Пропорции лошади. Основные промеры, характеризующие величину и пропорции телосложения лошади. Грудная клетка и брюхо лошади

Наиболее часто встречающееся животное в военно-исторической миниатюре это лошадь. У нас на сайте существовал пробел с информацией о лошадях. Теперь мы надеемся восполнить этот пробел серией статей о лошадях. Данная статья написана по материалам замечательной книги А.Лаптева « Как рисовать лошадь» . Отдельно хотелось бы поблагодарить Веру Калиновскую за предоставленный материал, а также ее мужа Алексея Рыбакова за замечательные фотографии.

Скелет

1. Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро. 23. XVIII ребро. 24 и 24". Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27". Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31". Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39". Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46". Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.

Поверхностная мускулатура тела лошади

1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2". Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6". Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11". Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13". Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14". Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16". Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18" Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23", 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25". Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28". Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30". Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икроножный мускул (наружная головка). 32". Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33". Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34". Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35". Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36". Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.

Экстерьер лошади

Коневоды издавна пытались разрешить вопрос, можно ли по внешнему виду лошади судить о ее внутренних качествах. Вот что об этом пишет известный русский зоотехник профессор М. И. Придорогин: «Учение о наружных формах сельскохозяйственных животных, или об экстерьере их, основывается на том положении, как аксиоме, что существует определенная связь между внешним строением животного и той или иной производительностью последнего, ради которой оно культивируется человеком. Учение об экстерьере стремится выяснить эту связь…» В практике коневодства установилось представление о некоторой закономерности в телосложении лошади. Небезинтересно заметить, что так называемая «красота» в телосложении лошади не есть отвлеченное понятие, отражающее рафинированный вкус знатоков и любителей лошади. Гармония пропорции и красота форм лошади часто соответствует высоким рабочим качествам, хотя это соответствие отнюдь не является постоянным явлением.

Для художника, приступающего к рисованию лошади, знание и представление об этом общем гармоническом целом являются необходимым началом, без чего подробное изучение лошади будет затруднено.

Однако знание общей гармонии и пропорции тела лошади еще далеко не достаточно, поскольку каждый тип лошади, каждая порода имеет свои характерные особенности, а каждая отдельная особь имеет свою индивидуальность, хотя бы и не всегда ярко выраженную. Чтобы разбираться в этих особенностях, понимать их и подмечать в натуре, художник должен иметь некоторый минимум зоотехнических знаний.

Стати лошади

тдельные части тела лошади в экстерьере называются статями. При изучении экстерьера лошади стати для художника приобретают особое значение. Тут уже встает вопрос портретной характеристики лошади, а также об улавливании индивидуальных черт внешности. Каждая одноименная стать имеет у различных лошадей свои особенности. Разнообразие внешнего вида статей определяется в первую очередь типом и породой лошади. Но и внутри каждой породы в своих статях лошади могут сильно уклоняться от средней нормы.

1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея. 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33". Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37". Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43". Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.

Шея

Прямая - характерна для верховой чистокровной (А).

Оленья, или обратноизогнутая - встречается у степных лошадей и ахалтекинских (Д).

Лебединая – красивая, характерная для орловских рысаков (теперь редко встречающаяся) (В).

Короткая – так называемая ветчинная шея. Обычно бывает у тяжеловозов (Б).

Холка, спина, круп, живот и хвост

Холка имеет большое значение для рабочих качеств лошади. У верховой лошади ценится высокая и длинная холка (рис.А).

Спина , имеющая в своей основе позвоночный столб, соединяющий передние и задние конечности, естественно, являются важной статью лошади. Чем прочнее спина, тем лучше рабочие качества лошади. Чем короче и прямее спина, тем она менее прогибается,т.е. будет наиболее прочной. Лучшей формой спины является прямая (а и г.). Седлистая мягкая спина, прогнутая в середине вниз, является пороком (рис.б). Горбатая (карпообразная) спина ценна для вьючных лошадей (в)

Круп хороший, бывает длинным, широким и слегка опущенным к хвосту (а). Чем длиннее круп, тем свободнее движения лошади; чем он шире, тем лошадь сильнее. Свислый круп показан на рис. д. Раздвоенный широкий круп показан на рис. е, прямой круп показан на рис. г.

Живот бывает округленным и ровным (рис г.) Поджарый живот считается недостатком (рис.а). Обвислый живот, так называемое «сенное брюхо», признак обильного кормления объемистым кормом (рис в.) – тоже недостаток.

Хвост. Лошади южных пород имеют небольшой хвост, высоко приставленный, с красивым отделом (рис.справа). Лошади северные имеют хвост низкоприставленный с толстым густым волосом.

Грудь

Для рысистых и скаковых лошадей предпочтительна глубокая и длинная грудь; широкая – для тяжеловозов и рабочих лошадей. Форма груди бывает: широкая (рис.д) и узкая (рис.г). Впалая и узкая грудь считается пороком.

Передние конечности

Вполне понятно, что эта стать для лошади имеет большое значение. На передней ноге различают: лопатку, плечо, подплечье с локтем, запястьем, пясть, бабку, венчик и копыто.

Лопатка бывает длинная, косопоставленная, полная и мускулистая. При такой лопатке лошадь имеет длинный шаг и свободные движения (рис.а). Наоборот, прямая и короткая лопатка для верховых лошадей считается недостатком, а для лошадей шаговых (б) – обычным явлением.

Плече-лопаточный сустав должен находиться ниже места соединения груди с шеей. В рисунке передней части лошади (плечевого пояса) он особенно заметен и является постоянным опорным местом для глаза художника.

Плечо. Его основой является плечевая кость. В движения лошади этот рычаг имеет большое значение. Чисто внешне, под покровом сильной мускулатуры, плечевая кость мало заметна. Поэтому художник внимательно должен проследить ее направление и пропорции по отношению к лопатке.

Локоть внешне мало заметен. Художники делают часто ошибку, изображая его неправильно или вовсе забывая показать. Он по расположению находится немного выше линии груди.

Подплечье. Для лошадей быстрых лучше, когда подплечье примерно на 1/3 больше длины пясти.

Запястье (в разговорной речи часто называется коленом), кроме нормального, бывает выдающимся вперед – козинец (рис 8в) или вогнутое телячье – (рис б), то и другое порочно.

Пясть – наиболее тонкая часть передней ноги. Художнику важно установить отношение толщины пясти к толщине подплечья.

Бабка. В отношении бабки (путовой кости) различают нормальный наклон (рис.а), прямую бабку (рис.б) и косую, или мягкую (рис.в). Сильно провисшая бабка на задней ноге дает «медвежью лапу».

Постановка ног бывает следующая: нормальная или ноги, подтянутые под брюхо (рис.а); ноги, выставленные вперед (рис.б). При осмотре спереди постановка ног бывает: нормальная (рис.слева), сближенная, с копытами, расставленными наружу (рис.г) (размет); широкая с копытами, повернутыми вовнутрь (косолапость) (рис.д); ноги, сближенные внизу (рис.е).

