Семья и здоровье ребенка. Влияние семьи на психическое здоровье детей. Упражнение “В лучах родительского солнца”

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. Здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей.

Как известно, на здоровье ребенка влияет огромное количество факторов: наследственность, окружающая среда, питание и т.д.

1. Отрицательные факторы, влияющие на здоровье детей

воспитание здоровье ребенок семья

Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье ребёнка (из тех, что относятся к образу жизни), является пристрастие родителей к вредным привычкам. Рассматривая пагубное воздействие вредных привычек на здоровье детей, необходимо прежде всего отметить многосторонний характер такого воздействия. Вредное влияние злоупотребления спиртным, курения, наркомании ощущается неокрепшим детским организмом как напрямую (в виде вдыхания табачного дыма или через молоко матери), так и через наследственные факторы (влияние спиртного, табака, наркосодержащих веществ на репродуктивные клетки организма родителей), а также в виде различных стрессовых ситуаций, влияющих на психику ребёнка, которые могут возникать в семьях, где кто-либо из членов семьи злоупотребляет спиртным (или болен наркоманией).

Особо следует сказать о вреде курения. Во многом зависит от семьи, будет ли ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится. Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить.

Влияние вредных привычек родителей отражается на их детях, внуках и даже правнуках. Курящие родители часто забывают о «пассивном курении», которому они подвергают своих детей ежедневно.

Если родители не курят, то и вероятность того, что и дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей большее значение имеет для мальчиков.

Лучший способ, чтобы ребенок бросил курить, - отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы во имя здоровья сына или дочери - очень серьезный стимул для ребенка. Только следует выполнять данное детям обещание! Если родители срываются сами, тогда что требовать с подростка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка.

Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. На вопрос: «Занимаетесь ли Вы сами со своим ребёнком физическим воспитанием?» 20% опрошенных родителей ответили отрицательно, 54,3% физическим воспитанием своих детей занимаются нерегулярно, и только 26,7% делают это постоянно. В большинстве случаев такое положение объясняется тем, что родители сами не занимаются своей физической подготовкой. Так, например, не делают утреннюю зарядку вообще53,4% матерей и 60,9% отцов, следовательно, они не прививают этих навыков и своим детям. Всегда делают зарядку только 4% матерей и 4,8% отцов, остальные делают её нерегулярно. В соответствии с поведением родителей в вопросах физической культуры и дети ведут себя аналогичным образом.

2. Роль семьи в воспитании здорового образа жизни

Для правильного развития и воспитания ребенка необходим здоровый образ жизни. Формирование его происходит при соблюдении в семье некоторых условий. Роль семьи при этом велика и занимает лидирующее место. Задача семьи сформировать у ребенка правильное представление о здоровом образе жизни, обеспечить ему условия жизни, способствующие этому, а именно правильному режиму дня, труда, отдыха, сна. Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие здорового образа жизни.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены особенно важны для детей, чей более слабый организм требует повышенного внимания к сохранению здоровья. Вместе с тем, именно в детском возрасте закладываются основные навыки во всем, в том числе и здоровом образе жизни. Личная гигиена подразумевает режим дня, рациональную систему питания, занятия спортом и закаливание, гигиену зрения и умственного труда, гигиену тела (уход за кожей, зубами, волосами), гигиену одежды, обуви, жилища.

Хорошо, когда ребенок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм бывает готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребенок и ест с аппетитом, и засыпает быстро, и не «раскачивается» долго, принимаясь за уроки, а, значит, на всем экономит время и меньше устает.

В каждой семье режим дня организуется по-разному, но основной план режима дня должен оставаться постоянным. В первую очередь, это касается сна. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, приводит к переутомлению и неврозам. Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причем самое лучшее, если родители и сами ложатся спать в определенное время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Несомненно, роль семьи в полноценном развитии ребенка поистине велика. И наиболее отчетливо это проявляется в вопросах, касающихся формирования здорового образа жизни, что достигается благодаря правильному физическому воспитанию. Пониженной двигательной активностью страдает большое количество детей, а ведь за день они должны пробежать, проскакать, пройти около 7 км, причем 3 км за те часы, что находятся в школе. Иначе дети просто не выдержат статических и психоэмоциональных нагрузок - проще говоря, не смогут сидеть, слушать, запоминать. Гулять же им положено каждый день по 3 часа! Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении. Особую тревогу вызывает тот фат, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе, спортивных занятий ежедневно просиживает у телевизора более 2 часов. Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь небольшое количество семей начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводят выходные дни на природе, занимаются спортом.

А ведь, характеризуя данный аспект роли семьи в формировании здорового образа жизни, следует сказать, что здесь роль родителей просто неоценима. Так, например, к формам физического воспитания в семье относятся пешие прогулки и походы, плавание, лыжные прогулки, катание на коньках, езда на велосипеде и, наконец, просто бег.

Говоря о семейных пеших прогулках, следует сказать, что они являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность детей, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Но на этом роль семьи в формировании здорового образа жизни не заканчивается. Очень важно привить детям знание о том, как правильно питаться, сколько и какие продукты питания необходимо употреблять в пищу, что также закладываются родителями в семье.

Ребенок с детства должен усвоить: для того, чтобы быть здоровым, в день необходимо съедать 500 граммов овощей и фруктов, что самым полезным является черный хлеб, а изделия из муки высшего сорта (белый хлеб, булочки, батоны, сушки, пряники, вафли, пироги, торты), надо употреблять в пищу как можно реже, так как они отрицательным образом влияют на здоровье. Родители не должны позволять детям ежедневно употреблять в пищу продукты так называемого «быстрого питания»: чипсы, «кириешки», всевозможные сладости, газированные напитки. В зимне-весенний период необходимо увеличить потребление детьми продуктов, содержащих витамин С (цитрусовые, лук, шиповник, квашеная капуста). Соль на столе должна быть йодированная.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.

Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствования выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Популярное циклическое упражнение - бег трусцой со скоростью 5 - 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 - 4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и обще развивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 - 3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5 - 2 км без напряжения.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.

В течение дня нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т.д.; нужно закаливать детей в процессе с повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться, проводить для этого специальные меры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми

Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Дети, как правило, желают быстрее повзрослеть и поэтому начинают перенимать привычки своих родителей, следовательно, родителям нужно быть лучше.

В заключение хочется сказать, что общество, в котором живем мы и наши дети, школьное воспитание помогают детям сформировать навыки здорового образа жизни, но на первом месте всегда будет семья. Дети во всем подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это. Неоценима роль семьи при совместных с детьми занятиях спортом, которые приносят следующие положительные результаты:

Углубляют взаимосвязь родителей и детей;

Пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

Позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Семья - это целый мир со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию. Школа, оздоровительные программы могут только помочь, дополнить, обогатить новыми знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут. Поэтому давайте начнем с себя, и пусть будут здоровы наши дети.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с

2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. - М.: Мир, 1999. - 368с.

3. Бердыхова. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт,1990;

4. Виноградов ПА. Физическая культура и здоровый образ жизни. -

5. М.: Мысль, 1990.

6. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001. - 461с.

7. Зиановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт, 1990.

8. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. - Уссурийск, 1998. - 124с.

9. Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение, 1987.

10. Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. - Франция: Ридерз Дайджест,1998. - 404с.

11. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5.-(Здоровье и образование).

12. Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал «Ватандаш» /Статья Шевалдиной Е.// Образ жизни родителей и здоровье детей- 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Роль семьи в физическом воспитании и развитии детей. Опытно–экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре образа жизни. Средства, методы и приемы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Программа совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. Беседа по теме "Значение режима дня в жизни дошкольника".

    дипломная работа , добавлен 05.07.2012

    Понятие "здоровье": содержание и критерии. Роль физкультуры в развитии личности. Составляющие здорового образа жизни. Опыт работы Волжского Филиала МАДИ по формированию у студентов здорового образа жизни. Мнения студентов об охране собственного здоровья.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Сущность понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни". Особенности формирований представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Роль семьи в этом процессе. Рекомендации по улучшению преподавания основных принципов ЗОЖ в ходе образования.

    реферат , добавлен 25.10.2015

    Анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения. Средства, формы организации и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей 4-5 лет.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2010

    Здоровье – наивысшее благо и достояние каждого человека и всего общества; величайшая социальная ценность. Значение охраны здоровья подрастающего поколения. Проблемы здорового образа жизни подростков. Формирование основ здоровья и здорового образа жизни.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста, валеологическая культура здоровья в их личностно-социальном развитии. Определение эффективности работы воспитателя и руководителя физвоспитания по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2012

    Формирование здорового образа жизни в семье как социальное и педагогическое явление. Содержание и характер внутрисемейных отношений. Воспитательный потенциал семьи в формировании у ребенка здорового образа жизни. Занятия оздоровительного характера.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Особенности обеспечения здоровья человека на биологическом, психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов – сохранение здоровья и повышение его резервов. Роль учителя в воспитании здорового образа жизни школьников.

Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, раскрыть возможные пути формирования данных привычек, дать родителям практические советы.

На сегодняшний день забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, ведь с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка.

«Здоровье» - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья» - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости:

  1. Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Правильное питание.
  3. Двигательный режим
  4. Закаливание.
  5. Соблюдение личной гигиены.
  6. Положительные эмоции и благоприятный психологический климат в семье.
  7. Отказ от вредных привычек в семье.

Теперь рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов, а так же способы их реализации в семье.

В первую очередь хочется отметить положительные эмоции и благоприятный климат в семье . Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение, ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка, а перебранки в его присутствии способствуют возникновению неврозов.

Соблюдение режима дня . Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить. Сон - это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Дневной сон - это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Правильное питание . Питание дошкольника должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона На самом деле питание дошкольников должно значительно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь его пищеварительная система еще только формируется. Его рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания: Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов. - Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Очень важно соблюдать определенные интервалы между приемами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребенок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребенка куда более серьезно, чем это может показаться.

Оптимальный двигательный режим в семье. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность- биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Основные правила: Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности. Развитие воображения при выполнении двигательных действий. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Закаливание . Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце. Виды закаливания: Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру. Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению. Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, лыжи, ролики. Полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ.

При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

Соблюдение личной гигиены. Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

Однако, самым лучшим способом воздействия на ребенка, самой простой и действенной возможностью воспитания здорового ребенка в семье является родительский пример.

Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Рассказывайте ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку - и он с радостью будет повторять все за вами. Гуляйте с ним - и ребенок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша - и у него не будет проблем со здоровьем и лишним весом.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. В заключении хотелось бы вам порекомендовать: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе некуда его будет вести».

Болезнь ребенка всегда вызывает у родителей беспокойство. Особенно, если он болеет часто. Сразу включается лампочка “Что мы делаем не так”, покупаются витамины, лекарства и консультации у лучших педиатров.

И бывает так, что и лечение правильное назначили, и рекомендации все соблюдали, а причины болезни так и не были найдены.

Есть заболевания, которые, увы, не зависят ни от родителей, ни от ребенка. Но человек – существо довольно сложное, и состояние здоровья во многом зависит от наших эмоций, а детское здоровье – от того, как его воспитывают родители.

Арина Покровская, детский аналитик и психолог, рассказывает о том, как семья влияет на детское здоровье.

Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок).

Психосоматическая личность - это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно – реагирующий на психические напряжения преимущественно реакциями тела.

Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает, и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов…

И это становится основным способом – тогда это именно психосоматическая личность.

Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе, в своих интересах и для своей пользы.

Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь.

Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации. Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает?

Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно)

Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться.

Мы можем беспокоиться,  лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации.

Продолжим  о детях:

Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные.

Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас.

Психосоматика - понятие давнее, сам термин был озвучен в начале XIX века.

“Плачет мозг, а слезы - в сердце, печень, желудок…” - писал известный отечественный ученый, врач и психолог Александр Лурия.

Зигмунд Фрейд писал: “Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно”.

В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит.

Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний.

 Влияние семьи

Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно:

  1. Семья не поощряет выражение эмоций – “это нельзя говорить”.
  2. Болезненные эмоции не поддерживаются – “у наших детей нет ревности”, “у нас нет агрессии дома”.
  3. Воспитание направлено на подавление эмоций - “успокойся!”, “это неважно”.
  4. Неспособность родителей к раннему распознаванию болезни -  ”что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!”, “он сегодня капризничает”.
  5. Неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – “я не буду об этом говорить”, “не говори со мной в таком тоне”.
  6. Гиперпротекция, или эмоциональная отстраненность родителя – “не бегай, упадешь”, “ну что ты орешь, ничего ведь не случилось”.
  7. Много моральных или религиозных запретов – “это нехорошо”, “ты не должен злиться”, “попроси прощения”, “не будь жадиной”.
  8. Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально.
  9. Или мы можем не помнить и “не знать”, что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов.
  10. Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей двух, трех и старше лет.

Нет, – говорят многие родители, – только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы - хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем.

Тогда это “выносит” ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а  не психикой.

Во-первых, у него такой пример перед глазами.

Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди.

В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих.

Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто “позитивы”.

Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

Это первое, и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться.

Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности.

На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка или повторное улучшение.

Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение.

В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы…

Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда, и есть хорошее.

Продвижение

В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему “нормальным” (т.е. “никаким” от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта.

И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное, в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать.

Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы и новые потребности пары.

Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь.

Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка: “Пап!”, а он ее называет “мама”, помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары.

Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен.

Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить.

Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу.

По длительности мы можем предполагать, что психотерапия займет время от 6 месяцев при самом благоприятном раскладе до 2 лет, если наша основная цель – выздоровление или облегчение состояния ребенка.

