Ребенок чего то боится что делать. Что делать если ребёнок боится сверстников. Что важно учитывать в борьбе со страхами

Когда мне было лет пять, я подобрала во дворе пробку от бутылки и попробовала ее на зуб. Неожиданно ко мне подошли две девочки постарше. Одна из них сказала: «Ах! Теперь ты умрешь!» «Не умрет», - заступилась за мою жизнь ее подруга. «Умрет-умрет! - настаивала первая. - Моя бабушка говорила, что пробки смертельно ядовиты. А бабушка - врач...» Вокруг меня собрался весь двор. Порассуждали о том, могут ли врачи ошибаться. А потом начали ждать моей кончины. Я тоже ждала, мысленно «отписав» свои игрушки младшей сестре.

С тех пор прошло двадцать лет, десять из которых я не могла спокойно смотреть на валяющиеся на асфальте пробки и люто ненавидела ту девочку, которая превратила часть моей жизни в жестокий невроз. Видимо, поэтому, когда у меня появился собственный ребенок, я твердо решила: уж я-то его пугать не буду! Не хочу, чтобы у него были страхи и комплексы! Только странное дело: я малыша не пугаю, по сто раз на дню объясняю, что в темной комнате никого нет, а в окно нашего 16-го этажа никто залезть не может, тем не менее ребенок все равно боится!

Откуда рождается страх? И как его побороть? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу профессору Ростиславу АРОНОВУ.

Познание мира всегда сопровождается страхами, - объяснил мне профессор Аронов. - Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предков, заложенный в наше подсознание, охраняет ребенка от боли (вызывая страх падения, ожога, укола, укуса...), нападения (страх темноты, закрытой комнаты, незнакомого помещения...) и т.д.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные возникают как отображение психического и личностного развития ребенка. Невротические «вырастают» из возрастных, если ребенок не может справиться с конкретным страхом.

В идеале появление и существование страхов подобно обычной болезни: первое время они очень яркие, ребенок мучается. Однако через две-три недели происходит перелом - «болезнь» идет на убыль. В норме через месяц после возникновения конкретного страха ребенок избавляется от него. Если же в течение это времени интенсивность страха не уменьшается, то речь уже идет о страхе невротическом.

Такой страх не только мешает ребенку жить, «разъедая» его душу, но также вызывает характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими.

Страхи могут трансформироваться и закрепляться, сохраняясь вплоть до взрослого возраста, калеча характер и существенно затрудняя человеку жизнь.

Почему одни дети боятся резких звуков, а другие - незнакомых людей?

Стимулы страха связаны с возрастом, т.к. зависят от процессов развития и созревания. В том возрасте, когда познание мира происходит в большей степени через слух (первые месяцы жизни), ребенок боится резких звуков. Когда у него активизируются зрительные зоны мозга (6 - 12 месяцев), малыш начинает опасаться того, что видит… Так, страх перед незнакомыми людьми не может возникнуть у детей первых месяцев жизни - у них еще не развита способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает между 6- и 9-месячным возрастом, именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается. Но многие родители даже не подозревают о том, чего боится их ребенок. Другие с удивительной безрассудностью высмеивают страхи своего малыша, потому что искренне считают их пустяковыми. В результате страхи ребенка закрепляются, а его отношения с родителями рушатся. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять взрослым.

Давайте разберемся с теми демонами, которые бушуют в душе вашего ребенка. Детям разного возраста свойственны свои страхи. Сегодня мы поговорим о дошкольных страхах.

ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ

Дети боятся перепада температур и резких звуков.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте основные анализаторы - кожная чувствительность и слух. В глубокой древности наши новорожденные предки находили мать по теплу, исходящему от ее тела, или по характерным звукам, издаваемым ею. И по сей день комфортная температура и «интимные» (негромкие) звуки создают у ребенка ощущение защищенности. Холод, жара, громкие и неожиданные шумы пугают малыша.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: как это ни парадоксально, многие родители закладывают в основу выработки послушания именно чувство страха, совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы усмирить младенца, они кричат на него (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). Так здоровые дети начинают превращаться в законченных невротиков.

СОВЕТ: в таком нежном возрасте договориться с ребенком невозможно, и ваш личный пример пока для него не подмога, поэтому, чтобы ребенок легче пережил свои страхи, старайтесь оберегать его от этих раздражителей.

