Ребенок сучит ногами и плачет. Почему ребенок стучит ножками и плачет

Двигательные реакции. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок сучит ножками и ручками, выказывая оживление и радость. Поднимает ноги кверху, быстро их выпрямляет. Удерживает свой вес, опираясь ножками об опору. Лежа на животе, опирается на предплечья, может, упираясь руками в матрас, слегка приподнять туловище. Самостоятельно поворачивается на бочок.

Навыки. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. При виде груди матери тянется к ней руками, захватывает. В процессе кормления не убирает рук с бутылки или груди.

Движения рук. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над его грудью игрушки, протягивая обе руки, тянет игрушки в рот. Возникновение хватания очень важный этап в развитии младенца. Выражает радость при появлении новых игрушек. Развивается тактильная чувствительность, имеющая важное значение для возникновения акта хватания и обследования.

С 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: перемещение предметов, двигание ими, извлечение из них звуков.

Зрительные реакции. Узнает мать или близкого человека, радостно улыбается. На незнакомого смотрит спокойно. Различает плоское и

объемное изображения. Следит за игрушкой до 3 минут и более по всем направлениям.

Слуховые реакции. Прислушивается к звукам голоса, музыки, звучащей игрушки, отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. Смотрит на него в течение 10 секунд. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Спокойно слушает колыбельную и оживляется при звуках плясовой. Отличает голоса близких от голосов незнакомых. Голос матери связывает с ее лицом.

Речевые реакции. Гулит сам после еды, при засыпании и после общения со взрослыми через 1-3 минуты. Произносит повторно гласные звуки, испускает восторженные крики, играет со звуками, которые производит с помощью слюны. Ярко выражено певучее гуление.

Эмоции. Ребенок смеется от всего сердца, в голос. Впервые ребенок начинает реагировать на щекотание: эффективность щекотки зависит от того, отдает ли себе малыш отчет в том, что это делает другое лицо. До 3,5 месяца ребенок не способен осознавать другого человека.

Интересуется всем, что происходит вокруг, осматривается. Отвечает улыбкой на улыбку. Ищет взглядом другого ребенка, тянется к нему, пытается дотронуться.

Ребенок в 4 месяца - это существо с развитой зрительно-двигательной системой, хорошими общими слуховыми способностями.

Он способен контролировать движения рук и ног, но ему все еще трудно управлять корпусом.

Появляется реакция на новизну.

Ребенок спит всю ночь напролет.

Одаряет родителей настоящей улыбкой и хохочет в голос.

Ребенок в этом возрасте становится округлым, упругим и необычайно красивым.

Вес мальчика - 6000-6900 г

Вес девочки - 5500-6400 г

Рост мальчика - 62-64 см

Рост девочки - 61-62 см

Интеллект. Начинается третья стадия развития сенсорного интеллекта (от 4 до 8 месяцев) - выполнение целенаправленных действий. Ребенок начинает различать причину и следствие: если дернуть за кольцо - зазвенит колокольчик, нажмешь на выключатель - погаснет свет.

Четырехмесячный ребенок обладает определенными схемами лиц своих родителей. Он будет долго смотреть на графическое или скульптурное изображение лица с глазами, расположенными на месте рта, но ненадолго задержит свой взгляд на изображении лица вообще без глаз. Это говорит о том, что незначительные перемены в объекте или явлении для младенца гораздо привлекательнее полной новизны.

В 4 месяца реакция на новизну проявляется в длительности удержания взгляда на новом предмете.

Первые привязанности. Попробуйте постоять около своего малыша, не глядя на него. Он сначала улыбнется, выжидательно посмотрит, подождет немного, а затем, скорее всего, начнет сучить ручками и ножками.

Если вы удержитесь от ответной улыбки или взгляда, что весьма трудно осуществить, то возможны еще попытки младенца побудить вас к ответу призывными звуками, переходящими в недовольные интонации, а то и хныканье; возможна и обида - ребенок отвернется.

Если четырехмесячный малыш не реагирует подобным образом в предложенной ситуации, а просто не обращает на вас внимания - и подобное повторяется несколько раз в другие моменты бодрствования, - это сигнал: ребенок не проявляет инициативы в общении.

Если он при вашей пассивности сам пассивен - можете быть уверены, что это результат вашего отношения к ребенку, не развивающего и не подкрепляющего его собственную инициативу, результат неправильной организации вами общения с ним.

Пока малыш не научится говорить, придется разбираться в его языке тела. Это, оказывается, возможно! И очень интересно.

«Итак, я мама. И что теперь?..» – с этим чувством растерянности сталкиваются многие женщины, когда у них появляется первый ребенок. «Смотрю на свою детку и понимаю, что понятия не имею, что теперь делать, с какой стороны к ней подойти», – рассказы мам как под копирку. Потом становится относительно понятно, что делать: кормить, купать, менять подгузник. Но вот чего ребенок хочет в данный конкретный момент – это обычно остается тайной за семью печатями, пока он не научится говорить или хотя бы жестикулировать. У нас есть семь ключевых моментов, по которым можно понять, что пытается сказать ваш малыш языком тела.

1. Дрыгает ножками

Если младенец пинает пространство, это замечательно. На языке его тела это означает, что он счастлив и отлично проводит время. Пинки – это способ вашего малыша выразить удовольствие. Обратите внимание, часто дети начинают дрыгать ножками, когда вы с ним играете или во время водных процедур. А если в это время взять малыша на ручки и спеть ему песню, он станет еще счастливее.

2. Выгибает спинку

Обычно это реакция на боль или дискомфорт. Дети часто выгибают спинку, когда у них колики или изжога. Если малыш выгибается в то время, когда вы кормите его, это может быть признаком рефлюкса. Старайтесь избегать стрессов, пока кормите грудью – переживания мамы сказываются на малыше.

3. Трясет головой

Иногда малыши могут резко дергать головой, ударяясь о донышко кроватки или ее бортики. Это опять-таки признак дискомфорта или боли. Обычно помогает укачивание, но если ребенок продолжает трясти головой, это повод показать малыша педиатру.

4. Хватает себя за уши

Не стоит сразу паниковать, если малыш дергает себя за ушки. Он таким способом развлекается и учится – окружающие звуки становятся то тише, то снова громче. Кроме того, малыши часто хватают себя за уши, когда у них режутся зубки. А вот если ребенок при этом плачет, нужно бежать к врачу и проверять, не подхватила ли детка ушную инфекцию.

5. Стискивает кулачки

Вообще, это одно из первых осмысленных телодвижений, которое осваивает новорожденный. Кроме того, сжатый кулачок может быть признаком голода или стресса – и то, и другое заставляет мышцы малыша напрягаться. Если привычка крепко стискивать кулачки сохранится у ребенка, когда ему уже больше трех месяцев, лучше показать малыша врачу. Это может быть признаком неврологического расстройства.

6. Скручивается, прижимая колени к груди

Такое движение чаще всего – признак проблем с пищеварением. Может быть, это колики, может быть, запор или газы. Если вы кормите грудью, последите за своей диетой: что-то в рационе вызывает у малыша повышенное газообразование. И не забывайте подержать ребенка столбиком после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. В случае запора проконсультируйтесь с врачом.

7. Вскидывает ручки

Это первая реакция ребенка на окружающую среду, знак настороженности. Как правило, малыш вскидывает ручки, когда слышит внезапный звук или когда включается яркий свет. Иногда малыши так делают, когда вы кладете их в кроватку: они чувствуют потерю опоры. Этот рефлекс обычно исчезает через четыре месяца после рождения. До тех пор стоит помнить, что движение это неосознанное, и ребенок может себя нечаянно оцарапать. Поэтому детей на время сна советуют пеленать или надевать на ручки специальные варежки.

Нервная система грудничка еще не развита и не сформирована полностью, и он в основном способен к движениям двух видов. Одно из них мы уже описывали - это движения, базирующиеся на безусловных рефлексах.

Второй вид - спонтанные, хаотические движения ножками и ручками. Доношенные детки в послеродовые две недели жизни, а недоношенные даже дольше, теребят пальчики на руках, ненамеренно отклоняют пальцы ног, в частности большой, гримасничают, время от времени высовывают язык.

Такие движения получили название атетоидные, они объединены с увеличенной активностью подкорковых участков мозга. Чаще всего данные спонтанные движения имеют двусторонний характер.

Помимо таких движений у новорожденных возможно проявление тремора (дрожания) ног, рук, головы, подбородка. Происходит это при сильном плаче, крике, перевозбуждении, охлаждении. Такой тремор носит физиологический характер и без сопровождения крика, держится на протяжении дня-двух. В случае, когда кроха при этом кричит и дольше.

Суча ручками и ножками, малыш себя согревает. Не стоит торопится тут же его укрывать потеплее, так как тельце крохи всецело расслабляется уже при температурном режиме 32–34 °С, столько градусов и под одеялом. На первый взгляд кажется, пусть лучше малышу будет тепло и спокойно, но не стоит забывать о пользе движения, пусть даже и непроизвольного.

Иногда поведение ребенка может быть необычным. Например, он может долгое время лежать неподвижно и на первый взгляд спокойно. Однако при любом звуке, даже тихом, при самом нежном прикосновении к тельцу, малыш сильно вздрагивает и пронзительно кричит.

За этим следует дрожание и быстрое дергание рук и ног. Или же ноги у ребенка разгибаются, а согнутые руки судорожно прижимаются к телу. Порой малыш лежит неподвижно с застопорившимся взором, не моргая, и во время этого часто высовывает язык.

Распространен и прямо противоположный образ поведение младенца. Его тело расслаблено, распрямлены ручки и ножки. Ему не присуще эмбриональное положение, свойственное новорожденным. Малыш не реагирует на громкие и внезапные звуки и иногда даже на боль. При подтягивании его за ручки не проявляется удерживание головки, головка откидывается назад.

При удерживании крохи навесу лицом вниз, обхватывая грудную клетку ладонями, его голова и конечности свисают (в то время как у здорового новорожденного ножки вытянуты, а ручки согнуты, голова же размещается на одной прямой с туловищем). В обычном состоянии его глаза закрыты. Сосет он вяло, мерзнет и часто срыгивает.

Первый вид поведения свойственен детям с синдромом повышенной возбудимости, а второй - с пониженной. Связано это может быть с тем, что более сложно проходит адаптация малыша к внеутробным условиям жизни, по сравнению с обычными детками. Однако данное поведение нередко содержит в своей основе определенную болезнь. Поэтому, при проявлении у младенца описанных линий поведения, лучше поспешить на консультацию к педиатру.

Порой у младенца дрожание рук такое сильное, что со стороны кажется, что малыш грозит кулачком. Данный симптом свойственен билирубиновой энцефалопатии. Продолжительная дрожь конечностей, наряду с повышенным мышечным тонусом и подергиваниями языка, интерпретируется как один из первичных симптомов церебрального паралича детей.

Более часто у младенцев обнаруживается судорожный синдром, сопутствующий многим заболеваниям. Судороги носят различный характер, и зачастую отличить их от типичных движений новорожденного довольно не просто. Поэтому такие судороги получили название — «неуловимые».

Малыш может совершать движения глазами по вертикали и горизонтали, у него наблюдается подергивание глазных яблок, многократное повторение зажмуривания и мигания. Малыш производит сосательные движения, причмокивает, загребает руками или совершает круговые вращательные движения («велосипедик») ногами.

Дыхание у такого младенца может внезапно замирать или учащаться. Малыш резко краснеет и бледнеет.

Порой судороги имеют вид внезапного разгибания-сгибания всех конечностей, сопровождаемые движениями «неуловимых” судорог. В большей степени это характерно недоношенным новорожденным. У доношенных деток они могут сообщать о кровоизлиянии в «желудочки» головного мозга.

Сокращения некоторых групп мышц могут беспорядочно мигрировать по всему телу младенца. Такой вид судорог обычно свойственен недоношенным деткам. Локализация в каком-либо месте сильных мышечных сокращений может привести к потери сознания младенца.

Подобные симптомы — веский знак для безотлагательного обращения к врачу. Все описанные патологические состояния нуждаются в безотлагательном лечении. Ведь продолжительные судороги сами по себе негативно воздействуют на нервную систему младенца, существенно нарушая ее строение и функции.

Мне нравится!

Ну почему сразу "глупую"??*-) нас таким вещам на возрстной психологии учили. Так вот, комплекс оживления- это принципиально новая первая психическая способность младенца, главное новообрахование этого возраста. КО знаменует собой окончание новорожденности и начало младенчества. Кратко психлогический смысл: это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. первой повляется социальная улыбка, как правило она появляется в начале второго месяца жизни, иногда раньше, иногда позже, потом появляется смех, который появляется между 8 и 12 неделями в виде "взвизгиваний"*-)) Также наблюдается оживленная мимика, глубокие вздохи, гуление. вскидывание рук, перебирание ногами. Все это- выражение положительных эмоций.
Следующий период- от 3 до 6 месяцев. Самым главным "приобретением" этого периода является появление у младенца реакции ощупывания своих рук (реакции постоянной и очень чектой). Новым такде является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в ивестной степени сокращения. Потому у детки уже получается хватаьб предметы, отводить плечики, делать мостик, подымать голову, лежа на спине, ощупывать мамину сисю во время кормления, произносить слоги. также поялвяются реакции, подготавливающие сидение ребенка и стояния. Примерно в три месяца ребенок может различать цвета (с чем я лично не очень согласна, я думаю это происходит раньше*-))), а в 6 месяцев малыш уже может узнавать отдельные свойства предметов: если например детка наблюдает за фигуркой зайчика, которая движется, то после того, как она скроется за ширмой и появляется другая, уменьшенная игрушка зайчика- ребенок жутко удивляется*-))
На 12-17 неделе появляется хныканье при уходе взрослого.
В общем, к концу этого периода малышик уже узнает маму, фиксирует игрушку взглядом, следит за ее перемещением, тянет к ней руки, хватает и сует в рот, причем это все сопровождается очень выразительными эмоциональными реакицями*-))
Ну, и последний микропериод- 6 -12 месяцев. Отличительная черта его- похлопывание ручкой по рпедмету, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, произнесение повторных слогов (ба-ба-ба..., ма-ма-ма....*-)))), ползание, сажание, вставание, ходьба, и подражание: движение оук реьбенка, подражанеи дейсьтвиям взрослых: "ладушки", "До свидания"*-)). Также важным элементом этого периода является любрпытство, умение общаться со взрослым. используя жесты, понимание ребенком речи взрослого, копировнаие интонаций, начало общения ребенка со взрослыми при помощи звукосочетаний.
Ну, вкратце вроде все. Извините, что так длинно, но я и не думала, что столько вспомню*-))))) 23.01.2001 13:02:40,

Капризы и плач – это единственный метод, при помощи которого новорожденный малыш может оповестить своих родителей о неудобствах, боли и дискомфорте. Спровоцировать плач и избыточную двигательную активность у грудничка могут кишечные колики, прорезывание зубов, эмоциональный дискомфорт и другие факторы.

Нередко молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда новорожденный малыш выражает беспокойство при кормлении, плачет и стучит ножками. Если малыш находится на грудном вскармливании, то мама может подумать, что ребёнка не устраивает вкус молока. Данный фактор играет немалую роль, но не является единственным.

Причины

Не зная истинной причины капризов ребёнка, многие мамы допускают ошибки при попытках решения данного вопроса. Если ребёнок питается материнским молоком, то некоторые женщины делают попытки перевести малыша на искусственные молочные смеси, что крайне не рекомендовано без весомой причины.

Чтобы проблема была решена своевременно и в пользу ребёнка, родителям необходимо ознакомиться с главными причинами плача и капризов малыша при кормлении. К таким причинам относят:

  • . Когда в кишечнике младенца происходит избыточное газообразование, этот процесс сопровождается болью в животе и дискомфортом. Причиной метеоризма является незрелость пищеварительного тракта грудничка, когда вырабатывается малое количество пищеварительных ферментов. При кишечных коликах новорожденный малыш извивается при кормлении, плачет, стучит ножками и прижимает их к животику.
  • Воздушный пузырь в желудке. При несоблюдении техники прикладывания малыша к груди вместе с материнским молоком в желудок ребёнка попадает воздух. При накоплении воздуха в желудке происходит образование большого пузыря, который препятствует нормальному пищеварению.
  • Нарушение диеты кормящей женщины. Если молодая мама допустила погрешности в питании и употребила такие продукты, как пряности, чеснок, лук и копчености, то это отразится на вкусовых качествах грудного молока. Своё недовольство грудничок выражает отказом от кормления и плачем.
  • Недостаточная лактация. Когда новорожденный ребёнок при кормлении извивается и плачет, молодой маме рекомендовано обратить внимание на достаточность питания малыша. При сниженной лактации новорожденный перестаёт наедаться.
  • Гиперлактация. Другой распространённой причиной подобных симптомов является чрезмерная выработка грудного молока. Когда молочные железы переполняются, в их протоках повышается давление молока, в результате чего малыш не успевает нормально проглатывать пищу.

В качестве второстепенных причин беспокойства и плача грудничка при кормлении выделяют:

  • Воспалительный процесс в ротовой полости у ребёнка, вызванный бактериальной и грибковой инфекцией (молочница).
  • Воспаление среднего уха (отит). Это заболевание распространено среди детей до года. Если малыш выражает сильно недовольство при кормлении, кричит и плачет, то родителям рекомендовано показать ребёнка отоларингологу.
  • . Когда у малыша начинают резаться первые зубки, то этот процесс сопровождается болью, зудом и дискомфортом. Усиление боли при кормлении служит причиной капризов.
  • Неврологические нарушения, сопровождающиеся головной болью. Глотательные движения при кормлении провоцируют усиление головной боли, в результате чего малыш плачет и извивается.
  • Респираторная инфекция и аллергические реакции, приводящие к заложенности носа. При отсутствии носового дыхания грудничок не может принимать пищу.

Как помочь малышу

Если причиной капризов является малое количество грудного молока, то женщине рекомендовано докармливать младенца искусственной молочной смесью через ложечку. Использовать для этой цели бутылочку с соской не следует.

Также стоит удостовериться в соблюдении техники прикладывания ребёнка к груди. Кормить грудничка необходимо в удобной позе, таким образом, чтобы младенец захватывал губами весь сосок и часть ореола.

Справиться с кишечными коликами поможет . Грудничка необходимо уложить на ровную поверхность, предварительно застелив её пелёнкой. Двумя руками необходимо выполнять упражнение “велосипед”, прижимая ножки младенца к его животу. Отхождению газов способствует аккуратное поглаживание животика малыша по часовой стрелке.

Снять спазм в кишечнике можно при помощи сухого тепла. С этой целью можно взять пелёнку, прогладить её горячим утюгом и приложить к животику ребёнка. Вместо пелёнки можно согреть младенца своим телом.

Медикаментозная терапия кишечных колик включает приём препарата Эспумизан, а также пробиотиков (Энтерожермина).

Если плаксивость у ребёнка вызвана эмоциональным дискомфортом, то справиться с этим помогут такие советы:

  • Родителям необходимо как можно чаще носить грудничка на руках, усиливая тем самым эмоциональный контакт. Облегчить эту задачу помогут приспособления для переноса новорожденного (кенгуру).
  • Совместный дневной сон помогает наладить эмоциональный контакт между матерью и ребёнком.
  • При кормлении грудничка маме рекомендовано создать условия для контакта “кожа к коже”. Для этого необходимо перед каждым кормлением оставлять на ребёнке и себе минимум одежды.
  • Укладывать спать младенца необходимо рядом с собой, как в дневное, так и в ночное время суток.
  • Чтобы ребёнок мог привыкнуть к маме, женщине рекомендовано временно ограничить тактильный контакт малыша с другими членами семьи (включая папу).
  • В период становления грудного вскармливания обязательно рекомендуется ограничить пребывание чужих людей в доме, где находится новорожденный малыш.
  • Рекомендовано чаще вступать с новорожденным в словесный контакт, разговаривать с ним, петь песни, рассказывать сказки.