Расписание трамвая 23 на остановке челюскинцев. Текущее состояние маршрута

Впервые трамвайный маршрут № 23 появился в Москве в году, в то время он ходил от Лубянской площади до Рогожской заставы. Затем маршрут несколько раз менялся, полностью отменялся и вводился снова; более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования 23-й трамвай получил в году, он ходил из Покровского-Стрешнева (недалеко от нынешней станции метро Щукинская) до Тверского бульвара. Путь трамвая в центре в 30-е годы довольно часто менялся, а во время Великой Отечественной войны конечную перенесли из Покровского-Стрешнева в Михалково (куда трамвай ходит и в начале XXI века). С года трамвай идёт до Белорусского вокзала, а в трамвай пущен к станции метро Краснопресненская .

Митинги в защиту 23-го трамвая

Общественной организацией Москвичи за трамвай проводилось три митинга в защиту 23-го трамвая.

Текущее состояние маршрута

Путь следования и остановки

Маршрут проходит по Михалковской улице, Соболевскому проезду, улице Клары Цеткин, улице Зои и Александра Космодемьянских, 1-му Новоподмосковному переулку, улице Константина Царёва, Волоколамскому шоссе.

Остановки:

  • Михалковская
  • Проезд Черепановых
  • Соболевский проезд (тм 27)
  • 3-й Михалковский переулок (тм 27)
  • Коптевский рынок (тм 27)
  • Коптевская улица (тм 27)
  • Коптево (тм 27, тб 57)
  • Новопетровская улица (тм 27)
  • Кинотеатр «Рассвет» - Техникум (тм 27)
  • 3-й Новоподмосковный переулок (тм 27)
  • Школа Зои и Александра Космодемьянских - Академия МВД (тм 27)
  • 1-й Новоподмосковный переулок (станция метро Войковская) (Замоскворецкая линия метро, тм 27, 30, тб 6, 43, 57; временно - и тм 6, 15)
  • Мост Победы - Студгородок (тм 30; временно - и тм 6, 15)
  • Улица Царёва (тм 30; временно - и тм 6, 15)
  • Улица Царёва дом 12 (тм 30; временно - и тм 6, 15)
  • Светлый проезд (тм 30; временно - и тм 6, 15)
  • Улица генерала Панфилова (тм 6, 15, 28, 30, тб 12, 70, 82))

Также в связи со строительством автомобильной развязки на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе , улиц Алабяна и Балтийской и Ленинградского проспекта в рамках проекта «Большая Ленинградка » временно прекращено движение по следующим остановкам:

    • Пищевой и Авиационный институты (тм 6, 15, 28, тб 12, 70, 82)
    • институт «Гидропроект» (тм 6, 15, 28, тб 6, 12, 43, 70, 82, 86)
    • Метро «Сокол» (Улица Алабяна) (Замоскворецкая линия метро, тм 6, 15, 28, тб 6, 12, 19, 43, 59, 61, 65, 70, 86)

Вагоны 23 маршрута следуют следующей трассой:

  • Пехотная улица (тм 6, 15, 30)
  • Улица Академика Курчатова - Центр Крови (тм 6, 15, 30)
  • Детский комбинат (тм 6, 15, 28, 30)
  • Диспансер (тм 6, 15, 28, 30)
  • Метро «Щукинская» (Таганско-Краснопресненская линия метро тм 6, 10, 15, 21, 28к, 30)
  • 6-я городская больница (только в сторону Просп. Маршала Жукова) (тм 6, 10, 15, 21, 28к, 30)
  • Детская поликлиника (тм 6, 10, 15, 21, 28к, 30)
  • Живописная улица, 50 (тм 28к)
  • Улица Рогова (тм 28к)
  • Бассейн (тм 28к)
  • Улица Маршала Тухачевского (тм 28к)
  • Проспект Маршала Жукова (тм 28к)

Упоминания в искусстве

  • «Двадцать третьего трамвая северный маршрут» упоминается в песне «Шалунья» Марка Фрейдкина .

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "23-й маршрут трамвая (Москва)" в других словарях:

    27 й маршрут трамвая популярный и богатый историей маршрут трамвая города Москвы. Запущен в 1912 м году. Содержание 1 История 2 Текущее состояние маршрута 2.1 Путь следования и остановки … Википедия

    33 й трамвай у м. Улица Подбельского 33 й маршрут трамвая действующий маршрут трамвая города Москвы. Запущен в 1913 году. По данным на июнь 2007 года протяжённость маршрута составляет 8 км, среднее время в пути 37 мин. Маршрут обслуживается депо… … Википедия

    2 й маршрут трамвая действующий маршрут трамвая города Москвы. Запущен в 1906 году. По данным на сентябрь 2007 года протяжённость маршрута составляет 9 км, среднее время в пути 35 мин. Маршрут обслуживается депо имени Русакова. Движение… … Википедия

    6 й маршрут трамвая популярный и богатый историей маршрут трамвай города Москвы. Запущен в 1899 м году. По данным на май 2009 года протяженность маршрута составляет 12,6 км, среднее время в пути 46 минут. Маршрут обслуживается Краснопресненским… … Википедия

    17 й маршрут трамвая действующий, популярный и богатый историей маршрут трамвая города Москвы. Запущен в 1911 м году. По данным на март 2009 года протяженность маршрута составляет 11,6 км, среднее время в пути 46 мин. Маршрут обслуживается… … Википедия

    11 й маршрут трамвая действующий маршрут трамвая города Москвы. Впервые маршрут с этим номером запущен в 1908 году, по трассе, близкой к современной, с 1954 года. По данным на сентябрь 2007 года протяжённость маршрута составляет 17,3 км, среднее … Википедия

Имеющий более чем столетнюю историю. Был запущен в 1909 году . На протяжении нескольких десятилетий являлся единственным трамвайным маршрутом, проходящим по Ленинградскому проспекту . В 2000-х годах участок линии вдоль Ленинградского проспекта был ликвидирован, несмотря на протесты местных жителей.

Остановки:

  • Михалково
  • Проезд Черепановых
  • Соболевский проезд
  • 3-й Михалковский переулок
  • Коптевский рынок
  • Коптевская улица
  • Коптево
  • Новопетровская улица
  • Кинотеатр «Рассвет» - Техникум
  • 3-й Новоподмосковный переулок
  • Школа имени Зои и Александра Космодемьянских
  • Станция Метро «Войковская» (только в сторону остановки "Михалково")
  • 1-й Новоподмосковный переулок (при следовании в сторону Сокола называется 1-й Новоподмосковный переулок - Станция метро "Войковская")
  • Мост Победы - Студгородок
  • Улица Царёва
  • Улица Царёва, 12
  • Улица Панфилова
  • Пищевой институт
  • Гидропроект

Упоминания в искусстве

  • «Двадцать третьего трамвая северный маршрут» упоминается в песне «Шалунья» Марка Фрейдкина .
  • В фильме "Старые клячи" главные героини фильма подъезжают на данном маршруте к Ваганьковскому кладбищу. При этом на лобовом стекле трамвая заметен трафарет с пунктами: Михалково - Шмитовский проезд. Однозначно эпизод был снят до 2000 года, которым датируется выход фильма в прокат.
  • В рассказе В. Белоброва и О. Попова «Му-му возвращается из ада»:

Друзья вышли к площади перед станцией метро «Сокол» и встали у остановки двадцать третьего трамвая.

Эти рельсы приведут нас в неизвестное, - сказал Женька отвлеченно.

Чего там неизвестного? Все известно - остановка «Площадь Марины Расковой», потом «Аптека», потом «Академия», потом «Аэропорт» потом «ЦСКА», потом «Аэровокзал» и так далее до «Ипподрома».

Женька посмотрел на друга свысока, хотя был ниже.

Некоторые идут трамвайными путями, а другие выбирают свободу и волю.

Подошел трамвай. Двери раскрылись, из вагона посыпались люди.

Посмотри на них! - не унимался Женька, отойдя в сторону, чтобы его не сшибли. - Стадо баранов спускается на землю!

Ага. Я ж говорил! - Петька помог старушке вытащить сумку на колесах и поставил её на асфальт. - Кирпичи перевозим, бабуля?

Бабушка заулыбалась двузубым ртом.

Кирпячи, а чаво ж ишо перевозить-то? Оградку строить на могилке.

Себе что ли? - пошутил Петька.

Бабушка отмахнулась:

Тьфу на тебя, фулиган!

Напишите отзыв о статье "Трамвай № 23 (Москва)"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Трамвай № 23 (Москва)

– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?

Данный пост является продолжением репортажа-ретроспективы , посвящённого истории трамвая 27 маршрута от ст. метро "Дмитровская" до кольца "ул. 8 марта".
В этот раз речь пойдёт об одном из самых старых маршрутов московского трамвая - 23-м, половина линии которого была изменена в связи со строительством 3-го транспортного кольца и Большой Ленинградки.

При создании данного рассказа были использованы материалы таких сайтов, как
http://tram.rusign.com/
http://tram.ruz.net/
http://23.tramway.ru/
http://oldmos.ru/
http://wikipedia.org/
http://wikimapia.org/

Отдельную глубокую благодарность хочу выразить автору сайта http://tram.rusign.com/ Александру Елагину, без чьей помощи и любезно предоставленных фотографий и материалов создание данного поста было бы невозможным.

Также хочется выразить благодарность авторам снимков с сайта http://oldmos.ru/ и других источников, в частности А. Шанину, Ю.Акимову, Д.Касаткину, Е. Куйбышеву и другим авторам, чьи фотографии были использованы.

Заранее хочу извиниться перед читателями за небольшие несовпадения в ракурсах нескольких снимков, ввиду того, что в настоящий момент просто физически не везде представляется возможным сделать аналогичный снимок на местности, а кое-где местность вообще изменилась почти до неузнаваемости.

Для лучшего понимания и ориентирования на местности представляю Вашему вниманию схему маршрута 23 трамвая, датированную 2000 годом, с разбивкой по цветам, каждый из которых соответствует году снятия определённого участка. Салатовая линия делит этот репортаж на части. В данной части речь пойдёт об участке от кольца на Шмитовском проезде до станции метро "Динамо".


1. Итак, бывшая конечная остановка трамвая 23-го маршрута - кольцо "Шмитовский проезд". Ранее остановка называлось «Тестовский поселок». Трамвайная конечная станция 23-го маршрута «Шмитовский проезд», существовала до укорачивания линии до Ваганьковского кладбища, с 1931 года до 30 октября 2000 года. Здесь также была конечная маршрута 25 (из Ростокино, до 1967 г.) и Аннушки (с Зацепской площади, до 1963 г.).

Ещё одно фото этого места.

Современный вид. Немного другой ракурс. Как мы можем видеть, фактически ни следа не осталось от трамвайного кольца.

2. То же место. Другой ракурс. 1998 год.

И современный вид. Июль 2012.

3. Далее трамвай шёл по Шмитовскому в направлении Трёхгорного вала. Фото 30-х гг. XX века в районе пересечения Шмитовского с улицей Сергея Макеева. Видны рельсы и контактная сеть трамвая. На заднем плане дома т.н. посёлка имени 1905 года, построенные в стиле конструктивизм примерно в 1929 г.

Наши дни. Строения полностью сохранились, а вот от трамвая не осталось и следа.

То же место. 2012 г. Сам пейзаж несильно изменился за 12 лет, но здесь больше нет и не будет трамваев.

5. Трамвай 23-го маршрута подъезжает к перекрёстку с улицей 1905 г. 2000 г.

Даже знак "ограничение скорости - 40" сохранился, хоть и несколько в другом месте.

6. На пересечении Трёхгорного вала с ул. 1905 года. Фото 1997 г.

Современный вид.

7. Другой ракурс этого места. 2000 г.

Современный вид. На заднем плане можно видеть парк имени Декабрьского восстания 1905 г. и четырёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом (ул.Трёхгорный вал, 8) постройки 90-х гг. XIX века.

8. Трамвай следует по Трёхгорному валу. 2000 г., за 5 дней до закрытия участка.

Трамвая нет. И на заднем плане вместо уютного дореволюционного домика вырос очередной гигант из кирпича - ЖК "Трилогия".

9. Подходим к площади Краснопресненская застава. Последний месяц работы на маршруте трамвая № 23. 8 октября 2000 г.

Современная фотография. Обратите внимание как за 12 лет изменилось количество машин в городе. Тогда - почти пустая улица, сейчас - сплошь паркинг.

10. Площадь Краснопресненская застава. Тогда.

И сейчас.

11. Трамвай подъезжает к остановке м.Ул.1905 года. 1989 год.

Июль 2012 года.

12. Остановка станция метро Ул.1905 года. 1985 год.

Тот же вид сейчас.

13. И другой ракурс. 2000 г.

14. А так эта площадь выглядела в 1914 году. Трамвайная линия шла прямо посреди площади. Такой же ракурс поймать в наши дни уже невозможно.

15. Трамвай 23-го маршрута пересекает улицу 1905 года. Начало Звенигородского шоссе, тогда - тихой зелёной улицы. 1999-2000 гг. Справа можно увидеть информационный щит об открытии очередного участка Третьего транспортного кольца, которое погубило эту и другие линии трамвая.

Прошло 12 лет.

16. Звенигородское шоссе. 1965 год.

Кроме сталинского дома слева - ничего похожего.

17. Остановка «Улица Сергея Макеева». Май 2000 г.

Неподалёку. Контактную сеть уже сняли. 4 ноября 2000 г.

Сейчас точно даже не определишь это место. Остановка была где-то здесь.

18. Трамвай, следующий по улице Сергея Макеева. 1989 г.

Примерно тот же ракурс. Улица Сергея Макеева разделяет два кладбища: Ваганьковское и Армянское (слева, за краснокирпичной стеной). 2 июня 2000 г.

Наши дни. Улица на удивление пустая, хотя время съёмки было незадолго до часа пик.

19. Остановка «Ваганьковское кладбище». 1989 г. Трамвай 23-го маршрута, следующий из Михалково до конечной остановки «Шмитовский проезд».

Немного другой ракурс того же места в наши дни. На заднем плане за зданием Церкви Андрея Первозванного можно увидеть магазин ритуальных принадлежностей 24 часа. Чего только не взбредёт иной раз людям в голову.

20. Трамвай поворачивает на улицу Сергея Макеева с Ваганьковского путепровода. 1987 г.

Примерно там же. Остановка «Улица 1905 года». Это последняя из остановок на закрытой в 2000 году линии. Дальше находится Ваганьковский мост, построенное специально к закрытию линии на Шмитовский трамвайное кольцо «Ваганьково» и служебные пути, ведущие в Краснопресненское депо. Следующий участок - от Ваганькова до Боткинского проезда - был закрыт два года спустя. 8 октября 2000 г.

Этот же поворот. Наши дни.

21. Трамвай съезжает с Ваганьковского путепровода. Прямо пути к Шмитовскому проезду, слева - в Краснопресненское трамвайное депо. Незадолго до снятия путей на ул.Сергея Макеева. 2000 г.

2012 год.

22. Ноябрь 2000 г. Закрытие линии к Шмитовскому проезду. Укладывается дорожка к новой конечной остановке «Ваганьково».

Наши дни.

23. Укладка нового разворотного кольца «Ваганьково». Октябрь 2000 г.

Вагон урезанного маршрута 23 на конечной остановке «Ваганьково». 4 ноября 2000 г.

Теперь ни этого кольца, ни этой остановки уже не существует в природе.

24. А с другой стороны моста располагалось Краснопресненское трамвайное депо.
История Краснопресненского трамвайного депо началась в 1909 году. Летом этого года рядом с Ваганьковским кладбищем был заложен Пресненский трамвайный парк на 126 вагономест. Из-за экономии средств в 1912 году он был превращён в резервный трамвайный парк, из которого только по воскресеньям и большим праздникам выходило 19 вагонов. Пуск в эксплуатацию намечался на осень 1914 года. Однако, началась Первая мировая война, и парк, благодаря близости с железной дорогой, был превращён в эвакогоспиталь.

В мае 1919 года в Пресненском парке началось восстановление полуразрушенных трамвайных вагонов, собранных со всей Москвы за все годы Первой мировой и гражданской войн и стоявших на Ходынском поле, и регулярный выпуск пассажирских трамвайных вагонов. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо.

Название «Краснопресненское трамвайное депо» появилось в 1925 году.

В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства в депо была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.

В 1973 году была разобрана трамвайная линия по Большой Грузинской улице, которая соединяла тогдашнюю конечную 23-го маршрута «м.Краснопресненская» (на Шмитовском тогда была конечная трамвая № 25 («Шмитовский проезд» - «Ростокино») с ныне также не действующей, но и не разобранной линией на Лесной улице у Белорусского вокзала. В результате в Москве образовались две изолированных друг от друга сети трамвайных линий, одну из которых стало обслуживать полностью только Краснопресненское депо (остальные депо оказались отрезанными от этой части сети), а в 1-м Земельном переулке, где находятся его (депо) служебные пути, была построена специальная эстакада для погрузки вагонов на трейлер, который отвозил неисправные вагоны на ТРЗ и привозил отремонтированные вагоны обратно.
В 2002 году в связи со строительством транспортной развязки третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было перенесено в Строгино на новую площадку. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая. После этого депо было отрезано от остальной сети. До середины июля 2002 года на Пресне производился ремонт вагонов, которые доставлялись туда на трейлере.
Фото 1999 г.

Теперь здесь живут троллейбусы. С июля 2009 г. депо носит название 5-го троллейбусного парка имени Артамонова. Радует хотя бы то, что не снесли под очередное высотное строительство, а продолжают использовать для транспортных нужд.

25. Трамвай 27-го маршрута выходит из депо на работу. 1995 г. Обогнув мост снизу, он взбирался на него с другой стороны и следовал до м.Войковская, откуда уже шёл непосредственно по своему маршруту к ул.8 марта. Ему тоже предстояло быть урезанным, об этом был прошлый репортаж, ссылка на который лежит вверху поста.

Современный вид. Выросли гиганты ЖК «Дом на Беговой».

26. Проехав по Ваганьковскому путепроводу, трамваи выезжали на тогда ещё не слишком широкую Беговую улицу. Это их и погубило, ибо Беговой было суждено стать частью ТТК. Фото 1967 г. (на улице ещё нет никаких пробок, также можно увидеть старенький троллейбус).

2000 год.

Теперь такой план довольно-таки трудно взять. Да и Беговая уже не та.

27. Беговая улица. Трамвай следует в сторону Ленинградского проспекта по выделенной линии. 2000 г.

А теперь выделенной линии нет и пассажиры общественного транспорта вынуждены вместе с автомобилистами стоять в пробках, кои здесь случаются каждый день.

28. Пересечение со 2-м Боткинским проездом. А через Беговую улицу здесь был проложен подземный переход с удобными выходами к трамвайным остановкам. Правда, в настоящее время, он, кажется, перестроен и спуск в него смотрит в другую сторону. Фото 2000 г.

Немного другой ракурс, снятый чуть раньше - в 1998 г.

Сейчас это всё является частью ТТК.

Меня, наверное, кто-то будет критиковать, говоря, что ТТК нужная дорога и нечего здесь жалеть. Скажу сразу, что ТТК - вещь, конечно, нужная, сам пользуюсь, но осадочек, как говорится, остался. В угоду одному, нужному, уничтожили, не задумываясь, другое, тоже нужное.

29. А вот как выглядела площадь перед московским ипподромом, где пересекаются Беговая ул., 2-й Боткинский проезд и Беговая аллея в 1947 г. Как видно, трамвай № 23 шёл прямо посреди улицы (из Михалково аж до Петровских ворот! (а ещё раньше, до 1943 г. ходил по М.Дмитровке, Страстному, Петровскому, Рождественскому, Сретенскому, Чистопрудному бульварам ещё и до Покровских ворот).

Другой ракурс этой площади. Трамвай на фоне ипподрома. Фото примерно 1998-2000 гг.

Nowadays.

30. 16 июля 1992 г. Трамвай 23-го маршрута уходит, что символично, как бы - в прошлое, а троллейбус ЗиУ-5 (который здесь явно для каких-то съёмок, потому что такого маршрута на Беговой никогда не было) - в будущее, которое, хочется верить, когда-нибудь всё-таки станет светлым.

В этом году - 10 лет, как убрали эту линию. Зато у нас понастроили восточных ресторанов типа вот этого - «Бабай клаб» на другой стороне Беговой и другие архитектурные «шедевры», которые теперь украшают этот район.

31. Поворот в сторону 1-го Боткинского проезда. 1986 г.

В марте 1968 года в связи со строительством тоннеля по Беговой улице под Ленинградским проспектом была снята трамвайная линия вокруг стадиона Юных пионеров (по Беговой улице и Ленинградскому проспекту), таким образом, ликвидирована трамвайная петля вокруг стадиона, а с южной стороны стадиона был организован однопутный перегон длиной около 200 метров с подпружиненными стрелочными переводами и светофорной сигнализацией (на фото слева также - будка стрелочника, которая в 80-е гг., по некоторым данным, уже не использовалась). До этого трамваи объезжали вокруг стадиона, причем развернуться было можно как со стороны Беговой, так и со стороны Ленинградского проспекта. Запасной путь был по 1 Боткинскому проезду. Этот круг долго служил местом сбора учебных вагонов со всех депо. Второй путь был уложен в марте-апреле 1987 года.

Сейчас это место выглядит вот так. Справа вместо старенькой трибуны стадиона здесь вырос комплекс зданий гостиницы «Ренессанс Москва Монарх Центр» и многофункционального комплекса «Градекс».

32. Вид в обратную сторону, к Беговой улице. Давно уже уложен второй путь. 30 апреля 2002 г.

Ну и 10 лет спустя. Комментарии излишни, я думаю.

33. Ещё цела стена и этот безымянный проезд преставляет собой живописную зелёную улицу. 2000 г.

Немного другой план того же места. Трибуна велотрека слегка нависает над проезжей частью, правда, немного не доходя до трамвайных рельсов. 19 апреля 2002 г.

В наши дни зелень и велосипедный спорт не в моде.

34. А это уже очередной сокращённый вариант линии. Новая конечная 23-го трамвая - кольцо «1-й Боткинский проезд».

А деревца-то подросли:), но трамвая здесь уже нет и не будет никогда.

35. Бывший диспетчерcкий пункт московского трамвая, здесь распологалась конечная станция «Стадион им. Томского», а с 1933-34 гг. - «Стадион Юных пионеров». 1980-90-е гг.

После сноса линии здание было надстроено и теперь там располагается страховой центр «Позитив».

36. Линия поворачивает с 1-го Боткинского проезда на Ленинградский проспект. Ещё торчат красавцы-прожектора центрального стадиона Динамо, которые в детстве, гуляя с дедушкой и глядя через забор закрытой ещё тогда для людей Ходынки, я принимал за гигантские светящиеся расчёски. Фото 1990 г. Троллейбус 12-го маршрута (Больница МПС - Проспект Маркса).

Тот же поворот. Трамвай № 28 - 5652 - нулевой рейс в депо, № 6 - 1002 - нулевой рейс из депо. 29 апреля 1992 г.

Немного другой ракурс, сам поворот справа за кадром. 27 июля 2012 г.

37. Трамвай на фоне старого-доброго стадиона Динамо, с которого во время футбольных матчей можно было в отличие от других стадионов выйти, погулять в Петровском парке, выпить кружечку пива и поесть сосисок у метро, гораздо дешевле, чем в буфетах. 8 мая 2002 г.

И сейчас. Прожекторов уже нет, большая часть стадиона снесена, а оставшийся фасад завешен характерной грязно-зелёной сеткой. Скоро здесь вырастет суперсовременный комплекс «Стадион «Динамо»-ВТБ Арена», а слева, под Театральной аллеей, которую уже начали потихоньку огораживать будет станция метро «Петровский парк» Третьего пересадочного контура с пересадкой на «Динамо».

38. Вид с другой стороны Ленинградского проспекта. Остановка «Ст.метро «Динамо». 1990 г. Серое здание на заднем плане - фасад одного из цехов ОАО «РСК МиГ» (Московский машиностроительный завод «Знамя Труда»), который был основан в 1893 г. как императорский самолётостроительный завод «Дукс» (до 1917 г.). До недавнего времени, а именно - начала 2000-х к заводу вела железнодорожная ветка , которая ныне практически полностью ликвидирована..

Сейчас сделать такой же кадр ох как непросто из-за огромного количества машин на превращённой в автобан Ленинградке.

На этом, первая часть нашей ретроспективы подошла к концу. В скором времени я постараюсь отснять и написать продолжение этого репортажа от станции метро «Динамо» до ул.Панфилова. Ещё раз благодарю всех, чьи материалы были использованы, а также читателей. Надеюсь, что было интересно. Замечания по сути приветствуются.

Продолжение следует...

Речь пойдёт о закрытом в 1999 г. участке линии 27-го трамвая от станции метро "Дмитровская", где сейчас находится разворотное кольцо этого маршрута до кольца на улице 8-го марта, рядом с железнодорожной платформой "Гражданская" (показан на схеме серым цветом). Далеко не всем москвичам известно, что с закрытием этого участка в связи со строительством Третьего транспортного кольца, московские власти нанесли серьёзный удар по истории Москвы, так как кусок этой линии от Старого Петровско-Разумовского проезда до угла Вятской улицы и Нижней Масловки являлся частью самой старой в Москве линии электрического трамвая, открытой 25 марта (6 апреля) 1899 г. ("Петровский Парк" - "Бутырская застава").
Автор решил воспользовавшись источниками и старыми фотографиями, сделать поход по этой линии и сравнить, как сильно всё изменилось к настоящему времени и остались ли ещё следы трамвая там, где он некогда гремел на стыках рельсов...

И вряд ли кто-нибудь подозревает, что самый старый сохранившийся трамвайный маршрут находится не в центре города, а на севере Москвы. И ходит он здесь уже целых 113 лет. А началось все с того, что в 1886 году Бельгийское общество конно-железных дорог провело к Бутырской заставе из центра линию городской конки и еще одну от этой же заставы по Бутырской улице и далее через поля к Петровской академии (ныне МСХА). Но эксплуатация конки была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в так называемое Андреевское депо за 8 км от академии на Долгоруковскую улицу, дом 21. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи. Вагоны конки были холодными, без оконных стекол, и ветер насквозь продувал пассажиров. Правда, были занавески и брезентовые шторы, но они часто оказывались неисправны. В результате администрация академии настояла на замене конки паровым или электрическим трамваем. Так в ноябре 1891 года по рельсам побежал паровой трамвай или, как ласково его называли люди, паровичок.

В 1899 году, 25 марта по старому стилю, Бельгийское общество конно-железных дорог открыло еще одну ветку от Бутырской заставы до Петровского парка. Это была первая в Москве электрическая трамвайная линия. Ее трасса прошла по Нижней и Верхней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. На торжественное открытие съехался весь город. Торжества проходили у депо на Н.Масловке,15.Градоначальник произнес речь о расцвете трамвайного движения в Москве. Духовенство освятило все сооружения, вагоны и благословило благое дело. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого отдыха горожан - Петровского парка через густонаселенную окраину к только что устроенному Савеловскому вокзалу. После успешного испытания летом того же года движение продлили до Страстной (Пушкинской) площади.

В 1923 году маршрут удлинили до Михалкова (Коптевский рынок). А десять лет спустя рельсы с Бутырской улицы перенесли на соседнюю вятскую. А как же сосед, первый трамвай? По его маршруту до Заставы Ильича ездил N 27. В 50-е годы трамвайные пути в центре города ликвидировали, 27-й пустили до Тимирязевской (бывшей Петровской академии) и далее к нынешнему метро “Войковская” (тогда поселок “Радиатор” на Ленинградском шоссе), объединив этим две старые трассы.
(http://moskvoved.narod.ru/konka.htm)


Выше Вы можете видеть схему нашего путешествия, которое начинается от моста Рижской железной дороги неподалёку от метро "Дмитровская".

А вот схема первых московских трамвайных линий, среди которых и наш участок.

Итак, улица Костякова. Фото 1993 г.

То же место в октябре 2011 года. Ничто здесь не напоминает о том, что когда-то здесь гремели по рельсам уютные жёлтенькие чешские "Татры".

Дальше, пройдя под мостом, трамвай поворачивал налево, и шёл по 2-й Хуторской улице до поворота на улицу Вятскую.
Вот фотография этого места (ок. 1970 г.).

Сравниваем с современностью. Не осталось ни сносимых деревянных бараков, ни трамвайных рельсов, хотя ещё около четырёх лет назад, они ещё лежали на 2-й Хуторской. Теперь здесь царство автомобилей. И ходит 727 автобус, который заменил собой на этом участке закрытый маршрут 27 трамвая.

Вот угол 2-й Хуторской и Вятской улиц, незадолго до закрытия участка в 1999 г.

А вот это место в наше время. Как мы видим, машины заполонили всё возможное пространство у тротуаров, а во многом - и сам тротуар.

Дальше трамвай шёл по Вятской улице вплоть до поворота на Нижнюю Масловку, которая теперь входит в состав ТТК.
Фото 1999 г. трамвая у корпуса фабрики "Свобода" по адресу Вятская, 47.

Фабрика «Свобода» возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытой в Москве в 1843 году. В 1917 году фабрика «А. Ралле и Ко» была национализирована, получив название «Государственный мыловаренный завод № 4». Руководители нескольких «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о
присвоении им более благозвучных имен — так в 1922 г. фабрика получила название "Государственная мыльно-косметическая фабрика "Свобода“.

А теперь это же место в наше время. Контраст разительный - трамвая нет, а отечественные машины на наших улицах сменили разномастные иномарки.

У перекрёстка со 2-й Квесисской улицей трамвайная контактная сеть на одном уровне пересекалась с троллейбусной. Исторических фотографий этого места, к сожалению, найти не удалось. Однако, есть современная. На ней видны сохранившиеся до наших дней троссы, державшие снятую контактную сеть трамвая.

Дальше линия поворачивала на улицу Нижняя Масловка, где располагалась остановка "Кинотеатр Прага".
Вот фотография этой остановки в конце 70-х гг. XX века.

А вот современная. Как можно увидеть, мегаполис победил. Теперь там, где весело стучал по рельсам трамвай, постоянная пробка. От остановки не осталось и следа.

Поэтому немного неуместно выглядит сейчас там выход из подземного перехода, который когда-то вёл на эту остановку.

Вот фотография этого места в 1999 г. незадолго до закрытия участка. Та же судьба постигла и линию трамвая № 23, которая мешала строительству ТТК на Беговой улице.

Теперь этот переход используют лишь немногочисленные владельцы собак, которые выгуливают своих питомцев в этом небольшом сквере.

Вот фотография трамвая 27 маршрута на фоне кинотеатра "Прага" в том же 1999 г.

Больше здесь не услышишь весёлого трамвайного звонка. Теперь здесь только угарный газ и бесконечные пробки.

В районе пересечения Новой Башиловки и Нижней Масловки, на внутренней стороне ТТК притаился вот этот вот комплекс зданий из жёлтого кирпича.
Мало, кто знает, что это первое в Москве депо электрического трамвая, которое использовалось вплоть до 1960 г.

То же место в настоящее время.

Дальше трамвай поворачивал на Верхнюю Масловку и следовал в направлении Петровского парка. Фото 1999 г. Пересечение с троллейбусной контактной сетью.

То же место сейчас. От трамвая, естественно, не осталось и следа. Теперь в этих краях его заменяет 42 троллейбус и 727 автобус.

А вот вид в другую сторону. Конец 60-х гг. Ещё ходят старые модели трамваев, которые сейчас можно встретить нечасто, лишь по праздникам, связанным с московским трамваем.

Тот же ракурс в наши дни. Автомобилизация победила.

Сейчас.

А вот это уже ликвидация следов трамвая в 2000-е.

То же место в наши дни. Слева вырос очередной элитный бездушный жилой комплекс.

Последний день работы линии от Вятской улицы до ул. 8 Марта - 17 июня 1999 года.

Наше время.

Каким-то образом оказавшийся здесь 28 трамвай.

Наши дни. Машин стало намного больше.

А это уже улица 8-го марта. Незадолго до закрытия участка.

Сейчас дом на фото не в лучшем состоянии, а трамвая и вовсе, как-будто здесь и не существовало.

На стене дома ещё сохранились крюки, которые придерживали контактную сеть трамвая. Это единственное напоминание о нём здесь.

Мы подходим к Старому Петровско-Разумовскому проезду, где когда-то располагалась конечная первого в Москве электрического трамвайного маршрута. К сожалению, на местности идентифицировать, где именно она была расположена не удалось, поэтому просто привожу фотографии этой конечной начала XX века.

Трамвай, следующий в сторону Бутырской заставы.

А вот и сама остановка.

Уже в советские годы линия была продлена до кольца на улице 8-го марта, а конечная остановка была ликвидирована. Вот фото этого места 1999 г.

Теперь на этом месте ни трамвая, ни домика № 28. Он, видимо, тоже мешал отцам города зарабатывать деньги на строительстве элитного жилья.

А вот, что теперь возвышается рядом. Невдомёк, наверное, жильцам этого гиганта в каком историческом месте Москвы они живут. Да и кому сейчас нужна история?.. Кругом деньги, деньги, деньги и больше ничего.

Продолжаем наше виртуальное путешествие. Интересная ограда на улице 8-го марта. Согласно данным Викимапии, это Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница.

Теперь стало так. На старых фотографиях ещё пустые улицы и москвичи. Теперь везде гастарбайтеры, машины и стеклобетонные коробки.

Типичная Москва 90-х годов. Старый логотип "Би Лайн".

А сейчас стало больше зелени и... правильно, машин!

На углу улицы 8-го марта и 1-й улицы 8 марта сохранилась опора контактной сети, напоминающая, что когда-то здесь ходили жёлтые трамвайчики.

Конец улицы 8-го марта. Разворотное кольцо.

Примерно этот же ракурс сейчас.

Путевое развитие на кольце. Здесь трамваи отдыхали прежде чем отправиться в дальний путь к метро "Войковская".

Теперь здесь ничто не напоминает об этом. Сплошь офисы.

Трамвай 27-го маршрута заходит на кольцо.

Теперь здесь всё иначе. И трудно даже преставить, что когда-то здесь было разворотное кольцо.

А вот и диспетчерский пункт на конечной остановке маршрута 27. На заднем плане строятся те самые офисы, которые мы видели среди предыдущих фотографий. 1999 год.

Здание диспетчерской сохранилось до наших дней, теперь это диспетчерская конечной 727 автобуса.

Такой вот грустный получился поход по некогда длинной трамвайной линии, которая была популярна у местных жителей, в отличие от 727 автобуса, который стоит в пробках и пыхтит гарью, загрязняя и без того не самую чистую московскую атмосферу. Эта грустная история лишний раз демонстрирует нам, как московские чиновники в угоду своих интересов и тотальной автомобилизации губят не только удобный и необходимый маршрут транспорта, но и памятники истории своего города.

Сейчас модно говорить о развитии трамвая в Москве. Но одно дело говорить, другое - делать. Время покажет, что сделает для этого новое московское правительство. Но по этой линии, как и по линии на Беговой, сломанной из-за строительства ТТК уже вряд ли когда-нибудь побегут, весело звеня, трамваи.

Спасибо за внимание!

При создании материала были использованы фото и информация с сайтов: