Родственные цвета красного цвета. Типы гармонических сочетаний цветов. Цветовой круг Иттена

Как формировать сочетания цветов в ансамбле?
Началась весна, солнце и очень хочется ЦВЕТА!
Как не испортить ваш наряд, а подчеркнуть его гармонию при помощи цвета?
Вам поможет все тот же цветовой круг Итена:

Рассмотрим 10 типов цветовых сочетаний:

1. Ахроматический
2. Основные
3. Составные
4. Сложные
5. Контрастные
6. Дополнительные
7. Монохраматические
8. Родственные
9. Нейтральные
10. Родственно-контрастные

Ахроматические

Эти цвета вы в спектральном круге не найдете, эти цвета получаются путем смешивания хроматических/цветных тонов.
В природе не встречается чистых ахроматических цветов, всегда черный/серый цвет будет иметь какой-то цветной подтон.
При уменьшении яркости цветного оттенка цвет будет стремиться стать черным, так же и при увеличении яркости цвет будет стремиться стать белым цветом.

Основные

Как мы помним основные цвета цветового круга по Иттену: желтый, синий и красный.


При смешивании с их помощью можно создавать массу оттенков.

Составные

Составные цвета - это цвета полученные от смешивании основных: оранжевый (красный и желтый), зеленый (желтый и синий) и фиолетовый (красный и синий).

Если менять пропорция смешивания цветов осветлять/затемнять цвета, мы получим массу новых оттенков и объемную картинку цветового шара.
Три сложных цвета, пример:


Так же можно смешивать не только три основные цвета и на базе их составлять сложные и составные , но всегда ЧИСТЫЕ хроматические цвета, но так же можно добавлять в чистые цветные оттенки ахроматические цвета (черный/белый цвет) и получать цвета приглушенные или темные оттенки, пример:

Рассмотрим расположение цветов на ПОЛНОМ цветовом круге более детально:

Контрастные

Два цвета находящиеся на цветовом круге через ТРИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ цвета называются контрастные. Их 6 пар, по количеству цветов в основном круге.
Это НЕ дополнительные цвета , а именно контрастные , пример:

Что бы сделать свой образ более кричащим, театральный даже цирковым можно использовать эти сочетания. Но будьте осторожны, не переусердствуйте, помните, что эти сочетания очень акцентирующее внимание!
При добавлении ахроматических цветов в контрастные сочетания, их яркость можно приручить и приспособить к будничной жизни.

Дополнительные

Цвета противоположные друг другу на цветовом круге называются дополнительными/комплиментарными . Смешивание двух дополнительных цветов дает нам чистый белый цвет!


Идеально чистые дополнительные цвета часто не украшают друг друга. Смягченные/разбеленные дополнительн ые цвета воспринимаются живее, пример:








Родственные

Любые три цвета, которые идут один за другим на цветовом круге называются родственными или гармоничными. Вариантов всего 12 троек, пример:

Нейтральные

Два цвета рядом расположенные на цветовом круге в пределах двух полос цветов, смешанные с ахроматическим цветом (белый/черным) или при добавлении родственных оттенков дадут нам нейтральные цвета, пример:



Родственно-контрастные

Цвета и их оттенки, расположенными на цветовом круге слева и справа от дополнительного цвета называются родственно-контрастные, пример:


авт. Копылова И.В.
(любое копирование текста без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО)

Сводный опыт теоретиков и практиков цвета дает нам четыре основных направления в сочетаниях цветов:

    Контрастные сочетания

    Родственные сочетания

    Родственно-контрастные сочетания

    Нейтральные сочетания

Контрастные сочетания:

    Контраст по цвету

    Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст светлого и темного

    Контраст теплого и холодного

    Контраст по насыщенности

    Контраст дополнительных цветов

    Симультанный контраст

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:

Ахроматические

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.

Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.

Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Составные

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:

До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.

Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге
находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:

Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.

Монохроматические

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.

Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:

Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:

Немного о теории цвета.

По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета. Психологами доказано: первое впечатление складывается на основе колористической композиции, которую составляет общий колорит помещения, . Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов. Цветовой спектр. Первичные (основные) цвета - это красный, жёлтый и синий. Первичными они называются потому, что путём их смешивания можно получить все остальные цвета спектра цветового круга, а путём их смешивания с добавлением чёрного и белого цветов – все видимые человеком оттенки цвета. При этом первичные цвета невозможно получить в результате смешивания других цветов. Вторичные (составные) цвета получаются путем попарного смешивания первичных цветов: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Третичные цвета получаются путем попарного смешивания первичного и вторичного цветов в равных долях. Хроматические цвета. Все цвета, кроме белого, черного и серого. Ахроматические цвета. Чёрный, серый и белый цвета носят название ахроматических (в буквальном переводе с греческого – бесцветных). Они относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером-оформителем в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой. Тёплые и холодные цвета. Цвета делятся на тёплые и холодные. В составе тёплых красок больше жёлтого и красного, в составе холодных велика концентрация синего (к холодным цветам относятся фиолетовый, голубой и некоторые оттенки зелёного). Чёрный и белый цвета – это оттенки одного цвета: серого , который получается путём смешивании чёрного и белого цветов. В этом смысле 100% белый цвет – это серый цвет, в котором составляющая чёрного равна нулю, а 100% чёрный – это серый без добавления белого. Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указывает вершина этого треугольника. Цвета диады. Два цвета, находящихся через один сегмент друг от друга на цветовом круге. Пример: красный и оранжевый. Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.) Цвета тетрады. Цвета тех сегментов, на которые указывают углы вписанных в круг прямоугольника и квадрата, называются цветами тетрады. Тетрады - это сочетания цветов четырёх сегментов, равноудалённых (квадратная «тетрада») или практически равноудалённых (прямоугольная «тетрада») на цветовом круге.

Советы: Контрастные сочетания. Цветовые сочетания двух дополнительных. Цветов, цвета с его смежными дополнительными, триадных, а также тетрадных цветов являются контрастными. Особенно яркими и эффектными являются цветовые композиции с использованием сочетаний спектральных цветов. Сочетания помягче получаются с применением оттенков тех же самых цветов. красный – зеленый оранжевый – цвет морской волны яичный желтый – синий желтый – сиреневый лайм – фиолетовый салатовый – розовый и т.д.

Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, но требует особого умения. Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. красный - синий оранжевый - голубой желтый - зеленый зеленый - голубой голубой - желтый, оранжевый синий - оранжевый, зеленый фиолетовый - желтый Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается. Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным. Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует достаточно изощрённого чувства цветового баланса. В то же время успешное использование цветов тетрады сделает декор богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами Применение контрастных сочетаний требует умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчур яркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, который часто используется как нейтральный. Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга. Гармоничные сочетания.

Другим принципом подбора цветовых сочетаний является принцип гармоничных сочетаний. Аналогичные цвета. Цвета сегментов, расположенных по соседству друг с другом, называемые аналогичными цветами. Если, например, основным цветом у Вас является синий, то палитра оформления может включать и бирюзовый, расположенный по одну сторону от синего, и/или фиолетовый – по другую. Посмотрев на цветовой круг, Вы увидите, что некоторые гармоничные комбинации могут быть мягкими и спокойными, как жёлтый с весенне-зелёным. Другие, например, розовый с оранжевым, весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш выбор, результат может получиться интереснее, чем если бы вы использовали оттенки только одного цвета. Сочетания цветов диады. Сочетания цветов, представленных в сегментах, находящихся через один сегмент друг от друга, являются также скорее гармоничными, чем контрастными. Тональные (нюансные) сочетания. Ещё одним принципом подбора цвета является тональный принцип, когда для оформления работы подбирают оттенки одного цвета, представленные в одном сегменте цветового круга. Монохроматические цвета . Эти оттенки называются монохроматическими цветами. К примеру, если для работы Вы выбираете жёлтый, палитра может варьироваться от бледно-жёлтого до тёмно-золотистого цвета. Создаётся цельная уравновешенная цветовая композиция. Еще несколько советов: Освещение заметно влияет на восприятие цветов. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение обычно холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налёт». Электрический свет тоже изменяет цвета. Люминесцентные лампы обычно излучают холодный синеватый свет, а лампы накаливания делают цвета более тёплыми: жёлтый при таком освещении практически теряется, фиолетовый кажется коричневым, а терракотовый – оранжевым. При использовании холодных цветов для оформления изображений необходимо учитывать их способность как бы «отодвигать» изображение вглубь от зрителя, в то время как тёплые цвета изображение к зрителю приближают. Как упоминалось выше, белый, серый и чёрный, а также множество оттенков кремового цвета являются нейтральными. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию – чтобы уравновесить слишком яркие сочетания. В комбинации с различными оттенками коричневого нейтральные цвета создают очень спокойную и приятную, так называемую экологическую гамму.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Выделяют четыре группы цветовых сочетаний:

Это такая гармония, которая заключается в выборе одного цветового тона, и в сочетании его оттенков, разных по насыщенности. Гармония нескольких тонов одного цвета, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый (рис.1.10).

Рис.1.10

Родственная цветовая гармония - это гармония цветов расположенных в одной четверти цветового круга и имеющих в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый) (рис.1.11).

Рис.1.11

Родственно-контрастная - это цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.

Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные (рис.1.12).

Рис.1.12

Контрастно-дополнительная гармония - это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их (рис. 1.13).

Рис.1.13

Наверное, каждый, при создании одежды или при подборе гардероба, задумывался о цветовых сочетаниях тканей. Это очень важно, так как правильные цвета одежды создают гармонию с собственным колоритом.
Для правильного подбора цвета дизайнеры и стилисты пользуются теорией цвета Иттена. Эту теорию полезно знать всем, чтобы не ограничивать свой выбор одежды. Также теорию Иттена используют дизайнеры интерьера, художники, фотографы.
Итак, перед Вами круг Иттена. Он состоит из трёх групп цветов:
1 группа: основные цвета (красный, жёлтый, синий) – эти цвета существуют в природе самостоятельно, все остальные производные от них;
2 группа: вторичные цвета – это смешение двух основных цветов (оранжевый, зеленый фиолетовый);
3 группа: третичные цвета – это смешение первичных и вторичных.

Существует четыре группы цветовых сочетаний :

1. Родственные цвета (аналоговые) – любые три цвета, расположенные рядом в ¼ круга.

2. Контрастные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга. Это яркие сочетания, динамичные, настроенческие, бодрые.

3. Родственно-контрастные сочетания – расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Например, сине-зеленый и желто-зеленый родственны, потому что их связывает один из главных цветов (чистый зеленый), и одновременно контрастны: они содержат примеси дополнительных - синего и жёлтого.
Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:
1) жёлто-красный и красно-синий;
2) красно-синий и сине-зеленый;
3) сине-зеленый и зелено-жёлтый;
4) зелено-жёлтый и жёлто-красный.
Пример из интерьера, но то же самое можно делать и в одежде:

4. Монохромные цвета – это один цвет разной светлоты.

Виды цвета.
1. Хроматические (цветные).
2. Ахроматические (белый, чёрный, серый).

Восприятие цвета .
Чёрный фон делает цвет ярким.
Белый фон делает цвет темнее.
Оранжевый цвет делает красный цвет тусклым.

Характеристики цвета.

Существую 3 характеристики цвета:

2) насыщенность;
3) светлота.

Цветовой фон – главная характеристика цвета. Делится на тёплые и холодные тона. Тёплые цвета напоминают лето, солнце, огонь. Холодные – зиму, лёд, воду.

На этом рисунке разделены на тёплые и холодные цвета на круге Иттена, но можно каждый их цветов сделать тёплым или холодным: если к основному цвету добавим чёрный – цвет станет теплее, а если белый – холоднее. Также можно добавить к основному цвету жёлтый – получится тёплый цвет, или голубой – получится холодный.

Или яркость цвета определяется по двум характеристикам:
- яркий цвет;
- приглушенный цвет.
Серый цвет создает приглушенный оттенки:

– это глубина цвета, отличие от белого или черного.
Белый – осветляет цвет, придает мягкость, пастельность.
Чёрный цвет делает цвет тёмным, тяжёлым, отнимает яркость.


Особенности цвета.

Уменьшают, отдаляют – холодные, тёмные, матовые.
Увеличивают, приближают – тёплые, светлые, блестящие, перламутровые.

Исходя из этого, можно написать о свойствах ткани:
- блестящие ткани (сатин, атлас) – отражают свет (полнят);
- матовые ткани (шерсть) – поглощают свет (худят).

Гармоничное сочетание цветов:

Красный – зеленый, серый, синий.
Бордо – чёрный, голубой, бежевый.
Оранжевый – фиолетовый, бледно-голубой, ярко синий.
Жёлтый – фиолетовый, голубой, зеленый, коричневый.
Тёмно-зеленый – коричневый, бежевый.
Бледно-зеленый – тёмно-зеленый, серый, фиолетовый.
Фиолетовый – светлые и тёмные оттенки зеленого, жёлтый.
Коричневый – оранжевый, красный, бежевый, серый.
Синий – красный, серый, бордо, оранжевый жёлтый.
Розовый – голубой, бордо, коричневый, серый.
Голубой – красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Продолжение следует...

Здравствуйте! Сегодня мы постараемся разобраться как правильно подбирать и сочетать цвета при работе над разворотами фотокниг. В том числе, и при создании элементов для скрап-наборов.

В нашей повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой сочетания цветов. По большому счету, мы эту проблему решаем ежедневно: выбирая, какой комплект одежды надеть, как правильно нанести макияж, какие аксессуары подобрать, какие шторки повесить в спальню или какого цвета подушку положить на диван:). Это же касается и фотографий (на каком фоне лучше встать в зеленом платье), или оформления разворотов фотокниг (сочетание элементов в кластере, подбор подходящего к фотографиям фона и т.д.).

Для того чтобы достаточно грамотно сочетать цвета так, чтобы наш образ, фотографии и фотокниги смотрелись гармонично, очень полезно использовать ЦВЕТОВОЙ КРУГ. В этой статье мы рассмотрим основные правила чтения цветового круга.

Вот один из примеров цветового круга.

Как же им пользоваться?

Существует 3 основных цвета: красный, синий, жёлтый. При смешивании этих цветов в разных вариантах получаются вторичные цвета: зелёный (синий + жёлтый), оранжевый (жёлтый + красный) и фиолетовый (синий + красный). Все это помнят еще с детства.

Какие же цвета сочетаются друг с другом?

Два противоположных цвета на цветовом круге

А точнее, это вторичный цвет и тот основной цвет, который не содержится в составе этого вторичного.

Чтобы проще было запомнить, приведу такие примеры.

  • Зеленый (вторичный) = желтый (основной) +синий (основной)

Красного в составе нет, следовательно, зеленый и красный образуют контраст.

  • Оранжевый (вторичный) = желтый (основной) + красный (основной)

Синего в составе нет, поэтому оранжевый и синий образуют контраст.

  • Фиолетовый (вторичный) = красный (основной) + синий (основной)

Желтого в составе нет, а значит фиолетовый и желтый контрастны.

Итак, это пары противоположных цветов, сочетания которых высоко контрастны и дают очень интересный эффект.

— красный и зеленый;

— синий и оранжевый;

— желтый и фиолетовый.

Пример: красный и зеленый.

Пример: синий и оранжевый.

Пример: желтый и фиолетовый.

Три цвета на цветовом круге, которые образуют треугольник.

Пример: зеленый + фиолетовый + оранжевый. На этой страничке зелено-фиолетовый кластер на бледно-оранжевом фоне.


Два цвета родственных и один контрастный.

Пример: зеленый + розовый + желтый. Здесь (в бордюрах) зеленый и желтый родственные цвета, а розовый – контрастный, то есть стоит в цветовом круге напротив них.


Три цвета родственных и один контрастный.

Пример: желтый + оранжевый + красный + синий (контрастный)

Три родственных цвета.

Пример: Зеленый + синий + голубой цвета в кластере.

Также цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: красный, оранжевый, желтый.

Холодные: зеленый, синий, фиолетовый.

Дизайнеры и фотографы очень часто используют это разделение в своих работах, чтобы усилить восприятие пространства. Например, чтобы маленькая комната визуально выглядела больше, они используют холодные цвета. И наоборот, теплые цвета визуально уменьшают пространство.

Что касается фотографии, то более выгодно смотрятся фото, где на переднем плане выступают теплые цвета, а на заднем холодные. Если же наоборот, то картинка будет очень неприглядной.

Это, конечно же, касается и наших фотокниг. Прежде чем подбирать фон для разворота, необходимо определить, что же будет у нас на странице, какого цвета кластеры, рамочки, фотографии. Поэтому фон лучше всего подбирать в последнюю очередь.

Если мы хотим получить более контрастный разворот, то фон должен быть в холодных тонах, а остальные элементы – в теплых тонах контрастного цвета. Если нам хочется чего-то более спокойного, то лучше подбирать родственные цвета.

Пример: в кластерах превалирует теплый цвет (красный) + фон холодного цвета (синего) .

Пример более спокойного разворота, оформленного в родственных цветах (оттенки синего и зеленого)

Вопрос сочетания цветов очень интересный, в рамках марафона изучить досконально этот вопрос не представляется возможным. По этому вопросу написаны десятки книг и трудов. Мы лишь затронули верхушку этой интересной и очень нужной темы. Дальше вы можете продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. Кроме прочтения книг, вам полезно будет заглянуть сюда))) Это ресурс Adobe Kuler, где вы можете не только найти огромное количество цветовых схем, но и создать свои.

Урок подготовлен командой сайта «Фотокниги для души». Исполнитель — Юлия.

В этот раз как такого задания вы не получите. Я бы советовала вам проанализировать данный материал, если для вас осталось что-то непонятным, найти еще материал в интернете. Уже в следующем уроке вы сможете применить эти знания на практике.

Участницы марафона и читатели сайта, не забывайте комментировать статьи, высказывать свое мнение, мысли и т.д. Нам интересно ваше мнение!

И не забывайте нажимать на соц. кнопочки, расположенные чуть ниже, если вам интересно участвовать в марафоне.