Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов доу. Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области « Детский сад комбинированного вида №7 « РАДУГА»

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии»

Выполнила воспитатель:

Игнатова

Татьяна Олеговна

Цель:

    Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

    Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

    Формирование навыков сотрудничества детей и родителей;

Следовать их эмоциональному сближению

Форма провидения:

Семинар – практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Оборудование :

    аудиозапись;

    карандаши;

    воздушные шары;

    перловая крупа.

Ход мероприятия :

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз!»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

    Утренняя зарядка;

    Физкультминутка;

    Дыхательная гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Простые приемы массажа тела;

    Подвижные игры;

    Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успех является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Динамическая пауза « Деревцо»

Дует ветер нам в лицо: - Дети машут руками к себе

Закачало деревцо - Руки вверх – наклоны

Ветерок все тише, тише - Постепенно приседают

Деревцо все выше, выше…

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. - Выполняют движения в соответствии с текстом

    Самомассаж «Грибной дождик»

Дождевые капли, - Хлопают правой ладонью по левой

Прыгайте в ладошке! - Также хлопают по правой ладони

Дождевые капли, - Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжке вверх

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, - Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине! - Левой рукой стучат по правому плечу

Дождь грибной,

Подрасти и мне! - Вытягивают обе руки вверх,

выпрямляя спину.

    Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга и развивает мелкую моторику.

А сейчас мы предлагаем вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и заполняют воздушные шары перловой крупой).

Эти шарики берем,

Ими ручки разомнем.

Меж ладошками кладем

И ладошки разомнем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями вверх, вниз).

    Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Упражнения для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Посмотрите далеко,

Вытягивают руки вперед, смотрят на ладони

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите вниз.

Опускают руки вниз.

    Пролетает самолет,

Посмотреть вверх

С ним собрался в полет,

Отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

И внимательно гляжу.

Поморгать и прикрыть глаза.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

    Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто не обходимы детям, страдающие простудными заболеваниями, бронхитами. Хорошо развивает несовершенную дыхательную систему, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение «Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Летят мячи».

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости. Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.

А сейчас, хотелось бы поблагодарить всех родителей, которые присутствовали и принимали участие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Семинар практикум для воспитателей

«Новые здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Составила воспитатель

I категории Калинина В. В.

Согласовано со старш. воспитателем

Е. Г. Шитовой /_________/

Оханск, 2015

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.

Метод «Дерево ожиданий »

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: готовое дерево, шаблоны зеленых яблок.

Ход: на заранее приготовленные шаблоны – яблоки участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево.

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

ЗСПТ применяются в различных видах деятельности. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии

«Дождь здоровья»

Уважаемые педагоги, перед вами набор различных слов. Нужно весь этот беспорядок превратить в три группы здоровьесберегающих технологий. Из каждой тучки идет целительный дождик здоровья. У каждой тучки свое название – вид технологий. Вам нужно распределить технологии по группам.

Проверим . 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

«Встреча в галстуках». Предлагаю вам надеть галстуки (зеленые, черные, желтые). Зеленые галстуки принадлежат новаторам, которые показывают технологии. Черный галстук – пессимистам, которые выделяют отрицательные моменты технологий. В желтых галстуках оптимисты, выделяющие все положительное.

Наталья Анатольевна познакомит вас с технологией арттерапия направление изотерапия

Педагогическая арттерапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Рисование клубком

Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие

креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой

работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом

создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый

ребенок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок

следующему. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что

получилось.

Коррекционные технологии Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке. . Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту. Сказкотерапия . Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. . Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Екатерина Александровна познакомит с технологией под названием самомассаж. Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, Физминутка, прогулках. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты.

Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Приступим к обсуждению.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Мною разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

Самомассаж . Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Галина Геннадьевна «Минутка шалости» «Минутки шалости» будят двигательное воображение – основу творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушевление детских движений. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается»

Минутки шалости относятся к технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности.

Приступим к обсуждению.