Задние конечности

Эта часть двигательного аппарата лошади дает толчок всему корпусу. Тут кости в своем соединении образуют наиболее острые углы. Это способствует упругости всей конечности. Мышцы задних конечностей, дающие главную двигательную силу, рельефны и сильно развиты. В экстерьере лошади это одна из самых выразительных статей для художника.

На рис. в показана так называемая саблистость ног. На рис. а дана отставленная постановка ног, на рис.б – подставленная постановка, на рис. е – коровий постав (сближенность в скакательных суставах).

Нормальной постановкой ног считается прямая

Некоторые пороки лошадей

Как лепить не нужно.

Изучение пороков лошадей в коневодстве имеет большое значение. В данном случае ставится задача показать только самые заметные на глаз пороки лошадей.

К таким наиболее существенным и заметным порокам относятся преимущественно пороки конечностей, например козинец и саблистость. При большой выраженности они являются пороками, бракующими лошадь.

Рассмотрим следующие пороки ног:

Брокдаун - разрыв и воспаление сухожилий и появление опухолей поверхностного пальцевого сгибателя. При профильном положение ноги эта опухоль очень заметна на задней поверхности пясти.

Пипгак – порок задней конечности. Эта опухоль находится на бугре пяточной кости и бывает очень заметна в профильном положении ноги (рис.б).

Курба – появляется после воспаления заплюсневой связки и от других причин. При курбе прямая линия, идущая вниз от бугра пяточной кости, нарушается и дает некоторую выпуклость. (рис.г)

Шпат – тяжелый порок скакательного сустава. Это хроническое воспаление и костное разращение сустава с его внутренней стороны. Легко усматривается сзади (рис. а)

Наливы - мягкие опухоли в области путовых и скакательных суставов. Особенно бывают заметны для глаза сквозные, сильные наливы скакательных суставов (рис.в)

Масти

Окраска волоса и кожи у лошадей

Художнику важно изучить не только формы тела лошади, но и цвет ее волос, а также их расположение на теле; при рисовании необходимо иметь представление о сезонных и возрастных изменениях масти. Масть создается окраской кроющего волоса (на голове, корпусе и ногах) цветом волос чолки, гривы и хвоста и окраской кожи лошади. Зимой шерсть у лошади густая и более длинная, летом – гладкая, короткая, менее густая, мягкая и блестящая.

У жеребят при рождении часто бывает не та окраска волос, какую они приобретают с возрастом. Родившийся с черной шерстью жеребенок часто затем становится серым, а далее делается совершенно белым. Под старость лошади седеют, т.е. среди темного в основном волоса появляются белые. У серых (белых) лошадей к старости появляются рыжие волосы, так называемая «серая в гречу».

Игра света и блики на шерсти лошади, особенно имеющей хороший уход, в летний период для рисунка и для живописи представляют большой интерес. Этот блеск подчеркивает шелковистость шерсти и лепку рельефа форм. Вспомните картину В. Серова «Купание коня» или А. Пластова «Купание лошадей».

Игра блеска шерсти может быть чрезвычайно разнообразна не только основным цветом волос. Но и сочетанием цвета волос гривы, хвоста, а иногда и примесью волос цвета, а также размещением окраски на теле лошади.

Масти лошадей имеют в основе пять цветов: белый, черный, желтый, красный и коричневый. Масти могут быть одноцветными и смешанными. Каждая масть имеет оттенки: так, например, рыжая может быть и темнее и светлее. Белой масти не бывает. Жеребята, как правило, не встречаются белого цвета. Белую лошадь принято называть светлосерой. Для задач художника лошадь белого цвета зачастую просто необходима в силу соответствующих живописных требований. Черную лошадь называют вороной. При некоторых мастях кроющий волос бывает не одноцветным, а например, белым и черным. Такая масть называется смешанной.

Смешанные масти разнообразны. Чисто живописные градиции цвета лошади не могут быть охвачены зоотехническими классификациями мастей, хотя в иппологии имеются различные системы классификаций. Отметинами называются белые пятна (белый волос), встречающиеся главным образом на голове (звезда, проточина, лысина) и на ногах, ниже запястья и скакательного сустава. Следует обратить внимание на то, что у многих лошадей некоторых мастей все конечности бывают светлее или темнее корпуса, а также и волосы хвоста и гривы.

У лошадей местных пород встречается полосатость, или «зеброидность», окраски на ногах и темный волос на плечах, так называемый плечевой рисунок.

На местах повреждений от упряжки и седла обычно вырастает белый волос, что не считается приметой лошади. Цвет кожи обычно темносерый, свицовый, но бывает иногда и розовый. Розовая кожа часто бывает на губах лошади, так называемое «тельное пятно».

Классификаций мастей много. Все они более или менее полно охватывают существующие окраски лошадей. В них довольно подробно описываются все отмастки и оттенки цвета.

ТАБЛИЦА МАСТЕЙ

Масти Оттенки мастей Описание
Рыжая Темно- светло- Рыжая одинаковая окраска корпуса и ног, грива и хвост того же цвета или несколько светлее, в желтизну.
Бурая
Окраска от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее корпуса с некоторым количеством черных волос.
Игреневая Темно- Шоколадная, часто в яблоках. Хвост и грива белые или дымчатые (белые с черными волосами, но не желтые).
Светло- Окраска приближается к светло-коричневой. Хвост и грива белые или дымчатые, но не желтые.
Вороная
Черная окраска корпуса, гривы, хвоста и ног. При выгорании на солнце концы волос делаются светлее, отчего корпус становится грязно-бурой окраски при темной голове и конечностях (вороная в загаре)
Караковая Черная окраска всего корпуса, головы и ног. Подпалины на морде и в пахах.
Гнедая Темно- светло-
Коричневая различных оттенков окраска корпуса и головы. Ноги ниже запястья и скакательных суставов черные, грива и хвост также черные
Соловая Темно-
Те же оттенки буланой масти, но со светлыми (или белыми) гривой, хвостом. Голова и ноги одинаковой с туловищем окраски.
Светло-
Молочной, желтовато-белой окраски (от рождения). Лошади такой масти иногда бывают белоглазые (белозорые, с сорочьим глазом)
Буланая Темно- светло- Желтовато-золотистая или песчано-землистая, с различными оттенками, окраска всего корпуса и головы (от близкого к светло-гнедому до почти белого, молочного). Грива, хвост и низ ног черные. Ремень по спине не является обязательным признаком буланой масти.
Мышастая Пепельная окраска корпуса, голова часто черная, грива, хвост и низ ног тоже черные. Ремень - обязательный признак мышастой масти. На лопатках и на ногах, выше запястья и скакательного сустава, часто темные поперечные полосы - «зеброидность».
Саврасая
Корпус желтовато-золотистый до песчаного. Челка, грива и хвост темно-бурые; по синие и крупу темный ремень; конечности темные, часто «зеброидность»
Каурая Цвет корпуса рыжеватого опенка. Челка, грива, хвост красно-рыжие; такого же цвета и ремень.
Серая Темно-светло-
Для лошадей в молодом возрасте желательно указать: темно-серая, вороно-серая, красно-серая. С возрастом белеют: серая в яблоках, светло-серая (белая), серая в гречу
Чалая Рыже- гнедо-вороно- В волосах основной масти (рыжей, гнедой, вороной н др.) по всему корпусу равномерная примесь белых волос; на голове и ногах их меньше.
Пегая Рыже-гнедо- вороно- и др.
По основной окраске туловища размещены крупные белые пятна. Ноги, как правило, частично или совсем белые
Чубарая По белому корпусу - мелкие темные (черные или рыжие) пятна или же по темному корпусу - мелкие белые пятна.
Измерение лошади

В учении об экстерьере лошади большое место уделяется измерениям различных частей тела и соотношению получаемых промеров. Промеры помогают зоотехнику получить правильное представление о типе, породе, развитии лошади и ее индивидуальных особенностях. Художник, изучающий приемы рисования лошади, в первоначальной стадии работы подходит к измерениям частей ее тела, ставя перед собой иные задачи. Измерения частей тела лошади интересуют его, поскольку дают общее представление о пропорциях тела лошади, и воспринимаются им как нечто среднее, характеризующее гармоничность телосложения лошади вообще.

