Развивающая среда группы в дет саду. Представление предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Игровая зона для девочек. В свободное время дети могут здесь поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения», «Гости». А также можно использовать в процессе организованной деятельности, например, когда знакомим детей с предметами посуды, предметами быта; когда знакомим с правилами этикета, чайными традициями.

Сюжетно-ролевая игра «Гости, день рождения».

Программное содержание: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка ком­наты, сервировка стола). Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Оборудование: куклы, детская мебель, угощение для кукол, чайные приборы, вазы, чай, пирожные, подарки.

Ход игры: Ребята могут играть в своей группе в вообра­жаемой ситуации, а гостями могут быть куклы.

Перед игрой можно провести беседу, в ко­торой сообщается, что правила игры требуют, чтобы хо­зяева были вежливы по отношению к гостям, предуп­редительны, употребляли вежливые слова: «будьте доб­ры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Вос­питатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.

Также можно разучить с детьми куплет извес­тной песенки с хлопками:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

И с капустой пирог,

И с картошкой пирог.

А который без начинки -

Самый вкусный пирог!

Затем предложить детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происхо­дить в ней. Педагог может подать некоторые идеи более ин­тересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята.

Вариант игры: когда «гости» пришли на день рождения, то «хозяева» встречают их, правильно расса­живают, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте это пирожное», «Не хотите ли еще чаю или сока?, «угощайтесь тортом» и т.д.

После чаепития «хозяева» развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяе­ва» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто ка­кие развлечения будет проводить.

Можно провести следующие игры, хороводы: «Каравай», «Фанты», «Волшебный стул», «Музыкальный стул».

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться.

Стихотворение:

День рожденья — самый лучший,
Самый радостный денёк,
Для проказ счастливый случай
И для шалостей предлог.

Фрукты, сладости, варенье,
Весь в свечах огромный торт!
В этот день без угощенья
Не останется никто!

Принимаю поздравленья
От друзей и от родных,
И к себе на день рожденья
Приглашаю в гости их.

Игровая зона «Салон красоты». В этом игровом уголке дети могут поиграть в разные сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье мод», «Салон красоты», «Показ модной одежды». Можно провести конкурсы на лучшую причёску, на лучший наряд.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Программное содержание: закреплять и расширять знания о работе мастеров салона красоты; развивать умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия; создавать условия для творческого самовыражения; воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: набор инструментов для парикмахера (ножницы, расчески, фен, лак, шампунь, заколки, резинки и т.д.), альбом с образцами причесок, фартуки, накидки, набор инструментов для мастера маникюра (лаки, кисточки, пилочки, крема), касса, деньги, чеки, аксессуары для нарядов (бусы, серьги, шляпки, сумочки).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Ребята, приближается праздник Новый год. Все хотят в этот день быть самыми красивыми, сделать себе новую прическу, маникюр, макияж. И мальчики тоже должны выглядеть хорошо. А где все это можно сделать? Правильно, все эти услуги оказывают в салоне красоты.

Все вместе вспоминают, какие профессии есть в салоне. Распределяются роли по желанию. Выбираются парикмахеры, мастер маникюра, макияжа, кассир, администратор.

— Ребята, а как же нам побыстрее добраться до салона красоты? Дети предлагают разные варианты. Решают вызвать такси. Имитируется звонок по телефону. Выбирается водитель такси, который с помощью детей строит машину из стульчиков. Все едут в салон. В салоне сотрудники готовят свои рабочие места, а остальные дети на такси едут кататься по городу. Через некоторое время клиенты приезжают и идут делать прическу, маникюр, макияж. Воспитатель также проходит все процедуры, участвуя в ролевых диалогах и привлекая малоактивных детей:

— Дима, у нас в салоне красоты замечательный мужской мастер. Ты должен обязательно у него подстричься! Мама тебя не узнает!

— Ира, у нас в салоне есть мастер по маникюру. Ты должна себе сделать красивый маникюр к празднику.

Игра продолжается, пока не угаснет интерес детей.

Стихи:

Салон красоты

Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

Игровая зона «Торговля». В свободное время дети играют в следующие сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Супермаркет», «Магазин». Эти же материалы можно использовать и на занятиях: «Знакомство с хлебобулочными изделиями», «Знакомство с профессией продавца», «Здоровая пища» и др.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Программное содержание: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: Табличка «Магазин», прилавки, кас­са, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, предметы-заместители продуктов, одежда для продавцов, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель напоми­нает, как должен покупатель разговаривать с продав­цом, а продавец - с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «по­жалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Затем распределяются роли по желанию детей.

Дальше начинается игра. Директор объявляет об от­крытии нового магазина и приветливо встречает поку­пателей. После этого покупатели расходятся по отде­лам магазина: одни покупают одежду, другие — про­дукты, третьи - канцелярские товары. Идет оживлен­ная торговля. Все товары имеют цены, но округлен­ные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рам­ках изучаемого в детском саду программного материа­ла. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвеши­вания продуктов (песок, мелкие камешки, другой при­родный материал). Желательно продавать молоко, что­бы дети знакомились с емкостями — 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ре­бятам поменяться ролями.

Игру в «Магазин» можно соединять с другими игра­ми, такими как «Семья», «Фер­ма», «Шоферы», и др.

Стихи:

Продавец Продавец

Мы приходим в магазин. Целый день он слышит:
В нём обилие витрин. «Дайте,
Выбрать нужную покупку Заверните и продайте!»
Продавец поможет чуткий. И хоть очень устает,
Но дает и продает!

(О. Повещенко) (Е. Санин)

Игровая зона «Книжный уголок» . В этом уголке дети могут читать книги, рассматривать иллюстрации, поиграть в лото «Сказки» и в настольный театр, порисовать по прочитанному произведению, могут поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».

В процессе организованной деятельности можно провести литературные викторины, КВН по сказкам, знакомство с писателями и поэтами, с иллюстраторами детских книг.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, книжки-малышки и самодельные книжки.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «В нашей группе открылась библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Давайте сначала вспомним, как работает библиотекарь».

Дети рассказывают, что библиотекарь за­водит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внима­тельно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спра­шивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, что­бы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобу­се только посмотреть картинки и т. д.

Затем выбирается ребёнок на роль библиотекаря. Можно также предложить ребятам объединять игру с другими сюжета­ми (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

Стихи:

Библиотекарь

1.Это – дом для разных книжек,

Ждут тебя давно они.

Подойди скорей поближе,

В гости к книжкам загляни.

Здесь порядок, как в аптеке.

Полки выстроились в ряд.

Возле них – библиотекарь,

Он всегда нас видеть рад.

2.Мы идём в библиотеку,

Настоящим человеком

Помогает книга стать!

Новых книг живые строки

Открывают путь далёкий.

Жить без книг мы не могли бы.

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем – наш пламенный привет!

Загадки:

1.Хоть я не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговариваю с вами

Всем понятным языком (книга).

2. Не в лесу, не в саду,

Корешки на виду,

Веток нет — одни листы,

Что за странные кусты? (книга).

3. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в 10 раз умней (книга).

Пословицы:

1.Кто много читает, тот много знает.

2. Книга – твой лучший друг, без неё, как без рук.

3. Книга поможет в труде, выручит и в беде.

4. Книга – мост в мир знаний.

5.Книга – зеркало жизни.

6. Прочёл новую книгу — встретился с другом.

7. Хорошая книга — лучший друг.

Игровая зона «Транспорт». Во время свободных игр дети могут поиграть в следующие сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Улица», «Транспорт», «Машины на нашей улице», «Светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно» (о правилах поведения на улице), «Угадай вид транспорта по описанию» и др. Материал этой игровой зоны можно использовать и на занятиях: «На чем люди ездят», «Культура пешехода», «Транспорт», «Путешествие по городу».

Сюжетно-ролевая игра «Улица».

Программное содержание: Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепить названия машин, правил пове­дения на улице и в общественном транспорте. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: модульные автомобили, дорожные знаки, светофор, костюмы водителей, регулировщика.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель с детьми должен закрепить те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулок, бесед, экскурсий; повторить правила, которые нужно соблюдать на улице: на улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по дороге ходить нельзя - там едут машины, автобусы.

Педагог может посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылеплен­ные из пластилина овощи и фрукты, в продуктовый ма­газин на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, по улице едет маршрутное такси.

Когда все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди (куклы), а по мостовой едут машины. Он предлагает детям сделать на улице тротуа­ры, людей. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать те или иные действия. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах много машин. (Дети выво­зят на улицу машины.). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им дойти быстро. (Куклы про­ходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь.). На улице появляется много людей: они идут в магазин, к доктору, на работу. (Ребята игра­ют с куклами - двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.). Воспитатель во время игры не должен показывать детям игровые действия. Его задача — объединить все игровые действия детей общим замыс­лом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры.

Можно в игре применить загадки и стихи.

Загадки:

1.По асфальтовой дороге

Мчится конь четвероногий,

Светят фары, шуршат шины.

Дети, что это? (Машина)

2.Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус)

3.Спозаранку за окошком-

Стук, и звон, и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

4.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками! (Троллейбус)

Стихотворение Я. Пишумова:

На улице нашей

Машины, машины,

Машины-малютки,

Машины большие.

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход!

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы.

Машины выходят

С утра на работу.

Авторы: Иванова Ольга Владимировна, воспитатель;
Истомина Светлана Витальевна, воспитатель;
МКДОУ ХМР «Детский сад «Машенька» с. Цингалы», Ханты-Мансийский район, Тюменская область, Россия.

Развивающая

предметно-пространственная среда

в старшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок развития речи.

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

Для речевого развития созданы:

Серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;

Дидактические игры

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие» В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок , стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки.

Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.

Для эстетического развития созданы:- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» « Уголок природы расположен непосредственно у окна.

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

1. Календарь природы.

2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные

4.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

5.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

6.Фигурки животных.

7. Поделки из природного материала.

Рядом расположен центр экспериментирования , где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1.Нитки

2. Лупа

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Набор форм для игр с песком и водой.

10.Коллекция «Бумага».

11.Коллекция «Ткани».

12.Коллекция «Стекло».

13.Коллекция «Пластмасса».

14.Трубочки.

15. Прищепки.

16.Пипетки, медицинские маски.

17. Свечи.

18.Фартуки и нарукавники.

19. Пластмассовые рыбки.

Уголок дидактических игр .Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры

Для умственного развития созданы: Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» Физкультурный уголок:

Задачи

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики

В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное развитие»

Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Уголки для сюжетно-ролевых игр:

Гендерный уголок для девочек;

Гендерный уголок для мальчиков;

Больница;

Аптека;

Магазин;

Парикмахерская;

Семья.

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют конструктором, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

Уголок безопасности

Задачи:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
Воспитывать грамотного пешехода.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а в группе уголок уединения и релаксации Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, игрушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы.

Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей.Мы будем стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.


Летучева Екатерина

Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию оформление уголков и игровых зон в детском саду. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал

Раздевалка

Уголок «Развивайка»

Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.


Уголок сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала. (доктор Айболит, семья и другие)


Уголок строительно-конструктивных игр

Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Уголок экспериментирования

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению


Уголок природы

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.

Уголок «Книжкин дом»

Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.

Физкультурный - оздоровительный уголок

Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.

Музыкальный уголок

Уголок «Театр»

Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально - игровой деятельности.

Уголок безопасности и юного пешехода

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.



Уголок ИЗО

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.

Уголок математики

Уголок патриотического воспитания

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны.

Уголок развития речи

Уголок уединения

Публикации по теме:

Анализ игровых зон и игрового материала в своей группе Наша группа называется «?». В нашей группе списочный состав: 15 детей из них: 9 девочек и 6 мальчиков. В групповой комнате располагаются.

Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Оформление и оснащение музыкальных уголков Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ» Подготовила Башлыкова.

Предметно-пространственная развивающая среда МАДОУ старшей группы, в соответствии ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды МАДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей», «Футбол». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

Коммуникативно-личностное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :

Уголок для сюжетно ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Книжный уголок,

Уголок настольно печатных игр;

Уголок математических игр;

Уголок природы и экспериментирования;

Спортивный уголок;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок наш город.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги и др.)

Уголок для сюжетно ролевых игр;

В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих) .

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)

Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

Настольные игры из серии «Играем в сказку»

Пальчиковый театр

Театр с игрушками Бибабо

Маски персонажей и костюмы

Музыкальные инструменты

Диски с музыкой и сказками

Декорации и ширма

Портреты великих композиторов

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Книжный уголок:

Книги подобранные по возрасту и по текущей теме

Портреты писателей и поэтов

Сюжетные картинки

Схемы для заучивания стихотворений

Схемы для пересказа произведений

Настольно-печатные игры по развитию речи

Мнемотаблицы

Уголок математический:

Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.

