Ребенок панически боится оставаться один. Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия. Две главные причины страхов у детей

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают...

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Ребенок боится оставаться один дома даже на несколько минут. Если рядом нет папы или бабушки, бедная мама не может даже выскочить за хлебом.

Страх оставаться одному может сопровождать ребенка с самого раннего возраста, а может возникнуть внезапно после какого-то события. Разберемся с причинами возникновения таких страхов у детей и определим пути решения этой проблемы.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают - самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы - маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности - база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в .

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один - может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!» , то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью. Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.


Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

    Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, - это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.

    Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.

    Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это - быть съеденным?

    Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное - людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.


Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное - создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное - разберитесь со своим внутренним состоянием . У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком . Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше. Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами». Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха» , героическую или юмористическую, - о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное - читайте ребенку книги! Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать. Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором. У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

Так не бывает, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили. С тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости…»

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многие родители, уверенные, что их ребенок уже взрослый и довольно самостоятельный, испытывают недоумение, узнавая, что чадо боится быть дома в одиночестве. Однако подобного рода детская фобия - это довольно распространенное явление.

Страх остаться в одиночестве далеко не всегда свидетельствует о несамостоятельности и капризности ребенка.

Выявление причины страха остаться одному дома

К основным причинам, по которым ребенок боится оставаться один дома, относятся следующие:

1. Родительское запугивание. Отец или мать, грозящие непослушному ребенку приходом Бабы Яги или «плохого дяди», внушают чаду иррациональный, но сильный страх перед вымышленными существами. Не стоит недооценивать детскую фантазию и гиперчувствительное восприятие мира.

2. Беспокойство за жизнь и здоровье родителей . Если мама и папа решили провести день вдвоем и не планируют периодически звонить чаду и говорить, что с ними все хорошо, ребенок может начать серьезно переживать.

3. Неприятности в школе или в компании , негативная информация из телевидения и Интернета. Чувство безопасности ребенка может нарушить даже случайная новость о пожаре или ограблении в другом регионе.

Свое психологическое состояние ребенок может выразить в игре и в творчестве. Рисование, лепка, сочинение сказок могут наглядно показать истинные тревоги малыша. Не нужно мешать ему в этом деле. Стоит попросить нарисовать свой страх или ситуацию, которой ребенок наиболее опасается. С помощью игрушек ребенок может спроецировать реальные случаи и роли. Наиболее эффективный способ отыскать корни фобии - обращение к детскому психологу, однако делать это нужно лишь в случае, когда родители не могут самостоятельно справиться с проблемой.

Как помочь ребенку справиться со страхом остаться дома одному?

При уходе из дома родители всегда должны информировать ребенка о том, куда и зачем они идут и могут ли опоздать. По возможности стоит назначить время, когда с ребенком можно связаться по телефону. Нужно показать малышу, что он способен скоротать время с пользой. Можно купить ему увлекательную книгу или предоставить другую возможность заняться интересным делом.

Категорически не приветствуется обсуждение детских страхов с другими людьми и концентрация внимания на проблеме в обычном семейном общении. У ребенка может возникнуть ощущение собственной неполноценности. Нельзя высмеивать и стыдить ребенка, рассказавшего о своем страхе - такое поведение лишь усугубит проблему. Нужно мягко объяснить, что ему ничего не угрожает.

Специалисты рекомендуют контролировать поступающую к чаду информацию, поэтому стоит ограничить просмотр фильмов и передач об убийствах и катастрофах, также необходимо воздержаться от обсуждения негативных ситуаций в присутствии ребенка. Гостинец, подаренный малышу после прихода родителей домой, даст ему понять, что о нем не забыли.

О подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху предшествует яркое событие, произошедшее в комнате. К примеру, через окно комнаты ребенка напугала птица или человек. Что делать в таком случае?

Несколько советов:

  • Психологи не рекомендуют лечить страх «клин клином», то есть оставлять ребенка одного в комнате или запирать его там. Такие действия чреваты последствиями: страх еще больше усилится.
  • Действуйте осторожно, ни в коем случае не зацикливайте внимания на этом страхе, не высмеивайте и не ругайте ребенка за то, что он боится оставаться один в комнате. Бороться с детским страхом нужно аккуратно и деликатно.
  • Правильно поступят родители, которые возьмут ребенка за руку и войдут в комнату вместе с ним, зажгут там свет, осмотрят все уголки и внушат малышу уверенность, что ничего страшного здесь нет.
  • Хорошо устроить в комнате веселые совместные игры. Положительные эмоции постепенно вытеснят страх и создадут благоприятную атмосферу.
  • Прежде всего, не надо, особенно в первое время, оставлять ребенка в комнате одного, чтобы не создавать условий для возбуждения пережитого страха.
  • Используйте моменты, когда ребенок играет или чем-то занят чтобы, сначала хотя бы на несколько минут, оставлять его в комнате или посылать его туда за чем-нибудь. При любом проявлении страха, отвлекайте его внимание шуткой, каким-нибудь сообщением или поручением.
  • Используйте разные поводы, чтобы показать ребенку, что в пугающем его объекте ничего особенного нет, а есть обычные, хорошо знакомые предметы.
  • Создайте ситуацию, когда ребенок сам может встать на место напугавшего его объекта. Пусть он сам с улицы чаще заглядывает через окно в комнату и разговаривает с вами.
  • Если ребенок боится спать один в своей комнате , маме стоит оставаться рядышком с кроваткой, успокаивать: «Спи, спи, уже все детки спят и тебе пора спать». Первое время хорошо оставаться рядом даже в течение ночи и отзываться. Постепенно ребенок привыкнет и успокоится.
  • Уместным будет обратиться к специалистам, если детский страх долго не проходит. Если же, по мнению врачей, ребенок полностью здоров, тогда эти страхи могут быть ничем иным как плод воображения и яркой фантазии. В таких случаях, с возрастом страхи проходят.
  • И, наконец, мы, взрослые часто виноваты сами в том, что наши дети чего-то боятся. Не мы пугаем их вредным бабайкой, строгим полицейским, злой тетей… «Чем менее дитя запугано, тем оно смелее», — говорил К. Д. Ушинский.

Большое значение имеет здесь и общая продуманная постановка воспитания.

Что делать, если ребенок всего боится?

Правильная организация жизни ребенка - основное условие успешного воспитания. Дети должны быть окружены атмосферой спокойствия и доброжелательности. Непозволительно смеяться над ребенком, а тем более издеваться, если ребенок всего боится , так как это развивает пугливость, ослабляет нервную систему.

Воспитателям важно обратить внимание на свой такт, личный пример, выдержку и найти правильный индивидуальный подход к ребенку. Черты спокойствия, бесстрашия дети раньше всего видят в своем воспитателе, ибо он воспитывает не только тем, что говорит, но и, главным образом, личным примером своего поведения.

Невыдержанность взрослых отрицательно влияет на поведение ребенка. Немалое значение имеет и физкультура. Ничто так не развивает смелости, как регулярные спортивные упражнения. Ежедневная утренняя зарядка, обтирание прохладной водой, прогулки и участие в играх на свежем воздухе, - все это можно организовать для детей в каждой семье. Закаленный ребенок - обычно смел и находчив.

В некоторых семьях родители сталкиваются с тем, что их уже повзрослевший ребенок боится остаться сам дома. При этом малыш в другой ситуации ведет себя достаточно самостоятельно. Но стоит маме и папе сказать, что они куда-то идут, как их чадо начинает плакать и не пускает родителей к двери.

Если ребенок боится оставаться один дома

Страх остаться одному дома возникает, как правило, у детей в возрасте 6-7 лет. Обычно такой страх возникает из-за нескольких причин. Часто в появлении такой тревоги виноваты сами родители. Страх одиночества в своей квартире спровоцирован часто тем, что родители пугают своих малышей вымышленными Бабайками, серыми волками, Кощеем Бессмертным и другими персонажами. Часто от родителей дети слышат такие фразы, как: «Не будешь слушаться ¬ придет Баба Яга…», «Если не прекратишь дурачиться, тебя заберет плохой дядя…». Когда ребенок остается наедине, к нему приходят его страхи.

Часто он боится всего, что находится в доме: встроенных шкафов, антресолей, плакатов, больших мягких игрушек. Оставшись дома без родителей, страх появления негативных героев увеличивается в разы.

Часто страх остаться самому дома возникает из-за того, что родители позволяют ребенку смотреть негативно окрашенные передачи, фильмы и мультфильмы, в которых рассказываются сюжеты о пожарах, землетрясениях, убийствах, кражах. Иногда такая реакция у детей возникает вследствие профилактической беседы в садике и школе. Рассказчики сгущают краски и от этого возможные ситуации кажутся еще страшнее и опасней для жизни и здоровья.

На возникновение детского страха остаться одному в своей квартире влияют рассказы сверстников или ребят постарше о разных ужасных событиях. Часто это просто выдуманные истории. Но когда малыш остается сам, ему кажется все это реалистичным.

Часто малыш боится отпустить своих маму и папу из дому, потому что переживает за их жизнь и здоровье. Он испытывает страх, что они не вернуться к нему.

Родители должны помочь своему крохе избавиться от мучительной тревоги. Чтобы понять, что повлияло на возникновение страха, важно попытаться выяснить это с помощью беседы. Однако не всегда разговор являются результативными. В этом случае можно предложить ребенку нарисовать свой страх или пугающую ситуацию. Не стоит высмеивать и обвинять малыша за его страх. Ведь тогда малыш еще больше замкнется в себе, а страх возрастет.

Важно перед выходом из дома говорить ребенку, куда и для какой цели это делается. Ребенок должен знать примерное время возврата родителей: когда малыш достроит гараж или поскладывает свои игрушки. Стоит предупредить кроху о возможном задержании. Желательно оставлять малыша одного дома сначала на несколько минут, постепенно увеличивая время до часа.

Чтобы разлука с родителями не была для ребенка долгой, стоит дать ему какое-то важное задание: нарисовать поздравительную открытку или посмотреть любимый мультфильм. При долгом отсутствии стоит попросить соседку или подругу время от времени заходить к малышу. Желательно, после прихода домой наградить малыша небольшим подарком или сладостями. Так малыш поймет, что о нем не забыли. Не желательно при ребенке говорить с другими людьми о его страхе. Так к тревоге может добавиться стыд.

Справиться с детским страхом остаться самому дома поможет понимание проблемы. Важно, чтобы родители уделяли как можно больше своего внимания малышу. При правильном подходе страх уйдет через небольшой промежуток времени.

Ребенок боится оставаться один, и ведь не маленький уже - недоумевают родители. Как быть, когда нужно куда-то уйти? На работу, в конце концов, надо ходить, а его оставить не с кем. Да и родственники косо смотрят, когда просишь посидеть с уже не маленьким ребенком - школьником.

Ладно, еще на улице самому страшно, могут испугать собаки, оживленное движение машин на дороге, незнакомые люди - разное бывает, это еще можно понять. Но дома, где все знаешь, где спрятаться чужому человеку невозможно - нет большой опасности, если хорошо себя вести, не трогать газ и спички, то есть соблюдать меры безопасности. Но ребенок все равно боится, просит не оставлять его одного дома.

Уговоры и обещания чем-то поощрить, что-то купить - не помогают. Как-то мотивировать, сравнивая со сверстниками или с собой в его же возрасте, - тоже не помогает.

Ребенок боится оставаться один дома - почему?

В такой ситуации каждому родителю важно понимать, почему ребенок боится оставаться дома один. Проблема лежит в области психологии - но как ее решить? Чтобы понять причину, нужно знать - что в детской психике вызывает такой сильный страх, понимать особенности его психики.

И дело тут не в том, что у него детская психика, а у вас взрослая. Почему именно ваш ребенок такой трусишка - ведь большинство детей не такие.

Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан рассказывает и показывает очень точно в причинно-следственных связях особенности психики разных людей, развитие психики от малыша до взрослого человека.

С первых онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» вы будете четко понимать психическую природу своего ребенка, будете знать, как избавить его от страха остаться дома одному. Регистрация на тренинг .