Подобная задача существует и при изучении художником пропорций человеческого тела. Классические каноны измерения пропорций человеческого тела, идущие еще от греческой классики, не устарели до сего времени, и основанное на них представление об общем типе идеального телосложения помогает художнику понять соразмерность пропорций тела вообще с тем, чтобы прейти в дальнейшем к индивидуальному изображению человека с натуры.

Итак, нижеприведенные измерения лошади, полученные иппологами в результате большого числа измерений лошадей, преимущественно верховых, примем лишь как вспомогательные. То, что в этих измерениях берется за единицу сравнения длина головы, удобно для учебной практики рисования. Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерениями нужно только в начальном периоде изучения рисования лошади.

Измерение тела лошади

Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:

1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).

2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).

3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.

4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.

Две с половиной длины головы почти равны.

1. Высоте холки над землей ВК.

2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.

3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).

Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:

1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.

2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).

Измерения головы

Голова в профиль (рис. а). При длине головы - АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:

1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.

2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.

3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.

4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.

Голова при, осмотре спереди (рис. б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:

1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,v

2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.

3. ГД - от середины спинки носа до конца губ.

4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.

Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.

Библиография:

А. Лаптев "Как рисовать лошадь". Москва, 1953 год. Государственное издательство "Искусство".

Бегущие лошади - красивые и грациозные существа. Однако, они одни из самых сложных в рисовании животных. Я покажу вам как рисовать этих величественных созданий, снабдив знаниями о их базовой анатомии, чтобы вы смогли создать естественную позу. Вы также узнаете о лошадином аллюре и сможете рисовать реалистичные и динамичные позы.

Можете посмотреть на фото на Envato Market.

1. Скелет лошади

Шаг 1

Скелет - это основа для всего тела, поэтому его нужно изучить для понимания движений и поз животного. Но не переживайте - вам не нужно будет считать рёбра. Просто внимательно посмотрите на эту картинку.


Шаг 2

Используйте скелет, чтобы увидеть базовую структуру каждой позы. Запомните все суставы (круги) и кости (линии), их расположение и пропорции между ними, и вам удастся нарисовать любую лошадь!


Шаг 3

Важно помнить, что копыта - это не ступни, а пальцы. Настоящие ступни начинаются в суставах, которые выглядят как колени и локти. Поэтому у лошадей нет коленей на передних ногах - это запястья!


Шаг 4

Пони - это тоже лошадь. Запомните, что у неё короче шея и ноги - остальное то же самое.


Шаг 5

Жеребёнок противоположен пони - просто взгляните на эти непропорционально длинные ноги!


2. Обзор лошадиных поз

Теперь вы знаете как рисовать неподвижную лошадь, но давайте признаем - это скучно. Чтобы оживить позу, нужно понять как лошади двигаются, и, что ещё более важно, как они не двигаются. Строя позу по догадке, вы можете внезапно перепутать рысь с галопом, сделав рисунок нереалистичным, и не важно, сколько времени вы потратили на рисование мышц и световых рефлексов.

Шаг 1

"Шаг" - это первое и самое медленное движение лошади. В этой позе лошадь стоит на земле на трёх ногах, в то время как одна нога поднята. Это четырёхкратный аллюр (можно услышать четыре стука).




Шаг

Шаг 2

Рысь - это разновидность аллюра, который лошадь использует для дальних расстояний. В этой позе лошадь передвигает ноги диагонально по парам, в двухкратном ритме.




Рысь

Шаг 3

Кентер быстрее, чем рысь, но медленнее галопа. Это трёхкратный аллюр, в котором лошадь использует одну из задних ног для движения других вперёд.



Кентер

Шаг 4

Галоп очень похож на кентер, но быстрее и его ритм четырёхкратный. Мастера живописи совершали одну ошибку. Вы помните нарисованных лошадей, бегущих галопом, у которых все ноги растянуты в воздухе? Это не так работает. Когда лошадь растягивает ноги, хотя бы одна из них остаётся на земле. "Подвешенная" стадия наступает, когда все ноги согнуты под телом.



Галоп
Разница между кентером и галопом
Никогда не рисуйте такую позу

Шаг 5

Очень эффектная, но не совсем комфортная поза для лошади - становление на дыбы. Эту позу сложно сохранять долгое время, и лошадь совершает этот прыжок, когда взволнована. Чтобы нарисовать её естественной, вам нужно разместить задние ноги под правильным углом.


Шаг 6

Лошади могут спать стоя, но это не значит, что они не умеют лежать. На самом деле, им иногда нужно лежать, чтобы по-настоящему отдохнуть. Обычно они лежат на одной стороне с согнутыми ногами, но они также могут лежать "плашмя", расслабив всё тело.




Шаг 7

Лошади выглядят очень грациозно, когда прыгают. Также, когда лошадь зависает в воздухе, эта поза идеальна для рисования летящего Пегаса.




Шаг 8

Это всё, что я хотела рассказать о позах. Теперь вы можете выбрать какую-нибудь из них для вашего рисунка.


3. Мышцы лошади

Шаг 1

Мышцы придают телу форму, поэтому их тоже нужно изучить. К несчастью, мышечный каркас лошади очень хорошо просматривается под кожей, поэтому если вы хотите пропустить этот шаг, ваши лошади никогда не будут выглядеть реалистично.

Если вы хотите быстро нарисовать лошадь, вот упрощённая схема. Она позволит вам нарисовать хорошую форму тела, не вдаваясь в детали.


Шаг 2

Вот более сложная структура. Это всё, что вам нужно знать для построения правдоподобного тела. Вам может показаться, что это никогда не пригодится, но без мышц кожа будет выглядеть плоской.




Шаг 3

Добавьте выбранной позе мышцы.


Шаг 4

Следующий этап - это кожа. Она покрывает мышцы, скрывая резкие границы между ними. Выпуклости мышц под кожей по-разному отражают свет, делая её поверхность неравномерной и полной глубины.


Шаг 5

Породы лошадей делятся на горячекровные, холоднокровные и теплокровные. Горячекровные лошади поджарые, длинноногие и благородно выглядящие (как Арабские лошади), быстрые и умные. Холоднокровные - это типичные упряжные лошади (как из Skyrim), большие и мускулистые, но медленно соображающие и тихие. Теплокровные - это микс обеих пород.


Шаг 6

Сотрите линии мышц, которые касаются друг друга.


4. Рисуем лошадиные копыта

Шаг 1

На самом деле, копыта - это лошадиные ногти. Лошади непарнокопытные, что означает, что их копыта не раздвоены. Рисовать раздвоенные копыта допустимо, только если вы собираетесь нарисовать единорога.

Чтобы нарисовать копыто сбоку, проведите линию в продолжение длины ноги. Затем нарисуйте ромб, касающийся линии одним углом.


Шаг 2

Накройте ромб чем-то вроде кепки.


Шаг 3

Покройте эти формы контуром.


Шаг 4

Добавьте немного волос и нарисуйте грубую текстуру ногтя.


Шаг 5

Чтобы нарисовать копыто с передней стороны, нарисуйте закруглённую, слегка суженную в нижней части форму.


Шаг 6

Накройте её "кепкой".


Шаг 7

Также покройте контуром.


Шаг 8

Добавьте волосы и текстуры. Готово!


Шаг 9

Рисовать копыто с задней стороны тоже просто. Начните с такой же закруглённой формы, но в этот раз сделайте "кепку" большой и спадающей.


Шаг 10

Создайте контур.


Шаг 11

И снова добавьте волосы и текстуру.


Шаг 12

У моей лошади теперь есть копыта.


5. Рисуем лошадиную голову

Шаг 1

Чтобы нарисовать голову в профиль, начните с трёх кругов - один для главной части черепа, один для морды и один для ноздрей.


Шаг 2

Соедините круги и добавьте ухо.


Шаг 3

Разделите круг морды на три части для создания губ.


Шаг 4

Нарисуйте ноздрю в "ноздревом" круге и две линии от ноздри к уху.


Шаг 5

Нарисуйте линию, лежащую на двух кругах морды, затем разделите главный круг на половины и линию, параллельную им.


Шаг 6

Снова разделите верхнюю половину ещё на две половины. Используйте эти направляющие линии для размещения глаза. Если вы рисуете жеребёнка, сделайте глаз побольше.


Шаг 7

Теперь можете зарисовать детали, включая мышцы под кожей. Помните, что щёки на самом деле не круглые, а плоские.


Шаг 8

Чтобы нарисовать голову с передней части, начните с овала и круга.


Шаг 9

Добавьте ноздри, используя направляющие линии поперёк круга.


Шаг 10

Соедините овал и круг, добавьте уши и лоб.


Шаг 11

Добавьте глаза при помощи направляющих линий, разделяющих овал на четыре части.


Шаг 12

Добавьте детали согласно анатомии головы для более реалистичного вида.


6. Рисуем лошадиные глаза

Шаг 1

Нарисуйте круг и разделите его на четыре секции. Разделите его линией на половины, затем добавьте ещё одну линию над предыдущей.


Шаг 2

Нарисуйте форму лимона при помощи направляющих линий.


Шаг 3

Нарисуйте веки.


Шаг 4

Нарисуйте ресницы. Они должны быть прямыми и густыми.


Шаг 5

Зрачок должен быть горизонтальным, но вероятнее всего, его не будет видно с расстояния, т.к. у лошадей довольно тёмные карие глаза. Если вы рисуете лошадь целиком, и глаз - всего лишь деталь, нарисуйте его полностью чёрным. Нужно рисовать зрачок только если глаз - голубой.


Шаг 6

Нарисуйте и заштрихуйте область вокруг глаза. Это очень важно для общей формы. Чтобы выделить ресницы, добавьте им сияние.


Шаг 7

Чтобы нарисовать глаз с передней части, начните с вертикального эллипса и подходящих направляющих линий.


Шаг 8

Добавьте веки.


Шаг 9

Нарисуйте глазное яблоко, накрытое верхним веком.


Шаг 10

Добавьте ресницы.


Шаг 11

Нарисуйте зрачок.


Шаг 12

"Отполируйте" глаз.


7. Рисуем лошадиные уши

Шаг 1

Чтобы нарисовать лошадиное ухо, начните с круга (или его половинки, если это вид спереди), затем разделите его на четыре части и используйте их как направляющие линии.




8. Рисуем лошадиную морду

Шаг 1

Лошадиные ноздри достаточно большие, они могут открываться ещё шире, когда нужно больше кислорода. Самый простой способ запомнить их форму: они выглядят как число 6 или перевёрнутая запятая. Поэтому всегда начинайте с овала и помещайте внутрь "6" (или перевёрнутую "9"), подгоняя её округлость под нужный размер.

Шаг 2

Когда рисуете морду, подчеркните только нижнюю губу, уголок опущен. Также не забудьте про вибрисы - у лошадей их много!


Шаг 3

Вот моя лошадь с нарисованной головой.


9. Лошадиная грива

Шаг 1

Лошадиная грива растёт прямо. Пряди обычно соответствуют по длине, и они достаточно густые для покрытия одной стороны шеи.


Шаг 2

Лошадиный хвост намного короче, чем кажется. Из него растут длинные пряди волос, и они приводятся в движение хвостом.

Шаг 3

Очень длинные волосы, покрывающие копыта, называются щётками. Они характерны для упряжных лошадей.


Шаг 4

Ветер делает гриву невероятной!


Готово!

Руководство получилось большим, но теперь я уверена, что вы эксперт в лошадях!

— это разные части ее тела, которые выполняют определенные функции. Начинающему коннику необходимо если не знать наизусть, то хотя бы иметь общее представление о статях лошади, иначе на тренировке Вы можете не понять некоторые из команд тренера.

Итак, традиционно выделяют следующие стати лошади :

Экстерьером называют физические пропорции тела лошади. При оценке лошади упор на различные детали экстерьера обусловлен типом работы, для которой предназначена лошадь, и требованиями к отдельным породам. Однако при оценке экстерьера выделяют и определенные общие критерии, касающиеся прежде всего пропорциональности статей лошади: у пропорционально сложенной лошади тело лучше сбалансировано, она меньше подвержена болезням и более пригодна для выполнения возлагаемых на нее задач, чем лошадь с менее гармоничными пропорциями. Практика показывает, что во многих случаях именно дефекты экстерьера не позволяют лошади выполнять команды хозяина, формируя тем самым «трудный» характер лошади.

Голова должна гармонировать с туловищем, быть сухой и легкой. Большая голова уродует лошадь, прибавляет ей лишний вес, увеличивает нагрузку на передние ноги и тем самым нарушает баланс лошади. Недостатком считается и маленькая голова, так как она также уменьшает сбалансированность.

Большое значение имеет широкое расстояние между ветвями нижней челюсти — подщечина (в обиходе — ганаш). От нее зависит дыхание лошади, в идеале — глубокое и чистое. Преимуществом для лошади являются также крупные и широкие ноздри, способствующие более глубокому дыханию. Уши должны быть симметричные, достаточной величины, исходя из стандарта породы (у ахалтекинцев они длинные, прямые, у арабских лошадей небольшие, часто лирообразно загнутые внутрь и т.д.). Глаза у здоровой лошади чистые, без пятнышек (коринок), помутнений или белого образования — бельма. Конечно, большие, широко открытые глаза очень украшают лошадь. Маленькие, глубоко запавшие глаза называют «свиными». При так называемом «сорочьем» глазе очень выделяются белки. Обычный цвет конских глаз — коричневый или синий. У альбиносов глаза красноватые.

Осмотр ротовой полости лошади — необходимая процедура, позволяющая удостовериться в возрасте животного. У жеребцов обычно 40 зубов, у кобыл — 36, так как нет клыков, хотя случается, что клыки вырастают и у них. Впереди на верхней и нижней челюстях растут резцы — по 6 сверху и снизу. Они называются окрайками, средними и зацепами. Следом за резцами перед коренными зубами расположен так называемый беззубый край — чистое пространство челюстей, которое оказалось очень кстати для удил, придуманных для управления лошадьми.

Возраст определяется по длине, форме и цвету зубов, их смене с молочных на постоянные. У молодых лошадей резцы расположены широким полукругом, у старых зубная аркада сужается, зубы удлиняются и наклонены вперед. Молочные зубы белее постоянных и почти в два раза короче их. Самый точный метод определения возраста лошади до 11 лет — по стиранию на резцах зубных чашечек — воронкообразных углублений на эмалевом слое.

Зацепы появляются у жеребят сразу после рождения, средние резцы — в возрасте от двух до четырех недель, окрайки — от 6 до 9 месяцев. Чашечки на молочных зубах стираются на зацепах к 1 году, на средних резцах — к полутора годам, а на окрайках — к 2 годам. А потом происходит смена молочных зацепов — к 2,5 годам, молочных средних — к 3,5 годам, молочных окраек — к 4,5 годам. У жеребцов клыки вырастают после 6 месяцев, а меняются возрасте от 3 до 5 лет. Зубные чашечки постоянных нижних резцов стираются раньше верхних: к 6 годам начинают заметно изменяться нижние зацепы, к 7 — средние, к 8 — окрайки, а на верхней челюсти, соответственно, — к 9, 10 и 11 годам. У лошадей с 6 до 12 лет резцы имеют поперечно-овальную форму, которая с 12 до 18 лет превращается в округлую. А с 18 до 24 лет зубы из круглых становятся треугольными. С возрастом зубы все больше удлиняются и при этом чернеют.

Шея — это балансир, влияющий на быстроту, прыжковые качества, красоту лошади. Она оценивается вместе с головой лошади, так как от этих двух статей зависит регулирование центра тяжести животного и его баланс. Обычно длина головы пропорциональна длине шеи в соотношении 1:1. У верховых лошадей шея может быть на 20% длиннее головы. Длинная шея — хороший показатель того, что у лошади свободные широкие движения, а короткая ограничивает вынос передних ног. Длинный подвижный затылок при соединении головы с шеей обеспечивает хороший «сбор» лошади (ее уравновешивание под всадником для придания такого положения лошади, из которого она легко выполняет движения в любую сторону), свободные повороты головы. А лошади с коротким («тупым») затылком зачастую трудны в выездке, плохо управляемы, тянут, сопротивляются.

Шея лошади переходит в холку, которая вместе со спиной, поясницей и крупом составляет так называемую линию верха.

Холка — неподвижная выступающая часть корпуса лошади между шеей и спиной, входит в состав плечевого пояса. Лошади верховых пород имеют обычно высокую и длинную холку, тяжеловозы — низкую и мясистую. По высоте в холке судят о росте лошади.

Плечо как одна из статей лошади включает в себя лопатку и плечевую кость. Это «двигатели» передних конечностей. Для свободных широких движений лопатка желательна отлогая, или «косая» (расположенная примерно под углом 45 градусов к горизонту), а плечевая кость — длинная и соединенная с лопаткой под острым углом, и чем острее угол, тем лучше. Длинное косое плечо характерно для скаковых лошадей и рысаков; короткое — для тяжеловозов, оно не позволяет им свободно выносить ноги, и шаги получаются короткие. При прямой (крутой) лопатке, когда угол между плечом и лопаткой образуется тупой, обычно бывают торцовые (крутые) бабки и копыта. Слишком наклонная (косая) лопатка может сочетаться с «мягкой» бабкой, а это явный признак слабости сухожильно-связочного аппарата, предрасположенности к хромоте при высоких нагрузках.

Локоть должен быть хорошо развит и прижат к грудной клетке. Отставленный локоть — признак плохо развитой мускулатуры плеча, что ведет к размету, засеканию ног (при движении задние конечности травмируют передние), а также к развитию локтевых бурситов при лежании лошади.

Предплечье (подплечье) определяет характер хода лошади: при коротком подплечье ход высокий, грациозный, а при длинном — размашистый, а если к тому же и пясть короткая, то и низкий.

Запястье (запястный сустав) — это место прикрепления многих связок и сухожилий, поэтому желательно, чтобы оно было широкое и длинное. Запястья на обеих ногах должны быть хорошо выраженными, симметричными, без отеков и наливов (налив — жидкость в суставах между сухожилиями и костью), то есть сухими.

Пясть хороша широкая и недлинная, так как именно вдоль костей пясти проходят и крепятся мощные сгибатели и разгибатели конечностей (сухожилия). По обхвату пясти, измеряемому в ее верхней трети, судят о костистости лошади, то есть развитии костяка, его массивности. Сухожилия на задней поверхности пястей должны быть ровными, рельефными — хорошо «отбитыми», как говорят конники.

Путовые суставы несут очень высокую нагрузку, от которой нередко они отекают, особенно у лошадей так называемой сырой конституции или склонных к ней. Отечность суставов, наливы заметны и при осмотре, но еще больше — при ощупывании суставов.

Бабка , или путо, составляет с пястью тупой угол и является как бы амортизатором, смягчает нагрузку на копыто и ногу при движении. Плохо, если бабки прямые (торцовые) и мягкие (особенно «медвежьи» — совсем провислые): при первых лошадь очень тряская, а вторые бывают у лошадей слабых, «разбитых на ноги». Короткие бабки характерны для тяжеловозов, а длинные — для скакунов.

Копыто в нормальном состоянии имеет блестящую поверхность без трещин, колец или заломов. Подошва копыта должна быть чистой, без пятен и наминок (воспаление в копыте); стрелка — рельефной, упругой, без запаха.

Грудь (грудная клетка) указывает на развитость лошади. В ней, как известно, помещаются такие важнейшие органы, как сердце и легкие. Широкая и глубокая грудь желательна для всех лошадей. О параметрах этой стати судят по обхвату груди — промеру, измеряемому мерной лентой по задней линии лопаток, грудной кости и верхней точке холки. Ширину (объем) груди придают округлые ребра и широкая грудная кость, а глубина груди зависит от расположения грудной кости: если она низко опущена, то грудь глубокая («глубокая подпруга», «обширная подпруга»). Узкогрудость является следствием недокорма жеребят как в утробе матери, так и в возрасте до трех лет. Насколько хорошо развита грудь у лошади, можно определить по положению копыт при осмотре лошади спереди. Если между копытами ровно стоящих передних конечностей можно поместить еще одно копыто лошади, то и грудь развита нормально.

Спину и поясницу обычно рассматривают вместе как одно целое, называемое линией верха. В идеале она должна быть прямой, ровной, хорошо обмускуленной. Лошадь с короткой прямой спиной обычно сильная и резвая, однако при короткой спине и пояснице возможно «кование» на ходу (задевание задними копытами пяток передних ног). Верховая или рысистая лошадь будет иметь свободный ход, если длина спины вместе с поясницей немножко больше длины головы.

Подвздох (пах) — пространство от последнего ложного ребра до маклока — оценивают сразу после линии верха, так как эта область связана с длиной поясницы. При длинной пояснице и подвздох длинный (пашистая лошадь), что нежелательно, так как это снижает работоспособность.

Круп — часть корпуса, сверху ограниченная крестцом (пять сросшихся позвонков), а снизу и с боков — тазовыми костями: лонной, седалищной, подвздошной. От строения крупа зависит ход и сила толчка задних конечностей. Короткий круп не дает простора движениям, а длинный широкий круп способствует им. Свислый круп (не округлый, угловатый от худобы или конституции) некрасив, но напорист, как натянутый лук, и потому присущ многим скаковым и рысистым лошадям.

Хвост должен находиться на одной линии с крупом, быть подвижным, иметь хороший отдел — лошадь должна держать его на отлете. Густой тяжелый хвост — скорее атавизм, а слишком жидкий указывает на конституционаьную хрупкость.

Живот (брюхо) — это вместилище желудочно-кишечного тракта. У лошадей в тренинге, содержащихся на строгих нормах кормления, он подтянут. Но если лошадь давно истощена, то поджарый живот — отнюдь не свидетельство ее хорошей формы. Объемистый, отвислый живот, называемый конниками «сенным брюхом», часто бывает при вогнутой спине и плоских ребрах у лошадей, переболевших рахитом, а также у много жеребившихся кобыл.

У жеребцов нужно обращать внимание на половые органы . Отсутствие в мошонке одного или обоих семенников — так называемый крипторхизм — существенный порок, хотя односторонние крипторхи плодовиты. Семенники опускаются в мошонку в возрасте 0,5 — 1 года. У кобыл должно быть два соска на вымени.

Название статей тазового пояса лишь в его верхней части отличаются от плечевого пояса: это — бедро, голень, колено, скакательный сустав и плюсна. Названия и назначение нижних участков задних и передних конечностей одинаковы: путовые суставы, бабки (пута), копыта.

Бедро и ягодица — область, образуемая бедренной костью, сверху соединенной под острым углом с подвздошной костью, а снизу — с коленным суставом и заполненная обширной мускулатурой. Чем бедро длиннее, тем размашистей амплитуда задних конечностей при движении.

Колено является местом прикрепления мощных сухожилий и коленных связок, должно быть широким и подвижным.

Голень находится между коленным и скакательным суставами. У быстроаллюрных лошадей она длиннее, чем у тяжелоупряжных.

Скакательный сустав состоит из четырех рядов косточек и служит как опорой верхних отделов тазового пояса и местом прикрепления многих сухожилий, так и основным амортизатором конечностей. Недаром от больших нагрузок в скакательных суставах появляются отечность, наливы, развиваются такие заболевания, как шпат, курба. Важную функцию в скакательном суставе выполняет пяточная кость, отклоненная назад: эта область сустава называется пяткой.

Плюсна (аналогично пясти передних ног) желательна широкая, недлинная, а сухожилия, проходящие вдоль нее, — хорошо очерченные и чистые, то есть «отбитые».

Промеры лошадей

О строении лошади, ее пропорциональности и соотношении различных статей можно судить не только визуально, но и по промерам (их измеряют в сантиметрах). Основные из них четыре:

1. Высота в холке — измеряется мерной палкой от основания (подошвы) передних копыт до высшей точки холки у равномерно опирающейся на все четыре конечности лошади, поставленной на ровной площадке.

2. Косая длина туловища — измеряется мерной палкой от крайней точки плечелопаточного сочленения до конца выступа седалищного бугра.

3. Обхват груди — измеряется мерной лентой по окружности туловища за лопатками.

4. Обхват пясти — измеряется мерной лентой в середине верхней трети пясти.

Например, при измерении оказалось, что высота в холке — 165 см, косая длина — 167 см, обхват груди — 192,5 см, а обхват пясти — 21 см. Полученные данные записывают в перечисленном порядке в племенное свидетельство или паспорт лошади: 165-167-192,5-21. Нередко в документах лошадей встречаются записи не четырех, а трех промеров — без промера косой длины туловища.

Вес лошади

Лошадей, помимо экстерьера, промеров, масти, характеризует их вес. Живую массу лошади, то есть ее вес (Х, кг) можно определить по формуле, где а — обхват груди в сантиметрах.

Х = 6а — 620

Второй способ определения веса лошади в килограммах: обхват груди (в сантиметрах) умножить на коэффициент 3,5 — для тяжелых лошадей, 3,2 — для средних, 2,7 — для легких.

Это дополнительная информации к уроку по пропорциям головы лошади, рисунки сделаны мной на основании систематизации тех знаний, которыми я владею на сегодняшний день. Словами как нарисовать голову лошади в фас выглядит сложно, но по рисункам я надеюсь, будет видно, что все делается очень легко - нужно лишь знать соотношения (рис.0). И при этом совершенно неважно, чем и на чём вы будете рисовать. Поскольку пропорции у лошадей разных пород различаются, ниже приведенный метод - пример построения головы «средней» лошади (в реальности пропорции никогда так четко не соблюдаются).

1) Рисуем вертикальную и горизонтальную линии так, чтобы получился крест на длинной ноге, О - точка пересечения линий. Симметрично точки О на горизонтальной линии отмечаем точки А и Б так, чтобы отрезок АБ был равен планируемой ширине лба лошади. Точки А и Б показывают расположение крайних точек бровных дуг - в этом места голова лошади имеет наибольшую ширину. Вертикальная линия даст ось симметрии головы (разделит ее на левую и правую часть). (Рис.1)

2) Из точки А отмеряем расстояние, равное АБ, таким образом, чтобы пересечь ось симметрии, и отмечаем точки Во и Го - соответственно точки начала головы (точка затылка) и середины носа. (Если глазомер пока не идеальный: при рисовании карандашем - наметьте точки циркулем, рисуя дуги окружности с центром в точке А и радиусом, равным АБ, до пересечения с осью симметрии выше и ниже точки О. Если вы рисуете на планшете или мышкой - воспользуйтесь функцией рисования окружности (в Photoshop это Ellipse Tool с зажатой клавишей Shift - но обводить его не надо)) . Отмерив от точки Го вниз по оси симметрии расстояние, равное ВоО, получим точку До - конец головы (точку окончания губы лошади.) В результате этих построений получаем длину головы лошади (отрезок ВоДо). (Рис. 2)
При хорошем глазомере можно рисовать и наоборот - сначала нарисовать вертикальный отрезок, равный длине головы, затем разметить его три равные части, через точку на расстоянии 1/3 от верха провести горизонталь и отметить ширину головы на уровне бровных дуг (она должна быть больше, чем 1/3 длины головы, смотрите построения выше)
В дальнейшем, ориентируясь на эти отрезки, можно рисовать другие положения головы лошади, изменяя полученную фигуру по законам перспективы.
Таким образом, имеем следующие соотношения: наибольшая ширина головы лошади равна расстоянию от бровной дуги до затылка, равна расстоянию от бровной дуги до середины спинки носа и равна расстоянию от середины спинки носа до конца губ (АБ=АВо=БВо=АГо=БГо=ГоДо).

3) Соединим точки А, Во, Б, Го, получив ромб. На линиях АГо и БГо (примерно) будут располагаться внутренние углы глаз лошади - отмечаем их точками З и И (можно соединить их в отрезок). (Рис. 3) В отличие от человеческого лица глаза лошади рисуются строго по бокам головы под линией АБ, не смещайте их к центру - иначе возникнет эффект «Глаза на лоб полезли». В реальности глаза у лошадей небольшие, и хотя увеличение их размера придает рисунку большую выразительность - не стоит сильно увлекаться.

Далее на линии симметрии несколько выше точки Го располагаем точку Г1 - она будет отмечать, где заканчиваются щеки лошади. Проводим через точку Г1 горизонтальную линию и отмечаем в обе стороны отрезки, равные половине расстояния между углами глаз, получая точки Е и Ж (ЕГ1=ЖГ1=1/2 ЗИ). (А можно просто опустить вертикальные линии из точек З и И до пересечения с горизонталью, проходящей через точку Г1 - кому как нравится) . (Рис. 4)
Если провести линии из точек Е и Ж к точкам А и Б соответственно - получим примерные линии щек.

Я не нашла информации по пропорциям при рисовании ушей лошади и нижней части головы (область ноздрей и губ). Видимо потому, что уши и ноздри лошади очень подвижны, а также потому, что размер ушей у лошадей в зависимости от породы сильно различается. На их рисование, так же как на нос и губы будет сильно влиять ракурс, в котором вы рисуете голову. Поэтому все сказанное ниже основано только на моих наблюдениях (сравнениях фотографий, все это очень приблизительно, и, надеюсь, вы поправите меня, если я ошибаюсь).
4) Итак, ноздри и губы при голове в фас. Разбиваем отрезок ГоДо на 2 равные части, получая точку Ко, рисуем через нее горизонтальную линию и в обе стороны от точки Ко отмеряем расстояние, чуть большее 1/4 длины отрезка АБ (точки К1 и К2). Рисуем горизонтальную линию, проходящую через точку До (на рисунке она отмечена Д1Д4) и из точек К1 и К2 опускаем к ней вертикальные линии, получая точки Д2 и Д3. Ноздри и губы располагаются внутри этого прямоугольника (К1Д2Д3К2) . Ширину губы можно отмерить так - половина ширины губы лошади примерно равна 1/3 длины отрезка ДоД1 (иначе говоря ширина губы в ее нижней части примерно равна 1/3 длины АБ) . (Рис.5) Рисуем верхнюю часть головы (похожа на колокол), часть с губой и ноздрями и соединяем ее с линиями щек через точки Е и Ж

5) Переходим расположению линии ушей для случаев, когда уши направлены вперед. Если уши лошади подняты - то их внешний край будет примерно ограничиваться вертикалями, проведенными из точек А и Б. Отмечаем расположение кончиков ушей - на оси симметрии от точки О вверх расположите точку В3 , при этом длину отрезка ОВ3 выберите из следующего диапазона - от 1 длины АВ до 1,3 длины АВ (в моем рисунке я расположила точку В3 так, чтобы длина отрезка ВоВ3 примерно равнялась 1/3 длины отрезка ОВо.)
Чтобы получить точку нижнего края уха (Б1 - нижняя точка видимого роста уха) разбейте отрезок ОВо примерно пополам и проведите горизонтальную линию - ее пересечение с контуром головы даст точку роста ушей. Чтобы получить верхнюю точку видимого роста ушей (Б2) - проведите горизонталь через точку Во и по обе стороны от оси симметрии отметьте точки В1 и В2 на равном расстоянии от точки Во (В1Во=В2Во=1/4 АВ). Под этими точками (если спуститься вертикально вниз) на пересечении с контуром головы (лба лошади) отметьте точки начала ушей. Теперь нарисуйте уши. (рис 6.)

Я знаю, что многие читающие мой дневник - люди творческие и очень-очень любящие животных. Специально для вас выкладываю очень ценную и полезную книгу. Сколько я их перечитала и пересмотрела, но на мой взгляд только у Лаптева весь процесс рисования лошади показан и описан наиболее детально, грамотно и понятно.

Не секрет, что лошадь была и остаётся любимицей многих и многих поколений художников. Вот и на нашем портале изображения этих прекрасных животных весьма многочисленны. Однако, далеко не каждый художник сегодня может себе позволить и имеет возможность работать с натурой. Чтобы помочь разобраться с основными моментами в рисовании лошади, избежать досадных неточностей и ошибок приходится обращаться к фотографиям, рисункам мастеров, к специальной литературе. Но она, к сожалению, не всегда под рукой. Сегодня на портале мы публикуем выдержки и иллюстрации из книги А.Лаптева "Как рисовать лошадь", которая неоднократно переиздавалась и стала настоящим бестселлером отечественной анималистики.
администратор портала http://www.animalist.ru/ Усова Наталья

Скелет лошади
1 Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро.

23. XVIII ребро. 24 и 24". Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27". Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31". Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39". Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46". Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.

Поверхностная мускулатура тела лошади
1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2". Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6". Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11". Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13". Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14". Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16". Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18" Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23", 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25". Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28". Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30". Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икро-ножный мускул (наружная головка). 32". Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33". Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34". Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35". Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36". Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.

Стати лошади
1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея, 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33". Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37". Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43". Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.

Существует несколько систем измерения; мы приводим наиболее простую и приемлемую для задач художника схему, где за основу берется так называемый «квадрат» пропорции тела лошади, то есть отношение высоты к длине туловища, равное единице.

Измерения тела лошади
Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерения нужно только в начальном периоде изучении рисования лошади.

ИЗМЕРЕНИЯ ТЕЛА ЛОШАДИ

Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:
1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).
2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).
3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.
4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.
Две с половиной длины головы почти равны.
1. Высоте холки над землей ВК.
2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.
3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).
Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:
1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.
2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).

Измерения головы лошади

ИЗМЕРЕНИЯ ГОЛОВЫ

Голова в профиль (рис. 13 а). При длине головы — АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:
1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.
2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.
3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.
4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.
Голова при, осмотре спереди (рис. 13 б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:
1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,
2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.
3. ГД — от середины спинки носа до конца губ.
4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.
Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ РИСУНКА

Для того чтобы приступить к рисованию лошади на ходу (при медленном ее движении), надо иметь подвесной лоток с упором на животе, подвешенный через плечо на ремне.
Рисовать можно, держа лоток или в горизонтальном положении, или под небольшим углом к горизонту. Этюдник может быть различной величины.
Внутри ящика помещаются: бумага и в специальном боковом отделении карандаши, акварель и т. п. При рисовании акварелью хорошо подвешивать с правой стороны на ремень сосуд для воды. Эти все приспособления предусматривают работу стоя, но они, конечно, вполне удобны и для работы в сидячем положении. Самым удобным стульчиком для походной работы является стул-трехножка. Он может быть устойчивым на неровной поверхности земли.
Материалы для рисования очень разнообразны. Рисовать можно:
1) свинцовыми карандашами различной мягкости;
2) тушевальным (итальянским) карандашом;
3) цветными карандашами;
4) тушью (кистью мокрой и сухой, а также пером);
5) соусом (мокрым и сухим);
6) сангиной;
7) пастелью (в два-три цвета);
8) однотонной акварелью (сепией, умброй, вандиком, черной акварелью)
9) древесным углем (обычным и промасленным).
В каждом виде материала имеются свои достоинства и свои трудности. Есть смысл испробовать все виды техники для того, чтобы выбрать для себя наиболее приемлемый. Хорошее знание материалов и умелое пользование ими определяют успех работы.
Поскольку рисунок производится на бумаге, нужно ознакомиться со свойствами всех сортов ее, имеющихся в нашем распоряжении. Каждый перечисленный выше материал требует определенного сорта бумаги в связи с теми или иными техническими приемами. Сочетание бумаги и рисующего материала иногда можно варьировать в зависимости от техники рисунка. Наброски, например, требуют максимально подвижных средств исполнения (лучше всего мягкий свинцовый карандаш по слегка шероховатой бумаге).

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ

Самый простой, доступный и распространенный материал — свинцовый карандаш, лучше всего мягкий. Чем мягче карандаш и крупнозернистей бумага, на которой делается рисунок, тем сочнее и рыхлее будет штрих, и, наоборот, чем мелкозернистее бумага и чем тверже карандаш, тем четче и суше будет штрих.
Черная тушь (обыкновенная) употребляется при перовой технике. Перо желательно иметь с хорошим упругим концом для того, чтобы можно было делать тонкий и толстый штрих. Бумагу для перовой техники лучше всего брать гладкую, хорошо проклеенную, так как шероховатость бумаги может затруднить движение пера.
Тушь в размывку хорошо ложится на бумаге, не боящейся влаги, то есть хорошо проклеенной.
Китайская тушь дает особенно тонкую размывку и имеет красивые разнообразные оттенки черного цвета. Китайцы работают на бумаге, слегка впитывающей влагу. Эта техника трудна и слишком индивидуальна.
Соус (сухой) дает богатую возможность в тональном рисунке. Он имеет глубокий бархатисто-черный цвет, довольно прочно пристает к бумаге, хорошо растушевывается пальцем и растушевкой. Применяется преимущественно в крупных рисунках.
Сангина напоминает твердую пастель коричневого тона. Свойства ее примерно те же, что и у соуса. Материал очень красивый.
Пастель (цветные мелки) по свойствам своим напоминает предыдущий материал, но при растушевке значительно мягче.
Однотонная акварель и гуашь. Этот материал, наиболее прочно пристающий к бумаге, обладает разнообразными возможностями. Им можно решать как чисто тоновые задачи, так и линеарные, то есть работать и мокрым и полусухим способом.
В этой технике можно легко наносить большие тоновые пятна, передавая разнообразие тоновых градаций, а после перерабатывать рисунок вплоть до деталей.
Для акварели из существующих бумаг лучше всего брать ватман или полуватман, то есть бумагу лучшего качества, дающую возможность производить смывание. Достоинством акварели является также и то, что она не требует фиксирования и прочно держится на бумаге.
Древесный уголь (обычный), употребляемый живописцами в подготовке картин, имеет значительные рисовальные качества. Это очень пластичный материал, он легко и красиво ложится на бумаге, дает сочный бархатистый штрих, удобен для растушевки (пальцем, растушевкой) и легко поддается стиранию резинкой и даже тряпкой. Его большим недостатком является то, что он очень непрочно держится на бумаге.
Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраняться. Фиксаж же, какого бы рецепта он ни был, все же заметно загрубляет тонкость растушевки, объединяет тональную градацию. Для учебных целей уголь незаменим.
Тушевальный карандаш и твердый соус (черный мёл очень красив) хороши для решения живописных задач в рисунке, но, к сожалению, этот материал у нас мало распространен.
В практике изображения я рекомендовал бы разнообразить технику выполнения. Разнообразие технических материалов можно связать с общими задачами изображения. Натура часто подсказывает, чем и как делать ее, какой избрать формат, а следовательно, и рисовальный материал. Так, перовая техника наиболее подходит к мелкому рисунку, уголь и сангина — к крупному. Для набросков незаменим простой графитный мягкий карандаш 5Б. Он легко и плавно скользит по бумаге, подвижен и красив при выполнении.
Также хорошо для набросков перо. Штрих в перовой технике наиболее обнажен и четок, что заставляет художника избегать всяких случайностей и быть одновременно и эмоциональным и строгим в приемах.
ЦВЕТНЫЕ ГРУНТЫ

Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага заранее дает для рисунка тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темным и светлым. Такую бумагу можно и самому приготовить при помощи мелкотолченой пастели или еще каким-нибудь красящим порошком, равномерно втирая его по всему листу тампоном из ваты.
По этому грунту наряду с основными рисунками без употребления мела можно работать и резинкой, вычищая светлые пятна или светлые штрихи.
Цветная бумага делается также при помощи раствора чая или кофе или заливается однотонной акварелью и гуашью.
Фиксировать рисунок можно начисто обезжиренным молоком или очень легким раствором кинопленки в ацетоне.
Было бы хорошо для больших, особенно станковых рисунков бумагу предварительно мочить и натягивать на доске и после высыхания делать рисунок. Это предохраняет готовый рисунок от покорабливания при сырости и не дает ему сильно сокращаться при высыхании, так как значительно уменьшает деформацию бумаги.
Выбор технических средств нужно делать в соответствии с той или иной задачей рисунка. Так, при набросках материал должен быть максимально подвижным и удобным в обращении для того, чтобы не затруднять и не создавать лишнюю напряженность в этой форме работы.
* * *

В книге приведены лишь самые необходимые сведения по руководству рисования лошади. Для более глубокого изучения вопроса и ознакомления со специальными трудами и материалами по коневодству рекомендуем обращаться:
в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в котором находится большое собрание картин русских художников, изображающих лошадь, скульптурные группы, анатомические экспонаты, скелеты, альбомы натурных зарисовок, фотографии и др. материалы;
во Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства, где имеется специальная библиотека, в которой сосредоточены научные труды, альбомы с фотографиями, анатомические атласы и другие материалы, касающиеся лошади.
Зарисовки можно производить на ипподромах, в кавалерийских частях, в опытно-показательных конюшнях, в манежах, на конных заводах, в колхозах, коневодческих фермах.

Весь материал подготовила и прислала Наталья Рымарь
01.2007г.