Ребенок режет руки что делать. Порезы на руках — что делать если глубокий и сильный порез, помощь

Текст: Анастасия Петрова

Татьяна Салтанова, руководитель и психолог Благотворительного фонда " ", рассказала «Летидору» о том, почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации, и почему домашние обязанности ребенку только на пользу.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла.

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоувернность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ошущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу. Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?» и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справится не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на «плохой» результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься «плохим» или «глупым». Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявляение аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде ненесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно также нанесение себе повреждений в следствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверсников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками «неудачником», неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от «катастрофизации» к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому - это помогает. Желательно, что бы часть домашних обязанностей подростку была знакома, поскольку когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответсвенность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором ВУЗа необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.
letidor.livejournal.com/201993.html

Когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении. Как известно, все дети разные, и особенно их разница становится видна именно в этот период. Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. Конечно, родители в первую очередь сейчас бояться, что их сына или дочь вовлекут в какую-то криминальную деятельность, либо, что он или она станет зависимым от алкоголя, наркотиков, превратится в игромана. Это, конечно, ужасно, но, тем не менее, и это еще не все.

Об этом явлении не очень принято говорить. Для окружающих такое поведение является глупостью, дурью или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако эта проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.

К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нанесению различного рода ранений и ушибов. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет.

Всего в популяции самоповреждениями занимаются 1-4% населения. Подавляющее большинство их них - подростки, но встречаются и взрослые. Конечно, есть те, кто наносит себе какой-то вред только один раз за всю жизнь. Однако у части людей такое поведение становится привычным.

Среди подростков практикующих самоповреждения 13% делают это более 1 раза в неделю, 20% несколько раз в месяц под воздействием определенного вида стресса (например, только после ссоры с любимой девушкой или парнем). Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.

Обычно повреждения себе наносятся по 2 основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения.

Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться:

    Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие .

    Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга (антиноцицептивная). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может «притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может «подсаживаться» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

    Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде». Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в «стрессовом режиме» защищая нас от вредностей извне.

    «Вредность» - это не только яды, токсины или инфекции, это еще и психосоциальный стресс, так часто развивающийся у подростков. При исследованиях было показано, что у части подростков после острой реакции на стресс, которая характеризуется резким подъемом кортизола, как должно быть в норме, уровень этого гормона падает ниже нормы. С одной стороны, это адаптация к постоянному стрессу, с другой - ситуация, когда переработать стресс полностью не удается. Ушибы и порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку «переварить» его социальные проблемы.

Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья (развод или ситуация «будем жить вместе только ради детей»)

2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения.

3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы»

В целом выделяют 3 типа самоповреждений:

    Импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать.

    Стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести.

    Компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей.

Кроме того, по силе тяжести самоповреждения могут быть:

    Тяжелыми – угрожающими жизни.

    Средней тяжести - требующими медицинского вмешательства и лечения.

    Легкими – такими, которые не требуют медицинского вмешательства или же такими, где требуется минимальный объем помощи.

    Состояния, которые могут привести к нанесению себе повреждений, далеко не всегда бывают связаны с плохо переносимым стрессом.

    Наиболее тяжелые раны, типа перерезанного горла и введение швейных иголок в вены, наносят себе подростки, страдающие психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, деперсонализационное расстройство, посттравматический стрессовый синдром, депрессия.

    Но даже если эти болезни исключены, все равно подростку требуется помощь.

Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически?

    У некоторых людей может развиться зависимость от данного поведения , учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия.

    Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию. Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивыми.

    Формирование поведенческой схемы , которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной.

    Самоповреждения становятся способом ответа на стресс . Т.е. легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить.

Несмотря на то, что может сложиться впечатление того, что подросток делает все это целенаправленно, он действительно нередко затрудняется сказать, почему он себя порезал или сделал что-то в этом роде. В момент атаки на свое тело сознание может сужаться и осознание поведения значительно падать.

Другими словами, если ребенок не может рассказать родителям про то, как он дошел до жизни такой, вполне вероятно, что он действительно не знает. Да, можно сказать, что «довели», но на самом деле это не всегда будет ответом на вопрос.

Часть подростков совершает агрессивные действия по отношению к себе действительно демонстративно. Если говорить о самопорезах в таких случаях, то они обычно тонкие и поверхностные. Видно, что человек себя щадил. Их часто делают на видных местах, но никогда на лице или на кистях. При этом обращает на себя внимание поведение, при котором подросток стремится вызвать в окружающих жалость и вину, пытается открыто манипулировать, угрожает снова повредить себе что-то, если окружающие будут вести себя так, как ему не нравится.

В народе бытует мнение, что на таких манипуляторов и провокаторов не нужно обращать внимания. Однако подросток это делает не для того, чтобы насолить родителям, а тоже по причине личностных проблем. Это значит то, что он не справляется со своими жизненными сложностями по-другому. Часто родители с таким ребенком начинают играть в игру, кто сильнее по воле и характеру, и ребенок, в попытке доказать, что его угрозы не пустые, а самые настоящие, наносит себе ощутимый вред или совершает невольный суицид. Т.е. смерть не планируется как таковая, просто так выходит.

Если это случилось, желательно ребенка проконсультировать у психиатра. Если кто-то боится постановки на учет, можно обратиться к частнопрактикующему доктору. Это необходимо для решения вопроса о том, есть ли у ребенка психическое заболевание или же это нарушение адаптации или проблемы в его жизни, которые ему решить не под силу. В зависимости от того, что обнаружит доктор, можно будет решить, какой именно объем помощи понадобится.

Возможно, это будет психотерапия, а возможно потребуется применение психотропных веществ. В основном в этом случае речь идет о курсе антидепрессантов, транквилизаторов или нормотимиков (препараты, уравнивающие настроение). Я сама - не большой сторонник транквилизаторов, так как они тоже способны вызывать зависимость. И, конечно, таблетки проблемы не решают и новым навыкам не учат. Нужна психотерапия.

И все это будет довольно плохо работать, если у подростка не будет поддержки семьи. Если на него будут смотреть как на предателя и сумасшедшего, которому нельзя доверять. Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.

Моя жизнь в психологии, психотерапии, тренингах началась с работы с подростками. Чего мы только не делали… Группы общения, группы сексуального просвещения, «скажи наркотикам до свидания», клуб для подростков, где мы ходили в походы, играли в ЧГК, устраивали игры-квесты, школу юных журналистов. В какой-то момент укатали Сивку крутые горки и я перешла на взрослый более спокойный контингент. Ну да, так мне поначалу казалось))) Много лет я работала с родителями, ко мне и до сих пор часто обращаются за консультациями мамы и папы. В основном, мамы. И в последнее время я все чаще думаю о том, чтобы вернуться и к работе с подростками тоже. По одной простой причине - так мало хороших душеведов для подростков. А дети входят в подростковый возраст раньше и проблем у них не меньше, а больше, потому что мир наш меняется все быстрее и быстрее. Я вижу их, запутавшихся, одиноких, стесняющихся своего растущего тела и прячущих за длинными челками типично подростковое выражение лица «меня-никто-не-любит-да-и-сам-я-себя-не-очень-то». Жалко их ужасно - в конце концов, всем нам довелось пройти этот ад, именуемый молодостью.

Но я сейчас скорее о родителях. Иногда им просто нужна информация о том, что происходит с ребенком. За последние два месяца ко мне обратились сразу три мамы, напуганные порезами на руках у детей, поэтому я решила написать об этом подробнее.

Если порыться в форумах и блогах подростков, то самоповреждения (так это называется по-научному) всплывают не так уж редко. Чаще это мелкие множественные порезы, иногда ожоги, на участках тела прикрытых одеждой - на руках, на бедрах, на животе. Выглядит это не слишком привлекательно и близкие, как правило, приходят в ужас, обнаружив следы порезов. По поводу самоповреждения существует немало мифов:

Миф 1: Так они пытаются привлечь к себе внимание.

Горькая правда в том, что обычно люди скрывают следы самоповреждения и вовсе не пытаются таким способом манипулировать близкими. Они стесняются своих шрамов и опасаются, что их кто-то обнаружит, это одна из причин, по которой им сложно обратиться за помощью.

Миф 2: Это психи, они опасны.

Чаще всего эти люди страдают от душевной боли, серьезных проблем или пережитых травм, как и миллионы других людей. Самоповреждение их способ бороться с болью. Они не более сумасшедшие чем большинство окружающих и клеить на них ярлык психов, означает только усугублять ситуацию.

Миф 3: Это попытки самоубийства

Нет. Люди, наносящие себе порезы или ожоги, не пытаются умереть. Они пытаются преодолеть душевную боль. «Разрезать эту пустоту», как сказал один из пациентов. Фактически эти порезы иной раз оказываются тем, что позволяет им жить. Хотя в долгосрочной перспективе риск суицида у этих людей выше среднего, но не из-за порезов, разумеется, а из-за длительной депрессии.

Миф 4: Если порезы несерьезные, то ничего страшного

То, что порезы поверхностны, не означает, что боль не глубока. Пожалуйста, не думайте, что беспокоиться тут не о чем - «само пройдет». Это симптом серьезных душевных проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.

По словам тех, кто режет себе руки, и наносит другой вред, это действие приносит облегчение боли и успокоение. Сам ритуал - запирание двери, разламывание бритвенного или другого лезвия, повязка, сокрытие ее под рукавом - замещает сильное, всепоглощающее чувство, владеющее человеком, и помогает с ним справиться.

Кроме того или в дополнение к этому, самоповреждение служит для того, чтобы «очнуться» и восстановить связь с действительностью. Так же как нам иной раз хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не сон, так порез, ожог или другое повреждение возвращают или усиливают чувство реальности. Пациенты часто рассказывают как порезы помогают им вернуться из состояния «замороженности», депрессии, нереальности этого мира и помогают убежать от ощущения пустоты и бессмысленности.

Кто они?

Множество исследователей пытались установить, люди с какими чертами склонны к самоповреждению. Тут как раз ничего удивительного, все вполне логично. Низкая самооценка, отсутствие гибких навыков адаптации, высокая болезненная чувствительность к отвержению, повышенная тревожность, склонность к подавлению гнева и т.д. Большинство, страдающих этим синдромом, девочки-подростки и молодые женщины, как правило хорошо образованны и с высокоразвитым интеллектом.

Есть несколько подходов, объясняющих происхождение этого синдрома.

Биологический: порезы и другие самоповреждения реально облегчают душевные страдания, невыносимое напряжение и боль, приносят успокоение, высвобождая эндорфины (естественные вещества подобные наркотикам, вырабатываемые в нашем организме), поэтому при повторении этих ритуальных действий возникает не только психологическая, но и частично физическая зависимость.

Психологический: Среди женщин, которые наносят себе порезы и ожоги, немало тех, кто в детстве подвергался насилию и переживал травмы, нередко сексуальные. Существуют теории, связывающие насилие и самоповреждение. Насилие обычно вызывает у жертвы чувство беспомощности и отсутствия контроля над происходящим. При том, что нанесение себе увечий тоже является насилием, одновременно возникает некое ощущение контроля над ситуацией, поскольку человек делает это сам. У некоторых жертв сексуального насилия это может вызывать ощущение защищенности от посягательств, поскольку они становятся непривлекательными и «негодными» для насильника.

Существует также психологическая теория , что порезы это символ самонаказания за какие-то «грехи», внутреннюю злобу или ощущение «грязи». Это может быть неосознанным желанием перенаправить гнев с внешнего источника на себя, способом выражения агрессии, сексуальных инстинктов или любых других сильных подавленных чувств. Иногда «наказание» следует за несдержанностью в еде, порезы связаны с пищевыми расстройствами. Девочка пытается похудеть, в очередной раз совершает набег на холодильник и «мстит» себе, порезав руку. Либо пытается удержать себя от приступа обжорства болью пореза.

Иногда это может быть одним из проявлений пограничного типа личности . Такие люди страдают от очень сильного страха, что близкие и любимые люди их бросят, покинут и не могут совладать с эмоциями огромной силы другим способом. В этом случае порезы как раз могут оказаться частью манипуляций, с помощью которых человек пытается привязать близких к себе и привлечь внимание. Хотя, скорее всего, манипуляция эта неосознанная.

Для каждого человека самоповреждение означает что-то свое, но очень часто это невозможность выразить чувства другим способом. По какой-то причине эти люди (чаще всего девочки и молодые женщины) не научились или не могли выражать свои эмоции, потому что не были услышаны. Порезы служат для них своеобразным языком, которым они пытаются выговориться, выразить свою боль, вступить в диалог со значимыми для них людьми.

Что же с этим делать?

«Резать руки не значит решить проблему», «Ты только делаешь себе еще хуже», «Это войдет у тебя в привычку», «Через 10-15 лет ты будешь страдать из-за этих уродливых шрамов», «Если я увижу у тебя еще хоть один порез…».

Эти или похожие фразы слышит каждый из тех, чьи шрамы обнаружены близкими. Не то чтобы это помогало. Ведь проблема не в порезах, они только симптом. Попытка прекратить порезы, не разобравшись в корнях проблемы, обречена на провал. При этом совершенно естественно, что близкие, а особенно родители испытывают страх, шок и даже отвращение, обнаружив порезы на руках у подростка, друга, любимой девушки (см. мифы). Поэтому сначала надо совладать со своими чувствами и успокоиться.

После этого имеет смысл аккуратно выяснить, что же происходит. Разговаривать на эту тему будет непросто, но скрывать свои подозрения и опасения еще хуже. Это тупик. Будьте готовы к тому, что человек не захочет сразу рассказывать о том, что происходит. То есть, проще говоря, вы будете посланы подальше в той или иной форме. Не надо припирать никого к стенке, но обязательно скажите, что вы заметили порезы, вы беспокоитесь и вам важно знать, что с ним творится. Вы готовы подождать, когда ваш друг или близкий будет готов к разговору, но поговорить надо обязательно. Осуждать и критиковать точно не стоит, будет только хуже. Стыда и чувства вины тем, кто борется с душевной болью таким способом, и так хватает.

Не надо никаких ультиматумов, угроз и наказаний. Одна из моих пациенток, молодая женщина, рассказывала, что ее парень поставил вопрос ребром «Или ты перестаешь резать руки, или я от тебя ухожу». Стоит ли говорить, что это не помогло? Гораздо важнее предложить человеку возможность обратиться к вам в любой момент, когда он испытывает ту самую боль, страх, напряжение, которые заставляют его хвататься за лезвие.

При разговоре сосредоточьтесь на чувствах, которые заставляют человека наносить себе порезы, а не на самих действиях. Подумайте вместе, чем можно помочь. Будет ли ему легче, если он просто выговорится, или ему нужен конкретный совет? Нередко самоповреждение свойственно подросткам и молодым людям, которым в принципе трудно общаться и тем более говорить о таких интимных вещах. Возможно, будет проще написать. Эпистолярный жанр переживает электронный ренессанс и не стоит это недооценивать. Иногда то, что трудно сказать, можно сформулировать в письме - вас никто не торопит, не перебивает, не мешает подбирать слова. Предложите такой вариант разговора или задайте его, написав первым.

Если лед уже тронулся и вы говорите на эту тему более или менее открыто, попробуйте конкретнее выяснить, что же заставляет человека резать самого себя. Что это за чувства и в чем их причина? Предложите ему подумать об этом самому. Выяснение причины первый шаг к освобождению, поскольку, зная в чем дело, можно попробовать различные техники, которые способны облегчить ситуацию и удержать от самоповреждения.

Вот несколько «домашних способов» справиться с ситуацией. Часто они оказываются эффективными.

Если человек наносит себе порезы, чтобы выразить сильную боль или интенсивные переживания можно:

  • Рисовать, чертить, черкать на большом листе бумаги красными чернилами, краской или фломастерами
  • Написать о своих чувствах в дневнике. При этом лучше именно на бумаге и совершенно неважно что. Пусть это будет сто тридцать семь раз «не знаю, что делать, бешусь, ненавижу, страшно…» Что угодно.
  • Сочинить стихи или песню о том, что с тобой происходит. Или нарисовать картину. Зависит от того, к чему есть склонности.
  • Записать то, что ты чувствуешь на бумаге, а потом порвать ее в клочки и сжечь.
  • Слушать музыку, которая выражает твои чувства. Собственно, на этом во многом построена субкультура эмо, среди которых самоповреждения очень распространены.

Если человек пытается успокоиться и унять тревогу можно

  • Принять ванну или теплый душ
  • Поиграть или погулять с домашними животными. Вообще, в такой ситуации стоит подумать о том, чтобы завести кошку или собаку, если, конечно, есть желание. Общение с животными очень помогает.
  • Завернуться во что-нибудь теплое и уютное
  • Помассировать шею, руки, ноги и стопы.
  • Послушать спокойную музыку

Если человек ощущает пустоту, одиночество, «замороженность», оторванность от мира:

Если порезы служат для выброса гнева или снятия напряжения можно:

  • Заняться упражнениями - побегать, попрыгать через скакалку, потанцевать или поколотить специальный мешок или боксерскую грушу.
  • Поколотить можно также подушку, можно ее покусать и повопить изо всех сил.
  • Надувать и лопать шарики
  • Рвать бумагу или журналы
  • Устроить концерт «ударных инструментов», используя подручные средства в виде кастрюль или других «барабанов».

Вездесущие британские ученые советуют в качестве «заместительной терапии» попробовать:

  • Рисовать красной ручкой или фломастером полосы там, где обычно наносятся порезы
  • Провести несколько раз кубиком льда там, где обычно наносятся порезы
  • Носить на руке резиновый браслет, который можно скручивать вместо того, чтобы наносить себе порезы.

Домашние способы помогают не всегда и если вы видите, что ситуация не улучшается, лучше всего, конечно, обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту. Я знаю, многие боятся, что такого человека запишут в «психи», особенно, когда речь касается порезов (опять см. мифы). Но профессионалы знакомы с этой проблемой и знают, что психиатрией тут в большинстве случаев и не пахнет. Самоповреждение - это эффективный механизм преодоления душевной боли и эмоциональных трудностей, выработанный и усвоенный этим человеком. Для того, чтобы его заменить чем-то более здоровым нужна длительная кропотливая работа по выявлению причин и терпеливому наращиванию душевных «мышц», способных выдержать стресс без таких экстремальных действий.

Психотерапия осторожно выявляет глубинный личностный смысл акта самоповреждения для конкретного человека и параллельно помогает выработать навыки устойчивости и владения собой. Большинство терапевтов не требуют немедленного прекращения порезов в качестве условия терапии, но чаще всего устанавливают определенные границы. Так, в некоторых видах терапии от клиента требуют, чтобы он звонил терапевту в любой момент, когда почувствует желание нанести себе порез. Часто разговора с терапевтом оказывается достаточно, чтобы предотвратить это. Если клиент все же порезал себя, то он не может связываться с терапевтом 24 часа после этого.

Психотерапия в этом случае (как и в других, впрочем) во многом учит человека контактировать со своими чувствами, понимать, что с ним сейчас происходит, как можно на это реагировать и как с этим справляться. Вообще, психотерапия - это про обучение и про отращивание тех частей душевного организма, которые по какой-то причине не выросли естественным путем. А выращивание чего-либо дело не быстрое. И сбои случаются, и рецидивы. Так что пугаться не стоит и отчаиваться тем более.

У меня для вас, как всегда, есть и хорошая новость. Иногда порезы на руках - это некая «болезнь роста», которая проходит сама по себе. Поэтому сразу впадать в панику не стоит. Да и не сразу тоже. Разговаривайте, любите, наблюдайте и будьте терпеливы. Помните главное - это всегда недостаток контакта человека с внешним миром. Поэтому самое важное контакт этот холить и лелеять.

A-Z Psychotherapy | Promote Your Page Too

0 «Она сняла с себя кофту, и тогда я в первый раз увидела её руки. Пыталась её спросить, но всё было бесполезно. И знаешь, знаешь… Это так страшно, когда ты видишь всё это день ото дня, видишь, как твой ребенок калечит себя, режет руки, а ты ничего не можешь сделать. Очень страшно. А главное, я не понимаю почему. И если она так меня наказывает, то за что? Я её очень люблю и не хочу её потерять!»

Наверное, многие могут вспомнить такого друга, одноклассника, знакомого, который в 13-15 лет резал себе руки, прижигал себя сигаретой и всячески издевался над собой. А может и сами такое делали. Подростков, которые ежедневно наносят себе различные увечья - множество. И не важно, какая это эпоха и какое поколение тоже не важно, это было всегда и, наверное, всегда будет.

Я предлагаю разобраться, почему так происходит, и что можно сделать, если вы родитель. А может вам тоже 15, и кто-то из ваших друзей прямо сейчас царапает свои руки. Мы надеемся, что этот материал даст понимание, как быть в такой ситуации.

Тело

Примерно в 13 лет начинаются самые значительные изменения в теле. Парни приходят после каникул и замечают, что выросли на две головы. А девчонки привыкают жить с грудью. Таких перемен можно назвать много. Да вы и сами знаете. Это - то самое время когда мы живем как бы в отрыве от своего тела. Оно меняется и не спрашивает нашего согласия.
Ребята, у которых больше развита эмоциональная составляющая, реагируют довольно болезненно на то, что происходит. Резать руки, да и вообще причинять себе физический вред - это способ ощутить свое тело, почувствовать, что оно, тело, все еще моё и я могу им управлять. Как? Могу сделать себе больнее, а могу перестать.

Что делать: поговорите с вашим ребенком о том, что происходит с его телом. Он скорее всего не захочет, но попробовать стоит. Еще стоит заняться телом. Подростки, занимающиеся спортом или другими физическими активностями, в целом намного лучше переживают этот период взросления. Можно заниматься чем -то интересным вместе, например йогой или медитацией. Все это поможет вступить в контакт с собственным телом без кровопускания.

Чувства

Напряжение. Запредельное внутреннее напряжение. Такое напряжение, с которым непонятно, как справиться. Такое мощное, что не хочется… ничего не хочется. И кажется, что весь мир против тебя, и нет друзей, и нет тех, кто может тебя принять. Принять таким, какой ты есть - не уверенным, ленивым, уставшим, напуганным, каким бы ты ни был. Выдержать такое внутреннее состояние очень непросто. Именно в этот момент происходит некий ритуал кровопускания. И в этот момент становится полегче. Чуточку. Ненадолго. И потом требуется снова и снова. И каждое событие не в твою пользу добивает и требует кровавого выхода - безответная любовь, непризнанный талант, дерзкие взгляды на жизнь.

Что делать: такая ситуация - первый сигнал к тому, что в доме ребенка не всё в порядке. Поэтому первое, что важно сделать - это посмотреть на то, как устроены отношения в семье. Насколько в семье принято говорить о чувствах. Насколько принято делиться своим состоянием. Или это плохо? Конечно, одного разговора «по душам» недостаточно. Но предложить меняться, и меняться вместе может быть весьма терапевтично в такой ситуации. Еще стоит обратить внимание на то, что происходит в школе. Может, вы пропустили и решили что «ничего серьезного», а у человека конфликт с одноклассниками или учителями. Суммируя, можно сказать, что в этот период нужно быть особо внимательным к своему ребенку. Внимательным, но не навязчивым.

Мысли

В этом возрасте нам всем хотелось быть старше, вернее, выглядеть старше. И мы начинали соответствовать тому образу, который считали взрослым. Выдержать всё, перетерпеть, человек-кремень, мужественный такой - примерный список фраз, подталкивающих ребят к «подвигу». И кажется, что эти порезы делают тебя мужественнее, сильнее. И только спустя годы понимаешь, что всё это ерунда.

Что делать: перестать оценивать и сравнивать. Внимательнее следить за тем, кого в домашних байках почитают как героя. И что квалифицируется как сила духа и мужество.

О важном

Если подобные порезы на самом деле не порезы, а попытки суицида, стоит обратиться к специалисту. В таком случае это клинический психолог, психиатр, психотерапевт.

Часто можно услышать мнение даже среди психологов: «Да он это делает демонстративно! Нельзя попадаться на его удочку» - по правде говоря это полный бред! Никто никогда не знает, готов ли подросток сделать этот один последний шаг. Никто не знает.
Важно понимать, что каждый такой порез (особенно специально или случайно показанный) сигнализирует и кричит «ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ, МНЕ ФИГОВО! Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ! Я ПОТЕРЯН! ПОМОГИТЕ!!!» И к черту все игры – важно быть рядом. Важно поддержать и любить! Любить без рамок и условий, без оценок и сравнений. Любить… и все будет хорошо.