Русский Семик — народный праздник, обряды, обычаи. Семик

Семик - седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Основными составляюшими празднеств Семика - Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших.
Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика - Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».

В Семик - Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов - зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм - как выражение радости и благодарности Богу.

Праздник Семика - Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождаюшейся после зимы природы, колосящихся полей, расцветающих садов, осмыслялся и как праздник девушек и женщин.
Во многих деревнях в дни Семика - Троицы исполнялись и чисто девичьи обряды, которые учеными рассматриваются как пережитки древенских инициационных обрядов, т. е. обрядов, знаменующих готовность девушек к браку.
В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -
идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

– великий христианский праздник. В 2017 году православные отметят его Однако мало кому известно, что вся неделя, предшествующая Троице, также является праздничной. Называется эта неделя Семицкой или . В народе существует немало поверий и примет на эту неделю. Семицкая неделя с 28 мая по 3 июня 2017 года: традиции, приметы, обряды на неделе перед Троицей.

Символом праздника Троицы и Семицкой недели является береза. Поэтому традиционно березовыми ветвями украшали дома. Считалось, что этот обычай также помогает отогнать беды и невзгоды, привлечь в дом удачу.

В понедельник, 29 мая, запрещено трогать землю. Согласно поверьям, запрещены любые работы, связанные с землей – нельзя рыхлить землю, копать, сажать. Люди всегда почитали и уважали этот обычай. В народе считается, что в этот день непременно нужно дать земле отдохнуть перед началом полевых работ, дабы потом собрать богатый урожай.

Главным днем Семицкой недели является четверг, 1 июня 2017 года. Именно в честь праздника Семика , отмечаемого в четверг, неделя и получила свое название.

На Семицкой неделе в народе принято ходить на кладбище помянуть усопших.

Любимым занятием молодых незамужних девушек на Семицкой неделе является гадание. Они гадали на любовь, на замужество, на будущее.

Известно также, что Семицкая неделя именуется еще и Русальной. А потому девушки пекли всю неделю пирожки с мясом. Эти пирожки они опускали в водоемы, тем самым пытаясь задобрить водяных и русалок. Люди верили, что этот обычай поможет им задобрить хозяев водоемов, чтобы те не покушались на их жизнь.

Также существуют и трудовые обряды. На Семицкой неделе девушки выходят в поле и поют ритуальные песни, прося хорошего урожая.

В четверг, на Семик, принято по традиции устраивать массовые гуляния. Обязательно в этот день под деревьями оставляют специальное подношение Богам Земли – яичницу, которая является символом плодородия и новой жизни.

Семик - весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником, одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.

Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища Поминальные тризны продолжались и в четверг. Причем во многих губерниях России поминовение умерших в Семик считалось едва ли не главным поминовением года Очевидец из Пермской губернии писал: «Ни один день из поминальных, установленных церковью, не почитается как Семик - четверг перед Троицыным днем Хотя церковью в этот день не установлено поминовение умерших, оно, по установившемуся обычаю, совершается во многих приходах епархии, не исключая и некоторых городов. В этот день на кладбище собиралось много народу даже из смежных, если у кого-либо там были схоронены умершие» (Русские 1997, 529).

В Семик поминали также заложенных покойников, то есть людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия. Этот обычай был распространен на большей части территории Европейской России, но особенно в ее северо-восточных, центральных и западных губерниях. Верили, что их души не находят покоя после смерти, бродят по земле и являются опасными для живых. Для их успокоения женатые мужчины и замужние женщины в этот день выстаивали в церкви панихиду, то есть службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении умерших в Царстве Небесном. Обряды Семика восходят к средневековому обычаю хоронить в этот день людей, умерших на улицах, погибших от рук злодеев и не востребованных родственниками. Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. В южнорусских губерниях в Семик матери устраивали поминки по своим умершим детям (малолетним, некрещеным, мертворожденным). Они приглашали соседских детей и угощали их кашей и медовой сытой.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её.

Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу - хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её (чаще всего вершинку). Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком. Затем около берёзки начинался весёлый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» её. Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый берёзовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками. Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.

Народный праздник Семик связан с большим количеством примет и традиций. До появления христианства на Руси он считался одним из главных дней в году.

К празднованию Семика готовились заранее. Этот день считался переходом от весны к лету, а значит, к новому этапу жизни. Семик связан и с поминовением усопших родственников, к чему во все времена на Руси относились очень внимательно. В день праздника устраивались гулянья, которые начинались после утренней службы в церквях.

Празднование Семика

В 2018 году Семик выпадает на 24 мая. Это седьмой четверг после Светлой Пасхи. В этот день поминают «заложных покойников», то есть людей, которые умерли не своей смертью. Это могут быть самоубийцы, погибшие при невыясненных обстоятельствах, убитые. К ним относят также грешников и тех, кто занимался оккультизмом. В этот день по поверьям можно освободить души, застрявшие между мирами, чтобы они не стали заложниками нечистых сил и не могли вредить живым людям. Термин «заложный» указывает на манеру захоронения. Раньше их клали в могилы лицом вниз, накрывали ветками или камнями. Верующие в этот день посещают храмы, несут с собой букеты полевых цветов, а полы в храмах устилают свежей травой.

Обычаи и традиции дня

В древности в праздничный день юных девушек принимали в ряды более взрослых: их учили ворожить и гадать на суженого. Уделяли внимание березам, которые являются источником женских сил и привлекательности. Вокруг молодых деревьев водили хороводы, наряжали ветви венками из цветов, яркими лентами и другими украшениями, сделанными своими руками. У деревьев просили помощи в обретении красоты, проводили обряды, направленные на привлечение любви и счастья. В прежние времена девушки писали записочки, которые зарывали под корнями. На них писали самые сокровенные желания, которые обязательно исполнялись в течение года.

В день Семика проводят ритуалы, чтобы урожай был хорошим. Для этого в полях молятся Высшим Силам, прося у них защиты посевов и отведения беды: засухи, проливных дождей, пожаров, насекомых-вредителей.

В послеобеденное время посещают могилы родственников, убираются на погостах и заменяют цветы на свежие. Существует традиция украшения могил березовыми ветвями и оставления помина.

Во время празднования Семика в церкви можно заказать панихиду по родственникам, которые умерли не своей смертью. Священнослужители молятся за души усопших, чтобы они не стали заложниками нечистых сил и не оставались меж мирами, не имея возможности попасть на Небеса.

Празднование Семика раньше было большим событием. Люди в деревнях ходили друг к другу в гости, угощались лакомствами и обязательно желали здоровья радушным хозяевам. В современном мире большинство традиций уже не соблюдается, однако поминовение усопших по-прежнему стоит на первом месте. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и