Рожденные на Пасху дети – счастливее других? Зачатие ребенка во время поста: что говорит церковь? Приметы новорожденного помогают определить характер

Какая судьба ожидает детей, зачатых в пост? Вопрос этот часто задают православным священникам как при личном общении, так и на страничках православных форумов. Какие только беды не прочат ни в чем не повинным малышам! То они якобы должны родиться больными, расплачиваясь за «грех» своих родителей, но даже если родятся здоровыми, то будут болеть всю жизнь, а однажды мне довелось даже прочесть мнение, что зачатые в пост не попадают в рай. Для того, чтобы узнать, что в этих громких и пугающих заявлениях правда, а что выдумки и мракобесие, следует выяснить, откуда растут ноги подобных мнений, а также официальную позицию : что они скажут нам о зачатии в пост. Итак, согласно церковному вероучению, православный пост является периодом воздержания не только от пищи животного происхождения, но и от всего, что отвлекает от молитвы и покаяния, в том числе и супружеского секса. Обратите внимание: воздержание это является рекомендацией, а никак не строгим запретом. Основана эта рекомендация на словах апостола Павла, который две тысячи лет назад посоветовал христианским мужьям и женам во время поста воздерживаться от интимных отношений.

Дети, зачатые в пост и позиция православной церкви

Действительно, слова апостола Павла имеют место быть. Но почему-то особо переживающие за зачатых в пост детей не цитируют его до конца, либо искажают смысл. А ведь полная фраза звучит так: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор: 7,5). Очевидно, что апостол Павел, ярый сторонник целомудрия, не ставит рамок и ограничений мужьям и женам. Да, он действительно советует время от времени ограничивать себя от радостей любви на время усиленного поста и молитвы, и на этот случай в православной церкви существует строгое трехдневное ограничение перед причастием. Основным посылом его являются фразы «не искушайтесь» и «по согласию».

И уж тем более Павел ничего не сказал о зачатии в пост: видимо, святому апостолу просто не пришло в голову, что дети должны отвечать своим здоровьем за поведение родителей. Именно поэтому и сегодняшняя православная церковь учит, что понятие «зачатый во грехе» существует, но оно никоим образом не касается поста, и к тому же не тянет за собой последствий для ребенка. К сожалению, больными рождаются не только дети, зачатые в пост, но и в «скоромное» время года. Поэтому заявления о страшных карах Божиих не проходят даже элементарного испытания логикой.

Дети зачатые в пост — угодны ли они Богу?

И напоследок – совсем уж дико звучит предположение о том, что зачатые в пост лишаются Царства Небесного. Мало того, подобные заявления являются кощунством. Иисус Христос проливал свою кровь на кресте абсолютно за всех людей: христиан, иудеев, буддистов, и даже за атеистов. Каждому Спаситель дал шанс на вечную жизнь, не перебирая «ты – достоин, а ты – нет».

Мыслимо ли говорить, что дети, зачатые в пост, стали исключением, особенно если впоследствии они вырастают настоящими христианами? Спасение их, как и всех остальных людей, находится в их руках, независимо от времени зачатия и рождения. Кроме того, это мнение говорит о глубоком неверии: если бы Богу не был угоден тот или иной человек, Он бы просто не давал ему жизнь, ведь только Ему подвластно вдохнуть жизнь, создать новую бессмертную душу. Резюмируя, хочу написать, что любая жизнь – большая ценность, ее следует беречь, а не выдумывать глупости и предрассудки. Если родители воспитают своего ребенка зачатого в пост, в вере и благочестии, им будет награда за это от Бога, не меньше, чем родителям детей, зачатых в обычное время.

Одним из главных событий в каждой семье считается рождение ребенка. Но какая судьба ждет рожденного в пасхальную неделю или непосредственно на Пасху? Будет ли малыш более здоровым и удачливым? Даже неверующие люди придают особое значение рождению детей именно в такой великий православный праздник. Ведь каждому из нас хочется верить, что наш ребенок станет счастливым и рядом с ним всегда будет удача. Стоит ли верить в это?

Наши бабушки верили, что пасхальные и предпасхальные дни являются вещими. А поэтому рожденных на Пасху детей считали особенными. На эту тему существует много разных примет и суеверий. Но люди по-разному относятся к родам именно в этот день. Одни с верой в светлое будущее ребенка празднуют его появление на свет, а другие не придают особого значения дню рождения в Пасху.

За шесть дней до великого праздника начинается Страстная неделя. Это особый и сложный период для верующих людей. Именно поэтому многих из них волнует вопрос, как отражается день рождения на судьбе детей, появившихся на свет именно в Пасху и на предстоящей ей Страстной неделе. В народе существуют такие приметы.

  1. Если ребенок родился в понедельник, то у него будет много друзей, которые искренне станут его любить.
  2. Рожденный в Чистый вторник, будет здоровым, крепким и физически развитым. Поэтому выбирают профессии, связанные со спортом.
  3. Человек, рожденный в страстную среду, обладает прекрасной душой и добрым сердцем. Став взрослыми, эти люди выбирают профессии, связанные с помощью человеку и животным и становится врачами, ветеринарами и др.
  4. Дети, появившиеся в Чистый четверг, улыбчивы и добродушны. Они заражают других светом, теплом и позитивными эмоциями, поэтому у них всегда много друзей. Из них получаются отличные учителя, воспитатели и родители.
  5. В Страстную пятницу рождаются дети со сложным характером. Они очень обидчивы, злопамятны и темпераменты. Со временем находят настоящих друзей, с которыми идут по жизни. А вот с поиском второй половинки у них чаще всего возникают сложности.
  6. Дети, рожденные в канун большого праздника, очень находчивые, любопытные и веселые. Появившиеся на свет в Великую субботу быстро и легко найдут выход из любой ситуации, что отлично помогает им во взрослой жизни.
  7. Если день рожденья совпадает с днем празднования Пасхи, то это считалось особым знаком, который оповещал родителей о счастливой судьбе их ребенка. Малыш будет здоровым, добьется высоких должностей, а найдя свою вторую половинку, сможет создать крепкую и счастливую семью.

А что же говорит церковь по поводу или в Пасху? С одной стороны интимные отношения в церковные праздники многие называют грехом, так как эти дни нужно посвятить Богу и молитвам. Но, с другой стороны, в Библии ничего не сказано о запрете зачатия в Пасху или во время Пасхальной седмицы. Великий пост нужен людям, чтобы научить любить друг друга, не только опираясь на физическую связь. Это важное воздержание, помогающее семейной паре подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть на их пути. В период беременности, во время ожидания ребенка, в болезни, в разлуке или других ситуациях супруги должны быть подготовлены к физическому воздержанию. Поэтому если вы все же решили зачать ребенка в Пасху, то ничего греховного в этом нет.

Не стоит путать правила и уставы церкви с различными суевериями, кажущиеся многим жесткими и неудобными требованиями.

Стоит ли отмечать день рожденья в Пасху и накануне нее

Накануне Великого праздника соблюдается строгий пост, в который запрещено есть пищу животного происхождения. Кроме этого, в данный период стоит отказаться от шумных гуляний и празднований. Хотя придерживаются этих правил не все: только истинно верующие люди строго соблюдают пост и празднуют дни рождения после .

Единого правила по поводу празднования дня рожденья в Великое воскресенье нет.

Но даже в пост можно отметить день рожденья со своей семьей, приготовив разрешенные угощенья. И даже несмотря на то, что многие не представляют себе праздничный стол без мяса, все же можно приготовить очень вкусные и интересные постные блюда. На стол разрешается подать маринованные грибочки, различные овощные салаты или приготовить нежирный торт с фруктами и орехами.

Конечно же, всем родителям хочется верить, что все хорошо сложится в жизни их ребенка. Но в какой бы день он не был рожден, главным остается, то, что в него вкладывают мама и папа. Ведь любовь, забота и внимание позволяет сделать из ребенка настоящего доброго и отзывчивого человека, что, по большому счету, важней роскоши или высокой должности.

  • Рождественский пост в 2012 году: 28 ноября – 6 января 2013 года

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Великий пост, как понимать нам его?

Вот и приближаются дни вхождения многих христиан в дни Великого поста. И именно в эти дни мы можем больше приблизиться к Богу, как никогда. Известно, что Иисус прежде, чем начал своё служение на земле вошёл в сорокодневный пост в пустыне. Для чего это нужно? Не просто потому, что это традиция наших отцов и церковный обряд. А тем более ошибочное мнение, что пост – это отказ от определённой пищи и развлечений .

Пост – это смирение своей плоти, это полное изолирование себя от мира и приближение к Богу . Именно во время поста, когда вы слабы телесно и душевно приходят сильные искушения диавола. Именно в эти дни наши друзья зовут нас на разные развлечения, именно тогда очень сильно хочется съесть чего-то мясного или молочного, и тем более, быть в раздражении. Но и именно тогда мы приобретаем силу от Духа Святого, когда преодолеваем все эти соблазны.

Понимание ребёнком поста.

И многие родители теперь задают себе вопрос: «Как отметить день рождение ребёнка, если он выпадает в Великий пост?». Давайте поговорим на эту тему сегодня. Прежде всего, мы должны сами понимать, что вхождение ребёнка в пост должно быть осознанным. Ребёнку необходимо понимать, почему он это делает и у него должно быть именно своё желание смирения перед Богом, а не желание родителей.

Если так не будет, ребёнок будет мучиться от того, что он не получает в своём возрасте именно то, к чему так привык. Он не сможет противостоять натиску родителей, и вынужден будет исполнять их волю. Но внутри его сердца будет расти бунт, который в итоге вырвется наружу в подростковом возрасте.

Ни кто из нас не желает этого своему чаду. Поэтому нам, как родителям необходимо в первую очередь явить Бога своему ребёнка через нашу заботу, любовь, дружбу и уважение к нему. Прежде, чем малыш призовёт Бога в своё сердце, ему нужно осознавать, что он рождён в природе греха.

А для этого мы и учим своих детей через личное общение, воскресные школы и свой пример хождения с Христом, Кто такой Бог-Отец и какова жертва Христа для нас. Ребёнок должен понимать, что без прощения грехов мы не сможем войти в Царство Бога.

А как вы думаете, сможет ли человек смиряться перед Тем, Кого не знает? Нет. Конечно, он сможет перетерпеть эти сорок дней, но его сердце останется неизменённым. Богу такой пост не нужен. Ему не нравятся религиозные ритуалы, где нет настоящей жизни. Бог желает искреннего покаяния и смирения, а не внешнюю атрибутику.

Когда же можно ребёнку поститься?

Так с какого же возраста можно входить ребёнку в пост? С того возраста, когда было искренне покаяние и принятие Иисуса в своё сердце. У всех людей это происходит в разное время. Вы сами можете видеть, что Иисус вошёл в пост на сорок дней только лишь в 33 года. Наблюдайте за своими детьми. Я видел и случаи, что детки и в 7 лет намеренно идут в пост и сердце радуется, когда можно это наблюдать.

Что же нам делать, родителям, когда ребёнок не готов поститься, а мы хотим этого? Мы должны соблюдать все правила Великого поста, но по отношению только к себе. Мы обязаны объяснить ребёнку, почему мы это делаем и почему он не может пока в этом принимать участие. Жизнь ребёнка должна течь в том же русле, как и обычно. Тем самым, мы будем наглядным примером через, что придётся проходить человеку во время Великого поста.

Как отметить день рождение, чтоб быть в воле Бога и ребёнка не обидеть?

Теперь давайте разберём, а как же правильно отмечать день рождение вашего дитя, если он принял своё спасение и считает себя маленьким христианином? Как можно провести праздник, если ребёнок осознал всю необходимость поста? Здесь тоже не нужно впадать в крайность. День рождение может быть только лишь раз в году. И если мы его не будем отмечать, может получиться так, что наш малыш утратит свою значимость здесь на земле для всех, даже для Бога.

Нам нельзя этого допустить. Поэтому праздник должен состояться. Сейчас можно найти в интернете большое разнообразие постных блюд. Можно сделать больше разных кулинарных шедевров и украсить их яркими фруктами или овощами. Обязательно развесить шарики и написать плакат с рисунком и поздравлением.

Очень уместно будет здесь присутсвие свечей, которые можно будет задуть.

Не переживайте, что подумает об этом Бог. Он будет счастлив, ведь одна из заповедей звучит так: «Возлюби ближнего, как самого себя». Этим вниманием и заботой мы покажем нашему любимому малышу свою любовь к нему и любовь Бога. А так, как в той же Библии написано, что эти две заповеди: возлюби Бога и ближнего, являются самыми главными, наш Творец будет радоваться вместе с нами.

Перед застольем обязательно помолитесь вместе с гостями, чтоб они видели, что в вашем доме главное место занимает Бог. Поблагодарите в молитве Его за чудное дитя, которое Он вам подарил, помолитесь за вашего ребёнка, чтоб Господь был помощником ему в новом году его жизни. И обязательно воздайте хвалу Творцу за этот прекрасный стол.

Конечно, не обойдётся и праздничный стол без радостного общения. Так как день рождение приходиться в период поста и наша задача приближаться к Богу, можно это делать и в игровой форме. В том же интернете можно найти массу детских христианских игр. Продумайте этот вопрос за несколько дней до праздника, чтоб у вас было время подготовиться.

Очень интересно можно провести время и за христианским караоке. Здесь вы и Бога прославите песнями, и настроение всем подымите, ведь интересно передавать микрофон по очереди и петь.

А ещё, очень интересно детям показать мини-театр или постановку снова же христианскую. Тут уже родителям придётся потрудиться на славу. Вот именно в такой жертве вы особенно нравитесь Богу. Я не поверю, что невозможно найти время для своего ребёнка, чтоб подготовиться к его празднику.

Поверьте, вспоминая такие дни, ваша кровинушка и в старшем возрасте будет с умилением вспоминать эти переживания и конечно благодарить Бога, за то, что именно таких родителей Он дал им.

И ещё, подобным поведением мы можем показать милость и безусловную любовь Отца. И ваш ребёнок будет всю жизнь вам благодарен за проявленное терпение и заботу. А Отец-Бог будет для них той защитой, куда они могут в любую минуту прийти.

На протяжении 12 месяцев припадает 4 поста, во время этих особенных периодов необходимо избегать интима, как и в дни великих праздников и постные дни (среда, пятница). Таких правил должен придерживать каждый верующий. Насколько это возможно реализовать в современных жизненных реалиях? Но как же то утверждение, которое говорит, что именно Господь посылает нам детей? Ответ на этот вопрос не так однозначен. Попробуем разобраться, какие последствия несет зачатие в пост.

Зачатие в пост и мнение церкви по этому поводу.

Порой супруги не придают существенного внимания тому, когда именно зачат малыш: в Великий пост или же Страстную пятницу. Серьезная болезнь ребенка или различные неприятности, происходящие с ним, могут быть связаны именно с периодом зачатия. Но далеко не все дети были зачаты в «разрешенное» время. Означает ли это, что все они серьезно больны или по жизни их преследуют одни неприятности? Вполне вероятно, что с ними не произойдет каких-либо неприятных ситуаций. Важно другое – подобное деяние греховно и не имеет значения, верят в это супруги или нет.

Многие верующие не могут найти лаконичный ответ на вопрос, почему зачатие ребенка именно во время поста является грехом. Церковью установлены определенные правила, согласно которым во время постных дней, включая Великий пост, праздники, а также воскресенья супруги должны воздерживаться от близости. Но стоит оценить это правило с другой стороны.

Ведь оба супруга согласно Священных Писаний должны отказываться от интима по собственному желанию. Если кто-либо из пары не в силах нести все тягости отказа от искушений и не может прожить дни Великого поста без близости, супруг или супруга не могут отказывать. Об этом писал еще апостол Петр. Еще большим грехом является отказ, что повлек за собой измену. А это негативно скажется на семейных отношениях, вплоть до распада семьи.

Если же семейная пара верующая и следую правилам поста, не нужно зачинать ребенка во время этого периода. Не зря дается определенный промежуток времени для молитв, покаяния и борьбы с искушениями.

При наступлении беременности во время поста семейной паре необходимо как можно скорее исповедать данный греховный поступок. Лучше пойти в церковь, куда постоянно ходите и исповедаться «своему» духовнику. Но если это невозможно, то тогда стоит сходить на исповедь в ближайший храм. Господь милостив к нам, поэтому многое прощает. При зачатии во время Великого поста не нужно задумываться об искусственном прерывании беременности или о рождении ребенка с всевозможными патологиями. Обязательно нужно настроиться на лучшее, малыш должен чувствовать еще в утробе, что его появление на свет желанно. Ведь все мысли могут материализоваться.

Почему стоит воздерживаться от зачатия в Великий пост или же постный дни?

Планирование ребенка в православной семье должно быть продумано. Не стоит убеждать себя, что зачатие малыша в «неположенные» дни не является грехом. Пост – это время для сближения с Богом, очищения души и тела, отказа от мирских искушений. Молитвы и покаяния – именно это должно быть основой жизни каждого христианина в пост. Стоит отметить, что на протяжении данного периода не венчают, так как именно во время этого таинства дается благословение на рождение детей. Вот почему стоит воздерживаться от близости во время поста.

Бывают случаи, когда у семейной пары есть проблемы, связанные с рождением детей. Итак получается, что окончание лечения припадает на пост, когда необходимо делать очередные попытки зачатия. Так как быть в этой ситуации? Длительный период лечения и несколько месяцев воздержания могут даже пойти на пользу. Стоит смириться с этим и принять как должное, не нужно высчитывать благоприятные дни и строить планы на этот счет. Дети будут даны Богом как вознаграждение за смирение и неугасающую надежду. Ожидание мучительно для тех супругов, которые ждут наступления беременности многие годы. Как именно поступить, решать семейной паре. Дети посылаются Господом как для радости, так и для осознания собственных ошибок. Поэтому не стоит рисковать, а отложить планирование до окончания поста.

Мнение священнослужителей о предохранении в пост.

Применение противозачаточных средств церковь не приемлет и считает противоестественным. Рассматривая это с нравственной стороны – предохранения не должно быть в православной семье. Церковь воспринимает такую «защиту» от возможного зачатия не что иное, как извращение. Стоит также учесть, что сами по себе противозачаточные средства не столь безвредны, как кажутся на первый взгляд, они оказывают негативное влияние на организм женщины. Дети даются семейной паре Богом, поэтому любое препятствие этому является грехом.

Половые отношения во время поста – это страсть и искушение, которые не могут побороть слабые духом люди. Умение контролировать свои физические потребности в праздники и постные дни – это шаг к Богу, возможность осознания того, зачем человек живет на земле и какое его предназначение.

Понятие «незапланированного зачатия» в толковании церкви.

Довольно часто можно услышать термин «незапланированное зачатие», что совсем неслучайно в современном мире. Самым страшным является то, что ни женщина, ни мужчина не ставили перед собой цель создания ребенка как плода совместной любви. Все это воспринималось как случайность. Плод в утробе матери очень чувствителен к каким-либо изменениям в организме матери, это касается и настроя, нервного перевозбуждения и раздраженности. Все эти чувства переживает и маленький еще нерожденный человечек, у которого уже есть сердце и душа. Так как же можно надеяться на то, что ребенок, родившийся от незапланированной близости, может быть счастливым и успешным?

Все неудачи, которые будут ожидать такого малыша, можно связать не только с психологической травмой, полученной еще до рождения, но и также как отражение родительских грехов.

Как подготовится к зачатию правильно?

Врачи рекомендуют начать подготовку к возможной беременности еще за 3 месяца, употребляя полезную пищу и витамины, воздерживаясь от вредных увлечений. Но по церковным канонам нужно не менее 6 месяцев для того, чтобы полностью быть готовыми к зачатию. Молитвы, следование правилам поста, призыв души – вот в чем состоит планирование. Пост должен восприниматься как некая процедура очищения души и тела.

Существует способ моления на протяжении 41 дня для получения желанного. Также он может применяться и для призыва души. Этот способ подразумевает осуществление ежедневных процедур в течение 41 дня: зажжение свечи на домашнем алтаре, благовония и живые цветы, чтение молитв, а также произнесение просьбы. Все это будет своеобразной жертвой Богу за исполнение собственных желаний. Вера в силу Бога поможет осуществить намеченное, долгожданная беременность наступит в скором времени.

Позаботьтесь о будущем своих нерожденных детей, не совершайте поступков, о которых будете жалеть. Не стоит настраивать себя на то, что зачатый во время поста ребенок родится больным. Покайтесь в своих деяниях, снимите с души тяжкий груз. Дарите маленькому человечку всю свою любовь, не передавайте ему накопленный негатив. Исповедь обоих родителей очистит душу, знайте, что любовь Бога к человеку безгранична.

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?


Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.