Сценарий праздника на тему «Ивана Купала. Сценарий развлечения «День Ивана Купала

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .

Стародавний фольклорный праздник Иван Купала любят отмечать в детских садах. На страницах этого тематического раздела собран опыт коллег по организации и проведению тематических досугов и развлечений в стилистике этого славянского торжества. На Ивана Купалу есть смысл провести яркий, весёлый, шумный праздник именно на свежем воздухе. Непременно наполненный подвижными играми и активными конкурсами-эстафетами.

Посмотрите, какие решения по проведению такого действа в старославянском стиле нашли Ваши коллеги; каких персонажей для этого привлекли. И не беда, что прыгать через настоящий костёр нам нельзя! Мы сделаем его макет, очень реалистичный. Об этом также говорится в публикациях данного раздела.

Всё о том, как повеселиться с детьми на Ивана Купалу.

Содержится в разделах:
  • Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Показаны публикации 1-10 из 164 .
Все разделы | Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Сценарий развлечения «Иван Купала» в подготовительной группе Спортивный праздник «День Ивана Купалы » Задачи : Создать веселое настроение у детей. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах. Развивать физические качества : выносливость, силу, быстроту реакции. Предварительная работа Участок украшается шарами,...

Цель : Привитие интереса детей к старинным русским обычаям. Задачи : Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре . Развивать двигательную активность детей. Виды детской деятельности : двигательная,...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе

Публикация «Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей...»
Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга» Воспитатель: Скокова Н.В. Дата проведения: 17.07.2016 Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей. - Воспитывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения «Иван Купала» Развлечение «Иван Купала» Цель: прививать детям народные традиции; развивать кругозор; вызывать у детей праздничное настроение Образовательные: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала. 2. Познакомить детей с русскими народными играми. 3....

Сценарий праздника Ивана Купалы Подготовила музыкальный руководитель Ярославцева Т.Э. Сценарий праздника Ивана Купалы Ведущ. Издавна на Руси в ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купалы. Это один из самых разгульных праздников в году! Этот большой единый праздник включал множество обрядовых действий,...

Театрализованная программа на праздник «Иван Купала» «Ивана Купала» Цель: Познакомить население с традициями празднования Дня Ивана Купала. Задачи: 1.Сохранение традиций народной культуры; 2.Распространение традиций народной культуры среди населения. 3. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Сценарий...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект прогулки в первой младшей группе «Волшебный цветок папоротник»

Летняя прогулка "Волшебный цветок- папоротник" Цель: познакомить детей с папоротником, строением растения, активизировать речь детей, рассказать о предстоящем празднике Ивана купала,воспитывать бережное отношение к растениям, развивать интерес к русским народным играм. Ход...


Ивана на Купала…» выходят « Солнце » Цель: - Воспитывать уважительное отношение к обрядовой культуре родной страны. Задачи: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Развивать интонационную выразительность речи. - Формировать у воспитанников потребность в...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала!!!

Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала

Скоморох:
Собрайся, народ!
Шумный праздник идет!
Шутки, радостный смех
Вместе свяжут нас всех!
Ведущая:
Давным-давно, в Пореченских просторах стояло царство берендеев.......
(А люди костры разводят, над ними прыгают, хороводы водят под песню)
Галя и Иванко:
- Галя!
- Иванко!
- Любовь моя, Галя, как я ждал тебя!
- Не будем мы счастливы.
- Почему, любимая?
- Отец противится нашей свадьбе. Он сказал, что если ты найдешь цветок папоротника, то лишь тогда мы станем женихом и невестой.
- Да только одну ночь в году и цветет папоротник, в ночь на Ивана Купала.
-Ой, Иванко, девушки - подружки зовут меня травы собирать заговорные да венки, торопись и ты, Иванко, скоро ночь Купалова.
Ведущая:
Предание гласит. В ночь на Иванов день, день домовых, колдунов и нечисти, отправиться должны в лес 3 девушки за колдовской травой и сплести из нее венки. Затем должны подняться они на Лысую гору. Незаметно подкравшись, нужно каждой нечестии надеть на голову венок. Вся злая сила тут же исчезнет. Отправимся и мы на Лысую гору, там у них сейчас гулянье и веселье, видите, огоньки пляшут, это бабки-ежки танцуют и поют.
(Появляются бабки-ежки с главной ведьмой. Исполняют частушки «Я была навеселе!)
Кощей:
А, ну молчать! Раскудахтались. Не помните что ли, что пойдут сегодня девчата и хлопцы заветный цветок искать, а кто его найдет, станет клады лесные находить.
Ведьма:
А кроме того, будет понимать язык лесных зверей и птиц и исполнится его самое заветное желание.
Кощей:
Не найти отроку человеческому цветок волшебства, он спрятан.
Ведьма:
Фу-фу, человеческим духом пахнет. А!
(Выходит Иванко)
Кощей:
Зачем ты пришел на Лысую гору, человеческий сын?
Иванко:
Я ищу папоротника цветок.
Ведьма:
Так ты разбогатеть хочешь? (хохочет)
Иванко:
Да нет, мне нужен не клад, а цветок.
Кощей:
Ну, что ж, проведи нас на праздник людской, может и отыщешь цветок папоротника.
Иванко:
Ради любимой я готов на все. Гей, вы, хлопцы молодые. Вы славные, удалые. Сквозь огонь мы все пройдем, душу чтоб очистить в нем.
(Звучит лихая песня, хлопцы танцуют и перепрыгивают через костер)
Ведьма:
Не найти ему цветок просто так. Пусть узнает кто здесь друг, а кто враг.
Кощей:
Коль увидишь свой цветок.
Все желания исполнятся в срок.
Дочери болотные, русалки зеленые.
Танцуйте танец с цветком.
Узнаешь ты Иванко в нем цветок волшебный и тогда он твой.
(Русалки танцуют танец с цветком)
Иванко:
Нет среди этих лилий водяных цветов волшебных.
Кощей:
А этот цветок сможет найти лишь тот, у кого смелое сердце да чистые помыслы.
Ведьма:
Ну, и это еще не все. Пусть ребята помогут Иванко и расскажут об обрядах этого праздника.
Ведущая:
Попробуем же и мы помочь Иванко. Отправимся на берег моря. Пусть смоет с нас вода Купалы усталость, боль, болезни и невзгоды, очистившись, пустив венки на воду, готовьтесь к очищению другому! Лишь только день веселый догорит и опустится на лес густой потемки, придите вы к огню на испытание. Идем же к костру за русалкой и нечистой силой. (Звучит музыка, все идут к морю)
Пускай венки на воде плывут, и люди счастье свое найдут. (Девочки спускают венки по воде. После, садятся в круг и произносят заклинанье)
Отец небо, земля мати!
Благослови свою траву рвати,
От скорбей и болезней,
И от всех недугов -
Денных и полуденных.
Ночных и полуночных,
От колдуна и колдуньи,
От еретика и еретицы
(Нечисть обливает всех водой).

Сценарий народных обрядов на Ивана Купала


Горит костер и начинаются обряды очищения. Чтоб прожить весь этот год говорит без печали и забот нужно каждому пройти испытанья на пути!

ОГОНЬ
Обряд «Колючка»
Коли есть в человеке какая хворь или тяжесть на душе, то нужно сорвать в чистом поле колючую траву (или веточку сухую найти) перенести на нее мысленно все то плохое, что мешает жить радостно и счастливо и сжечь в костре ---- говорит Купальница, когда все соберуться у костра с ветками читает заговор
Разгорайся костер, брызни искрами,
Дай тепла и добра, дай нам Воли
Дай огонь живой, силы нам молодой
Чтоб в глазах людских заискрилася
Счастьем брызнула во все стороны,
Спячку древнюю, чтоб развеяла
Души светлые пробудила бы…
все бросают ветки в костер

ВОДА
Обряд «Омовение»
Милая водица
Дай силушки напиться говорит Купала
Омой тело наше
Чтоб ликом стали краше
Мысли были, чтоб чисты.
А заветные мечты
Своей мудростью взрасти
Да, храни в веках Любовь
Чтобы род явился вновь
(Купала держит ведро с водой, Купальница
с ковшом подходит к каждому сначала глоток, потом омовение)

КОСТЕР
Обряд «Очищение Огнем»

Отец Великий наш - Огонь
Святою силою затронь говорит Купала
Чтобы чистый дух людской
В нас был вечно молодой
Ты Энергию Любви
Ярким пламенем зажги
Освяти души дыханье
Сохрани всё мирозданье
Предлагают прыгать через костер

ПРОЩАНИЕ С КУПАЛОЙ

Ждет меня дорога, говорит Купала
Приключений много.
Ну, а в следующем году
Я конечно к вам зайду!
Ты Купальница встречай
Пирогом угощай!
И вы добрые друзья
Ожидайте меня!

Приходи Купалушка, говорит Купальница кланяется и прощается Купала уходит
Молодец Иванушка
Трав живых нам подари,
Хвори всяки исцели,
Чистою водой омой,
Огнем священным удостой!
Далее песни, игры, чаепитие

Сценарий проведения обрядов на Ивана Купала для девушек

РОДНЫЕ РУКИ
Молодцы вы встаньте вряд (говорит Купальница)
Руки девам протяните
Проведем мы сей обряд
Только вы вот не спешите
Любимого руку отыщите.

Девушкам завязывают глаза они ищут любимого по итогам выдаются тесемки

ЯБЛОЧНЫЙ ПУТЬ

Девушки вы удивите (говорит Купала и ставит девушек в ряд ложит яблоки на головы и мужчины становятся в ряд на против)
Вот это яблочко на голове
до любимого донесите
вручаются тесемки

Обряды для двоих ЛЮБОВЬ СВОЮ НАЙДИ

Любовь свою мы чувствовать должны
Одно дыхание на две души
Говорит Купальница и ставит пары все сразу спиной друг к другу и говорит что должны в одну и туже сторону повернуться
Раз, два, три
Любовь свою найди!
тем кто повернулся в одну сторону вяжутся тесемки, если есть больше одной пары проводится следующий обряд
Единой мыслью говорит Любовь
Услышим ли ее мы вновь?
Купальница на выбор предлагает: Дом, Ребенок, Путешествие, Богатство, произнести слово в раз отражающее суть состояния данной пары сейчас.
Все считают РАЗ, ДВА, ТРИ слово произносится
Если более одной пары, то Солнечная пара определяется аплодисментами

БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Солнечная пара становиться в центр круга и в центре же Купала с Купальницей дают им 2 свечи (зажженные) со словами…., либо если пара это Купала и его любимая то Купальница дает им 2 свечи (зажженные) и они говорят друг другу…..

Твоя (моя) Любовь ее (тебя) согреет,
Зажжется новою звездой, говорит Купальница
И вооплотить мечту сумеет,
Подарит Роду Рай Земной!

Её (моя) Любовь Вселенную наполнит светом,
И разольется по Земле, говорит Купала
Тебя коснется нежным ветром,
Лучом разбудит на заре!

После слов одевают им на головы свои венки (либо нет) берут их руки в свои соединяют и поднимают вверх со словами

Вы (мы) Солнцем венчаны - Любовью,
Вы (мы) Рождены друг друга дополнять. говорят Купала и Купальница вместе
Вы (мы) небом связаны, Землёю.
Вам (нам) Дар Вселенной Вечной стать!

Благословение Мечты,
Благословение Любви, говорят все люди
Солнечная пара прими!
В себе Благословение неси!

На вас теперь равняться должны мы, говорит Купальница
И стараться у вас любви свет перенять.
Самим счастливыми нам стать,
Как вы Любовью Засиять!!!

Далее объяснят Солнечной паре и всем остальным, что они во главе Солнечной пары становятся по обе стороны от нее рядом с причалом.
Они поджигают своими свечами свечу на своем плоту и передают каждый в свою сторону свечи чтоб смогли поджечь свечки на своих плотиках другие люди. Солнечная пара первыми опускают плотик на воду в это время Купальница говорит:
Пламя яркое огня,
Да, вода живая,
Расскажите небесам
То, о чем мечтаем!
Силою своей святой
Помогите сбыться,
Всем желаниям нашим
Поскорей свершиться!

Когда все отпустят свои плотики Купала с Купальницей зовут всех на Капище для совершения обрядов


****************************
Говорит он всерьез, но мы его слова обращаем в шутку.
— Как со вторым дыханием? — посмеиваясь, спрашиваем мы друг друга. И он смеется вместе с нами.
Мы идем всю ночь. Солнце, светившее нам в лицо, остается позади нас. При его правдивом свете мы видим друг друга. Лица осунулись, потемнели, потрескались губы, покраснели глаза...
Но вдруг на повороте, у самой околицы тихого села, мы видим прикрытый ветками легковой автомобиль. Это машина командира и комиссара. Полковника Алешина не видно, Ракитин стоит у дороги и отдает нам честь.
Он не тянется по-строевому, и на его усталом, добром лице бродит смущенная усмешка. Но все-таки по-другому никак нельзя истолковать его позу — оп отдает нам честь. Весь полк идет мимо него, что должно продолжаться довольно долго, а оп стоит, приложив руку к козырьку фуражки, и нет в полку человека, который не понимал бы, что это значит.
Полковник встречает нас в самой деревне.
Он стоит посредине улицы, заложив одну руку за пояс,— ждет нас. В последние часы марша наша колонна * сильно расстроилась. Мы идем не в рядах, а кучками и, только увидя полковника, начинаем оглядываться и на ходу перестраиваться.
Очень трудно понять выражение лица полковника. Он точно вглядывается в нас...
— Здорово, молодцы! — сказал он, когда мы, построившнсь в ряды, подтянувшись и делая даже попытку «дать ножку», проходим мимо него.— Заворачивайте-ка сюда, вторая рота! Тут для вас наварено-накухарено. В одном котле н ужин п завтрак сразу. Скорей идите, а то повар нервничает, беспокоится, что все перестоит!
Полковник гостеприимным жестом показывает на ворота. Мы проходим мимо него, он внимательно оглядывает; наши усталые ряды. Он прекрасно знает, что горячая пища нужна нам, чтобы восстановить силы и прийти в себя после семпдесятиверстного перехода. Отправив нас завтракать, оп снова глядит на дорогу, поджидает следующую, третью роту.
Дневка. Мы расположились на широком школьном дворе. Недавно здесь прошел дождь, спокойные лужи налиты доверху и полны синего неба и влажных облаков. По всему двору па траве спят люди. Один раскинулся, другой свернулся, но над каждой дюжиной голов пирамидкой стоят винтовки. Мы спим по отделениям, по взводам и ротам, чтобы встать и снова идти на запад.
Спим до обеда, спим после обеда, спали бы дольше, по нужно продолжать поход. Идти сначала трудно, ноги стерты н перевязаны, но боль утихает, о пей пе думается. Ноги разошлись. С гулкого асфальта свернули мы на мягкий проселок, который снова увел нас в лес. Это все еще Подмосковье. Здесь запрещено рубить деревья. Леса все гуще. Иногда лес расступается, и видны пашни, пересеченные реками.
...Опять садится солнце, который день идем мы за ним! Вот большое село, и видно, как из лесу но нескольким дорогам вступает в него наше войско...
Мы пересекаем улицу и движением своим задерживаем стадо. Громадные, пахнущие молоком коровы недовольно мычат. Мы помешали им дойти до фермы, резной конек которой виден сбоку. Молодые доярки в белом выносят нам утреннее молоко. Здесь нам дали отдохнуть подольше, и у нас есть время оглянуться. Среди пзб поднялись два новых белых двухэтажных дома. Обочины дороги выложены дерном. Ясны стекла школы. Социалистическое изобилие в каждой мелочи, и во всем зрелая полнота невиданного, социалистического, уже развившегося строя жизни.
В 1928—1929 году я бывал в коммуне «Коминтерн» в приднепровских Таврических степях. Большой, заросший бурьяном пустырь на месте помещичьего дома был тогда еще не застроен, и под ногами хрустели угли пожарища восемнадцатого года. Эта коммуна была как рисунок талантливого ребенка. Рука неуверенна, перспектива спутана, но главные штрихи намечены были уже и тогда с гениальной верностью. Пять тысяч гектаров распахивала коммуна, строила похожие на ангары хлева, воздвигала силосные башни... Бедны были детский сад и ясли, но как чисты дерюжные подстилки в детских постельках!

Оформление театрально - сценической площадки:
Площадка для проведения украшена зеленью, венками, цветами, травяными гирляндами, закреплённые на деревьях, где указатели (стилизованные) разных площадок места действия. На большой подставка - программа праздника: - купальские гадания - очищение огнём - очищение водой - конкурсы - народные игры, забавы, потехи - прибытие водяного со свитой - поиск клада - шабаш нечистой силы - танцы у костра.
Большой купальский костер в центре площадки, возле озера. Соломенный купала - чучело на шесте. Дерево - купалица, украшеная ленточками. Необходимые материалы для игр и венков (свечи и проволока). Плетёные заборчики (большие и маленькие). Освещение площадки и озвучивание.
Перед началом праздником:
Звучат народные песни. Девушки в сарафанах и ростовые куклы встречают гостей, идущих к месту действия, устраивая «ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЯ» - микроконкурсы: погадать на ромашке, украсить друг друга зеленью, собрать букетик из трав, загадки на тему зелёных растений. В стороне от основной сцены - жилище Бабы Яги, 2 метлы, костёр небольшой с казанком над ним, двое носилок для Ивана Купала и Агрофены Купальницы.
Работают всевозможные торговые точки. Зазывают народ перед началом на гулянье.
1 ведущий.: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни, лето и танцевать! Скоро будем начинать!

2 ведущий.: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?

1 ведущий.: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий.: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

1 ведущий.: (звучит песня про Ивана Купала - Деревенька.)
Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек - Семик честной,
Другой праздничек - Троицын день,
А третий праздник - Купальница!

2 ведущий.: А знаете ли вы, что этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

1 ведущий.: На Купалу, многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу. А ещё на Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой.

2 ведущий.: И сегодня мы с вами также будем плести венок, загадывать свою судьбу, петь купальские песни и водить хороводы, играть в купальские игры и прыгать через костры, и самое неожиданное, попадём на ведьмовской шабаш и отправимся на поиски клада. Итак, если вы готовы - мы отправляемся в путешествие в магическую купальскую ночь.

1 ведущий.: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий «КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ».

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
. архилин
. плакун - трава
. лютик
(плакун-трава)

2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
Например: Я - владелец этой травы - перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!

Дурман - трава
. купаленка
. адамова голова
(дурман-трава)

3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника)
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?

Петров крест
. Медвежье ушко
. Перелёт - трава
(Перелёт-трава)
2 ведущий.: Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать да на воду спускать. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами. Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая - кого ждёт и узнаете!
Проводится игра «Заплети венок».
(Реквизит: 2 тына, за ними - дед старый, хлопец молодой, третий - чёрт).
1 ведущий.: Какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов?!
2 ведущий.: Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня - волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот у кого в руках остался бубуен - выходит к купальскому костру. (Проводиться игра «СТОЖОК».)

1 ведущий. : Помните, на Ивана Купала все прыгают через костёр, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Вот мы с вами сейчас вместе и потренируемся, как это делать будем, когда Хозяин праздника Иван Купала наш большой костёр разожжёт. А кто наш стожок не перепрыгнет, уж увольте, придётся себя чем-нибудь выкупать. Так что, прыгайте выше и веселее!!!

(Зрители прыгают, а кто не смог плавно переходят в игру «Верёвочка у кого длиннее?»).

2 ведущий.: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Двери домов открыты для всех. Это праздник воды, праздник огня самый прекрасный ПРАЗДНИК ЛЮБВИ.
Полька.

