Сценарий проводы зимы в деревне. Проводы зимы в начальной школе. Сценарий

Наталья Невинская
Сценарий массового народного гуляния «Проводы зимы»

Сценарий Масленицы на улице

Масленица (весеннее равноденствие 24 марта, при древнерусском родовом обществе) народный праздничный цикл , сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны . На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название.

Масленица - старинный русский праздник провода зимы - до сих пор любима и взрослыми, и детьми. Отмечается она широко, с размахом, целую неделю. В воскресенье на площадях устраиваются ярмарки, где можно отведать горячих блинов - символ этого праздника, посмотреть шуточные представления с участием ряженых, принять участие во всевозможных конкурсах.

Масленица - это веселые, радостные проводы зимы , ожидание долгожданного, близкого весеннего тепла, оживания и обновления природы. Поэтому блины, обязательный атрибут масленицы, имеют ритуальное значение : они принимаются, как частичка Солнца, которого ждет с нетерпением замерзшая земля. Румяные, круглые, горячие они символизируют солнце, которое с каждым днем греет все лучше и лучше, а дни становятся все длинее и длинее. А поедание блинов, по мнению предков, способствовало приумножению достатка и повышению плодородия.

Тема : Встреча весны

Идея : Природа циклична

«Зима весну пугает, да всё равно тает!»

Сверхзадача : У природы нет плохой погоды!

«У каждого месяца свои порядки!»

Конфликт : С одной стороны не желание зимы уходить , а с другой стороны не возможность изменить цикл природы.

Оформление мероприятия.

На площади села сцена (8x4 метра высотой 2 метра с лестницей и задником, на нем установлены 3 микрофон на стойках. На заднике вывешены символ Масленицы - Солнце. Вся площадь оформлена цветными шарами, флажками, декоративными цветами и т. п. В центре площади стоит чучело для сожжения (высота примерно 2.5 метра) вдоль площадки, напротив сцены , установлены столы (блинная, выставки декоративного прикладного искусства, мангал. В конце площади справа от сцены установлены снаряды для соревнований.

Столб, для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; брёвна для распила, пила двухручка, топор; санки 6шт.

Шесты (воротца) с наклонной перекладиной, на которых вывешены цветные (головные) платки, косынки на большой высоте; ходули 2 пары; 2 крепкие табуретки.

«ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ »

(Сценарий массового народного гуляния )

В установленное время к месту праздника собираются участники и гости. Звучат русские народные песни , и мелодии.

Действующие лица :

1. Скоморохи

2. Коробейники

3. Домнушка

(Под музыкальное оформление на сцену выбегают 2 скомороха, встают к микрофонам, зазывают народ )

Экспозиции

1 Скоморох : Слушай, добрый люд, скоморошью речь!

К нам на праздник собирайтесь,

Веселитесь, развлекайтесь!

2 Скоморох : Мы гулянье сейчас начать должны,

Кличем всех, всех, всех!

На Проводы Русской Зимы !

(Народ собирается около сцены )

1 Скоморох : Поторапливайтесь! Поторапливайтесь!

Мы зовем к себе всех!

Кто любит веселье и смех!

Проводить Русскую Зиму нужно !

Весело! Достойно! Дружно!

2 Скоморох : Начинаем! Начинаем! Начинаем праздник мы!

В честь румяной, именитой,

В звонких песнях не забытой…

Вместе : Русской Матушки-Зимы !

(Вдруг скоморохи прислушиваются, оглядываются) .

1 Скоморох : Эй, гуляй ! И тут, и там, слышь-ка поют!

2 Скоморох : Где поют?

1 Скоморох : Да сюда, на сцену идут !

(Из толпы с напевами выходят на сцену сельский хор , исполняют песню : «Ой, зимушка!» , скоморохи отходят на задний план по сторонам, во время песни приплясывают. Хор исполнив песню сходят со сцены , скоморохи выходят в центр к микрофонам)

2 Скоморох : Хорошо спели, в самом деле! Таланты свои, не чужие, голоса – золотые!

1 Скоморох : Спешите скорей! Спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

2 Скоморох : Будем праздновать сполна, со старанием!

Нынче в нашем селе весна очень ранняя!

(Скоморохи отходят по разные стороны сцены . Звучит торжественная музыка. На сцену выходят Коробейники , становятся в центр к микрофонам).

1Коробейник

2 Коробейник : Всем! Всем! Всем!

1 Коробейник : Люди! Велено до Вас донести сейчас указ, заготовленный самой нашей Матушкой-Зимой!

2 Коробейник : Каждый год, числа сего, как гласит указчик,

Будь то город аль село – выходи на праздник!

1 Коробейник : Проводить ее Вам нужно :

Весело и дружно!

2 Коробейник : На празднике нашем железный закон :

хмурым, угрюмым – вход воспрещен!

1 Коробейник : Всем без исключения! В целях веселого времяпрепровождения ! Независимо от возраста и служебного положения! Все важное и грустное да завтра забыть, самому веселиться и других веселить!

2 Коробейник : В программе праздника : песни и пляски, карусель, снежки, частушки, катание и веселое гуляние !

1 Коробейник : Собирайся стар и млад на встречу : «Добро пожаловать, Зима!»

2 Коробейник : Зима проститься нынче с вами –

Весна-красна к нам прибывает!

(Коробейники спускаются со сцены , всё остальное время они работают по всей площади, общаясь с народом подходя к людям предлагая на листочках написать, всё плохое от чего в этом году хотели бы избавиться. Для этого у них в лотках заготовлены листы с бумагой и карандашами. Скоморохи выходят в центр сцены к микрофонам ).

1 Скоморох : (всматривается в левую сторону площади вдаль) :

Внимание! Внимание! Внимание!

Сейчас сюда прибудет Матушка-Зима!

2 Скоморох : (всматривается в правую сторону площади вдаль) :

А там топя снег и лед!

Весна-красавица идет!

1 Скоморох : Нам сейчас успеть всем нужно,

и сплясать, и песни спеть!

2 Скоморох : Съесть корзину пирогов,

да с три короба блинов!

1 Скоморох : В чем же дело? Вон печь – айда блины печь! (указывает на противоположную сторону, где расположена блинная, там хозяйка Домнушка).

2 Скоморох : Ах ты, Домнушка – красно солнышко,

вставай с печи да загляни в печь.

(Домна встаёт и идёт в сторону сцены ) .

Вместе : Не пора ли блины печь?

(Домнушка поднемается на сцену . Встаёт к микрафону) .

Домнушка : А для че!

Скоморохи : Как для че!

1 Скоморох : Люд честной привели! (показывает)

Домнушка : Привели!

Скоморохи : Ты их весело встречай, да блинами угощай!

Домнушка : Угостить я всех вас рада,

Только дров добыть мне надо!

2 Скоморох : Что тут делать? Как тут быть?

Вместе : Как нам печку истопить!

1 Скоморох : Ну, это дело поправимое!

Эге-гей! Народ ! Посторонись! Да направо оглянись!

Прояви, народ , участье! Заготовить надо дров!

Кто из вас помочь готов? Распилить бревно на части?

А ну выходи и дрова заготовить помоги!

(Все спускаются с помоста, приглашают желающих и проводят соревнование : «Распили бревно» , «Колка дров» . Награждают победителей призами. В это время хор подходит к микрофонам, исполняет песни. Уходят. После награждения Домнушка поднимаются на сцену , скоморохи остаются с народом ).

Домнушка : Что ж, отличное полено! В печь полезет непременно!

Только дровни нужно передать истопникам

Трудно все же в одиночку!

Становись народ цепочкой ,

Веселее помогай,

К печке быстро передай!

(Скоморохи распределяют народ для передачи дров . Домнушка со сцены подбадривает участников, шутками и прибаутками. Идет передача дров к печке, Скоморохи складывают их около печи. Награждают активных помощников блинами).

Домнушка : А теперь народ , айда блины печь!

(Домна спускается и проводит конкурс блинопёков . Скоморохи победителей угощают блинами. Хор исполняет песни «Калачи» , «Матрёшки» , «Тюря – тюря» . Затем сдвигаются к заднику сцены . Домна и Скоморохи поднимаются на сцену к микрофонам ).

1 Скоморох : Ай, хозяйка! Ай да Домна!

Глянь – блинов гора огромна!

Все румяны да красивы!

Ну, хозяюшка, спасибо!

Домнушка : Это нашим участникам спасибо!

Все сильные ловкие, удалые, азарные.

А теперь пора и угостить народ !

(Звучит фонограмма – свист ветра с наложением текста Зимы )

Ой, вы кони мои резвые, ой, вы кони мои быстрые!

Через талые ручьи я из льда мосточек выстрою!

Уж потешусь я до слез с вьюгой шалою!

Скоро, скоро королева зима к вам пожалует!

Гей, залетные!

(Домнушка спускается к блинной. Скоморохи отходят по сторонам сцены . Хор выходит к микрофонам исполняют песню «Три белых коня» спускаются. На тройке лошадей на центральную площадь въезжает Зима. Скоморохи выходят к микрофонам)

1 Скоморох : Эге-гей! Спеши народ !

2Скоморох : Едет к нам Зима-красавица на призыв звенящих труб!

1 Скоморох : Ну что же, давайте ее по заслугам сегодня проводим , как старого друга!

(Зима поднимаются на помост, Скоморохи расступаются уступая центр сцены . Зима к центральному микрофону, Скоморохи по крайним микрофонам).

Зима : Здравствуйте, славные земляки!

Я скажу вам по секрету : нет площадки лучше этой!

Убралась она на диво, многолюдна, весела!

Не хочу я расставаться

А хочу я здесь остаться.

1 Скоморох : Погоди, Зима послушай!

2 Скоморох : Все ли твои по земле погуляли метели ?

Ветры да вьюги все сделали то, что хотели?

1 Скоморох : Снега ль ты вдоволь потратила на покрывало, в час, как проснется земля, чтоб напиться хватало?

Зима : Немало!

2 Скоморох : Доброй была ли, иль спуску ты всем не давала?

Много ль вокруг понастроила завалов?

Зима : Бывало!

1 Скоморох : Ну, а теперь мы весь честной народ спросим :

Снегу для лыжных прогулок хватало всегда?

Скована крепко была ли на реках вода?

Все ли довольны зимой иль не все?

Что же, пора и проститься тогда?

Скоморохи : Слава тебе Зимушка!

И подарок землян.

(Скоморохи спускаются со сцены , Зима стоит на краю. Выходят детский танцевальный коллектив. Исполняют танец : «Снежинки-икринки» , снежинки убегают, Зима встаёт в центр, Скоморохи поднимаются, встают по бокам от Зимы ).

Зима : Ох и славные снежинки!

Вижу любят все меня

А вы и скоморохи удалые

Рано меня отправляете.

Не налюбовался моими красотами народ

Их порадовать готова

Я до самого июня.

1 Скоморох : А как же твоя сестрица весна

Ведь время настало прейти к нам теплу

Зима : Тепла вы хотите?

Не будет тепла, завьюжу, заморожу!

Все дороги замету не доедет до вас моя сестрица!

2 Скоморох : Не боимся мы твоей стужи,

Справимся с твоей метелью и весну доставим

А ну честной народ , соберёмся с духом!

И покажем как согреться можно в стужу!

1 Скоморох : А ну молодчики покажем свою удаль,

Айда на игровое поле!

2 Скоморох : А ты Зима ступай за нами,

Да посмотри как мы справляемся со стужей!

развитие

(Зима со Скоморохами спускается. Звучит муз. заставка. На игровой поляне проводятся игры :, «Бой на брёвнах» . «Эстафета с санками» , «Санный поезд» . Награждают участников. Зима со Скоморохами поднимаются на сцену , следом вбегают Коробейники, встают к центральному микрофону. Зима по одну сторону, Скоморохи по другую).

1Коробейник : Весна просила передать, что

не согласна больше ждать!

2 Коробейник : Что выглядит отлично,

и скоро будет лично!

1 Коробейник : Уж тают горки ледяные…

2 Коробейник : Уже в проталинах полянки…

(Коробейники и скоморохи спускаются со сцены . Зима отходит в сторонку. На сцену вбегает детская танцевальная группа с танцем : «Ой, яви лися» , убегают. Скоморохи и Домнушка поднемаются на сцену , встают к микрофонам. Зима стоит так же в стороне, но немного выдвинувшись к переднику сцены ).

1 Скоморох : Ну Зима не удалось тебе заморозить люд частной

Знаем мы секрет от стужи, весело с азартом её преодолели.

Но не расстраивайся, встретимся с тобою в декабре.

Домнушка : Угощайся, Зима!

Вот блинчиков пара, ешьте – с пылу, с жару!

Зима : Ой, как быть, не знаю! Съем – а – вдруг растаю!

Не бывать тому отныне,

Буду с вами круглый год!

Домнушка : Ритуально съедение блина - во славу Весны и плодородия земли. Блины ведут начало от жертвенного хлеба древних язычников, а круг считался знаком Солнца. Сколько блинов напечешь, столько солнечных дней привлечешь. Дров с вами мы наготовили, блинов впрок напекли. Пора их кушать!

1 Скоморох : Эй, народ ! Бритые, усатые! Рыжие, бородатые!

2 Скоморох : Девочки-вострушки! Старушки-хлопотушки!

1 Скоморох : Всех зовем на конкурс : «Кто быстрее съест наш блин!»

Домнушка : Подходите все сюда кому надоела Зима, кто хочет поскорее тепла. Необходимо скушать блин на скорость, как только блин съеден, нужно громко крикнуть «Весна – красна пришла» .

Домнушка : Ай да молодцы, видно соскучились вы по матушке Весне!

Соскучились? Не слышу…. Все хором!

Народ : Да

(Скоморохи спускаются и провожают участников на сцену . Проводится конкурс по поедания блинов. Домнушка подбадривает участников, шутками прибаутками).

Домнушка : Гости милые, для вас

Напекла блинов сейчас,

Ешьте, не стесняйтесь,

Чаще улыбайтесь!

(После конкурса Зима встаёт к центральному микрофону, Домна и Скоморохи по сторонам от неё).

Домнушка : Ну Зима не совладать тебе с крепким духом людским,

Не заморозить русский народ !

2 Скоморох : Сильных, ловких, удалых. И схитрить ты тут не сможешь!

1 Скоморох : Разожжем огонь поярче, и растаешь от тепла.

2 Скоморох : Сударыня-масленица на снег – весна на порог.

Зима : Да с духом русского народа мне не совладать ! Только солнце высоко и его надо достать, а готовы ваши удальцы и молодцы, хорошо ли отдохнули за зиму, сил набрались?

Домнушка : Уж не сомневайся! И сама нас рассуди!

1 Скоморох : Внимание! Внимание! Внимание!

Продолжаем состязания!

2 Скоморох : Сегодня столб здесь стоит не зря, подойдем к нему друзья!

Домнушка : Самые ловкие, смелые – вперед!

Вас награда там ждет!

(Все спускаются и идут к столбу, на котором весят призы. Как только все призы сорваны, Зима и Домнушка поднимаются на сцену ).

Зима : Ну видимо сил за время моего правления набрались и готовы к трудным посевным работам. А мне пора на отдых!

Домнушка : Спасибо тебе Зимушка за белое пушистое покрывало для земли которым ты порадовала нас этой Зимой. За трескучие морозы, за праздничное убранство на праздник новогодний. Тебя мы любим, но всему своё время. Время настало Весне править. Да новых встреч!

Зима : Наша природа циклична и вступать с ней в спор неразумно. С вами расстаюсь я, но не прощаюсь. До скорых встреч! До свиданье!

(В это время уже подъехала тройка. Скоморохи помогают Зиме спуститься и провожают до саней . Зима уезжает. Скоморохи поднимаются на сцену встают по сторонам от Домну, она стоит у центрального микрофона).

1 Скоморох : Слышу – бубенец звенит!

2 Скоморох : Снег летит из-под копыт!

Домнушка : Идет матушка Весна! Отворяете ворота!

Заждались уж мы тебя!

1 Скоморох : Расступись, честной народ , публика желанная!

К нам Весна-краса идет, гостья долгожданная!

(Под музыкальное оформление на площадь въезжают нарядно украшенные сани, звенят колокольчики, в санях сидит Весна. Скоморохи подают ей руки и помогают сойти с саней. Поднимаются на помост. Весна встаёт к центральному микрофону, Скоморохи по одну сторону, Домна по другую).

Весна : Эй, уймитесь, вьюги да метели! Сочтены морозные деньки!

Вам кричу сквозь перезвон капели :

Здравствуйте, друзья и земляки!

Все : Здравствуй Весна!

Весна : Пусть на щеках румянится весенняя заря,

ведь девицей-красавицей меня зовут не зря!

Лучами солнца знойного снега я растоплю,

кругом ковры зеленые повсюду расстелю :

лесной весенней порослью украсится земля!

Ответьте, люди добрые, чем встретите меня!

Домнушка : От всего нашего народа просьба к тебе имеется : повели люду честному петь, плясать и веселиться в твоих владениях!

Весна : Помощники мои разлюбезные! Начинайте-ка игры затейные!

Время пришло, начинать пора!

Пусть веселиться народ и вся детвора !

Домнушка : Устроим смотрины песням старинным!

1 Скоморох : Будут песни вам известные, а также новые, интересные!

2 Скоморох : Эгей! Собирайся народ ! Много потех вас сегодня ждет!

Силу и ловкость проявляют здесь, до начала времени в обрез!

Домнушка : Кто мастак играть, плясать! Самым лучшим, удалым будет в праздничном финале сама Весна призы вручать!

1 Скоморох : Просто так и для утехи начинаются потехи!

2 Скоморох : Игры русские, игры массовые , спортивные!

Эй, народ ! Чего стоите, во все стороны глядите!

Домнушка : Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно!

Пропоем мы вам частушки, очень замечательно!

(Во время слов Домны на сцену поднимается гармонист, Весна отходит в сторону. Гармонист встаёт к центральному микрофону. Скоморохи и Домна по сторонам, поют по частушке и раскланиваются).

2 Скоморох : Ты живи, частушка всяко : под гармонь или дуду,

надо вам, народ , однако, спеть самим хотя б одну!

Домнушка : Объявляется конкурс частушечников!

(Скоморохи спускаются и провожают желающих на сцену . Проводится конкурс частушек , Весна с Домной награждают призами. После конкурса гармонист уходит. Весна занимает своё место в центре. Домна и Скоморохи около сцены ).

Весна : Благодарю всех от души, что так меня приветили,

Частушки больно хороши, не в бровь, а в глаз!

Заметили!

А теперь продолжим наше гулянье на игровом поле !

(Остальное действие переходит на игровую поляну) .

кульминация

Домна : Силачи, кто мне готов здесь надуть по 5 шаров

назовем для простоты : вас «Блины» , вас «Пироги» !

(Проводится конкурс «Кто быстрее надует шар?» , призы. Скоморохи помогают).

Весна : Силачи, а силачи! Это была разминка

Дам тому на калачи, кто покажет свою силу!

(Выносится на центр поляны гиря, вес 24 кг, помогают Коробейники) .

1 Скоморох : Эй, народ ! Спеши скорей! Ждет вас конкурс силачей1

2 Скоморох : Кто из вас ребята в силе? Пусть попробует поднять, и не раз, а 45!

Весна : От себя добавлю слово : я, Весна-красна, готова приз вручить богатырю! Начинайте! Я смотрю!

(Проводится конкурс гиревиков , Весна награждает победителя).

Домнушка : Прошу не расходиться! Продолжаем веселиться!

(В это время скоморохи выносят канат на игровую поляну и один конец бросает народу ).

Домнушка : Расскажите, что делать собираешься : а я понял!

Вот канат : он прочный очень!

Сильных, ловких, ну и прочих, приглашаем поиграть :

перетягивать канат!

(Объявляется конкурс «Перетягивание каната» )

1 Скоморох :Семь налево, семь направо, будет вам сейчас забава!

Домнушка : А ну, собирайте скорее команды!

Лишь тот, у кого мускул не вата,

побеждает в перетягивании каната!

2 Скоморох : Эй, Домнушка, становись на тот конец!

1 Скоморох : Коли, Васи, Миши, Феди! Вы к канату выходите!

Все хватайтесь дружно, тут уменье нужно!

Весна : Раз! Два! Три! Тяни!

(Проводится конкурс по перетягиванию каната. Весна судит.)

Весна : Забава для народа , победителям : призы!

1 Скоморох : Эй, народ ! Прошу внимания! Перед вами длинный шест!

Женихам соревнованье : снять платочек для невест!

2 Скоморох : Кто сумеет снять платок – добрым молодцем тот будет,

и в придачу он подарок от Весны-красны получит!

(Конкурс шестовиков на ходулях». Награждение.)

Домнушка : Ну-ка, кто под общий смех пройдет не по торной дороге, покажет ловкость, обгонит всех, в мешок запечатав ноги? (скоморохи готовят мешки)

Весна : Трудно пробежать без ног, ноги спрятаны в мешок, тот, кто пробежит быстрей, приз получит! Ну, скорей!

(Проводится конкурс «Бег в мешках» . Весна дает призы).

развязка

Домнушка : Пришла весна, теплее стало,

И чтобы пело все кругом :

Зажжем мы чучело сейчас!

1 Скоморох : Пойдем! Пойдем! Огонек разведем!

(Участники идут к месту сжигания чучела, там находится ответственный за безопасность. В это время хор поднимается на сцену и исполняют песни ).

2 Скоморох : Разжигайте пламя, люди! Подпалите чучело!

Домнушка : Вместе с ним сгорят проблемы, чтобы нас не мучили!

1 Коробейник : Гори в огне болезнь, нужда!

Пылай в огне печаль, нужда!

(Коробейники бросают в огонь записки собранные у народа ).

2 Коробейник : Разлетайся вместе с пеплом, не возвращайся никогда!

(Сжигание чучела. Во время сжигания чучела Домна и Скоморохи активизируют народ , выкрикивают заклички, громко кричат. После этого все участники поднимаются на сцену к микрофонам , хор отходит к заднику сцены . Все берут в руки шары, звучит тихая музыка).

Домнушка : Сегодня мы, друзья, на празднике своем

Зиму дружно проводили и весну приветили !

1 Скоморох : Поздравляем мы с Весной все людское племя!

2 Скоморох : Ты не везде еще видна!

Не все тобой согреты!

Домна : Но множатся твои, Весна, желанные приметы!

Весна : Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвой!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,

пора метелей злых и бурь опять…

Вместе : Надолго миновала!

Весна : Спасибо люди вам за все! И с вами мы прощаемся, здоровья, радости и сил…

Вместе : Пусть праздник продолжается!

(Музыка усиливается, участники подходят к краю сцены и выпускают в небо шары. Праздник заканчивается).

Дорогорский ЦКС Мезенского района

Село празднично украшено. В месте проведения праздника - яркие плакаты, стихотворные приветствия. Над торговыми рядами надписи: «Где оладьи - там и ладно!»,

«Где блины - там и мы!», «У нас съестное - рыбно да мясное!». Организована торговля блинами, пирогами, баранками. На столах дымятся самовары с красивыми заварочными чайниками сверху.

На территории, оформленной для проведения праздника, установлен ледяной столб, на самой верхушке его - призы. Место праздника украшено снежными фигурами, сделаны горки и снежная крепость.

Уже с 10 часов утра по селу проезжают «глашатаи» верхом на конях, появляются конные упряжки с ряжеными. «Глашатаи» ходят и на ходулях, зазывая народ на праздник:

Милости просим!

Будьте как дома!

Русскую зиму отпраздновать нужно Весело! Шумно! Задорно и дружно!

Ряженые и глашатаи приглашают всех к 11 часам на место проведения праздника. Глашатаи и скоморохи одеты ярко и необычно. На них вывернутые мехом наружу тулупы, на лицах - маски, в руках - колокольца, трещотки,рубеля (приспособление для глажения белья). Шумом и звоном они привлекают внимание людей:

Спешите все! Спешите все!

Зима вас ждет во всей красе!

Тому, кто сердцем молод,

Не страшен зимний холод!

Приглашаем всех, кто любит смех,

Кто умеет трудиться, плясать и веселиться!

Глашатаи ездят из конца в конец деревни, а к 11 часам все собираются на праздничной площадке. Жители села в нарядной одежде, некоторые в старинных нарядах - «шубейках», платах, бархатных, расшитых бисером повойниках с «кустышкамда.Ужевсе готово к встрече гостей. Звучат народные песни, идет торговля. Подъезжают и «тройки», пары лошадей, одиночные упряжки, запряженные в сани.

В 11 часов раздается звон колоколов (через трансляцию). Выходит Хозяйка праздника (она одета в старинный мезенский сарафан, с повязкой на голове).

Глашатаи

Эй, люди! Бегите, спешите, дивитесь!

Все на праздник зимы торопитесь!

В нынешний радостный солнечный день Забудьте скорее и скуку, и лень!

Коробейники

Идите на встречу Зимы и Весны!

Ждут вас горячие, с пылу, блины!

Хозяйка праздника

Люди! Велено до вас Довести сейчас указ,

Заготовленный самой Нашей матушкой Зимой!

Каждому гостю Во всем угодим!

Смеяться заставим,

Скучать не дадим!

Все (глашатаи, коробейники).

Начинаем!!!

Под звон колоколов на разряженной тройке приезжает Зима. Ее встречает Хозяйка праздника.

Здравствуйте, гости дорогие!

Рада вас видеть на празднике я!

Низкий поклон вам да ласка моя!

Дорогие друзья,

Ведь Весна сюда Скоро к нам придет!

Хозяйка праздника

Подведем же работы итоги:

Кто трудился зимой хорошо И какими большими делами Вновь прославлено наше село!

На тройке приезжает лучшая доярка совхоза «Дорогорский». Хозяйка праздника и Зима называют ее, преподносят памятную медаль, «грамотку» и в пояс кланяются ей за ее труд. Затем чествуют так же лучшего механизатора и тд

После чествования выступает фольклорная группа села Дорогорское (песни, хоровод, кадриль, «восьмера»), Снова ряженые зовут всех отведать блинов, чаю из самовара. Хозяйка праздника и ряженые приглашают зрителей и гостей праздника принять участие в играх.

1. Соревнование на санях с палками. (Хозяйка и ряженые ведут всех к месту проведения игры, там расставлены вешки «старт», «финиш».)

2. Соревнование по бегу в мешках. Мешки должны быть яркими, с нашитыми на них разноцветными заплатами.

Хозяйка праздника

Дорогие друзья! По старинному обычаю мы пригласили на праздник молодоженов. Молодые семьи в нашем селе - наше будущее, залог того, что село будет и дальше процветать. Сегодня на празднике почетными гостями стали молодые пары (называет имена и фамилии молодоженов - тех, кто стали мужем и женой в последний год).

Называя каждую пару, ряженые подводят к молодым тройку, и они совершают круг почета. Затем молодым вручают веселые «грамотки». Зима и ряженые объявляют выступление Кимженского фольклорного хора. После выступления хора вновь организуются игры.

3. Соревнование «Кто быстрей». Юноши берут сани, на них сажают девушек и наперегонки бегуг, везя за собой санки, до отметки «финиш». Приз получает первый.

4. Бег на ходулях наперегонки.

Зима и Хозяйка объявляют выступление Жердского фольклорного хора.

Хозяйка праздника

Дорогие гости! Сейчас пришло время встречать Весну. Давайте устроим соревнование - у кого силы больше: у Зимы или у Весны?

Ряженые приносят канат, одна половина которого - «весенняя», украшенная цветами, зеленью, а другая - «зимняя», белая. В перетягивании каната соревнуются околотки» села: Бор - Гора, Монастырщина - Петухово.

Победители встречают Весну. Раздается веселый колокольный перезвон. Появляется нарядная тройка, на ней Весна в сопровождении ряженых и участников фольклорных хоров. С песнями выходят они из саней и идут навстречу Зиме. Хозяйка встречает Весну хлебом-солью, подводит ее к Зиме.

Здравствуй, милая сестрица!

Я с тобой хочу проститься.

Принимай мои дела,

Чтоб спокойно я ушла.

Хозяйка праздника подводит к Зиме и Весне награжденных передовиков.

Это - люди золотые!

Их руками трудовыми Богатеет наш совхоз.

Им не страшен мой мороз!

Принимая эстафету,

Говорю спасибо вам,

Вашим доблестным рукам!!!

Хозяйка праздника, Весна, ряженые торжественно провожают Зиму на тройку, она уезжает.

Хозяйка праздника

А теперь, мои друзья,

Веселиться нам пора!

Приложение

Кто - на тройки,

Кто - на санки,

Кто - за чай да за баранки!

Хозяйка, Весна, ряженые приглашают всех принять участие в играх - бой мешками, набитыми соломой, двух «бойцов», сидящих на бревне, доставание приза со столба.

В игре «Снежный тир» (красочные мишени, которыми могут быть чучела, символизирующие «злость», «ненависть» «жадность», «пьянство») играющие соревнуются в меткости, бросая снежки.

Взятие снежного городка вели команда мальчиков и команда девочек Всех победителей игр награждали призами, поздравляли.

Праздник заканчивался проездом на тройках фольклорных коллективов, исполняющих веселые «масленичные» песни. Под шуточные песни сжигались на костре чучела - «мишени» снежного тира. Вечером в Доме культуры состоялся праздничный концерт, танцы.


Сохранились с дохристианского периода истории славянских народов. Масленицу или комоедицу, как называли гулянья еще в языческую эпоху, праздновали тогда на протяжении двух недель. Проводы зимы начинались за неделю до равноденствия и длились еще неделю спустя. Для наших предков этот праздник озарялся ожиданием тепла и обновлением жизненного цикла.

Один из масленичных дней в те времена назывался Медведев день и был основным в круговерти торжеств. Его образ ассоциировался с богатством Велеса и богом скота. В этот день наши предки-язычники разбрасывали на перепутье зерно, что символизировало воспоминание об усопших, прыгали через огонь, забавлялись разными играми, умывали лицо молодильной (талой) водой и устраивали торжества с блинами. Что характерно — первый блин относили к логову «бера». Так на Руси именовали медведя, отсюда пошло название берлога. В конце дня гуляющие сжигали чучело богини смерти Морены и расставаясь, били поклоны к полу, вымаливая у друг друга прощения.

Для народа время было прекрасным периодом. Считалось, что не празднующие обрекают себя на «горечь, беду и обречены на плохой жизненный путь». Захватывающей традицией и особой забавой на Масленицу считалось катание на санках с ледяных горок, большие костры, а самой обязательной деталью были блины - символ солнца.

В наше время Масленицу условно разделяют на две части: Узкая Масленица, складывающаяся из первых трех дней недели и Широкая Масленица, куда входят четверг, пятница и выходные дни.

В период Узкой Масленицы работы по хозяйству не прекращали, а с наступлением Широкой — начиналось настоящее гулянье. Традиции Масленицы таковы, что соответствуют свои обычаи и занятия.

Понедельник первый день Масленицы - «Встреча» . День подготовки: заливались ледяные горки, устанавливали карусели. Ребятишки вязали соломенную куклу - Масленицу, разукрашивали ее, размещали на кол, а под вечер ходили с песнями по дворам. Старшие готовили блины, обдумывали как будут праздновать и кого из гостей позовут.

Вторник второй день - «Заигрыш» . Все обряды Масленицы объединялись со сватовством, чтобы молодые люди могли по окончанию поста играть свадьбы. Молодежь в этот день собиралась кататься на горках, посмаковать блинов и присмотреть жениха либо невесту. К Масленице обращались со словами: «Горы снежные готовы, блины напекли мы, просим пожаловать!».

Масленичная среда - «Лакомки» . Везде накрывались столы, а основное событие - посещение тещи зятем. Теща кормила зятя разными видами блинов, чтобы продемонстрировать исключительное расположение к нему.

Четверг - «Разгуляй» . В этот день стартовала Широкая Масленица, люди начинали праздновать на полную катушку. Все собирались на гулянья, затевались кулачные бои, строились снежные городки, организовывались катания на тройках и шумные пирушки. Люди, уставшие от зимней стужи, стремились к теплу и желали выплеснуть свои отрицательные эмоции.

В пятницу наступали «Тещины вечеринки» . По традиции, следовало ответное посещение тещей зятя. Причем, зять обязательно сам звал перед этим тещу на блины. Изготовлением их занималась его жена, являющаяся дочерью тещи. Все продукты и утварь для готовки блинов, тесть и теща отправляли из своего дома. Зять демонстрировал свое хорошее отношение к семье тещи.

В субботу - «Золовкины посиделки» . За обычаем, молодая невестка звала к себе золовку и родню мужа. В обязанности невестки входило не только накормить всех досыта, но также, подарить подарок золовке.

Воскресенье седьмой день - «Проводы» . Завершающий день Масленицы именуемый «Прощенным воскресеньем». Каждый человек стремился спросить извинения перед Великим постом за невольно нанесенные обиды. Вечер посвящался поминанию усопших. Также, устраивался костер в конце села, где палили

С каждым годом истинно русских праздников становится все меньше. Конечно, народ не обделяют и придумывают взамен старым - новые. Но все-таки отказ от истинно русских народных гуляний - это потеря наших корней. Чтобы не забывать о самом светлом сегодня мы расскажем вам интересные факты о Масленице.

Почему народное гуляние получила такое чудное название?

Начиная перечислять интересные факты о Масленице, нельзя не упомянуть об истории происхождения праздника. Мало кто знает, что до XVII века, в последнюю неделю февраля, люди устраивали языческие обряды. В это время народ отмечал весеннее равноденствие. Но с распространением христианства, праздник переименовали. Остались развлечения, хороводы и даже ритуал сожжения чучела.

А что же тогда привнесла церковь? Она привязала к Пасхе. Так что теперь праздник стал «плавающим» и напрямую зависящим от церкви. Священники поступили наилучшим образом, они руководствовались принципом: не можешь прекратить безумие, возглавь его. В последнюю неделю поста, христианам разрешили употреблять в пищу яйца и сливочное масло. Именно поэтому праздник и получил такое милое название - Масленица.

Что такое медвежьи забавы?

Благодаря чему за рубежом известно наше государство? Благодаря валенкам, платкам, водке и медведям. Поэтому следующий интересный факт о Масленице будет связан именно с мохнатыми животными.

Издревле на Руси была такая забава, которая называлась «медвежьи бои». Эти развлечения устраивали на Масленицу, так как к концу зимы животные просыпались. Кто же участвовал в медвежьих боях? Развлечение делилось на три типа:

    Травля. Медведя привязывали к железному шесту, установленному в центре площади. И на мохнатое животное натравляли собаку. Схватка считалась оконченной, когда падал медведь или когда умирала собака. Если лесной житель оказывался слишком живучим и бойким, на него натравляли собак до тех пор, пока он окончательно не выматывался.

    Бой с человеком. Это было народное развлечение, в котором бравые парни показывали свою сноровку и отвагу. Мужчина входил в загон к медведю, в качестве оружия у него была коряга. Схватка шла до победы. Если медведь убивал парня, то в драку вступал следующий доброволец.

    Цирковое выступление. Но с медведями не всегда вступали в противоборство. Иногда животных приручали, и тогда дрессированные звери показывали цирковые номера.

Откуда появилась традиция лазить на столб?

Всегда сопровождались разнообразными конкурсами, за которые давали призы. Одно из популярных и по сей день развлечений - это покорение ледяного столба.

Откуда пошла эта традиция? Из язычества. Раньше люди лазили на столб не за подарками, а за духовным просвещением. Считалось, что его достигнуть может только человек, тело и душа которого находятся в хорошей форме. Постепенно на столб стали вешать подарки - это были платки, шубы или валенки.

Сегодня на народном празднике Масленицы тоже находятся смельчаки, которые покоряют ледяной столб. Но подарки их ждут уже не на небе, а на земле. К вершине столба прикалывается бумажка, с изображением выигрыша, кто ее снимает, тот и получает презент.

Зачем сжигают чучело?

Народные гуляния на Масленицу проводятся целый день. И под вечер всегда сжигают чучело. Некоторые искренне считают, что жгут Масленицу, но это не так. Чучело символизирует зиму, которую люди и провожают.

Раньше была традиция, что все собравшиеся на площади ругали холода, голод и снегопады. Но они не забывали и благодарить зиму за снеговиков, веселые забавы и уютные вечера. После таких душеизлияний водились хороводы и устраивались танцы. И только потом чучело сжигалось. Этот ритуал устраивали в честь приходящей весны и этим же отдавали почести, надоевшей зиме. После того как кукла из соломы сгорала, молодежь прыгала через затухающий костер.

Сегодня чучело на Масленицу жгут скорее по привычке. Хотя все же многие чтят этот ритуал и создают кукол из сена самостоятельно.

Масленицу отмечают только в России?

Истинно славянский праздник пользуется популярностью и в других странах. В Дании перед началом Великого поста люди вместо блинов пекут сдобные булочки. Они начиняют их изюмом и цукатами. В качестве украшения выступает корица и сахарная пудра.

Интересным фактом о Масленице является то, что норвежцы тоже отдают предпочтение не блинам, а булочкам, а получают они их от соседей, причем очень оригинальным способом. За день до Масленицы изготавливается «масленичная ветка». Люди украшают березовую ветку перьями, цветами или ягодами. С таким орудием утром они идут по соседям и хлещут тех, кто спит. Считается, что «соня» «причащается» к страданиям Иисуса. Получив телесные наказания, хозяин дома должен накормить нежданных гостей сдобными булочками.

А вот американцы ничего не имеют против российского лакомства. На Масленицу они тоже выпекают блины. Причем едят их так же, в течение семи дней.

Какие рекорды люди устанавливали на Масленицу?

Славянский праздник всегда отмечался с размахом. В истории России значится Масленица 1777 г. В этом году у Екатерины II родился внук, и она гуляла на широкую ногу. За один день императрица подарила победителям уличных конкурсов 150 бриллиантов. Камни были настоящие, причем великолепной чистоты.

Энди Робель - повар из Австралии, смог изготовить стопку блинов в 76 см. На сегодняшний день это является рекордной высотой.

Доминик Куззакрэа смог сковородкой не только подбросить блин на высоту почти 10 метров, но и поймал его той же сковородкой.

Почему считается, что первый блин комом?

До появления христианства наши предки приносили дары и делали жертвоприношения не только духам, но и животным.

Масленица раньше носила название Комоедица. Ведь именно весной просыпались медведи, которых называли «комы». Для них пекли блины и относили в качестве подарков в лес. Таким образом, люди задабривали и духов, и медведей.

У хорошей хозяйки блины не подгорали, поэтому первое изделие было не комом, а «комам», то есть лесным обитателям.

Почему на Масленицу едят блины. Есть два объяснение. Одно из них гласит: блин похож на солнце, а Масленица - это праздник весны. А второй вариант более житейский: еды к началу весны не было, и для приготовления сдобных пирогов продуктов не хватало. А блины можно замешать из яиц, муки и воды.

На Масленицу вся молодежь деревни принимала участие в играх и забавах. Одной из них было катание на лошадях. Парни к Масленице покупали красивые сбруи, в сани и катали девушек по поселку.

Также были распространены игры во взятие снежных городков. Катание с ледяных гор тоже считалось забавой, которой отдавали почесть уходящей зиме.

До того как Масленица стала всенародным праздником, она считалась таинством посвященных. Люди встречались маленькими группками, просили у богов прихода весны, жгли ритуальные костры, пели песни и встречали рассвет. Все это происходило в день весеннего равноденствия.

Сегодня Масленица отсчитывается от светлого праздника Пасхи. Она празднуется за 58 дней. Длится Масленица неделю, и каждый ее день имеет свое значение. В понедельник наши предки изготавливали Во вторник наряжались и ходили по соседям. В среду во всех деревнях начинали печь блины. В четверг проходили кулачные бои. В пятницу на блины ходили к теще, а в субботу к золовке. В воскресенье было народное гулянье, где водили хороводы и сжигали чучело.

8 февраля 2010 года в России - начало Масленицы (Масленичной недели). Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

«Масленица - масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» - так разъяснял значение этого слова в XIX веке В.И. Даль.

Масленица - замечательный, веселый праздник, который хочется встретить на улице. Весна уже вступает в свои права, но пока это только календарная весна, на улице еще господствует зима.

«А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» - запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя.

Вторник: «Заигрыш»

День молодоженов. Парни высматривают себе невест, молодые семьи катаются с горок и зовут родных и знакомых на блины.

Среда: «Лакомка»

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники и чай. Считалось, что в Масленицу, а особенно на «лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло.

Пеклись и поедались блины с икрой, блины с овсяной мукой, блины с картошкой, блины с творогом. Ели эти блины, смазывая сметаной, коровьим маслом и медом. Наедались впрок, на весь будущий пост!

Воскресенье: «Прощеный день» - последний день Масленицы

Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели - заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело» и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: «Не проси молока, блинов, яичницы».

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение «козы» или «козла» (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».

В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед.

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Со следующего понедельника - в этом году 15 февраля - начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Поделитесь с нами своими поделками в кулинарии. Возможно, Ваши масленичные куклы обладают неповторимым колоритом и обаянием. Расскажите через фоторепортаж, как проходило празднование там, где Вы живёте. Покажите костюмы, которые Вы одеваете на масленичный маскарад.

Работы можно будет отправить на страницы раздела Масленица

Борис Кустодиев «Масленичное гулянье» 1919.

Масленичные обряды

Масленичный костер

Во время проводов Масленицы, в воскресенье, был обычай жечь костры. Костры зажигаются, чтобы отогнать от людей зло, неведомую и нечистую силу спутников зимы. Огонь помогает очиститься от грехов, снять болезни, порчу, сглаз. В то же время масленичный костер имитирует солнце. Он дает, по поверью, то, что дает людям настоящее солнце: тепло, силу земле, урожай хлебов, трав, плодов, умножение скота. На возвышенном месте за околицей деревни втыкали в землю длинный шест, на которое укрепляли масленичное колесо. Его обкладывали дровами, старыми корзинами, бочками, соломой, тряпками, а затем поджигали. Люди, пришедшие к костру, плясали, пели, старались перепрыгнуть через огонь. Пепел от сгоравшего костра разбрасывался по полям.