Роды женщины в древности. После родов - сразу в поле? После родов: как это было

В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.

Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово , и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.

Бабушкины суеверия

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она , например, способное вызвать аллергию . Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.

Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.

Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности : есть риск преждевременных родов и осложнений.

Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.

Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.

В то же время даже до наших дней дошли очень , никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?

Иван Грозный и акушерство

В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.

«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно , мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Не мужское дело

Столь модные сейчас не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.

И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.

КАК РОЖАЛИ НА РУСИ

О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.!!!

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, — миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое.

Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк.

В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому.

Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу — «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.

Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях.


Художник: Clodt Michael K.

Хорошо, если встречалась телега, — ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь.

Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца — повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок — повитухи.!!!

Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы — бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости — на несколько дней — туго утягивали тканевыми бинтами — это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

КАК ЖЕ ПРОХОДИЛИ СОБСТВЕННО РОДЫ?


Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без «квалифицированной помощи».

Роженицу обычно уводили в натопленную баню — самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток.

Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата — последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы — считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны.

О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома!!!

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов — до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала».

Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период — шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению.


Пимоненко Николай Корнилович (1862-1912), Жатва на Украине.

Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали — оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь.

Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, — согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку - повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов. В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку. За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Уход за новорожденным

Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому - прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.

Как раньше принимали роды:

  1. роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
  2. женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
  3. повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
  4. бабка принимала младенца внизу;
  5. выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
  6. малыша пеленали;
  7. бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
  8. роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.

После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.

Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.

Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.

Как люди рожали раньше? Если принимать во внимание тот факт, что в течение тысяч лет особых изменений со стороны человеческой физиологии не наблюдалось, то можно предположить, что раньше женщины рожали примерно так, как сейчас.

Древний Египет

Древние люди не пользовались достижениями современной медицины, однако, если использовать сведения, которые хранятся в древних рукописях, дошедших до нас, медицина пять тысяч лет назад была на относительно достойном уровне.

Также интересным является факт того, что одно из медицинских сочинений, древнейших в мире, посвящено гинекологии. В данном случае речь идет о Кахунском гинекологическом папирусе , историкам медицины хорошо известном.

Последний получил свое название в честь Кахун - египетского местечка. Там он был найден в 1889 г. британским египтологом. Остальные два древнеегипетских знаменитых «медицинских папируса» были найдены англичанами также в 19 веке, однако целиком акушерству и гинекологии они не были посвящены.

Для начала мужчина, который собрался жениться, интересовался, является ли его избранница бесплодной.

Для определения данного факта женщине во влагалище перед сном помещался зубчик или несколько чеснока. Если поутру женщина, просыпалась и ощущала во рту запах и привкус чеснока, то ее «прогноз деторождения» признавался положительным. В случае от противного ее считали бесплодной.

Однако данный способ не такой уж глупый и бессмысленный, каким может на первый взгляд показаться. Основан он на осознании факта, что организм женщины - взаимосвязанная система, и гениталии связаны с другими органами человеческого тела прямым или косвенным образом, связь же эта прерывается при непроходимости фаллопиевых труб.

В наше время иногда используется так называемый тест Спека, который основан на аналогичном принципе: раствор фенолфталеина вводится в матку, в случае, если не нарушена проходимость труб, то этот индикатор спустя некоторое время можно выявить в моче женщины.

В случае, если после проведения «теста» древнеегипетская женщина оказывается вполне способной к деторождению, то для скорейшего зачатия ее окуривали с помощью специальных благовоний.

После предположительного наступления беременности для ясности в качестве раннего метода диагностирования использовался не только срок задержки менструации, но и другие, более изощренные методы.

Например, считалось, что моча беременной прорастанию злаков способствует значительно лучше, в отличие от мочи незачавшей женщины.

С помощью такого теста убивались сразу два зайца: не только устанавливалось наличие или отсутствие

беременности, но и в случае ее подтверждения определялся пол будущего ребенка.

Среди египтян считалось, что если первой под воздействием мочи прорастет пшеница, то беременная вынашивает мальчика, если первым прорастает ячмень, то родится девочка. Конечно, научность таких методов оставляет желать лучшего, однако интересным является факт, что вплоть до средних веков и в Европе практиковалось такое же «тестирование» на беременность и пол ребенка.

После того, как беременность подтверждалась, определялся пол будущего ребенка, будущая мама поступала под «покровительство» богов, которые были «ответственными» за роды и процесс деторождения.

Богиня Таурт считалась главной покровительницей и женщин, и детей в Древнем Египте. Беременная женщина, как правило, вешала на шею надежный амулет, а в изголовье супружеского ложа помещала ее изображение, охраняющее во время беременности и родов женщину. Вид данного этого амулета также был слегка устрашающим: богиня Таурт изображалась обычно в виде беременной самки гиппопотама, обладающей женскими руками и львиной головой.

Однако у беременных и рожениц были и другие божества, под покровительством которых они находились. К примеру, одним из таких считалась «небесная корова», которая родила солнце, или богиня - мать Хатор.

Еще одним покровителем считался кривоногий и уродливый бог - карлик Бэс (так как считалось, что с помощью его уродства отпугиваются злые духи), который покровительствовал еще и танцам.

Интересным является тот факт, что в египетском пантеоне богов, где во многих богах совмещалось сразу несколько «функций», нередко одинаковые божества отвечали и за деторождение, и за смерть, и за танцы. Например, Хатор одновременно является богиней и любви, и деторождения, и музыки, и веселья, и пляски.


Как правило, незадолго до родов беременная отправлялась в «маммизи», или ближайший «родильный дом», однако делалось это не с целью того, чтоб там рожать.

В переводе с древнеегипетского языка «маммизи» — это храм, который был воздвигнут в честь Хатор - богини родов. Данные «родильные дома» могли воздвигаться в разных местах Египта, но самым главным был тот, который располагался в Дендера - городе, где богиня Хатор родила своего сына. Со всего Египта сюда стекались беременные женщины для подтверждения своего благочестия перед богиней - роженицей Хатор и заручения в грядущих родах ее поддержкой.

После такого паломничества в родильный дом беременная оставалась дома и ждала родов. Чаще всего она заранее договаривалась о родах с акушеркой, внушающей ей доверие, и в некотором роде «заключала» с ней контракт. Египтянки обычно рожали на двух каменных брусках в позе сидя на корточках и упирались в колени локтями. В случае тяжелых родов роженица окуривалась от горящей смолы дымом. Ей также могли массировать живот, при этом натирая его пивом и шафраном.

После того, как египтянка разрешилась от бремени благополучно и родила здорового ребенка, она кормит его грудью на протяжении трех ближайших лет.

При наличии у роженицы проблем с молоком, она брала хребет нильского окуня, зажаривала его в растительном масле или жире, после этим маслом или жиром натирала позвоночник женщины. В случае, если не помогало и это «проверенное» средство, то материнское молоко заменялось коровьим.

В случае, если после родов египтянки хотели отдохнуть от деторождения на протяжении одного - двух лет, то в качестве разнообразных противозачаточных средств использовались смолистые выделения акации, кислое молоко, крокодильи экскременты, финики, мед. Перечисленные вещества вводились или по отдельности, или в различных комбинациях во влагалище. На сегодняшний день научно доказано, что смола акации, которая растворена в молочной кислоте, является одним из лучших средств, убивающих сперматозоиды - спермицидов.

Древняя Греция

Так как греческие врачи практиковались по всем специальностям, то акушерская помощь оказывалась ими только при тяжелых родах. Греческие врачи знали только некоторые хирургические методы для родоразрешения, например, знали они о кесаревом сечении, однако в то время на живых оно не производилось.

В Древней Греции оказанием помощи в родах занимались только женщины, называемые греками «перерезывателями» пуповины. В случае трудных родов акушерка (повитуха) обращалась к врачу - мужчине, как это было в Индии.

Греческие акушерки не только занимались оказанием помощи при родах и в течение послеродового периода, но также занимались прерыванием беременности. В случае, если по каким-либо причинам течение родов должно было быть негласным, то родоразрешение проводилось акушерками у себя па дому. Период, в течение которого родильница оставалась у акушерки, также неизвестен.

Акушерки того времени владели уже значительными навыками и знаниями. Для определения беременности использовался ряд объективных признаков: отсутствие аппетита, отсутствие месячных, тошнота, слюнотечение, рвота, желтые пятна на лице.

Могли также использоваться такие глупые средства, как: красный камень растирался перед глазами женщины в пыль, если она попадала в глаза, то женщина считалась беременной, если нет, то беременность отрицалась.

Пол плода акушерки пытались определить согласно уровню наклонения сосков беременной: в случае, если наклонение их было вниз, то это указывало на девочку, в случае, если наклонение их было вниз, то это указывало на мальчика.

Однако используемые практические приемы акушерок не всегда являлись рациональными. Например, в случае задержки последа применялся следующий прием.

Родившийся ребенок не отделялся от матери, а женщина сажалась на кресло в сидении с отверстием, под отверстие клался мех с водой, на мех ложился младенец, мех после чего прокалывался, а вода медленно вытекала, после того как мех спадался, плод опускался вместе с ним, и пуповина натягивалась.

Средние века

Акушерство и гинекология в период средних веков развивались довольно слабо, равным счетом, как и все естествознание и медицинская наука в Европе. Объяснялось это тем, что наука в тот период находилась под сильным влиянием средневековой религии и церкви.

Религией насаждались фантастические идеи и догматы типа “догмата о непорочном зачатии”, а церковными фанатиками внушалась мысль о возможном рождении детей от дьявола. Со стороны ученых и врачей всякие высказывания по поводу данных диких взглядов вызывали их гонение пытки инквизиции.

Во времена средневековья довольно часто стало практиковаться применение плодоразрушающих операций, причем не всегда это было обоснованно. Со стороны духовенства подобная практика вызывала нарекания на акушеров. Оно возражало против случаев «умерщвления» детей с целью спасения материнской жизни.

Акушерство в то время было на очень низких ступенях развития: занятие в средние века акушерством считалось неприличным и низким для врачей - мужчин. Родоразрешение оставалось в руках повитух.

“Бабки” призывали на помощь врача - хирурга лишь в самых тяжелых патологических родах, когда и роженице, и плоду угрожала смерть. При этом чаще всего применялась плодоразрушающая операция. Также хирург приглашался не к каждой женщине, а лишь преимущественно к беременной из состоятельного класса. Остальные роженицы из несостоятельных классов удовлетворялись помощью повитухи и получали от них амулеты, наговоренную воду или другие невежественные пособия.

Как правило, при такой помощи и при несоблюдении простейших требований гигиены уровень смертности и в родах, и в течение послеродового периода был очень высоким. Беременные в эпоху средневековья жили с постоянным страхом и угрозой смерти. Использование поворота для исправления неправильного положения плода как великое достижение эпохи древности не использовалось абсолютным большинством врачей и позже было вовсе забыто.

Из плодоразрушающих операций практическое акушерство применяло декапитацию, перфорацию головки и эмбриотомию. Однако выполнение этих операций было возможно только на мертвом плоде.

Согласно законам христианской средневековой церкви считалось, что смерть роженицы - по воле бога, а уничтожение плода внутриутробно, который обладает “божественной душой”, - это обычное убийство. Как результат - развитию акушерства церковь сильно препятствовала, что в конечном счете приводило к высокому уровню смертности в родах.

Россия

Некоторые рукописные лечебники и травники того времени упоминают о различных “заговорах”, распространенных в народной медицине. При патологических родах применялись некоторые из них.

Не только на селе и в городе, однако и в столице в большинстве случаев царские жены и боярские жены рожали при помощи бабок - повитух, а уровень медицинских знаний у них был весьма невысоким.

Приглашаемые в Москву иностранные врачи также не отличались акушерскими познаниями. В Московию многие из них ехали лишь с целью получения личной наживы.

Роды у русских часто проходили в натопленной бане. Данный обычай приема родов в жарко натопленной бане подразумевает под собой не только убеждение в облегчении родов и их ускорении при пропотевании роженицы, но и неосознанное стремление к чистоте.

«Повивальная бабка», оказывающая пособие роженице, приглашалась только при трудных родах в большинстве случаев, в легких случаях она приглашалась после завершения родов для выполнения перевязки пуповины и оказания помощи в повитии, или в пеленании, младенца. Это объяснялось как суеверием и стремлением скрыть от окружающих роды, избежать “сглаза”, так и соображениями с точки зрения экономии.

Повивальные бабки, кроме осуществления за младенцем первого ухода, исполняли установленные поверья, обычаи, заговоры и различные рукодействия.

Например, для скорейшей “развязки” родов, повитуха должна была расплести роженице косы, развязать все узелки на одежде, ходить до полного изнеможения с роженицей, подвесить ее за руки, встряхнуть, опрыскать “с уголька”, разомнуть ей живот для “выправления” плода. Чем больше знала подобных приемов бабка - повитуха, тем более знающей и опытной в “бабьем деле” она считалась.

Даже практиковавшие в больших городах России в то время акушерки были почти все поголовно иностранки. Естественно, что помощью этих акушерок и врачей могло пользоваться только ограниченное число рожениц, принадлежавших к привилегированному классу. Остальная масса русского населения по - прежнему пользовалась услугами повивальных бабок из деревень.

Первые законоположения насчет родов и родоразрешения были приняты в России Петром I. Они касались деятельности бабок - повитух, не подвергавшихся никакому контролю. В 1804 году был издан указ, который запрещал убивать родившихся уродов под страхом смертной казни. Эта практика использовалась повитухами довольно часто и не противоречила взглядам, установившимся в народе.

Уже позже, с распространением просвещения в России и ростом уровня общей культуры на разумную акушерскую помощь увеличился спрос, также ощутилась потребность в организации подготовки если не акушеров, то хотя бы «отечественных акушерок» на первое время.

Уже в период царствования Елизаветы, после Петра I, правительством были сделаны решительные шаги в деле подготовки акушерок планово, заключавшиеся во введении преподавания акушерства в медицинских школах, расширении штаба лекарей, взятии «на учет» всех повивальных бабок, подвержения их экзаменации, открытия в Москве и в Петербурге “бабичьих” школ - для специализированной подготовки акушерок.