6 МЕСЯЦЕВ - ГОД

Ребенок пугается незнакомых людей и обстановки, чужих домов, новой одежды и средств транспорта.

ПОЧЕМУ: на первое место в качестве анализатора мира выходит зрение, и количество страхов увеличивается как снежный ком. Защитный рефлекс диктует малышу: все незнакомое (люди, предметы) может нести опасность. Вот почему малыш капризничает, когда его переодевают: мама снимает с него уже привычную одежду и одевает другую, которая ему не знакома и, возможно, навредит...

Его пугают предметы, «изменяющие свое поведение»: например, когда кухонный комбайн, до того молчавший, вдруг начинает шуметь - малыш плачет. Он пугается пылесоса, электробритвы… Многие дети испытывают настоящий ужас перед «норами»: отверстиями стока в ванной, воздуховодами. Срабатывает подсознательный инстинкт: из отверстия может появиться змея, а змея для наших предков представляла одну из смертельных опасностей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: во многих семьях главным воспитателем в семье становится пылесос или подобный шумливый предмет. Его включают, когда ребенок слишком расшалится. Шансы остаться психически стабильным у малыша уменьшаются.

СОВЕТ: закройте отверстия стока в ванной мелкоячеистыми решетками. Не торопитесь, переодевая ребенка. Дайте ему потрогать новую одежду, изучить ее, только после этого одевайте малыша.

Дети боятся разлуки с родителями, в том числе во сне.

ПОЧЕМУ: ребенок начинает осознавать бескрайность мира и испытывает страх потеряться в нем. Малыш опасается потерять родителей, капризничает, если его оставляют с незнакомыми людьми. У многих детей возникают проблемы с засыпанием, потому что во сне они не могут постоянно видеть и слышать родителей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: желая добиться от чада большей послушности, мама прячется за деревце или угол дома - пусть малыш испугается, что она пропала! Метод, конечно, действенный, ребенок протянет ручку и некоторое время не будет убегать от мамы, но… ночью его будут мучить ночные кошмары - первый признак закрепления страхов в этом возрасте.

СОВЕТ: ежедневно разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные - малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха - обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.

Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте у ребенка складывается некий порядок жизни «я и дом» и иерархические отношения «я и родители», которые являются для него своеобразной опорой. Когда он вынужден сменить жилье или начать посещать детсад, его слаженная система рушится. Переезд вызывает страх не только перед новым местом, но и новыми соседями, даже новыми деревьями...

Посещение детского садика заставляет заменять связи с родителями общением со сверстниками и воспитателями.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: в этом возрасте дети особенно пугаются «лихих» родительских обещаний: «Сдам тебя в детдом!», «Позову дядю!», «Отдам твои игрушки другим детям!», «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек»… Произносить такие угрозы - большая ошибка.

СОВЕТ: определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

Подарите ребенку талисман - предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.

Дети боятся неизвестности: темноты, «мертвого пространства», одиночества.

ПОЧЕМУ: ребенка пугает так называемое «мертвое пространство». Это пространство порождает прямоугольная мебель. Представьте комнату со шкафом. Ребенку в этой комнате страшно. Родители подводят его к шкафу, открывают дверцы: «Пусто!» А страх не развеивается. Малыш и сам не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится мертвого пространства - того, которое он не может «объять» взором над шкафом.

Причина в том, что ребенок чувствует защищенность только тогда, когда способен контролировать все окружающее пространство. Анализируя обстановку, его мозг отмечает, что над шкафом имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: не стоит произносить фразы типа «Запру в ванной и выключу свет», «Выставлю на улицу!», «Выброшу тебя на помойку!», «Уйду и не вернусь», «Будешь хулиганить - тебя заберут хулиганы и бандиты!»

СОВЕТ: по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы и мертвое пространство.

Если ребенок спит рядом с вами, не «выселяйте» его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.

Ребенок боится смерти.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте человек осознает, что жизнь не бесконечна, а люди не вечны, и это бывает для него серьезным потрясением. Дети начинают понимать, что и они сами, и их родители смертны. Некоторые переживают первую семейную утрату - уходит из жизни старшее поколение.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: очень опасно стращать малыша: «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Страх смерти наиболее разрушителен.

СОВЕТ: до девяти-десяти лет детям лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это переживание может вызвать у них скрытые страхи. Но при этом старайтесь при детях упоминать про умерших родственников. Из таких разговоров ребенок выносит важное открытие: после смерти человек… продолжает существовать. Пусть в разговорах, в сердцах близких людей, но он не пропадает окончательно.

Дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте для ребенка крайне важно понятие семьи. Больше всего на свете он опасается стать нелюбимым и быть отвергнутым своей семьей. У детей из неполных и неблагополучных семей таких страхов больше.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: приводя в пример себя, не напирайте на идеально положительные качества: «Мама и папа всегда убирают свои вещи!» Такие слова пробуждают у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей.

СОВЕТ: расставьте по дому фотографии, где вся ваша семья запечатлена вместе. Когда родители на работе, ребенок может ощущать их присутствие, глядя на эти фото.

ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!

Могут ли у ребенка появиться «внештатные» страхи - те, о которых вы не рассказали?

Да. Большую роль в возникновении страхов играет так называемое «психическое заражение», когда ребенок узнает от родителей или сверстников, что чего-то «надо» бояться. Или когда родители интуитивно или сознательно стараются оградить своих чад от ситуаций, которые их пугали или пугают (собак, лифтов, таблеток). Дети очень чувствительны и расценивают это следующим образом: «Мама старается охранить меня от чего-то очень страшного. Я должен этого бояться!»

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Как помочь ребенку преодолеть страх?

Ваша реакция на его страх должна быть сопереживающей. Продемонстрируйте свое неравнодушие. Но не переусердствуйте: чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

ПРОГОВОРИТЕ! Попросите ребенка рассказать о своем страхе, описать чувства. Чем больше он будет говорить, тем быстрее рассеется страх.

Если ребенок сам спросит о волнующей его теме (например, проблеме смерти), постарайтесь дать исчерпывающий ответ. В психотерапии это называется «информационная поддержка» - она обеспечивает чувство безопасности ребенка.

ПРОРИСУЙТЕ! Попросите малыша нарисовать то, что его пугает. Уберите рисунок, а через несколько дней предложите обсудить его. Если ребенок с дрожью в голосе комментирует нарисованное, то данный страх по-прежнему значим для него. Если же он не может вспомнить, что нарисовал, - это благоприятный признак: страх практически побежден. Для полнейшего излечения можно предложить ребенку уничтожить свой страх: порвать рисунок на клочки, сжечь его или дорисовать так, чтобы победить пугающий момент (скажем, «посадить» Кощея за решетку).

ПРИКАСАЙТЕСЬ! Ребенок постоянно испытывает потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Погладьте ребенка по голове, посадите на колени, возьмите его лицо в свои ладони, посмотрите ему в глаза и нежно расспросите, что же его беспокоит.

Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

… Если вы не можете самостоятельно справиться со страхами своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту. Возрастные страхи дошкольников, сохраняющиеся у детей старше 10 лет, - это фактор развития тяжелых неврозов и предрасположенности к девиантному поведению: алкоголизму, наркомании...

Исследования Гарвардского университета (США) показали: Родительское поведение и мировосприятие играет важную, но отнюдь не решающую роль в развитии социальных страхов у детей. Более важным является фактор наследственности. У молодых родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (старше 35 лет) дети более беспокойны и менее уверены в себе. Если ребенок совсем ничего не боится, это не очень хорошо. Родители «запредельно» бесстрашных детей обязательно должны показать сына или дочь врачу.

Страх – это вполне нормальное явление в нашей жизни. Чувство страха испытывают все взрослые люди без исключения. Это чувство жизненно необходимо всем людям в целях самосохранения. И если ребенок испытывает страх – это хорошо. Например, если он боится попасть под машину, значит, он будет с особой осторожностью переходить дороги. Если он боится темноты, значит, он будет обходить небезопасные места.

Проблема возникает тогда, когда ребенок боится чересчур много. Когда чувство страха мешает ему спать спокойно, идти на прогулки, общаться и тому подобное.

С сильными детскими страхами необходимо обязательно бороться.

11 советов, которые помогут взрослым победить детский страх.

1. Никогда не называйте ребенка трусишкой или трусом, потому что ребенок будет себя чувствовать слабым и хуже ровесников.

2. Следует уяснить себе то, что ни один страх не возникает просто так без причины. Обязательно нужно выяснить эту причину. Конечно, взрослым очень часто эти причины могут показаться смешными и нелепыми. Но и такие причины необходимо устранять.

3. Нельзя игнорировать детские страхи или преуменьшать их. Если, например, ребенок просит оставить на ночь включенный свет, оставьте, пойдите ему навстречу.

4. Чаще говорите с ребенком о его страхах. Псхологи советуют сделать так, чтобы ребенок смог свои страхи нарисовать, а потом порвать рисунки. Такой метод является эффективным для детей в возрасте шести-семи лет.

5. Необходимо попробовать найти такие слова, которые помогут ребенку уменьшить его страх. Нужно попытаться объяснить ребенку, что не стоит что-то так сильно бояться.

6. Если ребенок очень боится что-то предметное, то, что можно увидеть или потрогать, то нужно попробовать поиграть с ним в игру, где главным объектом будет то, что символизирует у малыша такой огромный страх. Необходимо найти такой момент, в котором малыш увидит, что данный предмет не такой уже и страшный. Например, если ребенок боится кошек, то нужно поиграть с ним сначала игрушечными котятами, потом, когда ему понравятся такие игры, можно предложить большую плюшевую кошку. Понаблюдайте за его реакцией и поведением. Если начнет играть и с плюшевой кошкой, попробуйте поиграть немножко с настоящим котенком.

7. Есть такие страхи, от которых ребенка избавлять не нужно. Они должны со временем сами пройти или стать не такими острыми. Например, если ребенок боится воды, то можно сходить с ним в бассейн. Первые дни нужно быть с ним рядом и держать его за ручку, чтобы ему было спокойно и не страшно.

8. Как показали практика и различные исследования если в доме, где находится ребенок, тихо и спокойно, то и ребенок почти ничего не боится. В доме должна быть дружелюбная и искренне теплая атмосфера. В таком случае и малыш будет чувствовать уют, заботу и уверенность.

9. Не оставляйте ребенку времени и силы на то, чтобы он полностью застряг в своих страхах. Старайтесь, чтобы его день был насыщен яркими событиями и впечатлениями, увлекательными играми и полезными делами.

10. Отлично справятся со страхами сказки, главным героем которых будет именно объект страха. Если такой сказки не слышали и не знаете, придумайте!

11. Нельзя смеятся над детскими страхами, тем более, ругать его и дразнить за это. Не стоит также сравнивать ребенка с другими детьми.

Соблюдая приведенные правила, Вы без особого труда совместно с Вашим малышом сможете побороть чувство страха. Но, помните, что главными помощниками в избавлении от детских страхов есть жизненный опыт, знание детской психологии и Ваша интуиция.

Как научить маленького человека ничего не бояться и верить в себя?

1. Высказывать свое мнение

Сильная мама ведет себя с ребенком честно и откровенно. И от него ждет того же. Она учит высказываться, выражать свое мнение, анализировать свои мысли и чувства - и смело говорить об этом.

2. Учиться думать самостоятельно

Сильная мама не указывает ребенку, что он должен думать по тому или другому поводу, она учит, как думать. Собирать информацию, учитывать разные точки зрения - и делать из этого свои выводы. Она не пугается неудобных вопросов и сложных тем. Не наказывает за ошибки и неудачи. Без этого невозможно ничему научиться.

3. Ценить образование

Она настаивает на важности образования, которое открывает столько дорог. Причем образование в ее понимании - это не просто дорогая школа и высокие оценки, это развитое мышление и воображение, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли.

4. Преодолевать себя

Самая большая победа человека - победа над собой. Неважно, сколько было провалов и неудач, главное - продолжать идти. Сильная мама обязательно поддержит стремление ребенка стать лучше, справиться с недостатками - она хочет, чтобы ребенок не боляся трудностей и учился быть самостоятельным.

5. Финансовая независимость

Сильная женщина - независима и самодостаточна. Такими же она стремится видеть и своих детей. Умение зарабатывать, распоряжаться финансами и добиться финансовой автономии - это важное условие выживания в социуме. И один из главных приоритетов сильной мамы.

6. Быть тем, кем хочется

Сильная мама не ломает личность ребенка. Носить то, что хочется, красить волосы, как нравится, выражать себя через украшения - это его право. Путешествия, новые увлечения, интересные знакомства, новый необычный опыт - этого не надо бояться, это то, в чем мама охотно поддержит своих детей.

7. Испытывать эмпатию

У сильной мамы хватает мудрости и любви, чтобы принимать не только ребенка таким, какой он есть, но и не отталкивать его друзей, тех, кто входит в его жизнь в разные периоды. Быть добрым и понимающим, сопереживать и выражать сочувствие - она учит этому на своем примере.

8. Дорожить близкими

Дружба, семья, взаимопонимание с близкими - это базовые ценности для сильного человека. Не только дети нуждаются в родителях, но и родители в детях. Сильная мама обязательно сделает акцент на взаимном доверии, щедрости, готовности помочь и умении прощать.

9. Принимать обстоятельства - или менять их

На чем сильная мама не зацикливается, так это на критике и неприятии. Тот, кто умеет учиться и наделен гибким мышлением, сможет принять большинство житейских ситуаций. Жаловаться - последнее дело. Либо ты действуешь в предлагаемых обстоятельствах, либо меняешь их.

10. Отстаивать независимость

Сильная мама поощряет умение принимать решения и не искать опоры и одобрения у других. Мыслить независимо, решать независимо и самому нести ответственность. Тогда из ребенка вырастет сильная личность, которая ничего не боится и сумеет помочь другим, как мама помогала ему.

Новорожденный ребенок спокойно реагирует на смену дня и ночи. У него не возникает никаких неприятных ощущений из за отсутствия света. Но, малыш растет и с возрастом его отношение к тьме и свету меняется. Сначала он реагирует на свет, наблюдая за его источником, затем - на его отсутствие. И вот однажды малыш заявляет: «Мама, включи свет, я боюсь спать в темноте». Первая мысль, которая появляется у вас: « никто не пугал ли малыша, не смотрел он страшные мультфильмы, или никто не рассказывал ему страшные истории, не замыкал в темноте?» Действительно, неосознанные ужасы или страдания, которые ребенок почувствовал днем могут превратить ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами. Но ваше удивление может усилиться, если вы поймете, что ничего такого в жизни ребенка не было. Тогда что же это? Кроме непосредственного присутствия психотравмирующего фактора, страх темноты и ночных чудовищ может быть просто «возрастным страхом». Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.

Так, уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели колыбельные, нежили и обнимали. Такое поведение матери по малыша создает для него эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше всего. Именно безопасность и эмоциональная привязанность являются базовыми потребностями, необходимыми для развития ребенка. Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неизбежной опасностью, надвигающейся наносит психическую травму в эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически слабых детей (что часто бывает во время или после болезни). Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникает спазм голосовых связок, последствия чего могут проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке начинает прерываться от волнения, становится трудно начать говорить.

До двух лет страхи перед засыпанием существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, и связаны они именно с частыми пугающими сновидениями.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник), двери должны быть открыты, так ситуация остается более-менее контролируемой, а значит безопасной. При невыполнении хотя бы одного из этих условий остается беспокойство, а сон не наступает. Волнение может проявиться не только в связи с ожиданием бандитов, монстров и других «ужасов», но и страшных (кошмарных) снов.

В 5-7 лет дети часто боятся не только страшных сновидений, но и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может пригрезиться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения или потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей, который появляется только в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи. Это косвенно указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью или бессмыслицей, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему же у детей появляются страхи?

Появление детских страхов связано с особенностями развития психики ребенка. Ведущая роль в освоении маленьким человеком окружающего мира принадлежит ориентировочно-исследовательском рефлекса или рефлекса "Что такое?", Как назвал его академик Иван Павлов. То есть ребенок должен «ненасытную» жажду новых впечатлений и новой информации. Однако средств (знаний и жизненного опыта) для обработки того потока информации, поступающей к ребенку, действительно не хватает. Таким образом, страхи появляются как форма познания и отражения действительности. При недостатке информации у детей включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Наполняя каждый раз жизненное пространство ребенка, страхи заставляют его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Однако воображение ребенка отличается от воображения взрослого. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины, и чем больше недостаток информации, тем больше усиливается страх.

Чего нельзя делать если ребенок чего то боиться

  • Не стоит слишком беспокоиться и фиксироваться на страхе, а также акцентировать на нем внимание самого ребенка и окружающих - это укрепляет страх в его позиции.
  • Не игнорируйте чувства ребенка, настаивая на немедленном, безотносительно к его переживаниям, выполнении своих требований.
  • Не высмеивайте ребенка и его страхи, не называйте малыша «трусом». Это может привести к тому, что он замкнется в себе, зациклится на своих страхах и переживаниях.
  • Не ругайте ребенка за то, что он боится, Не рассказывайте ему, что «в его возрасте уже стоит понимать...» или о том, что «если малыш хочет манипулировать родителями, то у него ничего не получится»
  • Не стыдите ребенка. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Не заставляйте ребенка преодолеть страх усилием воли.
  • Не пугайте его еще больше: «Не перестанешь бояться, позову милиционера»

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы.

Что нужно делать если ребенок боиться

Ребенку легче победить свои страхи, если она чувствует поддержку со стороны взрослого. Помогите ребенку почувствовать себя в безопасности.
  • Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
В большинстве случаев страхи уходят, так и не заявив о себе в полный голос.
  • Если ребенок отказывается спать один, не засыпает, опасаясь, что вы уйдете из комнаты, часто просыпается и приходит к вашей кровати - это означает, что ей не хватает вашего внимания. Начиная с двухлетнего возраста, недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, изменчивость настроения и капризность как средства привлечения внимания. С этой же целью могут быть невольно использованы страхи, возникающие перед сном. Однако помните, что все эти средства ребенок использует бессознательно, поэтому не стоит его ругать или обвинять в том, что он манипулирует. Лучше проводите с ним больше времени. Введите определенный порядок отхода ко сну, например, чистка зубов, чтение книги, вложения в кроватку. Посидите с малышом пока он не уснет. Если он говорит, что ночью придут привидения, скажите: «Призраки, вон отсюда!» И демонстративно проверьте все уголки детской комнаты. Если это не убедит ребенка в том, что в комнате безопасно, расскажите ему историю о «противомонстровом фонарик», который заставляет всех призраков таять, как солнышко заставляет таять снеговиков. Приобретите ребенку свой собственный ночник или фонарик. Пусть малыш сам регулирует включение-выключение света. Это позволит ему чувствовать себя гораздо увереннее. Если фонарик к тому же будет настоящим маленьким другом, таким как Животное-Фонарик, это придаст особой правдивости его волшебным свойствам. Включите свою фантазию, и придумайте сказку о верном друге «коньке-горбунке», который приходил ночью, чтобы защитить всех своим волшебным светом.
  • Апеллируя к сознанию ребенка, говорите с ним «на одном языке». Мир и общение детей имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают объяснений, идущие от здравого смысла, вроде того, что «вещи из шкафа не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «вещи все могут». Но достаточно сказать, например: «Эти воришки вещи бессильны, потому волшебный ключик, который открывает дверцу шкафа только с помощью тайного заклинания, надежно запер их внутри шкафа», - как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится.
Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности.
  • Детей, которые испытывают недостаток родительского внимания, и ночью проявляют это страхами, необходимо поддерживать и внимание не только в тот момент, когда непосредственно возникает страх, но и днем. Позанимайтесь немного с ребенком, поиграйте в активные игры, займитесь чем интересным, скажите ему пару теплых и ласковых слов. День ребенка должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, тогда и сон будет легким и светлым. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов, и, наоборот, чем более ограниченный круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. Тема, появляющаяся в страхах, перестает волновать ребенка, когда ее поглощают новые впечатления. А с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов.
  • Для профилактики ночных страхов следите за тем, что читает ребенок, какие передачи смотрит по телевизору, разговоры слушает, и насколько это соответствует его возрасту.
  • Пересмотрите режим дня малыша. Не нужно вкладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе она будет слишком возбуждена и у нее нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должен быть всегда один и тот же, но продолжительность самого сна сокращается с возрастом.
Игровые (терапевтические). Попросите ребенка подробно рассказать вам о том, какого цвета его страх, какого размера, формы, как он пахнет и как звучит, в каком месте в теле он «засел» и как он там чувствуется (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Затем можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего он хочет или чего боится сам страх. Можно нарисовать то, что пугает малыша на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо. Кроме того, о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его «страх» со слов ребенка, и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.

Предметные. Если предложенные выше способы кажутся вам слишком сложными, предложите ребенку найти реального защитника: его игрушечного плюшевого собаку-сторожа, которого вы дадите ребенку в кроватку, или плюшевого медведя. Защитить от «страшилки» может помочь завешенная одеялом решетка кроватки. В конце концов, сам ребенок может подсказать способ борьбы со своим страхом, только спросите его!

Когда же страх разобран на составляющие и обсужден в разговорах, бояться собственно и нечего. В случае, если Вы столкнетесь с какими трудностями страхи малыша станут навязчивыми, обратитесь к детскому психологу.

Но главное, помните, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа