Резкий скачок развития ребенка: что в семь месяцев должен уметь делать малыш. Развитие ребенка на седьмом месяце жизни

Масса ребенка 7 месяцев - в среднем 8–9,5?кг. При этом, если ориентироваться на специально разработанные для оценки физического развития детей таблицы (называемые центильными), допустимы колебания массы от 7,4 до 9,9?кг у мальчиков и 7,2–9?кг у девочек. По окончании седьмого месяца кроха «тяжелеет» в среднем на 600 г, увеличивая при этом свою массу с момента рождения примерно на 4,9?кг.

Рост малыша в возрасте 7 месяцев равен в среднем 67–71?см, за месяц кроха вырастает на 2?см. В целом за первые 7 месяцев жизни рост ребенка увеличивается примерно на 17?см.

Время прогулок

В теплое время года мама с малышом могут много времени днем проводить на свежем воздухе, возвращаясь домой только в часы кормления. В зимнее время прогулки отменяются при температуре воздуха ниже –15 С. Проливной дождь, резкий ветер также не способствуют выходу на улицу. Заменить прогулку в ненастные дни может недолгое пребывание крохи в коляске на веранде или застекленном балконе.

Сон и бодрствование

На 7 месяце малыш может спать ночью без перерыва. Продолжительность ночного сна составляет примерно 10 часов. Некоторые дети ненадолго просыпаются: груднички могут «настаивать» на прикладывании их к маминой груди, а искусственники – просить бутылочку с молочной смесью или водичкой. Следует отметить, что сосание ребенком материнской груди ночью стимулирует выработку грудного молока; лактация у женщин, сохраняющих ночные кормления, продолжается дольше, чем у молодых мам, которые от них отказываются.

В дневное время кроха отдыхает 2 раза примерно по 1,5–2 часа.

Внимание, опасность!

Следует помнить об опасности мелких предметов, которые малыш может найти во время своих перемещений. Подозрение на попадание таких предметов в носовые ходы или трахею ребенка требует немедленного обращения за медицинской помощью. Настороженность должны вызвать внезапное изменение характера дыхания малыша (одышка, появление свистящего звука, хрипов), цвета кожи (синюшность лица), раздувание крыльев носа.

В семье, где есть маленький ребенок, взрослым необходимо быть очень внимательными. Следует помнить о том, что любопытный малыш может открыть нижние дверцы шкафов и добраться до их содержимого, может оказаться вблизи открываемых в этот момент дверей. Объекты повышенной опасности – лестницы, острые углы (в том числе мебели), низкие столики с посудой, а также свисающие со столов края скатертей, которые могут привлечь внимание крохи. В местах, доступных малышу, не должны находиться предметы бытовой химии и лекарства!

Что умеет малыш?

Речевое развитие. На седьмом месяце жизни ребенок произносит гласные и согласные звуки. Появляется лепет – многократное однотипное повторение простых слогов типа «ба», «ма», «па» и т. д. Лепет часто имеет эмоциональную окраску; легко можно понять, что кроха чем-то раздосадован или, наоборот, доволен.

Для развития малыша «лепетный» период очень важен, поэтому взрослые могут «провоцировать» кроху на произнесение слогов, повторяя их вместе с малышом.

Эмоции. Проявление эмоций малыша становится разнообразнее. Кроха может выражать радость, улыбаясь и смеясь, неудовольствие (например, если ему не дают приглянувшийся предмет). Выражая различные эмоции, младенец привлекает внимание взрослых. Ребенок уже настолько «большой», что может иметь определенное настроение!

Малышу комфортно в окружении знакомых людей, а вот присутствие чужих может испугать его.

Навыки и умения. К концу седьмого месяца жизни большинство малышей с удовольствием ползают. Причем часть детей сначала ползает не вперед, а назад, что абсолютно нормально: пройдет совсем немного времени – и малыш будет ползать в разных направлениях (и вперед, и назад, и в стороны).

Перемещаясь «на четвереньках», кроха может быть довольно проворным, поэтому забот у родителей явно прибавится: нужно следить за тем, чтобы на пути малыша не встретилось опасных преград. Задачу облегчает помещение ребенка в детский манеж, но не все дети относятся к такому ограничению свободы с пониманием. Малышам нравится исследовать взрослый мир, поэтому попытки ограничения его передвижения могут вызывать неудовольствие, в том числе плач крохи.

В этом возрасте большинство детей умеет сидеть без опоры. Некоторые малыши сидят, опираясь одной или двумя ручками, но их спинка уже выпрямлена.

Кроха тянется за заинтересовавшей его игрушкой, активно берет ее в руку. Малыши любят стучать игрушкой об стол или пол, их привлекают музыкальные игрушки. Как и в предыдущие месяцы, ребенок закрепляет свои знания о предметах, пробуя их «на зуб»; малыш тянет в рот игрушки и заинтересовавшие его предметы, кусая их деснами.

Некоторые дети к концу 7 месяца могут вставать на ножки, опираясь на бортик манежа или детской кроватки в течение непродолжительного времени.

На 7 месяце жизни малыш уже знает некоторые предметы из своего окружения. Конечно, он пока не может произнести их названия, но на вопрос взрослого, где же находится любимая игрушка малыша (мишка, собачка и т. д.), ребенок может «поискать» глазами хорошо знакомый ему предмет.

Возможно, вам будет интересна статья "Грудное вскармливание: от рождения до года " на сайте mamaexprt.ru

Питание крохи

Если до полугода здоровому малышу вполне достаточно было получать мамино молоко или адаптированную молочную смесь для «искусственников», то на 7 месяце жизни одного «молочного» питания для полноценного роста и развития крохи будет явно мало. Пришло время введения блюд прикорма. С какого из них начать – с овощного пюре или каш – определяет врач-педиатр, основываясь на темпах физического развития малыша (так, более «худенькие» дети начинают есть кашу, а не овощное пюре), особенностях стула ребенка (малышам, склонным к запорам, лучше начинать прикорм с овощного пюре).

Каждый прикорм требует привыкания к нему малыша, поэтому на полное введение как каши, так и овощного блюда отводится не менее 7–10 дней. Ребенку предлагают новое блюдо начиная с минимальных объемов – половинки чайной ложки, постепенно доводя объем до максимального (150 г в сутки). Прикормы вводятся последовательно, а не одномоментно. Это также дает возможность ребенку адаптироваться к новому продукту. Начинать вводить новые блюда прикорма в рацион крохи лучше в первой половине дня, чтобы отследить его реакцию.

Все новые продукты предлагаются малышу до его привычной пищи. Так, если ребенок находится на грудном вскармливании, то в начале кормления он получает кашу (или овощное пюре), а затем – мамину грудь. Тот же порядок соблюдается при вскармливании молочными смесями.

Таким образом, если все идет по плану и введение прикормов не нарушалось какими-то обстоятельствами (например, болезнью), то к концу 7 месяца жизни в рационе ребенка должны присутствовать каша и овощное пюре.

Стул и мочеиспускания

У большинства детей данного возраста стул ежедневный, однократный. У здоровых малышей возможны непостоянные эпизоды задержки стула (на сутки) или его учащения (до 2–3 раза в день). Временная неустойчивость стула в возрасте малыша более полугода может быть связана, в том числе, с введением прикормов. Вместе с тем именно на характер стула обращает внимание врач-педиатр, решая, какой из прикормов вводить малышу. Так, при склонности к запорам овощной прикорм будет предпочтительнее. Мочится кроха в среднем 10–12 раз в сутки.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 7 полных месяцев ребенка должен осмотреть педиатр детской поликлиники. При необходимости могут быть назначены консультации «узких» врачей-специалистов. Плановые вакцинации в этом возрасте не предусмотрены. Если они проводятся, то это вакцинация по индивидуальному графику малыша.

Прорезывание зубов

Начиная с возраста 6 полных месяцев у малыша могут прорезаться нижние резцы (молочные зубки, располагающиеся по центру нижней десны). Процесс прорезывания часто сопровождается беспокойным поведением крохи (он капризничает, плачет, отказывается от еды, чаще, чем обычно, просится к маме на руки, плохо спит и т. д.). Малыш может «покусывать» кулачки, тянуть в рот игрушки, «почесывая» ими разбухшие десны, которые могут чесаться, зудеть или болеть.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Вашему комочку счастья исполнилось семь месяцев! И на детской площадке вы все чаще обсуждаете с другими мамами, что умеет ребенок в 7 месяцев у них, и стараетесь сравнить успехи своего крохи с его ровесниками. И сразу понимаете, насколько детки у всех разные. Но основные умения у всех деток схожи.

Физические навыки

  • В 7 месяцев ребенок должен уметь с легкостью переворачиваться в любую сторону. Если еще не умеет, то вот упражнения которые помогут научиться малыша переворачиваться — .
  • Поздравляем вас, малыш сделал первый шажок. Правда, на месте. Ребенок теперь обожает вставать около опоры, и переступать ножками. Опустите лежак кроватки на самый нижний уровень — иначе ваш крепыш может из нее выпасть.
  • Оказывается, стоять проще, чем сидеть. И многие ребятишки, которые крепко стоят на ножках у опоры, сидят еще очень неуверенно. Не стоит подставлять им под спинку подушку — всему свое время, каждый ребенок научится этому нехитрому искусству. Дайте ему руку, он уцепится и сядет. Правда, поначалу будет сидеть, слегка наклонившись вперед. Лечь из такого положения ему бывает затруднительно, он скоро устанет и будет звать на помощь. ()
  • Освоен первый способ передвижения — малыш пополз! Некоторые детки в первые дни ползают задом наперед, причем очень быстро. Сейчас для него очень опасны свисающие со стола края скатертей — он обязательно будет за них цепляться, когда захочет встать. Он может стянуть не только скатерть со стола, но и все, что на ней находится. Горячее на столе, когда рядом малыш — табу! (Подробно )
  • Бывает и так, что ребенок пропускает этап ползания. Но если он в семь месяцев умеет сидеть и старается вставать, то это нормально. Его нежелание ползать не должно вас огорчать.
  • Малыш понемногу может кушать из ложки, пить из чашки ().

Эмоциональное развитие

  • Его привязанность к вам перерастает в настоящую горячую любовь. По вашей просьбе ребенок с радостью посмотрит на каждого члена семьи. А вот от незнакомых будет отворачиваться, «прятаться» у мамы на плече. Правда, некоторые незнакомцы неожиданно вызывают у него заинтересованность и любопытство.
  • Новое достижение — малыш научился понимать запреты, слово «нельзя», строгая интонация огорчают его донельзя. Особенно страшно — когда ему грозят пальцем. Он уже и сам может от чего-то категорически отказываться.
  • Интересной «игрушкой» для него становится зеркало — он обожает разглядывать себя в нем. Его очень интересуют все части его тела, он себя ощупывает, разглядывает, что получится — тянет в рот.
  • Очень не любит оставаться один. Отсутствие мамы в поле зрения очень расстраивает малыша.
  • Ему нравится слушать мелодичную музыку. Знакомым мелодиям начинает подпевать. Иногда — неожиданным в столь нежном возрасте басом.

Игры и игрушки

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Когда с ним играют, радостно улыбается, даже заливисто хохочет.
  • С ним уже можно играть в «Ладушки» и прочие жестовые игры. Он обожает простенькие сказки и стишки-потешки.
  • Ему обязательно понравятся книжки с яркими картинками и нервущимися толстыми страницами, которые он сможет сам переворачивать.
  • По нескольку минут может концентрироваться на любимых игрушках.
  • В семь месяцев ребенок любит все звучащие игрушки — погремушки, музыкальные с кнопками, по которым можно стучать. Ну, или которыми можно стучать. Малыш уже научился доставать маленькие игрушки из ведерка.
  • У большинства деток в это время уже прорезались первые зубки — один или два нижних резца. Поэтому он активно пользуется своим новым приобретением — начинает все грызть.

Речь

Ваш болтушка уже уверенно произносит многие слоги, и речевые навыки все больше совершенствуются. Он серьезно тренируется в произношении всех этих «ма», «ба», «па», а может «выдать» вообще какой-нибудь замысловатый звук.

Он экспериментирует с громкостью речи, с высотой тона, с интонацией. Он изо всех сил тренирует свой речевой аппарат, чтобы поскорее словами рассказать о том, как он любит вас!

Читаем подробную статью |

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

В возрасте семи месяцев малыш активно исследует пространство вокруг себя, перемещаясь по всем закоулкам дома на четвереньках. А еще играет в ладушки, хлопает в ладоши, машет ручкой при прощании и многое другое. А еще он по-прежнему испытывает сильную эмоциональную привязанность с мамой, поэтому боится ее потерять.

Таблица развития

Режим дня в этом возрасте?

Режим сна пока еще остается без изменений: десять часов ночью и два раза по два часа днем.
По прежнему продолжайте читать малышу сказки перед сном и не забывайте про купание в теплой травяной ванночке.

Психологическое развитие ребенка на 7 месяце жизни

Важное новообразование семи месяцев – появление долговременной памяти. Малыш запоминает лица знакомых, игрушки, которые когда-то видел. А вместе с долговременной памятью приходит, и страх перед незнакомцами и страх потерять маму, особенно в незнакомом месте.

Ребенок уже узнает себя в зеркале, часто и подолгу может разглядывать свое отражение или фотографии. Но и фотографии других детей тоже принимает за свои. Это связано с тем, что детки такого возраста воспринимают мир как часть самого себя.

Популярный пример такого поведение: «Я закрою глаза и сделаю вам темно». Такое ощущение мира проходит только к полутора годам или даже позже, когда малыш осознает, что все окружающие предметы и люди существуют отдельно от него.

Кроха уже умеет показать, что он сейчас очень рад и счастлив, или наоборот обижен и разозлен. Он демонстрирует все это, прижимаясь к маме или отталкивая ее, потягивая за волосы.

А с появлением новых эмоций совершенствуется и мимика. Малыш учится морщить носик, поднимать бровки от удивления и просто строить забавные рожицы.

Лепет тоже совершенствуется настолько, что ребенок уже не просто говорит определенные слоги, но повторяет их за мамой и привязывает к определенным вещам и событиям.

Интересно, что в семимесячном возрасте кроха все больше использует левую руку как основную. Не нужно пугаться этого и думать, что ваш ребенок – левша. Нет, просто сейчас правое полушарие его мозга развивается активнее левого.

Причинно-следственные связи уже достаточно хорошо сформированы, чтобы на вопрос «А где у нас мячик?» малыш показал пальчиком на искомый предмет. А некоторые детки и вовсе самостоятельно могу подползти и прикатить маме тот самый запрашиваемый мячик.

Что умеет ребёнок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет переворачиваться в любых направлениях, сидеть и даже ползать. А все навыки, освоенные за предыдущие месяцы, совершенствуются.
К привычному набору действий добавляется умение самостоятельно снимать с себя одеяльце или пеленку, осознанный выбор игрушек.

У вашего ребенка уже есть любимый игрушки, с которыми он взаимодействует особенно часто. Предложите ему пять – шесть игрушек на выбор, и он сам возьмет ту, которая ему наиболее интересна.

К концу седьмого месяца у малыша постепенно пропадает страх перед незнакомцами . Теперь они скорее вызывают у него любопытство и желание пообщаться. Но он совсем не обрадуется, если чужой человек попытается взять его на руки.

Если взять малыша на руки и сесть за стол, он тут же начнет стучать по поверхности ручками и перемещать стоящие на ней предметы.

А если ребенку, в каждой руке которого находится по игрушке, предложить еще одну игрушку, он сначала внимательно изучит первые две, а потом положит одну из них и возьмет предложенную.

Игры с малышом в этом возрасте?

Игры по-прежнему носят развивающий характер. Даже самая обычная погремушка стимулирует развитие чувства ритма , что уж говорить о более сложных игрушках.

В огромной массе игрушек, которые наверняка уже скопились по углам вашего дома, обязательно должны быть следующие предметы:

    Куклы. Они должны быть разного размера и максимально похожими на человека. Даже если у вас мальчик, все равно приобретите хотя бы одну куклу. Именно с помощью куклы малыш впервые сталкивается со строением тела человека, а главное имеет возможность изучить его лицо. Ребенок именно на кукле впервые учится показывать глазки, носик, ушки и прочее.

Никто не призывает вас покупать анатомически сложенных кукол. Достаточно будет обыкновенного пупса. А все секреты человеческого тела ребенок изучит гораздо позднее.

    Пирамидка. Отличный инструмент для развития моторики и изучения форм. Только выбирайте пирамидку правильно: ее основанием должен быть прямой стержень, а отверстия на кольцах должны быть одинаковой величины.

    Погремушки. Не спешите выбрасывать и погремушки. С их помощью можно выработать у ребенка прекрасное чувство ритма.

    Коробки и пакетики. Коробок и пакетиков должно быть много. Разных форм и размеров, в которые помещаются большие куклы или не входят маленькие колокольчики. Малыш еще очень долго будет исследовать эти игрушки, перемещать, укладывать в них другие игрушки. Эти игры очень полезны для понимания форм и величин, поэтому запаситесь терпением и большим запасом коробок. Или сразу купите набор развивающих игрушек Монтессори.

    Конструкторы для самых маленьких. Это такой аналог Лего с более крупными деталями. Так как в этом возрасте малыш активно познает свойства предметов, конструктор обязательно заинтересует его возможностью не только собирать какие-то фигурки, но и радостно разламывать их.

Основные направления развития

Пальчиковые упражнения по-прежнему актуальны для развития моторики. Их хорошо совмещать с различными считалочками и прибаутками.

Прогулки на свежем воздухе тоже необходимо совмещать с развивающими играми. Так как ваш малыш, скорее всего, уже не спит в коляске, показывайте ему предметы и деревья, машины, улицу, прохожих. Не забывайте все подробно комментировать. Пусть он познает мир и за пределами жилплощади.

Пришла пора познакомить ребенка с другими детьми . Было бы идеально, если бы другие дети были ровесниками вашего или немного старше. Если у вас нет знакомых или родственников с маленькими детьми, водите малыша на детскую площадку.

Просите принести вам что-нибудь: например, мячик или куклу. Обязательно похвалите его, если он все сделал правильно.

К семи месяцам малыш вполне способен освоить некоторые жесты, такие как махание рукой на прощание или хлопанье в ладошки. Просто покажите ему, как это делается, желательно на его собственных ручках.