Сёстры Фенди. Fendi - история бренда Успех за пределами Рима

Итальянский дом моды Fendi - пример того, как искусство небольшого семейного ателье по пошиву мехов стало символом стиля, новаторства и элегантности от римских улиц до Великой Китайской стены.


«Histoire d’Eau» - первый в истории фильм, специально снятый модным домом для продвижения своей продукции. Поставленный в 1977 году, он был приурочен к запуску первой коллекции готовой одежды Fendi. Его режиссером и сценаристом выступил многолетний партнер Карла Лагерфельда, щеголь и бонвиван Жак де Башер. За 24 минуты он рассказывает о молодой американке, которая вместо скучного лечения на водах Баден-Бадена отправляется в Рим. Каждый день она пишет письма домой («Тут холодно, пришлите меха», «Купила себе котенка по имени Карл»), собирает воду из фонтанов Рима и пьет с ней виски, заказывает меха у Fendi, носит их в вызывающе современной манере и отправляется на завтрак в ателье марки по личному приглашению Карлы Фенди. Этот завтрак, простой, с домашними пирогами-кростатами, сыром, пастой и кьянти в оплетенных соломой фьясках - само воплощение семейного духа марки, в которой и владелец, и работники стоят за раскроечными столами, колдуя над шкурками норки, которые вот-вот превратятся в идеальную шубу, а клиентка, отдающая за нее немалые деньги, играет в официантку, этакую веселую девчонку, фанчуллу, подливающую вино и подкладывающую лучшие куски уставшим мастерам. Симбиоз, о котором помнит сейчас разве что Лагерфельд, только что отметивший 50 лет своей работы в Fendi, но который марка умудрилась сохранить, трансформировав в нематериальное историческое наследие.

С чего начинали

Золотой юбилей кайзера моды в итальянском доме совпал с 90-летием самой марки. Официально Fendi ведет свою летопись с 1925 года, когда Аделе Казагранде вышла замуж за Эдоардо Фенди и молодая пара открыла небольшой магазинчик кожаных и меховых изделий в самом центре Рима, на via del Plebiscito. Семья заняла комнаты прямо над ним, а в задних устроили мастерскую. Молодожены быстро обзавелись детьми, между 1931-м и 1940-м на свет появилось пятеро детей, все девочки: Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Малышки впитывали воздух ателье с самого рождения. Аделе укладывала их спать в подбитые кружевом колыбельки прямо посреди только что сшитых сумок и обрезков кожи. Карла Фенди вспоминала о своем детстве: «Кусочки кожи и небольшие аксессуары из нее были нашими первыми игрушками». Ничего удивительного в том, что все пять дочерей постепенно влились в семейное дело. Старшей, Паоле, было 15 лет, когда она приступила к работе в мастерской…

Судя по воспоминаниям современников, именно Аделе была движущей силой бизнеса, который быстро разрастался. В 1932-м магазинчик Fendi переехал на via Piave. В 1933-м Аделе, которая еще до замужества владела кожевенной мастерской, где делали седла и дорожные сумки, придумала особую выделку кожи. Pergamena - так ее назвали - отличалась особым способом окрашивания, придававшим ей натуральный желтый оттенок, который со временем стал фирменным цветом марки.

Степенные итальянские матроны, несмотря на жаркий климат, считали своим долгом продемонстрировать достаток и респектабельность семьи с помощью роскошных меховых манто из соболя, норки, лисы, горностая, каракуля и других ценных мехов. «Признание семьи начиналось с фразы “Il marito ha comprato la pelliccia” (“Муж купил мне меховое манто”)»,- рассказывает Карл Лагерфельд о стиле жизни итальянцев конца 50-х. Ателье было завалено работой. Тут мех не просто шили, его выделывали, доводя шкурки до совершенства, качества, которое можно было бы признать эталонным. Компании опять не хватало места. В дело вмешался случай. На via Borgognona, ведущей прямо к знаменитой площади Испании, должны были снести кинотеатр. Римлянка до кончиков ногтей, Аделе не могла с этим смириться, начала протестовать, и тогда владелец спросил: «Почему бы вам не купить его, синьора Фенди?» Она так и сделала. До недавнего времени на этой улице было целых пять бутиков марки: кожаные изделия, меха, обувь, багажная линия (чемоданы, сундуки и прочее) и готовая одежда. В 1964 году сестры Фенди открыли на via Borgognona штаб-квартиру марки. Огромный портрет Аделе украшал ее холл.

Кто такой Лагерфельд?

Середина 1960-х была временем расцвета послевоенной Италии. Студия Cinecitta привлекала кинорежиссеров и звезд со всего мира. В Риме шумели бесконечные вечеринки, вереница знаменитостей всех мастей перетекала из квартала в квартал. Зарождающаяся итальянская мода не преминула этим воспользоваться. Во флорентийском палаццо Питти начали устраивать показы итальянских домов моды. Сестры Фенди понимали, что им необходимо вписаться в новый контекст, грозивший оставить респектабельный, но слишком буржуазный дом Fendi в анналах истории. Несмотря на сопротивление матери, считавшей, что дела идут отлично, в 1965 году они подписали контракт с молодым модельером (слово «дизайнер» вошло в употребление позже) немецкого происхождения. Его звали Карл Лагерфельд.

Лагерфельд не без иронии вспоминает свой первый визит в Fendi: «Мои длинные волосы прикрывала шляпа Cerruti. Глаза прятались за темными очками. Я был одет в пиджак в английском охотничьем стиле из шерсти в крупную красно-желтую клетку, шею украшал пестрый платок. Сегодня этот вид сочли бы странным». И добавляет: «Мир того времени был совсем другим, это была абсолютно другая планета. Совсем не то, что мы знаем сегодня».

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1970-71

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1970-71

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1971-72

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1979-80

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1979-80

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1982-83

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Spring/Summer 1985

С Лагерфельдом в Fendi пришла весна. За три секунды он нарисовал знаменитый логотип - две сложенные в замок буквы F, который называют Zucca (тыква). За прошедшие с тех пор полвека этот логотип появился на тысячах предметов Fendi, включая сумки, кошельки, чемоданы, туфли, одежду и, конечно, меха. С полного согласия сестер модельер полностью изменил концепцию дома. Fendi начала делать легкие, мягкие, роскошные манто, накидки, пальто, шубы и куртки, выражавшие быстро менявшийся уклад жизни. Ателье стало активно искать новые материалы и исследовать техники обработки кожи и меха. Результаты привели к настоящей революции. В коллекциях появились меха, которые раньше не считались роскошными. Мастера бесстрашно пробовали новые методы окрашивания, дубления; мех начали кроить как ткань, вязать, делать из него инкрустации. Сегодня Fendi - признанный лидер меховой индустрии. Сохраняя традиции ручной работы, дом продолжает исследования в области материалов и их обработки. А Лагерфельд по-прежнему создает из них вещи, устремленные в будущее, но сохранившие ценности прошлого…

Как Fendi вышли на мировой рынок

Соболь и даже леопард оставались в ходу, но этого было мало для того, чтобы привлечь к себе внимание закупщиков крупнейших универмагов Европы и США, приезжавших во Флоренцию. На показе нельзя было демонстрировать больше 16 моделей, и это еще больше осложняло задачу. Лагерфельд придумал «эскимосскую» коллекцию. Все 16 моделей были сделаны из шкуры пони, украшенной эскимосскими рисунками. Меха дополняли сумки («Тогда в магазинах никто и не слышал о меховых сумках»), обувь, большие мягкие шляпы с широкими полями. Это был фурор. Fendi легко откликнулась на запросы иностранных закупщиков, ее коллекции появились в США и Японии. Экстравагантные идеи нашли отражение не только в мехах, но и в сумках. Уже в конце 1960-х сумкам стали тесны рамки обычного аксессуара. Fendi изготовляла их из принтованной, сложноокрашенной кожи, которую особая обработка делала мягкой и пластичной. В 1968 году к кожаным сумкам добавились сумки из полотна, меха (само собой), каучука и водоотталкивающих тканей.

Примерно в это время президент универмага Bloomingdales Марвин Трауб заглянул в римский бутик Fendi. Лагерфельд вспоминает: «Это был вытянутый темноватый зал, куда вели ступеньки с улицы. Три обитые бархатом круглые банкетки создавали ощущение борделя с картины Тулуз-Лотрека. Вокруг были зеркала, много зеркал. Коллекции хранились в особых кабинках, скрытых от глаз посетителей. Общая атмосфера очень напоминала фильмы Лукино Висконти». В этом по-римски декадентском месте Трауб обнаружил сумку Selleria. Аделе Фенди придумала ее в начале 1930-х. Сшитая вручную, она напоминала о мастерстве шорников особым стежком, была мягкой, функциональной и практичной. С успехом этой сумки в истории Fendi началась новая глава, апогей которой пришелся на конец 1990-х.

До их наступления Fendi успешно запустила в 1977 году линию прет-а-порте (помните фильм «Histoire d’Eau»?), а в 1978-м почтили память ушедшей из жизни Аделе линией обуви, которую взялся производить Диего Делла Валле. 1980-е были десятилетием потребления, жадного, растущего, стремящегося захватить весь мир. Fendi от времени не отставала. Марка открывала все новые линии. Джинсы, перчатки, галстуки, солнечные очки, зажигалки, платки, ручки должны были представлять мир Fendi. Бутики марки открывались по всему миру. Сегодня их около двух сотен.

Триумф

1985-й стал годом славы для римского дома моды. Он отметил 60-летие своего успеха. Юбилей праздновали всем Римом. В Национальной галерее современного искусства устроили выставку - первую выставку, когда-либо посвященную моде, в итальянском государственном музее. Дату «спрыснули» шипровым цветочным ароматом с нотами дерева и специй. Так на дереве бренда появилась парфюмерная ветвь, которую украшают сегодня 28 ароматов и для женщин, и для мужчин.

Третье поколение семьи Фенди (у пяти сестер было 11 детей и больше 30 внуков) в конце 1980-х начало пробовать свои силы в семейном деле. Наибольший талант обнаружился у Сильвии Вентурини-Фенди, дочери Анны. Именно ей в 1990-м доверили возглавить мужскую линию Fendi Uomo. Женщины семьи Фенди снова показали, что способны предвидеть будущее: мужская линия сегодня составляет важную часть бизнеса марки. Однако Сильвия оказалась еще и талантливой создательницей аксессуаров - именно ей мир обязан феноменом it-bag, сумок, по которым сходит с ума и которые считает необходимым купить каждая модница.

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1989

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld Sketch featuring himself 1988

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1988-89

Взрыв новой вселенной произошел в 1997 году, когда Сильвия Фенди, вдохновившись французской манерой нести багет из булочной под мышкой, сочинила небольшую сумку на коротком ремешке. От Кэрри Брэдшоу в «Sex And The City» с пурпурной Fendi Baguette до Мадонны с таблоидных фото, покупающей сразу несколько Baguette в Риме,- сумка оказалась нужна всем и сразу, став символом нового тысячелетия. «В то время,- вспоминает Сильвия,- сумки были очень функциональными, а самой модной моделью была черная нейлоновая Prada. Мне захотелось сделать маленькую сумку, очень простую, на коротком ремешке, которая позволяла бы освободить руки. Я сделала ее в невероятном количестве декоров и материалов, чтобы женщины не выглядели одинаково. И попала в точку. Baguette хотели все, нам пришлось ввести листы ожидания. С этой моделью появились не только они, но и понятие ограниченного тиража, потому что мне не хотелось повторять один и тот же дизайн бесконечно. Baguette стала первой сумкой, к которой относились не как к классическому аксессуару, а как к модному предмету».

Сумка как искусство

Художники ранга Дэмиена Херста сотрудничали с маркой, чтобы создать свой дизайн для сумки. Расшитая цветными бусинами, драгоценными камнями, мехом, раскрашенная вручную Baguette, стала объектом коллекционирования - с момента ее создания появилось больше тысячи разных вариантов декора сумки. Уже в год ее создания, в 1997-м, издательство Rizzoli выпустило увесистый том «Fendi Baguette», а в прошлом году Fendi запустила приложение «My Baguette», позволяющее пользователям Android и iPad создавать собственный дизайн сумки и кастомизировать ее белую полотняную версию.

Еще две модели - Spy, большая мягкая сумка с полукруглой ручкой (2005) и B Bag, с напоминающей пряжку ремня двойной застежкой (2006),- имели умеренный успех, прежде чем в 2009-м появилась Peekaboo. Peekaboo - это игра в прятки. Сильвия Фенди решила облегчить вечно ищущим что-то в своей сумке женщинам и придумала двухсторонние поворачивающиеся замки. Благодаря им сумка выглядит так, будто она не застегнута, а окружающие могут видеть ее контрастную подкладку. Сегодня это одна из самых популярных сумок марки, доступная в пяти размерах: микро, мини, небольшая, средняя и большая.

На недавнее появление идеи модных аксессуаров, не несущих функциональной нагрузки, Сильвия Фенди отреагировала молниеносно. В коллекции «осень-зима 2013» появились маленькие меховые монстры из декаденского микса лисы и норки на серебряном кольце, а год спустя Фенди покусилась на святое: в коллекции «осень-зима 2014» появился Bag Boy Karlito. «Карлито - маленькое чудовище, вдохновленное мной. Я и сам монстр. У него большой воротник и черный галстук, как у меня самого. Людям нравится. Но идея не моя, а Сильвии Фенди»,- сокрушается Лагерфельд. Мини-Карл из норки, чернобурки и козьего меха не просто развлекает окружающих, но и служит своеобразным напоминанием об оставшемся за кадром котенке Карле в фильме Жака де Башера.

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Spring/Summer 1996

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1998

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1999

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 2013-14

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Spring/Summer 2014

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 2012-13

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 2013-14

И еще одно напоминание о прошлом. В 2003 году Fendi запустила сервис изготовления сумок линии Selleria на заказ. Он позволяет клиентам создавать собственные версии сумок, выбирая тип кожи, ее цвет и фурнитуру на свой вкус. Фирменным седельным стежком отделывают восемь моделей: Baguette 635, Peekaboo 1584, Adele 1328, Carla 650, Alda 326, Paola 1192, Anna 1322, Franca 2058. Цифра в названии модели означает количество стежков, которые мастер сделает во время работы над сумкой. Тонкое напоминание о строгих правилах ремесленного искусства и истории марки, которая с 2004 года находится в собственности группы LVMH.

Fendi сегодня

«За полвека с Fendi я сам успел забыть о том, как Fendi изменила мир меха,- вспоминает Лагерфельд.- Мы придумывали сумасшедшие вещи, которые буржуазная женщина того времени не надела бы ни за что». Классический образец стиля Fendi - длинная стола из сходящихся по диагонали полос меха, раскроенного с особой легкостью и элегантностью. Постоянное техническое совершенствование позволило Fendi соединять в одной вещи от пяти до восьми видов разного меха, сшивать его в хаотичном порядке, напоминающем то кольчугу средневекового рыцаря, то оборванное рубище пилигрима, то печворк или картину Мондриана. В 1970-е модельер придумал манто, сшитое из полос кожи и меха из одной шкуры, так, что можно было видеть и лицо, и изнанку одновременно, а само манто напоминало о случайно увиденной аэрофотосъемке рисовых полей. В 1980-е Лагерфельду нравилась идея легких, струящихся мехов, напоминающих сразу и платье, и кимоно, а не серьезных, элегантных и жутко дорогих манто. В 1990-е пришло время гранжа и минимализма. В нулевых он вдохновлялся раковинами, твердыми панцирями морских моллюсков, чтобы создать струящиеся пальто из меховых лент, и золотил мех. В зимней коллекции-2003/04 дизайнер создал вещи из упакованного в полихлорвинил меха, расшитое с помощью каучуковых лент лисье манто и пальто из депилированной норки.

«Чем невообразимее идея, тем лучше. Нормальность убивает творческую мысль! И не важно, что в финале может получиться что-то совсем непохожее на источник вдохновения, вы все равно увидите нечто необычное, чего до вас никто не делал!» - объясняет Лагерфельд, в 2007 году страдавший от холода во время показа Fendi на Великой Китайской стене в Пекине, а сегодня наслаждающийся комфортом нового ателье марки в римском Palazzo della Civilita Italiana.

Новая штаб-квартира Fendi - архитектурная эмблема итальянского фашизма. Здание было построено в 1942 году как главный вход на так и не состоявшуюся всемирную выставку в Риме и с тех пор пустовало. Впечатляющий фасад, составленный из повторяющихся арок и мраморных скульптур, напоминает о картинах де Кирико и величии Рима цезарей. Обновление Palazzo della Civilita Italiana стало подарком Fendi родному городу. В знак связи с Вечным городом марка обновила свой логотип. «Мы добавили слово “Roma”,- говорит CEO Fendi Пьетро Беккари,- а еще сделали его более женственным, мягким. Теперь оно выглядит в стиле 1950-х. Это небольшие изменения, но очень значимые для нас. Рим заставляет миллионы людей мечтать, представляет определенный стиль жизни: la dolce vita, la grande bellezza. Мы хотим связать имя Fendi с Римом, потому что и Fendi, и Рим рассказывают вечную историю красоты».

К 90-летнему юбилею Fendi сделала миру еще один подарок. Модный дом пожертвовал $2,9 млн на реставрацию знаменитого фонтана Треви. Самый крупный фонтан Рима с фасадом в стиле барокко знаком даже тем, кто никогда не был в Риме: именно в его водах плещется Анита Экберг в феллиниевской «Сладкой жизни». Объявляя об инициативе, Сильвия Фенди обмолвилась, что «для римлян вода всегда была вдохновением». Похоже, собственный источник вдохновения Fendi неисчерпаем.

Карла Фенди была четвертой из пяти дочерей Адель и Эдоардо Фенди — с 1946 года Паола, Анна, Франка, Карла и Альда, одна за другой, принимали на себя обязанности управления модным домом, специализировавшимся тогда на изделиях из кожи и меха. Карла вступила в семейный бизнес в 50-е, а уже в 1964-м сестры открыли в Риме свой первый бутик. В 1965 году креативным директором дома стал — он создает коллекции и сейчас.

Именно благодаря его появлению бренд стал широко известен на Западе — и произошло это усилиями Карлы Фенди, поддерживавшей с Лагерфельдом теплые дружеские отношения и, собственно, инициировавшей его появление в команде.

Поначалу Fendi были представлены на международном рынке как бренд, выпускающий изделия из кожи и меха. Сейчас Fendi с их знаменитыми сумками-багетами, линией готовой одежды, запущенной Лагерфельдом в 1977-м, ароматами, первый из которых, женский Fendi, был выпущен в 1985 году, линией детской и мужской одежды и аксессуаров, коллекциями предметов интерьера и даже бутик-отелем в Риме (он был открыт в 2015-м) — один из крупнейших модных домов мира. Да 1999 года именно Карла Фенди — а в доме каждая из пяти сестер играла свою определенную роль — оставалась лицом дома в бизнес-среде, занимая должность президента компании. После того как в 2001 году Fendi присоединились к французскому конгломерату LVMH, Карла Фенди осталась во главе дома в качестве почетного президента.

Директор Prada Патрицио Бертелли, глава Fendi Карла Фенди и глава LVMH Бернар Арно на пресс-конференции в Риме, 1999 год

Vincenzo Pinto/Reuters

В модном мире особенно отмечают страсть Карлы Фенди к искусству — в 2007 году она основала Фонд Карлы Фенди (Fondazione Carla Fendi), спонсирующий проведение концертов и музыкальных фестивалей, среди которых —
знаменитый ежегодный Фестиваль двух миров в Сполето, на который собираются музыканты, артисты балета, современные художники и оперные певцы.

В частной жизни Карла Фенди была известна как страстный коллекционер — в своем доме в палаццо Русполи она собрала внушительную коллекцию предметов европейского искусства XX века, вписав их в современный дизайнерский интерьер, неожиданно светлый для тяжеловесного ренессанского особняка. В ее коллекции сошлись несколько десятилетий изобразительного искусства Европы — холсты здесь сочетаются с работами Лучо Фонтана, классический натюрморт 1942 года кисти — с концептуальной работой 1968 года Энрико Кастеллани.

В интервью журналу AD в 2012 году Карла Фенди рассказывала, что страсть к искусству проснулась в ней в послевоенном Риме благодаря матери: каждое воскресенье Адель Фенди водила сестер в гости к знакомому скульптору Мирко Басалделла: «Наши родители хотели, чтобы мы дышали атмосферой студии художника, — вспоминала Карла Фенди в беседе с AD. — Первыми украшениями, которые нам подарили, были бронзовые серьги, браслеты и ожерелья, созданные Мирко Басалделла, — а в то время это выглядело вполне эксцентрично».

Когда в 1960-м она вышла замуж за Кандидо Сперони, с которым прожила всю свою жизнь, ее отношения с искусством перешли на новый уровень: фармацевт, ставший впоследствии также работать на Fendi, познакомил ее с работами художников-экспрессионистов группы «Скуола Романа» (она существовала с 1928 по 1945 год, восстановившись на короткое время в середине 50-х).

Показ коллекции Fendi у фонтана Треви в центре Рима

Reuters

Карла Фенди говорила о себе, что всегда руководствуется импульсами — и в коллекционировании в том числе: «Как только что-то необычное, живопись ли это, керамика или стекло, попадает мне на глаза, спасения нет — объект должен быть моим», — рассказывала она в интервью AD.

Карла Фенди всегда старалась поддерживать все, что связано с итальянской историей и культурой.

Особенно это касалось памятников архитектуры — не зря ее фонд поддерживал Fondo Ambiente Italiano, занимающийся реставрацией ветшающих зданий, имеющих историческую ценность. Сами Fendi причастны к обновлению как минимум двух важных архитектурных объектов. Не без пользы для себя.

В 2015 году дом переехал в новую штаб-квартиру — в здание 1943 года, выстроенное во времена Муссолини и пережившее масштабную реставрацию. Тогда же дом сделал подарок родному городу.

Итальянский модельер Карла Фенди, многие годы определявшая стратегию развития всемирно известной группы Fendi, скончалась поздно вечером 19 июня в Риме на 81-м году жизни.

Об этом говорится в сообщении издания Le Repubblica.

Недавно Фенди перенесла тяжелое заболевание легких. Ее выписали из больницы, и она вернулась в свою римскую резиденцию в Палаццо Русполи, где и провела последние дни жизни.

Как известно, Карла – одна из пяти сестер, которые вывели итальянский дом моды Fendi на мировой уровень.

Отметим, что история бренда начинается в далеком 1918 году, когда Адель Казагранде, мать Карлы, основывает маленькое ателье и магазин с товарами из кожи. Позже она выходит замуж за Эдуардо Фенди и изменяет название магазина на Fendi.

После смерти Адели в 1978 году каждая из сестер получила свой уголок империи, за которым надлежало установить контроль. Паола (родилась в 1931) работала с мехами, Анна (родилась в 1933) – с изделиями из кожи, Франка (родилась в 1935) отвечала за связи с клиентами, Карла (родилась в 1937) занималась общей координацией бизнеса, и, наконец, Альда (родилась в 1940), самая младшая из сестер, ведала продажами.

"Мы как пять пальцев одной руки. Наша мама говорила, что у каждой из нас своя функция", - делилась когда-то Карла, чтобы подчеркнуть важность участия каждой сестры в успехе компании.

Карла Фенди много училась и накапливала знания с разных отраслей. Фактически она занималась всеми текущими делами дома моды. Особое внимание уделялось стратегии развития компании и ее проникновению на зарубежные рынки (в первую очередь – в Соединенные Штаты Америки).

Приглашение в дом моды молодого стало одним из ключевых решений Карлы и ее сестер. Долгие годы Лагерфельд оставался арт-директором бренда Fendi. В 1966 году именно Лагерфельд придумал знаменитый логотип компании – две буквы F, одна из которых перевернута.

В 1980-е годы Fendi стал мировым лидером по производству изделий из кожи и меха.

На сегодняшний день компания входит в состав холдинга LVMH - Louis Vuitton Moët Hennessy S.A. Сеть Fendi насчитывает более 160 магазинов в 25 странах.

В последние годы Карла занималась благотворительными проектами и искусством, в том числе реставрацией.

В 2007 году Фенди основала фонд для развития художественных традиций в искусстве, литературе, кино и моде. Средства фонда использовались для реставрационных проектов, организации музыкального "Фестиваля двух миров", а также шли на поддержку Национальной академии Святой Цецилии.

Она сделала огромный вклад в развитие бренда Fendi
Эта компания стала поистине уникальным явлением в мире итальянской высокой моды, поскольку в начале 1950-х годов у ее руля встали сразу пять сестер - Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Но именно Карла оставалась лицом дома в бизнес-среде, занимая должность почетного президента.

«Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке»
Бренд Fendi ведет свою летопись с 1925 года, когда Адель Казагранде вышла замуж за Эдоардо Фенди и молодая пара открыла небольшой магазинчик кожаных и меховых изделий в самом центре Рима. Семья заняла комнаты прямо над ним, а в задних устроили мастерскую. Молодожены быстро обзавелись детьми, между 1931-м и 1940-м на свет появилось пятеро девочек: Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Они впитывали воздух ателье с самого рождения. Аделе укладывала их спать в подбитые кружевом колыбельки прямо посреди только что сшитых сумок и обрезков кожи. Карла Фенди вспоминала о своем детстве: «Кусочки кожи и небольшие аксессуары из нее были нашими первыми игрушками». Ничего удивительного в том, что все пять дочерей постепенно влились в семейное дело. Старшей, Паоле, было 15 лет, когда она приступила к работе в мастерской.
Семейный бизнес потихоньку начинал процветать и развиваться, и уже в 1932 году синьорой Фенди был открыт второй бутик. На этот раз в качестве дислокации торговой точки была выбрана улица Виа Пьяве. В 1933-м Адель, которая еще до замужества владела кожевенной мастерской, где делали седла и дорожные сумки, придумала особую выделку кожи. Pergamena - так ее назвали - отличалась особым способом окрашивания, придававшим ей натуральный желтый оттенок, который со временем стал фирменным цветом марки.
Война пагубно сказалась на судьбе только зарождающегося бренда, но после ее окончания началось стремительное восстановление двух временно прекративших функционирование магазинов. В возрождение семейного бизнеса с энтузиазмом включились все пять дочек Адель Фенди, распределив между собой различные обязанности.
«Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке, у каждой есть своя собственная роль», - любила повторять Карла. И это было действительно так. Паола стала экспертом по выделке меха, Анна - дизайнером, Франка - специалистом по связям с общественностью, Альда - коммерческим директором бренда, а Карла фактически занималась всеми текущими делами дома моды.

Лидер меховой индустрии
Одним из ключевых решений Карлы и ее сестер стало приглашение в дом моды молодого немецкого дизайнера Карла Лагерфельда, который на долгие годы стал арт-директором бренда. Он не без иронии вспоминает свой первый визит в Fendi: «Мои длинные волосы прикрывала шляпа Cerruti. Глаза прятались за темными очками. Я был одет в пиджак в английском охотничьем стиле из шерсти в крупную красно-желтую клетку, шею украшал пестрый платок. Сегодня этот вид сочли бы странным. Мир того времени был совсем другим, это была абсолютно другая планета. Совсем не то, что мы знаем сегодня».
Лагерфельду принадлежит идея легендарного логотипа бренда с двумя перевернутыми буквами «F». Однако, разработка логотипа – не единственная заслуга модного гения. С приходом Карла в Fendi в нем наступила та самая сладкая эпоха расцвета. Первая же коллекция легких, почти летящих шубок от нового креативного дизайнера, представленная публике в 1966 году, нашла отклик в сердцах модниц того времени. После этого модного показа шубы от Fendi стали новым символом шика и презентабельности, автоматически превратившись в пропуск на изысканные торжества и мероприятия, знатные приемы. «Признание семьи начиналось с фразы “Муж купил мне меховое манто”», - рассказывает Лагерфельд о стиле жизни итальянцев тех лет.
Именно благодаря его творческой фантазии меховая одежда и кожаные аксессуары этой марки приобрели неожиданные, яркие расцветки. С полного согласия сестер модельер полностью изменил концепцию дома. Fendi начала делать легкие, мягкие, роскошные манто, накидки, пальто, шубы и куртки, выражавшие быстро менявшийся уклад жизни. Ателье стало активно искать новые материалы и исследовать техники обработки кожи и меха. Результаты привели к настоящей революции. В коллекциях появились меха, которые раньше не считались роскошными. Мастера пробовали новые методы окрашивания, дубления; мех начали кроить как ткань, вязать, делать из него инкрустации. Сегодня Fendi - признанный лидер меховой индустрии.
Позже бренд стал знаменит своими сумками-багетами, линией готовой одежды, ароматами, детской и мужской одеждой и аксессуарами, а также коллекциями предметов интерьера и даже бутик-отелем в Риме, открытым в 2015 году. В 2001 году бренд Fendi присоединился к французскому концерну LVMH – Louis Vuitton Moet Hennessy S.A. С того времени Карла Фенди осталавалась почетным президентом модельного дома. В сети Fendi насчитывается более 160 магазинов в 25 странах мира. В 2011 году сообщалось о более $1 млрд прибыли компании. Известными поклонницами бренда Fendi являются певица Рианна, актриса Сара Джессика Паркер, модель Джордан Данн, модный блогер Леандра Медин и скульптор Рэйчел Фейнштейн. Известный американский рэпер Канье Уэст как-то прибыл на одну из светских тусовок с выбритым на виске логотипом бренда.
Одной из самых дорогих вещей, произведенных домом Fendi, стала шуба из кутюрной коллекции Fendi 2015 года, которую оценили в $1 млн. Она вошла в дебютную коллекцию, подготовленную к 50-летию работы Карла Лагерфельда на посту креативного директора модного дома. Меховое пальто было создано из самого редкого вида соболиного меха, который мастера покрыли серебром, получив металлический эффект.

Коллекция искусства
В 1960 году Карла вышла замуж за фармацевта Кандидо Сперони, с которым прожила всю свою жизнь. Супруг вскоре присоединился к бизнесу семейства Фенди. И именно Кандидо во многом повлиял на формирование необычайной любви жены к искусству. Он познакомил ее с работами художников-экспрессионистов группы «Скуола Романа» (она существовала с 1928 по 1945 год, восстановившись на короткое время в середине 50-х). А когда-то также еще Адель Фенди водила дочерей в гости к знакомому скульптору Мирко Басалделла: «Наши родители хотели, чтобы мы дышали атмосферой студии художника, - вспоминала Карла Фенди. - Первыми украшениями, которые нам подарили, были бронзовые серьги, браслеты и ожерелья, созданные Мирко Басалделла, - а в то время это выглядело вполне эксцентрично».
В своем доме в палаццо Русполи Карла собрала внушительную коллекцию предметов европейского искусства XX века, вписав их в современный дизайнерский интерьер. В ее коллекции сошлись несколько десятилетий изобразительного искусства Европы - холсты Анри Матисса здесь сочетаются с работами Лучо Фонтана, классический натюрморт 1942 года кисти Джорджо Моранди - с концептуальной работой 1968 года Энрико Кастеллани. Карла Фенди говорила о себе: «Я всегда руководствуюсь импульсами - и в коллекционировании в том числе. Как только что-то необычное, живопись ли это, керамика или стекло, попадает мне на глаза, спасения нет - объект должен быть моим». В 2007 году дизайнер основала Фонд Карлы Фенди, спонсирующий проведение концертов и музыкальных фестивалей, среди которых знаменитый ежегодный Фестиваль двух миров в Сполето, на который собираются музыканты, артисты балета, современные художники и оперные певцы.
Бренд не прошел мимо и еще одной мечты – кино. Fendi чуть ли не чаще других марок сотрудничала с кинематографом. Без нее не было бы обновленной версии «Семейного портрета в интерьере» Лукино Висконти. Фильм восстановили благодаря вложениям сестер. В этой картине великолепные меха носит итальянская актриса Сильвана Мангано. А в «Дьявол носит Prada» героиня Мерил Стрип носила не только Prada, но и Fendi. Помните ее роскошную, с широкими рукавами, шубу?

((Модный показ у фонтана Треви
В 2005 году Модный дом Fendi отметил свое восьмидесятилетие. В связи с событием был открыт Palazzo Fendi (Дворец Фенди) в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по изготовлению мехов и крупнейший в мире магазин Fendi. 19 октября 2007 года мир увидел грандиозное шоу от Fendi - первый показ мод на Великой Китайской Стене. В показе участвовали 88 моделей. Подиум был одним из самых длинных за всю историю модных дефиле - 88 метров (8 считается в Китае счастливым числом). А 29 февраля 2008 года в Париже, по случаю открытия 22 магазина Fendi на 22 Avenue Montaigne, для аудитории из 400 гостей состоялся частный концерт Эми Уайнхаус.
Карла поддерживала Fondo Ambiente Italiano, занимающийся реставрацией ветшающих зданий, имеющих историческую ценность. В 2013-м именно Fendi инициировали реставрацию римского фонтана Треви. К тому моменту одна из самых любимых туристами римских достопримечательностей находилась уже совсем в плачевном состоянии: после необычно холодной зимы 2012-го фрагменты барочной лепнины фонтана начали осыпаться. Сложнейшие работы в рамках программы Fendi for Fountains длились всего 17 месяцев. По словам главы управления по охране культурного наследия Рима Клаудио Паризи Пресичче, подобный проект не был бы реализован, если бы не огромный вклад модного дома, потратившего около 400 тысяч евро на то, чтобы вернуть городу великолепный памятник, созданный в 1762 году архитектором Николо Сальви со скульптурными композициями школы Бернини. В ноябре 2015 года фонтан Треви снова был открыт.
А в июле 2016-го именно здесь Fendi отметили здесь 90-летие модным показом. Шоу украсили знаменитые модели Кендалл Дженнер, Белла Хадид и другие, а восхитительные наряды были вдохновлены персонажами датчанина Кая Нильсена, знаменитого иллюстратора сказок, учившегося в Париже. Карл Лагерфельд исследовал работы Нильсена к произведениям Шарля Перро и норвежской сказке «К Востоку от Солнца, к западу от Луны», его филигранную манеру и тщательную проработку каждой детали. На фоне водных каскадов модели демонстрировали платья, расшитые пайетками, кружевами и, конечно, мехом. Утонченный фантазийный декор: морозные узоры, чудодейственные растения, бабочки, феи и заколдованные принцессы - контрастировал с эпической панорамой римского памятника. Подиум из прозрачного оргстекла установили прямо над водной поверхностью.
Недавно 81-летняя Карла перенесла тяжелое заболевание легких. Выписавшись из больницы, модельер вернулась домой – в резиденцию Палаццо Русполи, но прожила там недолго. 20 июня ее не стало.

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Italy4.me, Asn.in.ua, Znamenitosti.info, «Википедия» (ru.wikipedia.org)

В Риме на 81-м году жизни скончалась знаменитый итальянский модельер Карла Фенди, которая в течение многих лет определяла стратегию развития всемирно известной группы Fendi.

Покойная недавно перенесла тяжелое заболевание легких. На днях Фенди выписалась из больницы и вернулась в свою римскую резиденцию – знаменитый Палаццо Русполи.

Четвертая из сестер Фенди, Карла до последних дней жизни оставалась почетным президентом группы Fendi, основанной ее родителями в 1925 году. Эта компания стала поистине уникальным явлением в мире итальянской высокой моды, поскольку в начале 1950-х годов у ее руля встали сразу пять сестер - Паола, Анна, Франка, Карла и Альда.

"Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке, у каждой есть своя собственная роль", - любила повторять Карла.

Паола стала экспертом по выделке меха, Анна - дизайнером, Франка - специалистом по связям с общественностью, Альда - коммерческим директором бренда, а Карла фактически занималась всеми текущими делами дома моды, уделяя особое внимание стратегии развития фирмы и ее проникновению на зарубежные рынки, прежде всего, в США.

Одним из ключевых решений Карлы и ее сестер стало приглашение в дом моды молодого немецкого дизайнера , который на долгие годы стал арт-директором бренда Fendi. Именно благодаря его творческой фантазии меховая одежда и кожаные аксессуары этой марки приобрели неожиданные, яркие расцветки и сразу же привлекли к себе внимание модниц всего мира.

В 1966 году Лагерфельд придумал и знаменитый логотип дома моды - две буквы F, одна из которых перевернута.

Первая же коллекция шуб Fendi, которую Карл представил в 1966 году, имела оглушительный успех. С тех пор шубы Fendi превратились в символ роскоши и красивой жизни и получили пропуск не только на знатные приемы, но и на лучшие съемочные площадки страны: Fendi создавали шубы для Сильваны Мангано в картине «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти и наряды Изабель Юппер в «Подлинной истории дамы с камелиями».

Благодаря усилиям сестер Фенди и Лагерфельда дом моды Fendi в 1980-е годы превратился в одного из мировых лидеров в области создания модной одежды, изделий из кожи и меха, аксессуаров и парфюмерии. Однако в 1999 году группа вошла в состав холдинга LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy S.A) и сестры Фенди утратили свою руководящую роль в компании.

Такой поворот событий позволил Карле Фенди уделять практически все свое время и силы поддержке различных начинаний в области культуры и искусства. Вскоре она стала признанным на Апеннинах меценатом, а в 2007 году основала Фонд Карлы Фенди, главной целью которого стало развитие художественных традиций в искусстве, литературе, кино, моде.

Средства фонда пошли, в частности, на организацию всемирно известного музыкального "Фестиваля двух миров" в городе Сполето, на поддержку Национальной академии Святой Цецилии и осуществление ряда масштабных реставрационных проектов.

Fendi

Контрольный пакет компании Fendi принадлежит альянсу LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy S.A). Решение о продаже компании было принято в 1999 году. В результате коллаборации открылись флагманские магазины Fendi в Париже и Лондоне. В 2001 LVMH Group выкупила акции Prada, в следующем году приобрела акции Fendi, а в 2004 году стала единственным держателем контрольного пакета акций.

В 2005 году Модный дом Fendi отметил свое восьмидесятилетие. В связи с событием был открыт Palazzo Fendi (Дворец Фенди) в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по изготовлению мехов и крупнейший в мире магазин Fendi.

19 октября 2007 года мир увидел грандиозное шоу от Fendi - первый показ мод на Великой Китайской Стене. В показе участвовали 88 моделей. Подиум был одним из самых длинных за всю историю модных дефиле - 88 метров (8 считается в Китае счастливым числом).

29 февраля 2008 года в Париже, по случаю открытия 22 магазина Fendi на 22 Avenue Montaigne, для аудитории из 400 гостей состоялся частный концерт пятикратного лауреата премии «Грэмми» .

В настоящее время у Fendi открыто более 160 магазинов в 25 странах.