Что еще относится к технологии стимулирования и сохранения здоровья.

Стретчинг

Стретчинг (от лат. stretch) – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья

Проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую.

Релаксация

Релаксация - (от лат. relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика

Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.

В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.

Гимнастика для глаз

Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть.

Гимнастика для глаз может проводиться с предметами (например, работа с расположенными на стенах карточками). Дети выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие.

Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.

Кинезиологические упражнения

Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.

Стретчинг со сказкотерапией.

«Жадный император»

Сегодня я расскажу вам сказку о жадном императоре (начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее):

Давным-давно за морем-океаном жил император. Был он очень жадным и больше всего на свете любил золото. По всей стране измученные и голодные люди добывали золото и везли его императору на слонах (ходьба обычная, руки на поясе. Затем на внешней стороне ступни), на верблюдах (на пятках), несли в мешках (полу присев) и складывали в высокие амбары (на носках, руки вверх).

Золото набралось так много, что император приказал построить себе роскошный дворец из чистого золота. Все комнаты во дворце были украшены золотом. Золотыми были: пол, потолок (руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Наклон вниз, поднять голову вверх), стены (потянуться правой рукой направо, затем левой – налево. Смотреть на пальцы рук), зеркала (подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном). Золотые колокольчики звенели от порывов ветра (Подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном).

Носил император парчовый расшитый золотом халат (правая рука на левом плече, повернуться на лево. Левая рука на правом плече, повернуться направо). Золотую шапку (круговые вращения головой вправо, затем влево). Даже подошвы его туфель были отлиты из золота (Руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Правую ногу поставить на пятку, на носок. То же с левой ногой). Посуда, из которой ел император, была золотая. Слуги на золотых подносах разносили сласти (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки перед собой ладонями вверх. Прыжки вокруг себя).

До того дошла жадность императора, что он приказал вырвать у себя четыре здоровых зуба и вместо них вставить золотые (сесть по-турецки и отдохнуть после прыжков). Но и этого было мало императору. Он увидел, что на постройку дворца пошло много золота и несколько амбаров опустело (Встать. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, не отрывая пяток от пола). Кликнул он клич по всей стране: “Кто умеет превращать в золото разные вещи, пусть явится во дворец”. И вот явился старичок с длинной белой бородой. Взял императора за руки, стукнул по каждому его пальцу маленькой черной палочкой и пропал.

Вскочил император со своего трона (Ноги вместе, руки на поясе. Присесть, руки вперед, встать) и побежал в сад проверять силу волшебства. Бежит и притрагивается своими руками то здесь, то там (Присесть, руки в стороны, встать). И вот … нежные ароматные цветы и свежая зелень листьев превратились в мертвое золото.

Император считал себя самым счастливым человеком на земле. Он подбежал к бассейну с рыбками (Лечь на живот, руки вдоль туловища, ноги вместе. Прогнуться назад, руки вперед – в стороны. Ноги по очереди вверх-вниз). И только протянул он руку, как журчащая прозрачная вода превратилась в золото и рыбки тоже стали золотыми. Поймал император бабочку, и стала она золотой брошкой (Сесть по-турецки, ноги стопа к стопе. Пальцами рук обхватить стопы. Движения коленями вверх-вниз). А вот стрекозы успели улететь от императора и остались живыми (Встать на колени, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять руки на уровень плеч и взмахивать вверх-вниз).

Наконец он захотел, есть и вернулся во дворец (Сидя на полу, развести прямые ноги, руки на поясе. Наклон к правой ноге, руками достать носок, выпрямиться. То же к левой ноге). Но стоило ему только поднести молоко к губам, как оно превращалось в золото. Протянул император руку за пирогом. Но пирог тотчас же стал золотым, твердым, как камень (Лежа на животе, подпереть руками голову. Ноги поочередно сгибать и разгибать в колене). Отчаявшись утолить голод, император отправился спать. Но как только он лег на постель, перина и подушка превратились в золото и стали твердыми. Он накрылся одеялом, но и оно стало холодным. Как лед. Так был наказан за жадность император.

Вам понравилась сказка? Кокой был император? Жадность – это плохо или хорошо? А среди вас есть жадины?

Рефлексия. Продолжим работу с нашим деревом. Если вам понравился сегодняшний семинар, и вы взяли что-то из него для себя, повесьте на дерево красное яблоко, если вам все это было уже знакомо, вам это не пригодится, повесьте желтое яблоко. На этом наша встреча в галстуках окончена. Спасибо за внимание.

Здоровьесберегающие технологии

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше, чем через30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий,

2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Занятия из серии «Здоровье»

Самомассаж

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

2. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. Возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые ситуации (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Цель мероприятия : повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта укрепления здоровья; создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

Задачи:

1. Познакомить с новыми технологиями и приемами работы по методу кинезиологии и биоэнергопластики, способствующей развитию интеллектуальной и речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию координации движений, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Сформировать практические навыки у родителей по использованию физических упражнений для формирования правильной осанки.

3. Познакомить со способами снятия эмоционального и физического напряжения при помощи релаксационных упражнений.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения и взаимодействию с детьми в коррекционно-развивающем процессе.

Ожидаемый результат:

  • повысится уровень педагогической культуры родителей;
  • расширятся знания о новых здоровьесберегающих технологиях – кинезиология, биоэнергопластика;
  • повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.

СЛАЙД 2 Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

СЛАЙД 3 Дети дошкольного возраста здоровы, когда соблюдаются правила:

Соблюдение режима дня;

Регулярное сбалансированное правильное питание;

- «работа» в дошкольном учреждении, соответствующая их физическим и умственным способностям,

Жизнь на свежем воздухе;

Подходящие жилищные условия,

Благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье;

Возможность заниматься любимым делом (увлечением / спортом).

I. О ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ…

СЛАЙД 4 Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, туловище выпрямлено, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

СЛАЙД 5 Правильная осанка - это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

СЛАЙД 6 С правильной осанкой не рождаются, а формируют. У детей правильная осанка появляется не сразу, они рождаются с ровной спиной без изгибов и уже по мере роста они развиваются и принимают свое нормальное или искаженное положение.

СЛАЙД 7 «МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ»

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми упражнениями, используемые в ходе непосредственной-образовательной деятельности в качестве динамической паузы.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, укрепления костно-мышечной системы детей дошкольного возраста, развитие координации движений, а также снятия статического напряжения.

СЛАЙД 8 ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «Коробка с карандашами»

1. «Стройный карандаш» И.п. – стоя, карандаш в руках, руки опущены перед собой: 1-2 – поднимаемся на носки, руки вверх, 3-4 – И.п., опускаем руки вниз. (6-8 повторений)

2. «Сильный карандаш» И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой, карандаш в руках: 1-2 – руки сгибаем в локтях, карандашом касаемся груди, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

3. «Гибкий карандаш» И.п. – о.с. карандаш в правой руке: 1- наклон вперед, кладем карандаш на пол, 2 – И.п, 3 – берем карандаш левой рукой; 4 – И.п. (6-8 повторений)

СЛАЙД 9

4. «Ловкий карандаш» И.п. – стоя, руки прямые перед грудью, карандаш в руках, правая рука держит карандаш внизу, а левая - вверху: 1 –руки в стороны, карандаш в левой руке, 2 – И.п, меняем захват карандаша, 3 - руки в стороны, карандаш в правой руке; 4 – И.п. (6-8 повторений)

5. «Мягкий карандаш» И.п. – средняя стойка, карандаш в руках: 1-2 приседание, руки перед грудью, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

6. «Спокойный карандаш» И.п. – о.с.: 1-2 – поднимаемся на носки, руки через стороны вверх, вдох; 3-4 – медленно наклоняемся вниз, выдох, руки через стороны опускаем вниз. (3-4 повторения)

II. РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ СЛАЙД 10

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребенка дошкольника позволяет ему легче высказать свои мысли, познать окружающую действительность, содержательнее и полноценнее выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществлять его психическое развитие.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при коррекции речевых недостатков у детей дошкольного возраста необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. СЛАЙД 11 . Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

СЛАЙД 12. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫСОК»

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

СЛАЙД 13

1. «Часики» - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

2. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

СЛАЙД 14

3. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

4. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

СЛАЙД 15

5. «Трубочка» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

6. «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

СЛАЙД 16

7.«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

8.«Кошечка» - перевернутая «чашечка» - согнутая ладонь опущена.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, какое движение выполняет рука, а то насколько правильно, точно и качественно сочетается движение руки с артикуляционными упражнениями.

III. СЛАЙД 17 Движение и ум.

Существует еще одна уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиология – это методика сохранения и поддержания здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

СЛАЙД 18. В ходе систематического применения кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления нарушений чтения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

СЛАЙД 19. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА».

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2. СЛАЙД 20 . «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3. СЛАЙД 21. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

4. СЛАЙД 22. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. СЛАЙД 23. Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

IV. «МИНУТКА ОТДЫХА И ТИШИНЫ»

СЛАЙД 24. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

СЛАЙД 25. РЕЛАКСАЦИЯ – «ПОДСНЕЖНИК»

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее и лучики солнца стали пробуждать цветок. Он медленно растет, поднимается, пробивается сквозь сугроб. Кругом лежит снег.

Ласковое солнышко так далеко. Цветочку очень хочется почувствовать тепло ласкового солнышка, но вот подснежник вырос и окреп, лепестки стали раскрываться наслаждаясь весенним теплом.

Цветок радуется, гордится своей красотой «Это я! Первый весенний цветок, и зовут меня подснежник». Погода капризна, подул ветерок и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склоняется все ниже и ниже. И вот совсем прилег на проталину. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в удивительное путешествие. Он плывет и удивляется, всему тому, что видит вокруг. Представьте себе, что Вы – подснежник. Подумайте, что Вы видите вокруг. И вот цветок попал в сказочную страну: вокруг очень красивые, яркие цветы, на которых сидят расписные, яркие бабочки. Вокруг тепло и радостно! А теперь медленно открываем глаза и возвращаемся в нашу комнату, откуда мы начали свое путешествие.

5. РЕФЛЕКСИЯ - игра с родителями «Мой ребенок будет здоров!»: родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я…»

СЛАЙД 26.

Использованная литература:

1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,1999 г.

3. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Юлия Боброва
Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА

Семинар-практикум для педагогов

Тема : «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ »

Цель семинара :

Конкретизация в представлении педагогов понятий : “технология”, “здоровьесберегающие технологии” ;

Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

План семинара :

Теоретическая часть

1. Вступительное слово старшего воспитателя (актуальность проблемы)

2. Определение понятий :

технология;

здоровьесберегающие технологии .

3. Виды , применяемых в ДОУ :

Медико-профилактические технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии .

Социально-психологические технологии

Образовательные технологии

Валеологическое просвещение родителей

Методика В. Базарного;

Методика Аветисова

Дыхательная гимнастика Стрельниковой;

Точечный массаж (муз. руководитель)

Практическая часть

Педагоги разбиваются на 3 команды, придумывают название, девиз и эмблему

1 задание «Разминка – перевертыши»

2 задание «Знатоки»

3 задание «Физкультминутка»

4 задание «Коллаж»

Подведение итогов

Рефлексия

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара .

Ведущий. Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не сколько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни . Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни .

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является воспитание здорового дошкольника , так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось . Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий .

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее :

Здоровьесберегающие технологии это позитивное воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий , которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий ?

Цель : Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов .

Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей .

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей ! (т. е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих технологий .

2. Классификация здоровьесберегающих технологий .

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Мониторинг здоровья

Организация профилактических мероприятий

Рациональное питание

Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Двигательный режим

Динамические паузы

Закаливание

Гимнастика

Подвижные и спортивные игры

Дни здоровья

Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка .

Тренинги

Релаксация

Музыкотерапия

Психогимнастика

Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по физическому развитию

Формирование понятия «здоровый образ жизни »

Формирование понятия «безопасность»

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ :

Дни открытых дверей

Выступления на родительских собраниях

Консультации

Информация для стендов

Памятки

Презентации

Буклеты

Образовательный сайт МДОУ

1. Методика русский учёного, врача и педагога-новатора В . Базарного (метод смены динамических поз)

Предусматривает режим моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение» , осуществляется посредством конторок. Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.

Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется динамическая подвеска. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно : на подвеске, на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

СЛАЙД 13 Эдуард Сергеевич Аветисов, учёный

Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить,

сколько на рисунке точек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой

Пример упражнения :

1. Упражнение «Бабочка»

Сидя за столом, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2. Упражнение «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

Показ презентации «Лечебные звуки» Рукавишникова Н. В.

Практическая часть

1. Задание – разбиться на 3 команды, придумать название в соответствии с темой семинара , эмблему и девиз команды.

(листы бумаги, карандаши, фломастеры)

2. Задание «Перевертыши» (разминка)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем - полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья - много вопросов. (Семь бед - один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)

Собак не страшиться - по городу гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)

«Знатоки»

3. Вопросы САН ПИН

Сколько раз в неделю проводятся физкультурные занятия в группе раннего возраста и младшей группе. Сколько по времени оно длится?

При каких условиях прогулка сокращается (ниже минус 15, скорость ветра более 7 м/с)

Время проведения НОД в возрастных группах

Правила расстановки столов при проведении НОД в группе

Временной перерыв между НОД

Максимальное количество НОД в день в младшей и средней группе

Время проведения утренней гимнастики в группе раннего возраста, в подготовительной группе.

Время дневного сна для детей раннего возраста, детей подготовительной группы

Как реализуется медико-профилактическая технология в доу (перечислите)

Как реализуется валеологическая технология в доу

Как реализуется физкультурно оздоровительная технология в доу

«Физкультминутка»

4 Двигательные упражнения :

Проведите 2 физкультминутки для детей (организуйте педсостав)

Проведите 2 пальчиковых гимнастики для детей (организуйте педсостав)

Проведите гимнастику для глаз (3-4 упражнения) организуйте педсостав

5 Коллаж (клей, карандаши, вырезки, листы бумаги, ножницы)

«Здоровый образ жизни – выбор нашей семьи»

«Это разрушит твое здоровье »

«Важные слагаемые здоровья ребенка »

«Мы выбираем спорт!»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся

Создать коллаж, презентовать его. Вывести основную идею во главу листа.

(задание : каждой группе изучить любую форму работы из авторских методик по сохранению здоровья для дошкольников , ввести методику в работу группы (подготовить материалы и картотеку упражнений) и на следующем педсовете представить и рассказать о ходе вашей деятельности)

В заключение нашего занятия, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне Счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже . Берегите себя и будьте здоровы .

3 Рефлексия

Методика «Неоконченное предложение» .

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Подведение итогов

Цель семинара-практикума : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

Тема: «Давайте познакомимся».

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я проведу с вами семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. И вы станете участниками мероприятия, в процессе которого получите советы и рекомендации, а так же поучаствуете в практическом занятии по изготовлению нестандартного оборудования.

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. У меня есть детские ладошки. Это дети подготовительной группы приветствуют Вас в нашем детском саду. Предлагаю превратить их в визитные карточки. В центре ладони написать свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, а на пальцах пропишите 5 лучших качеств характеризующих вас.

Предлагаю приколоть визитку на грудь.

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара. Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “О самом главном!” то есть о здоровье.

Самое ценное в жизни у человека - это здоровье, и его не купишь ни за какие деньги!

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% здоровье зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то на другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Сегодня мы поговорим о сохранении зрения, осанки, профилактике плоскостопия и о расслаблении. Это составляющие нашего здоровья и ЗОЖ.

1 составляющая здоровья: «Охраняем зрение».

Огромное количество информации ребенок получает зрительно. Но, к сожалению, зрение современных детей очень перегружается. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Поэтому как никогда остро встает вопрос о профилактике зрительных заболеваний. Необходимо ежедневно выполнять комплекс специальных упражнений для профилактики близорукости.

Комплекс гимнастики для профилактики близорукости.

А сейчас я предлагаю посмотреть и выполнить гимнастику для глаз. (включить видео с рыбками)

2 составляющая здоровья: «Тренируем стопу». Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы: ходьба на носках, на пятках, по ребристой доске, по канату, на внешней стороне стоп, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступнями и пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами ног мелких предметов. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком каждый день на утренней зарядке.

Гости 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

  1. Правильная и красивая осанка - ключ к здоровью. Поговорим сегодня о том, какие физические упражнения способны сделать осанку красивой, как правильно выполнять эти упражнения.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата начинается у нас со знакомства с эталонами осанки. Фея Осанка и Осан Осаныч знакомят детей с 5 правилами сохранения правильной осанки. Дети путешествуют на королевский бал к Фее Осанки. Очень интересно проходили те упражнения в парной гимнастике, где родителям и детям необходимо было согласовывать свои действия, прислушиваться друг к другу.

Наши дети контролируют осанку во время физкультурных занятий без напоминания. И сейчас я предлагаю вам упражнение для красивой осанки.

Игровое упражнение

4 составляющая здоровья: «Учимся расслабляться». Переутомление, нервное напряжение вредит нашему организму. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Я предлагаю вам встать и выполнить вместе со мной мимическую зарядку.

Мимическая зарядка.

Здесь живет Хмурилка (нахмуриться, указательные пальцы возле сведенных бровей)

Здесь живет Дразнилка (упр-е «Буратино», показ языка)

Здесь живет Смешилка (указательные пальцы на щеках, улыбнуться)

Здесь живет Страшилка (глаза широко открыть, руки вперед, пальцы растопырить, рот открыть)

Это носик - Бибка (указательные пальцы на кончике носа)

Где твоя улыбка? (улыбка).

Здесь живет Хмурилка (массируют точки на лбу между бровями)

Здесь живет Дразнилка (массаж точки на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка (массаж точки под нижней губой и подбородком)

Здесь живет Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить язык, при этом потягивать мочки ушей сверху вниз,)

Это носик - Бибка (поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончик носа)

Где твоя улыбка? (подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта).

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Предлагаю немного расслабиться.

(видеоролик «Правила здоровья»)

Мы поговорили о составляющих здоровья. И сейчас с помощью викторины выявим главного знатока по здоровьесбережению.

Викторина (да, нет)

Болгарский перец полезен для суставов ? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будетдавление внутри брюшной полости , желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.

Телевизор можно смотреть в темноте ? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.

Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может.. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет ? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа , это миф.

Полезно ли для здоровья стоп постоянно носить обувь на плоской подошве ? Не полезно. Обувь на плоской подошвевредит стопе, особенно у людей с избыточным весом.

Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен .

Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах ? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

(педагоги отвечают на вопросы, за правильный ответ получают фишку).

(включается музыка передачи “О самом главном!”).

Вы условно разделены на 4 группы и я предлагаю вам изготовить нестандартное оборудование для зрения, осанки, плоскостопия и расслабления. Для вас приготовлено оборудование схемы, а также вы можете применить свою выдумку и смекалку.

«Сухой дождь» - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.

Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики”, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Сенсорная тропа для ног или как мы ее называем «Дорожка здоровья», на которой закреплены разные по фактуре “кочки”, изготовленные из различных материалов, делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьбу по ней использую для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком.

  1. Следующая рубрика. О ценности здоровья для человека. Упражнение “Воздушный шар

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

(включается музыка передачи “О самом главном!”)

Наша передача “О самом главном» подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Документы для скачивания: