Развитие ассоциативного мышления. Занятия с четырехлетним ребенком

Каждый здравомыслящий родитель должен заниматься развитием умственных способностей детей. Одна из идей - игра в ассоциации, в которую с удовольствием сыграет вся семья.

Каждый человек по-разному запоминает информацию. У одних развита зрительная, у других - слуховая память. Есть люди, которые отлично запоминают при помощи ассоциаций. Именно такой вид памяти позволяет запоминать как иностранные слова, так и другие виды информации.

Не стоит в таком случае исправлять малыша, так как, если он почувствует, что говорит неправильно, то может в дальнейшем, боясь ошибиться, перестать говорить. Лучше хвалить ребенка за внимательность и объяснить, что папа не совсем грязный, а это волосики, которые растут у всех взрослых дядей, и он их каждый день бреет, а вода не колючая, а холодная. А есть еще теплая и горячая водичка, которую нужно обязательно дать попробовать.

Ассоциации - это слова, которые характеризуют какой-то предмет и ассоциируются с ним. Например, со словом "рыжая" в голову сразу приходит слово "лиса", со словом "трескучий" - "мороз". Игра в ассоциации помогает развивать у ребенка правильную богатую и красивую речь. Семья должна своим примером формировать у ребенка представление об окружающем мире и грамотно общаться. Ассоциации не появляются сразу. Ребенок в процессе освоения новых слов сам проводит параллели между понятиями, связывает множество информации в единую логическую цепочку.

Порой у малышей возникают странные ассоциации. Они не всегда понятны взрослым, но логика ребенка, тем не менее, является намного более тонкой материей, чем логика взрослого. К примеру, ребенок может сказать, что вода - колючая или непобритый папа - грязный. Подобные ассоциации возникли у него исходя из личного жизненного опыта, который еще совсем не велик. Чтобы у малыша возникали в дальнейшем правильные ассоциации, с ним нужно заниматься. Во-первых, следует побольше говорить с ребенком, используя прилагательные.

Во-вторых, следует читать ребенку книги. Но чтение не должно сводиться к скучному озвучиванию напечатанного текста. Чтение - это общение ребенка с мамой и книгой. Следует обговаривать прочитанное, описывать вместе картинки. Игра а ассоциации очень полезна для развития логического мышления. Чтобы играть в нее, необходимо сесть с ребенком и начать общаться. К примеру, мама может спросить малыша: "А какое яблоко?". Лучше чтобы все, о чем говорится, было перед глазами. Малыш расскажет свою версию, мама добавит.

Игры для всей семьи очень сближают родственников. Вечерком лучше не смотреть телевизор, а поиграть в ассоциации. Например, один из игроков говорит прилагательные, которые характеризуют загаданный предмет. Все остальные должны его отгадать.

Общение с ребенком - это залог его полноценного правильного и своевременного развития. Играя с ребенком в ассоциации, мама не только учит его правильно разговаривать, но и развивает интеллектуальные способности. Такие дети лучше учатся в школе, а во взрослом возрасте с легкостью справляются с различными заданиями.

Как обычно проходит подготовка дошкольника к первому классу? Правильно, его учат читать четко, не забывая про знаки препинания, писать ровно и красиво. Его заставляют осваивать основные математические действия и тому подобные знания, которые должны пригодиться ребенку в школе. Но почему-то никто не задумывался и не задумывается до сих пор о том, что необходимо подготовить к школе еще и память ребенка. И именно развитие памяти будет способствовать скорейшему усвоению информации.

Можно сказать, что память - это то, что будет закреплять знания в сознании ребенка. Именно поэтому прежде чем преподавать ребенку основы школьной программы следует помочь ему научиться техникам быстрого запоминания . Не забывайте, что хорошая память - это гарантия того, что ребенок будет успешно учиться в школе.

Что такое память?

Память - это то, что мы помним долгие годы, а именно - образы и ассоциации в нашем сознании . Особенно надолго запоминаются те события, которые когда-то поразили нас, оставили след в душе. Это может быть поездка на море со всей семьей. Тогда вы будете помнить даже текстуру песка у вас под ногами и песочный замок, который вы строили с мамой. В вашей памяти всплывут эмоции, которые вы испытывали во время этой поездки и все ощущения, в мельчайших подробностях.

А вот сможете ли вы вспомнить формулу бензола? Или порядок разложения трехчлена? Это вряд ли воскреснет в вашей памяти так быстро, как вышеперечисленные образы, не правда ли? Причина этому то, что когда вы учили все эти формулы и алгоритмы процессы запоминания были практически не задействованы.

Как мы вспоминаем что либо? Зачастую, с помощью ассоциаций и образов того, что нужно вспомнить. Чем более крепкую ассоциативную связь мы установили с тем или иным предметом, тем лучше мы его запомним. Именно поэтому так важно развивать в дошкольнике абстрактно-образное мышление , ведь именно оно станет основой для развития быстрого и длительного запоминания.

Виды памяти

Видов памяти на сегодняшний день выделено огромное количество. Все они отличаются ведущим анализатором, точностью, качеством и длительностью. Так выделяют оперативную, механическую, логическую память. В зависимости от срока действия выделяют кратковременную и долговременную память. В зависимости от волевого аспекта существует произвольная и непроизвольная память. По анализаторам, которые задействованы в процессе запоминания, выделено зрительную, слуховую, кинестетическую память.

Как развивается память? Несмотря на вид, тип памяти, механизм развития у всех один и тот же. Главным условием запоминания является яркость и образность информации, которую необходимо запомнить. Как мы уже говорили, чем больше нас поразило то или иное явление, тем лучше мы его запомним. А значит, для того чтобы ребенок запомнил цифры и формулы, которые обычно ни у кого не вызывают интереса, необходимо раскрасить их яркими образами.

Итак, главное, что должны помнить родители - информация, которую нужно запомнить ребенку должна быть интересной и увлекательной, и самое важное - понятной малышу. Пусть ребенок учится понимать свои эмоции, прислушиваться к ним, а вы уж постарайтесь сделать так, чтобы цифры и алгоритмы стали для малыша яркими образами и вызывали положительные эмоции.

С помощью игр на развитие памяти ребенок не только научится техникам быстрого запоминания, но и научится обращать внимание на те мелкие явления, которых раньше не замечал.

Раздвигаем границы воображения

Итак, начнем со странных на первый взгляд заданий, которые помогут ребенку развить абстрактно-образное мышление. Спросите ребенка «Как, по-твоему , звучит пушистое облако?» «Какая на ощупь радуга?» попросите нарисовать животное, которое никто никогда не видел или запах любимых маминых духов. Взрослый человек даже задумываться не стал бы над такими несуразными вопросами. А вот ребенку это будет очень интересно.

Придумываем ассоциации

Называем ребенку любые слова, которые он знает. Задача малыша - сказать, с чем у него ассоциируются названные слова. Ребенок должен охарактеризовать каждое сказанное вами слово по такой схеме: цвет, запах, форма, текстура, вкус. Вы можете помочь ребенку, если ему трудно подобрать подходящее слово: выпишите прилагательные, которые соответствуют названным категориям. Читайте их вслух, а ребенок будет выбирать подходящую характеристику.

Потом можно поиграть наоборот. Вы перечисляете пару характерных черт какого-либо предмета, а ребенок должен угадать, о чем идет речь. Тут уже и вы сможете развить свое абстрактно-образное мышление, подбирая к знакомым словам характеристики.

Создаем образы

В этой игре можно использовать любые мелкие предметы. Выдайте ребенку спички, пуговицы, бумагу, мелкие детали конструктора. Из всего этого малыш будет создавать образы. Вы диктуете слова, а малыш выкладывает из мелких деталек образ, который ассоциируется у него с этим словом.

Визуализируем

Теперь образы, которые ассоциируются у ребенка с названным словом, ему нужно либо нарисовать, либо описать словами. Важно в этой игре использовать слова незнакомые ребенку, чтобы он фантазировал, подключал воображение. Как выглядит субмодальность? Опиши электрификацию и абракадабру. И так далее. Чем сложнее слова, тем интереснее играть.

Оживляем предметы

Пусть ребенок выберет любую приглянувшуюся ему вещицу и… оживит ее. Что бы, например, рассказала нам ручка, если бы была живой? Чем бы она занялась, куда бы пошла? Пусть ребенок опишет ее голос, то, как она передвигается, ее характер. Можно даже предложить ребенку устроить спектакль, где главные роли будут исполнять ожившие чашки, ложки, ручки, карандаши и так далее.

Запоминаем

В эту игру, наверное, играли многие. Перед ребенком несколько карточек с картинками. Он запоминает их, переворачивает и называет, что изображено на каждой картинке. Постепенно увеличивайте количество карточек, и уменьшается время, за которое малыш должен запомнить картинки. С помощью карточек можно научить ребенка ассоциативному запоминанию. Так, например, ребенок выкладывает карточку, на котором изображен, например, мяч. Вы в это время говорите слово, которое никак нельзя связать с мячом, например «шкаф». Ребенок должен провести ассоциацию между этими двумя предметами, так, чтобы запомнить слово, которое вы продиктовали.

Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы выяснить, каким типом памяти он обладает. Как известно, существует три основных типа памяти: визуальная, аудиальная и кинестетическая . Понятно, что ребенку с визуальным типом памяти гораздо легче запомнить предмет или информацию, если он ее увидит. Аудиалам легче запоминать на слух, а кинестетикам - на ощупь, с помощью ощущений. Если вы выявили ведущий типа памяти своего ребенка, все упражнения должны быть направлены на развитие остальных типов памяти.

Далее представленные техники, которые помогут не только развить память ребенка, но и понять, какой типа памяти является у него ведущим. Если ребенку легко удается запомнить зрительные образы, но практически не получается запоминать «на слух», то он явно относиться к визуальной группе. Используя нижеперечисленные техники, вы поможете ребенку развить те способы запоминания, которые являются слабыми на данный момент.

Логические связи

Если малышу трудно запоминать разрозненные слова или образы, научите его создавать логические связи между всеми перечисленными словами. Таким образом, по цепочке ассоциаций ребенок восстановит весь список слов, которые вы ему прочитали. Например, он может на ходу придумывать рассказ, используя продиктованные слова. Потом ему останется только вспомнить этот рассказ, и нужные слова всплывут в памяти сами собой.

Цепочки ассоциаций

Если ребенку сложно запомнить незнакомые ему слова: термины или слова иностранного происхождения, этому тоже можно помочь. Ребенку нужно запоминать не слова, а те ассоциации, которые появились у него в связи с прочитанным словом. Каждая ассоциация потянет за собой и слово, которое нужно вспомнить.

Звуковые сходства

Эта техника очень хороша для запоминания иностранных слов. Вы просто подбираете русское слово, которое звучит так же, как интересующее вас иностранное и проводите между ними ассоциативную связь. Например, нужно запомнить слово «ball» - мяч. Есть слово «боль», которое произносится, похоже. Значит, вас задели МЯЧОМ, и вы чувствуете БОЛЬ.

Ассоциации из жизненного опыта

Пусть ребенок учится проводить связь между тем или иным явлением и собственным жизненным опытом. Например, ребенку нужно запомнить текст, повествующий о морских рыбах. Напомните ему, что вы ездили на море и там ныряли с аквалангом. На дне вы видели множество красочных рыб, которые плавали неподалеку. Связывая текст с личным опытом, ребенку будет намного легче запомнить его.

Преувеличение и раскрашивание

Нужно запомнить черно-белый образ? Разукрасьте его! Если ребенку сложно запомнить образ чего-то маленького, пусть увеличит его в своем воображении. Преувеличивая и разукрашивая, делая образ ярче, ребенку гораздо легче его запомнить.

Входим в картинку

Очень хорошим способом запомнить изображение - войти в него. Пусть малыш вообразит, что стал участником картины. Тогда ему будет легче запомнить все самые мелкие детали, которые на ней изображены.

Оживляем и сопереживаем

Этот метод еще называют тактильной и обонятельной памятью. Любой образ можно представить в виде реального предмета. Можно придумать его цвет, форму, вкус, запах. Оживляя и материализуя, таким образом, незнакомые и сложные слова, их гораздо легче запомнить. Ведь правда, слово «генетика» становится проще, если представить его в виде шершавой спирали с определенным запахом и цветом?

Передозировка информации

Чтобы малыш учился запоминать мелкие детали текста или предмета, используйте больше информации, чем представлено в исходном материале. Акцент делается на мелких, неважных деталях. Таким образом, ребенок учится видеть даже самые незаметные детали.

Цифробуквенное кодирование

Ребенку изначально сложно запоминать цифры, так как они более абстрактны, чем слова и образы. Поэтому нужно «оживлять» цифры, чтобы ребенку было проще их воспринимать. Каждую цифру можно представить в виде какого либо предмета. Например, единицу можно представить в виде палки, двойку - в виде лебедя и так далее. Таким образом, чтобы вспомнить нужную цифру, ребенок будет вылавливать нужный образ из сознания, и проводить ассоциацию.

Каким методом пользоваться?

Каким образом ребенку выбирать технику запоминания в том или ином случае? Самое первое, что вы должны сделать: отработать все техники запоминания до такой степени, чтобы ни одна из них не вызывала у ребенка сложностей. Тогда каждая техника будет сама собой всплывать в сознании ребенка, если ему нужно будет что-то запомнить.

Занятия для развития памяти должны быть для ребенка игрой. Нельзя забывать о том, что рутина и обязаловка убивает заинтересованность малыша. А раз техники запоминания - это игры, то вы можете играть где и когда угодно. Даже сидя в очереди к врачу или гуляя в парке, вы можете играть с малышом в ассоциации, рисовать образы палочкой на песке и так далее. Главное, не забывайте, что дошкольник может заниматься одной деятельностью не дольше 20 минут - потом внимание рассеивается и ему нужно предлагать другое развлечение.

Запоминаем стихи

Как малышу будет легче учить стихи? Конечно с помощью создания образов и ассоциативных связей. Алгоритм таков: вы медленно читаете стих, пока ребенок с закрытыми глазами слушает и создает в сознании образы каждой строчки . Чем больше деталей и подробностей будет в образе стихотворения, тем легче ребенку будет воспроизвести текст. С помощью воображения ребенок вселяется в стихотворение и становится его действующим лицом. Потом ребенку нужно будет всего лишь описать картинку, которую он вообразил, и в сознании сразу всплывут те строки, которые он оживлял. Главное объяснить ребенку, что такое рифма и ритм и тогда малыш будет рассказывать стих, а не описывать его своими словами.

Как запомнить большой объем информации?

Если малышу нужно запомнить большой текст или сложную тему, рисуйте вместе с ним карту памяти . Рисовать на сей раз нужно не в воображении. А на простом листе бумаги, используя карандаши и ручки. В центре листа пишется основная тема текста, который нужно запомнить. Далее, от темы отходят стрелочки, которые изображают блоки текста с ключевым словом каждого блока. С помощью символов, рисунков и подписей, ребенок будет выражать свое мнение о тексте, то, что он понял в нем и то, что чувствовал, когда читал его. Позже ребенок сможет таким же образом создавать карту памяти уже у себя в мозгу, без бумаги и ручек.

Когда начинать тренировать память?

Память ребенка можно развивать уже с 10 месяцев . Например, можно попросить ребенка найти нужную игрушку, маму, указать, какой предмет пропал из ряда разложенных перед ним вещей. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задачи. Например, ребенку нужно будет на ощупь узнавать и называть предметы. С помощью таких игр будет развиваться тактильная, двигательная память и мелкая моторика рук. Еще можно играть с малышом в «Зеркало», когда ему нужно повторять ваши движения с увеличивающейся скоростью.

Кроме игр и упражнений способствовать развитию памяти малыша можно с помощью чтения книг, заучивания на память стихов. Загадки, головоломки и ребусы способствуют развитию логического и абстрактно-образного мышления, а значит и памяти.

Спионерила из ФБ сегодня, ну не могу удержаться. Уж очень показательная история с массой положительных эмоций:) Такое было наверно у каждого в том или ином варианте:) Звонит муж, уехавший за субботним мамонтом, и задумчиво, явно докручивая какую-то мысль, сообщает: - Ты хотела утку. Что лучше, филе или ножки? - ?!?!????? Я? Утку? Нет, не хотела, но если хочешь, купи. - Ты утром говорила про утку. Покупать? - (судорожно вспоминаю, когда в последний раз говорила про утку) слушай, ну месяц...

Пыталась объяснить ребёнку разницу между фруктами и овощами 3х летке. Просто запомнить что есть фрукт и что есть овощь не может.Презентации на эту тему не помогли. (Я поставила себя на её место, я тоже бы не запомнила сразу столько всего) Вроде бы сразу всё поняла, когда я сказала, что всё что няня кладёт в суп это овощи, а то что няня никогда не кладёт в суп - фрукты. Ей это объяснение понравилось и уже ей стало легче ориентироваться. А вы как объясняете? или просто стараетесь, чтобы ребёнок...

Обсуждение

Прочитал сыну,а он говорит-а, что курица то-же овощ?

26.10.2017 06:32:14, Васильев Р.Ш.

С точки зрения ботаники, фрукт, то что с семечками (косточками), а овощ - без. Есть еще классификация с точки зрения кулинарии, тогда много фруктов считается овощами (огурцы, кабачки, помидоры и т.п.)

...(Как правило, такие вещи находят при переездах, когда выгребают содержимое всех ящиков и полок.) Эту проблему тоже можно решить, формируя мгновенные ассоциации. Скажем, у вас есть очень красивая и дорогая перьевая ручка, которую вы хотите сохранить для детей и внуков. Вы кладете ее в ящик шкафа под свитера. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Будьте уверены, что в следующий раз, когда захотите полюбоваться на ручку, то будете точно знать, что она лежит под свитерами. Надо всего лишь связать предмет с тем местом, куда вы его кладете. Попро...

Ребенок это слышит с утра до вечера. Родители, которые произносят подобные фразы, не отдают себе отчета в том, что тем самым представляют ребенку мир, полный опасности и негатива... что на самом деле далеко от истины. Ведь кто говорит, что ребенок упадет, обожжется или простудится? Только родители. Однако как только фраза была произнесена, она с гораздо большей вероятностью подтверждается. Если родители будут относиться к ребенку, как к уязвимому неженке, то он обязательно таким и станет, можете не сомневаться. Так зачем же тогда использовать будущее время, эти пессимистические предсказания, когда можно вместо этого сказать:...

Обсуждение

В словах содержится большая сила, нужно следить за своей речью и не только в общении с ребенком. Только не надо утрировать, вместо "Не лезь туда - упадешь" достаточно сказать "Осторожней, это опасно" или предложить пойти в другое место. Вариантов уйма, главное, не произносить утверждения о том, что ребенок, упадет, заболеет и т.п.

Полезно, каждый день слышишь от чужих родителей: будешь ходить без шапки, не пей холодное - горло заболит.. не сиди около окна - продует каждый день в течение нескольких лет ребенок становится запрограммированным и болеть будет чаще.

Рассказывайте ребенку, как внутри вас растет его братик или сестричка. Только, отказывая карапузу в просьбе "на ручки", лучше сослаться на больную спину или уставшие руки, а не на живот. Иначе ребенок невзлюбит братика или сестренку еще до рождения. Вернувшись из роддома, объясните старшему ребенку, что новорожденный тоже живой человечек, довольно скоро он подрастет, и будет хорошим компаньоном для игр. Но пока он не научиться ходить, его надо защищать и охранять. Не ждите, пока ребенок попытается засунуть малышу в ухо игрушку или сделать что-нибудь в этом духе. Тактично пресекайте подобное поведение. Если старший с "опасной" игрушкой направляется к младшему, предложите ему сменить орудие на более безобидную погремушку. Самое главное - не оставл...
...Старший ребенок должен чувствовать, что мама по-прежнему интересуется его проблемами и успехами. При разнице в возрасте между детьми более пятнадцати лет особых проблем, как правило, не возникает ни с чьей стороны. Здесь основная трудность - возраст матери и связанный с этим риск, но это уже отдельный разговор. Мнение врача гинеколога Российской ассоциации "Планирование семьи" - Алесиной Инны Леонидовны: Принимая столь важное решение необходимо руководствоваться целым рядом факторов: психологическая атмосфера в семье, финансовое положение и здоровье всех членов семьи, а особенно будущей мамы. Именно хорошее физическое состояние матери обеспечивает наиболее благоприятные условия для нормального течения следующей беременности. Считается, что...

Обсуждение

Меня зовут Олеся мне 12 лет мои родители развелись когда я была маленькая но я общаюсь со всеми после мама нашла другого живот четвертый год мама беременна но мне не говорит но я это знаю ей не говорю должен родится братик он будет мне родной но я очень боюсь что будет дальше когда он родится и получается что у нас с ним будет тринадцать лет разницы в возрасте так как скоро у меня день рождения,что делать как смирится и можно ли маме сказать что я всё знаю???

19.12.2016 07:01:06, Олеся

У нас с сестрой разница в 10 лет. я старшая, мама родила меняв 30, а сестру 40. При чем сестру можно было назвать вундеркиндом - она научилась читатьв 4-5 лет, и после этого совершенно самостоятельно брала учебники за младшие классы, кники инструкции к конструкторам и училась всему сама. когда пошла в первый класс, то знала наверное программу 3-го. Это я на счет поздних детей...

А отношения - я очень любила с ней играть, была ужасно счастлива что она появилась- никогда не было даже намека на ревность.

Мы стали отдаляться друг от друга наверное когда я пошла в институт, а она в школу. У нее появились свои интересы, друзья. А я вышла замуж. Теперь у нас тоже отличные отношения - лучшие подруги.

01.12.2008 14:10:41, Ирина

Моисей и Мойша это одно и тоже? и вообще можно так назвать ребёнка ведь я не еврей. с чем имя ассоциируется?

Вот столкнулись с неожиданной проблемой, ребенка тестировала психолог для принятия в подготовительный класс школы, попросила выделить слово, не укладывающееся в ряд и объяснить почему, ряд был такой: Василий, Петр, Федот, Иванов. Ребенок выделил, что "лишнее" Иванов, но объяснил это тем, что Иванов - это врач, а все остальные нет:) Так вот, в связи с этим вопрос как научить ребенка отличать имена, фамилии и отчества друг от друга, для меня это уже настолько естественно, что я не могу...

Обсуждение

Ребенок 7 лет но может понять какая фамилия, имя и отчество у него. Путает понятия. Что только не пробовала. Уже третью неделю бьемся

27.10.2018 18:22:11, Анна кушнова

Ну, для того чтоб отличать, надо просто знать, что есть что. :)) На примерах оно довольно быстро проясняется. Берёте свою семью, называете полностью всех её членов, ребёнок сам уловит, что фамилия -- общая у всех. Если это так;).

У нас пока проблема с объяснением того, почему имена не переводят на другой язык:))).

Знаете, что такое ассоциативная память? Я точно не знаю, но объясню как я это понимаю, а вы меня поправите. Стоит мне услышать знакомый аромат и тут же вспоминаются события, произошедшие в то время, когда я впервые этот аромат услышала. Так запах заварный пирожных ассоциируется с моей тетей, которая замечательно их готовила, а запах сирени - с моим первым свиданием в бот. саду в мае. Еще музыка вызывает у меня подобные воспоминания. Вот нарыла записей прошлых лет, сижу и погружаюсь в свои...

Обсуждение

Интересно, что когда я сыну сообщаю, что он что-то получит завтра,а не сегодня:), он хнычет "сиво-одня", т.е. разницу давно уж понимает. Сам не использует в речи. Я говорю, "вот ты поспишь.." Но он днем не спит. А "вчера", мне кажется, тоже не понимает. Утро-день-вечер вроде понимает. Ну, мы все к солнышку привязываем (вот только где оно в Питере:)

05.03.2002 12:21:30, ЛяМур

Моему сейчас 2г. 5м. У нас "вчера" - это любое прошлое, все, что было 5 минут назад, вчера, месяц назад - все "вчера". Будущее еще не употребляет. Планирую сделать ему такой плакатик: Круг разделен на 7 секторов-дней недели. К каждому дню - прикрепить какое-нибудь событие (Например, понедельник - уборка квартиры, ...., суббота - поездка для развлечений (зоопарки, парки отдыха и пр.), и все такое) И чтобы этот круг вращался. А в качестве крепежа - выделение в рамочки трех верхних секторов (самый верхний - "сегодня", левее - "вчера", правее - "завтра") и каждый день крутить. Хочу попробовать - может поможет разобраться с пониманием дней недели и заодно - вчера, завтра, послезавтра. Только вот не знаю - не получится ли впечатление, что все время проживаем одни и те же 7 дней? :) - втор. сырье:)). Как избавиться?

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра дает представление об основных геометрических фигурах, учит определять форму предметов, развивает наблюдательность, навыки классификации и самопроверки.

Изготовление игры

Распечатать данные ниже карточки на цветном принтере и наклеить на плотный картон. Вырезать аккуратно по контуру. Для того, чтобы детали дольше служили, рекомендуется обклеить их прозрачным скотчем. Игру следует проводить на ровной поверхности, не стесняющей движений ребенка; напомните малышу названия геометрических фигур, если он их забыл; продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребенка (10-15 минут).

Собери квадрат

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки.
Задача игрока. Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы.
Ход игры. Игроки берут по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает любую карточку. Игрок, на геометрическую фигуру которого похож изображенный предмет, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Проверить, правильно ли подобраны карточки, игроки могут, ориентируясь на их форму: в собранном виде карточки должны образовать правильный квадрат. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.

Фигуры и формы

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурама, развить тактильное восприятие, мелкую моторику, наблюдательность.
Ход игры. Взрослый ведущий может провести дополнительные игры-занятия, используя карточки с геометрическими фигурами.
  1. Попросите ребенка закрыть глаза и вложите ему в руку одну из фигур. Задача игрока - определить на ощупь, что это за фигура. Предложите ему сосчитать количество углов, сторон и т.д.
  2. Фигуры могут помочь ребенку в рисовании. Например, если у малыша не получается нарисовать ровный круг, он может обвести и раскрасить соответствующую фигуру. Получится солнышко (или апельсин, или мяч...). Чтобы н испортить карточки, при обведении положите их изображением вниз.
  3. Выберите любую фигуру и покажите ее игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, последним назвавший слово, берет фигуру себе и становится новым ведущим.
Круг Квадрат

Ромб Прямоугольник