Есть тут и мои ограничения – я работаю с детьми от 4 лет. Поэтому для помощи при заболеваниях  у младенцев и детей до 4 лет обычно предлагаю работу именно через родителей. Также могу рекомендовать помощь коллег, кто работает с диадой мать – младенец или с самим ребенком с раннего возраста.

В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете.

Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно – то, что  дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным.

А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям.

Была ли эта информация полезной?

Да Нет

Яценкова Татьяна Владиславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

«Росинка», г. Саратова

Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

здоровому

человеку

больному

здоровье».

Определение

здоровья,

Всемирной

организацией

здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

допускает возможность управлять им.

Основываясь

определении

выделить

следующие

компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

здоровье.

Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

гармония

физиологических

процессов

максимальная

адаптация к различным факторам внешней среды.

Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

социальную

активность;

благополучные

отношения

окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

других людей).

Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

поведения

человека

обществе,

этические

поведения,

духовность,

связанная

общечеловеческими

истинами

милосердия, красоты.

И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

душевного

благополучия,

характеризующееся

отсутствием

болезненных

психических

проявлений

обеспечивающее

адекватную

условиям

окружающей

действительности

регуляцию

поведения».

Овчарова

предлагает

использовать

психического

здоровья

следующие

критерии:

осознание

непрерывности,

постоянства

идентичности

своего физического и психического «Я»;

адекватность

психических

средовых

воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность

самоуправлению

поведением

соответствии

социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

своей деятельности, ее результатам;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

эти планы.

Известный

российский

психолог

Дубровина

«психологическое

здоровье».

«психологическое

здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

составляющих

психологического

здоровья

«стремление

человека

развитию

потенциала

самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

утрачивает

традиционные

становясь

институтом

эмоционального

контакта,

своеобразным

«психологическим

убежищем».

Отечественные

психологи

подчеркивают

возрастание

эмоциональных

факторов

функционировании

Психологический

климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

устойчивый

эмоциональный

является

следствием семейной коммуникации.

Психологический

определяет

устойчиво сть

внутрисемейных

отношений,

оказывает

развитие

взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

благоприятным или неблагоприятным.

благоприятного

психологического

характерны

следующие

признаки:

сплоченность

возможность

всестороннего

развития

личности

доброжелательная

требовательность

защищенности

эмоциональной

удовлетворенности,

гордость

принадлежность

ответственность.

показателями

благоприятного

психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

возникающих

конфликтов,

стрессовых

состояний,

повышению

собственной

социальной

значимости

реализации

личностного

потенциала каждого члена семьи.

Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

тревожность,

эмоциональный

дискомфорт,

напряженность,

отчуждение,

правомерно

говорить

неблагоприятном

психологическом

климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

психотерапевтической,

усталости,

также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

положение

существование

становится

проблематичным.

Характер

внутрисемейных

отношений,

нравственно-психологический

климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

Усваивая

поведения

отношений

родителей,

начинают

соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

учителей.

единства

воспитании

нарушаются

педагогические

принципы

уважения

требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

характера

человека.

Эксперты

результатов

многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

потребность

безопасности,

познании

взрослых

окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

окружающими людьми, личностные особенности.

Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

чувствовать

безопасности в этом мире.

Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

выбор, их решение;

Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

неприятности

переживаются

атмосфера.

реагируют

по-разному,

некоторые

закономерности:

девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

раздражительность;

мальчиков

характерны

очевидные

нарушения

поведения,

носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

служат одной цели - привлечь внимание.

Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

снижением

успеваемости.

Традиционно

поведение

обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

крик о помощи.

мальчики

нарушением

психологического

здоровья

неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

скудность

духовной

приводит

повышению

тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами

воспитания

являются

внимание

поощрение,

строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

лишенный

недвусмысленных

доказательств

родительской

самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

устойчивый

положительный

Изучение

взрослых,

страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

невротическими

расстройствами,

трудностями

умственной

деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

Недоброжелательность

невнимание

родителей

вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

проявляться

отношению

родителям,

Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

жизненно

значение.

непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

улице, связавшись с негативными компаниями.

благополучные

внутренне

оказываются

негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

преднамеренные

воспитательные

воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

подобные модели поведения.

В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

личностью

контролировать

поведение,

управлять

любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

ничего на смену не пришло.

единственный

единственная

возможность

личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Литература

1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

ТЦ «Сфера», 2000.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003.

Руководство

практического

психолога:

психическое

здоровье

подростков

контексте

психологической

Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

Анна Елкина
Семья и здоровье детей

Семья - это такое пространство жизнедеятельности, в котором должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее её развитие. К. Д. Ушинский к сильнейшим, непреднамеренным воспитателям относил природу, народ, религию, язык, а так же семью .

Мы знаем, что одна из главных функций семьи - воспитательная . Великий Русский Педагог XIX века настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье , предупреждая от легкомысленности в этом вопросе. Он говорил так : «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - легким; и тем легче кажется оно, кто менее с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание требует терпения. Воспитанию вверяются чистые и впечатлительные души детей . Не нужно забывать, что сила воспитания может достигать ужасающих размеров».

Воспитание здоровой , а значит гармонически развитой личности, одна из приоритетных задач современной семьи .

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все родители знают - и как сохранить, и чем его поправить, что есть, пить. Несмотря на это, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых , 50% - имеют патологию, 40% - от носятся к группе «риска» . Поэтому одна из задач, которая стоит перед родителями воспитать у ребёнка ценностное отношение к собственному здоровью , обучить его основам здорового образа жизни , чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный прав, комфорт но бы себя чувствовал без сигарет, алкоголя и наркотиков.

К большому сожалению, вопросам здоровья и физического развития детей в семье уделяется недостаточное внимание В чём причина? Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить основные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей . Среди них - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей .

Что такое здоровье ? Здоровье - это , по определению ВОЗ, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней или физических дефектов. Наука о здоровье - валеология . Она помогает понять необходимость быть здоровым , учит правилам здорового образа жизни (ЗОЖ, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ключевое понятие в валеологии - гармония. Формирование гармонично развитой личности - это главная цель воспитания.

Здоровье , другими словами, основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Быть здоровым - выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Выгодно экономически - здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, здоровье нации в целом . Выгодно эстетически - здоровый ребёнок , взрослый отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Специалисты выделяют физическое и психическое здоровье .

Одно из главных условий поддержания физического здоровья - соблюдение режима дня. Оно включает в себя чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рационального питания и полноценного сна.

К. Д. Ушинский писал : «Обновление сил тел, истощённых деятельностью жизни происходит за счёт необходимости :

отдыха или временного бездействия определённый системы организма,сна».

Часто выполнению тех или иных пунктов распорядка дня препятствует детская медлительность и неорганизованность. Как быть в такой ситуации родителям? На помощь могут прийти игры, соревнования, а ещё такой метод воспитания, как положительный пример. Положительный пример взрослых в любом из полезных начинаний в семье - будь то утренний бег или закаливающие процедуры - это половина успеха. Поэтому, режим дня, который выбран родителями для ребёнка, должен быть разумно согласован с аналогичными элементами режима взрослых, и выполняться ими без скидок на занятость и нехватку времени. Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью дошкольников и младших школьников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют, например привычки старших. Родители хотят, чтобы их ребёнок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объяснение ребёнку, насколько необходима утренняя зарядка, а затем - подкрепление личным примером. Если отец не представляет себе начало дня без зарядки, чаще всего и дети постепенно втянутся в такие занятия. Это не значит, что может не быть капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов. Один из таких результатов, наверное, самый главный - потребность, а в дальнейшем - выработка привычки быть здоровым . К. Д. Ушинский так говорил : «Привычка - это усиление определённой способности, происходящее от упражнения. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нём привычки. Дитя усваивает привычку гораздо быстрее и вернее, чем старик».

Психическое здоровье - общее состояние и функционирование здоровой психики ; оно проявляется в протекании познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. Оно зависит от биологических, психологических, социальных факторов. Остановимся на социальных факторах. К ним можно отнести, прежде всего, влияние семьи , в её воспитательном воздействии. Наиболее неблагоприятным воздействием считаются гиперопека, игнорирование нужд ребёнка, воспитание по типу «маленький неудачник» , «Золушка» , «кумир семьи » . Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи , создаёт внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребёнка. У таких детей наблюдаются склонности к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки. Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми заболеваниями.

Для поддержания психического здоровья родителям необходимо создавать благоприятную эмоциональную обстановку. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищённости, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей . Ещё Константин Дмитриевич в одной из своих работ подметил : «Один из важнейших элементов русского воспитания, благотворно влияющий на формирование здорового ребёнка , - обстановка семейного уюта и доброты».

Родители, всегда должны помнить о главном : «Предупредить всегда легче, чем исправлять!»

Для понимания роли воспитателя обратимся к легенде. «У Древнего бога Эскулапа было 2 дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по- разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Ги- гиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми , а сама жизнь - прекрасной».

Таким образом, родители, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье .