Сценарий празднования мероприятия "масленица". Сценарий воспитательного мероприятия «Русский народный праздник – Масленица

Разработка сценария воспитательного мероприятия

«Русский народный праздник – Масленица»

Толстикова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бельск.

Аннотация

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится в форме праздника для учащихся начальных классов.

Сценарий насыщен произведениями фольклора (песни, частушки, игры), знакомит с традицией празднования Масленицы, способствует расширению кругозора младших школьников. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками праздника.

Мероприятие направлено на формирование личностных результатов, соответствует требованиям ФГОС.

Тема: Русский народный праздник – Масленица. (Внеклассное мероприятие для начального звена).

Цель: познакомить с традициями празднования Масленицы.

Планируемые результаты: Личностные – уважительное отношение к истории и культуре русского народа через представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; бережное отношение к духовным ценностям России, родного края; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; развитие чувства любви к своей Родине; представление и осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование мотивации к творческому труду; способность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов в разных видах деятельности; давать оценку своего эмоционального состояния и аргументировать свою позицию.

Форма проведения: праздник.

Сценарий мероприятия

    Организационный момент

Ведущая 1 . Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые,

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички,

И нарумяненные старушки!

Ведущая 2 . К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь-

Праздник всех сюда зовет!

    Целеполагание.

Ведущая 1 . А собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник. А какой вы должны догадаться сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации (просмотр презентации ). Этот праздник называется - Масленица. С незапамятных времен он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

    Обобщение и систематизация.

Ведущий 2 . Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.

Ведущий 1 . Например, понедельник назывался «встреча», потому что стар и млад, выходили в этот день на улицу встретить Масленицу.

Ведущий 2 . А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Частушки (исполняет группа детей) (приложение 1)

Ведущая 1. Вторник Масленой недели называли «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошку поплясать.

Ведущий 2 . Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем.

Где весёлый народ, там наш будет хоровод.

Все участники водят хоровод «Ах, вы сени» (Приложение 2).

Ведущий 1. А среду весёлой, разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю! А вот и наша хозяюшка ждёт гостей.

Сценка «В гостях у Машеньки» (Приложение 3).

Исполняется песня «Блины» (Приложение 4).

Ведущий 2. А четверг Масленой недели называли «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей. А вот и к нам скоморохи пожаловали.

Выходят скоморохи Фома и Ерема.

Фома. Пришли мы к вам оба: Фома да…

Ерема. Ерема.

Фома. Низко поклонились: колпаки свалились.

Ерема. В барабан ударили, с праздником поздравили.

Вместе. Разговор кончаем, песню начинаем.

А Ерема жил на горке, а Фома-то под горой.

Припев: Эх, лапти мои, лапти лаковые,

У Ерёмы и Фомы одинаковые.

А Ерёма носит лапти: А Фома – то сапоги.

Припев.

А Ерёма сел на лошадь. А Фома на жеребца

Припев.

А Ерёма ездил в город. А Фома – то на базар.

Припев.

А Ерёма и Фома сели в лодку безо дна.

Припев.

А Ерёма стал тонуть, а Фома его тянуть.

Припев.

А Ерёма сел на дно, а Фома с ним за одно.

Припев.

Ведущий 1. Пятница Масленой недели называется «тёщины вечёрки». Зятья приглашают своих тёщ в гости на блины да пироги и угощают их на славу.

Появляется теща, поет.

Теща. У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит.

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, всё жену бронит.

Пятый, Алёша, калачи жуёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенки весёлые на дуде ведёт.

Дудочку послушать, пироги покушать,

Сяду-ка я в сани, да поеду к Ване.

Ведущий 2. Суббота на весёлой Масленой недели называлась «золовкины посиделки». Собирались в этот день молодые невестки с заловками: угощались, играли в игры, дарили друг другу подарки. Вот и наша красна девица, свет-Маромушка в гости к нам пришла.

Проводится песня-игра «Марома моя, Маромушка» (Приложение 5).

Ведущий 1 . И последний день Масленой недели назывался «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали чучело Масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.

Дети:

1-й. Приходи, весна, приходи, красна!

2-й. Пусть солнца улыбка будет ясна!

3-й. Пусть цветы пестреют всюду!

4-й. Подари, весна, тепло честному люду!

Ведущий 1 . С Масленкой Вас поздравляем!

Ведущий 2 . Праздник наш завершаем!

Проводится игра «Бояре, а мы к вам пришли» (Приложение 6).

Всех угощают блинами, горячим чаем. Сжигают чучело Масленицы.

    Рефлексия.

Мне понравилось… .

Я хотел бы ещё … .

Мне было интересно … .

Я огорчился из-за… .

Мне не понравилось…

Литература:

    Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов.- 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.

    Праздники в начальной школе – 2/Составитель Н.Г. Кувашова.- Волгоград, Издательство «Учитель», 2000.

    Праздничная карусель. – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.

Приложение 1. Частушки

    Вот и Масленка идёт, весёлая гуляночка.

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

    Как на Масленой недели из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные!

    Девки, Масленка идёт. Кто нас покатает?

У Алёшки за двором Сивка пропадает.

    Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал.

    Шила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела! Что же я наделала?!

    Купи, тятя, мне коня-вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

    Ты, Алёша, ты Алёша, у тебя гормонь хороша!

Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.

    Запрягу я вороного в расписные сани,

Кому хочется плясать, выходите сами.

Приложение 2. Хороводная песня «Ах вы, сени»

    Ах вы, сени мои,

    сени новые мои

    Сени новые, кленовые,

    Решётчатые.

    Выходила молода

    За новые ворота

    За новые, кленовые.

    Решётчатые.

    Выпускала сокола

    Со правого рукава,

    На полёте-то соколику

    Наказывала.

    Ты лети, лети, соколик

    Высоко и далеко.

    И высоко и далеко

    На родиму сторону.

    И высоко и далёко

    На родиму сторону

    На родимой на сторонке

    Родный батюшка живёт.

  1. Приложение 3. Сценка «В гостях у Машеньки»

    Ведущий . Вот красивый дом резной,

    А карниз-то расписной,

    Ворота тесовые,

    А столбы дубовые.

    В доме Машенька живёт,

    И гостей сегодня ждёт.

    Так и пышет самовар,

    Над столом клубится пар.

    Маша блинчики печёт,

    Маша песенки поёт.

    Вот и Мишенька идёт,

    Балалаечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Балалаечкой побрякивает.

    Миша. Я на ярмарку ходил

    Балалаечку купил

    К Маше в гости поспешу,

    Балалайку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша.

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот Алёшенька идёт

    Да трещоточку несёт.

    Вдоль по улице пошагивает,

    Да трещоточкой побрякивает.

    Алёша. Я на ярмарку ходил,

    Да трещоточку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Да трещотку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот и Сашенька идёт,

    Погремушечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Погремушечкой побрякивает.

    Саша. Я на ярмарку ходил,

    Погремушечку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Погремушку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Маша. Вам понравился чаёк?

    Мальчики. Очень вкусный был медок.

    Маша. А теперь прошу народ в развесёлый хоровод.

  2. Приложение 4. Песня «Блины»

    Мы давно блины не ели,

    Мы блиночков захотели.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Кадки новы растворили.

    Два часа блины ходили.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Растворили на дрожжах,

    Не удержишь на вожжах.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Моя родная сестрица-

    Печь блины – то мастерица

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Напекла она поесть-

    Сотен пять, наверно, есть.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    На поднос блины кладёт.

    И сама на стол несёт.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Гости, будьте же здоровы,

    Вот блины уже готовы.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

  1. Приложение 5. Песня-игра «Марома моя, Маромушка»

    Дети. Марома моя, Маромушка,

    Раскудрявая головушка.

    У Маромушки кисель, да блины,

    У хозяюшки горячи пироги.

    Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Куделечку пряду!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома . Клубочки мотаю.

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вязаньеце вяжу!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Плачу! Пальчик наколола!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вас ловлю.

  2. Приложение 6. Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

    Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

    Девочки . Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

    Мальчики. Бояре, мы невест смотреть, Молодые, мы невест смотреть.

    Девочки. Бояре, покажите женихов! Молодые, покажите женихов!

    Мальчики . Бояре, а вот мы женики. Молодые, а вот мы женихи.

    Девочки . Бояре, покажите кушаки, Молодые, покажите кушаки.

    Мальчики . Бояре, да вот наши кушаки, молодые, да вот наши кушаки.

    Девочки. Бояре, покажите сапоги, молодые, покажите сапоги.

    Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги, молодые, да вот наши сапоги.

    Девочки. Бояре, покажите колпаки, молодые, покажите колпаки.

    Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки, молодые, мы забыли колпаки.

    Девочки. Бояре, выбирайте невест, молодые, выбирайте невест.

    Мальчики . Бояре, у вас все хороши, молодые, у вас все хороши.

    Девочки . А мы сами себе кавалеров выберем.

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы.
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!»

Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, воспитателям, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации развлечений и досугов с детьми 6-7 лет.
Историческая справка: Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни, и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи:
Обучающие:

Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность;
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
Беседа с воспитанниками о традиционном праздновании Масленицы.
Беседа на тему «Родственники. Кто, кому, кем приходится…».
Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
Разучивание песен, русских народных игр, хороводов, поговорок, закличек о весне, стихов о масленице.
Оборудование и оформление зала: Все участники развлечения – в русских народных костюмах. Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки.


Словарная работа:
Глашатай - вестник, объявлявший народу официальные известия.
Скоморох - человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
Масленица - масляная неделя, сырная неделя, предшествующая великому посту. Весенний праздник у славянских народов.
Сырная седмица это неделя, которая среди славян обязательно отмечается блинами. Это соответствует особенностям национального благочестия.
Теща - мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака, возможно, произошло от глагола «утешить».
Зять - муж дочери, муж сестры.
Золовка - сестра мужа.
Действующие лица:
Хозяйка, бабушка Настасья - в народном костюме (воспитатель);
Дети (в русских народных костюмах);
Глашатай (ребенок или взрослый);
Масленица (ребенок или взрослый);
Скоморохи (четыре мальчика);
Весна (ребенок или взрослый).

Ход развлечения:

(Участники развлечения выходят в русских народных костюмах, зал стилизован под деревенскую улицу: изгородь с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные птицами; колодец возле дома; пенечки, дети рассаживаются на скамейки).
Бабушка Настасья (в центре зала, рядом с ней - помощник, глашатай):
Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас, с Масленицей! С давних пор на Руси празднуется Масленица годовая, гостьюшка дорогая! Это проводы зимы. Люди верили что, празднуя Масленицу, они помогают одержать победу над Зимой. Поэтому и блины пекли, похожие на солнышко. И пели, и плясали, и с горы катались.


Праздновали Масленицу семь дней, и каждому дню было дано свое название! В первый день народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. Все родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний!

Понедельник: «Встреча»


Глашатай:
Утро. Понедельник, наступает «Встреча»,
Яркие салазки с горочки летят,
Целый день веселье, наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят!
(Под русскую народную музыку в зал входят дети-скоморохи)
Первый скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Второй скоморох:
Наш праздник начинается,
Скучать здесь запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Третий скоморох:
Ой, как много здесь ребят!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да, погромче, пошумней,
Чтобы знал я всех детей!
(Дети хором называют свои имена)
Первый скоморох:
Ну-ка дети, все вставайте,
И со мною поиграйте!
(Проводит с детьми игру)

Русская народная игра «Большая карусель»


Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать слова стихотворения с движениями, реагировать на словесный и звуковой сигнал.
Оборудование: длинная палка, с привязанными к ней лентами.
Правила игры: В центре зала стоит ведущий. В руках он держит палку, с привязанными к ней ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – стоит ребенок с бубном «музыкант».
Ход игры: Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели!
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» . Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

Вторник – «Заигрыши»

Бабушка Настасья: Почему второй день празднования Масленицы назывался «Заигрыши»?! И это неспроста, во вторник парни приглашали девушек покататься на ледяных горках, да на расписных санях, отведать блинов вкусных. А на самом деле - молодежь заигрывала друг с другом, парни подмигивали девчонкам, а те обсуждали стайками понравившихся молодцов.
Глашатай:
«Заигрыш» беспечный, вторника отрада!
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Бабушка Настасья: А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь!
Вот и нам пора позвать Масленицу-боярыню!
(Дети встают в хоровод, танцуют, зовут Масленицу)

Хоровод «Масленица»

Слова Н. Гордановской,
Музыка Г. Грошкова
Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
(Выходит Масленица, предлагает детям занять свои места)


Масленица:
Я, масленица краснощекая,
Встречайте меня, громко хлопая!
С играми, да с пением,
С хорошим настроением!

Среда – «Лакомка»


Бабушка Настасья: Третий день празднования Масленицы традиционно называли «Лакомкой». В третий день Масленицы любимая теща (мамина мама), со всеми своими любимыми родственничками приглашала своего любимого зятька в гости, кормила его своими фирменными блинами - в общем, зять и теща в этот день наводил между собой мосты взаимопонимания.
Глашатай:
Тут среда подходит - «Лакомкой» зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи,
Кулебяки, сырники - все им удается
Пироги и блинчики - все на стол мечи!
Масленица:
Спасибо вам, детки, за песню! А я для вас приготовила загадки! Загадки не простые, а масленичные!
Загадки:
1. Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня! (тесто).
2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег,
ешь да пей, да гостям налей, и коту не пожалей! (молоко).
3. Лоснятся у него бока, он сотворен из молока,
в нем бывает много дыр, все мы очень любим (сыр).
4. Белая бочка, нет на ней ни сучочка,
может разбиться, а может свариться (яйцо).
5. Растопили мы снежок, показался там лужок,
лес проснулся ото сна, это к нам пришла (весна).
6. С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте,
с пылу с жару из печи, все румяны, горячи (блины).

Четверг – «Разгул»


Бабушка Настасья: Именно с четверга начинается празднование Масленицы - Широкого Разгула. Именно с четвертого дня Масленицы народ пускался в настоящий разгул на широкую ногу. Тут тебе и пир с блинами, и красно-черной икрой горой; и пышные народные гуляния-маскарады; и выяснения, кто самый сильный на селе в кулачных боях; и разные смешные состязания; и заигрывания парней с девушками!
Глашатай:
А в четверг - раздольный «Разгуляй» приходит,
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек - суженых своих!
Второй скоморох:
Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод,
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза «Эх»,
Победит, наверное, смех!
(Дети делятся на две команды, встают в середину зала, а между ними – канат)

Русская забава: «Перетягивание каната»


Цель: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Оборудование: канат.
Правила игры: Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию, побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу.

Русская народная хороводная игра «Кострома»


Цель: развитие чувства ритма и музыкального слуха; совершенствование двигательных навыков (от медленного шага до бега); знакомство детей с древними традициями и обычаями.
Правила игры: Выбирается вода – «Кострома» . Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки, и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» .
Ход игры:
Дети:
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой» (игра повторяется 2-3 раза) .

Пятница – «Тещины Вечерки»


Бабушка Настасья: Пятый день праздника Масленицы назывался «Тещины Вечерки», это был ответный визит тещи (бабушки) к любимому зятю, на блины, только приготовленные дочкой. Причем теща приходила в гости к зятьку не одна, а со всеми многочисленными родственниками и друзьями.
Глашатай:
Ой, ты, тещенька душа, для зятька родного
Ты советов наготовишь, только, чур, немного!
Будь сегодня подобрей, будь не очень строгой,
И отплатит он блинами, медом и любовью.
С четверга зятья пекут, аж до поздней ночи,
Очень вкусные блины для любимой тещи.
Целый год ходил он к ней на блины-вареники,
Проявить ему черед к теще уважение!
Масленица: Гости, дорогие! Хочу с вами поиграть, вопросы Вам позадавать!!

«Блинная викторина» для родителей:

1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица , Рождество, Новый год) (Другие ее названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха) ;
2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце , луну, звезды, планеты);
3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой);
4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припеком , с подоплекой, с присказкой);
5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи , галушки, клецки);
6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные , стеганые, вышитые; безразмерные).
7. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет» (полено, стекло, брюхо , голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
8. Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил , медведь).
9. Назовите автора этих стихотворных строк?
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.
(А. Пушкин , Н. Некрасов, В. Высоцкий, В. Маяковский), (Это строки из Пушкинского стихотворения «Моя родословная»).
10. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка , Иван-дурак, Емеля)
11. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксеров , лыжников, фехтовальщиков, саночников), (Это легкие тренировочные перчатки боксеров.) ;
12. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга , молот), (Это металлические диски.)
13. В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской , Тамбовской, Воронежской, Ивановской).


Памятник блину!

Суббота – «Золовкины посиделки»


Бабушка Настасья: Шестой день празднования Масленицы приходился на субботу и назывался «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия, чтобы молодая жена дарила сестрам мужа какие-нибудь полезные подарки. Ну, теперь все вспомнили, кто такая золовка!
Глашатай:
Близится суббота, «Золовки угощенье»,
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Третий скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Веселиться начинайте!

Русская народная игра «Хоровод с платком»

Цель: формирование быстроты, выносливости, силы.
Правила игры: Дети встают в круг, держась за руки. Водят хоровод. Масленица - в центре круга, произносит слова:
А я масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
На плече платок лежит, кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмет и весну к нам позовет!
Дети произносят закличку:
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Все останавливаются, и Масленица встает напротив двух детей, указывая платком на них. Они встают спиной друг к другу, и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто прибежит первым и возьмет платок из рук Масленицы - победитель. (Игра повторяется несколько раз)

Воскресенье – «Прощеное воскресенье»


Бабушка Настасья: Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, вместе со сжиганием чучела считалось, что сжигалась сама смерть и Зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия. В последний день Масленицы, который еще называли «Прощеное Воскресение», каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые попросят у него прощения за причиненные ему прошлые обиды со словами - «Пусть Бог простит, а я прощаю...».


Глашатай:
Никто не забывает в последний день зимы,
Сказать любимым людям целебное -

«прости»!

Всего одно лишь слово, а сколько в нем святого,
Весеннего и чистого, так нужного, простого,
Последний день, и пост наступит на земле,
Лишь с чистою душой, придем опять к весне!
Дети рассказывают масленичные заклички:
(
1. Масленица, масленица!
Блин по небу катится.
Солнышко разлаписто,
Что котенок ластится.
2. Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
3. Масленица, масленица
Хороводом дразнится!
Блин в сметане с маслицем
Ждет, кому достанется.
4. Ах, блины с икоркой
Главные, конечно.
Рюмку выпьем горькой,
Запоем беспечно.
5. Весело, весело!
Эх, разгул широкий!
Солнце ноги свесило
Прямо в снег глубокий.
6. Масленица, масленица,
Томная глазунья …
Жаль, соломой спалится
Над костром, шалунья.
7. В масленицу, в масленицу
Знатно угощенье!
Всех прости, кто дразнится
И тебе - прощенье!
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Дети: «да-а-а!»
Масленица: Вы блиночков захотели?
Дети: «да-а-а!»
(Сюрпризный момент: под русскую народную мелодию выходит Весна с угощением!)
Весна:
Да как же без блинков румяных!
И горячих долгожданных,
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!


(Родители, дети, гости – все встают в хоровод)

Хоровод «Ой блины, блины, блины…»

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
4. Напекла она поесть.
Штук пятьсот, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
5. На поднос она кладет
И к столу сама несет.Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа

Цель праздника : Приобщение школьников к народным традициям – праздникам и обрядам.

Подготовка праздника:

1. Разучивание закличек, песен, считалок, пословиц о Масленице.
2. Подготовка костюмов.
3. Выставка рисунков по сюжетам праздника.
4 Мультимидийная презентация «Народные православные праздники и

На фоне музыки (звучит народная песня «Здравствуй, Масленица дорогая.» выходят двое ведущих в народных костюмах.

1. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Начну нашу встречу с загадки:
Расчудесный праздник русский
Есть в преддверии весны!
Этот праздник очень вкусный,
Каждый дом печёт…
Дети: Блины! Масленица!
2. Ведущая: Конечно, блины, масленица. Это один из древнейших обрядовых праздников наших предков. О чём же говорит этот праздник?
Дети: Праздник проводов зимы и встречи весны.
Ведущая: Это весёлый, шумный праздник. По приданию считали масленицу предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Существовало поверье: если не потешаться в широкую масленицу – значит, год жить в невзгодах. Народ масленицу называл ласково: ясочка, касаточка, широкая, сырная неделя. Праздник связан с культом зарождения солнца.
Дети поют закличку: Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки сидят на запечки,
Лепёшки валяют тебя поджидают.
Ведущая: Что является символом Масленицы?
Дети: Блин, сжигание чучела, игры, веселье.
Ведущая: Что символизирует блин?
Дети: Солнце!
Ведущая: Раньше наши предки поклонялись богу солнца «Яриле». Очевидно именно символом солнца является горячий круглый блин. Блины готовили с различными начинками какими?
Дети: Маслом, сметаной, мёдом, икрой, вареньем…
Ведущая: В старину первый блин отдавали бедным людям на помин усопших близких. Праздник Масленицы делится на семь дней. Чем же объеденялись все эти дни? А в народе так говорили «есть до икоты, петь до хрипоты, кричать до надсаду, плясать до упаду! »А какие поговорки знаете про Масленицу?
Дети:» Не жизнь, а масленица», »Не всё коту масленица», »Масленица идёт, блин да мёд несёт», » Без блинов нет и Масленицы».
Ведущая: Каждый день Масленицы имеет своё название, назовите.
Дети: Понедельник – «Встреча», народ встречал Масленицу.
1 молодец: Масленица покажись,
Ты на праздник к нам явись!
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
На горе кататься, да в блинах поваляться!
1 девица: Всю неделю мы не пряли, масленицу дожидали,
В гости зазывали, на горе её встречали,
Снежком гору посыпали, на саночках раскатали –
Будь горушка ледяная, приходи, масленица дорогая!
2 девица: Ой, Масленица, Просковея, приходи к нам поскорее!
Ой, масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
С варениками, с блинами, с мягкими пирогами,
С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!
Ведущая: Вот такие песни распевали дети, парни, девчата брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Понедельник ещё называли «детской Масленицей: дети делали куклы из мочала, вешали её на окно, или ставили на подоконник и обязательно ходили по домам гурьбою и кричали: «Подайте Масленицу, на Великий пост!».
Трынцы– брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее!
Трын – брынца, подайте блинца! Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это на место высокое, хворосту натаскают и костёр зажигают. Такой костёр называли «масленкой». Вот и второй день настал назовите как называется? Дети: Вторник – «Заигрышем» величают?
. В этот день начинались развлечения: по улицам гуляли ряженые, водили хороводы, в балаганах давали кукольные представления.
2 молодец: Веселись честной народ, вот и вторник настаёт.
Вторник – «заигрыш» у нас!
Вот веселью самый час!
(звучит музыка, ребята выходят на пляску – исполняются свободные плясовые движения: притопы, моталочки, ковырялочки, присядки в разных вариантах).
Ведущая: С утра приглашались девицы, молодцы покататься на санках с горок, поесть блинов, проехать на лошадях, воздвигались снежные городки. А самым любимым делом детворы на Масленицу – кататься на корёжках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корёжки заменяли санки, салазки. Для катания на корёжках выстраивались на крутом берегу. У такой катушки «разбег» был до трёхсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми компаниями. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
3 девица: Третий день Масленицы – «Лакомка».
Эх, среда – лакомка, пришла к общей радости!
Объедаться будем сладостями!
3 молодец: На масленой недели, из печи блины летели,
С пылу, с жару блинки, все румяны, горячи!
Ведущая: В этот день блины пеклись в каждом доме и всякие: пшеничные, овсяные, гречневые, ячневые, из кислого и пресного теста. Народ говорил: «Блин не клин, брюха не распорет». Дети поют песню «Блиночки».
Ведущая: Четвёртый день Масленицы – «Широкий четверг» - «разгуляй – четверток».
Зазывалы: (двое ребят) Тары – бары, растабары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
В игры разные играть!
Ведущая: В этот день гуляли до самого вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на « кулачки» - кулачные бои. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «стенка на стенку», лазили на столб за подарками. Пятый день Масленицы – «тёщины вечёрки» - гостевой день. В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Шестой день Масленицы – суббота – «золовкины посиделки». Кто такая золовка? (если у вашего папы есть сестра родная, то вам она тётя, а вашей маме она золовка), так что в этот день все родные ходили друг к другу в гости. В этот день дети строили на реках, прудах, или полях снежные городки с башнями и воротами, потом делились на две группы. Одна группа охраняла городок, а вторая должна была взять его силой. Последний седьмой день Масленицы – «Прощёное» воскресение – проводы, целовник. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сними с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». За вины свои, за обиды наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, сделать лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставляли. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Ребята, давайте попросим друг у друга прощения. (все друг у друга просят прощения).
Ещё этот день называли «Развесёлая масленица». Гуляли всем селом, масленицу провожали, встречали приход весны, повсюду лепили «Снежную бабу». В какие же игры играли на Масленичной недели? Например: «Ленок» участники прыгают в длину, Кто дальше прыгнет, у того лён длиннее вырастит.
Игра «За блинок скорей держись, да, смотри не обожгись!» (дети в кругу передают друг другу блинок (картонный) так как будто он горячий, подкидывая. У кого он упадёт, тот выходит из игры. Игра длится пока не останется один игрок) или по кругу бросают мяч – кому попал, тот говорит слово, связанное с масленицей)
4 молодец: Идёт матушка – весна, отворяй ворота!
Первым март пришёл, всех гостей привёл.
Солнышко припечёт, да ручей потечёт!
Игра «Ручеёк», «Кошки – мышки»,
Ведущая: Молодцы, ребята, весело играли, вот в такие игры играли на Масленицу, а в последний день Масленицы сжигали чучело с песнями и прибаутками, для чего сжигали чучело?
4 девица: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы птички пели, травка зеленела.
Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Ведущая: После обеда – собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост, который длился 7 недель. Первый понедельник после Масленицы назывался Чистым понедельником. Люди очищались от грехов, мылись в бане, парили посуду, наводили полный порядок в доме. Начинался пост.
Вот мы и вспомнили, как на Руси отмечали Масленицу. Теперь будем ждать очередных праздников, которые сохранили до нас наши предки!
Сценарий праздника подготовила и провела педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 Л.В. Мамаева.

Музыкальный кружок, направленный на изучение детьми младшего школьного возраста истоков народного фольклора, предполагающий последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, имеющий художественно – эстетическое направление, организация культурного досуга детей вне уроков и развитие творческих способностей младших школьников.

План мероприятия

Ход мероприятия

1. Обычаи и традиции праздника Масленица

Играет песня «Валенки»

1-я ведущая.

Здравствуйте, люди добрые! Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!

2-я ведущая.

Добрый день вам господа! Благодарю вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить. Еще у древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая касаточка.

1-я ведущая.

Праздник Масленицы длится 7 дней, каждый из которых имеет своё название и определение.

Понедельник – Встреча Масленицы

2-я ведущая

В этот день ставили ярмарочные балаганы, карусели, качели, заливали ледяные горки, строили снежный городок, как последний опыт зимы. Защита, осада, взятие городка означало крушение зимы, победа весны. Девушки шили чучело зимы Марену. Делали её из соломы, рядили в женскую одежду, привязывали косу изо льна, разрисовывали лицо, называли по имени – отчеству Авдотьей Изотьевной…

1-я ведущая.

Но где же она, наша Масленица?

Две помощницы выносят чучело Масленицы,

2-я ведущая

Косточки у ней перепелиные,

И тельце грешневое,

Уста сахарные!

Тридцати она братьям сестра,

Сорока бабушкам внучка,

Трех материна дочка,

И шелковая на ней сорочка,

Сафьяновые сапожки,

Царские сапожки.

Вот какая красавица наша Масленица.

1-я ведущая

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

1-я ведущая.

Объявляем Конкурс «Маслёнка»

(Выставляются на конкурс куколки (маленькие чучела Масленицы)….

1-я ведущая

Вторник – Заигрыш

2-я ведущая

Со вторника начинались разного рода развлечения: катание на санях, тройках, обледенелых горках. Девушки катались на качелях, играли в снежки. Начинались масленичные гуляния.

1-я ведущая.

Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В народе говорили: "Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника - обжорство. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

«Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорее приехала она,

Честная, веселая, широкая боярыня!»

2-я ведущая.

Масляная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.

А вот как раньше пекли блины

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

Выходят 5 девушек-хозяек.

1-я хозяйка .

Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц.

Месяц ты месяц,

Золотые рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару.

2-я хозяйка .

А я пойду вечером готовить тесто к речке.

3-я хозяйка .

А я к колодцу.

4-я хозяйка.

Я пойду к озеру и буду ждать, когда появятся на небе звезды.

5-я хозяйка .

Я первый блин вынесу на двор и положу на землю в дар Весне, чтобы солнце скорее пригревало поля.

Все хозяйки поют песню.

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Разносят блины гостям.

Один из гостей.

Прощай, Зима, холодная,

Приходи, Лето красное!

Соху мне, борону -

Я пахать пойду!

2-я ведущая.

Объявляется Конкурс «Выпечка блинов»

(Выставляются на конкурс блюда с блинами)

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

1-я ведущая.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил к тёще на блины

Стук в дверь. Входят теща с зятем.

Зять. - Обожаю свою тещу, загляну к ней в среду, там уж блинчики поспели с водочкой к обеду! Масленица – славный праздник, тишь да примирение, теща зятю наливает, всем на удивление!

2-я ведущая Так обычно приговаривали зятья, входя в дом к теще.

Теща (угощает зятя блинами, приговаривая).

Теша для зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубля,

Лучку да мачку на семь рублей,

Маслица с яйцом на восемь рублей.

Думала теща - семерым пирог не съесть!

А зятюшка сел - да с присеста и съел.

Теща прогоняет зятя веником.

1-я ведущая

Четверг – широкий разгул

2-я ведущая

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

1-я ведущая

Частушки

Выходит хор. Играет музыка - Частушки

ВСЕ

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

2. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –

Можно съесть и лишнего.

4. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6. А у тещи, вот беда,

Не осталось ни блина.

Значит, счастье есть на свете -

Будет жив ее зять Петя.

7. .Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

8. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

9..На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

10.У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

11.Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

12.Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

13.Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

ВСЕ

14.Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

2-я ведущая

Пятница – Тёщины вечёрки

1-я ведущая

В среду зятья ходили к тещам на блины, а сегодня, наоборот, в гости должны приходить тещи, а зять должен сам угостить блинами тёщу с тестем. Правда, обычай этот был весьма своеобразный. Курьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковороду, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто.

2-я ведущая

А теперь конкурс « Кто быстрее съест блин!». Условие конкурса: нужно съест блин без рук. Кто быстрее, тот и победитель. Приглашаем 6 участников.

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

2-я ведущая

Суббота – золовкины посиделки

1-я ведущая

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (золовка – сестра мужа). Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Невестка должна была одарить своих золовок подарками.

2-я ведущая

Последний день Масленицы – прощеное воскресенье.

1-я ведущая

Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». Кульминацией масленицы считается сжигание чучела Зимы и наступление весны. Куклу устанавливают в центре костровой площади и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая её за морозы и зимний голод, и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают.

1 ведущий:

А чтобы с зимушкой проститься,

напоследок надо порезвиться.

Расходитесь, детишки по игрищам,

Покажите всем свою силищу!

2-я ведущая

Дорогие гости! Приглашаем вас пройти на улицу для продолжения празднования Масленицы.

2. Забавы, игры и конкурсы на свежем воздухе

1-я ведущая.

Много игр и забав было во время веселой масленичной недели. Обычно это была игра в снежки или борьба за место на санках, нередко играли за взятие снежного городка, проводились кулачные бои.

2 -я ведущая .

Предлагаем поиграть в игру "Перетягивание каната"

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Правила игры: от каждой группы приглашаем по 5 человек, команды берутся за канат, стоя спиной друг к другу. Играем на ПОБЕДИТЕЛЯ! Из каждой пары команд, победитель переходит в следующий раунд, и так далее. Всем правила понятны?

1-я ведущая.

Начинаем! С лева команда…… С права команда…….. По свистку начинаем тянуть! Раз! Два! Три! (свисток свистит)

2 -я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (5 шт)

1-я ведущая

Скажите, а наши красавицы, молодушки желают поиграть в эту игру? (Если «да» продолжаем, «нет» переходим к следующей игре)

2 -я ведущая

Следующая Игра называется " Волк во рву"

Приглашаем 10 желающих. Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии (скакалки положить) на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк (волки). Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

1-я ведущая

1-я ведущая

Для следующей игры приглашаем самых сильных, самых выносливых, самых быстрых! Старинная русская игра «Третий лишний». ( Все желающие).

2 -я ведущая

Все делимся на пары и выстраиваемся в большое круг. Ведущий всегда находиться с наружи круга. Цель догнать «лишнего». А «Лишний» может бегать за пределами круга. И встать впереди любой пары. Третий лишний, который стоит с внешней стороны круга, должен быстро среагировать, и убежать от ведущего. Кого замаяли тот и вода!

1-я ведущая

Следующая игра «Передай варежку ». Приглашаем все желающих, и богатырей и красавиц! Две команды по 10 человек.

2 -я ведущая

Правила игры очень просты! Все игроки команды по очереди, надев варежку на руку, должены пробежать до «покрышки» и обратно. Передать варежку следующему игроку. Задача: пробежать всей команде как можно быстрее.

1-я ведущая

Команды готовы? На СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ!

1-я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (10 шт)

2 -я ведущая

Следующая игра " Три ноги" . Приглашаем 12 человек.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до
«покрышки» и обратно. Соревнуемся по 2 пары. На Победителя!

1-я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (2 шт)

2 -я ведущая

Поиграем в "Машу-растеряшу"

Все желающие становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разорвать цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает - выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.

(Играет очень веселая музыка) Russkaya_narodnaya_muzyka_dlya_zanyatiya или Narodnaya_Russkaya_dlya_razogreva_-_Russkaya_

1-я ведущая

Игра "Ручеек"

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в первозданном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводится под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Звучит. Золотое кольцо Течет ручей

Выносят Марену (поджигают)

1-я ведущая

Уходи, Зима холодная!

Приходи, лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!

2 ведущая: ( когда почти сгорит Марена)

А сегодня, к сожаленью,

Наше кончилось веселье.

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы

В честь румяной, именитой,

Нашей матушки Зимы!