Рождественские колядки в старшей группе. Сценарий колядок (старшая группа). Рождественский праздник все ближе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №74 г.Липецка

Сценарий колядок (старшая группа)

На сцене – изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте – звезда.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

В рождественские праздники существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего самого лучшего. Поздравляли они не просто словами, а специальными песнями. Они назывались колядками, отсюда- колядовать. Послушайте пример такой песенки-колядки, с которой ходили по дворам.

1-й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

В ночь под Рождество вместе с колядовщиками ходили ряженные.Они надевали страшные маски. Рядились в нечистую силу: Кикиморой, бабой Ягой, Лешим. Рядились и в животных: волка, медведя, коз.

2-й колядовщик.

Коляда, мол яда,


Уродилась коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки -
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Уведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Побьем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

Игра «Карусель»

3-й колядовщик.

Тяпу-ляпу, cкорей дайте коляду!


Ножки зябнут - я домой побегу.
Кто даст, тот - князь,
Кто не даст - того в грязь!

Колядовщики за свои песни просили угощения. Хозяива их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили: печеньем, конфетами, деньгами.

4-й колядовщик

Господин, господа,


Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

5-й колядовщик

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх – карамельку,

А под низ – копейку, денежку-монетку.

6-й колядовщик.

Коляда, коляда!


Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!

Если же хозяива жадничали, то им пели озорные колядки с шуточными угрозами.

7-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,

Ржавая лопата, корова горбата!

Кто не даст пышки- тому в лоб шишки!

(Хозяин одаривает колядовшиков мелкими монетками из мешочка).

Игра «Бабка Ёжка»

8-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

9-й Колядовщик

Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет.

Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах – валеночки, на руках - яркие варежки.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем – мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

(в это время коза все показывает)

2-й колядовщик.

Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

3-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила?

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала.


(Коза падает.)

Хозяин, хозяйка: Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

4-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

5-й колядовщик.

Решето овса, поверх него – колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

(Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на новое счастье

Уродись пшеничка, колос, чечевичка,

На поле-копнами, на столе- пирогами!

Дети окружают, козу и начинают водить хоровод.)

Очень развеселит понравится детям игра«Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

После игры коза может загадывать загадки.

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

(Лыжи.)


Пусть не очень он красив,

Но первом месте

Среди разной обуви,

Сделанной из шерсти.

Никогда не подведёт

В стужу он друзей,

Для него есть в городе

Мышкине музей.

(Валенок.)

Есть один такой цветок.


Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.

(Снежинка)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись

(Сосулька)

Конкурс «Бои подушками»

6 колядовщик

Приходила коляда


Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!

Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

· Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделках;

· Сформировать представление о рождественских святках;

· Активизировать речь через устное народное творчество: колядки;

· Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Звездочка»

Рождественские колядки

развлечение

(средняя, старшая группы)

воспитатель

Газенкампф Т.А.

2014 год

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделках;
  • Сформировать представление о рождественских святках;
  • Активизировать речь через устное народное творчество: колядки;
  • Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы: «Святки», «Коляда».
  • Беседы по картинам русских художников А.Саврасов «Зимний пейзаж», П.Соколов «Тройка зимой».
  • Заучивание колядок.

Ход занятия.

Колядовщики заходят в каждую группу.

1 колядовщик.

Наступило рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселится и поет.

2 колядовщик.

Собирайся народ,

Разевай по шире рот.

В нашей горнице веселье-

Нынче святок прославленье!

3колядовщик.

Мы ходили, мы искали коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

4колядовщик.

А нашлась коляда да у нашего двора!

Хозяйка, будьте здоровы!

Живите без бед много, много лет!

1колядовщик.

Хозяюшка- добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

После все вместе идут в другую группу и т.д. затем идут в зал на общее представление.

Зал празднично украшен, в правом углу стоит стол с домашней утварью (самовар, деревянные тарелки, деревянные ложки) и угощением, за столом сидят Хозяин и Хозяюшка. В центре зала стоит нарядная елка. Под русскую народную музыку в зал входит ведущая.

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них- новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1 ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а сними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром и загадки.

2 ребенок.

А что такое святки?

3 ребенок.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный

Наши предки пили,ели,

Веселились две недели.

4 ребенок.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

5 ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Дети поют песню «Рождество»

Под елкой стоит скамья. На ней сидят хозяин и хозяйка.

Хозяин.

А помнишь, хозяйка как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Колядки справляли.

Хозяйка.

А помнишь, сколько ряженых было?

Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника. Люди в избах делали большую уборку, столы застилали чистыми новыми скатертями. Ставили блины, месили тесто для пышек, печенья. С первой вечерней звездой начиналось колядование.

Ой, кто – то стучится в дом. Да это колядовщики.

Заходите гости дорогие!

Колядовщик:

Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть.

На лавочку сесть да песенку спеть.

Сею, сею, посеваю,

С новым годом поздравляю.

На ново год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка.

На поле- копнами.

На столе- пирогами.

С новым годом,

С новым счастьем

Хозяин и хозяюшка.

Колядовщик:

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Колядовщик:

Ты хозяин не томи,

Поскорее подари!

Либо из печи пирожок,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок.

Хозяйка.

Вот у меня пироги, лепешки.

Колядовщик:

Я пришел к вам чтоб сказать,

Что сегодня коляда!

Что-нибудь мне надо дать.

Рад я буду это взять.

Кто не даст мне ничего

Обругаю я его.

Знать его я не хочу,

Как медведь я зарычу.

Хозяин.

Ты хозяйка не давай, пусть сначала поиграют в игру «Плетень» (дети играют в игру)

Колядовщики:

Мы еще умеем петь частушки.

Х озяйка :

Спойте, гости дорогие.

Колядовщики

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Мой дружочек, эх хороший,

Да росточком очень мал.

Поводил меня до дома,

Я чихнула, он упал!

Купил милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Колядовщик:

Я- маленький мальчик,

Сел на стульчик,

В дудочку играю,

Всех поздравляю,

С Христовым Рождеством!

Ведущий

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчикв масках козы и медведявыходят под музыку.

Коза

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Коза

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо -

Медведь

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Коза и медведь танцуют под русскую народную музыку.

Хозяин.

Ну, а какой святочный праздник без игр,Шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках парни всегда с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов и невест примечали.

Колядовщики.

Выходи народ поиграем.

Игра «Веселая Метелка»

Вызываютсядети, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка -

Бела шубенка. (Снег)

Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает -

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин,2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

Хозяйка.

А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Игра со взрослыми.

Выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Взрослые водят хоровод вокруг стола и поют.

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек.

Что сбудется, что станется?

Плохое пусть останется.

Колядовщик: Хлеб-жить в достатке.

Колядовщик: колечко- замуж идти.

Колядовщик : Вата- мягкая жизнь достанется.

Колядовщик : Монетка-к достатку.

Колядовщик : спичка – к крепкому здоровью.

Колядовщик : ниточка- путешествие.

Колядовщик: зеркальце- собой любоваться, делом не заниматься.

Хозяйка. Всего один горшочек остался.

В зал вбегает баба- Яга. Свистит.

Баба-Яга. И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из- под горшочка веточку.

Что это растолкуйте?

Колядовщик: видно к новому помелу!

Баба-Яга. огорченно заглядывает под горшочек. А колечка там нет?

Колядовщик: Так кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга . Ах так! Ах вы вот так! Разгоняет всех помелом. Сейчас я буду хозяйкой. Не уйду пока не станцуете!

Танец «Валенки».

Баба-Яга. Ну молодцы!

Ведущая и все дети хором:

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой выносят угощение и раздают детям.

Хозяин.

Спасибо Вам что не обошли наш дом.

С Новым годом!

С Новым счастьем!

Хозяйка.

Приходите на Крещенье:

В доме будет угощенье

И дадим святой водицы

Вам в честь праздника умыться.

И с собой еще нальем,

Чтоб и ваш стал чистым дом,

Соль святую к образам-

Чтоб жилось богато вам.

В день морозный на Крещенье

Вы примите приглашенье:

Приходите в теплый дом,

С пирогами чай попьем!

Ведущая.

Спасибо хозяева за угощение.