ведущий.:
До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, собираясь на лужайке, исполняя купальские песни, украшая купалицу и водя девичьи хороводы. А вот, кажется, и они.
(Звучат купальские песни, девушки появляются на площадке, украшают Купалицу лентами и венками, вовлекая отдыхающих в хоровод вокруг Купалицы).

1 Девушка:
Ой, верба, верба, вербица -
Время тебя вербица! -
Ой, ещё не час, не пора …
Час тебе Иванку, жениться
Ой, ещё не час, не пора.
(Голос за кадром:(в радиомикрофон))

1 Парень:
Ой, моя дивчина молода,
Пусть до лета, до Ивана,
Чтоб моя дивчина погуляла,
Пусть до лета до Петра,
Чтоб моя дивчина подросла
(Хоровод под Купальскую песню)

1 Девушка:
Стояла берёза вкрай чистого поля,
Стой берёза, не развивайся,
Ветру вольному не поддавайся!

2 Девушка:
У нашей берёзы четыре сокола:
Первый соколко молодый Иванко,

3 Девушка:
А вторый соколко молодый Николко,

4 Девушка:
А третий соколко молодый Михайло,

5 Девушка:
Четвёртый соколко молодый Василько.
(Под мелодию Купальской песни на игровой площадке появляются молодые парни. Они несут с собой куклу сделанную из соломы -- КУПАЛА)

1 Парень:
Ходили дивочки вкруг Купальницы,
На закате солнца
Плели веночки на вербу, чтоб судьба
Глянула в оконце.
Парни (вместе или по очереди):
Играет солнце на Купала,
В «ОЗЕРЕ БЕЛОМ»
Купался наш Иван Купала
И плавал смело!

2 Девушка:
Купался Иван, и в воду упал,
От ночи купальской ключи потерял,

3 Девушка:
Иван да Марья на горе купалися,
Купайлица с Купалой вместе целовалися,

Парни:
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалася - трава расстилалася.
(Хоровод. Песня про Купала)

1 Ведущий.:
А не пора ли нам Водяного позвать,
Наш праздник продолжать.
Вместе:
Выйди, выйди с глубины,
Выйдь, на берег, Водяной;
Позволь нам купаться
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.
(Издалека появляется Водяной. Вместе с ним на берег выходит Русалка со своими подругами русалками).Муз.оформление.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить
В глубине озёрных вод.
Почему шумит и пляшет
Возле берега народ?

1 Ведущий.:
Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной:
Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг! Да и главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Гл. русалка:
Все красавцы, удальцы!
Знамо, прямо молодцы!
В круг подружки, их ведите,
Хороводы заводите.
Я внимательно гляжу,
Кто мне любый, покажу
Пусть проявят все уменье
И смекалку, и раденье.
(Русалки с девушками вовлекают в хоровод молодых мужчин из отдыхающих, и оставляют для игры «Возьми венок», на одного участника больше, чем самих венков).

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, идёт топиться!
Враз русалки защекочут,
Коль жениться не захочет?!!

Гл. русалка:
Одного мне братец, мало,
Я бы больше их желала.
Пусть покажут свою силу,
Чтобы я их полюбила.
(Проводится игра «Развяжи узлы».)

Водяной:
Ты б пошла моя сестрица
С женихами танцевать.
Пусть увидят, как красива,
И ума не занимать.
А с богатства Водяного -
Половину я отдам,
В озере закатим свадьбу,
Править будем пополам.

(Русалка танцует танец с русалками и мужчинами из отдыхающих. После всех оставляет на игру «Разбей горшок»)

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица
Кто в зятья то мне годиться?

Гл. русалка:
Да, любезный братец мой,
Всеми чтимый Водяной!
(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Гл. русалка:
Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!
На руках неси невесту.
Аж до свадебного места.
Да не бойся ты воды,
Одарю, чай, за труды.
Что за главную русалку
Ты теперь готов отдать?
Счастлив я! Пусть будет праздник!
У меня - нашёлся зять!
(Звучит музыка. Представитель отдыхающих несёт главную русалку к воде. Она невольно сталкивает его в воду).

Продолжение>>