Сновидение - определения из процессуального словаря. Осознанные сновидения. Работа со сновидением

Вы бы заметили, как вы невероятно восприимчивы, по существу, даже беспредельно восприимчивы к определенным чувствам, как если бы вы были цветком, замечающим малейшие изменения ветра. Чем более осознающим вы становитесь, тем более вы восприимчивы и потому менее склонны к более дуалистическим переживаниям «себя» и «других». Вы просто осознаете свою восприимчивость.

Достижение глубоких переживаний, характерных для 24-часового Осознаваемого Сновидения, было духовной целью множества людей на протяжении тысячелетий. Даосы называли сны, фантазии и повседневную реальность «Дао, которое может быть выражено», и предостерегали, что это - не истинное Дао. Мы могли бы сказать, что они говорили о 24-часовом Осознаваемом Сновидении и о Сновидении, которое имели в виду австралийские аборигены.

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы называл Дао «первичной силой». По его словам, «должна существовать какая-то первичная сила, но мы не можем найти этому никаких доказательств. Я верю, что она действует, но не могу ее видеть. Я могу ее чувствовать, но она не имеет никакой формы».

Патанджали - легендарный учитель йоги, живший в Индии в IV в. - рекомендовал «свидетельствовать процесс сновидения и сна без сновидений». Мы могли бы сказать, что он рекомендовал осознавать чувственный опыт, предшествующий обычным сновидениям. Вскоре после этого тибетские буддисты изобрели метод, названный ими «Йогой сновидения», который предназначался для достижения осознаваемости и днем, и ночью. В книге «Сон, Сновидение и Умирание» Далай-лама определяет йогу сновидений тибетских традиций как «практику, сходную с тем, что на Западе называют осознаваемым сновидением».

В западной традиции под осознаваемым сновидением подразумевается пробуждение в сновидениях, которые бывают у нас во сне. По контрасту с этим, Йога Сновидения имеет более всеобъемлющую цель, которая включает в себя 24-часовое Осознаваемое Сновидение, то есть, осознание чувственных состояний, предшествующих всем видам мышления и восприятия. Тибетские монахи называли эту большую цель «Великим Пробуждением».

Как мы видели в предыдущей главе, современные и древние исконные традиции считают повседневный мир своего рода цветком, произрастающим из сновидящей Земли. Раньше человеку не требовалось особого призвания, чтобы замечать, что реальность возникает из сновидящей Земли; эта практика составляла часть индивидуального развития и системы убеждений любого человека.

Например, согласно верованиям южноамериканского племени Наи-мус-ена, обыденная реальность возникает как сноподобная часть их великого божества. Точно так же ранние индийские философы полагали, что мир произошел от рилы Сновидения великого бога Брахмы. Американские индейцы хопи называли своего творца «A"NE HIMU» - «Могущественным Нечто», создавшим все проявления. Обратите внимание, что у этого могущественного «нечто» нет прямого словесного эквивалента в повседневной жизни. Это сила вселенной, создающая весь реальный мир.

Возможно, вы помните картинку в конце главы 1, на которой показано, как реальность консенсуса вырастает из страны грез и Сновидения. Она снова изображена ниже.

На самом верху находится Уровень III - обусловленная реальность, или реальность консенсуса (сокращенно «РК»). Страна грез состоит из ночных сновидений и фантазий, которые могут неожиданно возникать у вас в дневное время. Сновидение составляет основу всего. Это «первичная сила» Чжу-ан-цзы или «Дао, которое не выразимо словами», Сновидение австралийских аборигенов, Брахма, «Могущественное Нечто» и божества американских индейцев, персонифицирующие Сновидение.

В мире индейцев хопи повседневная реальность уже проявлена; таким образом, реальные объекты составляют часть прошлого. Иными словами, то, что все остальные считают настоящим, для индейцев хопи - прошлое, поскольку, согласно их представлениям, теперешняя повседневная реальность представляет собой результат опыта, который уже произошел! Хопи не говорят о прошлом, настоящем и будущем; вместо этого они рассматривают настоящее и прошлое с точки зрения «того, что проявлено». Будущее - это «то, что начинает проявляться». Будущее представляет собой Сновидение, которое еще не развернулось.

Чувственный необусловленный опыт - это тенденция, которая пока еще не проявилась на уровне обыденных представлений.

При 24-часовом Осознаваемом Сновидении вы замечаете Сновидение, замечаете мерцающие сигналы, например, внезапные чувства, которые вы не можете объяснить. Этот опыт далек от повседневного осознания, и большинству из нас, живущих в цивилизованном мире, необходимо заново тренировать свое осознание, чтобы быть способными воспринимать эти сигналы.

Как мы знаем из прошлой главы, согласно представлениям австралийских аборигенов, в повседневной реальности не может существовать ничего, что бы сначала не существовало в Сновидении. В туземных культурах людей учили замечать Сновидение в настоящем, поскольку контакт со Сновидением гарантировал безопасное будущее.

Музыка очень близка к Сновидению.

В некоторых племенах человек, проснувшись утром, первым делом в одиночестве отправляется в буш или на берег моря и сочиняет песню, основанную на сновидениях, которые он видел прошедшей ночью. Эти люди верят, что звери и птицы слышат песню о сновидении и признают, что певец соприкасается с внутренним миром, и потому помогают ему в охоте или собирательстве в течение дня. Современные духовные учителя из Индии, например, Шри Рамана Махарши (1837-1950), подчеркивали, как важно жить ближе к Сновидению - к состоянию, которое он называл «естественной жизнью», единством, предшествующим двойственности. Индийский аналог 24-часового Осознаваемого Сновидения - это сахаджа самадхи в индуизме. В «Энциклопедии Восточной Философии и Религии» санскритский термин самадхи определяется как «состояние сознания за пределами бодрствования, сновидения и глубокого сна», а сахаджа - как «естественное состояние».

Еще одним духовным учителем, говорившим о Сновидении, был Шри Ауробиндо (1872-1950) - борец за независимость Индии и мистический философ, который пережил духовное преображение, находясь в тюрьме по подозрению в совершении т еррористических актов в 1908 г. Он стал великим учителем, предложив различные методы достижения осознания божественного естественного состояния, которое дает начало жизни.

Осознаваемое Сновидение

До настоящего времени западные подходы к осознаваемому сновидению сосредоточивались на достижении осознаваемости в снах, которые случаются ночью, а не осознания самого Сновидения. Для этой цели современные духовные учителя, например, Рудольф Штайнер, изучали различные аспекты осознаваемого сновидения. В 70-е годы Ален Уорсли в Британии и Стивен Лаберж в Калифорнии научились достигать осознаваемости сновидения (ночью) и совершили беспрецедентные научные шаги в изучении сновидений. Они обнаружили связь быстрых движений глаз (БДГ) с наличием сновидения.

Быстрые движения глаз отражают движения глаз сновидящего. Если в сновидении вы поднимаете взгляд кверху, то во сне ваши брови поднимаются вверх. Быстрые движения глаз можно регистрировать с помощью электроэнцефалографа. Впервые в истории науки люди, пройдя необходимое обучение, могли (посредством своих БДГ) подавать весть из мира сновидений, продолжая сновидеть! Таким образом, западное понятие осознаваемого сновидения стало ассоциироваться с пробуждением в сновидении.

24-часовое Осознаваемое Сновидение

Недавно Далай-лама указывал, что тибетские йоги развивали осознаваемость сначала в медитации, затем в сновидениях и, наконец, в глубоких медитативных состояниях в обыденной реальности. Далай-лама назвал достижение такой осознаваемости «Великой Реализацией». По его словам, Великая Реализация - это «изначальное сознание», которое может проявляться в бодрствующем сознании без действительного погружения практикующего в медитативное состояние. Иногда говорят, что оно имеет место «в промежутках между мыслями; оно представляет собой... фундаментальную суть самого сознания. ... Поэтому оно лежит в основе всего содержания ума».9 Это еще одно вечное описание того, что я называю 24-часовым Осознаваемым Сновидением.

Ваш опыт сновидения

До сих пор я говорил о различных учениях, касающихся 24-часового Осознаваемого Сновидения, чтобы продемонстрировать универсальность интереса к Сновидению и его фундаментальную связь с духовными традициями.

Вскоре вам представится шанс исследовать свой собственный опыт Сновидения, чтобы понять, что такое 24-часовое Осознаваемое Сновидение. Но сначала позвольте мне сказать немного больше о том, как выглядит Сновидение. Сновидение выражает себя в вашем осознании, во всем, что вы замечаете. Оно выражается в вашем повседневном опыте, а также в ваших снах, фантазиях и еще не вербализованных чувственных переживаниях.

Когда начинают проявляться эти переживания Сновидения, они выглядят как едва заметные или мерцающие невербальные ощущения, настроения и наития, которые нелегко перевести в слова и которые вы редко понимаете своим повседневным умом.

Далее Сновидение появляется в вашем осознании в виде сигналов, идей и восприятий, которые сохраняются и перестают периодически исчезать. По всей вероятности, вы называете эти «сигналы, идеи и восприятия» болями, дискомфортом, мечтами и мыслями. Главное различие между такими переживаниями и предшествующими более неуловимыми мерцающими ощущениями состоит в том, что эти устойчивые восприятия можно выразить с помощью повседневного языка.

Таким образом, Сновидение проявляется, по меньшей мере, двумя способами:

1 Сновидения, сигналы и мысли выразимые словами
2 Невербальные едва заметные переживания и чувства

Если вы похожи на большинство людей, то, вероятно, сосредоточиваете большую часть своего внимания на переживаниях, выразимых словами, например, наблюдениях, идеях и мечтах. Чтобы воспринимать более тонкие, не выразимые словами переживания и чувства, вам может понадобиться переучивать свой ум. Это «переучивание ума» означает размышление над умом, который у вас уже имеется!

Несмотря на универсальную значимость Сновидения как основы сознания, вы, вероятно, не обращаете на него внимания, поскольку познающая часть вашего ума не способна непосредственно постигать эту значимость. Дао, которое нельзя выразить словами, именно таково - бессловесно. Вы не можете знать наперед, что именно означают неясные переживания Сновидения. Поэтому в предлагаемом ниже эксперименте вам следует попросить свой познающий ум быть терпеливым и расслабиться, чтобы переживания могли достигать вашего внимания еще до того, как они будут поняты.

Не стесняйтесь искать и заниматься исследованием и уделяйте пристальное внимание своим переживаниям. Мне бы хотелось предложить вам в течение следующих нескольких минут по очереди прочитать ряд вопросов и ответить на них, исследуя свой внутренний опыт. Полезно запастись карандашом и бумагой. Я надеюсь, что вам понравится это самоисследование.

Внутреннее исследование

Начиная с этого момента, прямо там, где вы сейчас сидите или лежите, внимательно изучайте свое тело и свои чувства; мягко спрашивайте себя о том, что вы переживаете. Какие ощущения вы испытываете прямо сейчас? Можете ли вы выразить их словами? Для этого требуется ваша повседневная сознательная осведомленность.

Теперь попросите свой познающий ум ненадолго расслабиться. Расслабьтесь и вздохните. Когда вы будете готовы, просмотрите свой опыт и проверьте, нет ли у вас других чувств, которые пока еще не оформились. Возможно, вам поможет, если вы будете чувствовать себя несведущим, непонимающим и открытым. Осознавание едва заметных чувств развивает ваше «изначальное сознание», то есть, вашу осознаваемость.

Будьте терпеливы со своим осознанием этой неоформленной области своего опыта. Дайте себе время для исследования. Будучи как можно более осознающим, замечайте бессловесные переживания. Представьте себе, что вы исследователь, изучающий неизвестную область жизни. Быть может, вы заметите расслабление, или чувство нервозности или возбуждение.

Теперь идите дальше, замечая и прослеживая эти едва заметные ощущения, по мере того как они изменяются, развертываются или превращаются в образы или другие чувства. Для этого просто терпеливо, мягко и точно сосредоточивайтесь на таких едва заметных переживаниях. Держитесь за них и спокойно замечайте, как они эволюционируют. Давайте им время; они будут рефлексировать над самими собой, проявляться и объяснять себя переживаний, которые вы испытывали в повседневной жизни. Задумайтесь на минуту о своей повседневной жизни. Подумайте о том, что значит осознавать Сновидение, осознавать едва заметные тенденции, и о том, как они могли бы изменить вашу жизнь .

По мере дальнейшего продвижения в этой работе вы будете замечать, как обостренное осознание обогащает ваше ощущение повседневной жизни. Когда вы научитесь переходить от Сновидения к реальности и обратно, вы будете способны осознавать, как повседневная жизнь возникает из Сновидения, и каким образом Сновидение представляет собой магический символ мистической реальности.

Отчуждение от Сновидения

Осознаваемость учит вас, что зарождение ваших мыслей, наблюдений и сновидений происходит прямо сейчас, на заднем плане повседневной реальности консенсуса. Когда вы становитесь более осознающим в своей дневной жизни, вы, перед тем как лечь спать, можете предсказывать, что вы будете думать, делать и видеть во сне.

Пожалуй, единственная причина, по которой иногда так трудно понять ночные сновидения, состоит в том, что вы обычно не обращаете внимания на тенденции, неясные ощущения, наития, чувства, ломоту и боли. Вы замечаете Сновидение только когда оно начинает развертываться, когда телесное ощущение уже вызывает страдание. Вероятно, вы обращаете внимание на свои идеи только когда они уже почти оформились. Чем более осознающим вы становитесь, тем больше вы замечаете свои переживания до того, как они достигают уровня, где их можно ясно чувствовать, обдумывать и вспоминать.

Психологическая причина игнорирования Сновидения заключается в том, что вы научились отделять себя от этих элементарных тенденций, ощущений, дословесных чувств и мыслей. Поэтому сегодня вы склонны оставлять без внимания и отчуждать все, что вы не в состоянии постичь своим обычным умом.

Иными словами, сны трудно понять не потому, что они от природы загадочны, а потому, что вы отделили себя от их источника. С нашей развивающейся точки зрения осознаваемости сны - это порождения Сновидения, точно так же, как дерево представляет собой результат семени в почве.

Обнаружив для себя, как осознаваемость объясняет сновидения, некоторые люди могут задаваться вопросом, прекращаются ли ночные сны, когда вы достигаете большей осознаваемости в дневное время? Вовсе нет! Ваши сны не прекратятся - просто они будут казаться яснее. Иными словами, когда вы достигаете большей осознаваемости, сны не исчезают; они становятся более понятными.

Личный пример

Когда я начинал писать эту книгу, однажды ночью мне приснилось, что я еду в город под названием Ливингстон. Когда я проснулся, я построил ассоциацию с этим местом. С названием «Ливингстон» я связал камень, живой камень алхимиков. Получение этого камня было сутью их работы - Опус Магнус, или Великого Делания. Ее цель состояла в том, чтобы обрести бессмертие или стать подобным камню, то есть, неизменным и неподвластным времени.

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы считал, что Дао - это «первичная сила». Он говорил: «Должна быть какая-то первичная сила, но мы не можем найти никаких доказательств этого. Я верю, что она действует, но не могу ее видеть. Я могу ее чувствовать, но она не имеет никакой формы».

Сновидение проявляется в повседневной жизни сперва в виде мимолетных несловесных ощущений, настроений и наитий. Позднее оно проявляется в виде устойчивых сигналов, идей и восприятий, а также снов и видений, которые можно выразить с помощью повседневного языка.

Если вы диссоциируете себя от Сновидения, вам приходится строить ассоциации с образами снов.

Шредингер был в чем-то подобен психотерапевту. Терапевты, вроде меня, полагают, что человек выглядит как человек только в общепринятой реальности, но за ее пределами, в необусловленной реальности, представляет собой группу субличностей. Вот почему терапевты всегда говорят, что познание самого себя означает познание своих различных частей и процессов. Взгляните хоть на свои сны. Мы знаем, что даже если прошлой ночью вам снился сон с десятью разными фрагментами - скажем, вам снились деревья, собаки, ваш отец, ваша сестра, и школьный учитель - то все эти фигуры или субличности являются необходимыми составляющими вашего полного «я» .В своей повседневнойреальности вы не видите эти субстанции сновидения; они, так сказать, претерпевают суперпозицию, создавая то, что мы могли бы назвать вашим совокупным «свечением», или аурой, вашей силой безмолвия, почти неуловимым паттерном, который движет вами!

В стране грез у вас много субличностей, точно так же, как у атома много квантовых состояний. Каждое состояние, каждая личность, соответствует тенденции или возможной реальной форме вашего поведения в тех или иных обстоятельства.

Разделимые миры

Каждая волна представляет собой, так сказать, отдельный или параллельный мир, путь, по которому вы могли бы пойти, остающийся, по существу, независимым от других выбранных вами путей. Вы, вероятно, уже переживали бесчисленные отдельные пути в своей собственной жизни. Вы можете делать одно, в то же самое время смутно осознавая, что грезите, или фантазируете или мурлычете мелодию о чем-то совершенно другом. Делать одно, при этом напевая о другом - это обычный пример параллельных миров. Полный вы представляете собой суперпозицию обоих миров!

Волны и частицы

Теперь давайте объединим некоторые из этих представлений о материи. Вы вспомните, что в классической физике, равно как и в сегодняшней медицине, частица по прежнему рассматривается как частица, химическое вещество как химическое вещество, а ваше тело - как тело. Теперь квантовая физика и теория струн добавили к этому представление о частицах и телах как облаках вероятности или просто волнах.


Мы только что узнали, что любая волна является суммой других волн. Любая волна - это сумма других волн или параллельных миров. Вспомните, что в первых главах этой книги я рассказывал о том, что Дэвид Бом (и его предшественник Де Бройль) рассматривали частицу в общепринятой реальности, например, электрон, как обладающий массой точечный объект, ведомый через пространство и время

своей волной. Бом представлял себе квантовую волну как «пилот-волну». (Надписи на рисунке: Электрон и его пилот-волна; Схема представлений Бома о материи)

Представление Бома о частицах учитывает виртуальную природу материи, которую мы переживаем в своих телах (как информационную природу интенционального поля), в то же время включая в себя картину того, как мы договорились представлять себе материю и самих себя в

общепринятой реальности (то есть, в виде частиц, объектов и людей в пространстве и времени). Шрёдингер полагал, что амплитуда (или высота) квантовой волны соответствует важности этого

отдельного квантового состояния для системы в целом. При возведении в квадрат, эта амплитуда становится вероятностью событий в общепринятой реальности.

Расстояние между подошвами (проекциями гребней) волн - длина волны - соответствует индивидуальной частоте, или «тону» виртуальных, неизмеримых квантовых состояний.

(Надписи на рисунке, сверху вниз, слева направо: Смысл квантовых волн; Расстояние дает тон; Амплитуда или высота дает важность)

Открытие Шрёдингером волнового уравнения представляет собой одно из великих достижений XX в., оказавшее огромное влияние на большую часть физики и, теоретически, на всю химию. Это чрезвычайно мощный математический инструмент для понимания атомной структуры материи.

Первоначально, Шрёдингер назвал квантовые волны «волнами материи», подразумевая под этим нечто «материальное», что со временем можно было бы измерить. Эти волны оказались неизмеримыми с точки зрения общепринятой реальности, но они «материальны» в смысле телесно переживаемого опыта. Интуитивные догадки Шрёдингера в отношении субатомных сфер, на мой взгляд, были, так сказать, интуитивным ощущением разума сновидящего тела. Некоторые называют его Великим Духом. Другие, возможно, говорят о нем, как о «квантовом уме». Для Шрёдингера это были «волны материи».

Сновидение - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Что такое сон?

Сон - периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных, характеризующееся обездвиженностью и почти полным отсутствием реакция на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов.

Различают несколько видов сна:
  • нормальный (физиологический) сон
  • несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический, медикаментозный...)
  • несколько видов сноподобных состояний (кома, спячка, оцепенение...)

Состояние сна наступает периодически в соответствии с внутрисуточным биоритмом активности-покоя.

Что такое сновидения?

Одни считают, что сновидения - своеобразная система предупреждения человека о развивающейся у него болезни. Не зря говорят: "сны в руку". Другие рассматривают сновидения как "окошко" сквозь которое можно наблюдать процесс познания мира человеком. Например, изобретатель швейной машины Элиас Хоу видел во сне, что схвачен дикарями, вооруженными копьями с дырками в наконечниках. Проснувшись, Хоу понял, что отверстие для нитки разумнее сделать на конце иглы, а не посередке. И Д.И.Менделеев, как известно, навел последние штрихи в своей Периодической системе элементов именно во сне.

Третьи исследователи утверждают, что сновидения - продукт электробиохимических реакций и что веществами, их вызывающими, можно контролировать память человека. Механизм сновидений запускается из области так называемого варолиева моста или продолговатого мозга. Известны два типа нейронов, контролирующих сон. Каждый из них использует различные химические вещества для передачи сигналов. Один тип применяет ацетилхолин, другой - норпинефрин и серотонин. Сны появляются, когда последние

нейроны выключены, а включены лишь нейроны с ацетилхолином. Они посылают быстрые импульсы электрических сигналов в кору головного мозга, в место, где рождаются более высокие мысли и сложные образы. Кора головного мозга принимает эту информацию и превращает ее в связный рассказ. Попытки построить связный рассказ из хаотических сигналов создают странные сюжеты снов. Важно, что у них есть конкретные связи с реальной жизнью, потому что мозг питается реальными воспоминаниями для плетения рассказов.

Первая стадия медленного сна

Вторая стадия медленного сна


Третья и четвёртая стадии медленного сна

Быстрый сон

Фазы, стадии и циклы сна

Сон делится на две фазы:
  • медленный сон (медленноволновой, ортодоксальный, синхронизированный, спокойный, телэнцефалический, сон без быстрого движения глаз)
  • быстрый сон (парадоксальный, десинхронизированный, активированный, ромбэнцефалический, сон с быстрым движением глаз)
У медленного сна различают 4 стадии:
  • 1-ая стадия - дремота
  • 2-ая стадия - поверхностный сон (стадия сонных веретен)
  • 3-яя стадия - сон умеренной глубины
  • 4-ая стадия - глубокий сон (3 и 4 стадии вместе взятые носят название стадии дельта-сна)

У молодых здоровый людей поверхностный сон занимает около 50% всего ночного сна,а глубокий - 20-25%. Фаза медленного сна завершается сменой позы и резким переходом в фазу быстрого сна. Фаза быстрого (парадоксального) сна занимает около 20% времени сна. Медленный сон и следующий за ним быстрый сон формируют цикл сна периодом около 1,5 часов. Нормальный ночной сон состоит из 4-6 таких циклов. В первых ночных циклах периоды быстрого (парадоксального) сна коротки (10-15 минут) и внешне слабо выражены, преобладает дельта-сон (стадии сна умеренной глубины и глубокого сна фазы медленного сна). Во второй половине ночи глубокий медленный сон почти отсутствует, периоды быстрого (парадоксального) сна чрезвычайно длинны (30-40 минут) и интенсивны.

В какой фазe сна мы видим сновидения?

Мы видим сны в фазе так называемого быстрого (или парадоксального) сна. В этой фазе парадоксальным образом расслабляются все гладкие мышцы тела, руки-ноги человека становятся точно парализоваными, наблюдаются неравномерность дыхания и пульса, подергивания лицевых мышц, пальцев, конечностей, у мужчин (любого возраста) возникает эрекция, а глаза за веками начинают молниеносно двигаться. Любопытно, что уже 23-недельный зародыш испытывает такие быстрые движения глаз. В момент быстрого движения глаз спящего энергично действуют нейроны зрения, а нейроны вкуса и обоняния отключены. Именно потому, когда мы в сновидении пытаемся что-либо попробовать на вкус или вдохнуть аромат, мы не ощущаем ни вкуса, ни запаха. Это происходит потому, что кора головного мозга получает сигналы от ствола мозга, а не из внешнего мира.

Сколько снов мы видим за ночь и почему не запоминаем?

За ночь мы видим в среднем 4-5 снов. Когда человек просыпается, около 95% снов исчезают. Это происходит потому, что сны откладываются на время в кратковременной памяти, а химические вещества, необходимые, чтобы запечатлеть их в долговременной памяти, - серотонин и норпинефрин - отключены во время сновидений. Чаще всего мы запоминаем сны, которые видим в момент пробуждения, или те, которые нас сильно напугали или потрясли.

Пять причин появления снов

Сны имеют пять причин своего появления:
  • случайные внешние впечатления
  • собственные дневные занятия
  • болезненное состояние
  • откровение свыше
  • предчувствие души

Первые три случая указывают, что сну не должно придавать никакого значения, так как его происхождение заключается в физических причинах и есть только их естественное последствие. Сны, ниспосланные Провидением, как это записано в священных книгах, не подлежат никакому исследованию - они составляют область религии. Сны же, являющиеся как результат душевного предчувствия, составляют именно тот отдел этих явлений, который служил предметом изучения древних мудрецов и о котором можно говорить. Если сон был у человека здорового и не относится к его обыденным занятиям, то такое сновидение можно считать душевным предвидением.

Что надо знать для правильного толкования снов?

При объяснении сна надо иметь ввиду, что значение его составляет само содержание, то есть действие, причины его и цель, а не отдельные видимые предметы. Например, видеть во сне облако не значит ничего, но если вы видите, что это облако на вас опустилось, или вас давит, или вас охватило, или вас подняло, или вас унесло - это уже совершенно другое дело, в этом может быть смысл. Предмет, как вещь бездушная, сам по себе ничего не значит, - имеют значение только наши отношения к предмету, только то влияние, которое предмет оказывает на вас.

Толкование сновидений

Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II-III века н. э. - «Онейрокритика».

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Фрейдистское толкование сновидений

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения - осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Юнгианское толкование сновидений

Карл Густав Юнг - ученик Фрейда - предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Управление сновидениями

Сновидение, во время которого человек осознает, что спит, называется «осознанное сновидение». В осознанном сновидении, как правило, человек способен частично или полностью управлять сюжетом сновидения. У многих народов мира существовали или существуют по сей день традиции управления сновидениями (как правило, в рамках шаманизма). Шаманы многих народов используют сновидения или сноподобные состояния для предсказаний, общения с духами и т. д. Традиционные техники сохранения осознанности в сновидении многообразны. Некоторые из них: прямое вхождение в сновидение путём концентрации на образе сновидения, вхождение в транс, длительное бодрствование (более 3 суток), длительная аскеза (голодание, жажда), использование психоактивных веществ (например, отвар Калеи закатечичи). Всплеск интереса к осознанным сновидениям произошёл в середине XX века, в том числе со стороны психологов и физиологов. Наиболее известны работы американского психофизиолога Стивена Лабержа. Появились современные методы вхождения в осознанные сновидения, например, ведение дневника сновидений, использование специальных приборов (устройства, фиксирующие движения быстрых глаз, и посылающие световые сигналы на веки спящего, например, Novadreamer) и т. д. Способность людей проявлять осознанность в сновидении различна, некоторые люди от природы умеют управлять сновидениями, другим необходимо развивать в себе эту способность. Существуют попытки использовать осознанные сновидения в психотерапии.

Сновидение

Сновиде́ние - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность .

Наука, изучающая сны, называется онейрологией . Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5-2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста , учащённым дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. В последнее время доказали, что сны снятся и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не все могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив - яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно -белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения , в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда - пытается управлять сновидением.

Толкование сновидений

Основная статья: Ониромантия

Обложка сонника 1883 года.

Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II-III века н. э. - «Онейрокритика» .

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Фрейдистское толкование сновидений

Основная статья: Теория сновидений Зигмунда Фрейда

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом . Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций . Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения - осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Юнгианское толкование сновидений

См. также

Ссылки

На русском языке

  • Нечаенко Д.А. «Сон, заветных исполненный знаков»: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. М.: Юридическая литература, 1991. - 304 с.
  • Малкольм Н. Состояние сна. / Пер. с англ. М.: ИГ «Прогресс-Культура», 1993. - 176 с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. / Пер. с нем. Киев: AirLand, 1994. - 405 с.
  • Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. / Пер. с англ. Ангарск: АО «Формат», 1994. - 161 с.
  • Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. / Пер. с англ. М.: REFL-book, 1996. - 288 c.
  • Экзегетика снов: Европейские хроники сновидений. М.: Эксмо, 2002. - 464 с.
  • Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005. - 279 с.
  • Путешествие в глубь сознания: Беседы с Далай-ламой о сне, видениях и смерти. / Пер. с англ. Нижний Новгород: Деком, 2005. - 272 с.
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). РАН, Ин-т философии. М., 2005. - 239 с.
  • Живица Е. Ю. Русская традиция толкования снов // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 158-166.
  • Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании. М.: Образ, 2006. - 128 с.
  • Соловьёв В. Толковый словарь сновидений: Иллюстрированная история цивилизации снов. М.: Эксмо, 2006. - 1488 с., ил.
  • Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте (историко-философский аспект). СПб.: Алетейя, 2007. - 268 с., ил.
  • Мосс Р. Тайная история сновидений: Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. / Пер. с англ. СПб.: ИГ «Весь», 2010. - 464 с., ил.
  • Нечаенко Д.А. История литературных сновидений XIX-XX веков. Сновидение как форма культуры. М.: Университетская книга, 2011. - 784 с.
  • Нечаенко Д.А. «Двенадцать» как сновидческая мистерия (новое о поэтике легендарной поэмы Александра Блока). Журнал "Наш современник", М., 2011, № 8-9.
  • Смирнов Т.Л "Мастер сноведений" Эзотерический сонник.
  • Кузина С.В. "Сны врут! Понимаем сны - понимаем себя" 2011 г. Издательство АСТ: Астрель.

На английском языке

  • Malcolm N. Dreaming. London-New York, 1959.
  • Bosnak R. A Little Course in Dreams. New York: Shambhala Publications, 1998.
  • Moss R. Dreaming True. New York: Pocket Books, 2000.
  • Moss R. The Dreamer’s Book of the Dead. Rochester: Destiny Books, 2005.
  • Moss R. The Secret History of Dreaming. Printed in Canada, 2009.
  • The Epistemology of Descartes (fulltext) Classic philosophy on the difference between the real and the dream world
  • The International Association for the Study of Dreams Research About Dreams and Dreaming.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сновидение" в других словарях:

    Сновидение … Орфографический словарь-справочник

Сновидение является нормальным регрессивным психофизиологическим феноменом сна, протекающим циклами по 90 мин. Сновидение определяется по признаку «быстрого движения глаз» (REM-фаза), возникающему на первой стадии сна. У детей сон является более продолжительным, чем у взрослых; по меньшей мере 50% детского ночного сна занимает REM-фаза и сновиденье. В этой фазе наблюдается эрекция пениса и кровонаполнение клитора; этот признак используется при разграничении органической и психогенной импотенции.

Тревожные сны могут сопровождаться пробуждением в REM-фазе, при этом их содержание не запоминается. Тревожный выход из состояния сна может иметь место в любой из стадий. Сновидения, нарушающие 4-ю стадию сна, часто сопровождаются сомнамбулизмом, говорением во сне, ночными страхами и редко запоминаются. Забывание сновидений обусловлено как физиологическими особенностями (необходимостью незамедлительного восстановления внимания), так и психологическими факторами (вытеснением, сопротивлением, цензурой). Забытые сны удается воскресить в памяти при определенных условиях, например при психоанализе и гипнозе.

В работе «Толкование сновидений» Фрейд рассматривает феномен скрытого, или латентного, содержания, лежащего в основе снов. Попытки проникновения в сущность этого феномена привели Фрейда к наиболее важным теоретическим обобщениям его концепции. Другие исследователи считают, что сновидение является одним из способов решения конфликта — проработкой психотравмирующих переживаний и совладанием с ними, как настоящих, ток и детского возраста. Сны рассматриваются также как особая форма усвоения информации, способствующего совладанию с эмоциональными проблемами.

Процессы мышления и аффекты представлены в сновидениях в зрительной либо, что значительно реже, в слуховой форме; могут проявляться и другие модальности сенсорного восприятия — осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные. С точки зрения Фрейда, сны являются результатом работы сновидения— психологического процесса, характеризующегося архаическими способами мышления, в частности смещением, сгущением и замещением, способствующими переводу скрытого содержания в явное сновидение. Два других элемента работы сновидения — наглядная и символическая репрезентация— представляют собой процесс трансформации мыслей в чувственные (сенсорные) символы и образы. И, наконец, вторичная переработка — соединение разрозненных образов и элементов сновидения и создание единого связного содержания (фабулы, действия). Иногда вторичной переработки не происходит, и тогда сновидение проявляется в виде расчлененных, разорванных или причудливо переплетенных серий образов и фраз.

Явное содержание сновидения — это то, что способен вспомнить пробудившийся индивид: взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных и аффективных компонентов, а также их формальные аспекты, включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и т.п. Сны на протяжении одной ночи либо одного и того же периода сна связаны единой и последовательной работой мышления; например, разрешение одного конфликта приводит к возникновению проблемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю ночь.

Процесс образования сновидения обычно рассматривается следующим образом: под воздействием регрессии, релаксации моторной сферы и ослабления сознательной и бессознательной цензуры оживляются архаические функции мышления, проявляющиеся в виде работы сновидения, использующей первичные процессы мышления. Работа сновидения, взаимодействуя с дериватами(производными) влечений детского возраста, психологической защитой и связанными с ней конфликтами, а также с возникающими на этой основе представлениями, формирует зрительные образы (сны), замещающие собой мысли, порождаемые во время сна.

Остатки дня или провоцирующие стимулы представляют собой непосредственные источники материала для формирования сновидения (то есть источники в виде безвредных элементов дневного содержания). Если события, впечатления, образы восприятия, мысли, идеи и чувства нескольких предыдущих дней возникают в сновидении как несущественные, то их значение следует искать в глубоко вытесненных влечениях, желаниях и конфликтах раннего детского возраста. Остатки дня связываются с бессознательными детскими влечениями и желаниями эротического и агрессивного характера, маскируя тем самым инфантильные импульсы, стимулирующие образование сновидения. К такой маскировке добавляется процесс искажения (включая вторичную переработку), вызываемый работой сновидения.

Понятие «экран сна» было введено психоаналитиком Бертрамом Левином для описания сновидений, не имеющих четкого и распознаваемого зрительного содержания. Такие сновидения представляют собой «чистый» или «пустой» фон, необязательно воспринимаемый таковым или оживляемый в памяти. Их принято рассматривать как инфантильные сны, символизирующие фигуру матери или ее грудь. Некоторые авторы считают, что экран сна является фоном или матрицей сновидения; на этом фоне проявляются зрительные содержания, а также элементы бодрствования.

Фрейд называл сны «царской дорогой к бессознательному». Возрастающее значение психологии Я и проблем психоаналитического процесса способствовало тому, что толкование снов стало одним из наиболее важных элементов аналитической работы. Использование сновидений в психотерапии и психоанализе помогает, таким образом, вскрывать бессознательные проявления психического содержания, интегрировать детские фантазии и лежащие в их основе влечения и, наконец, связывать конфликты и защиты со скрытым содержанием, проявляющимся в актуальном поведении и переносе.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.