Разнообразие фасонов женских шапок. Правильно носим шапки — бини, носок и другие новые слова в энциклопедии головных уборов

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

С давних времен человек старался защитить свою голову от неблагоприятной погоды: сильного ветра, осадков в виде дождя и снега. Именно для этого был изобретен головной убор, который вначале выполнял чисто практическую функцию, со временем к ней стала добавляться еще и эстетическая составляющая: шапки стали украшать, появились различные виды и фасоны. По ним часто можно было определить социальный статус человека, его уровень благосостояния, принадлежность к определенной профессии. На Руси можно было многое узнать о человеке, зная , которые он носит: к какому сословию он принадлежит, чем занимается, каков уровень дохода.

Прошло время, однако и сегодня с помощью головного убора можно создать стильный и модный образ, который выгодно выделит мужчину или женщину из толпы и привлечет к нему положительное внимание. Поэтому очень важно правильно выбрать подходящую модель, которая будет подчеркивать преимущества внешности и образа. Чтобы разобраться в этом нужно, прежде всего, ознакомиться с тем какие все-таки бывают меховые шапки.

Виды головных уборов

Все разнообразие моделей можно разбить на две основные категории:

  • специальные;
  • бытовые.

Первые в свою очередь делятся на:

  1. Производственные. Они защищают голову во время выполнения опасных задач в производственных цехах, на работе.
  2. Спортивные. Они используются во время тренировок, спортивных состязаний и снижают возможную вероятность травм спортсмена.
  3. Военные. Они означают принадлежность к определенному званию или виду войск и являются неотъемлемым атрибутом обмундирования в армии.
  4. Религиозные. Используются священнослужителями, довершают их повседневный образ.

Наиболее популярными моделями бытовых головных уборов считают:

  1. Шапка – традиционный русский атрибут национального костюма, она представляет собой конусообразную тулью, обрамленную меховым околышком. Верхняя часть тульи часто заламывалась вбок или назад.
  2. Шляпа – имеет тулью, покрывающую верхнюю часть головы и выступающие за ее пределы поля. В зависимости от моды она часто украшалась перьями, позументами и даже чучелами животных.
  3. Кепи – разновидность фуражки, имеющая относительно высокий и мягкий околышек и широкий, твердый козырек. Они очень удобны тем, что их легко можно сложить и положить в карман, при этом козырек защищает лицо от попадания солнечных лучей и осадков. Поэтому кепи очень популярны у людей, имеющих дело с техникой и правоохранителей.
  4. Берет – мягкий и округлый, не имеет тульи и околышка или козырька. Благодаря своему удобству, берет был введен во многих странах мира в качестве формы для военнослужащих.

Зимние шапки в основном бывают вязанными или из натурального или искусственного меха. Они должны в первую очередь защищать голову от переохлаждения, ведь через нее теряется до 70 % тепла тела человека. Однако современные дизайнеры создают интересные модели, которые отлично дополняют любой образ и делают его более модным и завершенным.

От истории к современности

  1. Амбассадор – имеет вид пилотки из овчины с широким околышком. Она была популярна вплоть до конца семидесятых годов благодаря тому, что ее носили первые руководители СССР. Впоследствии шапка вернулась в моду в девяностых, однако изготавливалась уже из норки.
  2. Боярка – имеет сферическую форму текстильной или кожаной тульи, опоясанной меховым околышком. Как видно из названия на Руси она означала принадлежность к высшим слоям общества, как мужчин, так и женщин.
  3. Боярка-обманка – изготавливается методом формировки, в ней имитируется меховой околышек.
  4. Бомбер – модные шапки, популярные у молодежи и выполненные с длинными ушами и имеющие отделку из мутона в стиле авиаторов начала двадцатого века.
  5. Гололь – имеет форму пилотки без околышка, изготавливалась из мутона и была очень популярна у русских интеллигентов в начале прошлого века.
  6. Кубанка – имеет трубообразную форму с плоским верхом и выполняется в традициях кубанских казаков. Была популярна до сороковых годов прошлого века. Второе рождение получила в восьмидесятых годах прошлого века, став частью женского гардероба. Такие женские шапки очень популярны до сих пор.
  7. Малахай – очень пушистая меховая шапка, чаще всего мужская модель, украшенная сзади хвостом пушного зверя.
  8. Траппер – такие мужские шапки изготавливаются из меха бобра и использовались, чаще всего на охоте.
  9. Папаха – объемная и очень пушистая модель, трубообразной формы, напоминающая часть традиционной одежды кавказских горцев или кубанских казаков.
  10. Шапка –ушанка – имеет колпак, назатыльник и наушники. Очень удобная модель, позволяющая надежно прикрыть лоб, затылок и уши от ветра и мороза. Популярна как у мужчин, так и женщин. В последнее время входит в моду на Западе, получив название «русская шапка».

