и т.д.),
индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
посещение на дому с целью составления актов обследования условий,
встречи и беседы с опекунами,
индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
1 раз в четверть
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Работа с родителями
Родительские собрания:
в классах совместно с ОПДН УВД Дзержинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,
проведение анкеты-опроса среди родителей,
«Система работы школы по предупреждению правонарушений»,
«Занятость детей в кружках, факультативах»,
«Готовность родителей к кризисам своих детей» (5-8классы).
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:
своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
оформление картотеки по неблагополучным семьям,
проведение малых и больших педсоветов,
встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
подбор литературы для родителей,
проведение рейдов в семьи,
подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Мониторинги, обследования
«Занятость детей и подростков в свободное от уроков время»,
«Подросток и вредные привычки»,
«Уровень тревожности»,
«Уровень агрессии»,
«Подросток и его профессиональные интересы» и т.д.
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Наглядная агитация
Выставки тематической литературы:
«Права человека и права ребенка»,
«Предупреждение вредных привычек у подростков».
Оформление тематических стендов:
«Подросток вышел на улицу»,
«Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
«Толерантность в правовом государстве».
Конкурсы плакатов:
«Я выбираю жизнь!»
«Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.
Октябрь
Май
Сентябрь
Декабрь
Апрель
Февраль
Май
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Учитель ИЗО А.С.Соснина
Школьный библиотекарь Л.И.Скворцова
Классные часы по программе «Мой выбор»
5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»
7-8 кл. «Преступление и наказание»
9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»
В течение года
Классные руководители
Общее руководство и контроль работы педколлектива по правовым вопросам
Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы «Мой выбор»
Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:
Причины отклонений в поведении «трудных» учащихся,
Воспитание личности в коллективе,
Неблагополучные условия семейного воспитания,
Взаимодействие семьи и школы,
Работа с семьями повышенной конфликтности,
Детская агрессия и т.д.
В течение года
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ
План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков.
План работы по профилактике вредных привычек.
План работы по предупреждению наркомании и токсикомании.
Меры по предупреждению пропусков и прогулов уроков.
Меры по предупреждению общественно опасных деяний школьников.
Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»
Проект по правовому воспитанию в старшей группе
«Право ребёнка на имя » .
«Имя – тончайшая плоть,
посредством которой
объявляется духовная
сущность…
П. А. Флоренский
Актуальность и важность проблемы;
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.
Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста
представления о правах человека .
Объект исследования : дети (5-6 лет)
Задачи проекта :
Познакомить детей с понятием «право »
Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »
Гипотеза : Если знать свои права
Критерии оценки проекта :
1. Важность темы проекта ;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Оригинальность решения проблемы;
4. Использование средств наглядности.
Ожидаемый результат проекта :
1. Активизация детской творческой активности.
2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .
Тип проекта : познавательно-игровой.
Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)
Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.
План реализации проекта .
1 этап - подготовительный;
2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;
3 этап – заключительный результат;
Этапы проекта :
1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.
2. Чтение художественной литературы детям.
3. Подбор наглядного и методического материала.
4. Составление перспективного плана проектной деятельности .
5. Реализация проекта .
6. Подведение итогов.
Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :
1. Беседы по теме.
2. Использование сказочных персонажей.
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Практическая деятельность.
5. Экскурсия в другие группы .
6. Ролевые, дидактические, настольные игры.
7. Самостоятельная детская деятельность.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.
9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
10. Развлечение, викторина.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный :
1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.
2. Составление плана основного этапа проекта .
II этап – практический :
1. Организация работы по решению задач проекта .
2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .
3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .
IIIэтап – заключительный :
1. Презентация проекта .
2. Анализ и обобщение результатов работы.
Взаимодействие с родителями :
1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.
План перспективного планирования недели проекта
«Право ребенка на имя » .
Работа с детьми.
день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.
день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .
Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.
день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.
день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .
Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .
Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .
Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.
ИТОГИ ПРОЕКТА :
1. Формирования у детей правовой компетентности ;
2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.
3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .
4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.
Список литературы
1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.
2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.
4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .
5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.
6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008
должность: социальный педагог
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи
«Гражданином быть обязан..»
Среднее звено (5-9 классы)
«Осторожно, криминальная опасность»
«Преступником стать очень легко»
«Право на выбор»
« Я – гражданин»
Классные часы правовой направленности:
«Ребенок и закон»
«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»
«Закон и подросток»
«Закон о наркотиках»
«Мои права – мои обязанности»
Классные руководители. Учителя-предметники
Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное
«Поступками славятся Герои!»
«На страже закона»
Классные руководители, соц.педагог
Конкурс сочинений
«Я – два полюса планеты» (Добро – зло)
Учителя-предметники
Правовая игра
«Юный детектив»
Дископрограмма
Презентация книжной выставки
«Моя правовая Страна!»
Работники библиотеки
Старшее звено (10-11 класс)
«Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»«Мое право»
«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»
«Я в правовом Государстве»
Подготовка раздаточного материала на уроках информатики
Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба
Час размышлений
«Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)
Соц.служба
Презентация книжной выставки
«Моя правовая Страна!»
Работники библиотеки
Дископрограмма
Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
Правовой конкурс
С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний
Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей
Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!»
Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.
Состав участников проекта:
1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи
2. Учителя начальных классов – 10 человек
3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека
Общий преподавательский состав – 18 человек.
Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.
Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.
На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.
Полученные результаты:
В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:
«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся
«Интересные и познавательные мероприятия» - 92%
«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%
«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%
«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.
Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
Задачи проекта реализованы, цель достигнута.
Елена Гавриленко
Проект по правовому воспитанию «Правовой ликбез»
Тема проекта : «Правовой ликбез »
Актуальность темы проекта
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребёнка. Необходимо приучать дошкольников соблюдать правила , помогающие жить дружно : не обижать друг друга, помогать друг другу, знать свои права и уметь уважать права других людей . Знание прав - щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Обладание правами даёт ребёнку возможность само реализоваться, раскрыться как личности. Что знают дети о своих правах ?
Данный проект призван систематизировать знания детей и их родителей основных прав и обязанностей (в доступной форме, с привлечением наглядного материала) .
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : Формирование у детей правовой компетентности , понимание и осознание своих прав и свобод , на основе Конвенции ООН о правах ребёнка .
Задачи проекта :
1. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум» ;
2. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения ;
3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
4. Формировать чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово, осознания своих прав и свобод ;
5. Активизировать словарь ребёнка в связи с расширением его кругозора;
6. Воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к достоинству и личным правам другого человека .
7. Отработать систему повышения уровня правовой культуры родителей и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию проекта «Правовой ликбез » .
Вид проекта : информационно – практический.
Участники проекта : дети подготовительной группы и их родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный :
Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта ; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые) . Подбор иллюстраций, дидактических игр.
Консультация для родителей «Роль семьи в правовом воспитании ребенка » .
2 этап – основной :
Беседы : «Какой он, воспитанный человек ?» , «Что такое праздник?» , «как играть веселее одному или с ….?» , «Какие бывают поступки?» , «Как можно знакомиться?» , «Расскажи о своей любимой игрушке (игре, занятии и другое) ».
Чтение стихов, пословиц, сказок, мораль которых формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм :
Право на жизнь и свободу : «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Морозко» .
Право на медицинское обслуживание : «Айболит» К. И. Чуковский.
Право на жизнь и свободу выбора : русская народная сказка «Царевна лягушка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.
Право на личное имущество , защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .
Право на неприкосновенность жилища и имущества : В. С. Михалков «Три поросёнка» , М. Пляцковский «Как две лисы нору делили» , русские народные сказки «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , Н. Носов «Огурцы» .
Право свободно передвигаться и выбирать место жительства : В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» , А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» , «Двенадцать месяцев» , «Морозко» , Ш. Перро «Золушка» .
Право на труд : русская народная сказка «Репка» .
Право искать убежище от преследования в др. странах : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу : «Лягушка-путешественница» .
Право на свободное мнение и уважение другого : М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать» , К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» .
Игры и тренинги :
«Семья – 7 Я!» , «Маленькие дизайнеры» , «Ласковые имена» , «Разноцветный букет» , «Комплименты» , «Семейный альбом» , «Солнечный зайчик» , «Пирамида Любви» , «Согласование действий» .
«Свеча» , «Придумай для других хорошие слова» , «По мотивам сказки Кот, Лиса и Петух» , «Удиви товарища» , «Встреча гостей и хозяев» , «Ссора» , «Как вести себя при прощании» .
Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей :
«Обратись по имени» . ПС,: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя .
«Я имею право… » ПС.: дать правовые знания .
«Я не должен…» ПС.: разграничивать понятия «могу» , «должен» , «хочу» ; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
«Кто права нарушил ?» ПС.: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права . Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права .
«Колобок» ПС.: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.
Спортивные игры :
«Карусели» , «Русские горки» , «Хлибчик» , «Кулачки и ладошки» и «Найди пару» .
Познавательная деятельность
«Учимся сотрудничать» ПС.: формировать навыки коллективной деятельности; воспитывать умение считаться с мнением и интересами других, справедливо разрешать споры и конфликты; помочь детям осознать и принять правило : «мы дружные ребята, не ссоримся, радуемся успехам товарища» .
«Ты скажи мне, как тебя зовут?» ПС.: познакомить детей с правом каждого человека на имя; дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.
«Где эта улица, где этот дом?» ПС,: закрепить знание детьми своего домашнего адреса; помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой домашний адрес.
«Большая семья» . ПС.: закрепить знания детей о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.
«Игралочка – чудесная страна» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на игру, расширять представления о важности периода детства, закрепить знания об их правах и обязанностях .
«Мой детский сад» . ПС.: уточнить знания детей о праве каждого человека на образование, помочь понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование чрезвычайно важно и интересно.
«Мое свободное время» . ПС.: формировать у детей представление о свободном времени и его использовании. Помочь ребятам осознать свое право на отдых .
«Мой уголок» . ПС.: дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого человека нужны хорошие условия : дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Подвести детей к пониманию того, что дом, одежда, игрушки необходимы детям так же и для осуществления их прав на уединение и собственность.
«Мое любимое занятие» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на выбор любимого занятия. Развивать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.
«Кто где живет» . ПС.: познакомить детей с разными странами и народами.
Литература : С. Козлова «Мы имеем право » .
Продуктивная деятельность.
Тематика по изобразительной деятельности : «Автопортрет» , «Портрет друга» , «Любимый герой» , «Мой дом» , «Мой любимый уголок» .
3 этап – заключительный :
Оформление выставки детских работ «Портрет друга» , фотоальбома «Мы – друзья» ;
Изготовление лепбука «Мои права и обязанности » ;
Театрализованное представление «Мы тоже имеем права » . Литература : С. Козлова «Мы имеем право » стр 175.