С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги? Что делать, если ребенок тратит деньги на глупости

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова .

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5-3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть - семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три - четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

– Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

– Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Многие родители задумываются о том, как научить детей обращаться с деньгами. Карманные деньги в 7 лет — не рано? Проверять ли, на что ребенок их потратил? С какого возраста можно пользоваться банковской карточкой? Об азах финансовой грамотности рассказывает Роман Потемкин, основатель и директор UPUP — Деньги детям.

Дети и деньги: когда начинать?

Познакомьте своего ребёнка с деньгами, когда ему исполнится три-четыре года — в игровой форме: вместе с малышом собирайте, меняйте, пересчитывайте купюры и монеты. Обратите его внимание на то, как и где их хранить (в кошельке или бумажнике). Простыми словами объясните, что мама и папа получают зарплату не просто так, а за определённую работу.

С четырёх-пяти лет ребёнок уже понимает, что игрушки и сладости не безграничны. В этом возрасте важно научить его чётко формулировать свои «хотелки». Дайте ему понять, что количество денег ограничено, и пусть запомнит: если хочется купить какую-то вещь, нужно на неё накопить. Заведите копилку и вместе откладывайте на приобретение желаемой игрушки.

Обязательно привлекайте дошкольника к походам в магазин. Вместе составляйте список продуктов, в магазине обращайте его внимание на ценники. Пусть ребёнок самостоятельно расплатится за покупку и получит от продавца сдачу.

С семи-восьми лет дети способны самостоятельно распоряжаться небольшой суммой. С этого возраста в жизни ребенка появляется школа и первые деньги на карманные расходы. Важно, чтобы к этому времени ребёнок умел считать и знал, как выглядят и какими бывают деньги (наличные и безналичные, купюры и монеты различного достоинства, банковские карточки).

Карманные деньги: 6 правил для родителей

С началом школы у многих родителей возникает вопрос: нужно ли давать карманные деньги? Однозначный ответ — нужно. Но прежде всего надо запомнить несколько простых правил:

  1. Перед тем, как давать карманные деньги, объясните, что это такое и зачем вы их даёте. Расскажите про необходимые расходы, на которые уйдёт основная часть суммы (проезд, питание) и про расходы дополнительные (игрушки, сладости, развлечения), на которые можно потратить оставшуюся часть.
  2. Сумма карманных денег не должна быть слишком большой, чтобы не привлекать внимание других детей. Соотносите её с потребностями ребёнка и возможностями вашей семьи. Например, в возрасте шести-восьми лет на неделю дети могут получить 100-300 рублей.
  3. Очень важно выдавать деньги согласно договорённостям: условленную сумму — в определённое время.
  4. Размер карманных денег не должен зависеть от настроения родителей, школьных оценок, поведения, помощи ребенка в домашних делах. Не нужно наказывать деньгами (точнее, их отсутствием).
  5. Постепенно расширяйте самостоятельность ребенка. Поначалу выдавайте ему деньги каждый день, потом — каждые два дня и так далее (до недели). По мере взросления ребенок сам научится распределять общую сумму.
  6. Показывайте личный пример финансового планирования. Пусть ребёнок послушает, как вы распределяете зарплату по разным статьям семейного бюджета (коммунальные услуги, продукты, одежда, отдых).

Соблюдая эти правила, не забывайте, что у ребёнка должно быть право на ошибку. Лучше он сейчас «спустит» свои 200 рублей на жвачку и поймёт, что так не накопит на игрушку, чем будет в тридцать лет тратить всю зарплату на чепуху, не понимая, куда уходят деньги.

Как контролировать расходы ребенка?

Если вы не знаете, на что были потрачены карманные деньги ребенка, и вас это беспокоит, воспользуйтесь банковскими картами или специальными мобильными приложениями. Банковскую карточку в дополнение к вашей можно оформить для ребенка от 6 до 14 лет. Также будут полезны специальные мобильные приложения, созданные для быстрого перевода денег от родителей и детям.

Существуют и другие способы обучить ребёнка финансовой грамотности. Пожалуй, самый увлекательный из них — настольные игры, такие как «Монополия», «Денежный поток» или «Игра в жизнь».

Особое внимание стоит обратить на появившиеся в последние годы , где дети участвуют в тренировочной симуляции — получают стартовый бюджет и затем распределяют его на образование, развлечения и благотворительность. В таких «городах» ребёнок не только тратит, но и преумножает свой капитал.

Тех, кто подходит к обучению основательно, заинтересуют специальные книги, например:

  • И. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»
  • Б. Шеффер «Пес по имени Money»
  • Е. Тончу «Большой бизнес для маленьких детей»
  • О. Гозман, В. Правоторов, Е. Шахова «Что такое бизнес?»

В книге «Дети и первые деньги» (Р.Потемкин, Е.Казакевич) перечислены 3 основных принципа обучения детей финансовой грамотности:

  • Безопасность. Начинайте с суммы, которой вы согласны рискнуть. Первые траты ребенка должны соответствовать традициям и правилам вашей семьи. Если вы обсуждаете денежные вопросы открыто, то начало будет простым и понятным для вашего ребенка.
  • Порядок. Формируйте у детей полезные привычки с помощью карманных денег (привычная сумма, в привычный день, привычный отчет). Это создаст надежную основу для гармоничного развития будущей уверенности и предприимчивости.
  • Доверие. Позволяйте детям самостоятельно принимать решения, связанные с карманными деньгами. Не бойтесь ошибок. Просто будьте внимательны ко всем движениям денег вашего ребенка и его отчетам. Помогайте делать выводы

Важно не только обучить ребёнка азам финансовой грамотности, но и выбирать правильные инструменты. Ребёнку, почувствовавшему ответственность за собственные расходы и покупки, будет проще адаптироваться в обществе.

Комментировать статью "Сколько денег давать ребенку? Карманные деньги: 6 правил"

Я карманные деньги стала давать с 5.5 лет, как только ребенок научился считать и еще по причине, что меня давила жаба на покупку всякой ерунды ребенку, ерунды с моей точки зрения, а с его видимо это нужная была дешевая фигня, типа прыгунков и др. Давала где-то 150 руб в...

Обсуждение

одного психолога смотрела, сказал давать с 6ти лет просто так деньги карманные. не знаю насколько правильно)

За помощь и учебу считаю совершенно неправильным платить. Хочешь зарабатывать - работай. Хочешь - машины мой, хочешь - объявления расклеивай. Варюха на массовках подрабатывает на карманные. Четырехлетке - зачем? Он куда-то ходит один без мамы?

Раздел: Серьезный вопрос (Карманные деньги подросткам). А вот скажите мне, матери подрощенных детей. Когда вы утверждаете мол да пусть слегка подрощенные детки сексом занимаются, лишь бы предохранялись, то откуда дети должны средства предохранения брать...

Обсуждение

Я бы мозги сыну всунула) Так и сказала бы: ребёнок-работа-ответственность, ни бабушки-дедушки, а всё сам. Хотя, исходя из слов про "сунул вынул", Вы труса воспитываете, которому всё можно, кроме как нести за свои поступки ответственность.

21.05.2018 03:54:37, прохожий

Мама тут недавно (она учитель) рассказала про веселые истории в школе. 7-классница забеременела от 10-классника. Все по обоюдному согласию и большой любви. Но девочке еще 14 нет, а мальчику уже есть 16, значит мальчика, скорее всего, посадят.
Так что уж лучше объяснять мальчикам, для чего нужны презервативы и давать на них деньги, чем потом вот такой исход.

карманные деньги. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Мамы здравствуйте! Подскажите пожалуйста, сколько вы даете детям карманных денег? Сыну 13 лет. Мы даем "по запросу" (когда идет в кино, гулять) и иногда просто так 100-200 рублей.

Обсуждение

Сыну 12 лет, 5 класс.
Завтракает чаще всего дома, в школу даю фрукты, обед оплачен. В школу возим.
Утром даю 100р. Если остались деньги, кладёт в копилку. На что копит - не знаю.
Еще у него с собой банк. карта. Если я задерживаюсь, ждёт в кафе, а там все дороже 100р.

Странный вопрос, для статьи, что ли? Сколько можете и хотите, столько и давайте. ну, тысяч по 5 каждую неделю, например.

А вот Вы дали деньги. Ребенку карманные, родителям в качестве помощи. Вы какой позиции придерживаетесь? Что все, теперь это его Например, вы рассчитываете, что на карманные деньги ваш ребенок будет ходить иногда в кафешки с друзьями (где каждый платит за себя)...

Обсуждение

я посылала отцу деньги на хорошее питание и хорошую медицину. потом узнала, что он при этом помогает своим сестрам (и видимо, отчасти и из моих денег, притом, что у его сестер тоже есть взрослые дети). больше отцу деньги не шлю...

Детям даётся фиксированная сумма и чётко оговаривается заранее, на что карманные деньни НЕ тратятся. И при каком раскладе их можно тратить оптом и потом ждать компенсации. Остальные варианты обсуждаются ДО траты - по телефону.

Старшему поколению мы помогаем лекарствами и оплаченными услугами. А живых денег хватает и так.

И посоветовала бы карманные деньги сознательно направлять только на карманные расходы - именно чипсы и прочую ерунду, а если он А на чем еще учить как не на карманных деньгах? "На жизнь" у ребенка еще долго не будет, но его карманные деньги взяты из общего бюджета...

Обсуждение

Детям старше 12 лет даём 200 в неделю, младше, но школьникам - 100. Трое старших прошли период "хватаем всякую дрянь побыстрее" и теперь с деньгами обходятся по моему мнению очень разумно. Четвертый, как только начал получать деньги и понял что это такое, начал воровать со страшной силой, потому что ему всегда мало. Пока с проблемой не справились.

Процесс долгий. Обучаться будет постепенно. Я бы выдавала деньги на ежедневной основе, не велась бы на еженедельные выплаты (конечно, он, хитрец, хочет таким образом увеличить номинал получаемой суммы), т.к. это только вредит. При ежедневной выдаче денег он приучается тратить или захотеть отложить - ежедневно, т.е. практика более частая. Не надо сразу выдавать недельную сумму - пока он к этому не готов.

И посоветовала бы карманные деньги сознательно направлять только на карманные расходы - именно чипсы и прочую ерунду, а если он хочет купить что-то более солидное - журнал с наклейками, DVD и т.д., пусть НЕ копит карманные, а лучше это будет из семейного фонда, давайте ему дополнительно. НЕ контролируйте расходы карманных денег, это чисто деньги на его полное усмотрение, "выброшенные деньги", их цель и задача быть истраченными "на ерунду", поэтому заранее уже расслабьтесь и не думайте о них.

Карманные расходы - это специальный фонд, который должен быть направлен именно как целевые средства на удовлетворение его ИМПУЛЬСИВНЫХ желаний (сначала это будет только еда), обучение управлению именно импульсивными желаниями. А для других его потребностей пускай пока будут семейные средства. Ему пока еще рано - копить из карманных расходов, надо при помощи карманных средств учиться управлять желаниями, а для этого нельзя эти средства ограничивать, т.е. если существует ресурс в 150-500 рублей в неделю - этот ресурс должен быть постоянным и не "откладываться" на более существенные желания. Иначе ребенок будет постоянно находиться в режиме "дефицита", "нехватки" средств на свои импульсивные желания и не научится ими управлять, т.к. они не потеряют свою остроту. Импульсивные желания теряют свою остроту, когда их удовлетворяют (это первое) и (второе) только потом уже вследствие ослабления их остроты наступает возможность управления этими желаниями.

Или карманные деньги для наших детей - зло? В смысле, что не заработаны и развращают? У нас в семье Фаруху выдаётся 50 р. в неделю по пятницам + премиальные за пятёрки в триместре или в году. + папа премировал до недавнего времени за пятёрки по математике (20 р...

Обсуждение

Мы не даем денег. Мы даем шанс заработать.
Но они одни и не ходят никуда и без нашего ведома ничего никогда не покупают. Даже если деньги есть, всегда советуются с родителями.

Я уже и не помню точно,но вроде своим мальчишкам давали деньги только на мороженое.Давно все было и раньше как-то не принято было детям давать на карманные расходы.Но у них было все!Когда одному было 16,а второму 13 стали сами себе зарабатывать.Родственник предложил им собирать плитняк для реставрации в городе.Мои и еще двое сыновей подруги потихоньку эти камешки собирали.За 3 дня работы по паре часов заработали очень приличную сумму.Младший пошел и купил себе круглый аквариум и золотых рыбок.Потом они забор красили и еще чего-то.Вот даже и не знаю,как будет,когда наша девонька подрастет.Наверно давать будем,но за что-то,а не просто так,пусть заслужит делом.,хорошей учебой и т.д.Поживем увидим.