Мода на головные уборы постоянно меняется, однако по-настоящему стильные модели актуальны во все времена, главное – правильно подобрать их к своему образу и верхней одежде. Успех будет гарантирован!

Модный и стильный гардероб не может обойтись без головных уборов. Умение правильно подобрать шапку к тому или иному образу - большое искусство.

Головной убор - дело тонкое

Известен случай из жизни знаменитого артиста Александра Вертинского, когда он заказал у очень хорошего немецкого портного пальто. Оно получилось превосходным. Сидело как влитое, удачно подчёркивая статную фигуру заказчика. Безукоризненный вкус и чувство стиля талантливого артиста подсказывали ему, что головной убор должен соответствовать характеру сшитой вещи, но, как ни мучился Александр Николаевич, подобрать его не получалось. Пробовали даже переделать пальто. Всё равно в комплекте что-то не совпадало. В конце концов, ради шутки, примерили офицерскую шапку. И, о чудо, получился идеально гармоничный ансамбль. Оказалось, портной специализировался на форменной одежде для армии, а военные шинели хороши только с фуражками.

В самом деле, к ситуации, к имеющемуся гардеробу, не забывая при этом учесть и личные внешние данные, подобрать головной убор непросто. В данной статье мы поговорим про различные виды шапок и, хочется надеяться, окажем помощь в освоении науки составления грамотных и законченных образов.

Универсальные головные уборы

Перечислить популярные виды шапок не так уж трудно. В отличие от шляп, их можно сосчитать по пальцам. Очень много синонимов, обозначающих один и тот же головной убор. Давайте разберёмся, что представляют собой актуальные на сегодняшний день виды шапок и их названия.

Мы часто слышим или встречаем на страницах модных журналов такие слова: бини, берет, кипа, казачья шапка, пилотка, амбассадор, балаклава, труба, хомут, папаха, ушанка, малахай, кубанка, тюбетейка, феска, боярка, чепец, чепчик, клош, будённовка, слауч, гоголь, треух, бомбер, траппер, кубанка, треух, ермолка, тем, кепка, панама, бабушка (ударение на букву "у"), шапка-косынка, картуз и т. п. Всё это - названия шапок. И все они представляют собой лишь вариации четырёх-пяти моделей головных уборов, придуманных очень давно.

Современные модельеры для создания новых коллекций постоянно обращаются к историческим костюмам. Классические шапки претерпевают различные, подчас кардинальные изменения. У них появляются и исчезают козырьки, отвороты, околыши, меняется форма и способы драпировки тульи. Идут постоянные эксперименты с материалами.

Берет

Берет - современное название русского картуза, а в Шотландии его называют тэм-о-шентером, или тэмом. И картуз, и тэм - это головные уборы с плотно прилегающим к голове высоким околышем и свободной тульей, представляющей собой цельный круг или сшитые в круг клинья. Классический тэм-о-шентер выполняется из тонкой шерстяной клетчатой ткани. Непременная деталь - помпон на макушке. Картуз - часто однотонная шапка из грубой ткани. В прежние времена франты украшали его цветами, пуговицами, декоративными булавками и пр.

Берет давно стал принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Береты - головной убор военнослужащих. В нашей стране в 2005 году они полностью вытеснили фуражки.

Одно время береты стали делать из натурального меха, придавая изделию жёсткость и статичность. Это достигалось за счёт плотного внутреннего чехла из драпа. Теперь меховые береты вновь стали мягкими и пластичными. В недавнее время виды пополнились беретами, связанными из скрученных полосок натурального меха.

Многообразие капюшонов

Некоторые люди полностью отказываются от головных уборов, говоря, что не любят шапки. За этими словами чаще всего скрывается неумение выбирать и правильно их носить. Это печально, ведь голова - то, на что мы смотрим в первую очередь. Зимой, в мороз, с непокрытой головой ходить опасно - можно заболеть, да и волосы очень портятся от сухого воздуха и резкого перепада температур.

При активном нежелании покупать головной убор, может выручить пристёгнутая или пришитая к горловине пальто или куртки шапка в виде капюшона.

Казаки русской армии в качестве обязательного элемента формы имели башлык - это очень удобный и практичный съёмный капюшон. Современные дизайнеры предлагают данный атрибут военной формы использовать в качестве модного головного аксессуара. Первоначально капюшон с длинными концами а-ля бушлат вошёл в гардероб гражданских лиц лишь как замена шапки для женщин. Теперь его охотно носят и молодые мужчины.

Капюшоны шьют из ткани, вяжут из шерстяных ниток, а также из крученых полосок меха. Выбор материалов велик. Главное требование к такому изделию - оно должно быть выполнено из пластичного, хорошо драпирующегося материала. Оголовье допускается самых различных форм - круглое, из двух, или более, деталей, как почти у всех курток, а также с длинным треугольным концом, как у клобуков монахов-капуцинов. Капюшон может плотно облегать голову, а может быть свободным, напоминая накидку или покрывало. Его отделывают мехом, украшают орнаментами, вяжут с использованием фантазийного переплетения нитей. Однако не стоит увлекаться чрезмерным украшательством. Возможно, что выполненный из однотонного материала гладкой фактуры, этот элемент наиболее органично впишется в ансамбль. Несколько вариантов стильных луков можно увидеть на фотографиях, представленных в статье.

Балаклава

Разновидность капюшона - вязаная шапочка, именуемая балаклавой. Она представляет собой полотно охватывающий голову капюшон, удлинённый в области шеи. Характерная особенность балаклавы - прорезь для глаз. Поскольку вещь делается из эластичного трикотажа, то при необходимости лицо можно полностью открыть, слегка растягивая прорезь и опуская её под подбородок. Такая шапка незаменима в том случае, если человек много времени проводит на улице при экстремальных погодных условиях, таких, как сильный мороз с ветром или жара с палящим солнцем и летящим в лицо песком или пылью.

Принято считать, что балаклава - атрибут спецназовцев, предназначенный для того, чтобы можно было скрывать их лица, но и в обычной мирной жизни эта шапка абсолютно незаменима для походов в лес, на охоту или рыбалку. Она защитит и от мошкары, и от клещей, и от неблагоприятных погодных условий.

Городские модники будут правы, если включат вязаную шапку с отверстием для глаз в свои стильные комплекты, ведь даже в виде кошки, позаимствованная из голливудского фильма, весьма органично смотрится на молодых барышнях. Очаровательные кошачьи ушки невероятно мило выглядят на женских головках.

Ушанка и её вариации

Шапка-ушанка претерпела такое большое количество изменений, что её можно назвать рекордсменом в этом соревновании. На её основе появились такие модели, как малахай, треух, бомбер и траппер. Изначально все они представляли собой различные виды шапок из меха.

Для солдат не то Русской императорской армии, не то Красной армии (тут исторические версии расходятся) группа художников, во главе которой стояли такие мастера, как В. М. Васнецов и Б. М. Кустодиев, разработала новую форму. Знаменитая шапка-будёновка, или, как её ещё называли, фрунзевка и богатырка, заострённой верхней частью очень напоминала шлемы богатырей, а отворачивающейся деталью - треух. Шилась будёновка из сукна.

В настоящее время ушанки перешли в разряд головных уборов, которые делают из драпа, кожи, вяжут нитками и меховыми полосками. А вот малахай неизменно входит в виды шапок, шьющихся из меха. Отличительная особенность данного головного убора - пышный хвост, пришитый к затылочной части.

Ушанка-бомбер - аксессуар полярных лётчиков. Но он прочно обосновался в гардеробах сугубо земных модников. Эту шапку делают из кожи и меха. Наружные детали кожаные, а внутренняя часть из текстиля и меха или из той же кожи, что и верх.

Ушанка-траппер названа от аглийского термина, означающего «охотник за пушным зверем». Если перечислять общепринятые виды меховых шапок, то траппер войдёт в число первых. Верх этого, очень модного в наше время головного убора делается из непромокаемого текстиля, а внутренние, отворачивающиеся, части - из меха.

Эконом вариант ушанки - обманка. Это имитация классической шапки. Внешне она выглядит, как ушанка, у которой ушные лопасти подняты к макушке и соединены. Очень эффектна обманка из норки, хорька.

Самые модные и современные ушанки делаются с очень длинными ушами, которые можно по типу шарфа обмотать вокруг шеи. Иногда они оканчиваются подобием карманов, в которых удобно греть руки. Такие шапки бывают как сшитые из натурального или искусственного меха, так и связанные из различных видов пряжи.

Пилотка и её разновидности

Гоголь, московская, амбассадор - всё это названия шапки а-ля русс, которая повторяет форму пилотки. Амбассадор - аристократический головной убор, некогда весьма почитавшийся представителями коммунистической элиты Советского Союза. Им их шили из самого лучшего каракуля, пыжика или норки. В настоящее время эта шапка возродилась для снобов и хипстеров. Она очень элегантна и требует безукоризненных дополнений в виде пальто, кашне, обуви, перчаток и портфеля. Подобрать амбассадор по размеру довольно непросто. Эта шапка не должна сидеть слишком свободно, самопроизвольно вращаясь по окружности головы при неосторожном движении. В то же время очень неприятно ощущать, как она стискивает лоб, норовя соскользнуть на макушку. Такую шапку правильнее всего заказывать в мастерской у опытного портного. При небольшом количестве меха вполне реально изготовить обманку, то есть имитировать околыш при помощи складки, распределённой по периметру тульи.

Элегантный продольный залом на вершине тульи - одна из отличительных черт данного головного убора. Выглядит эта складка весьма эффектно. Это придаёт статусность облику носителя данного головного убора.

Гоголь - тот же амбассадор, только без околыша. Оба головных убора очень стройнят и визуально увеличивают рост, что, несомненно, комплементарно для любого мужчины.

Казачьи и боярские шапки

В последние годы на Западе большую популярность приобрели так называемые казачьи шапки. виды шапок имеют непосредственное отношение к обмундированию казачьих войск. Они шьются из шкуры овец. Очень хороши такие головные уборы из длинноворсового белого или чёрного меха. Также данные шапки великолепно смотрятся и в том случае, если выполнены из серебристого или коричневого каракуля, каракульчи, смушки, мерлушки и поярки.

Выкройка казачьей шапки не представляет никакой сложности - это прямоугольник, длинная сторона которого равна длине окружности головы. Короткая - высота самой шапки. Дно, или верхняя, макушечная часть - круг. Он может быть из того же материала, что и основная часть, а может быть и текстильным.

Стоит обратить внимание на следующие виды шапок и их названия. Это и, наиболее сложная и интересная модель, - мурмолка.

Мурмолка не имеет отношения к казачеству, но рассказывая про виды зимних шапок, будет несправедливо обойти вниманием этот мужской головной убор. Мурмолка - мужская шапка. Её тулья повторяет кубанку, однако мурмолка имеет отворот- лопасть, которая, в отличие от знаменитой боярки, о которой речь пойдёт ниже, имеет разрез надо лбом.

Боярку носят и женщины, и мужчины. На фотографиях, представленных в нашей статье, можно увидеть различные виды зимних шапок, в том числе и боярку. Характерная особенность данного головного убора - двухступенчатость, образованная тульей и опушкой-отворотом. Наиболее дорогие модели шьются из соболя, песца и норки.

Шапка-ток - та же боярка, но на её выполнение берётся текстиль - драп, велюр, вельвет, бархат, натуральная или искусственная кожа и т. д. Изготавливаются очень многие виды вязаных шапок спицами или крючком именно по лекалу классического тока или маленьких еврейских шапочек.

в современном прочтении

Очень простые в исполнении, удобные и практичные шапочки, плотно облегающие голову, берут своё начало в еврейской моде. Такие виды вязаных шапок, как бини или петушок - это увеличенные в высоту ермолка и кипа. Надо сказать, что трикотажные головные уборы обладают превосходной пластичностью. Их можно носить, скрутив нижний край толстым коротким руликом или завернуть широкой планкой, а можно вытянуть вверх и сформировать по форме петушиного гребешка.

В настоящее время мода предлагает носить подобные шапки, слегка оттянув вверх и назад так, чтобы основной объём спускался на воротник спинки. Модникам будет интересно, как в предстоящем году выигрышнее всего драпировать такие виды шапок. Фотографии, размещённые в нашей статье, наглядно демонстрируют самые удачные варианты.

Кепка

Основная отличительная черта названного головного убора - козырёк. Эту деталь у кепки позаимствовали очень многие модели, традиционно шившиеся без козырька. Эту деталь теперь с успехом пришивают к балаклаве, к бини, к кубанке, к ушанке, к косынке, к берету, к офицерской фуражке, к киверу и т. д. Надо заметить, что и само семейство кепок за последние десятилетия очень разрослось. Тут и бейсболки, и кепи, и каскетки. Они отличаются друг от друга покроем тульи и длиной козырька. Тулья может состоять из одной-двух деталей, а может и из восьми клиньев. Нередко кепка напоминает берет или картуз. Она может иметь околыш, а может благополучно обходиться без оного. В качестве материалов для изготовления кепок используют текстиль, кожу и коротковорсовый мех.

Чалма

С Ближнего Востока в Европу пришла мода на всевозможные чалмы и тюрбаны. Теперь их делают даже из меха, имитируя сборку надо лбом. Надо сказать, что головные уборы такого фасона идут очень немногим. Шапка в обмотанного вокруг головы, предполагает соответствующий гардероб, то есть платье или пальто в особенном, точно выверенном стиле. Нужно обладать очень тонким вкусом, чтобы составить гармоничный комплект и не выглядеть смешно. Смягчить восточный характер аксессуара может макияж в умеренном европейском стиле. Европейская чалма не должна иметь большой объём. Лучше, если она будет однотонной, в цвет основному костюму. Украшения в виде брошей, пуговиц со стразами, перьев и прочего следует исключить.

Как правильно подобрать головной убор?