Дети уходят в группу.


Наталья Дуплинская
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

Цель : Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки.

Задачи :

1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры

2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника.

3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур : культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.

Предварительная работа : Беседа : «Святочные посиделки» ,

Разучивание детьми колядок , песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр.

Ход мероприятия.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника : Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело : ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы , прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам , колядовали . Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни , или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать , получая радость от этого Святочного обычая.

Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь .

Дети входят в зал, где их встречает скоморох.

Скоморох :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Мальчишки и девчонки. А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая. А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте :

Коляда , Коляда отворяйте ворота ,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,хоть пятак

Не уйдём из дома так!

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба : Кто там?

Скоморох : Это мы, колядовщики , позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Коляда , коляда ,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяйка, не томи,

Поскорее подари!

Бабушка Люба :

Ах, вы хитрые ребятки.

Отгадайте - ка загадки.

Загадывает загадки.

1. Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба :

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Коляда – молода , вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Бабушка Люба угощает детей пирогом.

А сейчас хочу позвать вас

Поиграть повеселится

В русский пляс с душой пуститься

Раз-два, раз-два, начинается игра

Теперь игра не развлечение ,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры : Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь , чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу.

Скоморох :(ходит рядом с детьми и приговаривает) :

Как у нас-то козел,

Что за умный был :

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да по лесу гулять,

Да дружочка выбирать.

Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу» .

Ход игры : Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту :

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем и снова начинаем.

Скоморох :

А у нас ребятки удаленьки,

Наденут шарфы, да валенки.

Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам» .

Выбирается 2 команды детей : первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой.

Бабушка Люба :

У меня для вас игра – ух, и снежная она.

Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы?

Скоморох :

Мы ребяток позовём,

Сосульки все скорей собьём.

Аттракцион «Сбей кеглю снежком» .

Скоморох :

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот ».

Скоморох :

Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые!

Бабушка Люба :

Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим.

Игра «Палки-моталки»

Правила игры : Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза

Скоморох :

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Игра «Золотые ворота »

Правила игры : Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота » . Все остальные проходят через «ворота » и четко проговаривают слова.

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

(Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался» , становится в «ворота » .)

Бабушка Люба :

В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали.

Спасибо, вам, колядовщики

Вы садитесь, отдохните,

Друг на друга поглядите,

И друг другу для потехи

Небылицы расскажите.

Дети читают Небылицы

1. Андрей-воробей

на коне катался

На берёзу налетел,

Без сапог остался.

2. Таня-баня шла по броду,

Решетом носила воду.

А помыть хотела пол

Приморозила подол.

3. На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень,

Шёл не ворочится ,

А веселиться хочется.

4. Между небом

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом,

К небу прицепился.

Бабушка Люба :

В святые вечера люди колядовали и гадали . Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания , чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.

Гадание "На профессию"(в мешочке лежат следующие предметы) :

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Нитки – портной

3. Книжка – писатель

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

9. Кроссовок - спортсмен

10. Лупа- учёный

11. Самолёт – лётчик

Скоморох :

А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание.

Только берегите звездочку.

Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.

Бабушка Люба :

Ах, спасибо вам, ребятки,

Что пришли в мой дом на святки!

Пожелали мне добра!

Вот вам угощенье -

Вкусное печенье

Сладкие конфетки,

Кушайте, детки!

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела» , благодарят и уходят

МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»

Развлечение для детей старшей группы

«Новогодние колядки»

Провели: воспитатель Синюшина Е.Г

музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.

Январь 2018 г.

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.

Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.

Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.

ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы с вами на беседу для забавушки.

Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.

Приходили ребятки на веселые колядки.

Песни петь, плясать, да загадывать загадки.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

От рождества до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели,

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

По дворам ходили,

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас

Колядки встретим мы у нас!

/Раздается звук трещеток, дудочек./

Дети заходят под слова.

Дети. Пришла Коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Хозяйка . Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!

Хозяйка: Пойте!

Все исполняют колядку:

Дай Бог радости тому, кто в этом дому!

Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,

Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!

Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!

Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Тетенька, добренька,

Дай что-нибудь сдобненька,

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

/В мешок насыпает хозяйка угощение/

Дети : Спасибо!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.

4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем

Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.

Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?

Дети: Козу, медведя, коня, свинью.

Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?

Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».

Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.

Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?

Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.

Где коза проходит,

Там пшеница родит.

Где коза махнет хвостом,

Там и рожь взойдет кустом,

Где коза шагнет ногою –

Там хлеба взойдут копною.

А где заденет рогом –

Там взметнутся стогом.

Дети, давайте позовем козу в круг.

Дети: Коза, коза, иди сюда.

Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:

«Идет в гости коза,

К нам коза – дереза,

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая,

Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.

Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?

Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.

Хозяйка: А что же она любит?

Воспитатель. Нашей козочке немного надо:

Ведерко гречки,

Да горшок овса,

А поверх овса - колбаса,

Да три куска сала,

Чтобы коза встала..

Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.

Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И просто так попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Дети. Сеем, сеем посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем

Овес, ячмень посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.

Ах, спасибо вам, колятки,

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра!

Вот вам угощенье - Вкусное печенье

Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

(Вмешочек насыпает угощение)

Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ай, вы хитрые ребятки

Отгадайте ка загадки.

    Отворилась тихо дверь --

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род -

На охоту вышел … /Кот/

    Летало одеяло

Мягкое, белое

Солнце припекло

Одеяло потекло. /Снег/

    В синем небе светляки

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк

Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/

    По полю рыщет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. / Ветер/

    Хоть сама и снег и лед

А уходит слезы льет. /Зима/

    Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /

    Наша барыня сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла. /Печка/

Воспитатель: Пришла коляда

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

Игры начинайте.

Игра «Бояре»

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Молодые, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Молодые нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяйка : Без гаданья, что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

Игра-гадание «Башмачок»

/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/

Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.

С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!

Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!

Не режь, не ломай, весь пирог подавай!

Игра «Пирожок»

/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»

После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.

Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/

Дети. Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.

Воспитатель. Коляда пришла

Всем веселья принесла

Не сидите не скучайте

Угощенья получайте.

/Угощаем гостей /

Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!

Елена Голышева
Развлечение в старшей и подготовительной группе «Колядки»

В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА

Сценарий для старшей и подготовительной группы

Цель : создать радостное настроение, вызвать положительные

эмоции; развивать у детей любовь к русским традициям;

учить добрым, дружеским отношениям. Продолжать

знакомить с русским народным творчеством и фольклором.

Предварительная работа :

1. Беседы с детьми и их родителями о традиционном праздновании Рождества и Святок.

2. Разучивание музыкального репертуара с детьми :

(обрядовые песни, колядки , народные игры и хороводы) .

3. Изготовление костюмов, атрибутов русской избы,

оформление шеста с Вифлеемской звездой.

4. Приготовить угощение для детей - колядовщиков всех

возрастных групп .

Дети входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны (в грамзаписи) .

Звучит фонограмма русской народной песни. Одетые в русские костюмы входят ведущие

ВЕДУЩИЙ 1

Дети! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой - Зимой.

(Читает указ) .

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

ВЕДУЩИЙ 2

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее, друг! Ждем вас всех в веселый круг!

песня «Ой заинька»

Дети танцуют под фонограмму песни «Ой заинька» , выполняя движения по показу взрослых.

ВЕДУЩИЙ 1

К нам на святки

Пришли колядки -

Блины да оладьи,

Зима да морозы.

Давайте сядем на стульчики и посмотрим…

Выходят колядовщики подготовительной группы . Идут и поют «Ой, коляда » .

Коляда , мол яда,

Уродилась коляда !

Кто подаст пирога -

Тому двор живота,

кто не даст копейки -

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

Коляда , коляда ,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим.

ВЕДУЩИЙ 1. Выходит из домика, к которому пошли колядовщики .

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

Складывает подарки в сумочку к мехоноше.

ВЕДУЩИЙ 1.

Эй, ребятки, выходите, гостей веселой песней и пляской порадуйте.

Дети ст. гр танцуют «Русская зима» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 1.

Аи да ребятки, аи да затейники!

ВЕДУЩИЙ 2.

И мы не хуже.

ВЕДУЩИЙ 1.

Да вам, видать, «старушка-завидушка » покоя не дает! Ну, тогда ловите!

(Бросает шарик - «старушку-завидушку » . Девочки передают шарик друг другу, пока тот не лопнет).

Дети ст. группы идут по кругу и поют «Ой, коляда » (1-й куплет, выстраиваются в шеренгу. Поют «Овсень» и подходят к домику.

Выходит из домика ВЕДУЩИЙ 2

ВЕДУЩИЙ 2 : Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье :

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки -

Покушайте, детки!

Колядовщики .

ВЕДУЩИЙ 1

Ну, хватит, ребятушки,

Полный мешок наколядовали !

Набрала Коляда :

Два пшеничных пирога,

Черепушку творога,

Блинов стопку, оладушек сотню,

Маслица каточек, ветчины шматочек,

ВЕДУЩИЙ 2

Что с ногами, не пойму!

Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

Зимою В пляску просятся!

Танец-игра «Три хлопка» .

ВЕДУЩИЙ 1

Коляда , Коляда , не хочешь пирога?

С луком, с перцем,

С комариным сердцем.

Игра «Пирог» .

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» . Все поют :

экий он высокинький,

экий он широкинький,

экий он мяконький,

Режь его да ешь его.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны , «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог» .

Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 2

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

ВЕДУЩИЙ 1

А сейчас мы предлагаем вам игру -

Мерить силу, как бывало в старину .

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Перетягивание каната.

ВЕДУЩИЙ 1

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Что пригорюнился, дружок?

ВЕДУЩИЙ 2

Как, подруга, не грустить?

Петухом хочу я быть.

ВЕДУЩИЙ 1

Петухом? Вот так да!

Это горе, не беда!

Бой устроим мы всегда.

Эй, ребята, дайте круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

Проводится игра «Петушиный бой» .

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

ВЕДУЩИЙ 2

Вот еще одна игра,

Собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите,

В круг скорее становитесь.

С детьми проводится игра «Жмурки» .

«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас.

Участники игры разбегаются, «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой» .

ВЕДУЩИЙ 2 :

Не устали вы играть?

Тогда будем продолжать!

ВЕДУЩИЙ 1 : Вы в кружок скорей вставайте

И потеху начинайте!

С детьми проводится игра «Пяточка-носочек»

(дети садятся)

ВЕДУЩИЙ 1 : Ну что за праздник без сказки? Сказки любите?

Хочу я вам сказочку рассказать,

Да о старых временах поведать ,

А сказки складывались тогда необыкновенные,

Вот послушайте…

Сценарий рождественской сказки “Колобок”

Куклы : Бабушка-старушка , Колобок, Лиса, Заяц, дети – мальчик и девочка, Ангел.

Ведущий – актер перед ширмой. Декорации : ширма, избушка, дверь, зимний лес, елка.

Ведущий :

В Рождественскую ночь

Приходят чудеса…

То ангелы зажгут

Вечернюю звезду,

Готовиться начнут

Все люди к Рождеству.

В рождественском лесу

Не спит лесной народ –

На небе ждут звезду,

Чтоб встретить Рождество.

На краю одной деревни стола маленькая избушка,

а в ней жила-была одинокая старушка .

Бабушка :

Какой сегодня праздник большой – Рождество!

(Бабушка закрывает лицо руками, как будто хочет заплакать, потом лицо раскрывает)

Грешно в такой праздник печалиться, сама – то я стара в гости ходить , испеку – ка я Колобка, чтобы было с кем празднику порадоваться!

Ведущий :

Принялась старушка за дело .

Ребята, а вы знаете, как испечь Колобка?

Правильно! Взяла бабушка муки хорошей, белой да рассыпчатой, маслица, водицы, замесила тесто, поставила в печь, и вот получился у неё круглый, румяный да пышный Колобок.

Бабушка : Удался Колобочек – Колобок, золотистый бочок! Полежи-ка пока тут, да остынь. А я пойду, прилягу – стара стала , умаялась.

Колобок : (салфетка резко снимается) А вот и я – здравствуйте, ребята! Хорошо нас свет родиться, да еще на Рождество! Только очень жалко бабушку, совсем она одинокая, грустно ей. Да и вдвоем не очень весело праздник встречать, пойду – ка я еще кого – нибудь в гости позову, чтобы настоящий праздник у нас получился.

Ведущий : Спрыгнул Колобок со стола, покатился по тропинке и встретился ему в лесу зайчик.

Колобок : Здравствуй, заинька! Куда путь держишь?

Заяц : Здравствуй, Колобок! Рождество сегодня, с праздником тебя! Все сегодня славят Христа – младенца, который на свет родился, и я ходил ему поклониться в Храм Божий, а теперь иду домой. (Зайка закручинился)

Колобок : Зайка, что ты загрустил, ведь сегодня праздник?

Заяц : Одиноко мне одному Рождество встречать. Колобок, а пойдем ко мне в гости, вместе чай с пирогами попьем под елочкой!

Колобок : Зайка, я ведь не сам по себе, я бабушкин, и мне обязательно нужно вернуться домой. Пойдем лучше к нам!

Заяц : С радостью!

Ведущий : И отправились Колобок и Зайчик дальше по дорожке.

(скрываются за ширмой)

(выход лисы)

Ведущий :

А это кто такой красивый в рыжей шубке появился, вы ее знаете, ребята?

Лиса : (поет в танце) Ах, какая я лиса

Всего леса я краса

Самая пригожая

Самая хорошая

И шубка у меня пушистая, и глазки карие, и зубки белые. И не кто мне не нужен. Ах, не правду говорю, скучно мне одной, тоскливо, всем я надоела со своим хвастовством. Ребята, а вы часто хвастаетесь? Не хвастаетесь? И у вас много друзей? Как бы я хотела иметь друзей, и радоваться вместе с ними! (склонила голову, грустит у края ширмы)

Появляются Колобок и Заяц.

Заяц : Здравствуй, Лиса, лесная – краса, с Рождеством тебя!

Лиса : С праздником – с праздником! Куда путь держите?

Колобок : А мы идем к бабушке. Пойдем, Лиса, с нами!

Лиса : Вы меня приглашаете? Ребята, они меня приглашают! Какая радость! Пойдем!

Ведущий : И отравились они дружной компанией бабушку с Рождеством поздравлять, а в это время к старушке пришли соседские дети с елочкой.

Сцена «Избушка» и «Дверь» Стук в дверь.

Бабушка : Кто там? Наверное, Колобок вернулся. (Открывает дверь)

Дети : Здравствуйте, бабушка! Нас мама отправила вас поздравить с праздником, а мы решили вам елочку Рождественскую подарить! (Появляется наряженная красивая елочка)

Бабушка : Вот спасибо, мои хорошие, сколько вы мне радости принесли! Проходите – проходите, сейчас чай с малиновым вареньем да яблочными пирогом пить будем, вот только Колобок куда -то запропастился, волнуюсь, как бы не потерялся, не заблудился в лесу. Ребята, а вы не видели Колобка? Его никто не обижал? Нет? Вот и славно.

(Как только дети – зрители рассказывают, что Колобок идет домой вместе с Зайцем и Лисой, появляются эти куклы)

Колобок : Бабушка, милая, я привел с собой друзей Рождество встретить, можно?

Бабушка : Проходите, мои дорогие, всем гостям я рада! Сколько Господь мне счастья подарил в Свой праздник! Не подаркам я рада, а теплоте вашей сердечной.

(Рождественская красивая мелодия, свет лучше чуть приглушить, чтобы не видно было, что происходит)

Ведущий : И сели они все за стол пить чай с пирогами. Бабушка рассказывала гостям Рождественские сказки, а они пели ей песни и рассказывали стихи. И так им было весело и уютно, что Господь послал к ним Ангела.

Появляется Ангел в луче света.

Ангел : С Рождеством вас, добрые люди!

Все хором : С Рождеством!

ВЕДУЩИЙ 1 :

Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед

много-много лет!

Ведущий 2.: А сейчас пришла пора

Испить чаю, детвора!

В группы мы вас приглашаем

Сладким чаем угощаем!

В грамзаписи звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.