Сенсорно моторные игры. Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста. Выделяется три класса игр

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение , даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить - «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло - играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру - большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности - по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры - дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета , если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду - она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров - маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало - колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета - как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей - остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи - как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика , попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях - ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно - и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое - лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест - лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста

Журнал «Дошкольное воспитание» 2010-№8

В статье Абдуллаевой Е.А. дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, жестовых, музыкально-ритмических) для раннего и младшего дошкольного возраста. Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей. Впервые публикуются для широкого круга специалистов сезонные хороводные жестово-образные игры. Многие материалы предназначены для длительного поэтапного разыгрывания с учетом особенностей поведения и развития детей.

Ключевые слова : сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, координация, игровая деятельность, игра в кругу, жестовая игра, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра, потешки.

Известно: в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества как моторная ловкость, сенсо-моторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако, данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром в целом – с предметным, с социальным, а также со становлением само-чувствия, т.е. чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ), а другой вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира). Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя - играют важнейшую роль выделении в построении ребенком своих психологических границ, и, следовательно, являются важнейшими условиями становления самосознания . По словам американского психолога Г. Олпорта «Телесное ощущение навсегда остаётся якорем для нашего самосознания». Особо необходимо отметить значение осязания. По словам д-ра В.-М. Ауэра «через переживание прикосновений … наряду со своим пластическим образом и своей протяженностью мы узнаем собственные границы, ибо мы заканчиваемся как телесно-пространственное существо там, где начинается нечто другое. С каждым прикосновением мы … узнаем и осваиваем себя как самость.»

Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной деятельности, в познавательной, учебной, в контактах с окружающими людьми – как взрослыми, так и сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению, и в целом к школьному обучению.

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержки в моторном, речевом, эмоционально-волевом развитии. И, что примечательно, число их многократно выросло по сравнению с тем, что было 10-15лет назад. По мнению нейропсихологов затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Да, нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связаны с серьёзным диагнозом. Вместе с тем, незначительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, в координации движений в дальнейшем чреваты серьёзными психологическими проблемами. Несформированность или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри. По данным отечественных и зарубежных исследователей проблема школьной незрелости (трудностей в обучении правописанию, чтению и счету, несформированности произвольного поведения) связана с нарушением становления телесной схемы и границ своего «Я». Ресурсы для восполнения соответствующего дефицита практики-терапевты, работающие с младшими школьниками, черпают здесь же – в развитии пространственного образа себя.

Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции - либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а, точнее, не-обретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обострённой тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений (возможна как высокая подвижность, так и, напротив, паническая зажатость). В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему, такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности. В игре у таких детей контакты со сверстниками не выстраиваются, они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

Обе эти тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы ребенка (темперамент, сила нервной системы). Однако, эти характеристики не являются главными и единственными причинами указанных проблем ребёнка.

Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте - в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известны как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмическими стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становится условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

    рифмованный текст или песенка, который создает целостный образ и эмоциональный фон;

    ритмические движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно, и т.д.;

    повторы, предполагающие различные качества и вариации движений.

    эмоционально е напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которое малыш переживает вместе с близким взрослым .

Многие современные программы представляют разные виды игр, в том числе и с движением. Но тактильные и двигательные впечатления в них обычно не рассматриваются как источник общего развития ребенка и его самосознания. Чаще всего впечатления эти выступают в качестве забавы или сенсорные стимулы, способствующие развитию восприятия и общения матери и ребенка. В отличие от игр, представленных такими программами, мы рассматриваем их как источник переживания разных телесных ощущений, а значит и переживания самого себя, которое лежит в основе личностных качеств более высокого порядка.

Представленные в статье игры построены на подражании детей выразительным движениям взрослого. (рис.1 (405)) Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных - дают возможность ребенку глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые и сложные (образно-жестовые) игры. В простых сенсорно-двигательных играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста - умывание, одевание, и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных образно-жестовых играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы – и предполагают сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.

Ниже представлены игры - знакомые и не очень. Они располагаются от простых сенсорно-двигательных игр к более сложным образно-жестовым и музыкально-ритмическим играм. Их можно использовать в детском саду как в группах раннего возраста, охватывая от 3 до 10-12 человек, так и с дошкольниками - до 20 детей. К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах. Целесообразно предусмотреть заранее размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит в начале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь, на перестановку, перейти для подвижной части игры на свободное место. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, его определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно способен все более управлять собой, он способен сам находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу.

Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях - ставим стулья в красивый правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние дает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу.

Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен игрой. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Потягушеньки»

Игра эта направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлениях. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована а ртикуляционная моторика , создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения игр дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому. Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки (можно и здесь сослаться на рис.7)

Вдоль растушеньки

Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки впред-вниз. Ладонями оглаживаем тело - плотно и ласково - от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног - вытягиваемся до максимального размера тела в длину, эту длину обозначаем тактильно.

2. А поперек - толстушеньки, поперек – толстушеньки.

Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся - максимальная ширина, сжимаемся -минимальная ширина. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно.

3. Р

Р учки – хватушеньки, ручки – хватушеньки,

Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.

4.А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки.

В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелким движением - акцент на самые удаленные точки тела.

5.А в роток – говорок.

Ну-ка, выглянь язычок!

Указательный палец к губам - подготовка локального движения.

6. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю.

Движения языком - см. текст. ( Вертикальное движение и горизонтальное).

7.Вышел за ворота подальше и спрятался,

вышел и спрятался.

Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался.

И дверь за ним крепко закрылась.

Изменение глубины (движение во фронтальной плоскости и в вертикальной).

8. В роток говорок - коснуться губ пальчиком

А в головку – разумок - обхватить голову двумя руками.

Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано всё тело. Другой вид игр - локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобных игр. Ниже мы приводим пример локальной игры.

«Ков-ковалек»

Цель игры – обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать их движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре от предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

1.Куй,куй,ковалек,

Подкуй сапожок,

На правую ножку теплую сапожку.

Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.

2.Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.

Куй, куй, ковалек,

Подкуй сапожок,

На левую ножку теплую сапожку.

3.Топаем поочередно ногами об пол или - более сложный вариант - поднимаем обе ноги не высоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга. (рис.2-242)

Подкуем, подкуем, но жки, бегайте бегом.

«Наши ручки в пляс пустились» - еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и задняя поверхность тела. Она способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

1.Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью (рис.3-269)

Завертелись,

2.Закружились – руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.

3.На головке полежали – далее движения по тексту

4.И на плечиках полежали.

5.На коленях полежали

6.И на ножках полежали. (рис.4-389)

7.И за спинку убежали.

8.Спрятались.

9.Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.

Нету-нету-нету наших ручек.

Где же, где же, где же наши ручки?

10.Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.

«В нашем маленьком домишке».

Эта игра проводится, сидя на стульчиках или в кругу на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятии тела в неподвижности. Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.

Кладем головы на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза - отдаемся тяжести и расслабляемся. (рис.5)

1.В нашем маленьком домишке

В колыбельках спят детишки - длинная ПАУЗА – отдаемся тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть.

2. Переход к легкости и движению

Вот с кроватки кувыркнулись

Быстро-быстро все проснулись – бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью - переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению.

3.Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза - спрятались и нашлись - 2раза.

Движения по тексту. Плотно касаемся тела – см. текст - парные и непарные части тела. Глаза прикрываем глаза ладонями - вот я, а вот нет меня.(рис.6-265)

3.Плечики – плечики - плотно гладим ладонью противоположное плечо, потом другое.

4.Спинка и грудь - медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь - разная степень доступности.

5. Ты разбудить ничего не забудь!

6. Ручки хлопают, ручки хлопают - в ритме стиха хлопаем в ладоши перед собой.

А ножки топают, ножки топают - Сидя, топаем.

7. Ру-ки хло-па-ют, ру-ки хло-па-ют – скандирование в медленном темпе - медленные широкие жесты над головой.

8. А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают – энергично и громко топаем с ускорением.

9. Ручки хлопают, ручки хлопают - декламируя шепотом, «хлопаем» перед собой указательными пальцами.

10. Ножки тихо топают, тихо-тихо топают - пятки стоят на полу, а «топают» только носочки.

11. Мы ПРОСНУЛИСЬ, потянуууулись - тянемся вверх руками и всем корпусом, а книзу тянемся ногами, пятками.

12. Всем вокруг мы улыбнулись – руки на колени, приветливо друг другу улыбаемся.

Не стоит дожидаться, когда воцарится полная тишина, нужно создать хотя бы короткое затишье - со временем дети почувствуют вкус к такому загадочному началу. Не следует добиваться и беспрекословного и точного выполнения действий – достаточно зрительной концентрации и отдельных действий. Однако, если дети перед игрой длительное время были в неподвижности или в напряжении, то им трудно будет сконцентрироваться на такой игре, поскольку она требует высокой концентрации внимания, произвольности и общей слаженности действий.

«Зарядка» - простая жестовая игра. Ее содержание дает возможность переживания сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то в центре, то на его периферии. Диапазон движения у каждого человека свой. Всё зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер.

«Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.

    Мы сегодня утром встали

И зарядку делать стали: - выразительно встаем со стульев так, чтобы почувствовать опору в ногах

2.Ручки вверх – энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер.

3. Ручки вниз - не приседая, наклонились, опустили руки к полу – вертикальный размер вполовину.

4. Вправо-влево потянись - руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении.

5. А потом в клубок свернись – присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени.

6. Вправо-влево потянись,

А потом в клубок свернись- повторить действия на расширение и сжатие

7. Пола ручками коснись, пола ручками коснись - в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постукать пальцами по полу – контраст на крупные движения и мелкие.

8. И до неба дотянись - вытягиваемся вверх (переход из сжатия в максимальный вертикальный размер). (рис.7)

9. Пола ручками коснись, пола ручками коснись

И до неба дотянись – повторяем действия сжатия и расширения.

10. А потом к себе вернись - скрещиваем руки на груди - середина между полярностями, чтобы ощутить покой и равновесие в центре тела.(рис.8)

«Тесто» - известная игра, в который скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал. Дети имеют возможность через прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга, посредством прикосновений и со-прикосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом, решается важная коммуникативная задача – замечать, как чувствуют себя партнеры -«тесто» внутри круга, не только активно «мять» и «месить» тех, кто в центре, но и воспринимать силу своего воздействия в соотношении с откликом партнеров.

Для игры – ее дети выполняют стоя - требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый в во все стороны. Круг – это «кастрюля». Считалкой (или по желанию) выбирают тех, кто будет исполнять роль «теста» - от 1 до 4 детей. Они встают в середину круга.

Ход игры: все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру. Взрослый, ведущий, стоит в кругу и своим движением, степенью его интенсивности, характером прикосновений показывает и, одновременно, прямо действует вместе с детьми.

Сходимся к центру, приговаривая:

1.Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места – 2-3раза - круг становится всё теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места.

2.Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места - сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто» - спины и бока стоящих в середине. Месим «тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает.

3.Тесто с медом, с молоком,

С маслицем, с дрожжами - расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса (руки плотно прилегают к корпусу).

4.Тесто месят кулаком

Мнут его руками - снова, сжав руки в кулачки, мнем «тесто», потом гладим раскрытыми ладонями.

5.Чем мы тесто приправим?

Маком, орехами – «осыпаем тесто маком» - похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» – похлопываем поочередно кулачками.

6.Эй, дуйся, пузырь, руздувайся, большой!

Оставайся такой и не лопайся! - внешний круг берется за руки и расходится. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг «натягивается» до максимального напряжения.

7.Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть «продукты» для новой порции теста – 2 ребенка.

Примечание. 1. Для детей младше 3 лет имеет смысл игру сократить и оставить только первые и последние две строчки. 2. Взрослый внимательно следит за эмоциональным состоянием тех, кто стоит в кругу. Если кому-то из детей остро некомфортно, игру необходимо приостановить и спросить согласия этого ребенка на продолжение, пообещав «месить тесто» легонько. В случает отказа следует предложить ребенку побыть тестом в следующий раз. Особо чувствительные дети, как раз те, чья тактильная чувствительность нуждается в проработке, не сразу готовы встать в круг, им лучше несколько раз побыть в роли «кастрюли». В этом случае никакие уговоры недопустимы, это может травмировать ребенка. Дети резкие и напористые, часто доставляющие боль, также нуждаются в проработке их собственной сниженной тактильной чувствительности. Им особо полезно быть хорошенько «промятыми». 3. Если кто-то из детей, стоящий в кругу, не включается в игру, не понимает действий или шалит, причиняя неудобство другим, несмотря на это, следует продолжать «готовить порцию теста», выразительно подавая пример действия. В том случае, если кто-то кому-то причиняет боль, взрослому следует чрезмерно активного ребенка взять в свои руки и действовать буквально его телом до окончания «замеса». Дело в том, что таким детям трудно собрать внимание к своим действиям, соразмерять их с окружающими и им особенно необходимо оказаться в качестве «теста». Вот почему так важно «приземлять» их, помогать воспринимать собственное тело, чтобы делать его всё более управляемым.

«Иванушка у камушка» (модификация русской народной игры)

Игра для детей 3,5 - 7лет и старше направлена на развитие восприятия тела со стороны спины, различение различных участков спины, на пространственную ориентацию как в отношении собственного тела, так и в соотнесении себя самого с окружением. Важный ее элемент – развитие доверия в тесном кругу.

Материал: красивый камушек величиной с фалангу детского пальца, чтобы он легко прятался в ладони. Можно использовать любую замену камня, например, скомканный фантик.

В игре есть водящий и ведущий.

Водящий (вóда) – это тот, кто предоставляет свою спину для ладоней и затем угадывает, в чьей ладони спрятан камушек.

Ведущий – этот тот, кто действует маленьким камушком – касается им ладоней. Для начинающих и детей до 5 лет ведущим становится взрослый.

В начале игры и каждого следующего ее кона водящий (вóда) присаживается на колени (или на корточки) в центре круга и прячет лицо в колени. Он превращается в ВАЛУН - большой камень.

Ход игры. Играющие кладут на «валун» руки раскрытой ладонью вверх (по одной ладони или по две – в зависимости от наличия места на спине). Ладони покрывают спину по вей ее поверхности, лежа не слишком тяжело, но все же достаточно ощутимо.

Ведущий, держа в руке камушек и, напевая простой мотив или приговаривая, касается центра каждой ладони. Начинает с любой ладошки и двигается по порядку, никого не пропуская.

«Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка».

На последнем слоге ведущий оставляет камушек в последней по порядку ладони.

Играющие, в свою очередь, сжимают ладони в кулачки и, напевая, приглашают угадать, где же спрятан камень.

«Этот камень у меня, у меня.

Покажи-ка на меня, на меня.»

Водящий поднимает голову с колен, смотрит на играющих и старается угадать по глазам, мимике, по характеру жестов, у кого же спрятан камушек.

Может попросить раскрыть кулак, мягко тронув его. При этом раскрытая ладонь теперь остается лежать на коленях. Если камушка там не оказалось, вóда переходит к следующему игроку, к следующему. Он может раскрывать кулачки по порядку или выборочно – на своё усмотрение. И так, пока не найдет.

Тот, у кого был спрятан камушек, становится водящим. А бывший вóда отправляется в общий круг. Игра начинается сначала.

Примечание. 1.Важно касаться спины игрока не спеша, довольно плотно. Под ладонями спина водящего должна чувствовать касания. 2. Количество попыток отыскать камушек для детей до 6 лет неограниченно.

Усложнения.

1.Детям пяти-шести, кто достаточно усвоил физические ощущения от прикосновений, усвоил характер действий и может следовать правилам игры, можно предложить более продвинутый вариант. Бывший «камень-валун», отыскав камушек, сам становится активным действующим лицом – принимает роль водящего вместо взрослого. Взрослый на первых порах каждому помогает своей рукой прочувствовать теперь уже извне силу касания. 2.Количество попыток при розыске камушка можно сократить до пяти или трех в зависимости от возраста и количества играющих. 3. Если кто-то в игре не аккуратен, причиняет своими действиями другим играющим боль, взрослый придерживает его действия: взяв его руку в свою, до конца кона регулирует характер движений этого ребенка. Заметим, что такому ребенку особенно необходимо оказаться в кругу в роли «камня-валуна», ему просто необходим концентрированный «массаж» спины, чтобы лучше почувствовать границы своего тела.

«Игра-одевание» Желательно использовать игры в соответствии с сезоном. Это позволяет наряду с сенсорно-двигательным развитием уделить внимание познавательному развитию детей и наблюдению за природой. В холодное время года темой жестовой игры может быть одевание, т.е. поэтапная ревизия тела – как периферических частей, так и центра.

В начале играющие могут сидеть на стульях.

1.Оденем на ножки теплые сапожки:

Этот – с правой ножки - плотно гладим ногу от носка к колену.

Этот – с левой ножки.

2.Подтянем штанишки - встаем, подтягиваем штанишки-юбочки.

3.Оденем пальтишки - гладим руку от запястью к плечу, потом другую также.

4. Пальтишки пуховые - обнимаем себя.

5.И шапки шерстяные - обхватываем ладонями голову.

6.И застегнемся: вот так, вот так,

Пуговка к пуговке в ряд - в ритме стиха по центру груди касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы.

7.Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело! - беремся за руки

Идем по кругу хороводом – переход к подвижной части или любой подвижной игре соответствующего сюжета. Игра эта может служить прелюдией к любой другой игре.

Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка переживание своего движения. Благодаря им развивается чувство собственного движения, тактильное и осязательное восприятие . Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание - это тоже переживание движения только уже внутреннее. Внимательно наблюдая , малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микро-жесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение также, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя. [

Нетрадиционные игры и упражнения по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста

Кудряшова Елена Алексеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 76 комбинированного вида", Республика Мордовия, город Саранск
Описание работы: данный материал представляет собой варианты нетрадиционных дидактических игр, созданных с помощью современных материалов, способствующих развитию сенсомоторных умений детей дошкольного возраста, будет полезен воспитателям средних- подготовительных групп ДОО.

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка - развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.
Большой вклад в создание такой системы внесли Л.А.Венгер, Е.Г. Пилюгина, В.А. Пилюгина, Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесова (сенсорное развитие), М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие), продолжают их деятельность ученые современности.
Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и … немного творчества.
В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.
Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?
Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.

Вариант игры «Гвоздики» (с использованием мягких цветных резинок для волос, бухгалтерских резинок, силиконовых резинок для плетения браслетов)- возможно составление разнообразных изображений (с использованием схем или по воображению); смена базовых компонентов для работы позволяет разнообразить тактильные ощущения, расширить представления о цветах спектра.

Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)- развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.


Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов)), может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.



Игровые упражнения с бусами – доступность и разнообразие материала позволяет организовывать с детьми упражнения различной направленности: выкладывание изображений (умение работать по образцу, инструкции), создание изображений из отдельных бусин (развитие фантазии, творчества), сборка бус (формирование усидчивости, развитие творческого воображения), создание «волшебной бумаги» с помощью бисера (развитие эмоций. Формирование умений совместной работы).





А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.


Литература:
1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1998 .
2. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
4. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов ДОУ. Изд. Детство-Пресс, 2012.

(Из опыта работы)

С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому - что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.

Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.

Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.

Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное - чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.

Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.

Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).

Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).

Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:

Учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;

Учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;

Знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;

Развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;

Развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;

Расширять кругозор детей;

Обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;

Формировать познавательную, творческую активность и любознательность.

Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).

«Волшебные ниточки»

  • развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
  • воспитывать внимание, усидчивость.
  • развитие связной речи ребёнка

Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.

Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

«Необычные крышечки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.

«Интересные картинки»

Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.

Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.

Чудо сказки»

Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.

Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.

Таким образом, сенсорно дидактические игры:

Является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

Систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

Готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

Положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

Способствует развития воображения;

Развивает внимание;

Предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Способствует усвоению сенсорных эталонов;

Помогает формированию навыков учебной деятельности;

Обогащает словарный запас ребенка;

Формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Список литературы.

1. Л.А.Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.,1988.

2. Л.А.Венгер, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры

ребенка. М., Просвещение, 1988.

3. Марецкая Н.И. Предметно- пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. // Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. С - Пб. «Детство - пресс». 2006.

4. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада. // Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. С - Пб. «Детство - пресс». 2006.

5. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н. Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. М., 1981. 396 с.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982.

7. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. М., Академия, 2003.

8. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. / -Ростов н/Д: Феникс, 2005.

9. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С.62 – 65.

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада. – М., 1989

11. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. -М., 1984-176с.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 22.01.2016 18:16 Просмотров: 559

В раннем и среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир предметов – всё их многообразие: цвет, форму, величину, материал из которого сделан предмет. Поэтому любимая игрушка – это не просто повседневное развлечение для ребёнка, а и средство развития малыша. Именно через игрушки ребёнок познаёт окружающий мир. Чем многообразнее мир предметов, окружающих малыша, тем больше ребёнок получает новых впечатлений и быстрее происходит его эмоциональное и умственное развитие. Ребёнок развивается через игру
Главной игровой забавой этого периода становятся так называемые сенсорно-моторные игры. Их цель - приобретение чувственного опыта ради самого этого опыта. Такое обогащение происходит, когда дети бегают по траве, плескаются в воде, отрывают лепестки у цветов, кружатся, валяются в песке, закрывают уши руками, прищурясь, смотрят на солнечный свет, взбираются на лесенку и многое, многое другое.

Список сенсорных игр (развивающих чувства) может быть настолько большим, что это невольно вызывает удивление и уважение к тому, сколько знаний и ощущений, которые взрослые считают привычными и могут не замечать, открывают для себя дети. Во время всех этих "бесполезных" забав малыш знакомится со своими физическими возможностями и чувственными ощущениями. Он также познаёт качества предметов: их запахи, вкус, вес, текучесть, тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к ним, звуки, которые можно получить с их помощью и т.д.

Моторные игры (игры, в которых ребенок все время находится в движении), дарят ему особое удовольствие, так как предполагают постоянную смену ощущений. Повторяемые и чередуемые действия не только дают ребенку положительный эмоциональный заряд, но и позволяют упражняться в координировании движений своего тела.

Многие подобные игры рождаются случайно, когда дети вдруг замечают новый эффект от какого-то своего действия. Так, наклонившись за упавшим предметом и случайно взглянув в это время за спину, ребенок обнаруживает, что в таком положении мир вокруг выглядит совсем иначе, чем, если стоять прямо. Это вызывает у него радость и любопытство, желание вставать на "новую точку зрения" вновь и вновь. Неудивительно, что после этого вы периодически будете заставать вашего малыша смотрящим на все вниз головой. Радость, возникающая от сенсорно-моторных игр, объясняется, с одной стороны, новизной ощущений, а с другой стороны, приобретением ребенком уверенности в том, что он способен влиять на предметы окружающего мира и на самого себя.

Любую новую сенсорно-моторную игру малыш стремится повторять многократно, ведь, как известно, именно "повторение - мать учения", особенно для детей. Во время очередного воспроизведения тех же действий с теми же предметами ребенок убеждается в их последствиях, а также понимает, что эти следствия не случайны, а зависят от него и, возможно, каких-то других условий. Когда дети выполняют действия типа расплескивания воды из-под крана, то предсказуемость результатов приятна, так как создает ощущение стабильности и надежности окружающего мира, а также создает впечатление, что отдельные его части уже хорошо освоены ребенком. Однако иногда дети сталкиваются с неожиданностями и потрясениями.
Так, оттаскивая ребенка от замерзшей лужи, задумайтесь на секунду, какой багаж ощущений и знаний он сейчас получает. Ведь там, где от точно такого же топанья ногой вчера разлетались брызги, сегодня с хрустом образуются трещины... Сколько всяких сведений непроизвольно воспринимается маленьким исследователем: о времени года, о температуре, о состояниях воды, о прочности и рельефе поверхности.

Те родители, которые считают подобные игры "пустыми" в плане развития ребенка и спешат, не теряя времени, усадить малыша за серьезные занятия - чтение, письмо, счет, раннее обучение языкам, допускают серьезнейшую ошибку! Впоследствии их ребенок потратит гораздо больше времени и усилий, чтобы приобрести из учебников те сведения, которые остальные дети получают естественным путем, с радостью исследуя окружающий мир.