Головной убор должен подбираться не только к случаю, но и к типу внешности. Покупая шапку, её необходимо примерить перед зеркалом. Если лицо не стало симпатичнее, то от такой шапки лучше сразу отказаться, какой бы модной и красивой она ни была. Следует обратить внимание на то, не стало ли лицо чрезмерно круглым или удлинённым. Если вязаная шапка колется - это значит, что она выполнена из грубой пряжи, а потому носить её будет некомфортно. Головной убор не должен быть тесным или слишком свободно болтаться на голове. В первом случае он может спровоцировать головную боль, а во втором будет мешать видеть, так как при повороте или наклоне головы станет закрывать обзор. Существуют шапки универсальных фасонов, которые идут практически всем, а есть и такие, что идут лишь немногим. Характерный пример - очень модная Как бы забавно и мило она ни выглядела на модели, прежде чем покупать её, следует задаться вопросом: «А какое выражение лица мне присуще чаще всего?» Если оно очень серьёзное, строгое или сосредоточенное, то от такого аксессуара правильнее будет отказаться. Большинство вязаных шапок и некоторые модели меховых или фетровых, в частности, с различными ушками, а также с помпонами, забавными принтами и пр. можно порекомендовать лишь достаточно инфантильным личностям. В крайнем случае, надевая подобный головной убор, следует настроиться на юмористический, даже легкомысленный лад. Серьёзное лицо в шапочке с помпоном выглядит устрашающе и при этом комично. В любом случае к такому персонажу невозможно относиться серьёзно.

Фантазию наиболее уместно проявлять при изготовлении шапочек для малышей. На наших фотографиях представлены только некоторые виды детских шапок. Ребятишки очень уморительно выглядят в головных уборах, украшенных мордочками зверей или объёмными цветами. По большому счету, им подходят практически все виды шапок. Крючком или спицами связать такой аксессуар не составит большого труда.

Традиции укрывать голову при помощи головного убора пришли из древних времен, тогда такой обычай носил скорее религиозную подоплеку. Сегодня же при помощи шляп, шапок и всевозможных кепок люди в силу практичности укрываются от погодных условий, а также в силу эстетики украшают свой внешний образ и стиль. Отдельного внимания заслуживают виды мужских головных уборов, которых сегодня насчитывается несколько десятков.

При помощи головного убора мужчины не только защищают голову от суровых российских зим, но и выгодно подчеркивают свой стиль и внешний образ. Современные дизайнеры и дома мод предлагают постоянно обновляющиеся коллекции изделий всевозможных фасонов, форм, способов плетения и вязки, расцветок и принтов. При создании таких предметов гардероба специалисты учли сезонные особенности, возраст, предпочтения и разные стили в одежде мужчин.

Полный список головных уборов для мужчин с фото

Тенденции моды никогда не стоят на месте, постоянно предлагая новые течения и стили. Это же коснулось и мужских головных уборов, которые столетиями кардинально видоизменялись и совершенствовались. Сегодня шапки и шляпы для мужчин представлены в более чем 20 разновидностях и типах с целью удовлетворения потребностей мужчин всех возрастов и взглядов на жизнь.

Мнение эксперта

Элен Голдман

Мужский стилист-имиджмейкер

В гардеробе современного мужчины должно быть минимум 3 разных вида головных уборов. В первую очередь комфортная и универсальная шапка для повседневной носки. Также обязательно должен присутствовать изделие в строгом классическом стиле для официальной обстановки. И третьим головным убором может стать та модель, которая соответствует характеру и увлечениям мужчины.

Бандана

Речь идет о косынке или обычном платке, при помощи которого мужчина может укрывать голову от прямых солнечных лучей. Этот стиль чаще всего предпочитают байкеры и представители молодежи.

Башлык

В данном случае представлены военные и казачьи мужские головные уборы в форме остроконечного капюшона с удлиненными лопастями. Этот убор надевали для укрытия головы от непогодных условий, завязывая концы вокруг шеи.

Бейсболка

Этот вид кепки стали носить бейсболисты во время игры, закрывая свое лицо и голову от солнца. Сегодня бейсболку предпочитают мужчины всех возрастов, независимо от образа жизни.

Берет

Впервые этот головной убор появился еще в эпоху средневековья. Визуально он напоминает кепку, но с округлой формой и без козырька. Практически каждый художник в своем гардеробе имеет пару моделей беретов.

Бескозырка

Та же самая фуражная шляпка, но только без козырька, откуда и пошло такое название. Чаще всего такой головной убор можно видеть на мужчинах в армии.

Боливар

Одна из разновидностей цилиндра, которая была воспета в «Евгении Онегине» Пушкина.

Бомбер

Современный вид головного убора для мужчин, который визуально напоминает шапку ушанку. Обычно изделие выполнено из кожи с овчиной отделкой.

Боярка

Название изделия уже говорит само за себя, это исконно русский головной убор, который носили бояре. Верх шапки изготовлен из меха, внутри находится шелковая подкладка, а также предусмотрен бархатный колпак.

Буденовка

Такой себе шлем с формой шлема воинов периода 15 столетия, который носили красноармейцы, подчеркивая свой героизм и величие.

Галеро

Такой фасон шляпы носили в прошлом кардиналы, это была красная широкополая шляпа, у которой свисало 15 кисточек по сторонам.

Гангстерская шляпа

В данном случае речь идет о классической шляпе с полями и тремя вмятинами по бокам и сверху тульи. Второе название .

Двууголка

Такой вид головного убора можно увидеть на изображениях самого Наполеона. В те времена этот вид шляпы носили все чиновники и офицеры.

Ермолка

Этот вид головного убора носят все религиозные евреи и по сей день. Речь идет о маленькой шапочке без полей и отворотов, покрывающей только макушку.

Жокейка

Спортивная модель шапки в форме шлема с небольшим козырьком, которую сегодня надевают конные наездники.

Камилавка

Этот вид головного убора является частью православной религии. Визуально шляпа выполнена в форме расширяющегося вверх цилиндра, камилавка может быть черной, красной и фиолетовой.

Канотье

Эта шляпа с жесткой формой пришла из Франции, там она изготавливалась из соломы, оформленная цилиндрической невысокой тульей, небольшими прямыми полями.

Капелло Романо

Римская форма шляпы, напоминающая по форме планету Сатурн. Это круглая шляпа из прочных тканей, у которой оформлена полусферическая тулья и прямые широкие поля.

Капюшон

Этот головной убор идет вместе с верхней одеждой, предназначаясь для укрытия головы от ветра и осадков.

Картуз

Одна из форм фуражки, которая популяризировалась в европейских армиях 15-17 века.

Каска

Этот головной убор выполнен в виде шлема для защиты головы от механических воздействий. Каску сначала носили военные люди, а сегодня все работники опасной сферы деятельности.

Каскетка

Это одна из разновидностей каски, но защищающая голову от внешних раздражителей, а не от травм.

Кепи

Разновидность мужской фуражки, у которой предполагается горизонтальный козырек небольшой формы.

Кепка

Эта фуражка отличается твердой формой донышка, круглой тульей и наличием прямого широкого козырька. .

Клобук

Этот головной убор носили монахи, он состоял тогда из цилиндра с обрезанными полями «камилавки» и наметанной черной ткани, которая покрывала затылок мужчины.

Ковбойская шляпа

Это может быть шляпа из соломы, фетра и даже кожи с круглой тульей, у которой верхушка немного вогнута, а также с подогнутыми с обеих сторон к верху полями.

Колпак

Это изделие выполняется в конусной и немного округлой форме, а сегодня представляется в нескольких разновидностях. Это может быть юморной колпак для шутовских забав, поварской колпак или колпак Санта Клауса.

Конфедератка

Такой головной убор является национальной кепкой Польши, отличающийся четырехугольной верхушкой. Нередко подобного фасона уборы носили академические выпускники, отсюда и название конфедератка.

Котелок

Такие головные уборы для мужчин пользовались широкой популярностью среди европейцев. Котелки выполнялись с аккуратными и небольшими полями, в полусферической форме из твердых материалов.

Кубанка

Невысокая шапка, которая выполнялась в плоской цилиндрической форме. Ее изначально носили казаки, а позже кубанку стали популяризировать женщины.

Лыжная шапка

Современная модель теплых шапок для любителей зимних видов спорта. Обычно она выполняется из теплых материалов и ярких расцветок, дополняясь бубоном или помпоном.

Охотничья шляпа

Отличительная черта такой шляпы – это наличие двух козырьков спереди головы и сзади, а также двух боковых частей для укрытия ушей. К головному убору передний козырек предназначается для укрытия лица от солнца, остальные части – от ветра и холода. Шапка такого фасона прославилась при помощи образа Шерлока Холмса.

Папаха

Военная разновидность головного убора, выполненная из меха каракуля или овчины. Распространение такая модель получила среди казаков.

Пилотка

Военная шляпа приплюснутой по бокам формы, которая изготавливалась из легких материалов. Спереди пилотку украшали гербом или другими опознавательными знаками военного профиля.

Порк-пай

Шляпа, которая из-за особой формы и схожести со свиным пирогом получилась такое название. Визуально она напоминает миску, цилиндрическая небольшой высоты тулья с ложбинкой по кругу, напоминающей то, как хозяйки подщипывают пирог.

Рыбацкая шляпа

Такой аксессуар выполняется из легких тканей оливкового оттенка, оформленный в тематическом стиле крючками, рыбками и разными приманками.

Соломенная шляпа

Классическая модель из соломы с раскидистыми полями. Этот вариант аксессуара используется представителями обоих полов только в жаркий сезон года с целью защиты от солнечных лучей.

Сомбреро

Тематическая национальная шляпа, которая выполнена в форме конусообразной тульи и широких полей, приподнятых округлыми краями вверх. Этот вид головного убора столетиями носят мексиканские музыканты.

Твидовая шляпа

Плотный шерстяной твид бережно укроет голову от ветреной погоды. При этом наощупь изделие мягкое с небольшим ворсом, выполненное диагональным переплетением нитей. Новый тренд этого года – меланжевая твидовая шляпа.

Треуголка

В этом типе шляпы предполагается загиб полей таким образом, чтобы образовывались три угла. На сегодняшний день этот фасон утратил популярность из-за появления двууголки.

Трибли

Визуально такая шляпа напоминает модель Федору, но в ней предусмотрены маленькие и зауженные поля, а также трапециевидная тулья с ложбинками по центру и обеим сторонам.

Тюбетейка

Сегодня тюбетейка представлена в разных вариациях – с круглой или квадратной верхушкой, плоская и остроконечная, плотная или легкая по материалам изготовления, но обязательно яркая с национальным декором шапочка. Тюбетейка принадлежит узбекскому национальному костюму и носится по сегодняшний день.

Тюрбан

Этот вид головного убора является национальным достоянием персидского народа. Тогда тюрбан называли чалмой, когда кусок материи повязывали вокруг головы, выделяясь из толпы таким аксессуаром.

Ушанка

Это исконно русский головной убор, который уже несколько сотен лет пользуется популярность среди мужчин всех возрастов. Объемная шапка в виде каски круглой или квадратной формы, которая продолжается двумя краями ниже ушей, имея завязки. Изготавливается из кожи, замши, меха.

Носите ли Вы шапку ушанку?

Да Нет

Федора

Шляпа федора - это, пожалуй, самый распространенный вид мужской шляпы. Тулья выполнена трапециевидной формы, а в самом ее центре и по обеим сторонам предусмотрены ложбинки. Если говорить о классической модели, ее изготавливают из мягкого фетра.

Феска

Османская империя запомнилась многим людям не только роскошными нарядами, но и национальным головным убором – феской. Визуально он напоминает широкий колпак с закругленными краями, который изготавливали из красной шерстяной ткани, дополняя кистью.

Финка

Зимняя теплая шапка для мужчин, которая имеет плоскую форму и спускающийся из меха околышек (назатыльник). Благодаря такой форме изделие прочно укрывает голову, уши и шею от ветра и мороза.

Фуражка

Такой аксессуар носят представители полиции, а также мужчины на гражданке. У головного убора должен быть твердый козырек, устойчивый околышек.

Хомбург

Разновидность фетровой мужской шляпы, у которой должны быть загнутыми поля, а также присутствует лента вокруг тульи. А по центру тульи обязательно присутствует продольная ложбинка.

Цилиндр

В данном случае речь идет о шляпе в форме цилиндра с достаточно высоким верхом и аккуратными узкими полями. Пик популярности мужских цилиндров приходится на период 19 столетия.

Шапокляк

Известная шляпа, которая расшифровывается, как шапо - шляпа и кляк - шлепок. Визуально шляпа напоминает цилиндр, но этот вид головного убора можно было складывать.

Шапки в современном обществе

Если рассмотреть любое указанное выше название головных уборов, можно сделать вывод, что только единицы дошли до современного мужского общества. Из указанных моделей не утратили свою актуальность шляпы - Федора, Трибли, Бейсболка, Кепи, Фуражка, Гангстерская шляпа, Твидовая и Соломенная шляпа. Также сегодня на пике популярности меховые, вязаные и объемные шапки.




Дизайнеры различают мужские головные уборы на несколько групп. Например, бытовые изделия для повседневной носки сдержанных и лаконичных моделей. Есть также шапки специального назначения, которые предполагают профессиональный и спортивный дизайн (например, бейсболка, каска, академические шапочки, пилотки, фуражки и т. п.). Также специалисты предлагают модели для всех сезонов года - демисезонные, летние и зимние варианты.

Вывод

Все перечисленные виды мужских головных уборов берут свое начало еще из прошлых эпох и столетий, и только часть из них не утратила своей актуальности до сегодняшнего дня. Специалисты отмечают, что современные шапки и шляпы для мужчин не столько практичные и функциональные предметы гардероба, сколько аксессуары для создания индивидуальности стиля и образа.

У каждого народа есть свой головной убор. Предлагаю Вам узнать много интересного о головных уборах, некоторые из которых мы носим сами:

Чустская тюбетейка

Узбекистан

Хлопок

Самая популярная лёгкая мужская тюбетейка была изобретена в Ферганской долине: складная шапочка, помещается в карман. Классическая - чёрного или тёмно-синего цвета с белым узором в виде стилизованных стручков перца, которые защищают здоровье мужчины, и узорных арочек, выражающих пожелание иметь 16 детей.

Чульо

Перу

Шерсть


Вязаная шерстяная шапка, закрывающая уши, - традиционная защита андских индейцев от холодов высокогорья. Она изготавливается из альпака. Сегодня это классический сувенир из Южной Америки и даже предмет экспорта. Можно отыскать шапки, выполненные в традициях инков, - с геометрическим узором и стилизованными изображениями животных, либо любой другой расцветки, на взрослых и детей с самыми различными вкусами.

Соломенная шляпа

Вьетнам

Солома, пальмовые волокна, шёлк


Настоящий символ Азии - их можно увидеть на крестьянине и на городской моднице. Такая шляпа незаменима в тропиках: она защищает и от дождя, и от солнца, и от посторонних взглядов, будучи при этом очень лёгкой. На голове соломенный конус держится за счёт шёлковых лент.

Панама

Латинская Америка

Хлопок, картон


Классические панамы делаются из соломы, не мнутся и помещаются в карман. Происходит из Эквадора, а название и популярность эта велика в деле спасения от солнечных ударов штука получила благодаря Тедди Рузвельту, инспектировавшему в ней Панамский канал. С тех пор в Латинской Америке появилось несколько вариантов панам.

Папаха

Кавказ

Мех


Высокие шапки в форме усечённого конуса обычно шьют из густой и длинной овчины, но возможен и каракуль и даже медвежий мех. Это идеальный головной убор в горах: отлично греет, защищает голову от ударов, ну и «материал» всегда бегает поблизости. Для кавказцев папаха - символ чести, сбить её с головы - страшное оскорбление. Зато шапкой, набитой опилками, охотно играют в конный баскетбол, закидывая шапку в кольцо.

Тюбетейка

Средняя Азия

Сатин, бархат, шёлк, парча

Название произошло от тюркского «ТЮБЕ» - «ВЕРХ». С 19 века это самый распространённый головной убор в Средней Азии. Бывают тюбетейки мужские и женские, для детей, стариков и замужних женщин, самаркандские, бухарские, хорезмские и т.д. Популярная у туристов разновидность - бухарская золотошвейная шапочка, между прочим, главный атрибут наряда невесты.

Каппер

Россия, Финляндия, Швеция, Скандинавия

Шерстяное сукно, мех, бисер и другие украшения


Мужской головной убор саамов - народа, живущего на севере Скандинавского полуострова и северо-западе России. Капперы шьют из синего, чёрного или красного сукна на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть цилиндрическая, украшается цветным сукном, бисером, жемчугом. Иногда к каперу пришивают наушники с тесёмками, которые завязываются под подбородком.

Тирольская шляпа

Швейцария, Германия, Австрия

Фетр


Классический цвет - зелёный, но вариаций множество. Ещё в традиционный комплект входит шнур с петлёй, обмотанный вокруг тульи, и перо или специальная метёлочка в качестве украшения.

Чембер

Туркмения

Шёлк, другой тканый материал

Головное покрывало красного цвета с вышивкой - оберегом - один из вариантов головного убора молодых замужних женщин. Со временем Чембер эволюционировал, превратившись из полотна в шапочку: заплетённые косы прячутся в мешочек на затылке. Сейчас в Туркмении можно встретить оба варианта, но с классическим вариантом, т.е. полотном справиться сложнее.

Чалма или тюрбан

Аравийский полуостров, Северная Африка, Азия

Хлопок, шёлк

По сути, это длинное полотнище несшитой ткани, наматываемое вокруг головного убора, типа тюбетейки. Изначально наиболее распространённым был чёрный цвет. Существуют тысячи способов завязывания чалмы, важны количество складок, расположение узла и свободного конца. Размер, цвет, способ завязывания чалмы говорят о статусе и происхождении владельца. Особое положение занимает чалма зелёного цвета - её могут носить прямые потомки Пророка или же те, ктосовершил хадж в Мекку.

Монтера

Испания

Бархат, велюр

До 19 века головной убор тореро имел вид обычной треуголки, но с тех пор и по сей день это монтера: круглая шапочка с рожками. Классический вариант - чёрный, из собранной в мелкие складочки ткани, напоминающей курчавые волосы. Той персоне, которой тореро посвятил победу над быком, он бросает свою монтеру.

Сомбреро

Мексика

Солома, фетр


Испанское слово «шляпа», sombrero, дословно «дающая тень». Мексиканский вариант даёт её с избытком - диаметр полей может достигать одного метра. Самые нарядные сомбреро - фетровые, с огромными полями, декоративными украшениями, помпончиками и т.д. - это головной убор мексиканского музыканта, марьячи. Крестьянские шляпы плетут из соломы.

Малгай

Монголия

Шёлк, вельвет


У разных монгольских племён шапка малгай имеет различный облик. Наиболее характерный облик - конусообразный, с шариком на макушке. Шарик символизирует солнце, а идущая от неё прострочка или прикреплённая к нему кисть символизируют его лучи, согревающие всех монголов на свете.

Перья

Парагвай

Перо, тесьма

Парадный головной убор индейцев мака, проживающих в Парагвае. Перья выбираются ярких цветов - по легенде, достаются индейцам от райских птиц. Туристам, которые не удержались от покупки такого сувенира, обычно рекомендуют не выряжаться в перья раньше, чем они доберутся до Европы, чтобы никого не обидеть.

Берет

Шотландия

Шерсть