С 7 лет дает 700р в месяц, были срывы пару раз, жестко пресеклись.
Получает Ёж 50р в неделю по пятницам (сейчас бывает по субботам, когда мы приезжаем на дачу) и может их тратить (или копить) как угодно. Это было весь прошлый год. Он за "свои" покупал игрушки, Лего и т.д. Когда мы приходим в магазин, капризов "купи" практически не бывает. Пусть расчитывает на свои накопленные или ищет более дешевый аналог.

Так как Ёж пойдет в первый класс, мне важно, чтоб он читал летом. Если не читает -2р в день. Опять же порядок. К вечеру разбросаны его вещи -2р.

Помогать в уборке по даче за вознаграждение у нас не пошло. Бабушка восстала, что это "попытка купить любовь" и "помощь должна идти от чистого сердца". Ну и ладно. Зато самообслуживание к любви не относится. Стирает все свое +2р.

И память. Учит стихи (Гумилев, Киплинг...) объемные и сложные. Я предложила +5 за стихотворение, но Ёж сказал, что это много, и он готов учить за трешку. Ж:) Но я решила объяснить, что если работодатель готов платить за работу больше, отказываться не стоит.

Отсутствие денег не сделает курение недоступным, а вот доверие к родителям подорвет...
Мне кажется, захочет - все равно втихую стрелять у подруг будет, поэтому главное, сохранить доверительные отношения с дочкой. Может станет постарше, прислушается и к мнению мамы...

29.03.2001 16:47:07, Аня

Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Зачем ребенку деньги?

Отвечая на этот вопрос, многие и родители, и психологи убеждены: чтобы тоже чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.

Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал возрастом, все необходимое ему должны покупать взрослые. Сам же он не сможет сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. Кроме того, если ему регулярно давать на карманные расходы какие-то, пусть даже маленькие суммы, он постепенно станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания. Когда ребенок подрастет, он должен зарабатывать самостоятельно. Противники карманных денег любят ссылаться на американский опыт. Родители-миллионеры не дают своим отпрыскам ни копейки, а заставляют их идти на заработки курьерами, посыльными, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Своя правота есть у сторонников и той, и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.

Можно, конечно, не давать ребенку деньги, а взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки. Этим вы, с одной стороны, покажете ему свою власть и не пойдете на поводу у его капризного "я". А с другой стороны - можете породить в нем, помимо чувства обиды и зависти, привычку во всем полагаться исключительно на вас.

Есть и другой путь. Не только дать отпрыску деньги на карманные расходы, но и возвести это в привычку. Конечно, дите обрадуется (правда, со временем эта радость станет для него рутинным состоянием), а вы таким образом, возможно, воспитаете в нем элементы самостоятельности. Но вполне может быть, что ваше решение станет еще одним шагом на пути превращения его в балованное непослушное существо.

Так что каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги.

Давать деньги можно, если...

Он понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Ребенок не дорос до карманных денег, если...

Он слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы дите этого не замечало.

Он не умеет отказываться от мелких желаний ради "высокой цели". Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а ни за какие-то заслуги.

За что платите вы?

Этот вопрос родителям не мешало бы задать себе, когда они будут решать судьбу карманных денег. Вы хотите воспитать в нем самостоятельность? Или это тест на сознательность? Или таким образом вы отстраняетесь от интересов ребенка, оставляя его один на один с его желаниями?

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребенком. К подобному шагу часто прибегают бизнесмены-отцы, не желающие тратить время на воспитание своих чад и таким образом самоутверждающиеся как перед детьми, так и перед собой.

В одной семье отец каждую пятерку, полученную сыном в школе, стимулировал финансовыми вливаниями. А за каждую двойку отбирал то, что оставалось (как правило, не оставалось ничего). "Я наказываю его рублем", - объяснял он свою тактику.

За те четыре года, что использовалась эта тактика, сын проделал заметную эволюцию в худшую сторону. Причем ухудшение проявлялось в поступках и качествах, связанных именно с денежной проблемой. Он участвовал в налете молодежной банды на торговую палатку с целью ее ограбления, и только состоятельность его родителей спасла подростка от попадания в колонию.

Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки детсадовец должен играть в игрушки, а не считать свои доходы.

Если вы решили, что ваш отпрыск имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно "поднажать на предков" - и все получишь.

Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка вашей семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.

Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.

Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните (и ему, и себе), почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за "просто так" не захочет ни учить историю, ни мыть посуду.

Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно "наказывать рублем" грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать.