Школьник и его проблемы. Европейские фильмы про подростковую любовь

Страница 2 из 2

День во французском детском саду

Как проводят день малыши
День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Потом детей собирают для речевых занятий (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы).
В десять часов - завтрак (стакан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет).
Воспитатели используют марионеток, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки) для получения изображения; возникают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Традиционно играют в мяч и серсо.
Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием («Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений.

Четырехлетки в детском саду

Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рынка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапозитивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде.
На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку.
На музыкальных занятиях используется много песен, различных ритмов, ударных инструментов.
Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами.

Жизнь ребенка 5–6 лет в детском саду
Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности - письмом, чтением, графикой, математикой - занимались в этот день. В классе на всех предметах - этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временно"й последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами.
Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они играют в Лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кроликов, написать сегодняшнее число и т.д.). Далее детям рассказывают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в уголки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а потом воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтракают, в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвящено хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изучению ритмов, слушанию музыкальных произведений. После прогулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по развитию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисование, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) - каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься всеми видами работ, т.е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой - обязательность.

Организация образовательного процесса и контроль за ним

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.
Совершенствование системы идет в направлении меньшей централизации, образования более адаптивного, открытого, привлекательного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стандарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникативной и когнитивной компетенции как следствия социального взаимодействия, кооперации, конструктивной конфронтации, общения между сверстниками. Большое значение придается реабилитации детей с недостатками развития. Специалисты считают, что роль родителей должна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесторонняя помощь.

Школа

В возрасте 6 лет ребёнка отдают в школу, но можно и годом раньше или позже. Учебный год во Французских школах начинается в первый вторник сентября и длится 9 месяцев,после трёх месяцев учёбы следуют примерно двухнедельные каникулы, а на летние каникулы уходят в первую неделю июля.
Во всех школах Франции учёба начинается в 8-30 и длится до 16-30.С 11-30 до 13-30 дети не учатся,в это время они отдыхают, обедают в школе или дома. Урок во французской школе длится 55 минут.

В начальной школе дети учат Французский язык, математику, историю, географию того региона, где живёт ребёнок. Так-же как и в наших школах, много внимания уделяется труду, рисованию и физкультуре.
После окончания начальной школы ребёнок переходит в колледж. Во французских колледжах принят обратный отсчёт(учёба с 6 по 3 класс). Обучение в колледже является первой ступенью среднего образования и заключительной обязательного.
В колледже ученики разделяются по направлениям в зависимости от желания и способностей,которые позволяют либо продолжить учёбу в лицее и получить полное среднее образование, либо выбрать себе какую-нибудь специальность. Наиболее успевающие ученики после третьего класса колледжа переходят в лицей.

Кроме государственных учебных заведений во Франции существуют и частные школы. Их услугами пользуются все слои населения, и цель этих школ дотянуть ребёнка до уровня,позволяющего ему в последствии достичь государственного диплома бакалавра, так как во Франции признаются только государственные дипломы об окончании любых учебных заведений.
Между частными школами идёт серьёзная конкуренция.Множество рекламных проспектов советуют тщательно выбирать школу.
На рекламу уходит до 10% школьного бюджета.

Воспитание подростков во Франции

У подростков во Франции есть возможность заниматься самыми разными видами деятельности, в зависимости от местности, где они проживают: городская или сельская, север или юг. Правительство Франции активно пытается включать подростков в социальную жизнь и деятельность страны.

Для детей школьного возраста действует общегосударственная программа оздоровительных лагерей, открывающих свои двери на протяжении всего учебного года по средам, куда ребенка можно отправить либо на весь день, либо на вторую половину дня, поскольку основная часть школ по средам закрыта. Родители могут выбирать дни посещения, в зависимости от предлагаемых занятий, оплата зависит от доходов родителей.

На время школьных каникул во Франции открывается множество летних лагерей для детей и подростков от 6 до 16 лет, как пансионатного типа, так и дневного пребывания. В интернете можно найти всевозможные лагеря отдыха по интересующим критериям: местоположение, возрастная группа или предлагаемые занятия и деятельность. Местная мэрия или региональное управление по делам молодежи и спорта предоставят исчерпывающую информацию о детских лагерях отдыха в вашем регионе.

Безработица среди молодежи является проблемой на всей территории Франции. Официальные отчеты предполагают, что она также служит причиной молодежной преступности и растущем количестве самоубийств среди молодежи.
Школы подчеркивают важность получения диплома о полном среднем образовании, во Франции приравненного к бакалавриату. Французские школьники заканчивают школу в возрасте 18 лет, и бакалавриат является «пропуском» к высшему образованию.
С правовой точки зрения, вопросы трудоустройства во Франции регулируются французским Трудовым Кодексом. По закону, французская трудовая неделя составляет 35 рабочих часов, с определенной гибкостью касательно графика работы для выработки этих часов. Сверхурочная работа разрешается, но с очень строгими ограничениями.

Подросткам официально разрешено работать с 14 лет, однако только с разрешения родителей. Как правило, работа для подростков является формой ученичества, которое может совмещаться или не совмещаться с обучением в школе либо профессионально-техническом заведении. В случае неудачного прохождения ученичества, до 16 лет у подростка есть возможность прервать его и вернуться в школу.
Молодые люди старше 14 лет имеют право работать во время каникул, однако до достижения 16-летнего возраста у них в обязательном порядке должно оставаться время для летнего отдыха. Кроме того, подросткам разрешается выполнять только физически приемлемые для них работы и работать не более 10 часов в день и без ночных смен. Максимальная длительность рабочей недели для подростков такая же, как для взрослых - 35 часов, и для них действуют ограничения по контрактам и минимальной заработной плате. Для найма работников младше 18 лет наниматель должен получить специальное разрешение.

По всей Франции подросткам, столкнувшимся с проблемами из-за алкоголя или наркотиков, предоставляется бесплатная профессиональная помощь. Социальные работники, работники здравоохранения и местная полиция регулярно посещают многие школы для просветительских бесед о вреде алкоголя и наркотиков. В достаточно крупных городах есть центры помощи для молодежи, куда молодые люди могут обратиться за профессиональной помощью.

Злоупотребление алкоголем остается проблемой для Франции. Статистика показывает, что употребление алкоголя вызывает до 17000 смертей ежегодно, в большинстве случаев в экономически неблагополучных городских и сельских местностях.
Французский закон разрешает употребление алкоголя с 16 лет, однако его выполнение зачастую игнорируется, и в барах можно видеть употребляющих алкогольные напитки подростков младше 16 лет.

Хотя проблема употребления наркотиков во Франции не решена, употребление запрещенных тяжелых наркотиков здесь менее распространено, чем во многих других развитых странах. Ответственность за борьбу с распространением и употреблением наркотиков лежит на французском Министерстве внутренних дел.

Минимальный возраст для вождения транспортных средств во Франции:

  • 14 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя ниже 50 куб. см. и максимальной скоростью 45 км/ч
  • 16 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя от 51 до 80 куб. см. и максимальной скоростью 75 км/ч
  • 18 лет - для машины или мотоцикла с объемом двигателя свыше 125 куб. см.

У многих французских подростков есть скутеры. Скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см. не имеют права выезжать на автомагистрали. В настоящее время в целях снижения значительного числа ежегодных серьезных аварий и смертельных исходов, подростки от 14 лет, желающие ездить на скутере или мотоцикле, обязаны пройти письменный тест и практический экзамен на вождение.

Все материалы взяты из открытых источников

December 16th, 2010 , 10:31 am

Рассказывал Дидье Д. человек из буржуазной среды, совладелец одной немаленькой фирмы.

Его старшая дочь в лицее учит русский язык. Поэтому ее класс отправляют раз в год в Россию - бросают в среду языковую. Живут в русских семьях своих сверстников, ходят в русскую школу. Но также раз в год и они обязаны принимать русских школьников, которых везут во Францию, в языковую среду.

Русской девочке из Питера в доме Дидье приготовили отдельную комнату, накупили русских продуктов в русском магазине, чтобы сделать ей первый вечер прием а ля Рюсс.

Девчонка приехала атас- красавица, бойкая, быстрая, умница- через неделю говорила по французски без акцента.

Но одно насторожило семью- она пила каждый вечер пиво. И приглашала их дочь Шарлотту выпить вместе.

Девочки из хороших семей во Франс на дискотеки не ходят. Но ради русской девочки их отвезли в приличный клуб и просили повонить, когда нужно забрать Девчонки не позвонили, их моблильные были отключены, они вернулись сами, и о ужас- пьяные вдрызг. Шарлотте было так плохо, что после этого она вообще не может на запах вино переносить. А русской девочке ничего.

Дидье рассказывал это со смехом. А мне не до смеха...

Подростки из неблагополучных парижских пригородов сорвали съемки фильма «Из Парижа с любовью», продюсером которого выступает Люк Бессон, а главную роль исполняет Джон Траволта.

Съемки нового фильма Люка Бессона «Из Парижа с любовью», проходящие в парижском пригороде Монфермей (департамент Сена-Сен-Дени), оказались под угрозой срыва.

И департамент, и пригород печально известны из-за массовых беспорядков, случившихся во Франции осенью в 2005-м и 2007 году. Бессон, в последнее время уделяющий большое внимание «неблагополучным» французским пригородам, решил снимать именно здесь, наняв около 20 местных жителей в качестве охранников и около 60 -- на второстепенные роли. Ежесуточный гонорар «охранника» составляет €120, а бюджет самой картины, по некоторым данным, -- €38 млн.

Французский режиссер Снял фильмы «Подземка», «Голубая бездна», «Никита», «Леон», «Пятый элемент», спродюсировал фильмы «Такси», «Васаби».

На этой неделе французская радиостанция RTL сообщила, что из-за конфликта с местными жителями в среду съемки фильма были «внезапно» прерваны. Молодые люди, в основном, выходцы из иммигрантских семей, заявили, что Бессон «не сдержал своего обещания». Узнав о многомиллионном бюджете кинокартины, молодые люди потребовали поднять им гонорары. Они требуют начала переговоров и угрожают сорвать съемки, если не получат прибавки. Как они заявили в интервью RTL, «если он (Бессон) не снимает с нами, то не снимает вообще».

Мэрия Монфермея позволила снимать фильм на фоне «естественных декораций» в виде типовых жилых домов, поставив несколько условий, в частности вовлечение в съемочный процесс местного «трудного» населения. Поэтому второстепенные роли в картине играют жители Монфермея: к примеру, уличных рэперов играют уличные же рэперы Монфермея.

Съемки стартовали в конце сентября. Режиссером фильма является Пьер Маррель, а Бессон, глава выпускающей компании Europacorp, -- продюсером. В фильме снимаются Джон Траволта («Криминальное чтиво», «Бриолин») и Джонатан Рис-Мейер («Матч-пойнт»). Траволта играет американского секретного агента, выполняющего «опаснейшее задание» в Париже, Рис-Мейер -- полицейского.

Однако выпускающая компания Бессона Europacorp опровергла сегодня все сообщения о «бунте», заявив, что «съемки не прекращались», пишет Figaro. Europacorp выпустила коммюнике, в котором говорится, что Бессон, «один из редких режиссеров, развивающих художественные проекты, адресованные трудным подросткам», поддерживает «хорошие отношения с жителями пригорода». «Некоторые молодые люди, узнав бюджет фильма, захотели пересмотреть свой ежедневный гонорар», -- подчеркивается в заявлении Europacorp. Однако это выступление не помешало съемочному процессу, отметили в компании.

Бессон участвует в нескольких проектах в неблагополучных городах парижского региона, в частности проводит кинофестивали. Французский режиссер уверен: «В пригородах есть жизнь, люди полны идей. Они полны желания есть жизнь, что-то делать, создавать. Они хотят, чтобы что-то сдвинулось с места».

Саркози vs мигранты Будучи главой МВД в 2005 году Саркози вызвал полемику во французском обществе, заявив о необходимости «вычистить» пригороды и назвав некоторых их жителей «отбросами».

Главная проблема пригородов Парижа -- обеспечение безопасности. В подобных "гетто", населенных выходцами из Северной Африки, даже полицейские не ездят поодиночке. В конце ноября прошлого года более сотни полицейских получили ранения в результате трехдневных уличных беспорядков в северных пригородах Парижа (департамент Сена-Сен-Дени). Причиной стало столкновение полицейского автомобиля и мотоцикла в Вилье-ле-Бель, в результате чего погибли два подростка, 15 и 16 лет. Протестуя против «полицейского произвола», местные молодые люди начали жечь автомобили, школы, магазины и рестораны.

«Я шокирован тем, как относятся здесь к местным жителям. Их действительно ставят в трудное положение. Они живут в ужасающе грязных районах, им не дают работать, до них не ходят автобусы и метро: да, так никаких проблем не будет», -- иронизирует режиссер, пишет Le Monde. «Жители (пригородов) являются жертвами рыночной экономики, согласно законам которой если ты не приносишь достаточно денег, то тобой не занимаются», -- в марксистском ключе замечает Бессон.

Напомним, что самые "кровавые" беспорядки в парижских пригородах произошли осенью 2005 года. Они длились три недели. Причиной волнений стала смерть двух подростков -- выходцев из Северной Африки, убегавших от полицейских в Клиши-су-Буа. Они попытались скрыться в трансформаторной будке и погибли от удара током. Во время акций протеста было сожжено несколько тысяч автомобилей, беспорядки затронули многие французские пригороды.

В рамках помощи «неблагополучным» пригородам, населенным преимущественно мигрантами из Северной Африки, Николя Саркози в начале февраля этого года заявил о выделении €500 млн на финансирование и развитие проблемных парижских районов, рискующих превратиться в африканские и арабские гетто. Также в течение трех лет в наиболее чувствительных пригородных кварталах дополнительно появятся 4 тыс. полицейских для поддержания порядка и борьбы проявлениями уличного насилия.

Листаю школьную тетрадь девятилетней Клод Моэм из Амьена. Тетрадь называется «Рассказы о жизни». Из нее можно узнать, как Клод впервые ходила на каток, что дома у нее есть два кролика, что новая учительница ей очень понравилась... Незамысловатые истории из жизни французской школьницы, одной из миллионов мальчишек и девчонок, которые живут в почти трех миллионах французских семей. В 465 тысячах этих семей - один ребенок, в 1 миллионе 450 тысячах - два или три, в 600 с лишним тысячах - четыре и больше. Двести дней в году дети свободны от учебных занятий. Как проводят они это время? Социологи выяснили, что почти все свободное время дети предоставлены сами себе. Они мало играют, читают, посещают театр и кино; восьми детям из десяти все это заменяет телевизор.

В столичном парке Монсури, неподалеку от озера, где горделиво плавают общие любимцы - лебеди, есть укрытый плющом уголок. Отсюда в погожие выходные дни нередко слышен дружный ребячий смех - это заезжие актеры дают кукольный спектакль. Но и таких временных театриков в стране не столь уж много. Постоянных актерских трупп, которые ставили бы спектакли для детей, нет вообще. Вот малыши и довольствуются немногим, что им дарит город: игрой музыканта в метро или представлением уличного фокусника.

Скудость духовной пищи для юных признают и официальные власти. Чтобы как-то исправить положение, министерство просвещения в январе 1979 года учредило бюро по организации театральных зрелищ. Однако досуг школьников не стал намного богаче. По-прежнему львиная доля его приходится на кинематограф и телевидение. Национальное телевидение делает попытки занять ребят. Популярностью у школьников пользуются передача, сходная с нашей программой «В мире животных», приключенческие ленты. В последние годы сделано несколько интересных фильмов для подростков. Что касается кинолент для детей младшего возраста, то их ничтожно мало. За двадцать последних лет отсняты всего два фильма-сказки: «Волшебная лампа Аладдина» и «Шкура осла». Разумеется, во Франции не перевелись талантливые режиссеры детского кинематографа. Просто кинодельцам невыгодно выпускать детские фильмы. Вот и смотрят маленькие французы фильмы на манер «Войны звезд», «Человека-паука», которые заставляют содрогаться от омерзения и ужаса не только малолетних.

Говорят, что статистика знает все. О французских подростках ей известно, что треть из них в свободное время предпочитает ходить в кино, половина - заниматься спортом, остальные - играть, посещать театры, музеи.

Помню полный зрительный зал парижского театра «Вест», школьников, жадно следивших за спектаклем. Шла пьеса Брехта «Пунтила и его слуга Матти». Симпатии зала явно были на стороне ловкого, смышленого Матти. Но приобщиться к искусству подростки могут не часто. Ведь театральный билет стоит не менее 25 франков.

В культурном центре им. Помпиду в Париже в начале 1978 года состоялась выставка «Детство». Здесь демонстрировалась кинолента, на которой скрытой камерой запечатлен день подростка. Воспользуемся и мы подобным приемом, мысленно представив день подростка в современном французском городе. В 16 часов 30 минут он выходит из школы. Что делать? Оставаться на улице? Некуда идти, да и небезопасно - вполне можно угодить под автомобиль. Тогда, может быть, в сквер? Но бдительные служители начеку. На траве скверов можно играть только малышам. Идти домой и сидеть в пустой квартире неинтересно. Так город «отторгает детство», что приводит порой к самым плачевным результатам: подростки сбиваются в банды, среди них быстро растет все дурное.

Усилия общественности, отдельных энтузиастов, направленные на организацию досуга школьников, оказываются далеко недостаточными для того, чтобы улучшить положение в целом. Как уже говорилось, по инициативе родителей, учителей в ряде городов создаются Дома детства. Левые муниципалитеты организуют музыкальные, спортивные занятия для детей. Так, в Сен-Кентене открыты детская балетная студия, секции спортивной борьбы, в Гренобле - музыкальная школа. Но посещать эти занятия могут далеко не все: ведь за них надо платить 400-500 франков в месяц.

В официальных кругах любят повторять, что Франция - страна высокой цивилизации, где эксплуатация детского труда запрещена. Действительно, такие законы имеются. И приняты они были в свое время под напором демократического, рабочего движения. Но далеко не всегда эти законы соблюдаются. Обратимся к свидетельству буржуазной газеты «Монд» за 6 сентября 1979 года. Здесь говорится, что детский труд повсеместно эксплуатируется в так называемых «малых профессиях»: дети работают подносчиками на рынке, сортировщиками, сборщиками мелких деталей. Работу школьники выполняют во время, которое отведено им для отдыха, то есть в каникулы и выходные дни.

Для французского подростка город - огромный лабиринт, выходы из которого для него заперты. У подавляющего большинства французских школьников нет возможности отдохнуть во время каникул. Частные пансионаты достаточно дороги. Летние лагеря («колонии для каникул»), «снежные», «морские» классы ежегодно охватывают всего около полутора миллионов ребят. Остальные одиннадцать с половиной миллионов этой возможности лишены. Организованный отдых - дорогое удовольствие во Франции. Скажем, один день пребывания в «снежных классах» сейчас обходится семье школьника без учета стоимости проезда в 50 франков. Государственные ассигнования на организованный отдых детей мизерны; родителям приходится брать все расходы на себя.

Особенно остро стоит проблема отдыха и досуга во время каникул школьников в крупных городах. Что, например, делают почти 400 тысяч учащихся французской столицы?

«Помещайте своих детей в «зеленые центры»!» - советует объявление парижского муниципалитета. В «зеленых центрах», расположенных в парковых массивах города, каждое лето отдыхает около 10 тысяч ребят из тех, кто не смог выехать за город. Здесь дети заняты различными играми, соревнованиями. Тут же за плату они обедают. «Это все же лучше, чем оставить детей на улице», - говорит директор «зеленого центра», который расположен в Венсенском лесу.

«Зеленые центры», однако, не снимают остроты проблемы: ведь их мало, и рассчитаны они лишь на детей до четырнадцати лет. «Зеленые центры» лишены необходимых бытовых помещений, нередко здесь нет даже водопровода.

Детям с четырнадцати лет не дано и того, чем располагают те, кого принимают в «зеленые центры». Ведь нельзя всерьез принимать чуть больше десятка детских клубов, работающих в Париже во время каникул.

В итоге без присмотра остаются тысячи юных парижан.

Во французских городах открываются для ребят «приключенческие площадки», где можно поиграть, пообщаться с друзьями. Но участь этих площадок часто незавидна. С какой помпой была открыта парижским муниципалитетом «приключенческая площадка» на улице Сен-Поль в июне 1972 года! Устроители рисовали радужные перспективы повсеместного создания таких площадок. Но этому не суждено было сбыться. А площадку на улице Сен-Поль спустя два года закрыли, так как ее территорию продали под строительство отеля.

Какой он, сегодняшний французский подросток? Чем живут, о чем мечтают пятнадцати-семнадцатилетние французы? Кто они, эти ребята в синих джинсах, черных суконных куртках с металлическими пуговицами, на мопедах и в касках, которые делают их похожими на космических пришельцев? О подростках во Франции пишут книги, снимают фильмы, ведут бурные споры. Активен и сам подросток. Все чаще рядом с извечными темами первого чувства у него рождаются иные темы - протеста против окружающей жизни. Вот что пишет школьница Хюгет в стихах, которые можно назвать своеобразной исповедью сегодняшнего французского подростка:

Я прохожу по городу среди шума и куда-то спешащих людей. Все они заключенные - Заключенные у жизни, привычек, родителей, жен, общества... Рабы золота, они подвластны только ему. Я призываю этих людей жить иначе - не быть равнодушными, не замыкаться в своем тесном мирке. Я призываю этих людей взглянуть на других, понять других, остановиться подле умирающего на тротуаре. Я призываю их... Но не похожа ли я сама на этих людей?!

Это было в Лиможе на встрече с местными лицеистами. Среди множества вопросов выделялось несколько: «Есть ли у вас автомобиль?»; «А своя собака?»; «А к морю вы ездите каждый год?» Разумеется, нет ничего предосудительного в таких вопросах. Настораживало иное: чувствовалось, что для тех, кто их задавал, в безмятежности и праздности и заключался смысл жизни.

Молодости свойственны высокие порывы. Но их глушит пресс «общества потребления». Данные многочисленных опросов свидетельствуют о распространенности среди учащейся молодежи во Франции настроений индивидуализма и конформизма. «Средний лицеист считает, что единственно правильный в жизни путь - приспособление» - таков вывод анкеты журнала «Гид студента» за 1977-1978 годы. Шестьдесят процентов учащихся восьми лицеев, опрошенных в 1975-1976 годах, не смогли ничего сказать о своих политических убеждениях. Из тех, кто пытался ответить, половина заявила, что испытывает безразличие к внутриполитическим проблемам страны. Из пяти тысяч учащихся коллежей и лицеев, которые были опрошены в 1978-1979 годах, каждый второй признал, что испытывает разочарование в таких ценностях, как гуманность и прогресс. Большинство опрошенных зимой 1979 года лицеистов из Орлеана смотрят в будущее с «крайним пессимизмом».

Безрадостные настроения старшеклассников объяснимы. Не случайно директор лицея в Сен-Дени свое учебное заведение назвал одной из «фабрик для подготовки безработных». Вспоминаю девчушку-флейтистку лет шестнадцати в переходе парижского метро, где она игрой зарабатывала на жизнь. Всплывает в памяти и иная картина: светящиеся лица юных музыкантов на отчетном школьном концерте в Гренобле. Не ожидает ли и их участь этой девушки? Не ожидает ли безработица тысячи других выпускников школы? Ведь даже по официальным данным, в 1977 году десять процентов юношей и девушек, закончивших технические коллежи, не смогли найти работу. «Мужайтесь и не теряйте надежды» - вот все, что мог сказать им тогдашний министр просвещения Р. Аби.

Все больше старшеклассников испытывают отвращение к буржуазной государственной машине. По данным «Гида студента», четверть опрошенных этим журналом учащихся отказалась принять участие в голосовании на последних парламентских выборах.

Некоторые педагоги объясняют поведение молодых «естественной враждой к взрослым». Но ведь мир взрослых как раз и порождает подобное поведение. Идеи, мораль этого мира все более противоречат гуманным принципам. Буржуазная «массовая культура» навязывает подростку бездушные образцы - имиджи. Непристойные фильмы, наркотики делают свое дело. В очередном циркуляре министра просвещения вновь содержится призыв усилить борьбу с наркоманией среди учащейся молодежи. Наркомания среди учащихся приобрела такие масштабы, что министерство просвещения предприняло ряд особых мер: в 1978/79 учебном году начата специальная кампания в школах по борьбе с употреблением наркотических веществ; в программы четвертого и третьего классов средних школ по биологии введен раздел, посвященный вредным последствиям употребления наркотиков; рекомендовано создавать при учебных заведениях «клубы здоровья». Но что может поделать школа, если наркомания превратилась в национальное бедствие?!

Еще недавно в консервативных кругах с удовлетворением отмечали спад гражданской активности учащихся-старшеклассников. Как писала «Монд», старшеклассники будто впали в спячку. Но таков ли на самом деле французский подросток, как уверяют многие буржуазные журналисты, социологи, педагоги? Не выдается ли желаемое за действительное?

«Беспокойным поколением» называет французских подростков коммунист-педагог М. Люмброзо. Подростки, говорит он, убеждаются, что общество, где они живут, делается все более жестоким, враждебным прогрессу. Подростки жаждут изменить это общество, но часто ощущают свое бессилие.

Вот лишь некоторые выступления учащихся. Октябрь 1978 года. Делегаты от шестидесяти лицеев учредили «национальный комитет действия». Ноябрь 1978 года. Закрыт лицей в Верхней Гаронне; повод - выступление учащихся. Февраль 1979 года. Состоялась пресс-конференция, где объявлено о решимости учащихся добиваться более широкого участия в классных советах. Март 1979 года. Многотысячные демонстрации учащихся лицеев и коллежей в Париже, Марселе, других городах. Октябрь 1979 года. Состоялись выборы в классные советы; делегация лицеистов требует от министра просвещения реальных прав в этих органах...

У подростков во Франции есть возможность заниматься самыми разными видами деятельности, в зависимости от местности, где они проживают: городская или сельская, север или юг. Правительство Франции активно пытается включать подростков в социальную жизнь и деятельность страны.

Времяпровождение для подростков во время учебного года и каникул

Детские лагеря
Для детей школьного возраста действует общегосударственная программа оздоровительных лагерей (centres aérés ), открывающих свои двери на протяжении всего учебного года по средам, куда ребенка можно отправить либо на весь день, либо на вторую половину дня, поскольку основная часть школ по средам закрыта. Родители могут выбирать дни посещения, в зависимости от предлагаемых занятий, оплата зависит от доходов родителей. Подробную информацию можно получить в школе либо в муниципалитете.

Лагеря отдыха
На время школьных каникул во Франции открывается множество летних лагерей (colonies de vacances ) для детей и подростков от 6 до 16 лет, как пансионатного типа, так и дневного пребывания. В интернете можно найти всевозможные лагеря отдыха (colonies de vacances ) по интересующим критериям: местоположение, возрастная группа или предлагаемые занятия и деятельность. Местная мэрия или региональное управление по делам молодежи и спорта (Directions Départementales de la Jeunesse et des Sports ) предоставят исчерпывающую информацию о детских лагерях отдыха в вашем регионе.

Дополнительная информация о летних лагерях:

  • 123sejours

Музеи и другой развивающий досуг
Как правило, для посетителей до 18 лет вход в музеи бесплатный либо со скидкой. Некоторые музеи предлагают различные курсы и семинары во время школьных каникул. Детальную информацию можно получить в ближайшем бюро по туризму (office de tourisme ).

Кинотеатры очень популярны во Франции; в период летних каникул устраиваются «дни кино» (journée du cinéma ), с круглосуточным показом фильмов по сниженным ценам. Круглый год студентам и школьникам предоставляется скидка при посещении кинотеатров.

Музыкальные школы
Во многих больших и маленьких городах есть музыкальные школы (école de musique ), где проводится и обучение музыке и специальные занятия, направление на развитие музыкальных знаний и умений. За подробной информацией можно также обратиться в школу или мэрию.

Скауты
Скаутское движение по-прежнему распространено во Франции; в настоящее организация скаутов слилась с ассоциацией вожатых. В основе французского скаутского движения лежит католическая организация.

Дополнительная информация на французском языке о деятельности Французской Ассоциации скаутов и вожатых: SGDF .

Местные организации движения скаутов: Inter Scoutnet

Молодежные организации
Множество учреждений занимаются организацией досуга и развития детей подросткового возраста во Франции, включая школы, колледжи, туристические агентства и муниципалитеты (Mairie ). Спортивные секции обычно работают по средам и субботам.

Французское Министерство по делам Молодежи (Ministère de la Jeunesse ) и специализированная информационная служба ( ) оказывают консультационные услуги, помощь в трудоустройстве и организации досуга и молодежной деятельности, включая сеть клубов и лагерей.

Министерство по делам Молодежи

Дополнительная информация о школьных каникулах во Франции на нашей страничке

Программы обмена
Подросткам и молодым людям предлагается множество программ обмена в Европейском Союзе и других странах. Например, Международный клуб организовывает обмены в Париже для подростков старшего возраста и студентов.

Дополнительная информация на английском языке о программах обмена во Франции и других странах: портал Евросюза Ploteus

Волонтерские организации
Волонтерская деятельность пользуется популярностью среди молодых людей, не в последнюю очередь благодаря возможностям приобретения массы полезного опыта и опыта работы, которые она предоставляет.

Дополнительная информация о различных волонтерских программах и организациях, ищущих волонтеров во Франции и других странах- Европейский Молодежный Портал .

Волонтерская работа является хорошим способом приобретения опыта работы и может привести к трудоустройству на постоянной основе.

Дополнительная информация о волонтерской работе во Франции либо в другой стране: Международная Волонтерская Служба (International Voluntary Service )

Трудоустройство молодежи
Безработица среди молодежи (chômage des jeunes ) является проблемой на всей территории Франции. Официальные отчеты предполагают, что она также служит причиной молодежной преступности и растущем количестве самоубийств среди молодежи.
Школы подчеркивают важность получения диплома о полном среднем образовании, во Франции приравненного к бакалавриату (baccalauréat ). Французские школьники заканчивают школу в возрасте 18 лет, и бакалавриат является «пропуском» к высшему образованию.

С правовой точки зрения, вопросы трудоустройства во Франции регулируются французским Трудовым Кодексом (Сode du travail ). По закону, французская трудовая неделя составляет 35 рабочих часов, с определенной гибкостью касательно графика работы для выработки этих часов. Сверхурочная работа разрешается, но с очень строгими ограничениями.

Дополнительная информация на английском языке на Европейском портале трудовой мобильности EURES

Подросткам официально разрешено работать с 14 лет, однако только с разрешения родителей. Как правило, работа для подростков является формой ученичества, которое может совмещаться или не совмещаться с обучением в школе либо профессионально-техническом заведении. В случае неудачного прохождения ученичества, до 16 лет у подростка есть возможность прервать его и вернуться в школу.

Молодые люди старше 14 лет имеют право работать во время каникул, однако до достижения 16-летнего возраста у них в обязательном порядке должно оставаться время для летнего отдыха. Кроме того, подросткам разрешается выполнять только физически приемлемые для них работы и работать не более 10 часов в день и без ночных смен. Максимальная длительность рабочей недели для подростков такая же, как для взрослых - 35 часов, и для них действуют ограничения по контрактам и минимальной заработной плате. Для найма работников младше 18 лет наниматель должен получить специальное разрешение.

Министерства по занятости

На протяжении всего года во Франции есть возможность сезонных работ: в индустрии туризма, на сборе винограда (vendange ) и фруктов. Такие работы не слишком хорошо оплачиваемы, однако, по закону работники должны зарабатывать не менее минимальной заработной платы (SMIC ).

Дополнительная информация о работах в сельском хозяйстве в Службе международных программ обмена и сельскохозяйственной практики (Services des Echanges et des Stages Agricoles dans le Monde, SESAME ):
Адрес: 6 Rue de La Rochefoucauld, 75009 Paris 09
Телефон: 01 40 54 07 08

Студентам и молодым людям, ищущим временную работу или работу на неполный рабочий день, следует связаться с Центром информации и документации молодежи (Centre d"Information et de Documentation Jeunesse, CIDJ ).

Подростки и их консультирование
По всей Франции подросткам, столкнувшимся с проблемами из-за алкоголя или наркотиков, предоставляется бесплатная профессиональная помощь. Социальные работники, работники здравоохранения и местная полиция регулярно посещают многие школы для просветительских бесед о вреде алкоголя и наркотиков. В достаточно крупных городах есть центры помощи для молодежи (Centre Accueil et Aide aux Jeunes ), куда молодые люди могут обратиться за профессиональной помощью.
Внимание: телефонные номера местных консультационных служб и центров помощи указаны на обложке всех французских телефонных справочников.

Дополнительная информация:

  • Организация SOS amitié оказывает помощь наркозависимым и больным СПИДом, в том числе по телефону доверия.
  • Телефонные консультации на английском языке: Counselling in France
  • По телефону доверия SOS Helpline можно также получить помощь на английском языке: 01 46 21 46 46. Время работы: ежедневно 15:00-23:00

Подростки и алкоголь
Злоупотребление алкоголем остается проблемой для Франции. Статистика показывает, что употребление алкоголя вызывает до 17000 смертей ежегодно, в большинстве случаев в экономически неблагополучных городских и сельских местностях.

Французский закон разрешает употребление алкоголя с 16 лет, однако его выполнение зачастую игнорируется, и в барах можно видеть употребляющих алкогольные напитки подростков младше 16 лет.

Дополнительная информация на французском языке:

  • Сайт Анонимные алкоголики (Alcooliques Anonymes ).
  • Англоязычные встречи Анонимных Алкоголиков на Лазурном Берегу
  • Круглосуточный телефон доверия на французском языке: 0820 32 68 83

Подростки и наркотики
Хотя проблема употребления наркотиков во Франции не решена, употребление запрещенных тяжелых наркотиков здесь менее распространено, чем во многих других развитых странах. Ответственность за борьбу с распространением и употреблением наркотиков лежит на французском Министерстве внутренних дел.

Дополнительная информация на французском языке на сайте Управления по борьбе с наркоманией и токсикоманией

Информация включает в себя последние законодательные инициативы по борьбе с проблемой наркомании, а так же текущее правовое положение. Употребление наркотиков, включая гашиш и марихуану, запрещено законом Франции. Хранение и продажа наркотиков так же ведет к суровому наказанию.

На сайте Управления по борьбе с наркоманией также опубликована подробная информация на французском языке для родителей с описанием признаков, указывающих на употребление подростком наркотиков и ссылки на группы поддержки.

Подростковая беременность во Франции
Со школьниками проводятся образовательные беседы и профилактические консультации по вопросам половой жизни и предотвращения нежелательной беременности. Французская организация по планированию семьи (Planning Familial ) отвечает за информирование подростков о контрацепции, абортах (avortement ), венерических заболеваниях и СПИДе (SIDA ).

Дополнительная информация на французском языке на сайте Planning Familial

Прерывание беременности (IVG ) во Франции разрешено законом до 12 недель после зачатия. Перед прерыванием беременности, девушке в обязательном порядке дается период в одну неделю на «размышление», за исключением срочных случаев, когда такой период может быть сокращен до двух дней.

Приняв решение о прерывании беременности, девушка прежде всего должна обратиться к своему лечащему врачу либо в государственную больницу или клинику, проводящую аборты. Девушки до 18 лет должны встретиться с профессиональным психологом-консультантом в течение недели, данной «на размышление», и через несколько дней после аборта. Для прерывания беременности согласия родителей не требуется, однако девушка должна быть в сопровождении совершеннолетнего лица старше 18 лет в продолжение всех процедуры.

СПИД (SIDA ) по-прежнему вызывает беспокойство во Франции, и государственные медицинские центры по всей стране предоставляют бесплатную и конфиденциальную информацию для всех, кто в ней нуждается. Школьникам предоставляют информацию о заболевании и способах заражения, а так же напоминают о наличии автоматов для продажи презервативов в общественных местах - автоматы часто расположены на здании аптек и в супермаркетах.

Обучение вождению во Франции
Минимальный возраст для вождения транспортных средств во Франции:

  • 14 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя ниже 50 куб. см. и максимальной скоростью 45 км/ч
  • 16 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя от 51 до 80 куб. см. и максимальной скоростью 75 км/ч
  • 18 лет - для машины или мотоцикла с объемом двигателя свыше 125 куб. см.

У многих французских подростков есть скутеры. Скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см. не имеют права выезжать на автомагистрали (autoroute ). В настоящее время в целях снижения значительного числа ежегодных серьезных аварий и смертельных исходов, подростки от 14 лет, желающие ездить на скутере или мотоцикле, обязаны пройти письменный тест и практический экзамен на вождение.

Полноценные водительские права требуются для любого вида транспорта с объемом двигателя свыше 50 куб. см.
Сертифицированные защитные шлемы обязательны для водителя и пассажира мотоцикла в продолжение всей поездки. Страхование ответственности перед третьими лицами (responsabilité civile/ minimale/ tiers illimitée ) обязательно для всех транспортных средств; возможно также комплексное страхование (assurance tous risques ). Водитель всегда обязан иметь при себе следующие документы: водительское удостоверение, документы о регистрации транспортного средства и страховой полис.
Французское правительство предоставляет молодым людям с финансовыми трудностями возможность обучиться автовождению по сниженным ценам.

Дополнительная информация на французском языке об обучения вождению для подростков, правилах дорожного движения (code de la route ) и получении водительских прав (permis de conduire ) на сайте Le Permis

Сайт Министерства транспорта Sécurité Routière также предоставляет законодательные требования касательно вождения, а также информацию о безопасности дорожного движения на французском языке.

Вождение и алкоголь
В настоящее время, правоохранительные органы Франции ужесточили контроль вождения в нетрезвом состоянии: водителей останавливают и проверяют на наличие алкоголя в крови гораздо чаще и даже в малонаселенных сельских районах. Водитель считается нетрезвым, если уровень алкоголя в его крови равен или превышает 0,5 грамма на литр. Значительное превышение дозволенного уровня алкоголя в крови, либо обнаружение в крови запрещенных субстанций (наркотиков) сурово наказывается, вплоть до тюремного заключения.

Дополнительная информация на страничке i-Riviera