Цветное лото

Головоломка «Шестиугольник»

Математический планшет

Найди фигуру

Выкладываем дорожки

Логические цепочки

Уголок природы и экспериментирования:

Календарь природы

Картотека прогулок, опытов, экспериментирования

Настольно-печатные игры по экологии

Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)

Таблицы

Мини лаборатории

Спортивный уголок:

Мячи большие, средние, маленькие

Гантели

Кольцебросы

Мешочки для метания

Скакалки

Ходули, средства для массажа (варежки, мячики, массажеры)

Дорожки здоровья

Картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования):

Акварель

Кисти разных размеров и материалов

Бумага разной фактуры

Ножницы

Трафареты

Палитры

Пластилин

Формы для лепки

Карандаши

Фломастеры

Образцы изделий декоративно -прикладного искусства

Раскраски по темам

Уголок конструктивной деятельности:

Конструктор разных размеров и форм и материалов

Схемы построек

Мозаики разных форм и размеров

Бумага для оригами

Природный материал

Уголок наш город:

Символика нашей страны

Фото книги по городам России

Карта России

Книги по истории города

ВЫВОД: Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Наталья Кутикова

Организация раздевалок

В раздевалке находится :

Стенд детских работ и выставка детского творчества

Стенд НОД;

- «Информация для родителей»

Групповое помещение

Групповое помещение поделены на центры и должны обеспечивать потребности детей в движении не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Это требование реализуется через создание специальных зон , которыми могут свободно пользоваться дети.



Центр конструирования и строительных игр.

Оборудование : алгоритмы и схемы построек, напольные конструкторы, строительные наборы, игры и материалы для строительно-конструктивных игр (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей и элементы города : дома, дороги, деревья).




Центр речевого творчества

Оборудование : картинки по лексическим темам, художественные произведения по программе, дидактические, настольно-печатные игры, различные виды театров, маски, настольные ширмы, резиновые игрушки.




Центр экологии

Оборудование : фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки, комнатные растения, алгоритмы ухода за ними, дидактические игры, паспорт уголка природы, календарь природы.




Центр науки и экспериментирования

Оборудование : шнурки, тесьма, пластиковые бутылочки разного размера, пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски, мерные ложки, мензурки, сита, воронки разного размера и материала, магниты, увеличительные стёкла, мельницы песочные, водяные.



Центр физической активности

Оборудование : ленточки, султанчики, флажки, канаты, мячи разных размеров, гимнастические палки, обручи, моталки, массажные коврики (мячики, эспандеры, дорожки для профилактики плоскостопия, скакалки, кегли, кольцебросы, мишени.



Центр музыки

Оборудование : музыкальные инструменты, не озвученные музыкальные инструменты (балалайка, немая клавиатура, музыкальные картинки к песням, музыкальная лесенка, куклы-неваляшки, флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки, погремушки, дидактические игры, атрибуты к подвижным музыкальным играм.





Уголок ПДД

Оборудование : макет светофора, макет напольный с пешеходным переходом, дидактические игры, набор транспортных средств , атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, нагрудные знаки разных видов машин, дорожные знаки, жилеты, жезлы, фуражки, кружки красного. желтого и зелёного цвета и т. д.)



Публикации по теме:

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» Характеристика группы: среднюю группу посещают 23 ребёнка, из них-9 девочек и 14 мальчиков. Название группы: «Смешарики». Воспитатель: Федосеева.

Предлагаю Вам свой опыт работы по оформлению зимних участков. Каждую зиму на участке группы "Путене" МБДОУ №89 "Ладушки" г. Чебоксары мы.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Группу компенсирующей направленности в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №14" Городецкого муниципального района посещают дети с нарушением.

Создание предметно-развивающей среды на участке Проект. «Создание предметно – развивающей среды на участке детей старшей группы». Руководитель: старший воспитатель – Чернораева Л. И.

Мы живем в степной местности,для того,чтобы познакомить детей с различными рельефными объектами,я решила сделать на участке детского сада.