Сделать игрушку баба яга. Баба яга своими руками мастер-класс, сказочный персонаж. Кукла Баба-Яга из колготок своими руками

Материалы:

  • капроновые колготки
  • пластиковая бутылка
  • синтетический наполнитель
  • нитки в тон
  • кукольные глаза
  • проволока
  • джут, пряжа или искусственные волосы
  • ткань для одежды
  • декор — по желанию

Сделать милую и добрую Бабу Ягу? А почему бы и нет! Кукла не потребует дорогостоящих материалов, зато принесет тепло и уют в ваш дом.

Все что вам понадобится — пластиковая «фигуристая» бутылка, старые капроновые колготки, немного синтепона , да несколько лоскутов. Ну и конечно же желание творить и хорошее настроение.

Изготовление

Чтобы изготовить каркас для куклы, срежьте донышко у пластиковой бутылки.

Получившуюся деталь туловища оберните синтетическим наполнителем. У горлышка и «на талии» синтепон плотно утяните нитками.

С колготок срежьте один «чулок» и натяните его на бутылочный каркас.

Сформируйте лицо куклы. Для этого в нужное место вставьте комок синтетической ваты, из которого смоделируйте нос с помощи иглы и нити.

Затем свяжите верхнюю часть колготок и при помощи нити с иголкой создайте переносицу: протащите иглу параллельно пола и немного стяните нить.

Затем протащите иглу с ниткой на носу справа и слева перпендикулярно полу, формируя таким образом две ноздри.

После этого создаем у носа крылья: протащите иглу снова в те же отверстия, что и при формировании ноздрей, но с каждой стороны нужно затягивать петлю нити.

Сформируйте щечки и рот. Для этого под слой капрона вставьте еще комочки из синтетического наполнителя: немного по обеим сторонам от носа, немного на лоб и область подбородка.

Формирование рта: протащите иглу горизонтально и натяните нить. Рот не прошивается мелкими стежками.

Очень аккуратно с помощью иглы и нитки подтяните верхнюю губу.

Чтобы придать улыбку, сделайте стяжки на щеках.

Утяните подбородок, добиваясь желаемой формы.

Приклейте кукольные глазки. Для этого лучше воспользоваться клеевым пистолетом, чтобы пластик прочно держался на капроне.Можно использовать и клеи типа момент, но следить, чтобы они не растворили капрон.

Чтобы сформировать надбровья, так же проложите утягивающие стежки с боков и в районе переносицы.

На готовом лице сделайте макияж, прорисовав брови и губы и подкрасив щеки. Можно использовать акриловые краски по ткани или другие по желанию. Главное, чтобы макияж не расплылся и не испортил ткань.

Чтобы оформить голову, излишки ткани затолкайте в горлышко и закрепите.

Волосы можно приобрести специальные кукольные, или сделать их из льна, джута, либо пряжи. Пришейте волосы к голове по центру вокруг горлышка или формируя пробор. Длина и количество волос — по вашему желанию. Их можно уложить в высокую прическу, закрыв горлышко бутылки, заплести в косы или оставить распущенными.

Если волосы изготавливаются из Толстой пряжи или джутовой веревки, то нити можно расплести и волосы получатся более тонкие и волнистые.

Если вы планируете сделать Бабе Яге большой головной убор или плотно повязанный платок-чалму, то можно пришить по бокам лица только отдельные пряди.

Для рук изготовьте проволочный каркас — длинная проволочка плюс пять коротких (пальцы).

Скрепите проволоку, регулируя длину пальцев. Проволочки пальцев лучше загнуть на кончиках в колечки, чтобы не было острых концов. Если проволока тонкая, то можно пальцы сформировать из петель.

Готовый каркас обложите синтетической ватой, чтобы рука приобрела нужный объем.

Лоскут капрона свободно натяните на кисть и временно зафиксируйте на запястье.

Утяните нитью каждый палец у основания и закрепите стежком.

Лишнюю ткань можно обрезать. Уберите с запястья временную нитку и сделайте новый шов.

Готовые руки пришейте к туловищу в соответствующем месте.

Одежду Бабе Яне изготовьте по своему вкусу. Она может включать несколько предметов, быть украшена вышивкой или тесьмой. Также можно сделать аксессуары и украшения: бусы, серьги, пояс, поясной мешочек и т.д.

Пара фраз от нас:

Так как бутылка очень легкая и к тому же лишена дна, то кукла может получится неустойчивой из-за того, что самое тяжелое место у нее — голова. Кроме того, пластик легко продавливается и кукла может деформироваться от неаккуратного обращения.

Поэтому можно использовать второй «чулок» от колготок, причем — до формирования головы.

Натяните оба чулка на бутылку и внутренний временно закрепите внизу и затолкайте с бутылку, чтобы не мешал.

После того, как вы закончите манипуляции с головой, снимите закрепки и набейте бутылку наполнителем. В самую нижнюю часть поместите мешочек с песком или крупой, в затем стяните оба капроновых слоя, чтоб все «хвосты» оказались внутри бутылки.

Так как срез бутылки вряд ли получится у вас идеально ровным, а так же, чтобы вставленный мешочек не провисал, нижнюю часть бутылки можно вклеить в крышку подходящего размера, круглую пластиковую баночку или что-то подходящее, чтобы дно куклы было ровным и капрон не порвался.

Кстати, в зависимости от того, как вы срежете бутылку, кукле можно изготовить не только руки, но и ноги. То есть у вас получится сидячий вариант. С помощью проволоки им, как и рукам, можно придать любое положение.

  • Чулочная кукла. Аппетитные магниты

  • Елена Лаврентьева — кукольный мастер из Украины, автор бестселлеров «Авторская чулочная кукла. Забавные коты», «Авторская чулочная кукла. Забавные человечки», «Чулочная кукла. Новогодние игрушки» и других. Ее авторский сайт «Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой» — живой источник идей для всех любителей кукол в скульптурно-текстильной технике. Холодильник — царь кухни. И неудивительно, что многие украшают этого хранителя вкусностей симпатичными магнитами. Почему бы не сделать их своими руками? Задорная Яичница, которая, похоже, и сама не прочь чем-нибудь полакомиться (ведь не случайно у нее в руках вилка и овощи), романтичное Мороженое с вишенкой и трогательный Пельмешкин, желающий приятного аппетита… Глядя на них, невозможно не улыбнуться. А голубоглазая красавица с табличкой «Не влезай — убьет!» и скалкой убедительно заявляет: после 18.00 пользоваться холодильником запрещается. Этот магнит станет незаменимым помощником для всех худеющих и сидящих на диете.

Званцева Лидия

Мастер-класс “ Баба Яга”

Материал :

капроновый носок, вата, нитки и иголка (для головы)

бусинки (для глаз)

нитки шерстяные и ткань черная (для волос и косынки)

ткань цветная и проволока (для платья и основы туловища)

пластиковое ведерко для ступы и мишура для украшения

карандаш и немного из веника веточек (для метлы)

Ход работы:

1. Берем капроновый носок набиваем ватой формируем голову, нос и шьем. Шьем в капроновой технике. обшиваем с начало нос. Я даже сделала небольшую бородавку на носу. Пришиваем глазки.

2. Нарезаем нитку шерстяную я делала нитку разной длины чтобы выглядело более неряшливо, пришиваем волосы и сразу из черной ткани косынку.




3. Сделала из проволоки крест надела на него голову. Сшила платье из цветной ткани надела на заготовку набила ватой и получилось тело. На поясе завязала нитку, ноги я не делала в степе все равно не видно.

4. Пластиковое ведерко я использовала как ступу вставила в нее готовую бабу ягу чтобы она была устойчивая я за пенила ведерко монтажной пеной. Пена сохнет практически сутки, куклу надо зафиксировать ровно, чтобы когда пена будет сохнуть ее не выдавило на бок. Все украсила мишурой вот и получилась такая новогодняя Баба Яга .

5. Также сделала из карандаша и пары веточек метлу тоже украсила мишурой.

6. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

В работе с детьми очень важны наглядные пособия. Малышам очень интересно не только увидеть своими глазами, но еще и потрогать. Для знакомства.

Создавая уголок природы в нашей группе, я решила сделать ферму и зоопарк. В данном мастер-классе расскажу о создании фермы. Нам понадобится:.

Мастер-класс с детьми и родителями «Фликер – своими руками» (в рамках социального проекта «Грамотный пешеход») Актуальность: большое количество.

Мастер класс от Уткиной Натальи. «Гирлянды из флажков для украшения участка в ДОУ из папок для скоросшивателя и атласной ленты практично.

Мастер - класс "Лабиринт своими руками" Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские.

Персонаж Бабы Яги известен всем с самого детства, ведь в каждой русской народной сказке эта героиня присутствует. Летая на метле в ступе, пугает всех вокруг, друзья ее — нечисть из леса, любит делать пакости. И многие дети очень боятся эту бабушку. Но зря, ведь это всего лишь персонаж сказок. Уже давно вошло в моду использовать таких интересных героев в декоре собственного дома. Кроме того, детям очень нравится иметь в арсенале своих игрушек такие куклы. И поэтому многие мастерицы с радостью выполняют поделку. Баба Яга своими руками очень ценится среди любителей диковинок и вообще всего, что приносит в нашу жизнь мистику.

Такие куклы можно делать из любых материалов: природных, ткани, пластика, связать – важно использовать фантазию, а вдохновение само придет.

Поделка из шишек

Очень много интересных поделок можно сделать, используя природные материалы. В основном такие игрушки изготавливают из шишек, веточек, желудей и другого.

Чтобы сделать интересную игрушку Бабы Яги, понадобится:

  • шишка, желательно, чтобы был хвостик;
  • светлая пряжа для волос;
  • небольшой кусочек ткани;
  • пластиковый стакан одноразовый;
  • ветки;
  • супер-клей;
  • веревка-пакля;
  • ножницы, бумага и маркер.

Ниточки должны собрать в несколько рядочков, чтобы получилось так, как указано на фото. После нужно сложить полученное пополам, а в середине связать, немного отодвинувшись от окраины.

Изготовленные волосы необходимо прикрепить к шишечке с помощью клея. А вот хвост на шишке будет являться носиком нашей Бабы Яги.

Из материала необходимо вырезать квадратик, которым воспользуемся в виде косыночки. После необходимо надеть головной убор на голову куклы так, чтобы завязки были спереди. Потом головушку нужно прикрепить к длинной шишке, обычно это еловая, которая будет служить телом.

С помощью веток следует сделать руки. Потом вырезать из бумаги рот, глаза и фломастером разрисовать эти детальки. И также необходимо взять еще веточки, из которых нужно смастерить метлу и прикрепить к ручкам нашей поделки.

Любая Баба Яга должна быть в ступе, поэтому необходимо ее изготовить. Для этого берем пластиковый стакан, обклеиваем его бумагой, подготавливаем веточки, которые должны быть немного выше самого стаканчика. Далее веточками мы обклеиваем по кругу всю емкость и получаем ступу. Немного отступая от границ, нужно обмотать изделие веревочками, как снизу, так и сверху. Садим нашу Бабу в ступу, и вот изделие готово.

Можно также сделать Бабу Ягу из колготок, из мешковины, и при этом, для поддержания формы, возможно делать куклы из пластиковой бутылки.

Чулочная техника

Бабу Ягу в чулочной технике используют для оберега жилищных помещений, кроме того, она будет служить очень интересным украшением для дома.

Этот мастер-класс поможет даже начинающим рукодельницам сделать своими руками такую добрую Бабу Ягу. Кроме того, подобные поделки можно выполнять и с детьми, что не только порадует, но и научит правильной технике работы с различными материалами.

Что необходимо иметь, чтобы сделать такую куколку:

  • ткань из капрона;
  • синтепоновый материал;
  • немного проволоки;
  • небольшие тканевые материалы;
  • толстые ниточки серого цвета, чтобы сделать волосы;
  • глаза.

Все изделия, которые шьются в чулочной технике, используют стяжку, возможно изготовить куколку разного размера.

Нашу куклу начинаем делать с головы. Для этого необходимо взять синтепон и положить в один кусочек ткани. А из проволочного куска сделать носик с ноздрями. После эту деталь необходимо обмотать с помощью синтепона.

Далее заготовку носа надобно прикрепить к голове иголками и нитками. После берем капроновые колготки и обтягиваем ими получившуюся голову с носом. Далее, при помощи синтепонового материала необходимо сделать щечки, подбородок. Лучше всего начать рабочий процесс с носика. В этой работе важно правильно подобрать нить по цвету к материалу из капрона. Стягиваем ниткой с правой стороны и направляемся влево. Прошить необходимо некоторое количество раз, после иголочку выводим по диагонали снизу носика – это поможет сделать ноздри.

Когда ноздри будут сделаны, переходим к формированию самого носа. Для этого иголочку необходимо вводить под крылом носика, а вот выводить из образовавшейся ноздри. Эти части следует прошивать по очереди, чтобы получилось симметрично. Когда носичек уже будет иметь четкие очертания, отрезаем ниточку и начинаем делать щечки. Берем иголку и вводим ее в зону щеки сверху вниз. Такие стежки делаем не один раз в одном месте, это необходимо для придания нужных очертаний. Ниточку оставляем, а отрезаем возле основания иголочки. И теперь формируем вторую щечку. Делаем так же, как и в предыдущей части. Когда будет сделано определенное количество стежков, длинные кусочки нитей связываем между собой – выполняем стяжку.


Теперь делаем рот нашей бабушки. Нижняя губка у Бабы Яги немного выступает, а вторая впадает. Для этого необходимо взять куклу за подбородок и выполнить работу по формированию нижней губки. Когда нижняя будет окончена, то рабочий процесс проделывается с верхней части. Чтобы сделать выемки для глаз, необходимо иголочку вытаскивать в районе затылочной части головы. Затем выполняем веки и морщины – все делается с помощью стяжки.

Теперь требуется взять не очень большие полоски капрона и дальше нужно обмотать вокруг глаз. Это делается для того, чтобы образовались морщинки. После полученные глазки необходимо приклеить к месту, которое подготовлено для глазок. Далее берем серые ниточки, из них нужно сделать волосы нашей Бабе Яге. Многие мастерицы вместо ниток используют меховые полосочки или даже ненатуральные волосы.

Чтобы сделать ручки, необходимо воспользоваться проволокой, которая будет основным скелетным материалом, после синтепоном обматываем все пальцы и руку в целом – затем обтягиваем колготками и делаем стяжки, сшиваем.

А вот туловище можно сделать из пластиковой бутылки, если Баба Яга незначительного размера. В том случае, если куколка должна получиться большая, нужно брать колготы или гольфы из капрона и заполнить его синтепоном. А с помощью нитки и иголки сделать грудь, горбик на спине. Ноги делаются так же, как и туловище, конечно, без пластиковой бутылки. Прошить и стянуть каждую детальку, как и при изготовлении кукол в чулочной технике.

После нужно все соединить между собой и одеть нашу Бабушку. Одежка может быть сшита самостоятельно или взята у кукол. Не забыть о головном уборе и метле, что очень важно для Бабы Яги.


Заплетаем косички или делаем растрепанные волосы, зависит от образа создаваемой вами Бабы-яги. Повязываем платок на голову так, чтобы узелок был спереди.

По-желанию Ежке можно одеть жилетик, повесить на шею бусы.

В этом мастер-классе сказочной героине вручили в одну руку метлу, а в другую – мешочек с надписью «Удача». Метелка изготавливалась из обычных тонких веточек, обмотанных шпагатом вокруг палочки для суши.


Мешочек шьется очень легко. Из отрезка ткани вырезается прямоугольник, сшивается по краям, наполняется синтепоном, стягивается по верху. Надпись («Удача», «Счастье», «Богатство» и пр.) пишется на отдельном кусочке ткани, который потом приклеивается или пришивается на мешочек.

Вот мы и сшили очаровательную и моложавую Бабу Ягу:

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Посмотрите также.

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников