Развивающая среда во 2 младшей группе по фгос. Уголки в детском саду: оформление по фгос. Художественно – эстетическое развитие


Анализ предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с ФГОС

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ во второй младшей группе «Светлячки» создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2) познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.

Центр сюжетно-ролевой игры . Основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная» пользуются популярностью, как у мальчиков, та и у девочек.


Наибольший интерес для мальчиков представляют сюжетно - ролевые игры, «Автобус», имеются различные виды конструкторов, наборы инструментов, автопарковка, железная дорога, машинки, военная техника.



«Нравственно-патриотический» центр. В этом центре Оформлен

уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями,

культурой и бытом жителей родного Пермского края и города Пермь. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, фотографии животных, растений, местностей нашего края.


Физическое развитие. Центр «Физического развития». Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр "Мы спортивные ребята" расположен вдали от играющих воспитанников. Совместно с родителями и детьми изготовили нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов и др. Также в нашем спортивном уголке имеются обручи, скакалки, мячи разных объемов, кегли, различные игры на развитие меткости.

Художественно – эстетическое развитие.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это краски, карандаши и бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, белая и цветная манка. В этом уголке предусмотрено место для индивидуальных выставок и совместных работ с родителями и воспитателями. Для центра творчества «Юный художник» отведено самое светлое место в группе. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

Центр «Сказка в гости приходи», важный объект РППС, поскольку именно

театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить

группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В

центре размещаются ширма напольная и настольная, маски сказочных

персонажей. Представлено многообразие видов театра (кукольный,

плоскостной, пальчиковый, картонный, настольный, театр резиновых и

деревянных игрушек, театр «би-ба-бо», театр игрушек – самоделок). На верхней полочке расположен музыкальный центр, который направлен на развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков. С помощью музыкальных инструментов дети подражают звукам природы: животных, птиц, природных

явлений. Музыкальный центр оснащен разнообразными музыкальными

инструментами (бубен, барабан, гитара, ложки, гармошка, погремушки,

шумелки и др). Некоторые инструменты сделаны руками воспитателей, что

вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности.

Центр «Познание»: Имеется разнообразные игры и пособия на развитие

логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал,

магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой. Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме,

цвету и материалу игрушки, развивающие игры, конструкторы разной величины, направленные на развитие речи и сенсорные способности - это

центр интеллектуального развития «Знайки».


Центр экспериментирования. В процессе проведения несложных

опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с

детьми определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка»,

«Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Собираем разнообразные

коллекции.

Центр «Развитие речи»: В центре развития речи имеются игры на

развитие звуковой культуры речи, грамматического строй речи,

формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный

материал для развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и

пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития

фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных

игр и упражнений, игры для развития связной речи. Художественная

литература соответственно возрасту и тематического планирования. Также

имеются сделанные своими руками пальчиковые куклы по русским

народным сказкам.

Вывод. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда

становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни

и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная

среда является основным средством формирования личности ребенка и

является источником его знаний и социального опыта.

Практика работы в детском саду доказывает, что правильно

организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти

занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им

самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а

не получать готовые знания от педагога.

Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в

соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена,

трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Разделы: Работа с дошкольниками

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

УГОЛОК СПОРТА

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ТЕАТР

Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Задачи: экологическое воспитание и образование детей

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

УГОЛОК НАХОДОК

Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально — положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

В нашей группе оборудование размещается в специальных уголках развития, что позволяет детям объединиться небольшими группами по общим интересам или действовать индивидуально. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх — занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.

Уголок сенсорного развития

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания, овладение любой практической деятельностью в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей. Поэтому значение сенсорного уголка трудно переоценить. Большое внимание мы уделяем формированию элементарных математических представлений у детей, поэтому в нашем уголке представлено много игр, которые в веселой и занимательной форме развивают логическое мышление ребенка. Комплектация нашего сенсорного уголка: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, сборные игрушки, Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов, парные картинки и другие настольно-печатные игры, разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). Разнообразие материала позволяет каждому из детей выбрать себе игру по интересам. Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Они легче запоминают материал. Мы постоянно используем в непосредственной образовательной деятельности дидактические игры, в ходе которых ребенок не только осваивает сенсорные эталон, но и учится сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы. Самостоятельную деятельность детей в уголке сенсорного развития мы планируем с учетом актуальной на данный день или неделю темы.

Дидактическая игра с Блоками Дьенеша «Третий лишний»

Цель: Учить выделять предмет непохожий на другие, учить классифицировать и обобщать предметы по 1-2 свойствам.

Игровой материал : Блоки Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе 2 толстых квадрата желтого цвета и один тонкий квадрат желтого цвета. Задаем вопрос «Какая фигура лишняя? Почему?». Далее усложняем. Выкладываем два больших круга синего цвета и один маленький красного цвета. Задаем вопрос. Далее в разных вариациях с усложнением.

Уголок экспериментирования

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. При подготовке к занятиям по ФЦКМ, ФЭМП мы большое значение уделяем предварительной работе, связанной с накоплением сенсорного опыта. Работа с детьми в нашем уголке экспериментирования как раз и направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Оборудование нашего уголка: песок сухой, масса с эффектом влажного песка разных цветов, материал для рисования мокрым песком, формочки, песочные часы, центры воды и песка, емкости для воды, лейки, резиновые, пластмассовые и бумажные игрушки для игр с водой, формы для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльными пузырями, зеркальце, ткани, бумага и фольга разных цветов, зеркальце, лупы, коллекция раковин, природные материалы, фасоль, горох, картотека дидактических игр и опытов. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Игры в уголке экспериментирования мы также используем для развития моторики («Найди игрушку», «Помоги Золушке»), в оздоровительной деятельности («Кораблики», «Летит Перышко», цветотерапия, песочная терапия).

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Упражнять в определении свойств предметов и качеств материала.

Игровой материал: деревянные игрушки, книжки, кукольная одежда.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что пока дети были дома, домовенок Кузя побывал в группе. Домовенок очень любит играть, но не любит за собой убирать. Надо помочь ему разложить предметы по коробкам: предметы из ткани – в красную коробку, предметы из дерева – в синюю, предметы из бумаги – в желтую. Выигрывает тот, кто быстрее разложит предметы по коробкам.

Уголок изобразительной деятельности


Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности, поэтому в центре есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у детей должен быть сформирован художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Программа второй младшей группы построена так, чтобы научить детей передаче сначала более простых, а затем более сложных форм. Умение передавать в лепке и в рисунках разные формы позволяет самостоятельно искать способ изображения интересующих детей предметов, передавать целые события. Дети в возрасте 3-4 лет должны различать и называть основные цвета, а также некоторые оттенки цветов. Знакомство с цветом осуществляется нами в течение всего года на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей. Развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета, а также закреплять знания о цветах можно не только на занятиях рисованием и аппликацией, но и в дидактических играх, в повседневной жизни.

Игра «Цветы настроения»

Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; воспитание эстетического отношения к цвету; развитие творческого воображения и фантазии; корректировка психоэмоционального состояния

Игровой материал: бархатная бумага темных, насыщенных цветов размера А5; бусинки из приятных на ощупь материалов сочных цветов и оттенков (не менее 7 цветов)

Ход игры:

Вариант 1. Надо выложить на листе бархатной бумаге цветы из бусинок, вслух называя цвета; обозначить настроение цветка (грустный, веселый, злой, добрый и т.д.) Выложенный цветок можно сохранить, а на следующий день предложить изменить что-либо в цветовом решении или оставить все как есть. Если ребенок использует все время одни и те же цвета, то бусинки любимых цветов ограничивают в количестве, заменяя их другими неиспользуемыми цветами.

Вариант 2. Дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека (вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей). Надо выложить на листе бархатной бумаге цветик-семицветик. По окончании работы дети поочередно называют цвет лепестков. «Холодные» цвета можно предложить детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые».

Музыкально-театральный уголок

Музыкально-театральная деятельность занимает немаловажное место в целостном воспитании ребенка. Этот вид деятельности доступен всем, оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка и позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. В нашем музыкально-театральном уголке представлены различные виды театра (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный, атрибуты сказки, маски и шапочки животных, сказочных персонажей). Музыкальная составляющая уголка представлена музыкальными игрушками и инструментами для творческого музицирования, шумовыми инструментами, озвученными игрушками, коллекцией дисков с музыкальными произведениями различной тематики (детские песни, народная и классическая музыка, голоса животных, звуки природы, музыкальные сказки и т.д.), картотекой музыкально-дидактических игр. Поскольку дети младшего возраста обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Поэтому элементы театрализации используются нами во время проведения занятий по ФЭМП, ФЦКМ и дают возможность в игровой форме обучать и закреплять пройденный материал. Как правило, материалом для игр в уголке служат знакомые сказки, народные песенки, потешки, детские песни. Во время игры в музыкально-театральном уголке наши дети учатся имитировать движения сказочных персонажей, учатся воспринимать музыку различных жанров, обыгрывать короткие сценки, понимать обращенную к ним речь, составлять предложения и осваивать диалоговую культуру общения, осваивать пластику движений под музыку. Игры в музыкально-театральном уголке мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где дети учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: Развивать музыкальный слух, учить узнавать знакомые мелодии, создавать радостное настроение.

Игровой материал: Домик с окошками. В окошки вставлены иллюстрации на тему звучащих песенок (елочка, медведь, кошка, паровоз, зайка). Музыкальное сопровождение: «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Паровоз» З. Компанейца, русская народная мелодия «Заинька», «Елочка» Красева М., «Медведь» В. Ребикова

Ход игры: В гости приехал Незнайка и привез с собой песенки. Надо помочь ему узнать песенку, обозначить ее картинкой и поставить картинку в окошко.

Уголок двигательной активности

Главной нашей задачей при организации уголка двигательной активности было создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, воспитание осознанного отношение к своему здоровью. В нашем уголке есть массажные коврики, следочки, доска ребристая, мячи, гимнастические палки, ленты, атрибуты для проведения дыхательной гимнастики, обручи, канаты, мячи для метания, мешочки с песком, кольцебросы, кегли, дартс, атрибуты для проведения подвижных игр, картотека подвижных игр, дидактические игры спортивной тематики, а также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Предметное наполнение уголка мы применяем во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, во время подвижных игр в группе и на улице, в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей.

Подвижная игра «К флагу!»

Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.

Ход игры: Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.

При создании развивающей среды группы мы старались учитывать особенности детей, посещающих нашу группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88

Предметно – развивающая среда

в младшей группе «Веселые капельки».

Новосибирск, 2014г.

Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим на другие. Группа детского сада, где наши дети проводят большую часть дня, должна быть уютной, безопасной, удобной и, самое главное, соответствовать возрасту детей. В младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда группы должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника и чувство максимального комфорта.

Посмотрите, вот как мы живем.

Конечно, все начинается с нашего веселого, разноцветного участка, на котором много газонов, клумб с разными видами цветов. Наш участок с сохраненными природными деревьями и созданной аллеей выпускников, есть спортивная площадка с велосипедной дорожкой и оборудованы участки для каждой группы.

В углу участка притаилась сказочная избушка, чтобы к ней подойти, необходимо пройти по волшебным пенькам.

В приемной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды,

папки с консультациями, советами, папки передвижки.

Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО.


Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – погремушки, бубны, ленточки, кегли, гантели, платочки. В группе имеется стационарная горка, большие машины,

мягкие модули «Жираф», «Слон», «Собака», «Динозавр», лошадки-качалки, сухой бассейн,

мягкая модульная полоса препятствий, направленная на развитие ловкости, координации движений, формирования чувства равновесия,

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски.

Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.


Зона сенсорно-моторного развития создана для развития моторики, сенсорного восприятия, развития речи, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, игрушки-шнуровки, мозаики разного вида, пирамидки различной величины, настольно-печатные игры, игрушки головоломки, неваляшки, юлы, игры с разнообразными застежками.

Есть сенсорно-дидактический столик с пальчиковыми лабиринтами, сортерами, рамками-вкладышами, звучащими кубиками, набор «Блоки Дьенеша», игра для забивания. Дидактический стол является частью развивающих игр , наполняемость его периодически меняется, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.

Игровые центры

Основной вид деятельности наших малышей - игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

«Жилая комната»

В центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, посуда, кроватки, коляски, одежда для кукол, стиральные машинки. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли ими играть, а потом убирать на место.


«Больница»

Играя в «Больницу» дети знакомятся с трудом взрослых. В больнице людей лечит врач, медсестра, больным ставят градусники, дают таблетки, смотрят горло, делают уколы. Врач и медсестра в белых халатах внимательны и заботливы. В уголке содержатся игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градус­ники, телефон.


«Парикмахерская и уголок ряжения»

Большой интерес у детей вызывает этот уголок. Ряжение может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, браслеты, ободки и пр.) Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого в шкафчике имеются юбочки, фартуки, шляпки, косынки, много разнообразных сумочек. Для театрализованной деятельности имеются костюмы медведя, зайца, мышки и др. Дети с удовольствием наряжаются и играют


Книжный уголок и музыкально-театральный центр

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей , то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда им читают книги и сами рассматривают картинки, поэтому здесь у нас много книг в жестком переплете. Выставляются большие картины и иллюстрации к сказкам.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а кроме того, развивают фонема тический слух и чувство ритма у малышей: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т. д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, исполненные воспитателем. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, музыку для подвижных игр и ритмических движений, а так же звуки природы. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный, фланелевый, теневой театр, би-ба-бо, фланелеграф, маски для игр-драматизаций, музыкальные и заводные игрушки. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.


Уголок ИЗО

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный стеллаж отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть мольберт, на котором можно рисовать фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеры, мелки, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Эти материалы значимы тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений.


Уголок природы

Уголок природы расположен у окна, удобен для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, на окне весной располагаем мини-огород, где выращиваем рассаду цветов и наблюдаем за их ростом. В уголке находится календарь природы: картины - пейзажи по временам года, модели (солнце, облако, капельки, снежинка), которые помогают детям познать явления окружающего мира. Для игр и работы с водой имеются тазы, ведерки, лейки, палочки для рыхления почвы, фланелевые варежки для протирания листьев растений, ветряки. Чтобы дети оставались сухими после игры с водой, предусмотрены фартучки.


Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, посотрудничать с взрослым и просто отдохнуть.

П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется). Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей .

Оснащение театрального уголка для 2-ой младшей группы

1. Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок», «Еж и медведь», театр петрушек «Заячья избушка» ,теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3. Маленькая ширма для настольного театра.

4. Атрибуты для ряженья - элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

5. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Оснащение книжного уголка для 2-ой младшей группы

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Оснащение экологического уголка для 2-ой младшей группы

1 -для простейшей эксперементальной деятельности имеется: песок, дерево, пенопласт, различные колбы, лупы, ситички, пепетки, стаканчики...

2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, жолуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Планета чудес и загадок", "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года", "Загадки обо всём на свете"...

6 - картотеки сезонных наблюдений

7 - альбомы для рассматривания: "Птицы разных стран мира", "Птицы глазами художников", "Домашние птицы", "Стихи и песни о природе", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

8 - так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов...

Оснащение патриотического уголка для 2-ой младшей группы

1-визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой , флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края, села);

3-папки с творческими заданиями;

4- куклы , игрушки;

5-творчество самих учащихся (поделки, рисунки);

6-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.)

Оснащение сенсерного уголка для 2-ой младшей группы

1.Для развития мелкой моторики

· Пирамидки, окрашенные в основные цвета

· Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика

· Объемные вкладыши, матрешки

· Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы

· Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)

· Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)

2. Для восприятия формы и величины

· Набор геометрических тел для сериации по величине

· Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине

· Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

3. Для восприятия цвета

· Набор цветных палочек, мозаика, пирамидки.

· Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)

· Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.

· Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.

4. Для восприятия звуков

· Звучащие инструменты (, пищалки, трещотки).

5. Для тактильных ощущений

· Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

· Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

Уголок конструирования (строительный уголок), хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики, комплект больших мягких модулей, схемы и чертежи построек, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.; позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.